Контртенор
Тип голоса |
---|
Женский |
Мужской |
Контртенор голосовой (также контртенор ) — это тип классического мужского певческого голоса , чей диапазон эквивалентен женскому контральто или меццо-сопрано , обычно простираясь от G 3 до D 5 или E 5 . [ 1 ] хотя сопранолист (особый вид контртенора) может соответствовать диапазону сопрано от C 4 до C 6 . [ 2 ] Контртеноры часто имеют грудной голос тенор или баритон , но поют фальцетом или головным голосом гораздо чаще, чем грудным голосом.
Природа голоса контртенора радикально изменилась на протяжении всей истории музыки: от модального голоса к модальному и фальцетному голосу, а затем к преимущественно фальцетному голосу, который сегодня обозначается этим термином. Частично это происходит из-за изменений в физиологии человека ( увеличение роста тела ), а частично из-за колебаний высоты звука. [ 3 ]
Этот термин впервые вошел в употребление в Англии в середине 17 века и получил широкое распространение к концу 17 века. Использование фальцетов взрослых мужчин в полифонии, обычно в диапазоне сопрано, было известно в европейских мужских духовных хорах за несколько десятилетий до этого, еще в середине 16 века. [ 4 ] Современные ансамбли, такие как Tallis Scholars и Sixteen, имеют контртеноров в альтовых партиях в произведениях этого периода. Нет никаких свидетельств того, что пение фальцетом было известно в Великобритании до начала 17 века, когда его иногда можно было услышать в партиях сопрано. [ 5 ]
Во второй половине 20-го века возник большой интерес и возобновилась популярность голоса контртенора, отчасти благодаря таким пионерам, как Альфред Деллер и Рассел Оберлин , а также возросшей популярности в стиле барокко оперы и потребности певцов-мужчин в заменять роли кастратов в таких произведениях. Хотя голос считается в основном феноменом старинной музыки , в современном репертуаре контртеноров постоянно растет коллекция, особенно в современной музыке. [ 6 ] [ 7 ]
История
[ редактировать ]Ранние века
[ редактировать ]В полифонических произведениях 14 — начала 15 веков контратенор — голосовая партия, добавленная к основной двухголосной контрапунктической фактуре дисканта ( superius ) и тенора (от лат. tenere , что означает держать, так как эта партия «держала» мелодию музыки, в то время как супериус дискантировал ее на более высоком тоне). Хотя он имел примерно тот же диапазон, что и тенор, в целом он имел гораздо менее мелодичный характер, чем любая из этих двух других частей. С введением примерно в 1450 году четырехголосного письма такими композиторами, как Окегем и Обрехт , контратенор разделился на контратенор альт и контратенор бас , которые находились соответственно выше и ниже тенора. [ 7 ] Позже термин устарел: в Италии contratenor altus стал просто altus , во Франции — haute-contre , а в Англии — контртенор. Хотя первоначально эти слова использовались для обозначения вокальной партии, теперь они используются для описания певцов этой партии, чья вокальная техника может отличаться (см. Ниже). [ 6 ]
В католической церкви эпохи Возрождения использовалось наставление Св. Павла «mulieres in ecclesiis taceant» («женщины в церквях да молчат»). [ 8 ] по-прежнему преобладали, и женщинам было запрещено петь на церковных службах. Контртеноры, хотя и редко описываемые как таковые, поэтому играли заметную роль в литургической музыке, независимо от того, пели ли они одну строчку или пели высокие частоты или альты . (В Испании существовала давняя традиция, когда мужчины-фальцетисты исполняли партии сопрано). Контртеноры почти никогда не использовались для ролей в ранней опере. [ 9 ] однако подъем которых совпал с приходом моды на кастратов . Например, последний исполнил несколько ролей в первом исполнении оперы Монтеверди « Орфей » (1607). К этому времени кастраты уже занимали видное место в итальянских церковных хорах, заменяя как фальцетистов, так и дискантистов; последний сопрано-фальцетист, поющий в Риме, Хуан [Иоханнес де] Сан[c]тос (испанец) умер в 1652 году. [ 10 ] В итальянской опере к концу XVII века преобладали кастраты, тогда как во Франции использовался высокий модальный тенор, называемый haute-contre . [ 11 ] был признан лучшим голосом для главных мужских ролей.
