Тенор
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Тип голоса |
---|
Женский |
Мужской |
Тенор — это тип классического мужского певческого голоса которого голоса находится между контртенором и баритоном , диапазон . Это самый высокий тип мужского грудного голоса . [ 1 ] Композиторы обычно пишут музыку для этого голоса в диапазоне от второй си ниже средней до до соль выше средней до (т.е. от B2 до G4 ) в хоровой музыке и от второй си-бемоль ниже средней до до до выше средней до. (от B ♭ 2 до C 5 ) в оперной музыке, но диапазон может расширяться в любом конце. [ 2 ] [ 3 ] Подтипы тенора включают тенор леггеро , лирический тенор, тенор спинто , драматический тенор, холдентенор и тенор-буффо или шпильтенор .
История
[ редактировать ]Название «тенор» происходит от латинского слова tenere , что означает «держать». Как отмечается в статье «Тенор» на Grove Music Online :
В полифонии примерно между 1250 и 1500 годами [тенор был] структурно фундаментальным (или «удерживающим») голосом, вокальным или инструментальным; к 15 веку оно стало обозначать мужской голос, исполнявший такие партии. [ 4 ]
Все остальные голоса обычно рассчитывались относительно тенора, который часто имел более длинные ноты и содержал заимствованную мелодию Cantus Firmus . До появления в конце XVI века певцов- контратеноров тенор обычно был самым низким голосом, беря на себя роль основы. Также в 18 веке слово «тенор» стало обозначать мужской голос, исполняющий такие партии. Таким образом, в более раннем репертуаре строка с пометкой «тенор» указывала роль партии, а не требуемый тип голоса; действительно, даже в восемнадцатом веке партбуки с пометкой «тенор» могли содержать партии для различных типов голоса. [ 5 ] [ нужна страница ]
Вокальный диапазон
[ редактировать ]Вокальный диапазон тенора — самый высокий среди мужских типов голоса . В опере самая низкая нота стандартного тенорового репертуара широко определяется как B ♭ 2 . Однако роль Родриго ди Дху (написанная для Андреа Ноццари ) в редко исполняемой опере Россини «Донна дель лаго» определяется как тенор, но требует оценки A ♭ 2 . [ нужна ссылка ] В более часто исполняемом репертуаре Мим и Ирод оба требуют оценки A 2 . [ нужна ссылка ] Несколько теноровых ролей в стандартном репертуаре требуют «тенора C» (C 5 , на одну октаву выше среднего C). Некоторые, если не все, из немногих верхних букв C в стандартном оперном репертуаре либо необязательны, как, например, в « Che gelida manina » Пуччини » в « Богеме , либо интерполированы (добавлены) по традиции, как, например, в « Di quella pira » из » Верди оперы Пуччини. «Трубадур ); однако самой востребованной нотой в стандартном оперном репертуаре тенора является D 5 , найденная в « Mes amis, écoutez l'histoire ». [ 6 ] из романов Адольфа Адана « Почтильон из Лоньюмо» и « Вдали от своего друга ». [ 7 ] » Фроманталя Галеви из «Иудейки ). В легком репертуаре самая высокая нота — F 5 (Артуро в «Credeasi, misera» из Беллини оперы «Пуританы »), [ 8 ] [ 9 ] поэтому очень немногие теноры имеют в своем репертуаре эту партию без транспозиции (учитывая повышение концертного звука с момента ее сочинения), [ 10 ] или прибегая к фальцету .
