Хаим Румковски
Хаим Румковски | |
---|---|
Рожденный | Ильино, Великолукский уезд , Российская империя. | 27 февраля 1877 г.
Умер | 28 августа 1944 г. | (67 лет)
Причина смерти | Линчевание |
Национальность | Польский |
Известный | Глава юденрата гетто Лодзинского |
Хаим Мордехай Румковский (27 февраля 1877 — 28 августа 1944) — глава Еврейского совета старейшин Лодзинского гетто, назначенный нацистской Германией во время немецкой оккупации Польши .
Румковский приобрел большую власть, превратив гетто в промышленную базу по производству военных товаров для Вермахта, ошибочно полагая, что производительность труда является ключом к выживанию евреев после Холокоста . Немцы ликвидировали гетто в 1944 году. Все оставшиеся узники были отправлены в лагеря смерти после военных поражений на Восточном фронте .
Как глава юденрата Румковский запомнился своей речью « Отдайте мне своих детей» , произнесенной в то время, когда немцы потребовали от него выполнения депортации 20 000 детей в лагерь смерти Хелмно . В августе 1944 года Румковский и его семья присоединились к последнему транспорту в Освенцим . [ 1 ] и он был убит там 28 августа 1944 года заключенными еврейской зондеркоманды , которые избили его до смерти в отместку за его роль в Холокосте . Этот рассказ о его последних минутах подтверждается показаниями свидетелей процесса во Франкфуртском Освенциме . [ 2 ] [ 3 ]
Фон
Хаим Румковский родился 27 февраля 1877 года в еврейской семье в Ильино, Витебской губернии Российской местечке империи . [ 4 ] В 1892 году Румковский переехал в Конгресс Польши . Он стал гражданином Польши после создания Второй Польской республики в 1918 году. Румковский стал активистом сионистского движения и участвовал в работе Лодзинского сионистского комитета. [ 5 ]
До немецкого вторжения в Польшу Румковский был страховым агентом в Лодзи , членом Кахала и главой еврейского приюта на улице Крайовой, 15 в период с 1925 по 1939 год. По словам доктора Эдварда Райхера, пережившего Холокост из Лодзи, Румковский имел нездоровый интерес к детям. [ 6 ] Лодзь была аннексирована вторгшимися немцами в нацистскую Германию и стала частью территории нового Рейхсгау Вартеланд , отдельного от Генерал-губернаторства, созданного на большей части оккупированной немцами Польши . Небольшие еврейские общины были распущены и насильственно переселены в столичные гетто . Оккупационные власти приказали создать новые еврейские советы, известные как « Юденрате» , которые действовали как мосты между нацистами и заключенными гетто. Помимо управления базовыми услугами, такими как общественные кухни, лазареты, почтовые отделения и профессионально-технические училища, общие задачи Юденрата включали в себя обеспечение нацистского режима рабским трудом и сбор квот евреев для «переселения на Восток» (эвфемизм для депортации в лагеря смерти на самой смертоносной стадии Холокоста .
13 октября 1939 года нацистский амтсляйтер в Лодзи назначил Румковского Judenältester («главным старейшиной евреев»), главой Ältestenrat ( «Совета старейшин»). На этой должности Румковский подчинялся непосредственно администрации нацистского гетто , возглавляемой Гансом Бибоу . [ 7 ] Когда раввинат был распущен, Румковский проводил свадьбы. гетто Деньги или ценные бумаги , так называемые Румки (иногда Хаимки ), произошли от его имени, поскольку это была его идея. Его лицо было изображено на почтовых марках и валюте гетто, что привело к его саркастическому прозвищу «Король Хаим». [ 8 ]
Индустриализируя Лодзинское гетто, он надеялся сделать это сообщество незаменимым для немцев и спасти жителей Лодзи. 5 апреля 1940 года Румковский обратился к немцам с просьбой предоставить материалы для евреев в обмен на крайне необходимую еду и деньги. К концу месяца немцы частично согласились предоставить еду, но не деньги. Хотя Румковского и других «еврейских старейшин» нацистской эпохи стали считать коллаборационистами и предателями, историки пересмотрели это суждение с конца 20 века в свете ужасных условий того времени. Выживший в Лодзинском гетто Арнольд Мостович отметил в своих мемуарах, что Румковский дал проценту своего народа шанс выжить на два года дольше, чем евреям Варшавского гетто , уничтоженным во время Восстания . [ 9 ] Однако, как отметил Люциан Доброшицкий , окончательное решение о будущем принимать было не ему. [ 10 ]
