отрицание Накбы
![]() |
Часть серии о |
Накба |
---|
Отрицание Накбы – это форма исторического отрицания, связанная с изгнанием и бегством палестинцев в 1948 году и сопутствующими им последствиями , которые палестинцы коллективно называют « Накба » ( букв. « катастрофа » ). [1] [2] В основе предположений отрицания Накбы, на которые ссылаются ученые, могут лежать отрицание исторически задокументированного насилия против палестинцев, отрицание отдельной палестинской идентичности , идея о том, что Палестина была бесплодной землей , и представление о том, что лишение палестинцев было частью взаимных передач между арабами и евреями. оправдано войной. [3] [4] [5]
Некоторые историки говорят, что отрицание Накбы стало ключевым компонентом сионистских повествований. [6] [а] и этому во многом способствовала ранняя израильская историография. [7] Начиная с 1980-х годов « Новые историки» , работая на основе рассекреченных архивов, выдвинули исторические отчеты, которые бросили вызов отрицанию Накбы. [8] значительные тома израильской еврейской литературы, проливающие больше света на этот период. Появились также [9] В 1998 году Стив Нива, редактор Middle East Report , использовал термин «отрицание Накбы», описывая, как появление раннего Интернета привело к конкурирующим онлайн-рассказам о событиях 1948 года. [10] «Зохрот» , израильская некоммерческая организация, стремится почтить память Накбы посредством прямых действий. [11]
Отрицание Накбы до сих пор широко распространено как в израильском, так и в американском дискурсе и связано с различными стереотипами, связанными с антиарабским расизмом . [4] В 2011 году Израиль принял закон, в просторечии называемый « Законом Накбы» , который разрешал удержание государственных средств у организаций, отмечающих День независимости Израиля как день траура. [11] [12] В мае 2023 года, после 75-летия Накбы, Палестинской автономии президент Махмуд Аббас объявил отрицание Накбы или изгнание 1948 года преступлением, караемым двумя годами тюремного заключения. [2]
Фон
Палестинцы обвиняют Израиль в том, что он использует «отрицание Накбы», чтобы снять с себя ответственность и одновременно увековечить конфликт. Эту характеристику Израиль категорически отрицает. Сионистские историки оправдывают изгнание и бегство в 1948 году, заявляя, что вторгшиеся арабские армии угрожали существованию нового еврейского государства уничтожением. Однако некоторые из «Новых историков Израиля» утверждают, что премьер-министр-основатель Израиля Давид Бен-Гурион преувеличил арабскую угрозу с целью изгнания палестинского гражданского населения и захвата как можно большей части бывшей Палестины. [13] Термин «отрицание Накбы» был использован в 1998 году Стивом Нивой, редактором Middle East Report , при описании того, как появление раннего Интернета привело к конкурирующим онлайн-повествованиям о событиях 1948 года. [10]
Палестинский писатель и историк Нур Масалха утверждает, что израильские учителя и педагоги скрывают ужасы Накбы от школьников, создавая и поддерживая национальную идеологию, исключающую палестинскую коллективную память . Масалха заявляет, что израильские «школьные учителя, ученые, педагоги, историки и писатели» продвигают «сионистские знания» и сионистскую коллективную память, используя «кампанию отрицания и сокрытия Накбы». И это исключение, по мнению Илана Паппе , «является главным конституирующим элементом в построении коллективной еврейской идентичности в государстве Израиль». [14]
Исторический отрицание
В повествованиях о сионистской и израильской государственности
По мнению ученого Нура Масалхи , в Израиле существует политика отрицания Накбы, воплощенная в заявлениях таких людей, как Голда Меир , таких как знаменитая фраза « Не было такого понятия, как палестинцы ». [15] Масалха заявляет, что «отрицание занимает центральное место в сионистском повествовании о том, что произошло в 1948 году». [6] далее заявив, что политика отрицания вокруг Накбы сама по себе является одним из проявлений « продолжающейся Накбы ». [16]