В хоровой музыке
[ редактировать ]Классификация голосов в хоровой музыке |
---|
В четырехголосном смешанном хоре SATB тенор является вторым по величине вокальным диапазоном, выше баса и ниже альта и сопрано . Мужской хор обычно обозначает ансамбль ТТББ , в котором первый тенор является самым высоким голосом. В то время как определенная хоровая музыка действительно требует, чтобы первые теноры поднимались по всему теноровому диапазону, в большинстве хоровой музыки теноры помещаются в диапазон примерно от B 2 до A 4 . Требования к голосу тенора в хоровой музыке также связаны со стилем музыки, чаще всего исполняемой данным хором. Оркестровые хоры обычно требуют теноров с полностью резонансными голосами, но камерная хоровая музыка или хоровая музыка а капелла (хоровая музыка, исполняемая без инструментального сопровождения) может полагаться на баритонов , поющих фальцетом . [ 11 ]
Тем не менее, почти повсеместным аспектом хорового пения является нехватка теноровых голосов. [ 12 ] [ 13 ] Большинство мужчин 18 лет и старше, как правило, имеют грудной баритон, и из-за этого многие мужчины в хорах предпочитают петь в басовой секции (хотя настоящие басы встречаются даже реже, чем теноры). Многие баритоны поют тенором, даже если они не могут охватить весь диапазон только своим грудным голосом, а иногда контральто поют партию тенора. [ 11 ] В мужских хорах, состоящих из четырех мужских вокальных партий (TTBB; тенор 1, тенор 2, бас 1, бас 2), теноры часто поют как грудным голосом, так и фальцетом, расширяя вокальный диапазон хора.
Подтипы и роли в опере
[ редактировать ]В категории типа голоса тенора есть семь общепризнанных подкатегорий: тенор леггеро , лирический тенор, тенор спинто , драматический тенор, холдентенор, тенор Моцарта и тенор-буффо или шпильтенор. Существует значительное совпадение между различными категориями ролей и типов голоса; некоторые певцы-теноры начинали с лирических голосов, но со временем превратились в спинто или даже в драматических теноров.
Свет
[ редактировать ]также известный как тенор ди грация , Тенор леггеро , по существу является мужским эквивалентом лирической колоратуры . Этот голос легкий, подвижный и способен исполнять сложные отрывки фиоритуры . Типичный тенор леггеро обладает диапазоном примерно от C3 до E5 , причем некоторые из них способны петь до F5 или выше в полный голос . В некоторых случаях грудной регистр тенора леггеро может простираться ниже C 3 . Голоса этого типа часто используются в операх Россини , Доницетти , Беллини и в музыке периода барокко . [ нужна ссылка ]
Легкие теноровые партии в операх: [ 10 ]
- Артуро, Пуритане ( Беллини )
- Граф Альмавива, «Севильский цирюльник» (Россини)
- Граф Ори, граф Ори (Россини)
- Эрнесто, Дон Паскуале ( Доницетти )
- Эльвино, Лунатик (Беллини)
- Генри Мороз, «Безмолвная женщина» ( Штраус )
- Линдоро, Итальянец в Алжире (Россини)
- Дон Рамиро, Золушка (Россини)
- Тонио, Дочь полка (Доницетти)
Лирика
[ редактировать ]Лирический тенор — теплый, изящный голос с ярким, полным, сильным, но не тяжелым тембром, слышимым в оркестре. Лирические теноры имеют диапазон примерно от C на одну октаву ниже среднего C (C 3 ) до D на одну октаву выше среднего C (D 5 ). Точно так же их нижний диапазон может простираться на несколько нот ниже C 3 . В лирической теноровой группе много вокальных оттенков, репертуар следует подбирать по весу, цветовой гамме и способностям голоса.
Жильбер Дюпре (1806–1896) был исторически значимым лирическим тенором. Он был первым тенором, который пел на сцене оперную высокую до от груди ( ut de poitrine ), а не фальцетом . Он также известен тем, что создал роль Эдгардо в «Люсии ди Ламмермур» .
