Jump to content

Хаим Румковски

Страница расширена и защищена

Хаим Румковски
Хаим Румковский (слева) и Ганс Бибов (справа) в Лодзинском гетто
Рожденный ( 1877-02-27 ) 27 февраля 1877 г.
Умер 28 августа 1944 г. ( 1944-08-28 ) (67 лет)
Причина смерти Линчевание
Национальность Польский
Известный Глава юденрата гетто Лодзинского

Хаим Мордехай Румковский (27 февраля 1877 — 28 августа 1944) — глава Еврейского совета старейшин Лодзинского гетто, назначенный нацистской Германией во время немецкой оккупации Польши .

Румковский приобрел большую власть, превратив гетто в промышленную базу по производству военных товаров для Вермахта, ошибочно полагая, что производительность труда является ключом к выживанию евреев после Холокоста . Немцы ликвидировали гетто в 1944 году. Все оставшиеся узники были отправлены в лагеря смерти после военных поражений на Восточном фронте .

Как глава юденрата Румковский запомнился своей речью « Отдайте мне своих детей» , произнесенной в то время, когда немцы потребовали от него выполнения депортации 20 000 детей в лагерь смерти Хелмно . В августе 1944 года Румковский и его семья присоединились к последнему транспорту в Освенцим . [ 1 ] и он был убит там 28 августа 1944 года заключенными еврейской зондеркоманды , которые избили его до смерти в отместку за его роль в Холокосте . Этот рассказ о его последних минутах подтверждается показаниями свидетелей процесса во Франкфуртском Освенциме . [ 2 ] [ 3 ]

Фон

До войны Румковский руководил еврейским приютом в Лодзи.

Хаим Румковский родился 27 февраля 1877 года в еврейской семье в Ильино, Витебской губернии Российской местечке империи . [ 4 ] В 1892 году Румковский переехал в Конгресс Польши . Он стал гражданином Польши после создания Второй Польской республики в 1918 году. Румковский стал активистом сионистского движения и участвовал в работе Лодзинского сионистского комитета. [ 5 ]

До немецкого вторжения в Польшу Румковский был страховым агентом в Лодзи , членом Кахала и главой еврейского приюта на улице Крайовой, 15 в период с 1925 по 1939 год. По словам доктора Эдварда Райхера, пережившего Холокост из Лодзи, Румковский имел нездоровый интерес к детям. [ 6 ] Лодзь была аннексирована вторгшимися немцами в нацистскую Германию и стала частью территории нового Рейхсгау Вартеланд , отдельного от Генерал-губернаторства, созданного на большей части оккупированной немцами Польши . Небольшие еврейские общины были распущены и насильственно переселены в столичные гетто . Оккупационные власти приказали создать новые еврейские советы, известные как « Юденрате» , которые действовали как мосты между нацистами и заключенными гетто. Помимо управления базовыми услугами, такими как общественные кухни, лазареты, почтовые отделения и профессионально-технические училища, общие задачи Юденрата включали в себя обеспечение нацистского режима рабским трудом и сбор квот евреев для «переселения на Восток» (эвфемизм для депортации в лагеря смерти на самой смертоносной стадии Холокоста .

13 октября 1939 года нацистский амтсляйтер в Лодзи назначил Румковского Judenältester («главным старейшиной евреев»), главой Ältestenrat ( «Совета старейшин»). На этой должности Румковский подчинялся непосредственно администрации нацистского гетто , возглавляемой Гансом Бибоу . [ 7 ] Когда раввинат был распущен, Румковский проводил свадьбы. гетто Деньги или ценные бумаги , так называемые Румки (иногда Хаимки ), произошли от его имени, поскольку это была его идея. Его лицо было изображено на почтовых марках и валюте гетто, что привело к его саркастическому прозвищу «Король Хаим». [ 8 ]

