Тереза Титдженс
Тереза Титдженс | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | 17 июля 1831 г. Гамбург |
Умер | 3 октября 1877 г. Лондон |

Тереза Каролина Иоганн Александра Титдженс (17 июля 1831, Гамбург – 3 октября 1877, Лондон ) была ведущим оперным и ораториальным сопрано . Свою карьеру она сделала в основном в Лондоне в 1860-х и 1870-х годах, но череда ее музыкальных триумфов в британской столице была прервана раком.
Говорят, что в период расцвета ее мощный, но подвижный голос плавно охватывал диапазон трех октав. Многие историки оперы считают ее лучшим драматическим сопрано второй половины XIX века.
Гамбург, Вена, Франкфурт
[ редактировать ]Она была немкой по происхождению, но, по некоторым данным, венгерского происхождения. Титдженс получила вокальную подготовку в Гамбурге и Вене . Она училась у Генриха Проха , который также был учителем г-жи Пешка-Лейтнер и других премьер-донне . Она успешно дебютировала в Гамбурге в 1849 году в роли Лукреции Борджиа в опере Доницетти , произведении, с которым она была особенно связана всю свою профессиональную жизнь. [ 1 ] Она пела во Франкфурте с 1850 по 1856 год и в Вене с 1856 по 1859 год.
Лондон (1858–1864)
[ редактировать ]Титдженс впервые появилась в Лондоне в 1858 году в роли Валентины в «Гугенотах» . [ 1 ] После этого Англия стала ее домом, и она продолжала регулярно петь оперу в Театре Ее Величества , Друри-Лейн и Ковент-Гардене до своей безвременной кончины в 1877 году.
Она одинаково хорошо владела ораторией и стала ведущим драматическим сопрано в Англии в 1860-х и начале 1870-х годов как на сцене, так и на сцене. Начало ее лондонской карьеры совпало с периодом расцвета тенора Антонио Джуглини (1827–1865), ученика Челлини, дебютировавшего в «Ее Величества» в 1857 году в роли Фернандо в «Фаворите» . В июле 1859 года Титдженс создал первую лондонскую Елену в «Сицилийских вечерах» ( Верди через четыре года после оригинальной парижской постановки) на Друри-Лейн , напротив «Арриго» Джуглини.
В это время сопрано Джулия Гризи все еще пела в Лондоне: Титдженс должен был унаследовать части лондонского репертуара Гризи и Джудитты Паста . В 1860 году Эдвард Тиррел Смит , менеджер Ее Величества, попытался захватить рынок как английской, так и итальянской оперы, чередуя две труппы. Итальянская опера началась с «Трубадура » с Титдженсом, мадам Лемэр, Джуглини и баритоном Виалетти, а затем команда перешла к « Дон Жуану» , а в английской опере состоялась премьера Джорджа Александра Макфаррена с «Робин Гуда» Симсом Ривзом . 15 июня 1861 года Титдженс была первой лондонской Амелией вместе с Риккардо Джуглини и Ренато Энрико Делле Седи (певец великолепного стиля, музыкальности и таланта, но ограниченного вокального диапазона) в оригинальном Lyceum балете-маскараде Un для Мейплсона .
В своей идеальной роли Лукреции Титдженс возглавила актерский состав на лондонском дебюте Зелии Требелли (певающей Орсини) в 1862 году. В том же году Герман Кляйн 15-летний увидел ее в «Гугенотах» и 40 лет спустя так описал свою реализацию: что она была трагедией высочайшего класса. Более того, его учитель описал ему исполнение Генделя « Я знаю, что мой Искупитель жив » как чудо. 14 июля 1862 года на 50-м юбилейном концерте Филармонического общества она исполнила Мендельсона «Лорелей» (с хором) и «С радостью нетерпеливый земледелец» из « Гайдна » Времен года . Это было в Сент-Джеймс-холле Пикадилли, под управлением Уильяма Стерндейла Беннетта : другими солистами были баритон Чарльз Сэнтли , сопрано Дженни Линд , скрипач Джозеф Иоахим , пианистка Люси Андерсон и виолончелист Карло Альфредо Пьятти .
