Кристина Нильссон
Кристин Нильссон | |
---|---|
![]() Нильссон в 1870 году | |
Рожденный | Кристина Джонасдоттер 20 августа 1843 г. недалеко от Векшё, Смоланд , Швеция |
Умер | 22 ноября 1921 г. | (78 лет)
Занятие | оперный певец |
Кристина Нильссон, графиня де Каса Миранда , также называемая Кристиной Нильссон [ 1 ] (20 августа 1843 г. - 22 ноября 1921 г.) [ 2 ] была шведским оперным драматическим колоратурным сопрано . Обладавшая чистым и блестящим голосом (B3-F6), сначала тремя, затем двумя с половиной октавами, обученная в технике бельканто , отличавшаяся изящной внешностью и сценическим мастерством. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] до выхода на пенсию в 1888 году она проделала двадцатилетнюю карьеру в качестве ведущей международной певицы. [ 3 ] Современник одной из самых известных див Патти викторианской эпохи Аделины . [ 6 ] Рецензенты и зрители часто сравнивали их, и иногда их считали соперниками. [ 4 ] [ 7 ] Нильссон стал членом Шведской королевской музыкальной академии в 1869 году.
Биография
[ редактировать ]Кристина Нильссон родилась Кристиной Йонасдоттер в хижине лесника. [ 8 ] на ферме Сьёаболь (или Снугге) [ 9 ] [ 10 ] близ Векшё, Смоланд , младший из семи детей крестьян Йонаса Нильссона (1798—1871) и Стины Кайсы Монсдоттер (1804—1870). [ 11 ] В детстве она получила элементарное образование, посещая местную сельскую бесплатную школу, где научилась читать и писать. [ 12 ] С самых ранних лет она демонстрировала музыкальный талант, как в пении, так и в игре на скрипке и флейте, а некоторым основам музыки ее научил Свен Гранквист, приходской органист, который безуспешно пытался убедить ее поехать в Стокгольм в поисках дальнейшего музыкального развития. обучение. [ 13 ] [ 14 ] Семья была очень бедной, [ 15 ] о таком обучении не могло быть и речи, и, чтобы заработать дополнительные деньги, юная Кристина иногда ходила на местные ярмарки с родителями или братом, чтобы выступать. [ 15 ] [ 16 ] В одиннадцатилетнем возрасте она была описана в стокгольмской газете Fäderneslandet . [ 11 ] В 14 лет ее обнаружил богатый окружной судья Фредрик Торнерхельм. [ 11 ] когда она выступала на таком рынке в Юнгбю . [ 17 ] Торнерхельм стал ее покровителем, что позволило ей пройти обучение вокалу у мадемуазель Аделаиды Валериус, баронны де Лейхузен в Хальмстаде между 1857 и 1858 годами. Чешский композитор Бедржих Сметана , живший в Гетеборге , стал ее учителем игры на фортепиано между 1858 и 1859 годами. [ 12 ] [ 17 ] [ 11 ] По просьбе Аделаиды де Лейхузен в сентябре 1859 года она отправилась в Стокгольм, где стала ученицей Франца Бервальда , который давал ей уроки пения и игры на скрипке, а также преподавал ей теорию музыки; Хильда Тегерстрем, еще одна ученица Бервальда, в то же время была нанята для того, чтобы давать юной Кристине уроки игры на фортепиано, а жена Бервальда Матильда давала ей уроки французского и немецкого языков. [ 5 ] [ 18 ]

В 1860 году Нильссон дала свой профессиональный дебют на концертах в Стокгольме и Уппсале , получив неоднозначные отзывы. [ 18 ] [ 19 ] Тогда было решено, что ей следует продолжить обучение в Париже . Сестра Аделаиды де Лейхузен, художница Берта Валериус , в любом случае планировала поездку туда и сможет выступить в роли сопровождающей, пока Нильссон устроится. [ 20 ] мадам Креспи В Париже Нильссон сначала жила в пансионе , а затем перешла в школу Клары Коллине в Батиньоле , где пробыла три года. В течение года она училась у Жан-Жака Массе, тенора на пенсии, который стал известным учителем вокала. Он заявил, что очень доволен голосом и прогрессом Нильссона. Аделаида де Лёхузен не согласилась, полагая, что Массе был слишком снисходителен и баловал Нильссона. Возможно, она также была обеспокоена тем, что его тренировки повредят голосу Нильссона. [ 21 ] Поэтому осенью 1861 года Аделаида де Лехузен передала Нильссона Пьеру Франсуа Вартелю , который был учеником известного певца Адольфа Нуррита . [ 21 ] Нильссон учился у него три года. [ 11 ]
