Колоратурное сопрано
Колоратурное сопрано — это тип оперного голоса сопрано , который специализируется на музыке, отличающейся быстрым бегом , прыжками и трелями .
Термин «колоратура» относится к тщательно продуманному украшению мелодии, которое является типичным компонентом музыки, написанной для этого голоса. В категории колоратуры есть роли, написанные специально для более легких голосов, известные как лирические колоратуры, и другие роли для более крупных голосов, известные как драматические колоратуры. Категории в пределах определенного голосового диапазона определяются размером, весом и цветом голоса. Колоратура особенно распространена в вокальной музыке и особенно в оперном пении XVIII и XIX веков. Слово колоратура (англ. Великобритания : / ˌ k ɒ l ə rə COL ˈ tj ʊər ə / re- -ə- TURE -ə , США : / ˌ k ʌ l - / CUL - , Итальянский: [koloraˈtuːra] ) по-итальянски означает «окраска» и происходит от латинского слова colorare «раскрашивать». [ 1 ]
Лирическое колоратурное сопрано
[ редактировать ]Очень подвижный, легкий голос с высокой верхней частью, способный к быстрой голосовой колоратуре. Лирические колоратуры имеют диапазон примерно от среднего C ( C 4 ) до «высокого F» (F 6 ). Такое сопрано иногда называют сопрано -леггеро, если тембр ее голоса немного более теплый. Леггеро сопрано также обычно не достигает такой высоты, как другие колоратуры, достигая максимума на «высокой ми» (Е 6 ). [ 2 ] Для этого голоса обычно писались партии бельканто , и многие другие композиторы также писали колоратурные партии. Музыка барокко , старинная музыка и опера в стиле барокко также имеют много ролей для этого голоса. [ 3 ]
Партии лирического колоратурного сопрано
[ редактировать ]Источник: [ 3 ]
- Адель, Летучая мышь ( Иоганн Штраус )
- Адина, Эликсир любви ( Доницетти )
- Агриппина, Агриппина ( Гендель )
- Альцина, Альцина (Гендель)
- Альмирена, Ринальдо (Гендель)
- Альзира, Альзира ( Верди )
- Аменаиде, Танкреди ( Россини )
- Амина, Лунатик ( Беллини )
- Анжелика, Орландо (Гендель)
- Ариэль, «Буря» ( Тома Адес )
- Аспасия, Митридат, царь Понта ( Моцарт )
- Бьянка, Бьянка и Фернандо ( Беллини )
- Блондинка, «Похищение из сераля» (Моцарт)
- Хитрая маленькая лисичка ( Яначек )
- Каролина, Тайный брак ( Чимароза )
- Селия, Лусио Силла (Моцарт)
- Клеопатра, Юлий Цезарь ( Георг Фридрих Гендель )
- Графиня Адель, граф Ори (Россини)
- Кунегонда, Кандид ( Бернштейн )
- Далинда, Ариоданте (Торговля)
- Динора, Прощение Плоэрмель ( Джакомо Мейербер )
- Доринда, Орландо (Гендель)
- Элиза, Царь-пастух (Моцарт)
- Элизабет Доу, Баллада о Бэби Доу ( Дуглас Мур )
- Эльвира, Пуритане ( Беллини )
- Эльвира, Итальянец в Алжире (Россини)
- Эвридика, Орфей в подземном мире ( Оффенбах )
- Фатиме, Абу Хасан ( Вебер )
- Фея Золушка ( Массне )
- Огонь/Принцесса/Соловей, Дитя и заклинания ( Равель )
- Фиакермилли, Арабелла ( Рихард Штраус )
- Фраскита, Кармен ( Бизе )
- Фрейя, Кольцо Нибелунга ( Вагнер )
- Джильда, Риголетто (Верди)
- Джульетта, Капулетти и Монтекки ( Беллини )
- Илья, Идоменей (Моцарт)
- Инес, Африканка ( Джакомо Мейербер )
- Исмена, Митридат, царь Понта (Моцарт)
- Изотта, «Безмолвная женщина» ( Рихард Штраус )
- Джульетта, Ромео и Джульетта ( Гуно )
- Лакме, Лакме ( Делиб )
- Лейла, «Искатели жемчуга» (Бизе)
- Летиция, Ангел-истребитель (опера) ( Адес )
- Линда Шамуни, Линда Шамуни (Доницетти)
- Лиза, Лунатик ( Беллини )
