Церковь Сен-Сюльпис, Жюме
Церковь Сен-Сюльпис | |
---|---|
Религия | |
Принадлежность | Католик |
Округ | Епархия Турне |
Провинция | Эно |
Область | Валлония |
Церковный или организационный статус | Церковь |
Статус | Активный |
Расположение | |
Расположение | Шарлеруа , Эно , Бельгия |
Муниципалитет | Шарлеруа |
Географические координаты | 50 ° 27'03 ″ с.ш. 4 ° 25'33 ″ в.д. / 50,450875 ° с.ш. 4,425897 ° в.д. |
Архитектура | |
Новаторский | 1750 |
Завершенный | 1753 |
Церковь Сен-Сюльпис ( французский : Église Saint-Sulpice ; Французское произношение: [sɛ̃sylpis] ) — католическая церковь в Жюме , районе бельгийского города Шарлеруа в провинции Эно , Валлония . [1] Он посвящен Сульпитию Благочестивому . Самые старые материальные следы религиозного здания на этом месте датируются 10 веком. Три церкви, построенные здесь до нынешнего строения, были идентифицированы в ходе раскопок, проведенных в 1967 году. Нынешнее классическое здание было построено между 1750 и 1753 годами неизвестным архитектором . [2] Церковь из кирпича и известняка имеет однородный вид. Он состоит из шести пролетных нефов , окруженных проходами , трехстороннего трансепта и хора с многоугольным амбулаторием с ризницей на оси. Скошенное объемного основание выполнено из камня на фасаде и из бутового камня и песчаника на остальной части основания. Все углы здания зубчатые, каждый второй камень имеет выступы . С 1949 года церковь внесена в список объектов культурного наследия Бельгии .
Исторический контекст
[ редактировать ]Местоположение церкви в Джуме указано в полиптихе 868 г. н. э. аббатства Лоббс . [3] [4] Дополнительные записи, судя по всему, были уничтожены во время бомбардировок Государственного архива в Монсе и епископских архивов Турне во время Второй мировой войны . [5]
До Французской революции Жюме входил в состав княжества-епископства Льежа . [6] Однако соседние с ним государства, Эно и Брабант , оспорили притязания Льежа на Жюме. Со временем Брабант приобрел влияние, по-видимому, при поддержке местного населения. [7] К 1730-м годам Брабант действовал так, как будто полностью владел Жюме. В 1740-х годах герцогиня Мария Терезия Австрийская и Совет Брабанта провели административные реформы по просьбе мэра и магистрата. 28 июня 1780 года принц-епископ Франсуа-Шарль де Вельбрюк официально передал владение Жюме Брабанту. [8] В период французского правления Жюме принадлежал департаменту Жемап , вошедшему в состав провинции Эно после падения Наполеона .
Предшественники церкви, покровитель остается неизвестным, принадлежали приходу старого благочиния Флерюс , которой входящего в состав Льежской епархии . В 1559 году, во время реформы епископской иерархии Нидерландов , этот приход впервые был отнесен к вновь созданной Намюрской епархии. [9] а затем в Турнескую епархию в Конкордате 1801 года .
Раскопки 1967 года.
[ редактировать ]В 1967 году церковь подверглась капитальной реставрации под руководством Симона Бригода , архитектора и профессора Левенского университета . Раскопки также проводил с 16 по 22 августа 1967 года доцент университета Люк -Фрэнсис Женико . Раскопки проводились на ограниченной территории, которая оказалась важной. [10] хотя реставрационные работы уже разрушили часть древних фундаментов. [11]
Строительство нынешней церкви уже глубоко изменило прежнее место. Полы XVIII века ниже, чем на более ранних уровнях; только самые нижние уровни старого фундамента остались . В ходе раскопок рабочие не обнаружили ни фундамента, ни подмостков, ни стоков известкового раствора, ни основания алтаря . [11] Гробница находилась всего на 19 сантиметров (7,5 дюйма) ниже нынешнего уровня пола. [12]
Работы, выполненные в XIX и XX веках, устранили древние следы. был установлен тонкий кирпичный желоб для труб газового освещения Во второй половине XIX века через траншею B . [13] Водосточный желоб начала 20-го века, построенный примерно вдоль продольной оси нынешней церкви, прорезал старый фундамент. [14]
Эти исследования позволили правильно определить последовательные этапы роста здания. [12]
Последующие церкви
[ редактировать ]В ходе раскопок были обнаружены три религиозных здания, предшествовавшие нынешней церкви.
