Франсиско Араиса
Хосе Франсиско Араиса Андраде (родился 4 октября 1950 г.) - мексиканский оперный тенор и певец , который за свою долгую карьеру пел в качестве солиста в ведущих концертных залах и исполнял ведущие оперные партии тенора в крупнейших оперных театрах Европы и Северной Америки. . Он родился в Мехико , учился пению в Национальной консерватории Мексики , а затем в Германии у моцартовского тенора Ричарда Холма и интерпретации песен у Эрика Вербы . Его оперный дебют состоялся в 1970 году в Мехико в роли Первого узника в опере Бетховена « Фиделио » . Первоначально Арайса приобрел международную известность, исполняя оперы Моцарта и Россини , но в 1980-х годах расширил свой репертуар, включив в него итальянские и французские лирические теноровые партии, а также вагнеровские роли, такие как Лоэнгрин и Вальтер фон Штольцинг . В 1988 году он был удостоен звания камерзенгера Венской государственной оперы. Сейчас он ушел с оперной сцены, преподает пение и входит в состав жюри нескольких международных певческих конкурсов.
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Франсиско Араиса родился в Мехико 4 октября 1950 года и был вторым из семи детей Хосе Араиса и Гваделупе Андраде. Его отец, также тенор, был церковным органистом и хормейстером национальной оперной труппы Мексики Compania Nacional de Opera de Bellas Artes . Отец Арайсы научил его читать ноты и играть на фортепиано, когда он был ребенком, но формально он не начал изучать музыку до тех пор, пока ему не исполнилось 15 лет, когда он поступил на классы органа и пения в Escuela Nacional de Música. [ 1 ] [ 2 ] Он продолжил занятия пением, одновременно изучая деловое администрирование в Национальном автономном университете Мексики , где играл защитником в футбольной команде и пел в университетском хоре. [ 3 ] [ 4 ] Шумана Ему было 18, когда он дебютировал в профессиональной карьере в 1969 году, исполнив сольный концерт «Dichterliebe» . Среди зрителей была сопрано Ирма Гонсалес, выдающийся педагог по вокалу Национальной музыкальной консерватории Мехико в Мехико. По ее предложению Араиса поступила на очное отделение консерватории. Она должна была стать его основным учителем вокала на следующие четыре года, хотя он также изучал немецкий оперный и поэтический репертуар у Эрики Кубачек , венской учительницы пения, жившей в то время в Мехико. [ 5 ]
Международная оперная карьера
[ редактировать ]Дебют Арайсы на оперной сцене состоялся в 1970 году, когда он спел «Первого узника» в концертном исполнении оперы Бетховена « Фиделио » Национальной оперной труппы изящных искусств. Несколько месяцев спустя он получил роль Жакино в той же опере и пел Де Грие в «Манон Пуччини » Массне и Родольфо в «Богеме» с труппой . В 1974 году он поехал в Мюнхен для участия в Международном музыкальном конкурсе ARD , где получил третью премию. [ 6 ] Хотя пьесы, которые он исполнял на конкурсе, были из итальянского лирического тенорового репертуара, судьи сказали ему, что из него получится идеальный тенор Моцарта, и предложили ему контракт с Оперой Карлсруэ . Он решил остаться в Мюнхене для дальнейшего обучения у Рихарда Холма и Эрика Вербы перед своим дебютом в Карлсруэ в 1975 году в роли Феррандо в опере «Так делай все» . [ 7 ]
Арайса стал пожизненным членом Цюрихской оперы в 1977 году и начал выступать в качестве приглашенного артиста в крупнейших оперных труппах Европы и Северной Америки и на фестивалях. Он дебютировал на Байройтском фестивале в 1978 году в роли рулевого в «Летучем голландце» , в Венской государственной опере в 1978 году в роли Тамино в «Волшебной флейте» , в лондонском Королевском оперном театре в 1983 году в роли Эрнесто в «Доне Паскуале» и в Опере Сан-Франциско в 1984 году в партии Рамиро в «Ла». Синерентола . [ 7 ] Он дебютировал в Метрополитен-опера в партии Бельмонте в опере Моцарта «Die Entführung aus dem Serail» (в постановке Джона Декстера ) 12 марта 1984 года. В период с 1984 по 1995 год он выступал в Метрополитене еще 54 раза. [ 8 ] В этот период его выступления также включали Баварскую государственную оперу , Парижскую оперу , Ла Скала , Лирическую оперу Чикаго , Ла Фениче и Зальцбургский фестиваль . [ 4 ] В 1988 году он был удостоен звания камерзенгера Венской государственной оперы и награжден медалью Моцарта в 1991 году. [ 9 ] [ 10 ]