История гетто до «Окончательного решения»
Решение о геттоизации Лодзи было принято 8 сентября 1939 года по приказу оберфюрера СС Фридриха Юбельхера . В его совершенно секретном документе говорилось, что гетто было лишь временным решением «еврейского вопроса» в городе Лодзь. Юбельхёр никогда не подразумевал долгосрочное выживание его жителей. [ 11 ] Гетто было закрыто 30 апреля 1940 года, внутри находилось 164 000 человек. [ 12 ] 16 октября 1939 года Румковский выбрал 31 общественного деятеля для формирования совета. Однако менее чем через три недели, 11 ноября, двадцать из них были казнены, а остальные исчезли, потому что он донес на них немецким властям «за отказ утвердить его политику». Хотя новый юденрат был официально назначен несколько недель спустя, его люди не были такими выдающимися и оставались гораздо менее эффективными, чем его первоначальные лидеры. Это изменение предоставило Румковскому больше власти и не оставило никого, кто мог бы оспаривать или ограничивать его решения. Румковский еврейскую полицию гетто . также контролировал [ 13 ]
Немцы назначали Румковского «единственным лицом, ответственным за управление и организацию внутренней жизни в гетто ». [ 14 ] Румковский завоевал власть благодаря своей властной личности, а также своим словам и делам. [ 14 ] Бибоу с самого начала предоставил Румковскому полную власть в организации гетто, пока это не мешало его основным целям: абсолютному порядку, конфискации еврейской собственности и активов, принудительному труду и личной выгоде Бибоу. [ 15 ] Их отношения, казалось, работали эффективно. Румковский имел свободу действий в организации гетто по своему усмотрению, в то время как Бибоу сидел сложа руки и пожинал плоды. [ 15 ] Пытаясь сделать Бибоу счастливым, Румковский беспрекословно подчинялся каждому приказу и одаривал его подарками и личными услугами. Говорят, что Румковский хвастался своей готовностью сотрудничать с немецкими властями: «Мой девиз — всегда опережать каждое требование Германии как минимум на десять минут». [ 16 ] Он верил, что, опережая мышление немцев, он сможет удовлетворить их и сохранить евреев. Лодзь была последним ликвидированным гетто в Центральной Европе. [ 17 ] Однако до освобождения в городе, скрываясь у польских спасателей , дожили лишь 877 жителей, и утверждается, что Румковский не имел к этому никакого отношения. [ нужна ссылка ]
Администрация
Из-за конфискации денег и другого имущества Румковский предложил использовать валюту, предназначенную специально для использования в гетто, — эрзац . Эта новая валюта будет использоваться в качестве денег, и только за счет нее человек сможет покупать продовольственные пайки и другие предметы первой необходимости. [ 18 ] Это предложение было сочтено высокомерным и иллюстрировало жажду власти Румковского. Поэтому жители гетто прозвали эту валюту «Румкин». [ 19 ] Это отговаривало контрабандистов подвергать опасности свою жизнь, чтобы проникнуть в гетто и выйти из него с товарами, поскольку люди не могли платить за них обычной валютой. Румковский считал, что контрабанда продуктов питания «дестабилизирует гетто в отношении цен на основные товары» и предотвратила ее. [ 19 ]
Румковский не допустил публичных протестов с выражением несогласия. С помощью еврейской полиции он жестоко разогнал демонстрации. Иногда он просил нацистов прийти и разогнать беспорядки, в результате которых протестующих обычно убивали. Лидеры этих групп были наказаны лишением возможности зарабатывать на жизнь, что фактически означало, что они и их семьи были обречены на голодную смерть. Иногда забастовщиков и демонстрантов арестовывали, заключали в тюрьму или отправляли в трудовые лагеря. [ 20 ] К весне 1941 года почти вся оппозиция Румковскому рассеялась. Вначале немцы не знали своих планов относительно гетто, поскольку меры по « окончательному решению » все еще находились в стадии разработки. Они поняли, что первоначальный план ликвидации гетто к октябрю 1940 года не может быть реализован, поэтому начали серьезно относиться к рабочей программе Румковского. [ 21 ] Принудительный труд стал основным продуктом жизни в гетто, и им руководил Румковский. «Через три года, – сказал он, – гетто будет работать как часы». [ 22 ] Однако такого рода «оптимизм» был встречен разоблачительной оценкой со стороны Макса Хорна из Ostindustrie , который заявил, что гетто плохо управляется, нерентабельно и производит неправильные продукты. [ 23 ]