Первая церковь
[ редактировать ]Первое здание было дороманским и представляло собой прямоугольную камеру, состоящую из простого нефа шириной 4,7 метра (5,1 ярда), длину которого в ходе раскопок определить не удалось. Возможно, что, как и в других небольших церквях раннего средневековья , длина церкви была вдвое больше ширины. Это здание, возможно, было церковью, освященной между 959 и 971 годами Эраклом, аббатом Лобба и епископом Льежа , о которой упоминалось в «Хартии Эракла». [15]
Вторая церковь
[ редактировать ]При раскопках был найден единственный след второй церкви — фундамент неправильной трехсторонней апсиды . Как было построено здание по направлению к притвору, остается неясным. Однако известно, что эта сторона заканчивалась башней, поскольку местный священник завещал 50 ливров на ремонт башни и установку колокола . Жеан Камаль в своем завещании 1517 года [16] Вероятно, это та самая башня, упомянутая в 17 веке, которая была снесена для строительства церкви 18 века. [17] Размер хора / алтаря предполагает трехапсадную конструкцию, возможно, подобную третьей церкви. [18] Помимо главного алтаря, в церковном реестре Пуйе 1445 года упоминается алтарь, посвященный Святому Николаю , а в другом 1518 года упоминается алтарь, посвященный Деве Марии . [19]
Отметив сходство с хором церкви Сен-Мартен в Марчинелле , перестроенной в конце 15 века, Люк-Франсис Женико предположил, что он черпал вдохновение из более раннего проекта Жюме, возможно, из 14 века. [20]
В хоре находится захоронение со скелетом в прибитом дубовом гробу. Наличие вышитого полотна и местоположение позволяют предположить, что это могила священника, вероятно, местного приходского священника . [21]
Третья церковь
[ редактировать ]Алтарь третьего здания , вероятно, датируется серединой 17 века. [22] Эта церковь в восемь раз больше первой. Алтарь имеет пятиугольную форму и имеет глубину 8,25 метра (9,02 ярда). Он объединен четырьмя контрфорсами , что позволяет предположить, что когда-то он был покрыт массивным сводом , вероятно, готического дизайна. Неф длиной 22 метра (24 ярда) и предполагаемой шириной 20 метров (22 ярда) имеет слегка трапеции . форму [23] и имеет два прохода . Масштаб нефов напоминает тип зальной церкви , как и многие другие, существовавшие в Эно в 15 и 16 веках.
Колокольня, стоящая напротив фасада церкви, подверглась значительной реставрации в 1670 году, а в 1681 году на ней были установлены часы. Вероятно, башня была квадратной и имела длину примерно 6,4 метра (7,0 ярда) с каждой стороны. Его увенчал восьмиугольный остроконечный шпиль , увенчанный большим навершием крестом и флюгером, достигающим 38 метров (42 ярда) в высоту. [2]
В 1710 году состояние церкви снова потребовало серьезного ремонта, и судебный пристав Жюме Жан де Виньерон попросил аббата Лобба, крупного сборщика десятины , построить новую церковь. Аббатство не могло покрыть расходы. [24] Наконец, после иска [ нужны разъяснения ] была достигнута договоренность о ремонте церкви, включая хор, башню и крышу нефа. [25]
Нынешняя церковь
[ редактировать ]Нынешняя церковь была построена между 1750 и 1753 годами неизвестным архитектором. Оригинальные планы состоят из пяти цветных листов. [26] Они пронумерованы от А до Е без какого-либо очевидного порядка, вероятно, после завершения строительства. Лист C не принадлежал первому файлу, но пять рисунков принадлежат одному и тому же автору. На оборотной стороне листа E есть пометки, в которых имя Д. Де Ладос встречается дважды, что позволяет предположить, что это могло быть имя архитектора. [27]
До 1750 года старую церковь снесли и выровняли землю. [11] Выравнивание, вероятно, объясняет, почему нынешняя церковь ориентирована неправильно , в отличие от первоначальной церкви, хор которой смотрел строго на восток. [28]
В то время проект считался амбициозным и чрезмерным для города. Напряженность существовала между архитектором и спонсорами, в том числе аббатом Лобба Теодульфом Барнабе (аббатом с 1728 по 1752 год). [25] Строительство затянулось, и, хотя старые материалы были повторно использованы в основании и тротуарах, [22] стоимость оказалась в пять раз выше первоначальной сметы:
Мы были очень обижены за возведение этой церкви [...] потому что строительство церкви вместо того, чтобы стоить нам двадцать тысяч флоринов , теперь обходится нам как минимум в сто тысяч [...] Архитектор обманул нас, увеличив длина вышеупомянутой церкви на двадцать девять футов и многое другое.
