Jump to content

Контртенор

(Перенаправлено с Контратенора )

Контртенор голосовой (также контртенор ) — это тип классического мужского певческого голоса , чей диапазон эквивалентен женскому контральто или меццо-сопрано , обычно простираясь от G 3 до D 5 или E 5 . [ 1 ] хотя сопранолист (особый вид контртенора) может соответствовать диапазону сопрано от C 4 до C 6 . [ 2 ] Контртеноры часто имеют грудной голос тенор или баритон , но поют фальцетом или головным голосом гораздо чаще, чем грудным голосом.

Природа голоса контртенора радикально изменилась на протяжении всей истории музыки: от модального голоса к модальному и фальцетному голосу, а затем к преимущественно фальцетному голосу, который сегодня обозначается этим термином. Частично это происходит из-за изменений в физиологии человека ( увеличение роста тела ), а частично из-за колебаний высоты звука. [ 3 ]

Этот термин впервые вошел в употребление в Англии в середине 17 века и получил широкое распространение к концу 17 века. Использование фальцетов взрослых мужчин в полифонии, обычно в диапазоне сопрано, было известно в европейских мужских духовных хорах за несколько десятилетий до этого, еще в середине 16 века. [ 4 ] Современные ансамбли, такие как Tallis Scholars и Sixteen, имеют контртеноров в альтовых партиях в произведениях этого периода. Нет никаких свидетельств того, что пение фальцетом было известно в Великобритании до начала 17 века, когда его иногда можно было услышать в партиях сопрано. [ 5 ]

Во второй половине 20-го века возник большой интерес и возобновилась популярность голоса контртенора, отчасти благодаря таким пионерам, как Альфред Деллер и Рассел Оберлин , а также возросшей популярности в стиле барокко оперы и потребности певцов-мужчин в заменять роли кастратов в таких произведениях. Хотя голос считается в основном феноменом старинной музыки , в современном репертуаре контртеноров постоянно растет коллекция, особенно в современной музыке. [ 6 ] [ 7 ]

Ранние века

[ редактировать ]

В полифонических произведениях 14 — начала 15 веков контратенор — голосовая партия, добавленная к основной двухголосной контрапунктической фактуре дисканта ( superius ) и тенора (от лат. tenere , что означает держать, так как эта партия «держала» мелодию музыки, в то время как супериус дискантировал ее на более высоком тоне). Хотя он имел примерно тот же диапазон, что и тенор, в целом он имел гораздо менее мелодичный характер, чем любая из этих двух других частей. С введением примерно в 1450 году четырехголосного письма такими композиторами, как Окегем и Обрехт , контратенор разделился на контратенор альт и контратенор бас , которые находились соответственно выше и ниже тенора. [ 7 ] Позже термин устарел: в Италии contratenor altus стал просто altus , во Франции — haute-contre , а в Англии — контртенор. Хотя первоначально эти слова использовались для обозначения вокальной партии, теперь они используются для описания певцов этой партии, чья вокальная техника может отличаться (см. Ниже). [ 6 ]

В католической церкви эпохи Возрождения использовалось наставление Св. Павла «mulieres in ecclesiis taceant» («женщины в церквях да молчат»). [ 8 ] по-прежнему преобладали, и женщинам было запрещено петь на церковных службах. Контртеноры, хотя и редко описываемые как таковые, поэтому играли заметную роль в литургической музыке, независимо от того, пели ли они одну строчку или пели высокие частоты или альты . (В Испании существовала давняя традиция, когда мужчины-фальцетисты исполняли партии сопрано). Контртеноры почти никогда не использовались для ролей в ранней опере. [ 9 ] однако подъем которых совпал с приходом моды на кастратов . Например, последний исполнил несколько ролей в первом исполнении оперы Монтеверди « Орфей » (1607). К этому времени кастраты уже занимали видное место в итальянских церковных хорах, заменяя как фальцетистов, так и дискантистов; последний сопрано-фальцетист, поющий в Риме, Хуан [Иоханнес де] Сан[c]тос (испанец) умер в 1652 году. [ 10 ] В итальянской опере к концу XVII века преобладали кастраты, тогда как во Франции использовался высокий модальный тенор, называемый haute-contre . [ 11 ] был признан лучшим голосом для главных мужских ролей.

