Сен-Сюльпис, Париж
Церковь Сен-Сюльпис | |
---|---|
Французский : Церковь Сен-Сюльпис. | |
48 ° 51'04 "N 2 ° 20'05" E / 48,85111 ° N 2,33472 ° E | |
Расположение | Площадь Сен-Сюльпис 6-й округ Парижа |
Страна | Франция |
Номинал | католик |
Религиозный институт | Общество священников Сен-Сюльпис |
Веб-сайт | приходы Сен-Сюльпис |
История | |
Статус | Приходская церковь |
Преданность | Сульпитий Благочестивый |
Архитектура | |
Функциональное состояние | Активный |
Стиль | Барокко |
Новаторский | 1646 |
Завершенный | 1870 |
Технические характеристики | |
Количество башен | 2 |
Высота башни | Северная башня: 73 метра (240 футов) Южная башня: 68 метров (223 фута) |
Администрация | |
Провинция | Париж |
Архиепископия | Париж |
Духовенство | |
Священник, ответственный за | Анри де Ла Уг |
Миряне | |
Органист(ы) | Софи-Вероник Кошефер-Шоплин Кароль Моссаковски |
Назначен | 1915 [1] |
Справочный номер. | PA00088510 [1] |
Церковь Сен-Сюльпис (англ. Французское произношение: [sɛ̃sylpis] ) — католическая церковь в Париже , Франция, на восточной стороне площади Сен-Сюльпис , в Латинском квартале 6- го округа . Лишь немного меньше, чем Нотр-Дам и Сент-Эсташ , это третья по величине церковь в городе. Он посвящен Сульпитию Благочестивому . Строительство нынешнего здания, второго на этом месте, началось в 1646 году. В 18 веке сложный гномон , Гномон Сен-Сюльпис в церкви был построен . Сен-Сюльпис также известен своим Большим органом, одним из самых значительных органов в мире.
История
[ редактировать ]Нынешняя церковь является вторым зданием на этом месте, возведенным на месте романской церкви, построенной в 13 веке. Пристройки делались на протяжении веков, вплоть до 1631 года. Новое здание было основано в 1646 году приходским священником Жан-Жаком Олье (1608–1657), который основал Общество Сен-Сюльпис , духовную конгрегацию и семинарию, прикрепленную к церковь. Анна Австрийская заложила первый камень. [2]
Строительство началось в 1646 году по проекту, созданному в 1636 году Кристофом Гамаром , но вмешалась Фронда , и к 1660 году была построена только часовня Леди, когда Даниэль Гиттар представил новый общий проект для большей части церкви. [3] Гиттард завершил строительство святилища , амбулатории , апсидальных часовен , трансепта и северного портала (1670–1678), после чего строительство было остановлено из-за отсутствия средств. [4]
Жиль-Мари Оппенорд и Джованни Сервандони , строго придерживаясь проектов Гиттара, руководили дальнейшим строительством (в основном нефа и приделов, 1719–1745). [4] Украшение выполнили братья Себастьен-Антуан Слодц (1695–1742) и Поль-Амбруаз Слодц (1702–1758). [5]
В 1723–1724 годах Оппенорд создал северный и южный порталы трансепта с необычным внутренним оформлением концов: вогнутые стены с почти зацепленными коринфскими колоннами вместо пилястр, встречающихся в других частях церкви. [5]
- План церкви
- Внутренний хор с пилястрами
- Южный трансепт
Он также построил колокольню на вершине трансепта (ок. 1725 г.), которая грозила обрушить конструкцию из-за своего веса, и ее пришлось снести. Этот просчет может объяснить тот факт, что Оппенорд был тогда освобожден от своих обязанностей архитектора и ограничился проектированием декораций. [5]
Западный фасад
[ редактировать ]В 1732 году конкурс на дизайн западного фасада выиграл Сервандони, которого вдохновил фасад Рена Кристофера собора Святого Павла в Лондоне. [6] 1739 года На карте Парижа Тюрго церковь изображена без пересекающей колокольни Оппенорда, но с фронтонными фасадами Сервандони в основном завершенными, однако двух башен все еще не хватает.