Этот период дал ей возможность наладить отношения с парижским музыкальным миром. Мейербер роль Инес в своей опере «Африканка , услышав ее еще студентом, был впечатлен ее голосом и предложил ей в качестве дебюта ». Вместо этого Нильссон принял контракт с импресарио из Брюсселя на выступление в итальянских операх. Это ни к чему не привело после того, как импресарио обанкротился, оставив Нильссона в 1864 году свободным, чтобы принять предложение от Каролины Миолан-Карвальо и ее мужа Леона Карвалью , примадонны и менеджера соответственно Театра Лирик в Париже. [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] Оперный дебют Нильссона в том же году в партии Виолетты в Джузеппе Верди опере « Травиата » в Театре Лирик имел блестящий успех, несмотря на то, что Нильссон был неизвестен публике. [ 13 ] [ 23 ] и она стала там ведущим членом труппы до 1867 года, появляясь вместе с Миоланом-Карвальо в таких операх, как и Моцарта «Волшебная флейта» » Мейербера «Гугеноты ; другие роли включали «Генриетту» в Флотова » « Марте и «Донну Эльвиру» в опере Моцарта «Дон Жуан» . [ 11 ] Затем она дебютировала в Лондоне в июне 1867 года в Театре Ее Величества , снова в роли «Виолетты», и появилась там в роли «Маргариты» в в Гуно «Фаусте» том же году, Миолан-Карвальо (который создал роль «Маргариты» в 1859 году) специально поехал в Лондон, чтобы послушать спектакль. [ 23 ] [ 22 ] Среди других выступлений в Лондоне - заглавная партия в Доницетти « Лючии ди Ламмермур» Моцарта (май 1868 г.) и «Керубино» в «Женитьбе Фигаро» (июнь 1868 г.). [ 11 ]
В 1868 году Нильссон перешла из Театра Лирик в Парижскую оперу , где исполнила партию Офелии в « » Амбруаза Тома Гамлете . [ 5 ] в Парижской опере За этим последовала в 1869 году первая постановка «Фауста» . [ 5 ] Последнее вызвало переполох в Париже. Опера была частью репертуара Театра Лирик, ограничивая выступления в других парижских оперных театрах, и Миолан-Карвалью, примадонна Театра Лирик и создатель роли «Маргариты», монополизировала эту роль. Однако в 1868 году Театр Лирик обанкротился, Парижская опера приобрела права на постановку «Фауста» , а Миолан-Карвальо подписал контракт о присоединении к Парижской опере. Несмотря на ожидания, что Миолан-Карвальо споет «свою» роль «Маргариты» в своем новом оперном театре, роль отдали Нильссону. Решение было спорным, и обзоры того времени были сосредоточены на различиях между двумя певцами. Несмотря на неоднозначные отзывы, Нильссон часто исполняла эту роль на протяжении всей своей карьеры. [ 3 ]
Нильссон дебютировала в Королевском оперном театре Ковент-Гарден в 1869 году в «Люсии ди Ламмермур» , а также спела первый лондонский спектакль « Гамлета» . Дальнейшие выступления в Лондоне между 1869 и 1874 годами Нильссон делила свое время между Ковент-Гарден , Друри-Лейн и Театром Ее Величества , а также исполняла произведения таких разных артистов, как Моцарт , Мейербер , Амбруаз Томас , Вагнер , Верди и Майкл Балф . [ 5 ]
Ее оперный дебют в Северной Америке состоялся в Бостоне в октябре 1871 года, когда она еще раз изобразила Маргариту в « Фаусте » Гуно . За этим последовало ее первое оперное выступление в Нью-Йорке в Музыкальной академии » Томаса в 1871 году, когда она спела в первом нью-йоркском исполнении «Миньон . В 1871–1873 годах она также выступала в оперных спектаклях в Питтсбурге , Филадельфии и Вашингтоне . Моцарта Среди новых ролей - «Церлина» в «Дон Жуане» Верди, и «Леонора» в «Трубадоре» обе в Нью-Йорке. [ 2 ] [ 5 ] [ 11 ]

Нильссон также совершила концертные туры: тур по Соединенным Штатам и Канаде осенью 1870 года (с Морисом Стракошем в качестве менеджера), с ее первым концертом в Стейнвей-холле , Нью-Йорк, в сентябре; и несколько раз в России между 1872 и 1875 годами. [ 5 ] Тур по Северной Америке оказался чрезвычайно прибыльным и, как сообщается, принес ей двести тысяч долларов и признание американской публики. [ 22 ] После своего первого успешного турне по США Нильссон вернулась в Англию и вышла замуж за французского биржевого маклера Огюста Рузо (р.1837). Свадьба в Вестминстерском аббатстве в Лондоне 27 июля 1872 года была бойкотирована семьей жениха. Брак продлился до февраля 1882 года, когда Рузо умер в Париже после болезни. [ 11 ]
