Франсуа-Адриан Буальдье
Франсуа-Адриан Буальдье | |
---|---|
![]() Портрет Анри-Франсуа Ризенера | |
Рожденный | Франсуа-Адриан Буальдье 16 декабря 1775 г. Руан , Франция |
Умер | 8 октября 1834 г. Варенн-Жарси , Франция | ( 58 лет
Франсуа-Адриан Буальдье (англ. произносится [fʁɑ̃.swa a.dʁi.(j)ɛ̃ bo.jel.djø] , [ 1 ] также [bwa(.ɛ)l.djø] ) [ 2 ] (16 декабря 1775 — 8 октября 1834) — французский композитор , в основном оперный , которого часто называют «французским Моцартом ». [ 3 ] Его биограф Люсьен Оже де Лассю (род. 1841) назвал дату его рождения 15 декабря. [ 4 ] и как 15 сентября в некоторых местных СМИ [ 5 ] релизы. Хотя его репутация во многом основана на его операх, Буальдье сочинил и другие произведения, среди которых его Концерт для арфы до мажор (1800–1801) является шедевром арфового репертуара.
Биография
[ редактировать ]
Франсуа-Адриан Буальдье родился во времена Ancien Régime в Руане и получил музыкальное образование сначала у хормейстера, а затем у органиста местного собора . Во время правления террора Руан был одним из немногих городов, в которых сохранялась значительная музыкальная жизнь, и в 1793 году была организована серия концертов, в которых приняли участие знаменитый скрипач Пьер Роде и тенор Пьер-Жан Гара. Именно в это время Буальдье сочинил свои самые ранние произведения на тексты, написанные его отцом ( « La fille coupable» в 1793 году, а затем « Rosalie et Mirza» в 1795 году). Эти работы принесли ему немедленный успех.
В период Революции Буальдье уехал в Париж и разумно начал работать настройщиком фортепиано. В то время Комическая опера была единственным театром, который предлагал возможности для одноименных гибридных произведений, близких к классической опере, но содержащих разговорный диалог. Наиболее типичным произведением этого жанра была Луиджи Керубини » «Медея (1797). Комическая опера, традиционно исполнявшаяся в Зале Фавар, с 1789 года ставилась в Театре де Месье. В 1791 году труппа обосновалась в новом театре, Театре Фейдо , ранее предназначенном для труппы оперы -буффа .
В течение десяти лет труппы Фавара и Фейдо были соперниками: Фавар расширял свой репертуар патриотических спектаклей и представлял более легкие произведения Этьена Меюля , Фейдо предлагал героические драмы Керубини или Жана-Франсуа Ле Сюера . В 1797 году Буальдье предложил Feydeau La famille suisse и L'heureuse nouvelle . В 1798 году он подарил Фавару картину «Зораиме и Зульмаре» , которая принесла ему необыкновенный успех.
Духовный наследник Андре Гретри , Буальдье сосредоточился на мелодиях, избегающих слишком большого количества орнаментов, с легкой, но разумной оркестровкой. Гектор Берлиоз описывал свою музыку как обладающую «приятной и изысканной парижской элегантностью». В 1798 году он был назначен профессором второго класса по классу фортепиано. В 1800 году он добился настоящего триумфа с «Le calife de Bagdad» («Халиф Багдада»).
После распада его брака с танцовщицей Клотильдой Мафлере. [ 6 ] в 1804 году он отправился в Санкт-Петербург, чтобы занять должность придворного композитора русского царя, где пробыл до 1810 года. Там он написал девять опер, в том числе «Алина», «Королева Голконды» (1804) и «Стихи voitures » (1808).
По возвращении во Францию он вернул парижскую публику произведениями «Молодая женщина в цвете» (1811), «Жан де Пари» (1812), «Новый сеньор деревни» (1813) и дюжиной других произведений. В 1817 году он сменил Меуля в качестве одного из сорока членов Академии изящных искусств . Он стал профессором композиции в Парижской консерватории в 1820 году. Он также получил Орден Почетного легиона в 1820 году.