В 1863 году состоялась первая постановка « в Гуно Фауста» Англии, в лондонском Театре Ее Величества , с Титдженсом в роли Маргариты, Джуглини (в роли Фауста), Чарльзом Сэнтли (в роли Валентина), Эдуардом Гасье (в роли Мефистофеля) и Требелли (в роли Сибеля). ). Эта постановка была переведена в театр Ковент-Гардена и ставилась каждый последующий сезон до 1911 года. В том же сезоне Титдженс исполнил роль Сельваджии в « Никколо де Лапи» он Франческо Ширы (дирижер на Друри-Лейн ), также Требелли, Джуглини и Сэнтли (Никколо). (Эта работа была возрождена с гораздо большим успехом в роли Сельваджии в Милане в 1875 году.) Был еще «Трубадур» , « Норма» (одна из лучших ролей Титдженса) с Дезире Арто (дебютировавшая в том же году также в роли Виолетты и Мари ) (меццо) в роли Адальжиза и Вебера Оберон Мариеттой с Симсом Ривзом (Юон), Альбони (Фатима), Требелли (Шайба), тенор Алессандро Беттини (Оберон), Гасье (Бабекан) и Сэнтли (Шерасмин). Той осенью она поехала с туром Mapleson в Дублин появится в «Фаусте» с Ривзом, Требелли и Сэнтли, а для себя также совершила гастроли в Париже. В 1867 году он был солистом на премьере «Священной кантаты Самарии» Уильяма Стерндейла Беннета на музыкальном фестивале в Бирмингеме 1867 года под управлением композитора.
оперы Отто Николаи 1849 года « Виндзорские веселые жены» Премьера состоялась в мае 1864 года с Титдженсом и Кэролайн Беттельхейм в роли жен, Гасье (Пейдж) и Сэнтли — мужьями, Джунка (который также заменил Гасье в «Фаусте») в роли Фальстафа, Джуглини — в роли Фальстафа. Фентон, Джузеппина Витали (Анна), Манфреди (Слендер) и Маццетти (доктор Кайус). Сэнтли описывает, как они с Титдженсом весело провели время в этой сцене, выворачивая корзину для белья и забрасывая друг друга бельем.
Титдженс, Сэнтли, Джуглини, Майерхофер и Полина Лукка дали концерт в Букингемском дворце перед королевой Викторией в мае 1864 года: Титдженс тогда пел Глюка ( «Армида» ), Беллини ( «Я пуританин» ), Россини и Мейербера ( «Роберт-дьявол »). 5 июля 1864 года Титьен создал Мирей (напротив Винсента Джуглини) в первой постановке в Англии оперы Гуно, премьера которой в ее первоначальной пятиактной форме состоялась в марте в Париже. Леон Карвалью , директор Комической оперы в Париже, и его зять Миолон лично руководили последующими репетициями. Сэнтли подумала, что эта роль ей не подходит. Однако постановка в » Бетховена « Фиделио 1864 году более полно утвердила Титдженса как лондонского преемника в репертуаре Вильгельмины Шредер-Девриент .
Лондон (1865–1868)
[ редактировать ]В начале 1865 года Джуглини ушел со сцены, проявив признаки безумия . Он вернулся в Италию и умер там в октябре. Его заменой (по мнению Сэнтли, улучшением) стал Итало Гардони , который исполнил партию тенора в «I masnadieri» в 1847 году в Лондоне вместе с Дженни Линд и Луиджи Лаблашем . 6 июня 1865 года Титдженс возглавил актерский состав в первом исполнении в Англии оперы Керубини « 1797 года Медея» , новой версии с речитативами Луиджи Ардити . Позже в том же году она гастролировала в Манчестере с Сэнтли в «Дон Жуане» , а в октябре в Лондоне они вместе появились в «Вольном стрелке» Вебера .
В 1866 году она участвовала в неудачном возвращении Джулии Гризи в «Норма» и «Дон Жуан» : однако ее собственные выступления были очень успешными, не в последнюю очередь в роли Ифигении в «Ифигении в Тавриде » Глюка с Гардони (Пиладе), Сантли (Орест) и Гасье (Тоас). ). Два частных выступления были даны для графа Дадли при поддержке Симса Ривза, баритона Джованни Баттиста Беллетти и Сэнтли. В том же сезоне ее Эльвира увидела возрождение Эрнани с Таской, Гасье и Сэнтли, а также Il Seraglio с мадам Синико , а также господами Гунцами, новым тенором Рокитански и ирландским басом синьором Фоли .
В 1867 году тенор Пьетро Монджини исполнил роль Альваро вместе с Варгасом Сэнтли и Леонорой Титдженса в первой английской опере « Сила судьбы » (Верди) 22 июня с Гасье в роли Фра Мелитоне. В это время прославленное шведское сопрано Кристина Нильссон также стала постоянной исполнительницей в «Ее Величества», а также был « Дон Жуан» с Титдженсом и Нильссоном, мадам Синико, Гардони и Рокитански.