Лирические партии тенора в операх: [ 10 ]
- Альфредо, Травиата ( Верди )
- Шевалье, «Диалоги кармелитов» ( Пуленк )
- Давид, Нюрнбергские мейстерзингеры ( Вагнер )
- Герцог Мантуанский, Риголетто (Верди)
- Эдгардо, Лючия ди Ламмермур ( Доницетти )
- Фауст, Фауст ( Гуно )
- Гофман, «Сказки Гофмана» ( Оффенбах )
- Ленский, Евгений Онегин ( Чайковский )
- Мартин, Нежная земля ( Копланд ) [ 14 ]
- Оронте, Лангобарды в первом крестовом походе (Верди)
- Париж, Прекрасная Элен (Оффенбах)
- Пинкертон, Мадам Баттерфляй ( Пуччини )
- Ринуччо, Джанни Скикки (Пуччини)
- Родольфо, Богема (Пуччини)
- Ромео, Ромео и Джульетта (Гуно)
- Таддеус, Богемская девушка ( Балф )
- Вертер, Вертер ( Массне )
- Вильгельм Мейстер, Миньон ( Тома )
Нажатый
[ редактировать ]Тенор-спинто имеет яркость и высоту лирического тенора, но с более тяжелым вокальным весом, что позволяет «подталкивать» голос к драматическим кульминациям с меньшим напряжением, чем его более легкие голосовые аналоги. Теноры-спинто имеют более темный тембр, чем лирический тенор, но не имеют такой темной голосовой окраски, как у многих (не всех) драматических теноров. Немецким эквивалентом Spinto Fach является Jugendlicher Heldentenor , который включает в себя множество драматических теноровых ролей, а также некоторые роли Вагнера, такие как Лоэнгрин и Штольцинг. Разница часто заключается в глубине и металличности голоса, когда некоторые лирические теноры стареют или начинают петь как спинто, придавая им более легкий тон, а юношеский хельдентенор имеет тенденцию быть либо молодым холдентенором, либо настоящим лирическим спинто. Теноры спинто имеют диапазон примерно от C на одну октаву ниже среднего C (C 3 ) до C на одну октаву выше среднего C (C 5 ).
Роли тенора спинто в операх: [ 10 ]
- Андреа Шенье, Андреа Шенье ( Джордано )
- Калаф, Турандот ( Пуччини )
- Де Грие, Манон Леско (Пуччини)
- Дон Карлос, Дон Карлос ( Верди )
- Дон Хозе, Кармен ( Бизе )
- Эрик, Летучий Голландец ( Вагнер )
- Эрнани, Эрнани (Зелень)
- Густаво, Бал-маскарад (Верди)
- Герман, Пиковая дама ( Чайковский )
- Макдуф, Макбет (Верди)
- Манрико, «Трубадур» (Верди)
- Марио Каварадосси, Тоска (Пуччини)
- Макс, «Вольный стрелок» ( Вебер )
- Поллионе, Норма ( Беллини )
- Радамес, Аида (Верди)
- Стиффелио, Стиффелио (Верди)
- Туридду, Деревенская кавалерия ( Масканьи )
Драматический
[ редактировать ]Также «теноре робусто», драматический тенор, имеет эмоциональное, звонкое и очень мощное, звонкое, героическое звучание тенора. Примерный диапазон драматического тенора составляет от B на одну октаву ниже среднего C (B 2 ) до B на одну октаву выше среднего C (B 4 ), причем некоторые могут петь до C на одну октаву выше среднего C (C 5 ). [ 10 ] Однако многие успешные драматические теноры исторически избегали заветной высокой оценки C в исполнении. Их нижний диапазон имеет тенденцию простираться до баритоновой тесситуры или, на несколько нот ниже C 3 , даже до A ♭ 2 . Некоторые драматические теноры имеют богатый и темный тон голоса (например, зрелый Энрико Карузо ), в то время как другие (например, Франческо Таманьо ) обладают ярким, стальным тембром.
Драматические партии тенора в операх: [ 10 ] : 194–197
- Канио, Паяччи ( Леонкавалло )
- Дик Джонсон, «Дева Запада» (Пуччини)
- Дон Альваро, Сила судьбы ( Верди )
- Эней, Троянцы ( Берлиоз )
- Флорестан, Фиделио ( Бетховен )
- Отелло, Отелло (Верди)
- Самсон, Самсон и Далила ( Сен-Санс )
- Питер Граймс, Питер Граймс ( Бриттен )
Хелдентенор
[ редактировать ]Холдентенор (англ. героический тенор ) обладает богатым, тёмным, мощным и драматическим голосом. Как следует из названия, вокал Холдентенора Фаха присутствует в немецком романтическом оперном репертуаре. Holdentenor - немецкий эквивалент драматического тенора, однако с более баритональным качеством: типичный вагнеровский главный герой. Краеугольным камнем репертуара холдентенора, пожалуй, является «Зигфрид» Вагнера , чрезвычайно ответственная роль, требующая широкого вокального диапазона и огромной силы, а также огромной выносливости и актерских способностей. Часто холдентенор - это баритон, перешедший на этот фах , или теноры, ошибочно идентифицированные как баритоны. Следовательно, голос холдентенора может иметь или не иметь возможности до высоких нот B или C. Однако в репертуаре редко используются такие высокие ноты.
