Дань Саморе
Дань Саморе | |
---|---|
Большая опера Шарля Гуно | |
![]() Плакат к первой постановке | |
Либреттист | Адольф д'Эннери |
Язык | Французский |
Премьера | 1 апреля 1881 г. Дворец Гарнье , Париж |

«Дань Саморы» — грандиозная опера в четырех действиях Шарля Гуно на либретто Адольфа д'Эннери и Жюля Бресиля, действие которой происходит в мавританской Испании вскоре после битвы при Саморе в 939 году нашей эры. Премьера произведения состоялась 1 апреля 1881 года во Парижской оперы Дворце Гарнье .
Это была последняя сценическая работа Гуно. Либретто было предложено Гуно после того, как переговоры с Джузеппе Верди зашли в тупик. Премьера имела успех: патриотический «Дебют! Дети Ибери!» Эрмосы! (в исполнении Габриэль Краусс ) с энтузиазмом вызывают на бис и осыпают похвалами великолепные костюмы Эжена Лакоста и четыре декорации, созданные Огюстом Альфредом Рубе и Филиппом Шапероном (действия 1 и 4), Жан-Батист Лавастр (акт 2), Антуан Лавастр и Эжен Карпеза (акт 3). Пьеса была показана в 34 спектаклях. [ 1 ]
Критика двадцатого века менее доброжелательна, называя ее «затхлой… слишком напоминающей его ранние работы». [ 2 ] или отвергнув это как упражнение в спаньуолизме (латиноамериканстве). [ 3 ]
Роли
[ редактировать ]
Роль | Тип голоса | Премьерный состав |
---|---|---|
Хаима | сопрано | Жозефина Дарам |
Красивая, сумасшедшая | сопрано | Габриэль Краусс |
Церковь, друг Хаимы | сопрано | Элизабет Жанвье |
Маноэль, жених Шаймы | тенор | Анри Селье |
Бен-Саид, посланник халифа Кордовы | баритон | Жан Лассаль |
Хаджар, его брат | низкий | Леон Мельхисседек |
Ле Руа, X века. король Астурии | низкий | Альфред Жироде |
Краткое содержание
[ редактировать ]Сцена: мавританская Испания вскоре после того, как мавры разбили испанские войска под командованием Рамиро II Леона в битве при Саморе в 939 году нашей эры.
Акт 1
[ редактировать ]
Общественная площадь в Овьедо . На заднем плане испанский королевский дворец.
Маноэль, молодой испанский солдат, приветствует свою невесту Хаиму в день свадьбы. Празднество прерывается подъезжающим Бен-Саидом, посланником халифа Кордовы, в сопровождении своей свиты.
С тех пор как мавры победили испанцев в битве при Саморе, они ежегодно требуют дань в размере ста девственниц. Только Овьедо, как королевская резиденция, пока сохранился. Теперь Бен-Саид пришел потребовать от короля Рамиро II , чтобы Овьедо предоставил ему двадцать девственниц в качестве своей квоты. Хаима появляется в свадебном платье. Она оплакивает исход битвы при Саморе, в которой потеряла свою семью.
Бен-Саид очарован темпераментом и красотой Хаимы, решает оставить ее себе и обещает обращаться с ней по-королевски. Маноэль представляется женихом Хаимы; Бен-Саид решает предотвратить свадьбу. Он идет в королевский дворец, Хаима и разгневанный Маноэль остаются. Хаима клянется ему, что ничто не сможет изменить ее любовь.
Люди собираются, чтобы отпраздновать свадьбу. Появляется король, и объявляется, что Овьедо внесет свою долю дани; двадцать девственниц будут в тот день переданы маврам. Маноэль пытается поднять испанцев на восстание, но король умоляет их принять жертву, чтобы предотвратить дальнейшее кровопролитие.
Девушек для доставки к маврам выбирают по жребию, который выпадает на Шайму и ее подругу Иглесию. Хаима и Маноэль в отчаянии. Он проклинает Бен-Саида, который продолжает желать Хаиму. Испанцы обещают Маноэлю помощь. Вместе они поют свой национальный гимн.
Акт 2
[ редактировать ]Базар на берегу Гвадалквивира недалеко от Кордовы.

Мавританские солдаты празднуют победу над испанцами в битве при Саморе. Появляется Эрмоса, сумасшедшая, попавшая в плен в той битве, и просит их перестать хвастаться победой над ее народом. Солдаты издеваются над ней, но ее защищает Хаджар, брат Бен-Саида, который взял ее в качестве добычи. Хаджар цитирует стих из Корана, чтобы не дать маврам причинить вред Эрмосе: «Считайте сумасшедших святыми, иначе будьте прокляты». Гермоса видит себя объединенной на небесах со своими детьми.
