Jump to content

Тереза ​​Титдженс

Тереза ​​Титдженс
Рожденный 17 июля 1831 г.
Гамбург
Умер 3 октября 1877 г.
Лондон
Титдженс в роли Лукреции Борджиа

Тереза ​​Каролина Иоганн Александра Титдженс (17 июля 1831, Гамбург – 3 октября 1877, Лондон ) была ведущим оперным и ораториальным сопрано . Свою карьеру она сделала в основном в Лондоне в 1860-х и 1870-х годах, но череда ее музыкальных триумфов в британской столице была прервана раком.

Говорят, что в период расцвета ее мощный, но подвижный голос плавно охватывал диапазон трех октав. Многие историки оперы считают ее лучшим драматическим сопрано второй половины XIX века.

Гамбург, Вена, Франкфурт

[ редактировать ]

Она была немкой по происхождению, но, по некоторым данным, венгерского происхождения. Титдженс получила вокальную подготовку в Гамбурге и Вене . Она училась у Генриха Проха , который также был учителем г-жи Пешка-Лейтнер и других премьер-донне . Она успешно дебютировала в Гамбурге в 1849 году в роли Лукреции Борджиа в опере Доницетти , произведении, с которым она была особенно связана всю свою профессиональную жизнь. [ 1 ] Она пела во Франкфурте с 1850 по 1856 год и в Вене с 1856 по 1859 год.

Лондон (1858–1864)

[ редактировать ]

Титдженс впервые появилась в Лондоне в 1858 году в роли Валентины в «Гугенотах» . [ 1 ] После этого Англия стала ее домом, и она продолжала регулярно петь оперу в Театре Ее Величества , Друри-Лейн и Ковент-Гардене до своей безвременной кончины в 1877 году.

Она одинаково хорошо владела ораторией и стала ведущим драматическим сопрано в Англии в 1860-х и начале 1870-х годов как на сцене, так и на сцене. Начало ее лондонской карьеры совпало с периодом расцвета тенора Антонио Джуглини (1827–1865), ученика Челлини, дебютировавшего в «Ее Величества» в 1857 году в роли Фернандо в «Фаворите» . В июле 1859 года Титдженс создал первую лондонскую Елену в «Сицилийских вечерах» ( Верди через четыре года после оригинальной парижской постановки) на Друри-Лейн , напротив «Арриго» Джуглини.

В это время сопрано Джулия Гризи все еще пела в Лондоне: Титдженс должен был унаследовать части лондонского репертуара Гризи и Джудитты Паста . В 1860 году Эдвард Тиррел Смит , менеджер Ее Величества, попытался захватить рынок как английской, так и итальянской оперы, чередуя две труппы. Итальянская опера началась с «Трубадура » с Титдженсом, мадам Лемэр, Джуглини и баритоном Виалетти, а затем команда перешла к « Дон Жуану» , а в английской опере состоялась премьера Джорджа Александра Макфаррена с «Робин Гуда» Симсом Ривзом . 15 июня 1861 года Титдженс была первой лондонской Амелией вместе с Риккардо Джуглини и Ренато Энрико Делле Седи (певец великолепного стиля, музыкальности и таланта, но ограниченного вокального диапазона) в оригинальном Lyceum балете-маскараде Un для Мейплсона .

В своей идеальной роли Лукреции Титдженс возглавила актерский состав на лондонском дебюте Зелии Требелли (певающей Орсини) в 1862 году. В том же году Герман Кляйн 15-летний увидел ее в «Гугенотах» и 40 лет спустя так описал свою реализацию: что она была трагедией высочайшего класса. Более того, его учитель описал ему исполнение Генделя « Я знаю, что мой Искупитель жив » как чудо. 14 июля 1862 года на 50-м юбилейном концерте Филармонического общества она исполнила Мендельсона «Лорелей» (с хором) и «С радостью нетерпеливый земледелец» из « Гайдна » Времен года . Это было в Сент-Джеймс-холле Пикадилли, под управлением Уильяма Стерндейла Беннетта : другими солистами были баритон Чарльз Сэнтли , сопрано Дженни Линд , скрипач Джозеф Иоахим , пианистка Люси Андерсон и виолончелист Карло Альфредо Пьятти .