Роли Хелдентенора в операх: [ 10 ]
- Флорестан, Фиделио ( Бетховен )
- Тангейзер, Тангейзер ( Вагнер )
- Лоэнгрин, Лоэнгрин (Вагнер)
- Зигмунд, Валькирия (Вагнер)
- Зигфрид, Зигфрид (Вагнер)
- Зигфрид, «Сумерки богов» (Вагнер)
- Вальтер фон Штольцинг, Нюрнбергские мейстерзингеры (Вагнер)
- Тристан, Тристан и Изольда (Вагнер)
- Парсифаль, Парсифаль (Вагнер)
- Эгист, Электра ( Р. Штраус )
- Вакх, Ариадна на Наксосе (Р. Штраус)
- Император, Женщина без тени (Р. Штраус)
- Менелай, «Египетская Елена» (Р. Штраус)
- Аполлон, Дафна (Р. Штраус)
- Барабан-мажор, Воццек ( Берг )
- Пол, Мертвый город ( Корнголд )
- Незнакомец, Чудо Гелианы (Корнголд)
- Мао Цзе-Дун, Никсон в Китае ( Адамс )
Моцарт
[ редактировать ]Тенор Моцарта — еще один особый тип тенора. В пении Моцарта важнейшим элементом является инструментальный подход к звучанию голоса, который предполагает: безупречное и тонкое звучание звука, безупречную интонацию, легато, дикцию и фразировку, умение отвечать динамическим требованиям партитуры, красоту тембра, надежная линия пения благодаря идеальной поддержке и абсолютному контролю над дыханием, музыкальному интеллекту, дисциплине тела, элегантности, благородству, ловкости и, самое главное, способности к драматической выразительности в узких границах, навязанных строгим моцартовским стилем.
Немецкая теноровая традиция Моцарта восходит к концу 1920-х годов, когда теноры Моцарта начали использовать технику Карузо (тенора, который редко пел Моцарта) для достижения и улучшения необходимой динамики и драматической выразительности.
Теноровые партии Моцарта в операх: [ 10 ]
- Дух христианства, обязанность первой заповеди
- Эбал, Аполлон и Гиацинт
- Бастьен, Бастьен и Бастьен
- Фракассо, Простой финт
- Митридат Митридат, царь Понта
- Это Асканио в Альбе.
- Сципион, мечта Сципиона
- Лусио Силла, Лусио Силла
- Бельфиоре, фальшивый садовник
- Дон Анчизе / Иль Подеста, Фальшивый садовник
- Александр, Царь-пастух
- Идоменей, Идаманте, Идоменей
- Бельмонте, Похищение из сераля
- Педрильо, Похищение из сераля
- Дон Базилио, «Женитьба Фигаро».