В 1825 году он поставил свой оперный шедевр «Белая дама» (возрожденный в зале Фавар в 1997 году и записанный дирижером Марком Минковским ). Необычная для того времени «Бланшовая дама» была основана на эпизодах из двух романов Вальтера Скотта . Либретто Эжена Скриба построено вокруг темы давно потерянного ребенка, которого к счастью нашли в минуту опасности. На стиль оперы повлияли «Лючия ди Ламмермур» , «Я пуританин» , «Жизнерадостная дочка Перта» . «Белая дама» была одной из первых попыток привнести фантастику в оперу.
Постепенно он потерял способность говорить, вероятно, из-за рака гортани. Банкротство Комической оперы и революция 1830 года усугубили его горе. Чтобы спасти его от нищеты, Адольф Тьер назначил ему государственную пенсию в размере 6000 франков. 25 сентября 1834 года он в последний раз появился на публике на премьере « » Адольфа Адама Шале . Таким образом он стильно передал эстафету своему блестящему ученику.
Буальдье умер в Варенн-Жарси . 13 ноября 1834 года его сердце было похоронено в Руане, в гробнице, оплаченной этим городом и спроектированной Шарлем Изабель , а его тело было похоронено на кладбище Пер-Лашез в Париже. У него остался (Адриен) Луи (Виктор) Буэльдье (1815–1883), сын, который у него был от Терезы Луизы-Антуанетты Реньо, французской оперной певицы и участницы Комической оперы, известной под именем Антуанетта Лемонье . Его сын стал композитором. [ 7 ]
Он был масоном, получившим посвящение в парижской ложе Les Arts et l'Amitié («Искусство и дружба»), принадлежащей Великому Востоку Франции . [ 8 ] – а также был членом ложи «Палестина» (в Санкт-Петербурге), [ 9 ] и почетный член ложи «Les Amis Réunis» («Друзья воссоединились»), также в Санкт-Петербурге. [ 10 ]
См. также
[ редактировать ]- Список композиций Франсуа-Адриена Буальдье
- Список опер Франсуа-Адриана Буальдье
- Список произведений для арфы
- 100 классических музыкальных произведений Франции (ABC)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Леон Уорнер (1987). Словарь французского произношения в его текущем стандарте (на французском языке) (3-е изд.). Жамблу: Ж. Дюкюло, SA с. 448. ИСБН 978-2-8011-0581-8 .
- ^ редакция «Дюдена»; Маленький, Стефан; Кнёбл, Ральф (2015) [Впервые опубликовано в 1962 году]. Словарь ( произношения на немецком языке) (7-е изд.). Берлин: Дуденверлаг. п. 241. ИСБН 978-3-411-04067-4 .
- ^ Моррисон, Крис (2011). « Франсуа-Адриан Буальдье » . Корпорация Рови . Проверено 16 июня 2011 г.
- ^ « Буальдье » . Проверено 20 мая 2022 г.
- ^ « Театральная пресса » . 13 июля 1865 года . Проверено 20 мая 2022 г.
- ^ Жорж Фавр и Томас Бецвизер . Буальдье, Музыка Эдриана Гроува онлайн. Oxford Music Online (по состоянию на 23 декабря 2010 г.)
- ^ Стивен Хюбнер. «Буальдье, Луи». В Grove Music Online. Oxford Music Online (по состоянию на 23 декабря 2010 г.)
- ^ Даниэль Лигу. Словарь масонства, 1974 г. ISBN 2-13-054497-5
- ^ A.N. Pypin Russkoe masonstvo (Petrograd, 1916), at p.396
- ↑ Франсуа-Адриен Буальдье, Интернет-ресурс, заархивировано 30 января 2010 г. на Wayback Machine , доступно по адресу (проверено 23 декабря 2010 г.)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 4 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 139.
- Бесплатные партитуры Франсуа-Адриена Буальдье в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Франсуа-Адриан Буальдье в Find a Grave
- 1775 рождений
- 1834 смерти
- Композиторы-классики XIX века
- Французские композиторы XIX века.
- Французские музыканты-мужчины XIX века
- Академический состав Парижской консерватории
- Похороны на кладбище Пер-Лашез
- Рыцари Почетного легиона
- Французские композиторы классического периода
- Французские оперные композиторы
- Французы нормандского происхождения
- Французские композиторы-романтики
- Французские оперные композиторы-мужчины
- Члены Академии Художеств
- Музыканты из Руана