Анализ основной израильской историографии становления государственности, проведенный ученым Марико Мори, обнаружил неадекватные упоминания о «зарождении проблемы палестинских беженцев и разрушении более 400 палестинских деревень в 1948 году, тем самым сознательно отрицая воспоминания палестинцев о Накбе». [8] Она считает, что версии, оправдывающие изгнание и бегство палестинцев в 1948 году, основаны на ряде предположений, в том числе о том, что Палестина была «невозделываемой», «бесплодной, необитаемой землей»; что палестинские арабы были частью «великой арабской нации», а не нацией, что оспаривает палестинский арабский национализм; что палестинские арабы были «бунтовщиками и погромщиками »; что евреи возвращались домой ( отрицание диаспоры ); и что перемещение населения было «оправданным и универсальным решением вопросов меньшинств». [5]
В анализе историком Маха Нассаром романа Леона Юриса » 1958 года « Исход Нассар выявил отрицание ответственности сионистов за изгнание и бегство палестинцев в 1948 году и утверждение, что виноваты сами арабы (используя антиарабские расистские стереотипы, присутствующие в романе). ) как форму исторического отрицания , которую она называет «отрицанием Накбы». [4] Антиарабские расистские стереотипы включают представление о том, что палестинцам не хватает религиозной привязанности к Палестине, что им не хватает «современного чувства национальной идентичности» и что их лидеры легко склоняют к насилию. [4] В рамках парадигмы сионизма как поселенческого колониализма она утверждает, что такие повествования обвиняют жертв колониального насилия со стороны поселенцев в их изгнании. [4]
Историк Майкл Р. Фишбах определяет отрицание Накбы как «контрнарратив Накбы», играющий особую роль в общественной жизни и государственной политике Израиля, особенно как инструмент сопротивления призывам о репарациях , состоящий из следующих тем: [3]
- тема «война есть война», в которой изгнание и бегство были неудачным, но неизбежным побочным эффектом защиты Израиля от вторгшихся арабских войск, и что Временное правительство Израиля не было виновато, поскольку у него не было « генерального плана». «изгнания, но при этом не учитываются последующие решения и политика, которые с тех пор препятствовали возвращению беженцев, при взвешивании ответственности государства.
- тема «обмена населением», в которой евреи и арабы, рассматриваемые как более широкий арабский мир, совершили безвозвратную взаимную передачу населения и собственности (например, евреи, покидающие Ирак, также оставили свою собственность), и что переселение евреев в Израиль также произошло отличная стоимость.
- утверждение о том, что Израиль в целом был готов предоставить компенсацию, но для этого требуется какой-то международный механизм, который будет распределять средства, не включая при этом возможность индивидуального возмещения, например, путем реституции, в свете пропуска Израилем отсутствующих Законы о собственности и палестинские переговорщики, не выступавшие против идеи международного фонда во время саммита в Кэмп-Дэвиде 2000 года (который завершился без соглашения); в случае осуществления такого «массового урегулирования» Израиль выплатит определенную сумму и будет освобожден от любых дальнейших обязательств, составляющих положение о «окончании претензий», закрывающее все законные возможности для отдельных палестинцев, имеющих оставшиеся претензии или не предъявляющих претензий. желаю быть частью схемы.
- убежденность в том, что единственное, что Израиль должен беженцам, — это имущественная компенсация, а не какое-либо моральное возмещение, кроме заявления о сожалении.