В 1863 году состоялась первая постановка « в Гуно Фауста» Англии, в лондонском Театре Ее Величества , с Титдженсом в роли Маргариты, Джуглини (в роли Фауста), Чарльзом Сэнтли (в роли Валентина), Эдуардом Гасье (в роли Мефистофеля) и Требелли (в роли Сибеля). ). Эта постановка была переведена в театр Ковент-Гардена и ставилась каждый последующий сезон до 1911 года. В том же сезоне Титдженс исполнил роль Сельваджии в « Никколо де Лапи» он Франческо Ширы [ с ] (дирижер на Друри-Лейн ), также Требелли, Джуглини и Сэнтли (Никколо). (Эта работа была возрождена с гораздо большим успехом в роли Сельваджии в Милане в 1875 году.) Был еще «Трубадур» , « Норма» (одна из лучших ролей Титдженса) с Дезире Арто (дебютировавшая в том же году также в роли Виолетты и Мари ) (меццо) в роли Адальжиза и Вебера Оберон Мариеттой с Симсом Ривзом (Юон), Альбони (Фатима), Требелли (Шайба), тенор Алессандро Беттини (Оберон), Гасье (Бабекан) и Сэнтли (Шерасмин). Той осенью она поехала с туром Mapleson в Дублин появится в «Фаусте» с Ривзом, Требелли и Сэнтли, а для себя также совершила гастроли в Париже. В 1867 году он был солистом на премьере «Священной кантаты Самарии» Уильяма Стерндейла Беннета на музыкальном фестивале в Бирмингеме 1867 года под управлением композитора.

оперы Отто Николаи 1849 года « Виндзорские веселые жены» Премьера состоялась в мае 1864 года с Титдженсом и Кэролайн Беттельхейм в роли жен, Гасье (Пейдж) и Сэнтли — мужьями, Джунка (который также заменил Гасье в «Фаусте») в роли Фальстафа, Джуглини — в роли Фальстафа. Фентон, Джузеппина Витали (Анна), Манфреди (Слендер) и Маццетти (доктор Кайус). Сэнтли описывает, как они с Титдженсом весело провели время в этой сцене, выворачивая корзину для белья и забрасывая друг друга бельем.

Титдженс, Сэнтли, Джуглини, Майерхофер и Полина Лукка дали концерт в Букингемском дворце перед королевой Викторией в мае 1864 года: Титдженс тогда пел Глюка ( «Армида» ), Беллини ( «Я пуританин» ), Россини и Мейербера ( «Роберт-дьявол »). 5 июля 1864 года Титьен создал Мирей (напротив Винсента Джуглини) в первой постановке в Англии оперы Гуно, премьера которой в ее первоначальной пятиактной форме состоялась в марте в Париже. Леон Карвалью , директор Комической оперы в Париже, и его зять Миолон лично руководили последующими репетициями. Сэнтли подумала, что эта роль ей не подходит. Однако постановка в » Бетховена « Фиделио 1864 году более полно утвердила Титдженса как лондонского преемника в репертуаре Вильгельмины Шредер-Девриент .

Лондон (1865–1868)

[ редактировать ]

В начале 1865 года Джуглини ушел со сцены, проявив признаки безумия . Он вернулся в Италию и умер там в октябре. Его заменой (по мнению Сэнтли, улучшением) стал Итало Гардони , который исполнил партию тенора в «I masnadieri» в 1847 году в Лондоне вместе с Дженни Линд и Луиджи Лаблашем . 6 июня 1865 года Титдженс возглавил актерский состав в первом исполнении в Англии оперы Керубини « 1797 года Медея» , новой версии с речитативами Луиджи Ардити . Позже в том же году она гастролировала в Манчестере с Сэнтли в «Дон Жуане» , а в октябре в Лондоне они вместе появились в «Вольном стрелке» Вебера .

В 1866 году она участвовала в неудачном возвращении Джулии Гризи в «Норма» и «Дон Жуан» : однако ее собственные выступления были очень успешными, не в последнюю очередь в роли Ифигении в «Ифигении в Тавриде » Глюка с Гардони (Пиладе), Сантли (Орест) и Гасье (Тоас). ). Два частных выступления были даны для графа Дадли при поддержке Симса Ривза, баритона Джованни Баттиста Беллетти и Сэнтли. В том же сезоне ее Эльвира увидела возрождение Эрнани с Таской, Гасье и Сэнтли, а также Il Seraglio с мадам Синико , а также господами Гунцами, новым тенором Рокитански и ирландским басом синьором Фоли .