В Англии Перселл написал значительную музыку для более высокого мужского голоса, которую он назвал «контртенором», например, роли Тайны и Лета в «Королеве фей» (1692). «Эти строки часто бросают вызов современным певцам, которые не уверены, являются ли они партиями высокого тенора или предназначены для фальцетистов». [ 12 ] Однако современные вокальные трактаты ясно дают понять, что певцы Перселла должны были быть обучены сочетать оба метода производства вокала. [ 13 ] В хоровой музыке Перселла ситуация еще более осложняется периодическим появлением более чем одной сольной партии, обозначенной как «контратенор», но со значительной разницей в диапазоне и тесситуре . Так обстоит дело в « Радуйся, светлая Сесилия» ( «Ода ко дню святой Цецилии», 1692 г. ), в которой соло « Это голос природы» имеет диапазон от F 3 до B 4 (аналогично тем сценическим ролям, которые упоминались ранее), тогда как , в дуэте «Прислушивайтесь к каждому дереву» солист-контртенор поет от E 4 до D 5 (в трио «С этой возвышенной небесной песней». Позже в том же произведении в собственной рукописи Перселла упоминается тот же певец, мистер Хауэл, описывается как «тенор High Contra» для исполнения в диапазоне от G 3 до C 4 , весьма вероятно, что он взял некоторые из самых низких нот хорошо смешанным «грудным голосом» - см. Ниже).

«Контр-тенор Перселла» не процветал в Англии, за исключением первых лет восемнадцатого века; через двадцать лет после смерти Перселла Гендель поселился в Лондоне, и вскоре опера-серия , которая полностью опиралась на итальянское пение, вскоре закрепился в британских театрах». [ 12 ] Параллельно ко времени Генделя кастраты стали доминировать на английской оперной сцене так же, как и на сцене Италии (да и в большей части Европы за пределами Франции). Они также приняли участие в нескольких ораториях Генделя, хотя контртеноры тоже иногда выступали в качестве солистов в последних, причем написанные для них партии были ближе по объему к высшим ораториям Перселла, с обычным диапазоном от A 3 до E 5 . [ 7 ] Они также исполняли партии альта в хорах Генделя. Именно как хоровые певцы в рамках англиканской церковной традиции (а также в светском жанре ликования ) контртеноры сохранились как исполнители на протяжении XVIII и XIX веков. В противном случае они в значительной степени исчезли из поля зрения общественности. [ 6 ]

Самым заметным человеком возрождения контртенора в двадцатом веке был Альфред Деллер , английский певец и поборник аутентичного исполнения старинной музыки. Первоначально Деллер назывался «альтом», но его соратник Майкл Типпетт рекомендовал для описания его голоса архаичный термин «контратенор». [ 7 ] В 1950-х и 60-х годах его группа Deller Consort сыграла важную роль в повышении осведомленности аудитории (и оценки) музыки эпохи Возрождения и барокко. Деллер был первым современным контртенором, добившимся известности, и у него было много выдающихся последователей. Бенджамин Бриттен написал главную роль Оберона в постановке «Сна в летнюю ночь » (1960) специально для Деллера. Роль контртенора Аполлона в «Смерти Бриттена в Венеции » (1973) была создана Джеймсом Боуменом , самым известным среди следующего поколения английских контртеноров. Рассел Оберлин был американским коллегой Деллера и еще одним пионером старинной музыки. Успех Оберлина был совершенно беспрецедентным в стране, не имевшей большого опыта исполнения произведений до Баха , и подготовил почву для большого успеха последующих за ним контртеноров. [ 14 ] Оберлин, однако, вернулся к более ранней традиции контртеноров, используя только свои модальные голоса. [ 15 ]