В Англии Перселл написал значительную музыку для более высокого мужского голоса, которую он назвал «контртенором», например, роли Тайны и Лета в «Королеве фей» (1692). «Эти строки часто бросают вызов современным певцам, которые не уверены, являются ли они партиями высокого тенора или предназначены для фальцетистов». [ 12 ] Однако современные вокальные трактаты ясно дают понять, что певцы Перселла должны были быть обучены сочетать оба метода производства вокала. [ 13 ] В хоровой музыке Перселла ситуация еще более осложняется периодическим появлением более чем одной сольной партии, обозначенной как «контратенор», но со значительной разницей в диапазоне и тесситуре . Так обстоит дело в « Радуйся, светлая Сесилия» ( «Ода ко дню святой Цецилии», 1692 г. ), в которой соло « Это голос природы» имеет диапазон от F 3 до B ♭ 4 (аналогично тем сценическим ролям, которые упоминались ранее), тогда как , в дуэте «Прислушивайтесь к каждому дереву» солист-контртенор поет от E 4 до D 5 (в трио «С этой возвышенной небесной песней». Позже в том же произведении в собственной рукописи Перселла упоминается тот же певец, мистер Хауэл, описывается как «тенор High Contra» для исполнения в диапазоне от G 3 до C 4 , весьма вероятно, что он взял некоторые из самых низких нот хорошо смешанным «грудным голосом» - см. Ниже).
18 век
[ редактировать ]«Контр-тенор Перселла» не процветал в Англии, за исключением первых лет восемнадцатого века; через двадцать лет после смерти Перселла Гендель поселился в Лондоне, и вскоре опера-серия , которая полностью опиралась на итальянское пение, вскоре закрепился в британских театрах». [ 12 ] Параллельно ко времени Генделя кастраты стали доминировать на английской оперной сцене так же, как и на сцене Италии (да и в большей части Европы за пределами Франции). Они также приняли участие в нескольких ораториях Генделя, хотя контртеноры тоже иногда выступали в качестве солистов в последних, причем написанные для них партии были ближе по объему к высшим ораториям Перселла, с обычным диапазоном от A 3 до E 5 . [ 7 ] Они также исполняли партии альта в хорах Генделя. Именно как хоровые певцы в рамках англиканской церковной традиции (а также в светском жанре ликования ) контртеноры сохранились как исполнители на протяжении XVIII и XIX веков. В противном случае они в значительной степени исчезли из поля зрения общественности. [ 6 ]
20 век
[ редактировать ]Самым заметным человеком возрождения контртенора в двадцатом веке был Альфред Деллер , английский певец и поборник аутентичного исполнения старинной музыки. Первоначально Деллер назывался «альтом», но его соратник Майкл Типпетт рекомендовал для описания его голоса архаичный термин «контратенор». [ 7 ] В 1950-х и 60-х годах его группа Deller Consort сыграла важную роль в повышении осведомленности аудитории (и оценки) музыки эпохи Возрождения и барокко. Деллер был первым современным контртенором, добившимся известности, и у него было много выдающихся последователей. Бенджамин Бриттен написал главную роль Оберона в постановке «Сна в летнюю ночь » (1960) специально для Деллера. Роль контртенора Аполлона в «Смерти Бриттена в Венеции » (1973) была создана Джеймсом Боуменом , самым известным среди следующего поколения английских контртеноров. Рассел Оберлин был американским коллегой Деллера и еще одним пионером старинной музыки. Успех Оберлина был совершенно беспрецедентным в стране, не имевшей большого опыта исполнения произведений до Баха , и подготовил почву для большого успеха последующих за ним контртеноров. [ 14 ] Оберлин, однако, вернулся к более ранней традиции контртеноров, используя только свои модальные голоса. [ 15 ]
Сегодня контртеноры очень востребованы во многих видах классической музыки. В опере многие роли, первоначально написанные для кастратов (кастрированных мужчин), теперь исполняются и записываются контртенорами, как и некоторые брючные роли, изначально написанные для певиц. Первая категория гораздо более многочисленна и включает в себя Орфея в Глюка » «Орфее и Эвридике и многие роли Генделя, например, части имени в «Ринальдо» , «Джулио Чезаре» , «Серсе и Орландо» , а также Бертаридо в «Роделинде» . [ 6 ] У Моцарта также были роли кастратов в его операх, в том числе Аминта в «Иль ре пасторе» , Сесилио в «Лучио Силла» , Рамиро в «La Finta Giardiniera» , Идаманте в «Идоменее » и Сесто в «Милосердии Тито» .