Илан Гур-Зеев и Илан Паппе в 2003 году написали, что и израильтяне, и палестинцы считают себя « единственной жертвой, полностью отрицая виктимизацию » другой группы. Со стороны палестинцев тенденция отходила от «тотального отрицания» к преуменьшению «морального значения» Холокоста, в то время как со стороны израильтян «сионизм настаивает на отрицании Накбы и отказывается признать роль Израиля в палестинском конфликте». страдает как обидчик", и что "ничто не оправдывает... отрицание Израилем большой ответственности". [17]
Надим Н. Рухана и Аридж Саббаг-Хури в 2017 году писали, что Накба «до середины 1990-х годов затыкалась в «официальной политической сфере» палестинцев в Израиле… израильским государством и его институциональными агентами». Они высказали мнение, что «трудно переоценить центральную роль отрицания Накбы в Израиле», причем «забота Израиля о своей собственной легитимности была основным фактором» в акценте на отрицании Накбы, что привело к «официальной государственной памяти Израиля, [где] Палестина была исключена из географии и истории страны в пользу еврейских/сионистских терминов и повествований. Они назвали Закон Накбы 2011 года «наиболее ярким примером» того, как израильское государство интерпретирует растущее «сознание» палестинцев о Накбе как «угрозу» и таким образом предпринимает шаги по борьбе с ней. [18] Башир Башир и Амос Голдберг согласны с тем, что Закон Накбы 2011 года является формой отрицания Накбы. [19]
Маруф Хасиан-младший в 2020 году заявил, что одной из форм отрицания Накбы, исходящей от Глобального Севера , было то, что «смехотворно» рассматривать «рождение Израиля» как катастрофу (Накба). Хасиан особо выделяет один инцидент, произошедший в 2009 году, о котором сообщил Ян Блэк , когда министр образования Израиля Гидеон Саар защищал удаление слова «Накба» из школьных учебников. Саар сказал: «Ни в одной стране мира образовательная программа не называет создание страны «катастрофой»», и что «цель системы образования не состоит в том, чтобы отрицать легитимность нашего государства, и не пропагандировать экстремизм среди арабов-израильтян». Хасиан описывает, что некоторые «израильтяне обеспокоены тем, что повышение осведомленности ан-Накбы угрожает легитимности государства». [20] [21]
В израильской историографии
По словам историка Салеха Абд аль-Джавада , отрицанию Накбы способствовала израильская историография, поскольку она «приняла отрицание Накбы, отрицание масштабов этнических чисток, совершенных в Палестине». [7]
В 1980-е годы среди израильских ученых возобновился интерес к историографии Накбы, частично в результате рассекречивания израильских архивов, посвященных войне 1948 года. [б] В конце 1980-х годов отрицание Накбы начало подвергаться критике, а история Израиля была переписана « Новыми историками» , которые изменили устоявшиеся убеждения относительно арабо-израильской войны 1948 года и исхода палестинцев. [8] обществе появился значительный объем литературы, направленной на «демистификацию прошлого», С 1980-х годов в израильском еврейском наряду с такими работами, как работы историка Илана Паппе , которые «тревожили картину, которую отцы-основатели так энергично пытались нарисовать и институционализировать гегемонистскую версию 1948 года». [9]
К концу ХХ века тема отрицания Накбы едва не дошла до суда в контексте обсуждения резни в Тантуре и диссертации 1998 года по ней Теодора Каца . [22] [23] подала на Каца, аспиранта-исследователя, иск Бригада Александрони , и в ходе последовавшей юридической драки половина его адвокатов убеждала его защищать свою работу и привлекать палестинских свидетелей, чтобы они рассказали о резне. [22] По словам исследователя Самеры Эсмеир, такая защита превратила бы судебный процесс «в дело об отрицании Накбы». [22] но вместо этого дело было закрыто во внесудебном порядке. [22]
Ахмад Х. Саади , социолог, описал «три способа отрицания моральной ответственности за Накбу»; его работа была процитирована социологом Ронитом Лентином относительно трех стратегий отрицания Накбы израильтянами и сионистами. [24] [25] Этими способами, по мнению Саади, являются: «отрицание или сокрытие исторически задокументированного насилия», попытка «исключить палестинцев из истории» Израиля до/во время 1948 года и увековечивание «мифа о «земле без людей для люди без земли»; Саади выделяет «Из незапамятных времен » 1984 года работу Джоан Питерс и «Дело за Израиль» — работу Алана Дершовица 2003 года , посвященную последней, когда Питерс утверждал, что беженцы были арабскими рабочими-иммигрантами, а Дершовиц выдвигал аналогичные аргументы. [24] [25]