Композитор Петр Чайковский услышал интерпретацию Нильссон «Маргариты» в опере «Фауст» во время ее московского дебюта в ноябре 1872 года и заявил, что она олицетворяет . идеалы Гете Ее выступления в России были хорошо приняты публикой, в том числе Царем и Царицей , которые подарили ей ценные украшения (сейчас выставленные в Смоландском музее в Векшё). [ 11 ]
В 1876 году Нильссон предпринял тур по Скандинавии. 25 августа она исполнила роль «Маргариты» в спектакле « Фауст» в Королевском театре Стора в Стокгольме, а также исполнила роли «Валентины» (в «Гугенотах ») и «Миньон». Она также пела в Уппсале, Кристиании (Осло) , Гетеборге, Векше, Мальмё и Копенгагене . За этим последовал дебют в январе 1877 года в Хофопере в Вене в роли «Офелии», после чего она была назначена императорской австро-венгерской придворной и камерной певицей. Она также выступала в Будапеште , Гамбурге и Брюсселе , прежде чем вернуться в Лондон на очередной оперный сезон. Осенью 1877 года она снова поехала в Россию и здесь была назначена Императорской Российской камерной певицей. [ 11 ]
Кристина Нильссон дебютировала в испанской опере с партией «Маргарита» в опере «Фауст» в Королевском театре в Мадриде в 1879 году. Летом 1880 года она исполнила двойные партии «Маргариты» и «Елены Троянской» в Арриго Бойто опере «Мефистофель». впервые на выступлениях в Театре Ее Величества в Лондоне. Осенью 1881 года она пела в Стокгольме в связи с королевской свадьбой. [ 11 ]
22 октября 1883 года Кристина Нильссон исполнила партию Маргариты в опере « Фауст » на открытии Метрополитен-опера в Нью-Йорке. Затем она появилась в ряде американских и канадских городов. Позже в том же году она пела для президента США Честера А. Артура в Белом доме . Ее последние выступления в США состоялись в начале июня 1884 года. [ 11 ]
В августе 1885 года она начала еще одно турне по Скандинавии. После своего третьего концерта в Стокгольме 23 сентября она дала выступление на балконе Гранд-отеля в Стокгольме. Послушать всемирно известное сопрано собралось около 50 000 человек. Началась паника, большое количество людей погибло или было ранено. Затем Нильссон продолжила свой тур, дав дальнейшие концерты в Скандинавии, Германии, Праге и Вене, включая свой первый сольный концерт в Берлине (9 ноября 1885 г.). [ 11 ]
В марте 1887 года Кристина Нильссон вышла замуж за дона Анхеля Рамона Марию Вальехо-и-Миранду эс , графа де Каса Миранда эс (р. 1832), испанского журналиста и дипломатического чиновника. Венчание состоялось в церкви Ла Мадлен в Париже . Пара была в отношениях с 1882 года, а дочь Касы Миранды Розита сопровождала Нильссона в ее поездке в США в 1882–1883 годах. Теперь, когда она снова вышла замуж, Нильссон решила уйти в отставку, отметив это событие двумя прощальными выступлениями в Королевском Альберт-холле в Лондоне в 1888 году. Теперь известная как графиня де Каса Миранда, Нильссон поселилась во Франции и Испании. [ 11 ]
В 1894 году Нильссон опубликовал книгу Ома Рёстена: Некоторые советы молодым певцам («Некоторые советы молодым певцам»). Она также написала два романса для голоса и фортепиано с собственными словами: « Jag Hade en vän» и «Плач Офелии» . [ 11 ]
В 1902 году Нильссон во второй раз овдовела. Четыре года спустя она купила виллу Вик недалеко от Векшё и провела там свои последние годы. Она умерла в Векшё в 1921 году и похоронена там же, в Тегнеркюркогордене. [ 11 ]