Депортации
В январе 1942 года около 10 000 евреев были отправлены на поездах, посвященных Холокосту, в Хелмно на основе отбора, сделанного юденратом . [ 24 ] Ко 2 апреля в Хелмно было отправлено еще 34 000 жертв, еще 11 000 в мае и более 15 000 в сентябре 1942 года, всего 71 000 за 1942 год в целом. дети и старики, а также все, кого юденрат считает «непригодными к работе» . За ними последуют [ 24 ]
Румковский активно сотрудничал с требованиями Германии, надеясь спасти большинство узников гетто. Такое поведение вызвало у него разногласия с ортодоксальными соблюдающими евреями, поскольку не могло быть никакого оправдания преданию кого-либо на верную смерть. После создания лагеря смерти в Хелмно в 1941 году нацисты приказали Румковскому организовать несколько волн депортаций. Румковский утверждал, что пытался убедить немцев сократить количество евреев, необходимых для депортации, но потерпел неудачу. [ 25 ]
Отдайте мне своих детей
По приказу Германии Румковский произнес речь 4 сентября 1942 года, умоляя евреев в гетто отказаться от детей в возрасте 10 лет и младше, а также пожилых людей старше 65 лет, чтобы другие могли выжить. «Среди собравшейся толпы были слышны ужасные, ужасающие вопли», - говорится в примечании расшифровщика к его жаргону, который часто называют: «Отдайте мне своих детей». [ 25 ] Некоторые комментаторы рассматривают эту речь как пример аспектов Холокоста . [ 26 ]
Тяжелый удар нанесён по гетто. Они [немцы] просят нас отдать лучшее, что у нас есть – детей и стариков. Я была недостойна иметь собственного ребенка, поэтому лучшие годы своей жизни отдала детям. Я жил и дышал с детьми. Я никогда не предполагал, что мне придется доставлять эту жертву к алтарю собственными руками. На старости лет я должен протянуть руки и умолять: Братья и сестры! Отдайте их мне! Отцы и матери: Отдайте мне своих детей!
- Хаим Румковский, 4 сентября 1942 г. [ 26 ]
Личность
Румковский был безжалостен, используя свое положение главы юденрата для конфискации собственности и предприятий, которыми все еще управляли их законные владельцы-евреи в гетто. Он создал многочисленные отделы и учреждения, которые занимались всеми внутренними делами гетто, от размещения десятков тысяч человек до распределения продовольственных пайков. [ 27 ] Были также созданы системы социального обеспечения и здравоохранения. Какое-то время его администрация содержала семь больниц, семь аптек и пять клиник, в которых работали сотни врачей и медсестер. Несмотря на их усилия, многим людям не удалось помочь из-за нехватки медикаментов, допущенных немцами.
Румковски помогал поддерживать школьные помещения. Осталось работать 47 школ, в которых обучаются 63% детей школьного возраста. Ни в одном другом гетто не было такого развитого образования, как в Лодзи. [ 28 ] Он помог создать «Дом культуры», где могли проводиться культурные мероприятия, включая спектакли, оркестровые и другие представления. Он принимал активное участие в деталях этих мероприятий, включая найм и увольнение исполнителей, а также редактирование содержания шоу. [ 29 ] Он стал частью религиозной жизни. Эта интеграция глубоко обеспокоила религиозную общественность. Например, с тех пор как немцы распустили раввинат в сентябре 1942 года, Румковский начал проводить свадебные церемонии и изменять брачный контракт ( кетуба ). [ 30 ] «Он обращался с евреями гетто как с личными вещами. Он разговаривал с ними высокомерно и грубо, а иногда и избивал их». [ 31 ]
Из-за жестокого обращения с Румковским, а также сурового и высокомерного характера евреи начали обвинять его в своем затруднительном положении и выплеснули свое разочарование на него, а не на немцев, которые были вне их досягаемости. [ 32 ] Самым значительным проявлением этого разочарования и сопротивления стала серия забастовок и демонстраций в период с августа 1940 года по весну 1941 года. Под руководством активистов и левых партий, выступающих против Румковского, рабочие покинули свои станции и вышли на улицы, раздавая листовки:
Братья и сестры! Выходите массово, чтобы искоренить наконец, совместными и едиными силами, ужасную нищету и варварское поведение представителей Кехиллы по отношению к несчастной, измученной, голодной публике... Лозунг: хлеб для всех!! Давайте объединим усилия в войне против проклятого паразита Кехиллы... – Демонстрационный буклет [ 33 ]