Индустриализируя Лодзинское гетто, он надеялся сделать это сообщество незаменимым для немцев и спасти жителей Лодзи. 5 апреля 1940 года Румковский обратился к немцам с просьбой предоставить материалы для евреев в обмен на крайне необходимую еду и деньги. К концу месяца немцы частично согласились предоставить еду, но не деньги. Хотя Румковского и других «еврейских старейшин» нацистской эпохи стали считать коллаборационистами и предателями, историки пересмотрели это суждение с конца 20 века в свете ужасных условий того времени. Выживший в Лодзинском гетто Арнольд Мостович отметил в своих мемуарах, что Румковский дал проценту своего народа шанс выжить на два года дольше, чем евреям Варшавского гетто , уничтоженным во время Восстания . [ 9 ] Однако, как отметил Люциан Доброшицкий , окончательное решение о будущем принимать было не ему. [ 10 ]

История гетто до «Окончательного решения»

Решение о геттоизации Лодзи было принято 8 сентября 1939 года по приказу оберфюрера СС Фридриха Юбельхера . В его совершенно секретном документе говорилось, что гетто было лишь временным решением «еврейского вопроса» в городе Лодзь. Юбельхёр никогда не подразумевал долгосрочное выживание его жителей. [ 11 ] Гетто было закрыто 30 апреля 1940 года, внутри находилось 164 000 человек. [ 12 ] 16 октября 1939 года Румковский выбрал 31 общественного деятеля для формирования совета. Однако менее чем через три недели, 11 ноября, двадцать из них были казнены, а остальные исчезли, потому что он донес на них немецким властям «за отказ утвердить его политику». Хотя новый юденрат был официально назначен несколько недель спустя, его люди не были такими выдающимися и оставались гораздо менее эффективными, чем его первоначальные лидеры. Это изменение предоставило Румковскому больше власти и не оставило никого, кто мог бы оспаривать или ограничивать его решения. Румковский еврейскую полицию гетто . также контролировал [ 13 ]

Немцы назначали Румковского «единственным лицом, ответственным за управление и организацию внутренней жизни в гетто ». [ 14 ] Румковский завоевал власть благодаря своей властной личности, а также своим словам и делам. [ 14 ] Бибоу с самого начала предоставил Румковскому полную власть в организации гетто, пока это не мешало его основным целям: абсолютному порядку, конфискации еврейской собственности и активов, принудительному труду и личной выгоде Бибоу. [ 15 ] Их отношения, казалось, работали эффективно. Румковский имел свободу действий в организации гетто по своему усмотрению, в то время как Бибоу сидел сложа руки и пожинал плоды. [ 15 ] Пытаясь сделать Бибоу счастливым, Румковский беспрекословно подчинялся каждому приказу и одаривал его подарками и личными услугами. Говорят, что Румковский хвастался своей готовностью сотрудничать с немецкими властями: «Мой девиз — всегда опережать каждое требование Германии как минимум на десять минут». [ 16 ] Он верил, что, опережая мышление немцев, он сможет удовлетворить их и сохранить евреев. Лодзь была последним ликвидированным гетто в Центральной Европе. [ 17 ] Однако до освобождения в городе, скрываясь у польских спасателей , дожили лишь 877 жителей, и утверждается, что Румковский не имел к этому никакого отношения. [ нужна ссылка ]

Администрация

Хаим Румковский в Лодзинском гетто пробует суп.

Из-за конфискации денег и другого имущества Румковский предложил использовать валюту, предназначенную специально для использования в гетто, — эрзац . Эта новая валюта будет использоваться в качестве денег, и только за счет нее человек сможет покупать продовольственные пайки и другие предметы первой необходимости. [ 18 ] Это предложение было сочтено высокомерным и иллюстрировало жажду власти Румковского. Поэтому жители гетто прозвали эту валюту «Румкин». [ 19 ] Это отговаривало контрабандистов подвергать опасности свою жизнь, чтобы проникнуть в гетто и выйти из него с товарами, поскольку люди не могли платить за них обычной валютой. Румковский считал, что контрабанда продуктов питания «дестабилизирует гетто в отношении цен на основные товары» и предотвратила ее. [ 19 ]