Первоначально Арайса специализировался на репертуаре Моцарта и Россини — в 1986 году его называли ведущим тенором ди грация того времени. [ 11 ] Однако в середине 1980-х он также начал исполнять партии итальянских и французских лирических теноров и молодых вагнеровских героев, таких как Лоэнгрин и Вальтер фон Штольцинг , иногда со значительным успехом, особенно его Де Грие в «Манон » (Опера Сан-Франциско, 1986) и Лоэнгрин («Ла Фениче», 1990). [ 4 ] [ 12 ] Он также осмелился освоить репертуар тенора-спинто , выступая в Цюрихской опере в 1990-х годах в партиях Альваро в «Силе судьбы» , Дона Хосе в «Кармен» и главной партии в «Андре Шенье» .
Спустя годы
[ редактировать ]Сейчас ушедшая с оперной сцены, Арайза преподает пение и входит в состав жюри нескольких международных вокальных конкурсов. [ 13 ] С 2003 года является профессором пения в Государственном университете музыки и исполнительских искусств Штутгарта . Он также давал мастер-классы и преподавал в Университете музыки и исполнительских искусств в Вене , Университете музыки и исполнительских искусств в Мюнхене и Национальном автономном университете Мексики . [ 14 ] В 2013 году он снова появился в роли Цинны в опере Спонтини « Весталка» в опере Земпера в Дрездене в концертной версии. [ 15 ]
Арайса был женат на меццо-сопрано Вивиан Джафрей, от которой у него родились сын и дочь. Пара развелась, и позже он женился на историке музыки и режиссере Этери Инасаридсе, от которой у него есть еще сын и дочь. [ 6 ] [ 16 ] В июле 2011 года Араиса получил Medalla de Oro de Bellas Artes (Золотую медаль в области изящных искусств) от правительства Мексики во время концерта во Дворце изящных искусств, посвященного его 40-летию карьеры. [ 17 ] В 2017 году он был удостоен звания почетного доктора Университета Мичоакана Морелии Сан-Николас-де-Идальго , Мексика. [ 18 ]
Записи
[ редактировать ]Арайза имеет обширную дискографию. Некоторые из его выступлений в постановочных операх также были сняты и выпущены на DVD. К ним относятся «Кавалер розы» , «Манон» , «Так поступают все» , «Золушка» , «Ильриторно д'Улисс в отечестве , «Орфей» , » « «Волшебная флейта », «Дон Жуан» и Фауст» . Большинство фильмов было выпущено на лейбле Deutsche Grammophon .
Записи компакт-дисков Арайзы включают:
Сольные альбомы
Арайса – Арии из оперы, Английский камерный оркестр под управлением Альберто Зедды . Филлипс;
Арайза и Ева Линд — Оперные дуэты, оркестр Цюрихской оперы под управлением Ральфа Вайкерта . Филлипс.
Романтический тенор – Франсиско Араиса – Оркестр Мюнхенского радио под управлением Ральфа Вайкерта. Сони Виктор RCA.
Мексиканская фиеста – Франсиско Араиса. ДГ.
Французские, испанские и мексиканские песни Франсиско Арайсы – с Жаном Лемером . Атлантида.
Оперы
- Каталани: Ла Уолли (в роли Джузеппе Хагенбаха) - Оркестр Мюнхенского радио под управлением Пинхаса Штайнберга . евродиск
- Доницетти: Дон Паскуале (в роли Эрнесто) — Оркестр Мюнхенского радио под управлением Хайнца Вальберга . евродиск
- Доницетти: Мария Стюарда (в роли Лестера) — Оркестр Мюнхенского радио под управлением Джузеппе Патане . Филипс
- Гуно: Фауст (как Фауст) — Симфонический оркестр Баварского радио под управлением Колина Дэвиса . Филипс
- Массне: Тереза (в роли Армана) — Симфонический оркестр Roma RAI под управлением Джанкарло Луккарди . Орфей
- Массне: Вертер (как Вертер) — Симфонический оркестр Мадрида под управлением Мигеля Гомеса Мартинеса . Гала.