Газетный критик Герман Кляйн услышал ее на репетиции Норвичского фестиваля 1868 года. Позже он заметил, что тогда ее голос был еще свеж, силен и проницателен, с необычайно драматичным «человечным» качеством, которое, пожалуй, было его самым примечательным свойством. Ее стиль отличался той же редкой индивидуальностью, а ее фразировка представляла собой любопытное сочетание энергии и изящества. Она использовала портаменто для достижения высокой ноты снизу, техника, которую часто считали уродливой, но в ней она давала естественный и художественный эффект, поскольку она была вполне способна ввести ноту с превосходной атакой, если бы захотела. Ее великолепная энергия и чистота тона особенно проявились в первых тактах «Воспламенения» в «Stabat Mater» Россини и в « Пусть светлые Серафимы ».
Более поздняя карьера
[ редактировать ]
Титдженс снова пел для Королевского филармонического общества в 1868 году. В следующем году, когда была попытка создать союз трупп Ее Величества и Ковент-Гарден, итальянский сезон открылся Нормой , Титдженс в главной роли, Синико, Монгини и Фоли. Она также пела с Ривзом и Сэнтли на премьере Артура Салливана » «Блудного сына в 1869 году. В 1870 году Гасье вышел на пенсию (он умер в 1872 году). Россини Английская премьера «Messe Solennelle» состоялась с Титдженсом, Софией Скальки , Монджини и Сэнтли: а в 1871 году мадам Титдженс была награждена Золотой медалью Филармонического общества. В этот первый год награждения было вручено десять медалей, а в дальнейшем редко больше одной в течение года.
Когда в 1871 году компании Gye и Mapleson были успешно объединены, Титдженс был единственным главным художником, которого Джордж Вуд повторно не нанял. Однако Лукреция оставалась основным элементом ее репертуара на протяжении 1860-х годов, а в мае 1872 года она снова возглавила актерский состав, на этот раз на Друри-Лейн, для лондонского дебюта тенора Итало Кампанини (в роли Дженнаро) с Требелли в роли Орсино и французский баритон Жан-Батист Фор в роли Альфонсо под управлением сэра Майкла Косты . Она также исполнила соло на фестивале Салливана Te Deum в Хрустальном дворце .
Кампанини был сразу же (но довольно преждевременно) провозглашен преемником Марио и Джуглини. Но в последующие годы именно с Кампанини в роли Лоэнгрина , для Мейплсона в «Ее Величества», Титдженс попробовала свою единственную вагнеровскую роль, Ортруду; а в июне 1874 года в компании с Кристиной Нильссон и Кампанини она исполнила главную роль в посмертной первой постановке Майкла Балфа » «Талисмана . Второстепенную роль в этой постановке исполнил молодой баритон Джованни де Рески , который в том же году дебютировал на Друри-Лейн в «Фаворите» (Альфонсо), в партиях Дон Жуана, Валентина ( Фауст ) и графа Альмавивы. Вернувшись к занятиям вокалом, он вновь появился в Париже в качестве тенора в 1884 году и стал известен миру как Жан де Решке .
До 1872 года она и «мадам Рудерсдорф» были совместными «королевцами» английской ораториальной эстрады, но в том же году ее подруга и соперница уехала, чтобы продолжить карьеру в США. Титдженс тогда правил один. Однако в 1876 году она посетила Северную Америку, среди прочего исполнив партию Лукреции Борджиа в Оперном театре Астора в Нью-Йорке напротив тенора Паскуале Бриньоли . Это должно было стать последним важным эпизодом в ее выдающейся карьере. Ее великими ролями были Лукреция, Леонора , Норма, Медея и Донна Анна . Помимо других упомянутых партий, она пела Фидес в «Пророке» и одноименную главную роль в «Семирамиде» . Великая Аделина Патти (для лирических сопрано то же самое, что Титдженс для драматической разновидности) воздерживалась от добавления Семирамиды в свой репертуар до самой смерти Титдженса из уважения к ее выдающейся роли в этой роли.
