Белая леди
Белая леди | |
---|---|
Комическая опера Франсуа -Адриена Буальдье | |
![]() Композитор ок. 1815 г. | |
Перевод | Белая Леди |
Либреттист | Юджин Скриб |
Язык | Французский |
На основе | романы Вальтера Скотта |
Премьера | 10 декабря 1825 г. Комическая опера , Париж |
«Белая дама» ( англ . «Белая дама» ) — комическая опера в трёх действиях французского композитора Франсуа-Адриена Буалдье . Либретто ( 1815 было написано Эженом Скрибом и основано на эпизодах не менее чем из пяти произведений шотландского писателя сэра Вальтера Скотта , включая его романы «Гай Мэннеринг» ), «Монастырь» (1820) и «Аббат» (1820). [ 1 ] В опере есть типичные элементы романтического стиля в готическом стиле, в том числе экзотическая шотландская местность, потерянный наследник, таинственный замок, спрятанное состояние и призрак, в данном случае доброжелательный. Это произведение было одной из первых попыток ввести фантастическое в оперу и является образцом для таких произведений, как Джакомо Мейербера » « Роберт-дьявол (1831) и Шарля Гуно » «Фауст (1859). Музыкальный стиль оперы также сильно повлиял на более поздние оперы, такие как « Лючия ди Ламмермур» , « Я пуританин» и « Радость дочка Перта» . [ 2 ]
История выступлений
[ редактировать ]«Бланш» впервые была исполнена 10 декабря 1825 года Комической оперой в театре Фейдо в Париже. Он имел большой успех и стал основой оперного репертуара XIX века во Франции и Германии . К 1862 году Комическая опера дала более 1000 представлений « Белой дамы» .
Впервые он был исполнен в Англии на английском языке под названием «Белая леди» в театре Друри-Лейн 9 октября 1826 года и в США на французском языке в Театре Орлеана 6 февраля 1827 года. [ 3 ]
К самому концу XIX века популярность оперы начала снижаться, и с тех пор ее выступления стали редкостью. [ 1 ] Опера была возрождена в Париже в 1996 году под руководством дирижера Марка Минковского и в 2020 году в Комической опере. Были сделаны различные записи оперы (см. ниже).
Увертюру составил на темы Буальдье его ученик Адольф Адам .
Музыкальный анализ
[ редактировать ]Партитура Буальдье очень выразительна и полна ярких цифр. Особого внимания заслуживают баллада Дженни, вступительная ария Брауна и очень витиеватая музыка в исполнении Анны, которой предшествуют арпеджио арфы всякий раз, когда появляется Белая Леди. Центральным драматическим центром оперы является сцена аукциона, ансамбль в итальянском стиле, интенсивность которого не равна и не превосходит ни одна другая комическая опера того периода, ни Буальдье, ни его современники. Арией теноровая из оперы, которая сегодня чаще всего исполняется в сольных концертах, является ария « Viens, gentille dame » («Приходите, нежная дама»). В опере также использованы шотландские народные мелодии. [ 1 ]
Роли
[ редактировать ]Роль | Тип голоса | Премьера актерского состава, 10 декабря 1825 г. [ 4 ] (Дирижер: Шарль-Фредерик Крёбе ) |
---|---|---|
Гавестон, старый управляющий графов Авенель | бас | Франсуа-Луи Анри |
Анна, его ученица | сопрано | Антуанетта-Эжени Риго |
Джордж Браун, молодой английский офицер | тенор | Луи-Антуан-Элеонора Поншар |
Диксон, фермер графов Авенель | тенор | Луи Фереоль |
Дженни, его жена | меццо-сопрано | Мари-Жюли Халлигнер |
Маргарита, старая служанка графов Авенель | меццо-сопрано | Мари Десброс |
Gabriel, servant at Dikson's farm | бас | Бельние |
Макиртон, мировой судья | бас | Фирмин |
Деревенские люди и т. д. ( припев ) |
Краткое содержание
[ редактировать ]- Место: Шотландия
- Время: 1753 год.
