Земля без народа для народа без земли

« Земля без народа для народа без земли » — широко цитируемая фраза, связанная с движением за создание еврейской родины в Палестине в XIX и XX веках. Его историчность и значение являются предметом споров.
Хотя эта фраза стала еврейским сионистским лозунгом, первоначально эта фраза была использована еще в 1843 году христианским священнослужителем-реставратором , и эта фраза продолжала использоваться в течение почти столетия преимущественно христианскими реставраторами. [ 1 ] [ 2 ]
Алан Даути и Дайана Мьюир заявили, что эта фраза никогда не получила широкого распространения среди еврейских сионистов . [ 3 ] [ 1 ] Анита Шапира заявила, напротив, что это «было обычным явлением среди сионистов в конце девятнадцатого и начале двадцатого века». [ 4 ]
История
[ редактировать ]
Впервые эту фразу использовал христианский священнослужитель и реставратор преподобный Александр Кейт, доктор медицинских наук . После экспедиции в Османскую Палестину в 1839 году Кейт опубликовал ретроспективу своего путешествия — «Земля Израиля» — в 1843 году. [ 5 ] Кит писал о евреях:
Поэтому они скитальцы по всему миру, которые нигде не нашли места, на котором могла бы остановиться подошва их ноги, — народ без страны; даже если их собственная земля, как будет показано впоследствии, в значительной степени является страной без народа. [ 1 ] [ 5 ]
Его наиболее распространенный парафраз: «Земля без народа и народ без земли» вскоре после этого появился в печати в рецензии на книгу Кита 1844 года в журнале Шотландской свободной церкви . [ 6 ]
Энтони Эшли-Купер, седьмой граф Шефтсбери , в июле 1853 года, который был президентом Лондонского общества содействия христианству среди евреев, написал премьер-министру Абердину, что Великая Сирия была «страной без нации», нуждающейся в «нации без нации». страна... Есть ли такое, древние и законные хозяева земли, евреи!» [ 7 ] [ 8 ] В мае следующего года он записал в своем дневнике: «Сирия «опустошена без жителей»; эти обширные и плодородные регионы вскоре останутся без правителя, без известной и признанной силы, которая могла бы претендовать на владычество. Территория должна быть передана тот или иной... Есть страна без нации, и теперь Бог, по Своей мудрости и милосердию, направляет нас к нации без страны». [ 9 ] В 1875 году Шефтсбери заявил на ежегодном общем собрании Фонда исследования Палестины , что «у нас есть земля, изобилующая плодородием и богатой историей, но почти без жителей – страна без народа, и посмотрите! люди без страны». [ 10 ]
Варианты формулировок, использовавшихся в досионистскую и догосударственную эпохи, включают: «страна без народа для народа без страны», «земля без нации для нации без земли». [ 1 ] По словам Эдварда Саида, это была формулировка «земля без людей для людей без земли». [ 11 ]
Использование фразы
[ редактировать ]Использование этой фразы христианскими сионистами и сторонниками возвращения евреев на землю
[ редактировать ]
Уильям Юджин Блэкстоун (род. 1841) стал евангелистом в возрасте 37 лет. Поездка в Святую Землю в 1881 году сделала его страстным реставратором . Как и большинство людей в 1880-х и 90-х годах, он был потрясен спровоцированными правительством погромами , проводившимися против русских евреев.