Смерть от рук зондеркоманды
Существуют противоречивые сведения о последних моментах жизни Румковски. Согласно одному современному источнику, он был убит по прибытии в Освенцим евреями Лодзи, которые были там до него. [ 34 ] Однако эта версия событий была оспорена историками. В другом отчете, представленном членом зондеркоманды из Венгрии Довом Паисиковичем , говорится, что евреи Лодзи зондеркоманды тайно подошли к евреям и попросили их убить Румковского за преступления, которые он совершил в Лодзинском гетто, поэтому они избили его. насмерть у ворот крематория № 2 и избавился от его трупа. [ 2 ]
Дебаты о роли Румковского в Холокосте
В своих мемуарах Иегуда Лейб Герст описывал Румковского как сложного человека: «У этого человека были болезненные склонности, которые противоречили друг другу. По отношению к своим соплеменникам-евреям он был несравненным тираном, который вел себя точно так же, как фюрер, и наводил смертельный ужас на любого, кто осмеливался противостоять его Однако по отношению к преступникам он был нежен, как ягненок, и не было предела его подлому подчинению всем их требованиям, даже если их целью было полное уничтожение нас. В любом случае, он не понимал должным образом своих требований. ситуация и положение и их пределы». [ 2 ]
Историк Михал Унгер в своей книге «Переоценка образа Мордехая Хаима Румковского» (2004) исследовала материалы, создавшие его репутацию. Румковский описывается «с одной стороны, как агрессивный, властный человек, жаждущий чести и власти, хриплый, вульгарный и невежественный, нетерпеливый (и) нетерпимый, импульсивный и похотливый. С другой стороны, он изображается как человек исключительный. организаторское мастерство, быстрый, очень энергичный и верный задачам, которые он перед собой ставил». [ 35 ] Исследование, проведенное Исайей Транком для книги «Юденрат», попыталось пересмотреть преобладающее мнение о Румковском как о предателе и коллаборационисте. [ 36 ]
Румковский принимал активное участие в депортациях евреев. Некоторые историки и писатели описывают его как предателя и пособника нацистов; Румковский стремился выполнить требования нацистов с помощью собственной полиции безопасности Орпо, если это необходимо. [ 37 ] Его правление, в отличие от лидеров других гетто, было отмечено издевательствами над собственным народом и физической ликвидацией политических оппонентов. У него и его совета был удобный продовольственный рацион и собственные специальные магазины. Известно, что он избавлялся от тех, кто лично ему не нравился, отправляя их в лагеря. Кроме того, он подвергал сексуальному насилию уязвимых девочек, находившихся под его опекой. [ 38 ] [ 39 ] Неподчинение ему означало смерть девушки. , пережившая Холокост Люсиль Эйхенгрин , которая утверждала, что подвергалась насилию с его стороны в течение нескольких месяцев, когда была молодой женщиной, работающей в его офисе, сказала: «Я чувствовала отвращение и злилась, да, но если бы я убежала, он бы меня забрал». депортирован, я имею в виду, что это было очень ясно». [ 39 ]
Примо Леви , переживший Освенцим, в своей книге «Утопленные и спасенные » заключает: «Если бы он пережил свою собственную трагедию... ни один трибунал не оправдал бы его, и, конечно же, мы не можем оправдать его в моральном плане. Но здесь являются смягчающими обстоятельствами: адский порядок, такой как национал-социализм, обладает ужасающей силой коррупции, от которой трудно уберечься, чтобы противостоять ей, требуется действительно прочная моральная основа, а та, которая была у Хаима Румковского... была хрупкой». В лучшем случае Леви считал Румковского морально двусмысленным и самообманывающим человеком. Ханна Арендт в своей книге «Эйхман в Иерусалиме Румковского » поместила эгоизм в нижнюю часть спектра примеров руководства гетто военного времени. [ 40 ]
Профессор Иегуда Бауэр отмечает, что, если бы русские продолжили летнее наступление в 1944 году, Лодзь была бы единственным освобожденным гетто, в котором значительное число его жителей осталось бы в живых, и Румковского можно было бы вспомнить в совершенно ином свете. [ 41 ]
См. также
- История Хаима Румковского и евреев Лодзи - документальный фильм 1982 года.