- Моцарт: Похищение из сераля (в роли Бельмонта) – Симфонический оркестр Баварского радио под управлением Хайнца Вальберга. Сони Классик.
- Моцарт: Cosi fan tutte (в партии Феррандо) – Венский филармонический оркестр под управлением Риккардо Мути . ЭМИ
- Моцарт: Дон Жуан (в роли Дона Оттавио) – Академия Святого Мартина в полях под управлением Невилла Марринера . Филипс
- Моцарт: Идоменей (как Идоменей) – Симфонический оркестр Баварского радио под управлением Колина Дэвиса. Филипс
- Моцарт: Волшебная флейта (в партии Тамино) — Берлинский филармонический оркестр под управлением Герберта фон Караяна . Дойче Граммофон ; Академия Святого Мартина в полях под руководством Невилла Марринера , Philips
- Оффенбах: Сказки Гофмана (как Хоффманн) - Sächsische Staatskapelle Dresden под управлением Джеффри Тейта . Филлипс
- Пуччини: Богема (на немецком языке) (в роли Рудольфа) - Симфонический оркестр Мюнхенского радио под управлением Стефана Зольтеса ЭМИ
- Пуччини: Турандот (в роли Понга) – Венский филармонический оркестр под управлением Герберта фон Караяна. ДГ.
- Россини: Севильский цирюльник (в роли графа Альмавивы) – Академия Святого Мартина в полях под руководством Невилла Марринера. Филипс
- Россини: La Cenerentola (в роли Рамиро) – Cappella Coloniensis под управлением Габриэле Ферро . Сони ; Академия Святого Мартина в полях под руководством Невилла Марринера. Филипс
- Россини: L'italiana в Алжире (в роли Линдоро) – Cappella Coloniensis под управлением Габриэле Ферро. CBS
- Россини: Il viaggio a Reims (как Конте ди Либенскоф) – Камерный оркестр Европы под управлением Клаудио Аббадо . Дойче Граммофон
- Спонтини: Весталка (в роли Лициния) — Оркестр Мюнхенского радио под управлением Густава Куна . Орфей
- Верди: Альзира (в роли Заморо) — Симфонический оркестр Баварского радио под управлением Ламберто Гарделли . Орфей
- Верди: Фальстаф (в роли Фентона) – Венский филармонический оркестр под управлением Герберта фон Караяна. Филипс
- Вебер: Der Freischütz (в роли Макса) – Государственная капелла Дрездена под управлением Колина Дэвиса . Филлипс
Хоровой и лидерский
- Бетховен: Симфония № 9 (солист-тенор) – Академия Святого Мартина в полях под управлением Невилла Марринера. Филипс
- Берлиоз: Te Deum (солист-тенор) – Молодежный оркестр Европейского сообщества под управлением Клаудио Аббадо. Дойче Граммофон
- Гайдн: Сотворение (тенор-солист) Венской филармонии под управлением Герберта фон Караяна. Дойче Граммофон; Симфонический оркестр Мюнхенского радио Nelson Mass под управлением Колина Дэвиса.