— Жалобу цитирует LF. Женико, [25]
Первоначальный план состоял в том, чтобы реинтегрировать старую башню. Дополнение к плану уничтожило все прежние элементы. [22] План строительства новой башни, вероятно, был одним из многих других пунктов, упомянутых в жалобе. Конфликт закончился в суде Суверенного совета Брабанта. Архитектор был вынужден уменьшить масштаб проекта, о чем свидетельствуют последовательные проекты фасадов. [28] а также размер запланированных высоких элементов на исходном чертеже фасада и фактических элементов по мере их постройки. Строительство продолжалось с некоторыми задержками, и церковь была закончена в 1753 году. [22]
Шпиль был рассчитан на три колокола, однако официальных доказательств существования третьего колокола нет. [29]
На восточной стороне первый колокол 1590 года украшен изображением Богородицы и надписью: Micael Willelmus coadiutor Lobiensis me fecit. [30] – 1590 г. – мастер Жан Гронгнарт, основатель [29] [31]
На западной стороне второй колокол, вероятно, был плохо отлит, потому что он был переплавлен в 1772 году, о чем свидетельствует надпись: + В 1772 году я был переплавлен за счет общины Джуме Симоном Шеврессоном и Дефорестом. [29]
Вероятно, ущерб нанесла Французская революция , поскольку в 1797 году местная администрация выделила деньги на ремонт оконных стекол и крыши. [32] В 1808 году были построены три новых алтаря. [33]
В 1835 году церковь подверглась более значительной реставрации. Заменена часть тротуара, поставлен новый комплект мебели, преобразились алтари. [32] и переосвящен главный алтарь. [33]
В кирпичной кладке главного алтаря, снятой во время реставрации 1968 года, была обнаружена деревянная шкатулка -мощевик со стеклянной крышкой. В нем находились две кости, скрепленные медной нитью. Между ними находился бумажный документ в очень плохом состоянии, почти нечитаемый, датированный 1835 годом. Реликварий может быть еще старше, возможно, его поместили туда, когда алтарь переосвятили. [34] [35]
В 1840 году был установлен орган работы мастера Иполита Лоре брюссельского . Инструмент был модернизирован в 1873 году. [32]
В 1943 году немецкие оккупационные колокола конфисковали власти; колокол 1590 года был снят и отправлен в Германию. [36] После войны его нашли и вновь установили в шпиле. [28] [37]
Архитектура и мебель
[ редактировать ]Церковь построена из кирпича и известняка в классическом стиле. В целом внешний вид однородный. Он состоит из шести пролетных нефов, окруженных с обеих сторон нефами , трехстороннего трансепта и хора с многоугольным амбулаторием с ризницей на оси. Скошенное из основание выполнено из объемного камня на фасаде бутового камня и песчаника , остальное - . Все углы здания зубчатые, а каждый второй камень имеет выступы ( окружность Гиббса ). [1]
Все окна, кроме окон башни, имеют выдолбленную известняковую рамку с выступающими зубцами, с изогнутой аркой и оконными фартуками, соединенными известняковой лентой, опоясывающей все здание. Аналогично задуманные полуокна находятся на втором уровне на заднем плане, под карнизом . [1]
Фасад имеет два уровня, над ними находится изогнутый фронтон . На первом уровне два пояса проходят дальше центральной части к боковым фронтам под спиральными элеронами, расположенными по обе стороны второго уровня. Над фронтоном расположена квадратная башня, состоящая из двух этажей, разделенных поясом. Башня имеет многоугольный шпиль на пирамидальном основании. Известняковому порталу предшествует несколько ступеней. По бокам его обрамляют пилястры с поперечными стенками, поддерживающими антаблемент и изогнутый фронтон. Есть арочная дверь. [1]
Вторичная дверь, которой предшествуют десять ступенек, пробита в первом северном проходе.
Интерьер светлый, окрашен в бело-серые цвета и покрыт цилиндрическими сводами . Колонны тосканском нефа выполнены в стиле . Опоры хора и трансепта увенчаны волютированными капителями . [1]
Церковь украшена примечательными панелями и мебелью. [38]
В церкви находится купель XI или XII веков, состоящая из каменной чаши, слегка расширенной , но круглой формы, окруженной четырьмя колоннами на основании. Колонны завершаются грубо отрубленной человеческой головой, из которой две из четырех отсутствуют. Стиль романский , шрифт архаичный: нос прямой и едва просветленный, глаза глубокие, рот невыразительный. Эти детали характерны для романских мастерских XI и XII веков. Однако расположение Jumet отличается от других известных шрифтов тем, что заголовки расположены прямо на столбцах. Обычно голова консольно поддерживается своего рода консолью, как, у Gerpinnes . например, [39]
Мебель также включает алтарь, посвященный Богоматери Тонгре , и скамейку для причастия , датируемые 17 веком. [38]
- Общий вид нефа с хорового чердака
- Северный неф и тосканские колонны, обращенные к хору.