Многие современные композиторы, помимо Бриттена, писали и продолжают писать партии контртенора как в хоровых произведениях, так и в опере, а также песни и песенные циклы для голоса. Мужские хоровые коллективы, такие как Chanticleer и The King's Singers, с большим эффектом используют голос в различных жанрах, включая старинную музыку, госпел и даже народные песни. Другие недавние оперные партии, написанные для голоса контртенора, включают Эдгара в » Ариберта Реймана « Лире (1978), посланника в его «Медее» (2010), принца Гоу-Го в Дьёрдя Лигети ( «Великой смерти» 1978), главную роль в » Филипа Гласса ( «Эхнатон 1983), Клэр в Джона Ланна » «Служанках (1998), Беженец в Джонатана Дава» ( «Бегстве 1998), Тринкуло в Томаса Адеса » «Буре (2004), Мальчик в « Буре » Джорджа Бенджамина. « Написано на коже» (2012) и некоторых других (см. «Роли в опере» ниже).
Вокальный диапазон
[ редактировать ]
![]() |
Вокальный диапазон контртенора эквивалентен женскому контральто или -сопрано меццо . Обученный контртенор обычно имеет вокальный центр, аналогичный по расположению контральто или меццо-сопрано. [ 16 ] Питер Джайлс , профессиональный контртенор и известный автор по этой теме, определяет контртенор как музыкальную часть, а не как вокальный стиль или механизм. В современном использовании термин «контратенор» по сути эквивалентен средневековому термину contratenor altus (см. выше). Таким образом, певца-контратенора можно функционально определить как человека, который поет партию контртенора, независимо от того, какой вокальный стиль или механизм используется. [ 14 ] Диапазон контртенора обычно эквивалентен диапазону альта и простирается примерно от G 3 до D 5 или E 5 . [ 1 ] По сравнению с женскими голосами мужской голос обычно имеет расширенный диапазон в сторону низких нот, но самые низкие части диапазона обычно не используются. На практике общепризнано, что большинство контртеноров поют фальцетом, по крайней мере, в верхней половине этого диапазона, хотя большинство из них используют некоторую форму « грудного голоса » (сродни диапазону их разговорного голоса) для нижние ноты. Самой сложной задачей для такого певца является управление нижним средним диапазоном, поскольку обычно есть несколько нот (около B ♭ 3 ), которые можно спеть любым вокальным механизмом, а переход между регистрами необходимо каким-то образом смешивать или плавно управлять. [ 14 ]
В ответ на (по его мнению) уничижительный оттенок термина «фальцет» Джайлз отказывается использовать его, называя верхний регистр « головным голосом ». [ 14 ] Многие голосовые эксперты [ ВОЗ? ] не согласился бы с таким выбором терминологии, оставив обозначение «головной голос» для высокого затухающего регистра, сопровождаемого относительно низкой гортанью, что типично для современного высокого оперного тенора. Последний тип головного голоса с точки зрения вибрации голосовых связок на самом деле больше похож на «грудной голос», чем на фальцет, поскольку он использует то же самое «речевое голосоведение» (которое ученые-голосовики называют «модальным») и это отражается на тембре. [ 16 ]