В 1867 году тенор Пьетро Монджини исполнил роль Альваро вместе с Варгасом Сэнтли и Леонорой Титдженса в первой английской опере « Сила судьбы » (Верди) 22 июня с Гасье в роли Фра Мелитоне. В это время прославленное шведское сопрано Кристина Нильссон также стала постоянной исполнительницей в «Ее Величества», а также был « Дон Жуан» с Титдженсом и Нильссоном, мадам Синико, Гардони и Рокитански.

Газетный критик Герман Кляйн услышал ее на репетиции Норвичского фестиваля 1868 года. Позже он заметил, что тогда ее голос был еще свеж, силен и проницателен, с необычайно драматичным «человечным» качеством, которое, пожалуй, было его самым примечательным свойством. Ее стиль отличался той же редкой индивидуальностью, а ее фразировка представляла собой любопытное сочетание энергии и изящества. Она использовала портаменто для достижения высокой ноты снизу, техника, которую часто считали уродливой, но в ней она давала естественный и художественный эффект, поскольку она была вполне способна ввести ноту с превосходной атакой, если бы захотела. Ее великолепная энергия и чистота тона особенно проявились в первых тактах «Воспламенения» в «Stabat Mater» Россини и в « Пусть светлые Серафимы ».

Более поздняя карьера

[ редактировать ]
Визитная карточка Титдженса

Титдженс снова пел для Королевского филармонического общества в 1868 году. В следующем году, когда была попытка создать союз трупп Ее Величества и Ковент-Гарден, итальянский сезон открылся Нормой , Титдженс в главной роли, Синико, Монгини и Фоли. Она также пела с Ривзом и Сэнтли на премьере Артура Салливана » «Блудного сына в 1869 году. В 1870 году Гасье вышел на пенсию (он умер в 1872 году). Россини Английская премьера «Messe Solennelle» состоялась с Титдженсом, Софией Скальки , Монджини и Сэнтли: а в 1871 году мадам Титдженс была награждена Золотой медалью Филармонического общества. В этот первый год награждения было вручено десять медалей, а в дальнейшем редко больше одной в течение года.

Когда в 1871 году компании Gye и Mapleson были успешно объединены, Титдженс был единственным главным художником, которого Джордж Вуд повторно не нанял. Однако Лукреция оставалась основным элементом ее репертуара на протяжении 1860-х годов, а в мае 1872 года она снова возглавила актерский состав, на этот раз на Друри-Лейн, для лондонского дебюта тенора Итало Кампанини (в роли Дженнаро) с Требелли в роли Орсино и французский баритон Жан-Батист Фор в роли Альфонсо под управлением сэра Майкла Косты . Она также исполнила соло на фестивале Салливана Te Deum в Хрустальном дворце .

Кампанини был сразу же (но довольно преждевременно) провозглашен преемником Марио и Джуглини. Но в последующие годы именно с Кампанини в роли Лоэнгрина , для Мейплсона в «Ее Величества», Титдженс попробовала свою единственную вагнеровскую роль, Ортруду; а в июне 1874 года в компании с Кристиной Нильссон и Кампанини она исполнила главную роль в посмертной первой постановке Майкла Балфа » «Талисмана . Второстепенную роль в этой постановке исполнил молодой баритон Джованни де Рески , который в том же году дебютировал на Друри-Лейн в «Фаворите» (Альфонсо), в партиях Дон Жуана, Валентина ( Фауст ) и графа Альмавивы. Вернувшись к занятиям вокалом, он вновь появился в Париже в качестве тенора в 1884 году и стал известен миру как Жан де Решке .

До 1872 года она и «мадам Рудерсдорф» были совместными «королевцами» английской ораториальной эстрады, но в том же году ее подруга и соперница уехала, чтобы продолжить карьеру в США. Титдженс тогда правил один. Однако в 1876 году она посетила Северную Америку, среди прочего исполнив партию Лукреции Борджиа в Оперном театре Астора в Нью-Йорке напротив тенора Паскуале Бриньоли . Это должно было стать последним важным эпизодом в ее выдающейся карьере. Ее великими ролями были Лукреция, Леонора , Норма, Медея и Донна Анна . Помимо других упомянутых партий, она пела Фидес в «Пророке» и одноименную главную роль в «Семирамиде» . Великая Аделина Патти (для лирических сопрано то же самое, что Титдженс для драматической разновидности) воздерживалась от добавления Семирамиды в свой репертуар до самой смерти Титдженса из уважения к ее выдающейся роли в этой роли.