- Малер: Das Lied von der Erde (солист-тенор) — Берлинский филармонический оркестр под управлением Карло Марии Джулини . Дойче Граммофон; живое выступление в Зальцбурге с Венским филармоническим оркестром под управлением Карло Марии Джулини. Орфей; живой берлинский перформанс под управлением Карло Марии Джулини. Завещание
- Моцарт: Реквием (солист-тенор) — Дрезденский государственный оркестр под управлением Петера Шрайера . Филипс; Академия Святого Мартина в полях под руководством Невилла Марринера. Филипс
- Rossini: Stabat Mater (tenor soloist) – Bavarian Radio Symphony Orchestra conducted by Semyon Bychkov . Philips
- Шуберт: Прекрасная Мюллерин — с пианистом Ирвином Гейджем . Немецкий граммофон
- Шуберт: Песни (Весенняя Вера, Альт, Незабудка и др.) — с пианистом Ирвином Гейджем . Атлантида
- Верди: Реквием (солист-тенор) – Симфонический оркестр радио Саарбрюккена под управлением Ханнса-Мартина Шнайдта . Новое искусство
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Матеопулос, Хелена (1989). Браво – Великие певцы мира обсуждают свои роли , с. 21. ООО «Виктор Голланц». ISBN 0-575-04677-5
- ^ Хаас, Ингрид (декабрь 2011 г.). «Франсиско Араиса: сорок лет пения». Архивировано 20 апреля 2014 года в Wayback Machine . Pro Ópera , XIX год, номер 6, стр. 26–32. Проверено 29 октября 2012 г. (на испанском языке).
- ↑ Chicago Sun-Times (22 сентября 1986 г.) «Арайза из Opera берет в руки новую ракетку» . Проверено 29 октября 2012 года через Highbeam .
- ^ Jump up to: а б с Слонимский, Николай; Кун, Лаура; Макинтайр, Деннис (2001). «Арайза, (Джозеф) Фрэнсис» . Биографический словарь музыкантов Бейкера . Получено 29 октября 2012 г. Highbeam. через
- ^ Матеопулос (1989), стр. 22 и 24.
- ^ Jump up to: а б Матеопулос (1989), стр. 24–25.
- ^ Jump up to: а б Гудвин, Ноэль (2008). «Арайса, Франциско» в Лоре Мэйси (ред.). Книга оперных певцов Рощи , с. 16. Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-533765-4
- ^ Метрополитен-опера . Архивы выступлений . Проверено 29 октября 2012 г.
- ^ Сцена (1988). Выпуски 352–363, с. 63 (на немецком языке)
- ^ «Официальный сайт Медали Моцарта » . Архивировано из оригинала 7 октября 2009 года . Проверено 1 ноября 2012 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: статус исходного URL неизвестен ( ссылка ) , с полным списком получателей - ↑ Дэвис, Питер Г. (19 мая 1986 г.). «Шуберт на скалах» . Журнал «Нью-Йорк» , стр. 111
- ^ Бернхаймер, Мартин (2 декабря 1986 г.). «Гринавальд и Араиса торжествуют в «Манон » Лос-Анджелес Таймс . Получено 29 октября.
- ^ Нойе Стиммен. Франсиско Араиса. Архивировано 30 мая 2014 года в Wayback Machine . Фонд Бертельсманна . Проверено 29 октября 2012 г. (на немецком языке) .
- ^ Университет музыки и исполнительских искусств Штутгарта . Профессор Франсиско Араиса. Архивировано 18 мая 2012 года в Wayback Machine . Проверено 31 октября 2012 г. (на немецком языке).
- ↑ Хёлшер, Андреас Х., Musical Gem (La Vestale, 30 июня 2013 г.), (на немецком языке) « Oernnetz.de. Архивировано 6 октября 2016 г. в Wayback Machine ».
- ^ Международный «Кто есть кто в классической музыке» (2006). «Арайса, Франциско» , с. 26. Тейлор и Фрэнсис.
- ↑ Телло, Джудит Амадор (7 июля 2011 г.). «Тенор Франсиско Араиса получает золотую медаль изящных искусств». Архивировано 18 сентября 2011 года в Wayback Machine . Процесс . Проверено 31 октября 2012 г. (на испанском языке) .
- ^ Гарсия, Алехандро (9 октября 2017 г.). «Экономисту и музыканту, Почетный доктор УМСНХ» .
Дальнейшее чтение
- Бауманн, Кристиана; Горрайс, Хуан; и Де Сильва, Дерек М. (1988). Франсиско Араиса: Иллюстрированная монография . Издательство музыкальных книг «Атлантида». ISBN 3-254-00143-5 (на немецком языке)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт
- Два интервью Брюса Даффи с Франсиско Араисой, 24 ноября 1984 г. и 6 декабря 1990 г.