Мемориал Блэкстоуна , заявление 1891 года в поддержку превращения Палестины в еврейское государство, было подписано сотнями видных американцев и привлекло широкое внимание. Хотя в Мемориале не было фразы «земля без народа», вскоре после возвращения из поездки в Палестину в 1881 году Блэкстоун в контексте своей озабоченности судьбой евреев России писал: «И вот, в этот самый день , мы стоим лицом к лицу с ужасной дилеммой: эти миллионы не могут оставаться там, где они есть, и при этом им некуда идти... Эта фаза вопроса представляет собой удивительную аномалию – земля без народа, а народ без земли». [ 12 ] [ 13 ]
Джон Лоусон Стоддард , популярный оратор и автор книг о путешествиях, опубликовал в 1897 году заметку о путешествиях, в которой он призывает евреев: «Вы — народ без страны; есть страна без народа. Будьте едины. Осуществите мечты своих старых поэты и патриархи. Вернитесь, вернитесь в землю Авраама». [ 14 ]
По мнению Адама Гарфинкла, Кит, Шефтсбери, Блэкстоун, Стоддард и другие христиане девятнадцатого века, использовавшие эту фразу, говорили, что Святая Земля не была резиденцией нации в том смысле, в котором Япония является землей японцев, а Дания — землей японцев. земля датчан. Арабоязычные мусульманские и христианские жители «Святой Земли», по мнению европейских и американских христиан той эпохи, не представляли собой народ или нацию, определяемую их привязанностью к Палестине. часть более крупных арабских , армянских или греческих народов . [ 7 ]
Использование фразы Исраэля Зангвилла
[ редактировать ]Исраэль Зангвилл , который изначально был сионистом, но вскоре стал видным антисионистом и сторонником ассимиляционизма , был одним из наиболее плодовитых пользователей этой фразы. В 1901 году в New Liberal Review Зангвилл написал, что «Палестина — это страна без народа; евреи — это народ без страны». [ 7 ] [ 15 ] В ходе дебатов в Article Club в ноябре того же года Зангвилл заявил, что «в Палестине есть лишь небольшое население арабов и феллахов , которые бродят, беззаконны и шантажируют бедуинские племена». [ 16 ] «Верните страну без народа людям без страны. (Слушайте, слушайте.) Ибо нам есть что дать, а также получить. Мы можем смести шантажиста – будь то паша или бедуин – мы можем сделать пустыню расцвети, как роза, и создай в самом сердце мира цивилизацию, которая сможет стать посредником и переводчиком между Востоком и Западом». [ 16 ] В 1902 году Зангвилл писал, что Палестина «остается в этот момент почти необитаемой, заброшенной и разрушенной турецкой территорией». [ 17 ]
Однако через несколько лет взгляды Зангвилла изменились, и использование им этой фразы приобрело совершенно иной тон. «Полностью осознав арабскую угрозу», он заявил аудитории в Нью-Йорке: «В самой Палестине уже есть свои жители . Арабы ушли или имеют дело с «большим инопланетным населением». [ 18 ] Он переключил свою поддержку на схему Уганды , что привело к разрыву с основным сионистским движением к 1905 году. [ 19 ] В 1908 году Зангвилл заявил лондонскому суду, что он был наивен, когда произносил свою речь в 1901 году, и с тех пор «осознал, какова плотность арабского населения», а именно вдвое больше, чем в Соединенных Штатах. [ 20 ] В 1913 году он пошел еще дальше, напав на тех, кто настаивал на повторении того, что Палестина «пуста и заброшена», и кто называл его предателем за то, что он сообщал обратное. [ 21 ]
По словам Зеева Жаботинского , Зангвилл сказал ему в 1916 году: «Если вы хотите отдать страну народу без страны, то было бы полной глупостью позволять ей быть страной двух народов. Это может только вызвать проблемы. Евреи пострадают, как и их соседи. Одно из двух: нужно найти другое место либо для евреев, либо для их соседей». [ 22 ]
В 1917 году он написал: «Отдайте страну без народа, — великодушно просил лорд Шефтсбери, — людям без страны». Увы, это была вводящая в заблуждение ошибка. В стране проживает 600 000 арабов». [ 23 ]
В 1921 году Зангвилл писал: «Если лорд Шефтсбери был буквально неточным, описывая Палестину как страну без народа, то по сути он был прав, поскольку не существует арабского народа, живущего в тесном слиянии со страной, использующего ее ресурсы и оставляющего на ней характерный отпечаток». В лучшем случае существует арабский лагерь, распад которого возложит на евреев реальный ручной труд по возрождению и помешает им эксплуатировать феллахов , численность которых и более низкая заработная плата, кроме того, являются значительным препятствием для предполагаемой иммиграции из Польши. и другие центры страдания». [ 24 ]