Румковский не допустил публичных протестов с выражением несогласия. С помощью еврейской полиции он жестоко разогнал демонстрации. Иногда он просил нацистов прийти и разогнать беспорядки, в результате которых протестующих обычно убивали. Лидеры этих групп были наказаны лишением возможности зарабатывать на жизнь, что фактически означало, что они и их семьи были обречены на голодную смерть. Иногда забастовщиков и демонстрантов арестовывали, заключали в тюрьму или отправляли в трудовые лагеря. [ 20 ] К весне 1941 года почти вся оппозиция Румковскому рассеялась. Вначале немцы не знали своих планов относительно гетто, поскольку меры по « окончательному решению » все еще находились в стадии разработки. Они поняли, что первоначальный план ликвидации гетто к октябрю 1940 года не может быть реализован, поэтому начали серьезно относиться к рабочей программе Румковского. [ 21 ] Принудительный труд стал основным продуктом жизни в гетто, и им руководил Румковский. «Через три года, – сказал он, – гетто будет работать как часы». [ 22 ] Однако такого рода «оптимизм» был встречен разоблачительной оценкой со стороны Макса Хорна из Ostindustrie , который заявил, что гетто плохо управляется, нерентабельно и производит неправильные продукты. [ 23 ]

Депортации

В январе 1942 года около 10 000 евреев были отправлены на поездах, посвященных Холокосту, в Хелмно на основе отбора, сделанного юденратом . [ 24 ] Ко 2 апреля в Хелмно было отправлено еще 34 000 жертв, еще 11 000 в мае и более 15 000 в сентябре 1942 года, всего 71 000 за 1942 год в целом. дети и старики, а также все, кого юденрат считает «непригодными к работе» . За ними последуют [ 24 ]

Румковский активно сотрудничал с требованиями Германии, надеясь спасти большинство узников гетто. Такое поведение вызвало у него разногласия с ортодоксальными соблюдающими евреями, поскольку не могло быть никакого оправдания преданию кого-либо на верную смерть. После создания лагеря смерти в Хелмно в 1941 году нацисты приказали Румковскому организовать несколько волн депортаций. Румковский утверждал, что пытался убедить немцев сократить количество евреев, необходимых для депортации, но потерпел неудачу. [ 25 ]

Отдайте мне своих детей

Хаим Румковский произносит речь в гетто, 1941–42 гг.

По приказу Германии Румковский произнес речь 4 сентября 1942 года, умоляя евреев в гетто отказаться от детей в возрасте 10 лет и младше, а также пожилых людей старше 65 лет, чтобы другие могли выжить. «Среди собравшейся толпы были слышны ужасные, ужасающие вопли», - говорится в примечании расшифровщика к его жаргону, который часто называют: «Отдайте мне своих детей». [ 25 ] Некоторые комментаторы рассматривают эту речь как пример аспектов Холокоста . [ 26 ]

Тяжелый удар нанесён по гетто. Они [немцы] просят нас отдать лучшее, что у нас есть – детей и стариков. Я была недостойна иметь собственного ребенка, поэтому лучшие годы своей жизни отдала детям. Я жил и дышал с детьми. Я никогда не предполагал, что мне придется доставлять эту жертву к алтарю собственными руками. На старости лет я должен протянуть руки и умолять: Братья и сестры! Отдайте их мне! Отцы и матери: Отдайте мне своих детей!

- Хаим Румковский, 4 сентября 1942 г. [ 26 ]

Личность

Румковский был безжалостен, используя свое положение главы юденрата для конфискации собственности и предприятий, которыми все еще управляли их законные владельцы-евреи в гетто. Он создал многочисленные отделы и учреждения, которые занимались всеми внутренними делами гетто, от размещения десятков тысяч человек до распределения продовольственных пайков. [ 27 ] Были также созданы системы социального обеспечения и здравоохранения. Какое-то время его администрация содержала семь больниц, семь аптек и пять клиник, в которых работали сотни врачей и медсестер. Несмотря на их усилия, многим людям не удалось помочь из-за нехватки медикаментов, допущенных немцами.