- Дон Курцио, «Женитьба Фигаро»
- Дон Оттавио, Дон Джованни
- Феррандо, Так они все делают
- Тито, Милосердие Тита
- Тамино, Волшебная флейта
- Моностатос, Волшебная флейта
Тенор-буффо или играющий или
[ редактировать ]Тенор-буффо или шпильтенор — это тенор с хорошими актерскими способностями и способностью создавать отчетливые голоса для своих персонажей. Этот голос специализируется на небольших комических ролях. Диапазон тенора-буффа составляет от до до на одну октаву ниже среднего до (C 3 ) до до на одну октаву выше среднего до (C 5 ). [ 15 ] Тесситура этих партий варьируется от более низкой, чем у других теноровых ролей, до очень высокой и широкой. Эти партии часто исполняются более молодыми тенорами, которые еще не полностью раскрыли свой вокальный потенциал, или тенорами старшего возраста, у которых уже не лучшие годы пения. Лишь в редких случаях певец будет специализироваться на этих ролях на протяжении всей карьеры. [ 10 ] Во французской комической опере роли второго плана, требующие тонкого голоса, но хорошей игры, иногда описываются как «испытания» в честь певца Антуана Триала (1737–1795), примеры есть в операх Равеля и в «Сказках Гофмана» . [ 16 ] [ нужна страница ]
Тенор-буфф или игра или роли в операх: [ 10 ] [ нужна страница ]
- Граф Данило Данилович, Веселая вдова ( Легар )
- Дон Базилио, «Женитьба Фигаро» ( Моцарт )
- Мим, Кольцо Нибелунга ( Вагнер )
- Дон Анчизе/Подеста, Фальшивый садовник (Моцарт)
- Моностатос, Волшебная флейта (Моцарт)
- Педрильо, «Похищение из сераля» (Моцарт)
- Слендер, «Виндзорские веселые жены» (опера) ( Николай )
- Джон Стикс, Орфей в подземном мире ( Оффенбах )
- Принц Поль, великая герцогиня Герольштейн (Оффенбах)
- Жупан Кальман, Цыганский барон ( Иоганн Штраус II )
- Капитан Воццек ( Берг )
- Волшебник, Консул ( Менотти )
- Беппе, Паяччи ( Леонкавалло )
- Франц, «Сказки Гофмана» (Оффенбах)
- Сполетта, Тоска ( Пуччини )
- Горо, Мадам Баттерфляй (Пуччини)
- Понг, Турандот (Пуччини)
- Гастоне, Травиата ( Верди )
- Roderigo, Otello (Verdi)
- Доктор Кай, Фальстаф (Верди)
- Герардо, Джанни Скикки (Пуччини)
- Король Каспар, Амаль и ночные гости (Менотти)
- Трике, Евгений Онегин ( Чайковский )
- Юродивый, Борис Годунов ( Мусоргский )
- Паскуале, паладин Орландо ( Гайдн )
- Платон Кузьмич Ковалёв, «Нос» ( Шостакович )
Гилберт и Салливан и оперетта
[ редактировать ]Во всех Гилберта и Салливана «Савой » операх есть хотя бы один главный лирический тенор. Известные в оперетте роли :
- Кандид, Кандид ( Бернштейн )
- Альфред, Летучая мышь ( Иоганн Штраус II )
- Эйзенштейн, Летучая мышь (Иоганн Штраус II)
- Камилла, граф де Розильон, Веселая вдова ( Легар )
- Принц Карл, принц-студент ( Ромберг )
- Капитан Дик, Непослушная Мариетта ( Герберт )
- Эдвин, Суд присяжных ( Гилберт и Салливан )
- Алексис, Колдун ( Гилберт и Салливан )
- Ральф Рэкстроу HMS Pinafore ( Гилберт и Салливан )
- Фредерик, Пираты Пензанса ( Гилберт и Салливан )
- Герцог Данстейбл, Пейшенс ( Гилберт и Салливан )
- Лорд Толлоллер, Иоланта ( Гилберт и Салливан )
- Иларион, принцесса Ида ( Гилберт и Салливан )
- Нанки-Пу, Микадо ( Гилберт и Салливан )
- Ричард Бесстрашный, Рудигор ( Гилберт и Салливан )
- Полковник Фэйрфакс, Йомены гвардии ( Гилберт и Салливан )
- Марко Пальмьери, Гондольеры ( Гилберт и Салливан )
Другое использование
[ редактировать ]в парикмахерской состоит из четырех частей Гармония : баса, баритона, соло и тенора (от самой низкой до самой высокой), при этом «тенор» относится к самой высокой партии. Тенор обычно поет фальцетом, что примерно соответствует контртенору в классической музыке, и гармонирует над ведущим, поющим мелодию. Диапазон тенора в парикмахерской — от среднего до до ля на одну октаву выше среднего до, хотя он пишется на октаву ниже. «Соло» в музыке для парикмахерских эквивалентно обычному диапазону тенора. [ 17 ] [ нужна страница ]
В музыке мятлика мелодическая линия называется ведущей. Тенор поется с интервалом в треть выше ведущего. Баритон - это пятая часть гаммы, в которой ведущая часть является тоникой, и ее можно петь ниже или даже выше ведущего тона (и тенора), и в этом случае он называется «высоким баритоном». [ 18 ] [ нужна страница ]
См. также
[ редактировать ]- Категория теноров
- Система Fach для классификации голоса
- Список теноров неклассической музыки
- Классификация голосов в неклассической музыке
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Роланд Джексон (23 октября 2013 г.). Исполнительская практика: Словарь-путеводитель для музыкантов . Рутледж. п. 458. ИСБН 9781136767708 .