Второй способ отрицания Накбы, когда Лентин резюмирует взгляды Саади, - это признание Накбы, но «отрицание ее имеет какие-либо моральные или практические последствия», а также «преувеличенную связь между палестинцами и нацистами»; Саади цитирует работу Илана Гур-Зеева 2003 года, где Гур-Зеев пишет об «участии арабов в нацистской армии»; Саади интерпретирует это как устранение динамики «жертва-преступник» между палестинцами и израильтянами, ставя их на одну и ту же «моральную почву». [24] [25]
Третий способ отрицания Накбы, когда Лентин резюмирует взгляды Саади, - это «беззастенчивое обращение к моральному весу палестинской Накбы»; Лентин пишет, что лучше всего это иллюстрирует пожелание историка Бенни Морриса в 2004 году, чтобы Накба 1948 года была более полной, при этом Моррис заявляет: «Этническая чистка может быть оправдана ... когда альтернатива заключается между [совершением] этнических чисток и [страданием] ] геноцид, геноцид вашего собственного народа, я предпочитаю этническую чистку». Саади приводит еще одну цитату Морриса из 2004 года об этой стратегии: «Конечное благо оправдывает суровые и жестокие действия, совершаемые в ходе истории». [24] [25]
В современном общественном дискурсе
Маха Нассар называет отрицание Накбы особенностью американского дискурса по Палестине. [4] Ахмад Х. Саади придерживается точки зрения, что это высказывания еврейских сторонников Израиля. [26]
Со временем повествования о 1948 году стали все труднее поддерживать, и, по словам Саади, «первой стратегией сионистов» было возвращение к «старому мифу» о « земле без народа для народа без земли». ". Книга адвоката Алана Дершовица 2003 года « Дело в пользу Израиля» иллюстрирует это: [27] опираясь на книгу 1984 года « Из незапамятных времен» , псевдоисторическую работу журналистки Джоан Питерс , в которой предполагается, что большинство палестинских беженцев не были коренными жителями Палестины и что после палестинской войны 1948 года они вернулись в свои страны. [27] Благодаря этому прямому «отрицанию существования другого» эта формулировка покончила с диалектикой искоренения колонизации». [27]
В израильском гражданском обществе существуют массовые движения против отрицания Накбы. НПО « Зохрот» стремится повысить осведомленность о Накбе, напрямую оспаривая ее отрицание посредством прямых мемориальных акций. [11] например, путем организации туров по обезлюдевшим палестинским деревням, разрушению дорожных знаков в Накбе и проведения ежегодного кинофестиваля в Накбе. [11] В 2007 году, когда Израиль отмечал день своей независимости, Зохрот организовал в Тель-Авиве парад «в ознаменование признания права на возвращение », останавливаясь по пути в кварталах, построенных на месте бывших палестинских деревень. [11]
Мотти Голани и Адель Манна в 2011 году обсуждали еврейско-израильскую версию и палестино-арабскую версию войны 1948 года; каждое повествование «полностью игнорирует» другое повествование; палестинцы рассматривали Накбу «как формирующую травму», когда они «в значительной степени потеряли свою страну», в то время как «повествование, поддерживаемое большинством израильтян-евреев», заключалось в том, что «рождение Израиля… должно быть чистым и незапятнанным, потому что если человек, государство рождены во грехе, то вся сущность его запятнана». [28]
Ронит Лентин писала, что «память о Накбе» столкнулась с «годами отрицания и молчания со стороны Израиля», но после того, как архивы стали доступны и « Новые историки» продолжили свою работу, к 2010 году «многие, хотя и определенно не все, израильские евреи» приняли что Накба произошла, хотя «большинство» израильских евреев рассматривают ее как « неизбежное зло », которое Лентин в том же письме описал как еще одну форму отрицания Накбы, «без извиняющихся обращений к моральному весу палестинской Накбы». [25] Иегуда Шенхав писал в 2019 году, что, несмотря на «частичную демократизацию израильской историографии в последние десятилетия, большинство израильтян по-прежнему отрицают Накбу». [29]
Ифат Гутман и Ноам Тирош, пишущие в журнале Law and Social Inquiry , приходят к выводу, что в 2010-х годах сторонники Израиля и правые журналисты популяризировали термин « еврейская Накба », который, по словам Гутмана и Тироша, представляет собой ложную эквивалентность между Накбой и Исход евреев из мусульманского мира . [30] Академики Ясмин Абу-Лабан и Эбигейл Б. Бакан в статье в The Political Quarterly говорят, что приравнивание Накбы к миграции евреев-мизрахи в Израиль представляет собой форму отрицания Накбы. [31]