Болезнь, прощание и смерть

[ редактировать ]

В конце жизни у г-жи Титдженс развился рак, который причинил ей сильную боль, и она умерла в возрасте 46 лет . «Мессия» и Мендельсона » «Илия — оба произведения дороги вкусу лондонских посетителей концертов. Она также сильно набрала вес. В 1920 году ветеран американского баритона Дэвид Бисфэм мог вспомнить ее внешность, но не голос. Шоу в 1892 году вспоминала, как ее исполнения Лукреции, Семирамиды, Валентины, Памины и ее графини создали своего рода убеждение, что все эти персонажи, должно быть, были чрезвычайно полноваты. Ее полюбили не только за ее художественные способности, но и за ее личные добродетели. [ 1 ]

Герман Кляйн, всегда сохранявший высокое мнение о Титдженс и ее искусстве, присутствовал на ее последнем представлении. Это была Лукреция у Ее Величества 19 мая 1877 года. Она уже давно знала, что в ее теле имеется злокачественная опухоль, и дала это представление перед хирургической процедурой, призванной облегчить ее недуг. Она действительно была слишком больна, чтобы продолжать, но настояла. После каждого выступления она теряла сознание, и ее приходилось реанимировать, но на сцене не было видно никаких признаков ее физических страданий, и лишь немногие из зрителей знали о ее состоянии. Ее последний крик, когда Лукреция осознала, что Дженнаро мертв, вызвал дрожь в доме, и она не уклонилась от болезненного падения на сцену в конце. Занавес дважды поднимался под аплодисменты, но она снова была без сознания и лежала неподвижно. Операция прошла, как и планировалось, но безрезультатно: она умерла в Лондоне 3 октября 1877 года. Она была похоронена на кладбище Кенсал-Грин «в присутствии огромной толпы, среди знаков общественного горя, таких как отсутствие перед ней ни одного иностранного художника». когда-либо удостоился на английской земле».

Среди ее достижений она познакомила Лондон с «Фаустом и Мирей» Верди Гуно, «Балом-маскарадом» , «Сицилийскими вечерами» и «Силой судьбы» Николая , а также «Виндзорскими веселыми женами» . [ 1 ] сохраняя при этом в течение почти 20 лет репертуар, в который также входили «Оберон» , «Вольный стрелок» , «Фиделио , » «Меде» , «Волшебная флейта» , «Сераль» , «Женитьба Фигаро» и, конечно же, ее фирменная партия «Лукреция Борджиа », а также многие другие роли.

Согласно Британской энциклопедии одиннадцатому изданию , «ее голос был драматическим сопрано великолепного качества, а ее способности как актрисы были величайшими». [ 1 ] «Громкость и чистота ее голоса, а также ее сочувственная и достойная игра сделали ее знаменитой в сильных драматических ролях». [ нужна ссылка ] Майкл Скотт предполагает, что Эмма Альбани безуспешно пыталась «наследовать мантию» Титдженса, но что Лилиан Нордика и Лилли Леманн (обеих можно услышать на записях, сделанных в начале 1900-х годов) были более естественными преемниками ее вокальной традиции.

Источники

[ редактировать ]
  •  В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Титдженс, Тереза ​​Джоанна Александра ». Британская энциклопедия . Том. 26 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 966.
  • Р. Элкин, Королевская филармония, Анналы Королевского филармонического общества (Райдер, Лондон, 1946).
  • GT Феррис, Великие певцы: от Малибрана до Титьенса (Д. Эпплтон и компания, Нью-Йорк, 1881).
  • Х. Кляйн, 30 лет музыкальной жизни в Лондоне, 1870–1900 (Century, Нью-Йорк, 1903).
  • Дж. Симс Ривз, Симс Ривз , его жизнь и воспоминания (Симпкин Маршалл, Лондон, 1888).
  • Х. Розенталь и Дж. Варрак, Краткий Оксфордский оперный словарь (Лондон, издание 1974 г.).
  • К. Сэнтли, студент и певец, Воспоминания о Чарльзе Сэнтли (Лондон, Эдвард Арнольд, 1892 г.).
  • М. Скотт, Запись пения до 1914 года (Дакворт, 1977).
  • ГБ Шоу , Музыка в Лондоне 1890–1894 (3 тома) (Констебль, Лондон, 1932).
  • С. Тиммс, Титьенс - Примадонна Ее Величества: оперный идол викторианского Лондона Тереза ​​Титьенс (Bezazzy Publishing UK, 2005). ISBN   0-9550667-0-0
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b1918671b9ab52e7786634f9c6b78f17__1694132160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b1/17/b1918671b9ab52e7786634f9c6b78f17.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Thérèse Tietjens - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)