- Сент-Полс, Лондон
- Дизайн Сервандони
Незаконченная на момент его смерти в 1766 году, работа была продолжена другими, в первую очередь малоизвестным Удо де Маклореном, который возвел башни-близнецы по проекту Сервандони. Ученик Сервандони Жан Шалгрен перестроил северную башню (1777–1780), сделав ее выше и изменив дизайн Сервандони в стиле барокко на более неоклассический , но вмешалась Французская революция , и южная башня так и не была заменена. [7] Чалгрин также спроектировал убранство часовен под башнями. [8]
- Дизайн третьего заказа Сервандони (1752 г.)
- Нынешний фасад с несовпадающими друг с другом башнями (2010 г.)
Сейчас главный фасад существует в несколько измененном виде. Сервандони Фронтон , критикуемый как классически неправильный, поскольку его ширина основывалась на всем фасаде, а не на размере ордена , на котором он опирался, был удален после удара молнии в 1770 году и заменен балюстрадой. Это изменение и отсутствие бельведеров на башнях приближают дизайн по духу к строго классическому восточному фасаду Лувра . [6] Двойная колоннада ионического ордера над римским дорическим с лоджиями позади них объединяет основания угловых башен с фасадом; это полностью классифицирующее заявление было сделано в разгар рококо . [10]
Его революционный характер был признан архитектором и педагогом Жаком-Франсуа Блонделем , который проиллюстрировал возвышение фасада в своей «Архитектуре Франсуазы» 1752 года. [11] замечая: «Вся заслуга этого здания заключается в самой архитектуре... и ее величии масштаба, открывающем практически новую дорогу для наших французских архитекторов». [12] Большие арочные окна наполняют обширный интерьер естественным светом. В результате получился простой двухэтажный западный фасад с тремя ярусами изящных колонн. Некоторые говорят, что общую гармонию здания портят только две несовпадающие друг с другом башни.
Еще одна достопримечательность времен Революции, когда христианство было подавлено и Сен-Сюльпис стал местом поклонения «Высшему Существу», - это напечатанная вывеска над центральной дверью главного входа. До сих пор едва различимы напечатанные слова Le Peuple Français Reconnoit L'Etre Suprême Et L'Immortalité de L'Âme («Французский народ признает Высшее Существо и бессмертие души»). [13]
Интерьер
[ редактировать ]Внутри церкви по обе стороны от входа находятся две половинки огромной раковины ( Tridacna gigas ), подаренной королю Франциску I Венецианской республикой . Они функционируют как источники святой воды и покоятся на каменных основаниях, созданных Жаном-Батистом Пигалем . [14]
Пигаль также спроектировал большую статую Марии из белого мрамора в часовне Леди в дальнем конце церкви. Лепной декор вокруг него выполнен Луи-Филиппом Муши . Работа Пигаль заменила статую Эдме Бушардона из цельного серебра , исчезнувшую во время Революции. Она была отлита из серебра, подаренного прихожанами, и называлась «Богоматерь старой посуды». [15]
Барочный в 1774 году, после того как часовня сильно интерьер часовни Леди (перестроенной Сервандони в 1729 году) был спроектирован Шарлем де Вайи пострадала от пожара, уничтожившего близлежащий Фуар Сен-Жермен в 1762 году. Купол, освещенный естественным светом. из скрытых окон, спроектированных де Вайи, содержит фреску Франсуа Лемуана с изображением Успения Марии , датируемую 1734 годом, хотя с тех пор она несколько раз реставрировалась. [16] Де Вайи также спроектировал кафедру (в нефе), завершенную в 1788 году. [17] Передачи под дубовой сенью звучат очень хорошо, и именно отсюда приходской священник Сен-Сюльпис заявил о своем отказе принять Гражданскую конституцию духовенства . Революционные ораторы использовали его и позже. [18] Одна из его постоянных экспозиций — «МАРИЯ» Гвидо Деттони делла Грация . [19]
- Леди Часовня
- Статуя Марии
- Купол часовни Леди
- Кафедра
Во времена Директории Сен-Сюльпис использовался как Храм Победы. [13] Ремонт интерьера для устранения значительных повреждений, все еще оставшихся после революции, был начат после Конкордата 1801 года . [20] Эжен Делакруа добавил фрески (1855–1861), украшающие стены часовни Святых Ангелов (первый придел справа). Самые известные из них — «Борьба Иакова с ангелом» и «Изгнание Гелиодора из храма» . [21] Третья, на потолке, — Святой Михаил, побеждающий демона .