Сегодня контртеноры очень востребованы во многих видах классической музыки. В опере многие роли, первоначально написанные для кастратов (кастрированных мужчин), теперь исполняются и записываются контртенорами, как и некоторые брючные роли, изначально написанные для певиц. Первая категория гораздо более многочисленна и включает в себя Орфея в Глюка » «Орфее и Эвридике и многие роли Генделя, например, части имени в «Ринальдо» , «Джулио Чезаре» , «Серсе и Орландо» , а также Бертаридо в «Роделинде» . [ 6 ] У Моцарта также были роли кастратов в его операх, в том числе Аминта в «Иль ре пасторе» , Сесилио в «Лучио Силла» , Рамиро в «La Finta Giardiniera» , Идаманте в «Идоменее » и Сесто в «Милосердии Тито» .

Многие современные композиторы, помимо Бриттена, писали и продолжают писать партии контртенора как в хоровых произведениях, так и в опере, а также песни и песенные циклы для голоса. Мужские хоровые коллективы, такие как Chanticleer и The King's Singers, с большим эффектом используют голос в различных жанрах, включая старинную музыку, госпел и даже народные песни. Другие недавние оперные партии, написанные для голоса контртенора, включают Эдгара в » Ариберта Реймана « Лире (1978), посланника в его «Медее» (2010), принца Гоу-Го в Дьёрдя Лигети ( «Великой смерти» 1978), главную роль в » Филипа Гласса ( «Эхнатон 1983), Клэр в Джона Ланна » «Служанках (1998), Беженец в Джонатана Дава» ( «Бегстве 1998), Тринкуло в Томаса Адеса » «Буре (2004), Мальчик в « Буре » Джорджа Бенджамина. « Написано на коже» (2012) и некоторых других (см. «Роли в опере» ниже).

Вокальный диапазон

[ редактировать ]
Вокальный диапазон контртенора (E 3 E 5 ), обозначенный на скрипичном нотоносце (слева) и на фортепианной клавиатуре зеленым цветом с точкой, обозначающей среднюю C (C4).
{ \new Staff \with { \remove "Time_signature_engraver" } \clef "treble_8" e4 e''4 }

Вокальный диапазон контртенора эквивалентен женскому контральто или -сопрано меццо . Обученный контртенор обычно имеет вокальный центр, аналогичный по расположению контральто или меццо-сопрано. [ 16 ] Питер Джайлс , профессиональный контртенор и известный автор по этой теме, определяет контртенор как музыкальную часть, а не как вокальный стиль или механизм. В современном использовании термин «контратенор» по сути эквивалентен средневековому термину contratenor altus (см. выше). Таким образом, певца-контратенора можно функционально определить как человека, который поет партию контртенора, независимо от того, какой вокальный стиль или механизм используется. [ 14 ] Диапазон контртенора обычно эквивалентен диапазону альта и простирается примерно от G 3 до D 5 или E 5 . [ 1 ] По сравнению с женскими голосами мужской голос обычно имеет расширенный диапазон в сторону низких нот, но самые низкие части диапазона обычно не используются. На практике общепризнано, что большинство контртеноров поют фальцетом, по крайней мере, в верхней половине этого диапазона, хотя большинство из них используют некоторую форму « грудного голоса » (сродни диапазону их разговорного голоса) для нижние ноты. Самой сложной задачей для такого певца является управление нижним средним диапазоном, поскольку обычно есть несколько нот (около B 3 ), которые можно спеть любым вокальным механизмом, а переход между регистрами необходимо каким-то образом смешивать или плавно управлять. [ 14 ]

В ответ на (по его мнению) уничижительный оттенок термина «фальцет» Джайлз отказывается использовать его, называя верхний регистр « головным голосом ». [ 14 ] Многие голосовые эксперты [ ВОЗ? ] не согласился бы с таким выбором терминологии, оставив обозначение «головной голос» для высокого затухающего регистра, сопровождаемого относительно низкой гортанью, что типично для современного высокого оперного тенора. Последний тип головного голоса с точки зрения вибрации голосовых связок на самом деле больше похож на «грудной голос», чем на фальцет, поскольку он использует то же самое «речевое голосоведение» (которое ученые-голосовики называют «модальным») и это отражается на тембре. [ 16 ]