В отличие от Патти, Нильссон никогда не делала граммофонные записи своего голоса. [ 25 ] [ 26 ] Хотя голос Нильссон в расцвете сил описывался как обладающий умеренной силой, он описывался как обладающий «кристальным блеском, резонансом и чистотой тона». Совершенно ровно в своем регистре, когда она начала петь, она, как сообщается, могла охватывать три с половиной октавы, хотя после первых трех лет ее сценического пения этот диапазон уменьшился до простых двух с половиной октав, простирающихся от естественного низкого соль до высокого ре. Она пользовалась особой популярностью среди английской публики благодаря «кристально-неземному» голосу, особенно в оратории. [ 22 ] Сравнения с Патти были обычным явлением - говорили, что Нильссону не хватало «бархатной сладострастной сладости» голоса Патти, и, возможно, также «идеального механизма вокального искусства Патти» - но голос Нильссон, как говорили, обладал остротой, которая лучше всего подходила для жалких персонажей. такие как «Маргарита» и «Офелия», и иметь в этом «что-то странное», «что никто не мог точно определить». [ 22 ] Один английский критик, суммируя эти два слова, заключил: «Когда Патти поет, кажется, что ноты жаворонка поднимаются к вратам рая, но голос Нильссона - это звук с другой стороны ворот». [ 22 ]
В литературе
[ редактировать ]Она второстепенный персонаж в «Эпоха невинности» романе Эдит Уортон . [ 27 ]
Она упоминается в «Анне Карениной» Льва Толстого . [ 28 ]
Широко распространено мнение, что именно она вдохновила Кристину Даэ , героиню Гастона Леру романа «Призрак оперы» . [ 29 ] [ 30 ] Ближе к концу своей жизни Леру утверждал, что персонаж был основан на реальной оперной певице, «чье настоящее имя я скрывал под именем Кристин Дааэ». [ 30 ] и подробности ранней жизни Нильссона во многом отражают детали вымышленной истории Кристины Дааэ, [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] вплоть до использования идей и языка из современных обзоров выступлений Нильссона в «Фаусте» 1869 года. [ 32 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]Нильссон — второстепенный персонаж первого эпизода 2 сезона телесериала «Позолоченный век» , его сыграла Сара Джой Миллер. [ 33 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Нильссон, Кристина (1843–1921) | Encyclepedia.com» . www.энциклопедия.com .
- ^ Jump up to: а б Варрак, Джон; Уэст, Юэн (1996). Краткий Оксфордский оперный словарь . Издательство Оксфордского университета. п. 365. ИСБН 978-0-19-280028-2 . Проверено 20 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Роуден, Клер (2018). «Послушные ромашки: Кэролайн Миолан Карвалью, Кристин Нильссон и Маргарита, 1869 год» (PDF) . Кембриджский оперный журнал . 30 (2–3). Издательство Кембриджского университета (CUP): 237–258. дои : 10.1017/s0954586719000089 . ISSN 0954-5867 . S2CID 186985223 . [1]
- ^ Jump up to: а б Литературный лорнет: посещение оперы в императорской России . Издательство Стэнфордского университета. 2000. ISBN 978-0-8047-3247-5 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Книга Рощи оперных певцов . Издательство Оксфордского университета. 2008. ISBN 978-0-19-533765-5 .
- ^ Фрейтас, Роджер (1 августа 2018 г.). «Пение самой себя: Аделина Патти и представление женственности» . Журнал Американского музыковедческого общества . 71 (2): 287–369. дои : 10.1525/jams.2018.71.2.287 . Проверено 19 декабря 2021 г. - через online.ucpress.edu.
- ^ "Одной из самых важных и ярких соперниц Аделины Патти была шведка Кристин Нильссон". [2]
- ^ Стандартная музыкальная энциклопедия: обширная справочная библиотека для музыкантов и любителей музыки . Университетское общество. 1910.
- ^ «Snugge – место рождения оперной певицы Кристины Нильссон | Встречи и мероприятия в Векшё» . vaxjoco.se . Проверено 19 декабря 2021 г.
- ^ Путеводитель по Швеции . Издательство Хантер. 2006. ISBN 978-1-58843-552-1 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д «Кристина Нильссон, статья Ингегерд Бьёрклунд» . Шведский женский биографический лексикон . Проверено 19 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Дамская сокровищница и сокровищница литературы . 1870.