- Адам Черняков , глава юденрата Варшавского гетто
- Внутреннее угнетение
- Политика респектабельности
Примечания
- ^ Домбровская, Данута (2007). «Хаим Мордехай Румковский». В Беренбауме, Майкл ; Сколник, Фред (ред.). Энциклопедия иудаики (2-е изд.). Детройт: Справочник Macmillan. ISBN 978-0-02-866097-4 .
- ^ Перейти обратно: а б с Унгер, Майкл (2004). Переоценка образа Мордехая Хаима Румковского . Иерусалим: Кетерпресс Энтерпрайзис. 8, 57 (прим. 127). ISBN 978-3-8353-0293-8 . Показания Дова Пайсиковича (де) о газовых камерах см. в стенограммах процессов во Франкфуртском Освенциме 1965 года.
- ^ Хелен Аронсон (21 ноября 2011 г.). Нацистские коллаборационисты: Человек изнутри Гитлера (телепродукция). Военный канал . Событие происходит в 58:29. © MMX, World Media Rights Limited
- ^ "Władca getta" ("Повелитель гетто"), Лешек Петржак , серия "Запретные истории"
- ^ Петржак, Лешек (27 февраля 2019 г.). «Владыка гетто» . ЗАПРЕЩЕННЫЕ ИСТОРИИ (на польском языке) . Проверено 27 марта 2024 г.
- ^ Доктор Эдвард Райхер (2013). Страна пепла: еврейский врач в Польше, 1939–1945 гг . Перевод Магды Богин. Литературная пресса Бельвью. стр. 47–48. ISBN 978-1-934137-45-1 .
- ^ «Румковский, Мордехай Хаим» . Яд Вашем Школа изучения Холокоста . Дата обращения: 1 октября 2011 г.
- ^ «Ученые: польский премьер-министр искажает историю, утверждая, что евреи участвовали в Холокосте» . Проверено 12 марта 2018 г.
- ^ Унгер 2004, Переоценка , с. 11.
- ↑ Доброшицкий 1984, Хроника Лодзинского гетто , стр. 61.
- ^ Документы, с. 194
- ^ Унгер 2004, Переоценка , с. 22.
- ^ Унгер 2004, Переоценка , с. 19.
- ^ Перейти обратно: а б Унгер 2004, Переоценка , с. 22.
- ^ Перейти обратно: а б Унгер 2004, Переоценка , с. 23.
- ^ Хильма Вулицер (сентябрь – октябрь 2011 г.). «Последняя фантазия» . Журнал «Момент» . Архивировано из оригинала 11 октября 2011 года . Проверено 3 октября 2011 г.
- ^ Ствол, Исайя (1972). Юденрат: еврейские советы в Восточной Европе под нацистской оккупацией . Нью-Йорк: Макмиллан. п. 413. ИСБН 978-0-8032-9428-8 .
- ^ Унгер 2004, Переоценка , с. 27.
- ^ Перейти обратно: а б Унгер 2004, Переоценка , с. 28.
- ^ Унгер 2004, Переоценка , стр. 34-35.
- ^ Унгер 2004, Переоценка , с. 36.
- ^ Унгер 2004, Переоценка , с. 38.
- ^ Люциан Доброшицкий (1984), Хроника Лодзинского гетто , страница lxi. Гугл Книги.
- ^ Перейти обратно: а б Ширли Ротбейн Флаум (2007). «Депортации и статистика Лодзинского гетто» . Хронология . Домашняя страница JewishGen . Проверено 26 марта 2015 г.
Источник: Энциклопедия Холокоста (1990), Барановский, Доброшицкий, Визенталь, Хронология Холокоста Яд Вашем и другие.
- ^ Перейти обратно: а б «Расшифровка песни «Подари мне своих детей»» . Мемориальный музей Холокоста США , Вашингтон, округ Колумбия, 6 января 2011 г. Дата обращения: 1 октября 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Симона Швебер, Дебби Финдлинг (2007). Преподавание Холокоста (Google Книги, предварительный просмотр) . Тора Аура Продакшнс. п. 107. ИСБН 978-1-891662-91-1 . Проверено 24 марта 2015 г.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Унгер 2004, Переоценка , с. 30.
- ^ Унгер 2004, Переоценка , стр. 30-31.
- ^ Унгер 2004, Переоценка , стр. 31-32.
