Самсон (Торговля)
«Самсон» ( HWV 57) — трёхактная оратория Георга Фридриха Генделя , считающаяся одним из лучших его драматических произведений. Обычно оно исполняется как оратория в концертной форме, но иногда исполняется и как опера . Известные арии «Пусть светлые Серафимы» (для сопрано), «Полное затмение» (для тенора) и «Пусть их небесные концерты» (заключительный припев) часто исполняются отдельно в концерте.
Фон и композиция
[ редактировать ]Уроженец Германии Гендель с 1712 года жил в Лондоне, где пользовался большим успехом как композитор итальянских опер. Его возможности перекладывать английские тексты на музыку были более ограничены. С 1717 по 1719 год он провёл композитор в резиденции богатого герцога Чандоса , где написал церковные гимны и два сценических произведения: «Ацис, Галатея и Эстер» . Он сочинял вокальную музыку на английские слова для различных королевских торжеств, в том числе набор гимнов коронации Георга II в 1727 году, которые оказали огромное влияние. [ 1 ] В 1731 году в Лондоне без участия Генделя было дано исполнение « Эстер» 1718 года — произведения на английском языке, основанного на библейской драме Жана Расина , и оно оказалось популярным. Таким образом, он переработал произведение и планировал представить его в театре, где ставились его итальянские оперы. Однако епископ Лондона не позволил разыграть на сцене драму, основанную на библейском сюжете; Поэтому Гендель представил Эстер в концертной форме, положив начало английской оратории. [ 2 ] : 212
«Эстер» в ее переработанной форме оказалась популярным произведением, и Гендель, хотя и продолжал заниматься сочинением итальянских опер, продолжил еще две священные драмы с английскими словами, представленными в концертной форме, «Дебора » и «Аталия» (которые, как и «Эстер» , также был основан на библейской драме Расина), оба в 1733 году. Успех его ораторий на английском языке был настолько велик, что Гендель в конце концов отказался от итальянской оперы, последней из которых была « Деидамия» в 1741 году и ряд шедевров ораторий на английском языке. [ 3 ]
Гендель приступил к сочинению « Самсона» сразу после завершения «Мессии» 14 сентября 1741 года. В нем использовалось либретто Ньюбурга Гамильтона , основанное на , Мильтона «Самсоне-агонисте» который, в свою очередь, был основан на образе Самсона в главе 16 Книги Судей . [ 4 ] Гендель завершил первый акт 20 сентября 1741 года, второй акт 11 октября того же года и всю работу 29 октября. Вскоре после этого он отправился в Дублин на премьеру «Мессии» , вернувшись в Лондон в конце августа 1742 года и тщательно отредактировав «Самсона» .
Премьера . состоялась в Ковент-Гардене в Лондоне 18 февраля 1743 года, при этом органная музыка, вероятно, звучала на недавно завершенном концерте ля мажор (HWV 307) Оратория имела большой успех: в ее первом сезоне было представлено семь представлений, что является максимальным показателем за один сезон среди всех его ораторий. «Самсон» сохранял свою популярность на протяжении всей жизни Генделя и ни разу не вышел из немилости полностью.
Премьерный состав
[ редактировать ]Роль | Голос | Премьерный состав |
---|---|---|
Самсон | тенор | Джон Берд |
Далила, жена Самсона | сопрано | Кэтрин Клайв |
Мика, друг Самсона | контральто | Сюзанна Мария Сиббер |
Маной, отец Самсона | бас | Уильям Сэвидж |
Харафа, великан | бас | Генри Рейнхольд |
Филистимлянка, служанка Далилы | сопрано | Мисс Эдвардс |
Израильская женщина | сопрано | Кристина Мария Авольо |
Филистимлянин | тенор | Томас Лоу |
Израильтянин | тенор | Томас Лоу |
Мессенджер | тенор | |
Хор израильтян | ||
Хор филистимлян | ||
Хор девственниц |
Краткое содержание
[ редактировать ]Самсон, судья Израиля, женился на филистимлянке Далиле, которая обнаружила, что свою сверхъестественную силу он черпал из того, что никогда не стригся. Далида остригла его волосы, пока он спал, и выдала его своему народу, филистимлянам, врагам израильтян. Филистимляне схватили Самсона и выкололи ему глаза. Сцена произошла перед тюрьмой в секторе Газа . Поскольку это был праздник в честь филистимского бога Дагона, Самсону разрешили выйти из тюремной камеры, хотя и в цепях, и принять посетителей.