Башир Башир и Амос Голдберг в 2018 году заявили, что как «сионистские, так и палестинские основные национальные нарративы» «отрицают или преуменьшают страдания другой стороны, чтобы подтвердить свои собственные претензии», что приводит к «одновременному и решительному отрицанию» Накба и Холокост соответственно. Башир и Гольдберг утверждают: «Многие, а возможно, и большинство евреев в Израиле утверждают, что Накба вообще не является событием», и следуют этому примеру публикации 2011 года «Накба-нонсенс» организации «Им Тирцу» , которую Башир и Гольдберг описывают как утверждая, что палестинцев не существует как народа и что только палестинцы и арабские страны несут ответственность за последствия, понесенные палестинцами до, во время и после 1948 года. [32]
Законодательство
В Израиле
В 2009 году правительство Израиля запретило использование термина «Накба» в школьных учебниках и потребовало удалить существующие учебники, в которых он упоминался. [33] [21] В 2011 году Израиль принял закон, известный в просторечии как « Закон Накбы », который разрешал удержание государственных средств организациям, отмечающим «День независимости Израиля или день основания государства как день траура» или отрицающим существование Израиля как «еврейского и демократического государства». [33] Хотя в первоначальном законопроекте предлагалось объявить это преступлением для отдельных лиц, в предлагаемый закон были внесены поправки, предусматривающие вместо этого финансовое наказание организаций. [34] По мнению исследователя правосудия переходного периода Йоава Капшука и политолога Лизы Стрёмбом, этот закон был попыткой «ограничить свободу выражения мнений» вокруг Накбы, но при этом он непреднамеренно «увеличил общественное знание о значении Накбы». [11] Вслед за этим обозреватель Оде Бишарат написал, что этот закон принес кое-что хорошее, «по крайней мере, нет отрицания Накбы. Никто не утверждает, что все это — сказка. Палестинская версия победила. «48-й год, когда народ был насильственно изгнан со своей земли, запечатлелся в израильском и мировом сознании». [11] Йехуда Шенхав писал в 2019 году, что закон Накбы имел эффект, противоположный запланированному, поскольку с момента принятия закона «почти каждая семья в Израиле познакомилась с арабским словом: ан-Накба». [35]
В Палестине
В мае 2023 года президент Палестинской автономии Махмуд Аббас издал указ, определяющий Накбу как «преступление против человечности». [2] и объявить его отрицание уголовным преступлением, наказуемым тюремным заключением на срок до двух лет. [2] Законодательство повторило события в Израиле, где законодатели жесткого 37-го правительства предложили объявить вне закона размахивание палестинскими флагами. [2]
В Германии
В марте 2024 года, в разгар войны между Израилем и Газой Германии , Социал-демократическая партия и Христианско-демократическая партия издали директиву о распространении листовок в средних школах Нойкёльна , в которых исторические реалии Накбы отвергались как «миф». [36]
Примечания
- ^ Йифтачель 2009 , с. 11: «Отрицание накбы , как палестинцы называют свое поражение в войне 1948 года, потерю своего будущего государства и бегство беженцев, стало основной сионистской ценностью».
- ^ Аль-Хардан 2016 , стр. 44–46: «Одновременно с этими событиями возобновление интеллектуального интереса к Накбе в 1980-х годах также стало результатом частичного рассекречивания израильским правительством архивов, имеющих отношение к войне с палестинцами. Это стимулировало идеологически и методологически разнообразная группа так называемых израильских «новых историков» и «социологов» с целью пересмотреть общепринятые сионистские повествования о том, что произошло в Палестине во время Накбы».
Цитаты
- ^ Бен Салем 2021 , стр. 1–18.
- ^ Jump up to: а б с д и Таймс оф Израиль 2023 .
- ^ Jump up to: а б Фишбах 2021 , стр. 183–200.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Нассар 2023 .
- ^ Jump up to: а б Мори 2009 , стр. 95–97.
- ^ Jump up to: а б Масалха 2009 , стр. 39, 43.
- ^ Jump up to: а б Слёмович 2007 , с. 28.
- ^ Jump up to: а б с Мори 2009 , с. 89.
- ^ Jump up to: а б Саади 2007 , с. 303.
- ^ Jump up to: а б Паппе 1998 , стр. 14–23.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Капшук и Стрёмбом 2021 .
- ^ Шалхуб-Кеворкян 2015 , с. 39.
- ^ Ассер 2010 .
- ^ Выпуск 2012 года .
- ^ Масалха 2009 , стр. 39, 78.
- ^ Масалха 2009 , с. 78.