- Неф и органы, вид со стороны хора
- Хор с амбулаторией, скинией и алтарем.
- Крестильный купель [32]
- Алтарь, посвященный Богоматери Тонгре
- Скамейка для причастия
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ПМДБ 1994 , с. 126.
- ^ Jump up to: а б Женико 1969 , с. 33
- ^ Женико 1969 , с. 10
- ^ Arcq 1973 , с. 100
- ^ Женико 1969 , с. 12
- ^ Arcq 1973 , с. 52
- ^ Arcq 1973 , с. 53
- ^ Arcq 1973 , с. 61
- ^ Дженикот 1969 , стр. 11–12
- ^ Женико 1969 , с. 9
- ^ Jump up to: а б с Женико 1969 , с. 18
- ^ Jump up to: а б Женико 1969 , с. 19
- ^ Женико 1969 , с. 22
- ^ Женико 1969 , с. 20
- ^ Женико 1969 , с. 25
- ^ Arcq 1973 , с. 102
- ^ Женико 1969 , с. 30
- ^ Женико 1969 , с. 27
- ^ Arcq 1973 , с. 101
- ^ Женико 1969 , с. 28
- ^ Дженикот 1969 , стр. 38–39
- ^ Jump up to: а б с д Женико 1969 , с. 36
- ^ Учитывая, что реституция правильная, поскольку юго-западный угол не был сохранен ( Genicot 1969 , стр. 30).
- ^ Arcq 1973 , с. 103
- ^ Jump up to: а б с Женико 1969 , с. 15
- ↑ Хранится в государственных архивах Бельгии ( Genicot, 1969 , стр. 16).
- ^ Дженикот 1969 , стр. 16–17
- ^ Jump up to: а б с Арк 1973 , с. 104
- ^ Jump up to: а б с Арк 1973 , с. 104; 106
- ^ Мишель Уиллам был помощником с 1580 по 1598 год аббатства Лоббс, Эрмин Франсуа, он сам был избран в 1598 году и умер в 1600 году ( Genicot 1969 , стр. 16).
- ^ Жан Гронгнар принадлежит к династии основателей, работавших в Эно в 16-17 веках ( Genicot 1969 , стр. 16).
- ^ Jump up to: а б с д Арк 1973 , с. 105
- ^ Jump up to: а б Женико 1969 , с. 41
- ^ Дженикот 1969 , стр. 40–41
- ^ Фотография реликвария на сайте Королевского института культурного наследия.
- ^ Maerten & Colignon 2012 , стр. 38–39
- ^ Фотография колокола на сайте Королевского института культурного наследия.
- ^ Jump up to: а б «Церковь Сен-Сюпли в Жюме» . Le pays де Шарлеруа . Проверено 22 мая 2013 г.
- ^ Бригода 1936 , стр. 6-8.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Старые фотографии церкви Сен-Сюльпис на сайте Королевского института культурного наследия (KIK-IRPA)
Библиография
[ редактировать ]- Монументальное наследие Бельгии, Валлонии, Эно, округа Шарлеруа (на французском языке). Полет. 20. Пьер Мардага, редактор. 1994. ISBN 2-87009-588-0 . OCLC 312155565 .
- Арк, Роберт (1973). Жюме, Страницы истории (на французском языке). Джумет. OCLC 704497631 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Бригода, Симон (1936). «Заметки о некоторых древних скульптурах, сохранившихся в Джумете». Бюллетень Королевского общества археологии и палеонтологии Шарлеруа (на французском языке): 6–10.
- Брутсарт, Эммануэль; Менне, Гилберт; Де Местер, Йохан (2009). Провинция Эно, История и наследие коммун Бельгии (на французском языке). Брюссель: Éditions Racine. ISBN 978-2-87386-599-3 . OCLC 690552502 .
- Женико, Люк-Фрэнсис (1969). «Раскопки в церкви Сен-Сюльпис Жюме». Документы и отчеты Королевского общества археологии и палеонтологии Шарлеруа (на французском языке). ЛИВ : 10–39.
- Мартен, Фабрис; Колиньон, Ален (2012). Валлония под оккупацией, 1940-1945 гг . Города в состоянии войны (на французском языке). Брюссель-Ватерлоо: SOMA-CEGES – Книжный ренессанс. ISBN 978-2-5070-5062-7 . OCLC 821263376 .