- Люси, Телефон ( Менотти )
- Мадам Герц, исполняющая обязанности директора («Моцарт»)
- Мадам Мао, Никсон в Китае ( Джон Адамс )
- Маргарита, Фауст ( Шарль Гуно )
- Мария, дочь полка (Доницетти)
- Молл Хакабаут, «Прогресс блудницы» ( Иэн Белл )
- Моргана, Альсина (Торговля)
- Соловей, Птицы ( Уолтер Браунфелс )
- Соловей, Соловей ( Стравинский )
- Норина, Дон Паскуале (Доницетти)
- Олимпия, Сказки Гофмана (Оффенбах)
- Офелия, Гамлет ( Амбруаз Тома )
- Оскар, Бал-маскарад (Верди) – брючная роль
- Филина Миньон ( Амбруаз Тома )
- Филомела, Любовь соловья ( Ричард Миллс )
- Королева, Перела, человек дыма ( Дюсапин )
- Царица Чемахи, Золотой петушок ( Николай Римский-Корсаков )
- Розина (в тональности сопрано) Севильский цирюльник (Россини)
- Сильвия, Асканио-ин-Альба (Моцарт)
- Тамирис, Царь-пастух (Моцарт)
- Тинти, Массимилла Дони ( Шёк )
- Титания, «Сон в летнюю ночь» ( Бриттен )
- Ундина, Ундина ( Лортцинг )
- Венера, Асканио в Альбе (Моцарт)
- Лесная птица, Кольцо Нибелунга ( Вагнер )
- Земир, Земир и Азор ( Гретри )
- Цербинетта, Ариадна на Наксосе ( Рихард Штраус )
Драматическое колоратурное сопрано
[ редактировать ]Колоратурное сопрано с большой гибкостью в высоких скоростных пассажах, но с большой силой сустейна, сравнимой с силой полного вращения или драматического сопрано . Драматические колоратуры имеют диапазон примерно от «низкой ля» (А 3 ) до «высокой фа» (F 6 ). Различные драматические колоратурные роли предъявляют разные вокальные требования к певцу – например, голос, способный петь Эбигейл ( «Набукко» , Верди), вряд ли будет также петь Люсию ( «Лючия ди Ламмермур» , Доницетти), но общим фактором является то, что голос должен уметь передать драматическую интенсивность, а также гибкость. Роли, написанные специально для этого типа голоса, включают более драматичные женские роли Моцарта и бельканто , а также ранний Верди . [ 4 ] Это редкая вокальная особенность , поскольку для воспроизведения крупных, драматических нот необходимы толстые голосовые связки, что обычно снижает гибкость и акробатические способности голоса.
Драматические партии колоратурного сопрано
[ редактировать ]Источник: [ 3 ]
- Абигайль, Набукко ( Верди )
- Алаида, Незнакомка ( Беллини )
- Амалия, Маснадьеры (Верди)
- Аминта, «Безмолвная женщина» ( Рихард Штраус )
- Анна, «Путешествие повесы» ( Стравинский )
- Анна Болена, Анна Болена ( Доницетти )
- Армида, Ринальдо ( Гендель )
- Армида, Армида ( Россини )
- Бертальда, Ундина ( Лортцинг )
- Начальник тайной полиции Гепопо, Le Grand Macabre ( Лигети )
- Донна Анна, Дон Жуан ( Моцарт )
- Элеттра, Идоменей (Моцарт)
- Елена, «Женщина у озера» (Россини)
- Элизабетта, Мария Стюарда , Роберто Деверо (Доницетти)
- Эльвира, Эрнани (Верди)
- Эсклармонд, Эсклармонд ( Массне )
- Европа, Европа признана ( Сальери )
- Фавн, Асканио в опере «Альба» (Моцарт) – брючная роль
- Фьордилиджи, «Так все» (Моцарт)
- Жанна, Жанна д'Арк (Верди)
- Джульетта, Капулетти и Монтекки (Беллини)
- Джуния, Лучио Силла (Моцарт)
- Елена, Иерусалим (Верди)
- Имоджин, Пират (Беллини)
- Констанца, «Похищение из сераля» (Моцарт)
- Графиня, Свадьба Фигаро (Моцарт)
- Леди Макбет, Макбет (Верди)
- Леонора, Трубадур (Верди)
- Лида, «Битва при Леньяно» (Верди)
- Лина, Стиффелио (Верди)
- Люсия, Лючия ди Ламмермур (Доницетти)
- Лукреция, Лукреция Борджиа (Доницетти)
- Лукреция, Два Фоскари (Верди)