- Борьба Иакова с ангелом
- Гелиодор изгнан из храма
- Святой Михаил, побеждающий демона
Известные события
[ редактировать ]Маркиз де Сад и Шарль Бодлер были крещены в Сен-Сюльписе (1740 и 1821 годы соответственно), и в церкви также состоялась свадьба Виктора Гюго и Адель Фуше (1822 год).
6 июня 1791 года Пьер Виктор, барон де Безанваль де Брунштатт , был похоронен в церкви Сен-Сюльпис после смерти 2 июня в своей резиденции Hôtel de Besenval . [22]
Во время Парижской Коммуны (1871 г.) одна фракция, называвшаяся Клубом Победы, выбрала Сен-Сюльпис своей штаб-квартирой, и Луиза Мишель выступала с кафедры. [18]
Луиза Элизабет де Бурбон и Луиза Элизабет Орлеанская , внучки Людовика XIV и мадам де Монтеспан В церкви похоронены . Луиза де Лотарингия , герцогиня Бульонская и жена Шарля Годфруа де ла Тур д'Овернь , была похоронена здесь в 1788 году.
В воскресенье, 17 марта 2019 года, церковь загорелась. Зрители органного концерта предупредили пожарных. Огонь сильно повредил двери, витраж и барельеф; и лестница возле дверного проема загорелась. [23] [24] Позже полиция подтвердила, что пожар был поджогом. Город Париж обязан оплатить ремонт и реставрацию здания. [24]
в церкви прошла отпевание Жака Ширака бывшего президента Франции 30 сентября 2019 года .
Органы
[ редактировать ]Церковь имеет давнюю традицию талантливых органистов, берущую свое начало в восемнадцатом веке (см. ниже). В 1862 году Аристид Кавайе-Коль перестроил существующий орган, построенный Франсуа-Анри Клико . [25] Корпус был спроектирован Жаном-Франсуа-Терезом Шальгреном и изготовлен месье Жудо. [26]
Несмотря на то, что в нем использовано много материалов французского классического органа Клико, он считается выдающимся произведением Кавайе-Колля, включающим 102 паузы речи на пяти мануалах и педали , и, пожалуй, самый впечатляющий инструмент романтической французской эпохи симфонического органа.
Его титульные органисты были известны, начиная с Николя Сежана в 18 веке и заканчивая Шарлем-Мари Видором (органист 1870–1933), Марселем Дюпре (органист 1934–1971) и Жан-Жаком Грюненвальдом (органист 1973–1982). , органисты и композиторы с высокой международной репутацией. На протяжении более века (1870–1971) в Сен-Сюльписе работали только два органиста, и этим музыкантам принадлежит большая заслуга в сохранении инструмента в его первоначальном состоянии. С 2023 года Софи-Вероник Кошефер-Шоплин и Кароль Моссаковски занимают титульные органисты, сменив Дэниела Рота (титульного органиста с 1985 по 2023 год), который продолжает занимать должность почетного титулярного органиста. [27]
Помимо перестановки руководств и замены нескольких упоров в 1903 году Шарлем Мутеном (прямым преемником Кавайе-Колля), установки электрического вентилятора в 1920-х годах и добавления двух педальных упоров после выхода Видора на пенсию в 1933 году. (Principal 16 'и Principal 8', подаренные Société Cavaille-Coll), орган сохраняется сегодня почти точно так же, как Кавай-Колл первоначально завершил его в 1862 году. [28]
В Сен-Сюльписе воскресные органные концерты проводятся регулярно в 10:00 («Auditions des Grandes Orgues à Saint Sulpice», предшествующие мессе в 11:00). Воскресной мессе предшествует 15-минутная прелюдия Большого органа, которая начинается в 10:45. [29]
В церкви также находится хоровой орган с двумя ручными и педальными механизмами работы Аристида Кавайе-Колля 1858 года. [30]