Румковски помогал поддерживать школьные помещения. Осталось работать 47 школ, в которых обучаются 63% детей школьного возраста. Ни в одном другом гетто не было такого развитого образования, как в Лодзи. [ 28 ] Он помог создать «Дом культуры», где могли проводиться культурные мероприятия, включая спектакли, оркестровые и другие представления. Он принимал активное участие в деталях этих мероприятий, включая найм и увольнение исполнителей, а также редактирование содержания шоу. [ 29 ] Он стал частью религиозной жизни. Эта интеграция глубоко обеспокоила религиозную общественность. Например, с тех пор как немцы распустили раввинат в сентябре 1942 года, Румковский начал проводить свадебные церемонии и изменять брачный контракт ( кетуба ). [ 30 ] «Он обращался с евреями гетто как с личными вещами. Он разговаривал с ними высокомерно и грубо, а иногда и избивал их». [ 31 ]

Из-за жестокого обращения с Румковским, а также сурового и высокомерного характера евреи начали обвинять его в своем затруднительном положении и выплеснули свое разочарование на него, а не на немцев, которые были вне их досягаемости. [ 32 ] Самым значительным проявлением этого разочарования и сопротивления стала серия забастовок и демонстраций в период с августа 1940 года по весну 1941 года. Под руководством активистов и левых партий, выступающих против Румковского, рабочие покинули свои станции и вышли на улицы, раздавая листовки:

Братья и сестры! Выходите массово, чтобы искоренить наконец, совместными и едиными силами, ужасную нищету и варварское поведение представителей Кехиллы по отношению к несчастной, измученной, голодной публике... Лозунг: хлеб для всех!! Давайте объединим усилия в войне против проклятого паразита Кехиллы... – Демонстрационный буклет [ 33 ]

Смерть от рук зондеркоманды

Существуют противоречивые сведения о последних моментах жизни Румковски. Согласно одному современному источнику, он был убит по прибытии в Освенцим евреями Лодзи, которые были там до него. [ 34 ] Однако эта версия событий была оспорена историками. В другом отчете, представленном членом зондеркоманды из Венгрии Довом Паисиковичем [ де ] , говорится, что евреи Лодзи зондеркоманды тайно подошли к евреям и попросили их убить Румковского за преступления, которые он совершил в Лодзинском гетто, поэтому они избили его. насмерть у ворот крематория № 2 и избавился от его трупа. [ 2 ]

Дебаты о роли Румковского в Холокосте

Символические деньги в гетто с подписью Румковского

В своих мемуарах Иегуда Лейб Герст описывал Румковского как сложного человека: «У этого человека были болезненные склонности, которые противоречили друг другу. По отношению к своим соплеменникам-евреям он был несравненным тираном, который вел себя точно так же, как фюрер, и наводил смертельный ужас на любого, кто осмеливался противостоять его Однако по отношению к преступникам он был нежен, как ягненок, и не было предела его подлому подчинению всем их требованиям, даже если их целью было полное уничтожение нас. В любом случае, он не понимал должным образом своих требований. ситуация и положение и их пределы». [ 2 ]

Историк Михал Унгер в своей книге «Переоценка образа Мордехая Хаима Румковского» (2004) исследовала материалы, создавшие его репутацию. Румковский описывается «с одной стороны, как агрессивный, властный человек, жаждущий чести и власти, хриплый, вульгарный и невежественный, нетерпеливый (и) нетерпимый, импульсивный и похотливый. С другой стороны, он изображается как человек исключительный. организаторское мастерство, быстрый, очень энергичный и верный задачам, которые он перед собой ставил». [ 35 ] Исследование, проведенное Исайей Транком для книги «Юденрат», попыталось пересмотреть преобладающее мнение о Румковском как о предателе и коллаборационисте. [ 36 ]