- ^ Гур-Зеев и Паппе 2003 .
- ^ Рухана и Саббах-Хури 2017 .
- ^ Башир и Голдберг 2018 .
- ^ Хасиан 2020 .
- ^ Jump up to: а б Черный 2009 год .
- ^ Jump up to: а б с д Эсмейр 2007 , стр. 231–232.
- ^ Буксбаум 2023 .
- ^ Jump up to: а б с д Саади 2007 , стр. 287, 304–309.
- ^ Jump up to: а б с д и Лентин 2010 , с. 1–2, 10–11, 90.
- ^ Саади 2007 , с. 387.
- ^ Jump up to: а б с Саади 2007 , стр. 304–305.
- ^ Голани и Манна 2011 .
- ^ Шенхав 2019 , с. 48.
- ^ Гутман и Тирош 2021 .
- ^ Абу-Лабан и Бакан 2022 , стр. 511–512.
- ^ Башир и Голдберг, 2018 , стр. 1–42.
- ^ Jump up to: а б Тодорова 2013 , с. 260.
- ^ Шалхуб-Кеворкян 2015 , с. 40.
- ^ Шенхав 2019 , с. 49.
- ^ Эртель 2024 .
Источники
Книги и журналы
- Абу-Лабан, Ясмин; Бакан, Эбигейл Б. (12 июля 2022 г.). «Антипалестинский расизм и расовое газлайтинг» . Политический ежеквартальный журнал . 20 (3): 329–378. дои : 10.1111/1467-923X.13166 .
- Аль-Хардан, Анахид (2016). «Накба в арабской мысли». Палестинцы в Сирии: воспоминания Накбы о разрушенных общинах . Издательство Колумбийского университета . стр. 26–49. дои : 10.7312/al-h17636 . ISBN 978-0-231-54122-0 . JSTOR 10.7312/al-h17636.6 .
- Башир, Башир; Гольдберг, Амос (2018). «Введение: Холокост и Накба: новый синтаксис истории, памяти и политической мысли». Холокост и Накба – новая грамматика травмы и истории . Издательство Колумбийского университета . стр. 1–42. ISBN 978-0-231-18297-3 .
- Бен Салем, Лобна (2021). «Очеловечивание врага: преодоление повествований о жертве в поэзии Махмуда Дарвиша и Иехуды Амихая» . Постколониальный текст . 16 (1): 1–18 . Проверено 31 января 2024 г. - через Docslib.org.
- Эсмейр, С. (2007). «Воспоминания о завоевании: свидетельство смерти в Тантуре» . В Саади, Ахмад Х .; Абу-Лугход, Лила (ред.). Накба: Палестина, 1948 год и претензии памяти . Издательство Колумбийского университета . стр. 229–252. ISBN 978-0-231-50970-1 . JSTOR 10.7312/sadi13578.16 .
- Фишбах, Майкл Р. (3 сентября 2021 г.). «12. Отрицание Накбы: сопротивление Израиля репарациям палестинским беженцам». В Бхабхе, Жаклин ; Матаче, Маргарета ; Элкинс, Кэролайн (ред.). Время репараций: глобальная перспектива . Пенсильванские исследования в области прав человека. Издательство Пенсильванского университета . стр. 183–200. дои : 10.9783/9780812299915-014 . ISBN 978-0-8122-9991-5 .
- Голани, Мотти; Манна, Адель (2011). Две стороны медали: независимость и Накба 1948 г. Институт исторической справедливости и примирения. стр. 13–23. ISBN 978-90-8979-080-4 .
- Гур-Зеев, Илан; Паппе, Илан (2003). «За пределами разрушения коллективной памяти другого». Теория, культура и общество . 20 (1): 93–108. дои : 10.1177/0263276403020001922 . S2CID 145563406 .
- Гутман, Ифат; Тирош, Ноам (29 января 2021 г.). «Баланс между злодеяниями и принудительным забвением: законы памяти как средство социального контроля в Израиле» . Право и социальные исследования . 46 (3): 705–730. дои : 10.1017/lsi.2020.35 .
- Хасиан, Маруф (2020). Дебаты о колониальном геноциде в XXI веке . Чам, Швейцария: Palgrave Pivot . стр. 8, 10, 78–81, 103. doi : 10.1007/978-3-030-21278-0 . ISBN 978-3-030-21277-3 . S2CID 198739259 .