Терминология
[ редактировать ]В частности, в британской хоровой традиции термины «мужское сопрано» и «мужской альт» служат для обозначения мужчин, которые полагаются на вокал фальцетом, а не на модальный голос , чтобы петь в вокальном диапазоне сопрано или альта. В других местах эти термины имеют менее универсальное значение. Некоторые авторитеты считают, что они описывают фальцетистов-мужчин, хотя эта точка зрения является предметом споров; [ 17 ] они бы сохранили термин «контртенор» для мужчин, которые, как Рассел Оберлин , достигают голоса в диапазоне сопрано с небольшим фальцетом или без него, приравнивая его к haute-contre и итальянскому тенору-альтино . [ 18 ] Приверженцы этой точки зрения утверждают, что у контртенора необычайно короткие голосовые связки. [ 6 ] и, следовательно, более высокий голос, более низкий диапазон и тесситура, чем у их фальцетных аналогов, возможно, от D 3 до D 5 . Классификация оперного вокала, с другой стороны, предпочитает термины «контратенор» и « сопранист » терминам «мужское сопрано» и «мужской альт», а некоторые ученые считают два последних термина неточными из-за физиологических различий между мужским и женским вокалом. [ 2 ]
Роли в опере и оратории
[ редактировать ]Известные роли контртенора включают:
- Адонис, Цепь Адониса ( Доменико Маццокки )
- Атлас, Альцеста, Зачарованный дворец ( Луиджи Росси )
- Джоад, Аталия ( Гендель )
- Удача, [ 19 ] Джастин (Гендель)
- Чильдерико, [ 20 ] Фарамондо (Гендель)
- Дэйвид, [ 21 ] Саул (Гендель)
- Атамас, Семела (Гендель)
- Иосиф, Иосиф и его братья (Гендель)
- Хамор, Иеффа (Гендель)
- Оберон, «Сон в летнюю ночь» ( Бриттен )
- Дэвид, Чичестерские псалмы ( Бернштейн )
- Анна, Иисус Христос-суперзвезда ( Ллойд Уэббер )
- Священник, тавернер ( Дэвис )
- Голос Аполлона, Смерть в Венеции (Бриттен)
- Смерть, Итуриэль, Рафаэль, Потерянный рай ( Пендерецкий )
- Принц Гоу-Гоу, [ 22 ] Le Grand Macabre ( Лигети )
- Эдгар, [ 23 ] Лир ( Рейман )
- Эхнатон, Эхнатон ( Стекло )
- Военный губернатор, Ночь в китайской опере ( Вейр )
- Мефистофил, «История» Д. Иоганна Фаустена ( Шнитке )
- Вера Ломан, Вера из Лас-Вегаса ( Хаген )
- Беженец, Полет ( Голубь )
- Гость, Голос за сценой, Luci mie traditrici ( Sciarrino )
- Креонт, оправдание Медеи ( Либерман )
- Франц, Фриц, Эксперимент доктора Окса ( Брайарс )
- Рафаэль, Тобиас и ангел (Голубь)
- Аджиб («Своенравный»), Л'Упупа и торжество сыновней любви ( Хенце )
- Тринкуло, Буря (Аид)
- Артемида (роль травести), Федра (Хенце)
- Лис/Ямщик, Приключения Буратино (Голубь)
- Вестник, Медея (Рейман)
- Просперо, Фердинанд, Очарованный остров ( Пастиччо ) [ 24 ]
- Первый ангел/мальчик, написанный на коже ( Бенджамин )
- Епископ Болдуин, Работа ( Биртвистл )
- Орфей, Вторая миссис Конг (Бёртвистл)
- Змеиная жрица и двое невинных, Минотавр (Биртвистл)
- Одиссей, Сирены ( Рим )
- Терри, Марни ( Нико Мули )
См. также
[ редактировать ]- Фах — немецкая система классификации голосов.