Румковский принимал активное участие в депортациях евреев. Некоторые историки и писатели описывают его как предателя и пособника нацистов; Румковский стремился выполнить требования нацистов с помощью собственной полиции безопасности Орпо, если это необходимо. [ 37 ] Его правление, в отличие от лидеров других гетто, было отмечено издевательствами над собственным народом и физической ликвидацией политических оппонентов. У него и его совета был удобный продовольственный рацион и собственные специальные магазины. Известно, что он избавлялся от тех, кто лично ему не нравился, отправляя их в лагеря. Кроме того, он подвергал сексуальному насилию уязвимых девочек, находившихся под его опекой. [ 38 ] [ 39 ] Неподчинение ему означало смерть девушки. , пережившая Холокост Люсиль Эйхенгрин , которая утверждала, что подвергалась насилию с его стороны в течение нескольких месяцев, когда была молодой женщиной, работающей в его офисе, сказала: «Я чувствовала отвращение и злилась, да, но если бы я убежала, он бы меня забрал». депортирован, я имею в виду, что это было очень ясно». [ 39 ]

Примо Леви , переживший Освенцим, в своей книге «Утопленные и спасенные » заключает: «Если бы он пережил свою собственную трагедию... ни один трибунал не оправдал бы его, и, конечно же, мы не можем оправдать его в моральном плане. Но здесь являются смягчающими обстоятельствами: адский порядок, такой как национал-социализм, обладает ужасающей силой коррупции, от которой трудно уберечься, чтобы противостоять ей, требуется действительно прочная моральная основа, а та, которая была у Хаима Румковского... была хрупкой». В лучшем случае Леви считал Румковского морально двусмысленным и самообманывающим человеком. Ханна Арендт в своей книге «Эйхман в Иерусалиме Румковского » поместила эгоизм в нижнюю часть спектра примеров руководства гетто военного времени. [ 40 ]

Профессор Иегуда Бауэр отмечает, что, если бы русские продолжили летнее наступление в 1944 году, Лодзь была бы единственным освобожденным гетто, в котором значительное число его жителей осталось бы в живых, и Румковского можно было бы вспомнить в совершенно ином свете. [ 41 ]