Болезнь, прощание и смерть
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2023 г. ) |
В конце жизни у г-жи Титдженс развился рак, который причинил ей сильную боль, и она умерла в возрасте 46 лет . «Мессия» и Мендельсона » «Илия — оба произведения дороги вкусу лондонских посетителей концертов. Она также сильно набрала вес. В 1920 году ветеран американского баритона Дэвид Бисфэм мог вспомнить ее внешность, но не голос. Шоу в 1892 году вспоминала, как ее исполнения Лукреции, Семирамиды, Валентины, Памины и ее графини создали своего рода убеждение, что все эти персонажи, должно быть, были чрезвычайно полноваты. Ее полюбили не только за ее художественные способности, но и за ее личные добродетели. [ 1 ]
Герман Кляйн, всегда сохранявший высокое мнение о Титдженс и ее искусстве, присутствовал на ее последнем представлении. Это была Лукреция у Ее Величества 19 мая 1877 года. Она уже давно знала, что в ее теле имеется злокачественная опухоль, и дала это представление перед хирургической процедурой, призванной облегчить ее недуг. Она действительно была слишком больна, чтобы продолжать, но настояла. После каждого выступления она теряла сознание, и ее приходилось реанимировать, но на сцене не было видно никаких признаков ее физических страданий, и лишь немногие из зрителей знали о ее состоянии. Ее последний крик, когда Лукреция осознала, что Дженнаро мертв, вызвал дрожь в доме, и она не уклонилась от болезненного падения на сцену в конце. Занавес дважды поднимался под аплодисменты, но она снова была без сознания и лежала неподвижно. Операция прошла, как и планировалось, но безрезультатно: она умерла в Лондоне 3 октября 1877 года. Она была похоронена на кладбище Кенсал-Грин «в присутствии огромной толпы, среди знаков общественного горя, таких как отсутствие перед ней ни одного иностранного художника». когда-либо удостоился на английской земле».
Среди ее достижений она познакомила Лондон с «Фаустом и Мирей» Верди Гуно, «Балом-маскарадом» , «Сицилийскими вечерами» и «Силой судьбы» Николая , а также «Виндзорскими веселыми женами» . [ 1 ] сохраняя при этом в течение почти 20 лет репертуар, в который также входили «Оберон» , «Вольный стрелок» , «Фиделио , » «Меде» , «Волшебная флейта» , «Сераль» , «Женитьба Фигаро» и, конечно же, ее фирменная партия «Лукреция Борджиа », а также многие другие роли.
Оценки
[ редактировать ]Согласно Британской энциклопедии одиннадцатому изданию , «ее голос был драматическим сопрано великолепного качества, а ее способности как актрисы были величайшими». [ 1 ] «Громкость и чистота ее голоса, а также ее сочувственная и достойная игра сделали ее знаменитой в сильных драматических ролях». [ нужна ссылка ] Майкл Скотт предполагает, что Эмма Альбани безуспешно пыталась «наследовать мантию» Титдженса, но что Лилиан Нордика и Лилли Леманн (обеих можно услышать на записях, сделанных в начале 1900-х годов) были более естественными преемниками ее вокальной традиции.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Чисхолм 1911 года .
Источники
[ редактировать ]- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Титдженс, Тереза Джоанна Александра ». Британская энциклопедия . Том. 26 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 966. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
- Р. Элкин, Королевская филармония, Анналы Королевского филармонического общества (Райдер, Лондон, 1946).
- GT Феррис, Великие певцы: от Малибрана до Титьенса (Д. Эпплтон и компания, Нью-Йорк, 1881).
- Х. Кляйн, 30 лет музыкальной жизни в Лондоне, 1870–1900 (Century, Нью-Йорк, 1903).
- Дж. Симс Ривз, Симс Ривз , его жизнь и воспоминания (Симпкин Маршалл, Лондон, 1888).
- Х. Розенталь и Дж. Варрак, Краткий Оксфордский оперный словарь (Лондон, издание 1974 г.).
- К. Сэнтли, студент и певец, Воспоминания о Чарльзе Сэнтли (Лондон, Эдвард Арнольд, 1892 г.).
- М. Скотт, Запись пения до 1914 года (Дакворт, 1977).
- ГБ Шоу , Музыка в Лондоне 1890–1894 (3 тома) (Констебль, Лондон, 1932).
- С. Тиммс, Титьенс - Примадонна Ее Величества: оперный идол викторианского Лондона Тереза Титьенс (Bezazzy Publishing UK, 2005). ISBN 0-9550667-0-0
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Терезой Титдженс, на Викискладе?
- 1831 рождений
- 1877 смертей
- Немецкие эмигранты в Англии
- Немецкий народ венгерского происхождения
- Почетные члены Королевского филармонического общества.
- Немецкие оперные сопрано
- Певцы из Гамбурга
- Золотые медалисты Королевского филармонического общества
- Похороны на кладбище Кенсал-Грин
- Немецкие оперные певицы XIX века