Использование этой фразы еврейскими сионистами
[ редактировать ]В 1914 году Хаим Вейцман , впоследствии президент Всемирного сионистского конгресса и первый президент государства Израиль, сказал: «На своей начальной стадии сионизм был задуман его пионерами как движение, полностью зависящее от механических факторов: есть страна, которая, как оказалось, называться Палестиной, страной без народа, и, с другой стороны, существует еврейский народ, и у него нет страны. Что же еще нужно, как не вместить драгоценный камень в кольцо, объединить с этим народом. этой страны? Хозяева страны [турки-османы?] должны, следовательно, быть убеждены и убеждены, что этот брак выгоден не только для [еврейского] народа и для страны, но и для них самих». [ 25 ]
Утверждения, что это не был еврейский сионистский лозунг
[ редактировать ]Историк Алан Даути процитировал Гарфинкла, что эта фраза не использовалась сионистскими лидерами, кроме Зангвилла. [ 3 ]
Диана Мьюир утверждала, что эта фраза почти отсутствовала в догосударственной сионистской литературе, написав, что, за исключением Зангвилла, «не очевидно, что этот лозунг когда-либо был лозунгом какой-либо сионистской организации или что он использовался кем-либо из членов движения». Лишь немногие из сионистских статей и книг, написанных до создания государства, используют эту фразу, которую так широко приписывают сионистским лидерам, и ее чрезвычайно трудно найти в исторических источниках». [ 1 ] Она предлагает следующее: «Если или пока не появятся доказательства его широкого использования сионистскими публикациями и организациями, утверждение о том, что «земля без народа для народа без земли» было «широко пропагандируемым сионистским лозунгом», должно быть отменено. ". [ 1 ]
Адам Гарфинкл также сомневается, что эта фраза широко использовалась среди сионистов. Подтвердив, что эта фраза использовалась среди христиан, он пишет: «Однако если и были ранние сионисты, которые подтверждали эту фразу, то они делали это не легко и не надолго». [ 2 ]
Использование этой фразы противниками сионизма
[ редактировать ]Эту фразу широко цитировали политики и политические активисты, возражающие против претензий сионистов, в том числе муфтий Иерусалима Мохаммад Амин аль-Хусайни , который заявил, что «Палестина - это не земля без народа для народа без земли!» [ 26 ] 13 ноября 1974 года лидер ООП Ясир Арафат заявил Организации Объединенных Наций: «Нашему народу очень больно видеть распространение мифа о том, что его родина была пустыней, пока она не расцвела трудом иностранных поселенцев, что это была земля без людей». [ 27 ] В своей «Декларации независимости» от 14 ноября 1988 года Палестинский национальный совет обвинил «местные и международные силы» в «попытках распространения лжи о том, что «Палестина — это земля без народа»». [ 28 ] Салман Абу Ситта , основатель и президент Палестинского земельного общества , называет эту фразу «злой ложью, призванной сделать палестинский народ бездомным». [ 29 ] Ханан Ашрави назвал эту фразу свидетельством того, что сионисты «стремились отрицать само существование и человечность палестинцев». [ 30 ]
По словам Дайаны Мьюир, самое раннее выявленное использование этой фразы противником сионизма произошло вскоре после того, как британское правительство опубликовало Декларацию Бальфура . [ 1 ] Мьюир также ссылается на другие способы использования, предшествовавшие созданию государства, в том числе на применение в 1918 году Амира Рихами, ливано-американского арабского христианского националиста, который писал: «Я бы даже сказал… «Отдайте землю без народа людям без земли». «если бы Палестина действительно была без народа, а евреи действительно были бы без земли». Рихами утверждал, что евреям не нужна родина в Палестине, потому что везде они пользуются «равными правами и равными возможностями, если не сказать больше». [ 1 ] И использование кем-то, кого она описывает как академического арабиста начала двадцатого века, который написал, что «сам их лозунг: «Земля без народа для людей без земли» был оскорблением арабов страны». [ 1 ] Американский журналист Уильям Маккракан сказал: «Раньше мы читали в наших газетах лозунг сионизма: «вернуть народ Стране без народа», тогда как правда заключалась в том, что Палестина уже была хорошо населена, а население быстро увеличивалось. возрастающий от естественных причин». [ 1 ]
Интерпретация фразы учёными
[ редактировать ]Мнения ученых о значении фразы разделились.