См. также

Примечания

  1. ^ Домбровская, Данута (2007). «Хаим Мордехай Румковский». В Беренбауме, Майкл ; Сколник, Фред (ред.). Энциклопедия иудаики (2-е изд.). Детройт: Справочник Macmillan. ISBN  978-0-02-866097-4 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с Унгер, Майкл (2004). Переоценка образа Мордехая Хаима Румковского . Иерусалим: Кетерпресс Энтерпрайзис. 8, 57 (прим. 127). ISBN  978-3-8353-0293-8 . Показания Дова Пайсиковича (де) о газовых камерах см. в стенограммах процессов во Франкфуртском Освенциме 1965 года.
  3. ^ Хелен Аронсон (21 ноября 2011 г.). Нацистские коллаборационисты: Человек изнутри Гитлера (телепродукция). Военный канал . Событие происходит в 58:29. © MMX, World Media Rights Limited
  4. ^ "Władca getta" ("Повелитель гетто"), Лешек Петржак [ pl ] , серия "Запретные истории"
  5. ^ Петржак, Лешек (27 февраля 2019 г.). «Владыка гетто» . ЗАПРЕЩЕННЫЕ ИСТОРИИ (на польском языке) . Проверено 27 марта 2024 г.
  6. ^ Доктор Эдвард Райхер (2013). Страна пепла: еврейский врач в Польше, 1939–1945 гг . Перевод Магды Богин. Литературная пресса Бельвью. стр. 47–48. ISBN  978-1-934137-45-1 .
  7. ^ «Румковский, Мордехай Хаим» . Яд Вашем Школа изучения Холокоста . Дата обращения: 1 октября 2011 г.
  8. ^ «Ученые: польский премьер-министр искажает историю, утверждая, что евреи участвовали в Холокосте» . Проверено 12 марта 2018 г.
  9. ^ Унгер 2004, Переоценка , с. 11.
  10. Доброшицкий 1984, Хроника Лодзинского гетто , стр. 61.
  11. ^ Документы, с. 194
  12. ^ Унгер 2004, Переоценка , с. 22.
  13. ^ Унгер 2004, Переоценка , с. 19.
  14. ^ Перейти обратно: а б Унгер 2004, Переоценка , с. 22.
  15. ^ Перейти обратно: а б Унгер 2004, Переоценка , с. 23.
  16. ^ Хильма Вулицер (сентябрь – октябрь 2011 г.). «Последняя фантазия» . Журнал «Момент» . Архивировано из оригинала 11 октября 2011 года . Проверено 3 октября 2011 г.
  17. ^ Ствол, Исайя (1972). Юденрат: еврейские советы в Восточной Европе под нацистской оккупацией . Нью-Йорк: Макмиллан. п. 413. ИСБН  978-0-8032-9428-8 .
  18. ^ Унгер 2004, Переоценка , с. 27.
  19. ^ Перейти обратно: а б Унгер 2004, Переоценка , с. 28.
  20. ^ Унгер 2004, Переоценка , стр. 34-35.
  21. ^ Унгер 2004, Переоценка , с. 36.
  22. ^ Унгер 2004, Переоценка , с. 38.
  23. ^ Люциан Доброшицкий (1984), Хроника Лодзинского гетто , страница lxi. Гугл Книги.
  24. ^ Перейти обратно: а б Ширли Ротбейн Флаум (2007). «Депортации и статистика Лодзинского гетто» . Хронология . Домашняя страница JewishGen . Проверено 26 марта 2015 г. Источник: Энциклопедия Холокоста (1990), Барановский, Доброшицкий, Визенталь, Хронология Холокоста Яд Вашем и другие.
  25. ^ Перейти обратно: а б «Расшифровка песни «Подари мне своих детей»» . Мемориальный музей Холокоста США , Вашингтон, округ Колумбия, 6 января 2011 г. Дата обращения: 1 октября 2011 г.
  26. ^ Перейти обратно: а б Симона Швебер, Дебби Финдлинг (2007). Преподавание Холокоста (Google Книги, предварительный просмотр) . Тора Аура Продакшнс. п. 107. ИСБН  978-1-891662-91-1 . Проверено 24 марта 2015 г. {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  27. ^ Унгер 2004, Переоценка , с. 30.
  28. ^ Унгер 2004, Переоценка , стр. 30-31.
  29. ^ Унгер 2004, Переоценка , стр. 31-32.
  30. ^ Унгер 2004, Переоценка , с. 32.
  31. ^ Унгер 2004, Переоценка , с. 33.
  32. ^ Переоценка, с. 33
  33. ^ Унгер 2004, Переоценка , с. 34.
  34. ^ «Журнал «Комментарий», май 1979 г. «Как умер Румковский», автор: Майкл Чениски, переживший Лодзинское гетто/Освенцим» . Архивировано из оригинала 19 декабря 2019 г. Проверено 19 декабря 2019 г.
  35. ^ Унгер (2004), «Переоценка», с. 13.
  36. ^ Унгер (2004), «Переоценка», с. 9.
  37. ^ Исайя Транк (2008), Лодзинское гетто: История , стр. 52. ISBN   0253347556 .
  38. ^ Рис, Лоуренс , «Освенцим: нацисты и «окончательное решение»» , особенно показания Люсиль Эйхенгрин , стр. 105-131. Книги Би-би-си. ISBN   978-0-563-52296-6 .
  39. ^ Перейти обратно: а б Рис, Лоуренс. «Освенцим: Внутри нацистского государства» . BBC / KCET , 2005. Дата обращения: 1 октября 2011.
  40. ^ Ханна Арендт (22 сентября 2006 г.). Эйхман в Иерусалиме: доклад о банальности зла . Пингвин. п. 119. ИСБН  978-1-101-00716-7 .
  41. ^ Бауэр 2002 , стр. 137–142.

Ссылки

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 622a407bd3a81f54f68f2e67c17420bc__1720891200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/62/bc/622a407bd3a81f54f68f2e67c17420bc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chaim Rumkowski - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)