- ^ «Вокальный диапазон | Библиотека Йельского университета» . web.library.yale.edu . Проверено 18 августа 2021 г.
- ^ «Тенор | вокальный диапазон» . Британская энциклопедия . Проверено 18 августа 2021 г.
- ^ Фэллоуз, Дэвид; Джандер, Оуэн; Форбс, Элизабет; Стейн, Дж. Б.; Харрис, Эллен Т.; и Уолдман, Джеральд (2001). «Тенор» (требуется подписка) . Гроув Музыка онлайн .
- ^ Старк, Джеймс (2003). Бельканто: история вокальной педагогики . Торонто, Канада: Издательство Университета Торонто. ISBN 9780802086143 .
- ^ Эрикссон, Эрик. Адольф Адам - Le postillon de lonjumeau на AllMusic . Проверено 27 июля 2014 г.
- ^ Глаубиц, Роберт (2010). «Loin de son amie — № 3, Серенада из первого действия французской оперы Жака Франсуа Фроманталя Галеви «Юная» . Ария-Database.com . Архивировано из оригинала 17 апреля 2017 года . Проверено 16 апреля 2017 г.
- ^ Сотрудники IMSLP [Го, Эдвард В. и др.] (2017). «Беллини – Я пуританин (голосовая партитура)» (PDF) . IMSLP.org . Уилмингтон, Делавэр: Международный проект библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)/Музыкальная библиотека Петруччи (Project Petrucci LLC). стр. 254, 256.
- ^ Калико, Джой. «Романтическая и современная музыкальная литература (MUSL 244)» (PDF) . п. 7.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Болдри, Ричард (1994). Руководство по оперным ролям и ариям . Колдуэлл Паблишинг. ISBN 9781877761645 . [ нужна страница ]
- ^ Перейти обратно: а б Смит, Бренда (2005). Хоровая педагогика . Plural Publishing, Inc. ISBN 9781597560436 . [ нужна страница ]
- ^ Каллеха, Джозеф ; Амон, Рубен (4 ноября 2004 г.). «Джозеф Каллеха: Я ничей наследник» . OperaActual.com . Перевод Серджио Маклина. Архивировано из оригинала 26 августа 2009 года . Проверено 2 мая 2013 г. - через FriendsofJosephCalleja.com.
- ^ Селл, Карен (2005). Дисциплины вокальной педагогики . Издательство Эшгейт . п. 45. ИСБН 9780754651697 . Архивировано из оригинала 24 марта 2017 года . Проверено 2 мая 2013 г.
- ^ Глаубиц, Роберт (2010). «Нежная земля», композитор: Аарон Копленд, либреттист: Хорнер Эверетт . Ария-Database.com . Архивировано из оригинала 5 сентября 2017 года . Проверено 16 апреля 2017 г.
- ^ Суверкроп, Бард; Драйер, Сюзанна (2017). «Теноровая ария» . IPASource.com . Проверено 16 апреля 2017 г.
- ^ Котт, RJV (1997). «Процесс французской семьи музыкантов». Оперный словарь Нью-Гроув . Лондон, Нью-Йорк: Макмиллан. Архивировано из оригинала 9 марта 2017 года . Проверено 16 апреля 2017 г.
- ^ Аверилл, Гейдж (2003). Четыре части, никакого ожидания: социальная история гармонии американских парикмахерских . Оксфорд, ENG: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195116724 .
- ^ Кэнтуэлл, Роберт (2002). Распад мятлика: создание старого южного звука . Урбана, Иллинойс: Издательство Университета Иллинойса. ISBN 9780252071171 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с теноровыми вокалистами, на Викискладе?
- Словарное определение тенора в Викисловаре