- Капшук, Йоав; Стрёмбом, Лиза (2021). «Израильское правосудие допереходного периода и закон Накбы» . Обзор законодательства Израиля . 54 (3): 305–323. дои : 10.1017/S0021223721000157 . S2CID 239053934 .
- Лентин, Ронит (2010). Со-память и меланхолия: израильтяне чтят память палестинской Накбы . Издательство Манчестерского университета . doi : 10.7228/Манчестер/9780719081705.001.0001 . ISBN 978-0-7190-8170-5 . JSTOR j.ctt155jgtk .
- Масалха, Нур (2009). «60 лет после Накбы: историческая правда, коллективная память и этические обязательства» (PDF) . Киотский бюллетень исламских региональных исследований . 3 (1): 37–88.
- Масалха, Нур (2012). Палестинская Накба: история деколонизации, повествование о подчиненных, возвращение памяти . Лондон; Нью-Йорк: Зед Букс. ISBN 978-1-84813-971-8 .
- Мори, Марико (июль 2009 г.). «Сионизм и Накба: господствующее повествование, угнетенные повествования и коллективная память Израиля» (PDF) . Киотский бюллетень исламских региональных исследований . 3 (1): 89–107. ISSN 1881-8323 .
- Нассар, Маха (2023). «Исход, отрицание Накбы и мобилизация антиарабского расизма». Критическая социология . 49 (6): 1037–1051. дои : 10.1177/08969205221132878 . S2CID 253134415 .
- Паппе, Илан (1998). «Пятьдесят лет глазами «новых историков» в Израиле» . Отчет по Ближнему Востоку (207): 14–23. дои : 10.2307/3013159 . ISSN 0899-2851 . JSTOR 3013159 .
- Рухана, Надим ; Саббаг-Хури, Аридж (2017). Память и возвращение истории в поселенчески-колониальном контексте: случай палестинцев в Израиле . Издательство Кембриджского университета . стр. 393–432. дои : 10.1017/CBO9781107045316 . ISBN 978-1-107-04531-6 .
- Саади, Ахмад Х. (2007). «Размышления о представлениях, истории и моральной ответственности» . В Саади, Ахмад Х.; Абу-Лугход, Лила (ред.). Накба: Палестина, 1948 год и претензии на память . Издательство Колумбийского университета . стр. 285–314. ISBN 978-0-231-50970-1 . JSTOR 10.7312/sadi13578.18 .
- Шалхуб-Кеворкян, Надера (весна 2015 г.). «Некрополитический мусор: дихотомия жизни и смерти». Государственный криминальный журнал . 4 (1). Международная государственная инициатива по борьбе с преступностью : 34–51. дои : 10.13169/statecrime.4.1.0034 . JSTOR 10.13169/statecrime.4.1.0034 .
- Шенхав, Иегуда (2019). «Палестинская Накба и арабо-еврейская меланхолия» . В Гинзбурге, Шай; Лэнд, Мартин; Боярин, Джонатан (ред.). Евреи и конец теории . Издательство Фордхэмского университета . стр. 48–64. ISBN 978-0-8232-8201-2 .
- Слёмович, Сьюзен (2007). «Изнасилование Кулы, разрушенной палестинской деревни» . В Саади, Ахмад Х .; Абу-Лугход, Лила (ред.). Накба: Палестина, 1948 год и претензии на память . Издательство Колумбийского университета . стр. 27–52. ISBN 978-0-231-50970-1 . JSTOR 10.7312/sadi13578.8 .
- Тодорова, Теодора (2013). «Свидетельство об аль-Накбе во время отрицания». В Матаре, Дина; Харб, Захера (ред.). Повествование о конфликте на Ближнем Востоке: дискурс, имидж и коммуникационная практика в Ливане и Палестине . Лондон: IB Tauris . стр. 248–270. дои : 10.5040/9780755607709.ch-012 . ISBN 978-1-78076-102-2 .
- Йифтачель, Орен (зима 2009 г.). « Ползущий апартеид» в Израиле-Палестине» . Отчет по Ближнему Востоку . № 253. Ближневосточный исследовательский и информационный проект . стр. 7–15, 37. JSTOR 27735323 .