Выражение сионистского видения пустой земли
[ редактировать ]Распространенная интерпретация этой фразы была как выражение того, что земля пуста от жителей. [ 31 ] [ 32 ] Другие утверждали, что во фразе «народ» определяется как нация. [ 33 ]
Историк Кейт Уайтлам и христианский активист Митри Рахеб утверждают, что сионисты использовали эту фразу, чтобы представить Палестину как страну «без жителей». [ 34 ] [ 35 ]
Литературовед Эдвард Саид , который считал, что это является примером мышления, которое надеется «отменить и превзойти реальную реальность — группу местных арабов — посредством будущего желания — чтобы земля была пуста для развития более достойной державы». ". [ 11 ] В своей книге «Вопрос о Палестине » Саид приводит фразу в такой формулировке: «Земля без народа для народа без земли». С. Илан Троен и Джейкоб Ласснер называют пропуск Саидом неопределенного артикля «а» в слове «народ» «искажением» значения и предполагают, что это было сделано «возможно, злонамеренно» с целью придать фразе значение, которое Саид и другие приписывают этому, что сионисты думали, что эта земля была или хотели превратить ее в землю «без людей». [ 36 ] Историк Адам Гарфинкл критикует Саида за то, что он написал «без людей» вместо «без людей», что, по его словам, существенно меняет смысл. [ 7 ]
Историк Рашид Халиди соглашается с Саидом, интерпретируя этот лозунг как выражение утверждения сионистов о том, что Палестина пуста: «В первые дни сионистского движения многие из его европейских сторонников – и другие – считали, что Палестина пуста и мало возделана. Эта точка зрения была широко пропагандирована некоторыми ведущими мыслителями и писателями движения, такими как Теодор Герцль, Хаим Нахман Бялик и Макс Мандельштамм. Она была выражена в широко распространенном сионистском лозунге: «Земля без народа для народа без земли». ". [ 32 ] Мьюир раскритиковал Халиди за неспособность признать различие между «народом» и народом. Приводя два примера понимания Халиди слова «народ» как фразы, относящейся к этнически идентифицируемому населению, она обвиняет Халиди в том, что он «неправильно понимает фразу «народ» только при обсуждении фразы «земля без народа»». [ 1 ]
Норман Финкельштейн интерпретирует эту фразу как попытку сионистов отрицать существование палестинской нации. [ 37 ] Историк Ави Шлайм утверждает, что лозунг, использованный Зангвиллем, использовался в пропагандистских целях, но что с самого начала сионистские лидеры осознавали, что «их цель создания еврейского государства на территории, населенной арабской общиной, не может быть достигнута без побуждения, так или иначе, большое количество арабов покинет Палестину». [ 38 ]
Анита Шапира писала, что эта фраза была распространена среди сионистов конца 19 - начала 20 веков и «содержала легитимацию еврейских претензий на землю и устраняла любое чувство беспокойства по поводу того, что может появиться конкурент этим претензиям». [ 4 ] Боаз Нейман также писал, что первые пионеры сионизма использовали эту фразу, цитируя книги Давида Бен-Гуриона и Ицхака Бен-Цви . [ 39 ] Сочинения сионистских пионеров ( Халуцим ) были полны описаний Палестины как пустой и заброшенной земли. [ 39 ]
Выражение намерения этнической чистки
[ редактировать ]Историк Нур Масалха считает эту фразу свидетельством сионистского намерения осуществить программу этнической чистки палестинского арабского населения - программу, эвфемистически названную «переносом». По словам Масалхи, сионистский демографический «расизм» и сионистская одержимость палестинской « демографической угрозой » «определяли мышление израильских чиновников с момента создания государства Израиль». [ 40 ] [ 41 ]
Выражение желания, чтобы арабы ушли