Терминология

[ редактировать ]

В частности, в британской хоровой традиции термины «мужское сопрано» и «мужской альт» служат для обозначения мужчин, которые полагаются на вокал фальцетом, а не на модальный голос , чтобы петь в вокальном диапазоне сопрано или альта. В других местах эти термины имеют менее универсальное значение. Некоторые авторитеты считают, что они описывают фальцетистов-мужчин, хотя эта точка зрения является предметом споров; [ 17 ] они бы сохранили термин «контртенор» для мужчин, которые, как Рассел Оберлин , достигают голоса в диапазоне сопрано с небольшим фальцетом или без него, приравнивая его к haute-contre и итальянскому тенору-альтино . [ 18 ] Приверженцы этой точки зрения утверждают, что у контртенора необычайно короткие голосовые связки. [ 6 ] и, следовательно, более высокий голос, более низкий диапазон и тесситура, чем у их фальцетных аналогов, возможно, от D 3 до D 5 . Классификация оперного вокала, с другой стороны, предпочитает термины «контратенор» и « сопранист » терминам «мужское сопрано» и «мужской альт», а некоторые ученые считают два последних термина неточными из-за физиологических различий между мужским и женским вокалом. [ 2 ]

Роли в опере и оратории

[ редактировать ]

Известные роли контртенора включают:

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Дж. Б. Стин , «Контртенор», в Оперном словаре Нью-Гроув , I, стр. 999.
  2. ^ Jump up to: а б Сопранолист — это термин, широко используемый ошибочно для описания контртенора, чей вокальный диапазон настолько высок, что эквивалентен диапазону сопрано. МакКинни, Джеймс (1994). Диагностика и коррекция голосовых дефектов . Музыкальная группа Дженовекс. ISBN  978-1-56593-940-0 .
  3. ^ Вороны 2014 , стр. 38–44.
  4. ^ Вороны 2014 , стр. 50–57.
  5. ^ Вороны 2014 , стр. 71–89.
  6. ^ Jump up to: а б с д и Старк 2003
  7. ^ Jump up to: а б с д Джайлз 1982 г.
  8. ^ 1 Коринфянам 14:34.
  9. В первой половине семнадцатого века некоторые альтисты-фальцетисты, такие как Лоренцино Сансес и Марио Савиони , время от времени появлялись на сцене, особенно в Риме.
  10. ^ «Список певцов» . sophia.smith.edu . Архивировано из оригинала 26 марта 2009 года.
  11. ^ природа голоса haute-contre была предметом многочисленных споров, но в настоящее время общепризнано, что haute-contres пели голосом, который ученые называют « модальным », возможно, используя фальцет или фальцет для своих самых высоких нот (ср. Лайонел Сокинс, «Haute-contre», в Sadie 1997 , том II, стр. 668–669, и Cyr 1977 ).
  12. ^ Jump up to: а б Поттер, Дж. (2009), Тенор, История голоса , Издательство Йельского университета, Нью-Хейвен/Лондон, стр. 19 (включая сноску 35). ISBN   978-0-300-11873-5
  13. ^ Вороны 2014 , стр. 130–138.
  14. ^ Jump up to: а б с д Джайлз 2005 г.
  15. ^ «Рассел Оберлин объясняет, что такое контртенор» . Ютуб . 23 февраля 2008 г. Архивировано из оригинала 16 марта 2016 г.
  16. ^ Jump up to: а б Аппельман 1986 г.
  17. ^ ГМ Ардран; Дэвид Вулстан (январь 1967 г.). «Альт или контртенор». Музыка и письма . 48 (1): 17–22. дои : 10.1093/мл/XLVIII.1.17 . JSTOR   733148 согласен с точкой зрения Джайлза [ неполная короткая цитата ] отмечено ниже; другие категорически не согласны – см., например, Нил Заслав (ноябрь 1974 г.). «Загадка Верхнего Контра». Музыкальные времена . 115 (1581): 939–941. дои : 10.2307/958179 . JSTOR   958179 ; Сир, Мэри (апрель 1977 г.). «Об исполнении ролей Haute-Contre XVIII века». Музыкальные времена . 118 (1610): 291–295. дои : 10.2307/958048 . JSTOR   958048 , позже воспроизведенный в книге Сира М. «Очерки исполнения музыки в стиле барокко». Оперная и камерная музыка во Франции и Англии , эссе №. IX, Ashgate Variorum, Олдешот (Великобритания)/Берлингтон, Вермонт (США), 2008 г., ISBN   978-0-7546-5926-6 ; Саймон Рэйвенс (февраль 1998 г.). « « Сладкий пронзительный голос »: контртенор и вокал в Англии эпохи Тюдоров». Ранняя музыка . 26 (1): 122–134. doi : 10.1093/em/26.1.122 (неактивен 3 июля 2024 г.). JSTOR   3128554 . {{cite journal}}: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на июль 2024 г. ( ссылка )
  18. ^ Джайлз, [ неполная короткая цитата ] «либеральный», употребляя слово контртенор, предлагает этот последний термин для обозначения таких голосов.
  19. ^ Допрошено. По словам Энтони Хикса, это дискантная партия, которую первоначально исполнил Уильям Сэвидж до того, как у него сломался голос ( Джустино , в Sadie 1997 , том II, стр. 440).
  20. ^ Допрошено. По словам Энтони Хикса, небольшая сопрано в «Чильдерико», не имеющая арий, вероятно, была спета на октаву ниже Уильямом Сэвиджем после того, как его голос только что сломался ( Фарамондо , в Sadie 1997 , том II, стр. 121).
  21. ^ Очень сомнительно. По словам Энтони Хикса, изначально эту роль должна была исполнить контральто Мария Антония Маркезини) [ it ] , но из-за ее болезни на премьере ее исполнил актер, поющий тенором , а позже Гендель всегда поручал ее исполнению. певицы (ср. Дэвид Викерс, «Гендель Саул группы The Sixteen . Великолепная новая запись « Саула Генделя » » , «Граммофон . Архивировано 15 августа 2017 года в Wayback Machine »; Роберт Хьюгилл, обзор компакт-диска – «Саул Генделя» , « Планета Хьюгилл – мир классической музыки »). музыка. Архивировано 6 февраля 2015 года в Wayback Machine », 19 сентября 2012 года).
  22. ^ Роль, задуманная для высоких частот, сопрано или высокого контртенора ( Пол Гриффитс , « Grand Macabre, Le », в Sadie 1997 , том II, стр. 511).
  23. ^ Роль создана тенором Дэвидом Натсоном, но задумана как для тенора, так и для контртенора (Эндрю Клементс, Лир , в Сэди, 1997 , том II, стр. 1115).
  24. ^ Музыка различных композиторов эпохи барокко, в том числе Джорджа Фридриха Генделя, Антонио Вивальди и Жана-Филиппа Рамо (ср.: Очарованный остров: Музыка, заархивированная 23 января 2012 года в Wayback Machine , Метрополитен-опера).

Источники

  • Аппельман, Д. Ральф (1986). Наука вокальной педагогики: теория и применение . Издательство Университета Индианы. ISBN  978-0-253-20378-6 .
  • Джайлз, Питер (1982). Контртенор . Издательство Мюллер.
  • Джайлз, Питер (2005). Базовый метод контртенора . Лондон: Кан и Аверилл. ISBN  978-1-871082-82-1 .
  • Вороны, Саймон (2014). Сверхъестественный голос: история высокого мужского пения . Вудбридж: Бойделл Пресс. ISBN  9781843839620 . OCLC   967385734 .
  • Сэди, Стэнли , изд. (1997). Оперный словарь Нью-Гроув . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-522186-2 .
  • Старк, Джеймс (2003). Бельканто: история вокальной педагогики . Университет Торонто Пресс. ISBN  978-0-8020-8614-3 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7f5e18569391cfccc531076d9b821e23__1720014720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7f/23/7f5e18569391cfccc531076d9b821e23.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Countertenor - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)