Новостные СМИ
- «Аббас подписывает указ о криминализации отрицания «Накбы»» . Таймс Израиля . 30 мая 2023 г.
- Ассер, Мартин (2 сентября 2010 г.). «Препятствия на пути к арабо-израильскому миру: палестинские беженцы» . Новости Би-би-си . Проверено 9 января 2024 г.
- Блэк, Ян (22 июля 2009 г.). «1948 год — никакой катастрофы не говорит Израиль, поскольку термин «накба» запрещен в учебниках для арабских детей» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 24 октября 2023 г.
- Буксбаум, Джессика (5 июня 2023 г.). «Резня в Тантуре: оспаривание отрицания Израилем Накбы» . Новый араб . Проверено 24 октября 2023 г.
- «Президент Палестины издает указ, устанавливающий уголовную ответственность за отрицание Накбы» . Ближневосточный монитор . 31 мая 2023 г.
- Эртель, Полина (23 февраля 2024 г.). «Берлинские школы попросили распространить листовки, описывающие Накбу 1948 года как «миф» » . Глаз Ближнего Востока .
Дальнейшее чтение
- Альбадави, Собхи (декабрь 2017 г.). «Изучение проблем отрицания и вины в связи с изгнанием палестинцев из Палестины в 1948 году» . Международные гуманитарные исследования . 4 (4). Абу Деис: 18–34. ISSN 2311-7796 – через ResearchGate .
- Дибоян, Ларра М.; Голиаф, Джесси Р. (2023). «Недооцененные публично геноциды 20-го и 21-го веков: обзор» . Люди . 3 (2): 82–105. дои : 10.3390/humans3020009 . ISSN 2673-9461 .
- Хури, Лаура (2013). «Палестинская Накба: история деколонизации, повествование о подчиненных, восстановление памяти (рецензия на книгу)» . Ежеквартальный журнал арабских исследований . 35 (1): 73–76. doi : 10.13169/arabstudquar.35.1.0073 .
- Лустик, Ян С. (осень 2006 г.). «Переговоры об истине: Холокост, «Лехадвил» и «Ан-Накба» ». Журнал международных отношений . 60 (1): 51–77. JSTOR 24358013 .
- Масалха, Нур (2003). Политика отрицания: Израиль и проблема палестинских беженцев . Плутон Пресс . дои : 10.2307/j.ctt18dztmq . ISBN 978-0-7453-2120-2 . JSTOR j.ctt18dztmq .
- Масалха, Нур (2008). «Вспоминая палестинскую Накбу: память, устная история и рассказы памяти» (PDF) . Исследования Святой Земли . 7 (2): 123–156. дои : 10.3366/E147494750800019X . S2CID 159471053 . Проект МУЗА 255205 . Архивировано (PDF) из оригинала 3 июня 2022 года.
- Рашед, Хайфа; Коротко, Дэмиен; Докер, Джон (2014). «Меморицид Накбы: исследования геноцида и сионистско-израильский геноцид Палестины». Журнал исследований Святой Земли и Палестины . 13 (1): 1–23. дои : 10.3366/hls.2014.0076 . ISSN 2054-1996 .
- Сайиг, Розмари (2022). «О захоронении палестинского Накбы». Международный справочник Routledge по изучению невежества (2-е изд.). Рутледж. ISBN 978-1-003-10060-7 .
- Став, Шира (2012). «Накба и Холокост: механизмы сравнения и отрицания в израильском литературном воображении». Еврейские социальные исследования . 18 (3): 85–98. дои : 10.2979/jewisocistud.18.3.85 . ISSN 1527-2028 . JSTOR 10.2979/jewisocistud.18.3.85 . S2CID 144892781 .
Внешние ссылки
- Отрицание Накбы, 75 лет спустя: круглый стол «Демократия в изгнании». РАССВЕТ.
- Отрицание Накбы. Арабо-американский институт.
- Израиль отрицает Накбу, одновременно увековечивая ее. Аль Джазира.
- Пять вещей, которые Соединенные Штаты знали о Накбе в ходе ее развития. Институт Ближнего Востока.
- Стирание Накбы, поддержка апартеида: отрицание злодеяний в СМИ США. Институт палестинских исследований.