Граф и графиня Авенель умерли в изгнании, оставив судьбу своего замка и поместья своему злому и нечестному управляющему Гавестону. Имущество должно было перейти к сыну Авенелей Жюльену, но он пропал. Диксон, фермер-арендатор на земле покойного графа, и его супруга Дженни собираются отпраздновать крещение своего маленького сына, когда понимают, что у них нет крестного отца. Эту роль предлагает молодой офицер английской армии Джордж Браун. Диксон сообщает Брауну, что замок будет продан с аукциона Гавестоном, который надеется купить его и титул себе. Дженни поет Балладу о Белой Леди («D'ici voyez ce beau Domaine»), причем «Белая Леди» является духом-хранителем Авенелов. Диксон получает письмо от Белой Дамы, которая манит его в замок. Поскольку он слишком напуган, чтобы подчиняться, Браун идет вместо него. [ 1 ]
Тем временем Анна, сирота, воспитанная Авенелями, рассказывает пожилой экономке Маргарите, как она заботилась о раненом солдате, который напоминал ей Жюльена, возлюбленного ее детства. Гавестон объявляет о своих планах на аукцион на следующее утро. Появляется Браун в поисках убежища на ночь. Оставшись один, он поет каватину «Viens, gentille dame». Входит Анна, замаскированная под Белую Леди, в белой вуали. Она узнает в Брауне солдата, о котором она заботилась в Ганновере . Завтра он должен будет подчиниться ей беспрекословно. Браун соглашается сделать это. [ 1 ]
На следующее утро состоится аукцион. От имени арендаторов Авенеля Диксон делает ставку против Гавестона, но быстро достигает своего предела. Поощренный Анной помочь Диксону, Браун делает ставку на аукционе и вскоре перебивает цену стюарда, покупая замок за 500 000 франков. Однако у Диксона нет денег, и если он не заплатит до полудня, его бросят в тюрьму. [ 1 ]
Анна и Маргарита ищут статую Белой Дамы, в которой спрятано богатство Авенелей. У Брауна возникает странное ощущение, что он каким-то образом помнит замок. Тем временем Гавестон получает известие о том, что Жорж Браун на самом деле является пропавшим без вести Жюльеном Авенелем, хотя сам Браун об этом не знает. Анна подслушивает эту новость и приводит в действие план. В 12 часов дня появляется Белая Дама с сундуком с сокровищами. Потерпев неудачу, Гавестон в ярости срывает с себя вуаль, чтобы разоблачить Анну, которая затем раскрывает истинную личность Брауна как Жюльена. Жюльен и Анна счастливо воссоединились. [ 1 ]
Либретто
[ редактировать ]- Белая леди (французский Wikisource)
Записи
[ редактировать ]- 1961 - Мишель Сенешаль (Жорж Браун), Франсуаза Луве (Анна), Джейн Бербье (Дженни), Эме Дониа (Диксон), Адриен Легрос (Гавестон), Жермен Бодо (Маргарита), Пьер Эраль (Масиртон) - Оркестр и хоры Раймона Сена -Поль, Пьер Столл (дирижер) – (Вега, Аккорд)
- 1964 - Николай Гедда , Мими Аарден, София Ван Сант, Гус Хукман, Эрна Спооренберг, Хенк Дриссен и Франц Врунс с Жаном Фурне , дирижирующим хором Hilversum Radio и оркестром Hilversum Radio. Выпущено Melodram и Opera D'Oro.
- 1996 - Рокуэлл Блейк (Жорж Браун), Анник Массис (Анна), Мирей Делунш (Дженни), Жан-Поль Фушекур (Диксон), Лоран Наури (Гавестон), Сильви Брюне (Маргарита), под управлением Марка Минковского с Choeur de Radio Франция и Парижский ансамбль оркестра ( EMI Classics )
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Элизабет Форбс : "La dame blanche", Grove Music Online изд. . Л. Мэйси (по состоянию на 19 февраля 2009 г.), (доступ по подписке). Архивировано 16 мая 2008 г. на Wayback Machine.
- ^ Warrack & West, Ewan 1992, стр. 172–173.
- ^ Warrack & West 1992, стр. 172–173; Левенберг 1978, столбцы 698–700.
- ^ Казалья, Герардо (2005). « Белая дама , 10 декабря 1825 года» . Альманах Герардо Казальи (на итальянском языке) .
Источники
- Левенберг, Альфред (1978). Анналы оперы 1597–1940 (третье издание, исправленное). Тотова, Нью-Джерси: Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-0-87471-851-5 .
- Варрак, Джон; Уэст, Юэн (1992). Оксфордский оперный словарь . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-869164-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Белой дамой, на Викискладе?