- Классификация голосов в неклассической музыке
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Дж. Б. Стин , «Контртенор», в Оперном словаре Нью-Гроув , I, стр. 999.
- ^ Jump up to: а б Сопранолист — это термин, широко используемый ошибочно для описания контртенора, чей вокальный диапазон настолько высок, что эквивалентен диапазону сопрано. МакКинни, Джеймс (1994). Диагностика и коррекция голосовых дефектов . Музыкальная группа Дженовекс. ISBN 978-1-56593-940-0 .
- ^ Вороны 2014 , стр. 38–44.
- ^ Вороны 2014 , стр. 50–57.
- ^ Вороны 2014 , стр. 71–89.
- ^ Jump up to: а б с д и Старк 2003
- ^ Jump up to: а б с д Джайлз 1982 г.
- ^ 1 Коринфянам 14:34.
- ↑ В первой половине семнадцатого века некоторые альтисты-фальцетисты, такие как Лоренцино Сансес и Марио Савиони , время от времени появлялись на сцене, особенно в Риме.
- ^ «Список певцов» . sophia.smith.edu . Архивировано из оригинала 26 марта 2009 года.
- ^ природа голоса haute-contre была предметом многочисленных споров, но в настоящее время общепризнано, что haute-contres пели голосом, который ученые называют « модальным », возможно, используя фальцет или фальцет для своих самых высоких нот (ср. Лайонел Сокинс, «Haute-contre», в Sadie 1997 , том II, стр. 668–669, и Cyr 1977 ).
- ^ Jump up to: а б Поттер, Дж. (2009), Тенор, История голоса , Издательство Йельского университета, Нью-Хейвен/Лондон, стр. 19 (включая сноску 35). ISBN 978-0-300-11873-5
- ^ Вороны 2014 , стр. 130–138.
- ^ Jump up to: а б с д Джайлз 2005 г.
- ^ «Рассел Оберлин объясняет, что такое контртенор» . Ютуб . 23 февраля 2008 г. Архивировано из оригинала 16 марта 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Аппельман 1986 г.
- ^ ГМ Ардран; Дэвид Вулстан (январь 1967 г.). «Альт или контртенор». Музыка и письма . 48 (1): 17–22. дои : 10.1093/мл/XLVIII.1.17 . JSTOR 733148 согласен с точкой зрения Джайлза [ неполная короткая цитата ] отмечено ниже; другие категорически не согласны – см., например, Нил Заслав (ноябрь 1974 г.). «Загадка Верхнего Контра». Музыкальные времена . 115 (1581): 939–941. дои : 10.2307/958179 . JSTOR 958179 ; Сир, Мэри (апрель 1977 г.). «Об исполнении ролей Haute-Contre XVIII века». Музыкальные времена . 118 (1610): 291–295. дои : 10.2307/958048 . JSTOR 958048 , позже воспроизведенный в книге Сира М. «Очерки исполнения музыки в стиле барокко». Оперная и камерная музыка во Франции и Англии , эссе №. IX, Ashgate Variorum, Олдешот (Великобритания)/Берлингтон, Вермонт (США), 2008 г., ISBN 978-0-7546-5926-6 ; Саймон Рэйвенс (февраль 1998 г.). « « Сладкий пронзительный голос »: контртенор и вокал в Англии эпохи Тюдоров». Ранняя музыка . 26 (1): 122–134. doi : 10.1093/em/26.1.122 (неактивен 3 июля 2024 г.). JSTOR 3128554 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на июль 2024 г. ( ссылка ) - ^ Джайлз, [ неполная короткая цитата ] «либеральный», употребляя слово контртенор, предлагает этот последний термин для обозначения таких голосов.