Педаль 30 нот | Большой хор 56 нот | Большой орган 56 нот | Позитивный 56 нот | Выразительная история 56 нот | Один 56 нот |
---|---|---|---|---|---|
Фоновые игры
Комбинированные игры
|
|
| Фоновые игры
Комбинированные игры
| Фоновые игры
Комбинированные игры
| Фоновые игры
Комбинированные игры
|
Аксессуары:
- Град машина
- Россиньоль
Муфты:
- Большой хор/Пед, Гранд-Орган/Пед, Повествование/Пед
- Клавиатуры: I/II, II/I, III/I, IV/I, V/I, IV/III
- I/I, II/I, III/III, IV/IV, V/V
Давление ветра (мм)
- Большой орган: 95, 100
- Большой хор: 95, 115
- Всего: 100, 115, 127
- Положительные: 100, 115, 120
- Сюжет: 100, 115
- Педаль: 90 – 100
- Труба под углом: 140 – 150
Педаль 30 нот | Большой орган 54 ноты | Выразительная история 54 ноты |
---|---|---|
|
|
|
Муфты : II/I, I/P, II/P. Тремоло (декламация), трости GO, трости для декламации
Список органистов
[ редактировать ]Даты указывают, когда органист был титулатором . [33]
- Николя Пешер (умер в 1601 или 1614 г.)
- Винсент Коппо ( ок. 1618 – ок. 1651 )
- Гийом-Габриэль Ниверс ( ок. 1651–1702 )
- Луи-Николя Клерамбо (1715–1749)
- Сезар-Франсуа Клерамбо (1749–1760)
- Эврар-Доминик Клерамбо (1761–1773)
- Клод-Этьен Люс (1773–1783)
- Николя Сежан (1783–1819)
- Луи-Николя Сежан (1819–1849)
- Георг Шмитт (1850–1863)
- Альфред Лефебюр-Вели (1863–1869)
- Шарль-Мари Видор (1870–1934)
- Марсель Дюпре (1934–1971)
- Жан-Жак Грюненвальд (1973–1982)
- Дэниел Рот (1985–2023), заслуженный органист с 2023 года.
- Софи-Вероник Кошефер-Шоплин (2023 – настоящее время), титулярная органистка
- Кароль Моссаковски (2023 – настоящее время), титульный органист
Гномон
[ редактировать ]В 1727 году Жан-Батист Ланге де Жержи , тогдашний священник Сен-Сюльпис, попросил построить в церкви гномон как часть ее нового строительства, чтобы помочь ему определить время равноденствий и, следовательно, Пасхи . [34] Медная меридианная линия была проложена по полу и поднималась к беломраморному обелиску высотой почти одиннадцать метров, на вершине которого находится сфера, увенчанная крестом. Обелиск датирован 1743 годом.
В окне южного трансепта было устроено небольшое отверстие с линзой, благодаря чему луч солнечного света падал на латунную линию. В полдень дня зимнего солнцестояния (21 декабря) луч света касается латунной линии обелиска. В полдень в дни равноденствия (21 марта и 21 сентября) луч касается овальной медной пластины на полу возле алтаря.
Созданный английским часовщиком и астрономом Генри Салли , гномон также использовался для различных научных измерений. Такое рациональное использование, возможно, защитило Сен-Сюльпис от разрушения во время Французской революции .
Упоминания в популярной культуре
[ редактировать ]Действие третьего акта, второй сцены Массне оперы «Манон » происходит в Сен-Сюльписе, где Манон убеждает де Грие еще раз сбежать с ней.
Аббат Эррера из «Великолепия и страданий куртизанок» Оноре де Бальзака служил мессу в церкви и жил неподалеку, на улице Кассет. Кроме того, сюжет рассказа Бальзака «Мессе де л'атэ» сосредоточен вокруг Сен-Сюплиса.
Модная общественная сторона Сен-Сюльписа извращенно вдохновила Йориса-Карла Гюисманса развернуть здесь действие в своем романе 1891 года « Ла-Бас» , посвященном сатанизму , в котором ритуальный маг « Элифас Леви » посещал семинарию при церкви.