Девственницы прибывают на аукцион, и на место происшествия также прибывает Маноэль, который замаскировался под бербера , чтобы следовать за Хаимой. Хаджар узнает в нем человека, который однажды спас ему жизнь в бою, и предлагает свою помощь, когда узнает, что Маноэль влюблен в Хаиму.
На аукционе Бен-Саид предлагает огромную сумму денег за Хаиму и тем самым выигрывает ее, к отчаянию Маноэля.
Акт 3
[ редактировать ]Во дворце Бен-Саида
Бен-Саид пытается завоевать любовь Хаимы, но она отвергает его и уходит. Входит Хаджар с Маноэлем, которого он представляет своему брату как человека, спасшего ему жизнь, и просит дать ему свободу империи. Когда Бен-Саид отказывается, Маноэль осуждает его и пытается напасть на него, но его обезоруживают. Маноэля вот-вот казнят, когда Хаима возвращается и обращается к Бен-Саиду с просьбой о пощаде. Бен-Саид соглашается сохранить ему жизнь, если Маноэль немедленно покинет территорию.
Одна только Хаима находится в отчаянии, когда ее встречает Эрмоса. Когда Эрмоса узнает, что Хаима родом из Саморы, она медленно приходит в себя и видит, как ее муж был сожжен заживо во время той битвы. В память о ней она поет национальный гимн (В эфире: «Дебют! Enfants de l'Ibérie!» ). Эрмоса узнает в Хаиме свою дочь, и они радостно празднуют свое воссоединение.
Акт 4
[ редактировать ]Сады дворца Бен-Саида
Маноэль перелез через стену в сад, чтобы в последний раз увидеть Шайму. Она присоединяется к нему, и они решают умереть вместе. Маноэль берет свой кинжал, собираясь нанести ей удар в сердце, а затем покончить с собой, когда появляется Эрмоса и выхватывает у него оружие. Входит Бен-Саид, после чего Маноэль и Эрмоса уходят. Бен-Саид еще раз умоляет Хайму принять его любовь, но она снова отказывается. Он приказывает ей присоединиться к нему во дворце, но на ступеньках снова вмешивается Эрмоса и умоляет его пощадить ее дочь. Когда он не выказывает намерения делать это, Эрмоса берет кинжал, который она отобрала у Маноэля, и пронзает Бен-Саида сердце. На сцену выходит Хаджар и прощает Эрмосу по причине его безумия. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
Возрождение
[ редактировать ]28 января 2018 года опера была исполнена в концертном исполнении Münchner Rundfunkorchester и Chor des Bayerischer Rundfunks. [ 7 ]
Запись
[ редактировать ]- 2018: Джудит ван Ванрой (Хайма), Дженнифер Холлоуэй (Эрмоса), Эдгарас Монтвидас (Маноэль), Тассис Христояннис (Бен-Саид), Борис Пинхасович (Ханджар), Жюльетт Марс (Иглезия), Münchner Rundfunkorchester , Chor des Bayerischen Rundfunks, Эрве Нике , дирижер; CD Брю Зейн Кот: BZ1033 [ 8 ]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Эдмон Столлиг , Эдуард Ноэль . «Национальная академия музыки» , Летопись театра и музыки , 7 год, с. 37
- ^ Хардинг 1973 с. 202
- ^ Хюбнер 1990 стр. 218.
- ^ Хойрих, Флориан. « Дань Саморы » (PDF) . круглый функциональный оркестр . Проверено 3 сентября 2018 г.
- ^ Лекцион, Дж. (23 апреля 1881 г.). « Дань Саморы ». Атенеум .
- ^ « Дань Саморы » . charles-gounod.com . Проверено 4 сентября 2018 г.
- ^ «Воскресение «Трибу де Саморы» Шарля Гуно » . bru-zane.com . Проверено 3 сентября 2018 г.
- ^ « Дань Саморы » . Престо Классик . Проверено 4 февраля 2019 г. .
Источники
- Джеймс Хардинг , Гуно (Лондон: Аллен и Анвин, 1973)
- Стивен Хюбнер, Оперы Шарля Гуно (Оксфорд: Кларендон, 1990).
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Le tribut de Zamora : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Дань Саморе , изображения, Галлика