- ^ Допрошено. По словам Энтони Хикса, это дискантная партия, которую первоначально исполнил Уильям Сэвидж до того, как у него сломался голос ( Джустино , в Sadie 1997 , том II, стр. 440).
- ^ Допрошено. По словам Энтони Хикса, небольшая сопрано в «Чильдерико», не имеющая арий, вероятно, была спета на октаву ниже Уильямом Сэвиджем после того, как его голос только что сломался ( Фарамондо , в Sadie 1997 , том II, стр. 121).
- ^ Очень сомнительно. По словам Энтони Хикса, изначально эту роль должна была исполнить контральто Мария Антония Маркезини) , но из-за ее болезни на премьере ее исполнил актер, поющий тенором , а позже Гендель всегда поручал ее исполнению. певицы (ср. Дэвид Викерс, «Гендель Саул группы The Sixteen . Великолепная новая запись « Саула Генделя » » , «Граммофон . Архивировано 15 августа 2017 года в Wayback Machine »; Роберт Хьюгилл, обзор компакт-диска – «Саул Генделя» , « Планета Хьюгилл – мир классической музыки »). музыка. Архивировано 6 февраля 2015 года в Wayback Machine », 19 сентября 2012 года).
- ^ Роль, задуманная для высоких частот, сопрано или высокого контртенора ( Пол Гриффитс , « Grand Macabre, Le », в Sadie 1997 , том II, стр. 511).
- ^ Роль создана тенором Дэвидом Натсоном, но задумана как для тенора, так и для контртенора (Эндрю Клементс, Лир , в Сэди, 1997 , том II, стр. 1115).
- ^ Музыка различных композиторов эпохи барокко, в том числе Джорджа Фридриха Генделя, Антонио Вивальди и Жана-Филиппа Рамо (ср.: Очарованный остров: Музыка, заархивированная 23 января 2012 года в Wayback Machine , Метрополитен-опера).
Источники
- Аппельман, Д. Ральф (1986). Наука вокальной педагогики: теория и применение . Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-20378-6 .
- Джайлз, Питер (1982). Контртенор . Издательство Мюллер.
- Джайлз, Питер (2005). Базовый метод контртенора . Лондон: Кан и Аверилл. ISBN 978-1-871082-82-1 .
- Вороны, Саймон (2014). Сверхъестественный голос: история высокого мужского пения . Вудбридж: Бойделл Пресс. ISBN 9781843839620 . OCLC 967385734 .
- Сэди, Стэнли , изд. (1997). Оперный словарь Нью-Гроув . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-522186-2 .
- Старк, Джеймс (2003). Бельканто: история вокальной педагогики . Университет Торонто Пресс. ISBN 978-0-8020-8614-3 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Болдри, Ричард (1994). Руководство по оперным ролям и ариям . Издательская компания Колдуэлл. ISBN 978-1-877761-64-5 .
- Хеннен, Питер (1 февраля 2011 г.). «Путь природы: вокал в социальном контексте» . Голос контртенора .
- Герр, Коринна (2013). Пение против «порядка природы»? Кастраты и фальцетты в истории музыки (2-е изд.). Беренрайтер Верлаг. ISBN 978-3-761-82187-9 .
- Хауэлл, Ян. «Техника контртенора: введение в концепции» . Голос контртенора (апрель 2011 г.).
- Хауэлл, Ян. «Вокальная техника: Флекс» . Голос контртенора (июль 2011 г.).
- Хауэлл, Ян. «Мы уже постангликанские?» . Голос контртенора (январь 2011 г.).
- Мормиль, Алессандро, Контртеноры. Возрождение «новых ангелов» в исполнительской практике оперы в стиле барокко , Варезе, Zecchini Editore, 2010, ISBN 9788865400005 , с. 218
- Смит, Бренда (2005). Хоровая педагогика . Plural Publishing, Inc. ISBN 978-1-59756-043-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с вокалистами Countertenor, на Викискладе?
Словарное определение контртенора в Викисловаре