Основная часть романа Джуны Барнс « » 1936 года Ночной лес происходит в районе Сен-Сюльпис, особенно в знаменитом кафе «Café de la Mairie du VIe».
Упоминания о церкви Сен-Сюльпис можно найти в так называемых «Секретных досье» , которые были подброшены в Национальную библиотеку в 1960-х годах.
В книге Линн Пикнетт и Клайва Принса «Откровение тамплиеров» (1997) упоминается Сен-Сюльпис.
Роман Дэна Брауна 2003 года «Код да Винчи» стал международным бестселлером и привлек в Сен-Сюльпис толпы туристов. Эта записка была выставлена в церкви:
Вопреки причудливым утверждениям в недавнем бестселлере, эта [линия на полу] не является остатком языческого храма. В этом месте никогда не существовало такого храма. Ее никогда не называли «Розовой линией». Он не совпадает с меридианом, проходящим через середину Парижской обсерватории, который служит ориентиром для карт, где долгота измеряется в градусах к востоку или западу от Парижа.... Обратите также внимание, что буквы «P» и «S» в маленьких круглых окнах в обоих концах трансепта упоминаются Петр и Сюльпис, святые покровители церкви, а не воображаемый «Приорат Сиона». [35]
В 2005 году Парижская архиепархия отказала Рону Ховарду в разрешении снимать в Сен-Сюльпис, когда он снимал «Код да Винчи» .
В романе Давида Алексаняна «Демон Лапласа » церковь является местом исповеди Лапласа и смерти священника от демона. Роман является первым в серии, известной как «Серия демонов меча», опубликованной Mystic Publishers Inc.
В 2018 году южнокорейская группа Monsta X сослалась на картину Купола часовни Леди в клипе на свой сингл «Jealousy».
Галерея изображений
[ редактировать ]- Южная сторона Сен-Сюльпис
- Хор с северо-востока
- Сен-Сюльпис, акварель Франсуа-Этьена Вильре
См. также
[ редактировать ]- Категория:Похороны в Сен-Сюльпис, Париж
- Семинария Сен-Сюльпис (Исси-ле-Мулино)
- Список исторических церквей в Париже
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Министерство культуры, Мериме PA00088510 Церковь Сен-Сюльпис (на французском языке)
- ^ Кауфманн 2003, стр.156.
- ↑ В 1655 году Луи Ле Вау представил проект, по сути являвшийся расширением проекта Гамара, но предложение Гиттара, в свою очередь, во многом основанное на планах Гамара и Ле Вау, было предпочтительнее (Himmelfarb 1998; Ayers 2004, стр. 126).
- ^ Перейти обратно: а б Химмельфарб 1998; Айерс 2004, стр. 126–127.
- ^ Перейти обратно: а б с Терриен 2004, с. 17.
- ^ Перейти обратно: а б Айерс 2004, стр. 126–127.
- ^ Южная башня на 5 метров короче, а каменная кладка не завершена (Терриен 2004, стр. 21). См. также Айерс 2004, стр. 126–127.
- ^ Терриен 2004, стр. 21, 31.
- ^ Жак-Франсуа Блондель , французская архитектура (1752).
- ^ Контраст стилей представлен полностью рококо-проектом Жюста-Орель Мейссонье для фасада Сен-Сюльпис, созданным примерно шестью годами ранее, «рококо-воспоминание о североитальянском барокко», иллюстрированном В. Найтом Стерджесом, «Жаком-Франсуа Блонделем». « Журнал Общества историков архитектуры 11.1 (март 1952: 16–19), стр. 17 рис. 2б.
- ↑ На табличке Блонделя показан фасад, запланированный на тот момент, с еще нереализованными деталями, такими как балюстрада вместо фронтона и башни по проекту Сервандони (см. Здесь. Архивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine ). В своем тексте он упоминает, но отказался проиллюстрировать, проектируемый (неисполненный) третий коринфский ордер на задней стене, отделяющей церковь от притвора.
- ^ Блондель 1752, Французская архитектура , том 2, книга 3, с. 40 : «Этот памятник, все свои достоинства черпающий из архитектуры, чье величие открывает нашим французским архитекторам почти новый путь…» Цитируется по Sturges 1952:17.