[ редактировать ]Гада Карми и Юджин Котран интерпретируют эту фразу как часть преднамеренного игнорирования, выражающего не неосведомленность о существовании палестинских арабов со стороны сионистов, а затем и израильтян, а, скорее, тот факт, что сионисты и израильтяне предпочли притворяться, что палестинских арабов не существует, и что евреи хотели бы уйти. [ 42 ] Нур Масалха , участвуя в отредактированном сборнике Гады Карми и Юджина Котрана, цитирует ведущего израильского сатирика Дэна Бен-Амоца , который заметил, что «В наших учебниках [для детей] арабов не существует. Очевидно, это соответствует полученным нами еврейско-сионистско-социалистическим принципам. «Народ-без-земли-возвращается-на-землю- без-людей». [ 43 ]
Выражение несуществования палестинской нации
[ редактировать ]Другая группа ученых интерпретирует эту фразу как выражение спорного утверждения о том, что в девятнадцатом и двадцатом веках вплоть до Первой мировой войны арабы, живущие в Палестине, не составляли самосознательную национальную группу, «народ». [ 7 ]
Историк Гертруда Химмельфарб писала, что «Шефтсбери, как и более поздние сионисты, явно имел в виду под словом «народ» узнаваемый народ, нацию». [ 44 ]
Историк Гудрун Кремер пишет, что эта фраза была политическим аргументом, который многие ошибочно приняли за демографический аргумент. [ 45 ] «Это означало не то, что в Палестине не было людей… Скорее, это означало, что люди, живущие в Палестине, не были народом с историей, культурой и законным притязанием на национальное самоопределение… В Палестине были люди , но не народ ». [ 46 ]
Стивен Пул в книге об использовании языка как оружия в политике так объясняет эту фразу: «Конкретное утверждение заключалось не в явно ложном утверждении о том, что территория была безлюдной или о том, что живущие на ней не были людьми, а о том, что они не составляли «народ», другими словами, утверждалось, что у них не было концепции государственности в современном западном смысле». [ 47 ]
По мнению историка Адама М. Гарфинкла , простой смысл этой фразы заключался в том, что евреи были нацией без государства, в то время как их прародина, Израиль, в то время (девятнадцатый век) не была резиденцией какой-либо нации. [ 7 ]
Профессор Колумбийского университета Гил Эяль пишет: «На самом деле верно обратное. Сионисты никогда не переставали обсуждать палестинский национализм, спорить с ним и о нем, осуждать его, подтверждать или отрицать его существование, указывать на его достоинства или пороки... Обвинение в «отрицание» является упрощенным и игнорирует исторический феномен полемического дискурса, вращающегося вокруг центральной оси, обеспечиваемой арабским или палестинским национализмом...» [ 48 ]
Как территориальная претензия, основанная на эффективности
[ редактировать ]Политический теоретик Тамар Мейзельс считает, что аргумент, содержащийся в этом лозунге, подпадает под категорию территориальных притязаний Локка, основанных на эффективности, в которых национальные государства, включая Австралию, Аргентину и Соединенные Штаты, доказывают свое право на территорию на том основании, что тот факт, что эти земли может поддержать гораздо больше людей под своим правительством, чем было поддержано методами аборигенных народов, дающих право владения. [ 49 ]
См. также
[ редактировать ]- Фразы и цитаты
- Похожие статьи
- Энтони Эшли-Купер, седьмой граф Шефтсбери
- Александр Кейт, DD
- Демографическая история Палестины (регион)
- Освещение в СМИ арабо-израильского конфликта
- Восстановление евреев на Святой Земле
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Диана Мьюир , «Земля без народа для народа без земли», Middle Eastern Quarterly , весна 2008 г., Vol. 15, № 2
- ^ Jump up to: а б Гарфинкл, Адам, Евреоцентричность: почему евреев хвалят, обвиняют и объясняют практически все , Джон Уайли и сыновья, 2009, стр. 265.
- ^ Jump up to: а б Алан Даути, Еврейское государство, столетие спустя (Беркли: University of California Press, 2001), стр. 267.