- ^ Унгер 2004, Переоценка , с. 32.
- ^ Унгер 2004, Переоценка , с. 33.
- ^ Переоценка, с. 33
- ^ Унгер 2004, Переоценка , с. 34.
- ^ «Журнал «Комментарий», май 1979 г. «Как умер Румковский», автор: Майкл Чениски, переживший Лодзинское гетто/Освенцим» . Архивировано из оригинала 19 декабря 2019 г. Проверено 19 декабря 2019 г.
- ^ Унгер (2004), «Переоценка», с. 13.
- ^ Унгер (2004), «Переоценка», с. 9.
- ^ Исайя Транк (2008), Лодзинское гетто: История , стр. 52. ISBN 0253347556 .
- ^ Рис, Лоуренс , «Освенцим: нацисты и «окончательное решение»» , особенно показания Люсиль Эйхенгрин , стр. 105-131. Книги Би-би-си. ISBN 978-0-563-52296-6 .
- ^ Перейти обратно: а б Рис, Лоуренс. «Освенцим: Внутри нацистского государства» . BBC / KCET , 2005. Дата обращения: 1 октября 2011.
- ^ Ханна Арендт (22 сентября 2006 г.). Эйхман в Иерусалиме: доклад о банальности зла . Пингвин. п. 119. ИСБН 978-1-101-00716-7 .
- ^ Бауэр 2002 , стр. 137–142.
Ссылки
- Бауэр, Иегуда (2002). Переосмысление Холокоста . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-08256-2 . JSTOR j.ctt32bpxv .
- Хорвиц, Гордон Дж. Геттоштадт: Лодзь и создание нацистского города . Кембридж, Массачусетс: Belknap Press , ISBN 067402799X
- Лебович, Мэтт. « Король Хаим», правитель Лодзинского гетто, выставлен на выставке в Бостоне . «Таймс оф Израиль», 28 марта 2017 г.
- Лёв, Андреа Евреи в Лицманнштадтском гетто: условия жизни, самовосприятие, поведение . Вальштайн: Геттинген, 2006 г.
- Ствол, Исайя (2006). Лодзинское гетто: история . Роберт Мозес Шапиро, перевод и ред. (ред. Alk. Paper). Блумингтон, Индиана : Издательство Индианского университета (совместно с Мемориальным музеем Холокоста США ). ISBN 978-0-253-34755-8 . Проверено 21 ноября 2011 г.
- Унгер, Михал (2004). Переоценка образа Мордехая Хаима Румковского . Иерусалим: Кетерпресс Энтерпрайзис. ISBN 978-3-8353-0293-8 . Показания Дова Пайсиковича (де) о газовых камерах см. в стенограммах процессов во Франкфуртском Освенциме 1965 года.
- Унгер, Михал Лодзь – Последнее гетто в Польше . Иерусалим: Яд Вашем (на иврите).
- Эпштейн, Лесли (роман) Король евреев , Нью-Йорк: 1976
- Сем-Сандберг, Стив . (рассказ) Лодзинские бедняки . Стокгольм: Альберт Бонньерс Фёрлаг (роман, на шведском языке); Английское название The Emperor of Lies , опубликовано в переводе в 2011 году.
Внешние ссылки
- Мемориальный музей Холокоста США - Онлайн-выставка: « Дайте мне своих детей: голоса из Лодзинского гетто». Архивировано 12 сентября 2013 г. в Wayback Machine , Мемориальный музей Холокоста в США.
- Мемориальный музей Холокоста США – Библиография библиотеки: Лодзинское гетто , Мемориальный музей Холокоста США
- «Румковский, Мордехай Хаим» , Яд Вашем , Орган памяти мучеников и героев Холокоста
- «Румковский, Мордехай Хаим» , Центр Симона Визенталя Мультимедийный учебный центр онлайн
- 1877 рождений
- 1944 смертей
- Польские насильники
- Виновники Холокоста в Польше
- Узники Лодзинского гетто
- Казненные еврейские пособники нацистской Германии.
- Казненные польские коллаборационисты нацистской Германии.
- Поляки, погибшие в концлагере Освенцим
- Польские мирные жители, убитые во Второй мировой войне
- Польские евреи, погибшие во время Холокоста
- Польские сионисты
- Польские военные преступники
- Еврейская польская история
- Смерти от избиения
- Сексуальное насилие в Европе во время Второй мировой войны