- ^ Перейти обратно: а б Терриен 2004, с. 33.
- ^ Терриен 2004, с. 27.
- ^ Терриен 2004, с. 22.
- ^ Терриен 2004, стр. 21–22.
- ^ Терриен 2004, с. 28.
- ^ Перейти обратно: а б Кауфманн 2003, с. 37.
- ^ «Сен-Сюльпис, Париж – Выставка 2004 – МАРИЯ Гвидо Деттони делла Грация» . МЭРИ . Проверено 20 марта 2024 г.
- ^ Терриен 2004, с. 35, где говорится о соглашении с вариантом названия «Конкордат 1802 года».
- ^ Терриен 2004, с. 38; Джек Дж. Спектор, Фрески Эжена Делакруа в Сен-Сюльпис (Нью-Йорк: Ассоциация искусств колледжей) 1967.
- ^ Габриэль Клерр Штамм: От Золотурна до Парижа: Сага о семье Безенваль, лордах Брунштатта, Ридисхайма и Диденхайма, Историческое общество Сундгау, 2000, стр. 151
- ^ «Историческая церковь Сен-Сюльпис в Париже ненадолго загорелась, никто не пострадал» . Рейтер. 17 марта 2019 г. . Проверено 19 марта 2019 г.
Представитель пожарной команды сообщил, что причина пожара не была сразу известна.
- ^ Перейти обратно: а б Гайро, Мари-Анн (18 марта 2019 г.). «Париж: l'incendie à l'église Saint-Sulpice n'était pas случайно» [Париж: Пожар в церкви Сен-Сюльпис не был случайным]. Le Parisien (на французском языке).
Происхождение инцидента, по первым выводам центральной лаборатории ГУВД, "человеческое" и "преднамеренное".
- ^ Сен-Сюльпис, в серии Nefs et Clocher, Éditions du Cerf, Париж
- ^ Футляр для органов Сен-Сюльпис, спроектированный Чалгрином. Проверено 28 ноября 2011 г.
- ↑ The Diapason , «Дэниел Рот назван почетным титулатором, Сен-Сюльпис, Париж» , 17 марта 2023 г. Проверено 25 марта 2024 г.
- ^ Великий орган . www.aross.fr. Проверено 4 мая 2018 г.
- ^ Воскресная месса, прослушивания и концерты . www.aross.fr. Проверено 18 февраля 2023 г.
- ^ Хоровой орган . www.aross.fr. Проверено 4 мая 2018 г.
- ^ «Великая спецификация органа – Ассоциация влияния органов Аристида Кавайе-Колля церкви Сен-Сюльпис (Париж)» . Проверено 11 декабря 2022 г.
- ^ «Спецификация хорового органа – Ассоциация влияния органов Аристида Кавайе-Колля церкви Сен-Сюльпис (Париж)» . Проверено 11 декабря 2022 г.
- ^ Информация в этом списке взята из раздела «Органисты великого органа» на сайте www.aross.fr. Проверено 4 мая 2018 г.
- ^ Пасхальное воскресенье отмечается в первое воскресенье после полнолуния после весеннего равноденствия.
- ^ "Литературные места: церковь Сен-Сюльпис"
Библиография
[ редактировать ]- Айерс, Эндрю (2004). Архитектура Парижа . Штутгарт: Аксель Менгес. ISBN 9783930698967 .
- Химмельфарб, Элен (1996). «Гиттард, Дэниел», т. 12, с. 747, в «Словаре искусств» (34 тома) под редакцией Джейн Тернер. Нью-Йорк: Гроув. ISBN 9781884446009 . См. также на сайте Oxford Art Online (требуется подписка).
- Кауфманн, Жан-Поль (2002). Борьба с ангелом: Тайна фрески Делакруа . Лондон: Харвилл. ISBN 9781843430179 . Также называется «Ангел Левого берега: Тайны парижского шедевра Делакруа» и «Борьба с ангелом: Делакруа, Иаков и Бог добра и зла».
- Терриен, Лоуренс, переводчик (2004). Сен-Сюльпис . Париж: приход Сен-Сюльпис. OCLC 915105541 .