Акт 1
[ редактировать ]Филистимляне празднуют праздник в честь своего бога, когда Самсон, слепой и закованный в цепи, оплакивает свою судьбу. Друг Самсона Михей, которому разрешили навестить его в этот особенный день, потрясен тем, как низко пал их некогда непобедимый герой, рассматривая унижение Самсона как символ поражения Израиля, но Самсон настаивает, что это его собственная вина в том, что он не смог удержать секрет его магической силы от предавшей его женщины. Самсон горько оплакивает потерю зрения.
Отец Самсона Маной находит Самсона и потрясен его трансформацией. Самсон жаждет смерти, но хор израильтян утешает его тем, что он восторжествует над смертью и временем.
Акт 2
[ редактировать ]Михей и израильтяне молят Бога о помощи, поскольку Самсон все еще желает умереть. Появляется Далила с группой молодых женщин и говорит Самсону, что сожалеет о содеянном и что она не осознавала, насколько серьезными будут последствия. Она пытается убедить его, что все еще любит его, но он сердито отвергает ее.
Филистимлянин Харафа приходит оскорбить Самсона, который вызывает его на дуэль. Харафа, однако, оскорбляет Самсона, утверждая, что сражаться со слепым ниже его достоинства. Самсон издевается над ним, называя его хвастуном. Михей предлагает сравнить силу Дагона с силой Бога израильтян. Хоры израильтян и филистимлян восхваляют своего Бога.
Акт 3
[ редактировать ]Приходит Харафа, чтобы отвести Самсона на пир филистимлян и показать его там. Самсон сначала отказывается присутствовать на поклонении Дагону, но затем придумывает план и соглашается пойти на праздник, хотя и предупреждает израильтян держаться от него подальше.
Маной прибывает с планами относительно детей Израиля, в том числе с тем, как освободить Самсона. Издали слышны песни филистимлян, призывающих Дагона. Внезапно эти звуки превращаются в шум и панику.
Прибывает израильский посланник и рассказывает израильтянам, что произошло: Самсон разрушил здание на себя и филистимлян. Труп Самсона выносят на похоронный марш, и дети Израиля оплакивают его смерть. Работа завершается нотой благодарения, когда израильтяне славят своего Бога. [ 4 ] [ 5 ]
Музыкальные особенности
[ редактировать ]«Самсон» богато оркестрован по меркам своего времени: для него нужны струнные, два гобоя, два фагота, две валторны, две флейты, две трубы, литавры и инструменты континуо . Характеристика Генделя через музыку проявляется на протяжении всего произведения, не только в музыке для солистов, такой как потенциальная соблазнительная ария Далилы с манящими скрипками, или в развязности музыки Харафы, но также и в хорах с торжественной серьезностью израильтян. музыка резко контрастировала с гедонистическими беззаботными хорами филистимлян с добавлением валторн. [ 4 ]
Записи
[ редактировать ]Год | В ролях: Самсон, Далила, Мика, Харафа, Маной, страны, Посыльный |
Дирижер, Оркестр и хор |
Этикетка |
---|---|---|---|
1962 | Ян Пирс , Филлис Кертин , Луиза Паркер, Малкольм Смит, Рой Самуэльсен, Джин Престон, Кенли Уайтлок |