- Луиза Миллер, Луиза Миллер (Верди)
- Маркиза дель Поджо, День Царства (Верди)
- Маргарита, Фауст (Гуно)
- Маргарита Валуа, Гугеноты ( Мейербер )
- Мария Стюарда, Мария Стюарда (Доницетти)
- Матильда, Вильгельм Телль (Россини)
- Медора, Корсар (Верди)
- Норма, Норма (Беллини)
- Одабелла, Аттила (Верди)
- Поппея, Коронация Поппеи ( Монтеверди )
- Царица ночи, Волшебная флейта (Моцарт)
- Роделинда, Роделинда (Гендель)
- Розалинда, Летучая мышь ( Иоганн Штраус )
- Снежная королева, Снежная королева ( Альбрехт )
- Семирамида, Семирамида (Россини)
- Таис, Таис ( Массне )
- Виолетта, Травиата (Верди)
- Вителлия, Милосердие Тито (Моцарт)
- Воглинде, Кольцо Нибелунга ( Вагнер )
Высокое сопрано, вентилируемое
[ редактировать ]В редких случаях некоторые колоратурные сопрано способны петь альтиссимо выше высокой фа (F6 ) . Этот тип певца иногда называют сопрано акуто сфогато . [ 5 ]
Хотя как лирические, так и драматические колоратуры могут быть сопрано акуто сфогато, основным атрибутом сопрано акуто сфогато является расширение верхней части выше F 6 . [ 6 ] Некоторые педагоги называют эти чрезвычайно высокие ноты регистром свиста .
Очень немногие композиторы когда-либо писали оперные партии для этого типа голоса с фактическими нотами выше высокой фа, поэтому эти певцы обычно демонстрируют эти чрезвычайно высокие ноты за счет использования интерполяции в некоторых оперных партиях, уже упомянутых выше, или в концертных произведениях. Примерами произведений, включающих G 6, являются концертная ария « Popoli di Tessaglia! » Моцарта, «Эсклармонда » Массне и «Открытка из Марокко» Доминика Ардженто . Томас Адес сочинил высокую A (A 6 ) для персонажа Летиции Мейнар в Ангел-истребитель .
Сопрано акуто сфогато иногда путают с сопрано сфогато , певицей (часто меццо-сопрано ), способной благодаря чистому трудолюбию или природному таланту расширить свой верхний диапазон, чтобы охватить часть колоратурного сопрано тесситура, хотя и не самого высокого диапазона выше высокого. Ф.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Оксфордские американские словари .
- ^ Dolmetsch Online - Музыкальный словарь Vm – Vz: «легджеро сопрано» : «также называется певцом-колоратурой, но достигает только e''' »
- ^ Перейти обратно: а б с Болдрей 1994 , разные
- ^ Гроб 1960 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Апелляция 1968 года , с. [ нужна страница ] .
- ^ «Vox Mentor – Категории голосов» . Архивировано из оригинала 7 октября 2008 г. Проверено 18 мая 2008 г.
Цитируемые источники
- Апель, Вилли (1968). Гарвардский музыкальный словарь: второе издание . Белнап Пресс. ISBN 978-0-674-37501-7 .
- Болдри, Ричард (1994). Руководство по оперным ролям и ариям . Колдуэлл Паблишинг. ISBN 978-1-877761-64-5 .
- Гроб, Бертон (1960). Репертуар певицы: I отделение: колоратура, сопрано, лирическое сопрано и драматическое сопрано . Пугало Пресс. ISBN 978-0-8108-45268 . Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-0-8108-0188-2 .
Другие источники
- Болдри, Ричард; Роберт Колдуэлл; Вернер Зингер; Джоан Уолл; Роджер Пайнс (1992). Singer's Edition (Легкое лирическое сопрано): Оперные арии – Легкое лирическое сопрано . Колдуэлл Паблишинг. ISBN 978-1-877761-02-7 .
- Болдри, Ричард; Роберт Колдуэлл; Вернер Зингер; Джоан Уолл; Роджер Пайнс (1992). Singer's Edition (Субретта): Оперные арии – Субретта . Колдуэлл Паблишинг. ISBN 978-1-877761-03-4 .