- ^ Jump up to: а б Шапира, Анита (28 февраля 1999 г.). Земля и власть: сионистское применение силы, 1881–1948 гг . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 9780804737760 – через Google Книги.
- ^ Jump up to: а б Кейт, Александр (1843). Земля Израиля . Harper & Bros. Архивировано из оригинала 18 октября 2008 года . Проверено 19 декабря 2023 г.
- ^ «Журнал Объединенного сецессиона» . Джон Уордлоу. 28 февраля 1844 г. - через Google Книги.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Гарфинкл, Адам М., «О происхождении, значении, использовании и злоупотреблении фразой». Ближневосточные исследования , Лондон, октябрь 1991 г., том. 27
- ^ Мел Скульт (1978). Ожидания тысячелетия и еврейские свободы: исследование усилий по обращению евреев в Британию до середины девятнадцатого века . Архив Брилла. п. 91.
- ^ Эдвин Ходдер (1887). Жизнь и деятельность седьмого графа Шефтсбери, штат Кентукки . Том. II. Лондон: Кассель и компания. п. 478. Шефтсбери намекает на Исайю 6:11: «Доколе города не опустеют без жителей, и дома не останутся без людей, и земля не станет совершенно пустыней».
- ^ Фонд исследования Палестины (1875 г.). Ежеквартальный отчет за 1875 год . Лондон. п. 116 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Саид, Эдвард (Нью-Йорк: Times Books, 1979), Вопрос о Палестине, стр. 9.
- ^ Дэвис, Моше (1995). Америка и Святая Земля, Том. 4 из серии «Взором к Сиону» . Вестпорт, Коннектикут: Прегер. стр. 64–66.
- ^ Яаков, Ариэль (1991). От имени Израиля; Отношение американских фундаменталистов к евреям, иудаизму и сионизму, 1865–1945 гг . Бруклин, Нью-Йорк: Carlson Publishing. п. 74.
- ^ Джон Л. Стоддард. Лекции: иллюстрированные и украшенные видами известных мест и людей мира, представляющие собой идентичные беседы, прочитанные за последние восемнадцать лет под названием «Лекции Стоддарда» , Vol. 2. 1897 г., цитируется у Гарфинкла.
- ^ Исраэль Зангвилл, «Возвращение в Палестину», New Liberal Review, декабрь 1901 г., стр. 615
- ^ Jump up to: а б Исраэль Зангвилл, Коммерческое будущее Палестины, Дебаты в Клубе статей, 20 ноября 1901 г. Опубликовано Greenberg & Co. Также опубликовано в английском иллюстрированном журнале , Vol. 221 (февраль 1902 г.), стр. 421–430.
- ^ Исраэль Зангвилл (22 февраля 1902 г.). «Провиденс, Палестина и Ротшильды». Спикер . 4 (125): 582–583.
- ^ И. Зангвилл, Голос Иерусалима, Макмиллан, 1921, с. 92, отчет о речи 1904 года.
- ^ Х. Фарис, Вызов Исраэля Зангвилла сионизму, Журнал палестинских исследований , Vol. 4, № 3 (весна 1975 г.), стр. 74–90.
- ^ Морис Саймон (1937). Выступления Статьи и письма Израиля Зангвилля . Лондон: Сончино Пресс. п. 268.
- ^ Саймон (1937), стр. 313–314. Он продолжил: «Что ж, последовательность может быть политической добродетелью, но я не вижу никакой добродетели в последовательной лжи».
- ^ Цитируется в книге Йосефа Горни, «Сионизм и арабы, 1882–1948» (Оксфорд: Clarendon Press, 1987), стр. 271
- ^ И. Зангвилл, Голос Иерусалима, Макмиллан, 1921, с. 96
- ^ Зангвилл, Израиль, Голос Иерусалима, Макмиллан, Нью-Йорк, 1921, стр. 109
- ^ Вейцман, 28 марта 1914 г., в Барнете Литвинове, (ред.), Письма и бумаги Хаима Вейцмана, Том. I, Серия B (Иерусалим: Издательство Израильского университета, 1983), стр. 115–6.