Морис Абраванель , Симфонический оркестр штата Юта (доктор Александр Шрайнер , орган, клавесин), Симфонический хорал Университета Юты (доктор Ньюэлл Б. Уэйт, директор) |
Компакт-диск: Авангардная классика Кот: SVC-131-32 |
1968 | Александр Янг , Мартина Арройо , Норма Проктер , Эцио Скордж , Томас Стюарт , Хелен Донат , Джерри Дж. Дженнингс |
Карл Рихтер , Мюнхенский баховский оркестр , Мюнхенский хор Баха |
Архив компакт-диск: 453245 |
1978 | Роберт Тир , Джанет Бейкер , Хелен Уоттс , Бенджамин Люксон , Джон Ширли-Куирк |
Рэймонд Леппард , Английский камерный оркестр , «Лондонские голоса » ( Терри Эдвардс , реж.) |
Эрато ЛП: СТУ 71240 |
1992 | Энтони Рольф Джонсон , Роберта Александр , Йохен Ковальски , Аластер Майлз , Антон Шарингер |
Николас Арнонкур , Концертный музыкант Вена и Арнольд Шёнберг Чор |
Компакт-диск: Teldec , Старая работа |
1996 | Томас Рэндл, Линда Рассел, Кэтрин Вин-Роджерс, Джонатан Бест, Майкл Джордж, Линн Доусон , Мэтью Вайн |
Гарри Кристоферс , Симфония гармонии и изобретения, Шестнадцать |
Компакт-диск:Коро Кот: COR16008 |
2019 | Джошуа Элликотт, Софи Беван , Джесс Денди, Виталий Розинко, Мэтью Брук, Мэри Беван, Хьюго Хаймас |
Джон Батт , Данидин Консорт , Хор мальчиков Тиффин |
Компакт-диск: Линн Рекордс Кот: CKD599 |
2020 | Мэтью Ньюлин, Клара одна, Лоуренс Заззо , Луиджи Ди Донато, Джули Розе, Максим Мельник |
Леонардо Гарсиа Аларкон , оркестр Миллениум, Намюрский камерный хор |
Компакт-диск: Ricercar Records , Кот:RIC411 |
Библиография
[ редактировать ]- Уинтон Дин : Драматические оратории и маски Генделя . Кларендон, Оксфорд, 1989 г., ISBN 0-19-816184-0 (оригинальное издание: Oxford University Press, Оксфорд, 1959 г.)
- (на немецком языке) Ганс Иоахим Маркс : оратории, оды и серенаты Генделя. Компендиум . Ванденхук и Рупрехт, Геттинген, 1998 г., ISBN 3-525-27815-2 .
- (на немецком языке) Альберт Шайблер, Юлия Евдокимова: Георг Фридрих Гендель. Руководство по оратории . Издание Кёльн, Ломар, 1993 г., ISBN 3-928010-04-2 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кемп, Линдси. «Программные заметки для Саула» (PDF) . Би-би-си . Проверено 31 июля 2016 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Берроуз, Дональд (2012). Гендель (Серия «Мастера-музыканты») . Издательство Оксфордского университета, США; 2 издание. ISBN 978-0-19-973736-9 .
- ^ Хикс, Энтони (2013), «Гендель, Джордж Фридрих», Grove Music Online , Oxford University Press (требуется подписка)
- ^ Jump up to: а б с Кемп, Линдси. «Примечания к программе «Самсон» » (PDF) . www.barbican.org.uk . Архивировано из оригинала (PDF) 25 мая 2013 года . Проверено 31 июля 2016 г.
- ^ Джек, Гордон. «Программные заметки к «Самсону» » . Абердинский баховский хор . Архивировано из оригинала 22 августа 2016 года . Проверено 31 июля 2016 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Самсон (Гендель) : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Полнотекстовое либретто онлайн
- Партитура Самсона Фридриха (изд. Хрисандра , Лейпциг, 1861 г.)