- ^ Jump up to: а б Эменс, Хелен Байингтон (1896). «Женщины как вокалистки» . В Кинге, Уильям К. (ред.). Мировой прогресс, достигнутый мужчинами и женщинами в искусстве, литературе, образовании, филантропии, реформах, изобретениях, бизнесе и профессиональной жизни . Спрингфилд, Массачусетс: King-Riehardson Publishing Co., стр. 476–478 . Проверено 4 мая 2015 г.
- ^ Неотразимые: ориентированное на выступления исследование певицы Кристины Нильссон . Гетеборгский университет, факультет музыковедения. 2001. ISBN 978-91-85974-60-3 .
- ^ Jump up to: а б Правда . 1882.
- ^ Звезда песни!: Жизнь Кристины Нильссон . Пресса Wynkoop & Hallenbeck. 1870.
- ^ Jump up to: а б «Биографический обзор выдающихся мужчин и женщин того времени» . Геман. 1888.
- ^ Jump up to: а б Неотразимые: ориентированное на выступления исследование певицы Кристины Нильссон . Гетеборгский университет, факультет музыковедения. 2001. ISBN 978-91-85974-60-3 .
- ^ Неотразимые: ориентированное на выступления исследование певицы Кристины Нильссон . Гетеборгский университет, факультет музыковедения. 2001. ISBN 978-91-85974-60-3 .
- ^ Популярный ежемесячник Фрэнка Лесли . Издательство Фрэнка Лесли. 1889.
- ^ Jump up to: а б Неотразимые: ориентированное на выступления исследование певицы Кристины Нильссон . Гетеборгский университет, факультет музыковедения. 2001. ISBN 978-91-85974-60-3 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Великие певцы . Д. Эпплтон. 1895.
- ^ Jump up to: а б с Wagner. Rossini. Verdi. Thalberg. Paganini. Adelina Patti. Christine Nilsson. MarioВагнер. Россини. Верди. Тальберг. Паганини. Аделина Патти. Кристина Нильссон. Марио Р. Бентли и сын. 1886.
- ↑ Ей предложили трехлетний контракт, начиная с 2000 франков в месяц в первый год и увеличиваясь до 3000 франков в месяц к третьему году. [3]
- ^ Песня в записи: Без специального названия . Издательство Кембриджского университета. 1986. ISBN 978-0-521-36173-6 .
- ↑ Сборник исторических записей 1959 года включал цилиндрическую запись шведской песни, записанную около 1897 года неизвестным сопрано. В то время предполагалось, что цилиндр может быть до сих пор неизвестной записью, сделанной Нильссоном. Однако никаких подтверждающих доказательств так и не было найдено, а личность певца так и осталась загадкой. [4]
- ^ «Электронный текст проекта Гутенберга Эпохи невинности Эдит Уортон» . www.gutenberg.org .
- ^ «Анна Каренина Льва Толстого» . Гутенберг.орг .
- ^ Jump up to: а б Дары перехода: что говорят нам умирающие дарами, которые они оставляют после себя . Томас Нельсон. 31 августа 2009 г. ISBN. 978-1-4185-7616-5 .
- ^ Jump up to: а б с Призрак Оперы . ОУП Оксфорд. 8 марта 2012 г. ISBN. 978-0-19-969457-0 .
- ^ Париж и мюзикл: Город света на сцене и экране . Рутледж. 17 марта 2021 г. ISBN 978-0-429-87862-6 .
- ^ Опера в романе от Бальзака до Пруста . Издательство Кембриджского университета. 31 марта 2011 г. ISBN. 978-1-139-49585-1 .
- ^ «Сара Джой Миллер | Актриса» . IMDB .
Ссылки
[ редактировать ]- Густав Хиллестрем: Король. Королевская музыкальная академия 1771–1971 (на шведском языке)
- Неотразимые: ориентированное на исполнение исследование певицы Кристины Нильссон , Ингегерд Бьорклунд, Гетеборг , 2001 г.
- Die Goede Oude Tyd , Антон Пик и Леонард Хейзинга, Zuid-Hollandsche Uitgeversmaatschappy, Амстердам, 1980, стр. 31.
- De Werelde van Anton Pieck , текст Ганса Фогелесанга, La Rivière & Voorhoeve, Кампен, 1987, стр. 197.
- Уилсон, Дж. Г .; Фиск, Дж. , ред. (1900). » Циклопедия американской биографии Эпплтона . Нью-Йорк: Д. Эпплтон.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бьёрклунд, Ингегерд Кристина Нильссон в «Шведском женском биографическом лексиконе»
- Ги де Шарнасе: Звезда песни! жизнь Кристины Нильссон
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Кристиной Нильссон, на Викискладе?