- ^ Исламское пробуждение между отвержением и экстремизмом , Юсуф Аль-Кардави, Нэнси Робертс, 2006, стр. 78
- ^ Уолтер Лакер и Барри Рубин, ред., Израильско-арабский читатель: документальная история ближневосточного конфликта (Нью-Йорк: Penguin, 2001), стр. 174–5.
- ^ "Декларация независимости Палестинского национального совета", Алжир, 14 ноября 1988 г.
- ^ Мэтт Хортон, «Атлас Палестины 1948 года», Вашингтонский доклад по делам Ближнего Востока , август 2005 г., стр. 58
- ↑ Ханан Ашрави, Sydney Morning Herald, 6 ноября 2003 г.
- ^ Нур Масалха, Изгнание палестинцев: концепция «переноса» в сионистской политической мысли, 1882–1948, 1992.
- ^ Jump up to: а б Рашид Халиди, «Палестинская идентичность»; Построение современного национального сознания (Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета, 1997), с. 101.
- ^ Шай Афсай, «Невеста прекрасна, но она замужем за другим мужчиной»: Историческая выдумка и антисионистский миф» , Шофар: Междисциплинарный журнал иудаики , Том. 30, № 3 (2012), стр. 35–61.
- ^ Уайтлам, Кейт, Изобретение Древнего Израиля: замалчивание истории Палестины, Рутледж, Лондон, 1996, стр.58.
- ^ Рахеб, Митри, Я палестинский христианин, Fortress Press, Миннеаполис, 1995, стр. 152
- ^ Евреи и мусульмане в арабском мире: преследуемые прошлым, реальным и воображаемым; Джейкоб Ласснер, Илан Троен, 2007, с. 303
- ^ Образ и реальность израильско-палестинского конфликта, Норман Г. Финкельштейн, Опубликовано Verso, 2003, Глава II, «Земля без народа».
- ^ Шлайм, Ави (9 июня 1994 г.). «Это можно сделать» . Лондонское обозрение книг . 16 (11): 26–27 . Проверено 16 октября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Боаз Нейман (2001). Земля и желание в раннем сионизме . Издательство Университета Брандейса. стр. 79, 217.
- ^ Масалха, Нур, Земля без народа: Израиль, трансфер и палестинцы, 1949–96, Фарбер и Фарбер, 1997.
- ^ см. также: Сари Макдиси , «Саид, Палестина и гуманизм освобождения», Critical Inquiry, 31 (2005): 443; То же, «Железная стена колонизации», Counterpunch, 26 января 2005 г.
- ^ Карми, Гада; Котран, Юджин (28 февраля 1999 г.). Исход палестинцев, 1948-1998 гг . Итака Пресс. ISBN 9780863722448 – через Google Книги.
- ^ Дэн Бен-Амоц, Сепорей Абу-Нимр [Истории Абу-Нимра] (Тель-Авив: Змора-Битан, 1982 [иврит]), стр.155, цитируется в «Исход палестинцев, 1948–1998» , Гада Карми, Юджин Котран, Лондонский университет. Центр исламского и ближневосточного права, Garnet & Ithaca Press. 66–67.
- ^ «До пастора Хейги был лорд Шефтсбери » Мозаика» .
- ^ История Палестины: от османского завоевания до основания государства Израиль , Гудрун Кремер , Princeton University Press, 2008, Глава шестая.
- ^ История Палестины: от османского завоевания до основания государства Израиль , Гудрун Кремер , Princeton University Press, 2008, стр. 165-6
- ^ Пул, Стивен, Неговори: как слова становятся оружием, как оружие становится сообщением и как это сообщение становится реальностью , 2007, стр. 84
- ^ Эяль, Гил (28 февраля 2006 г.). Разочарование Востока: опыт арабских дел и израильского государства . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 9780804754033 – через Google Книги.
- ^ Территориальные права, Тамар Мейзельс, Спрингер, 2005, Глава 5, «Земля без народа - оценка территориальных претензий нации, основанных на эффективности», стр. 63–73. дои : 10.1111/1467-9248.00403