Jump to content

Элифас Леви

(Перенаправлено с Элифаса Леви )

Элифас Леви
Рожденный
Альфонс Луи Констант

( 1810-02-08 ) 8 февраля 1810 г.
Умер 31 мая 1875 г. ( 1875-05-31 ) (65 лет)
Место отдыха Кладбище Иври , Иври-сюр-Сен (позже обнаружено и помещено в общую могилу)
Супруг
( м. 1846; год 1865)
Дети 4+

Элифас Леви Захед , урожденный Альфонс Луи Констан (8 февраля 1810 — 31 мая 1875), был французским эзотериком , поэтом и писателем. Первоначально сделав церковную карьеру в католической церкви, он отказался от священства, когда ему было около двадцати пяти лет, и стал церемониальным магом . В возрасте 40 лет он начал исповедовать оккультные знания. [1] Он написал более 20 книг по магии , каббале , алхимии и оккультизму .

Псевдоним «Элифас Леви» был анаграммой его имени «Альфонс Луи» на иврите . Леви получил известность как оригинальный мыслитель и писатель, его работы привлекли внимание в Париже и Лондоне среди эзотериков и художников романтического или символистского вдохновения. [2] [3] Он покинул Великий Восток Франции (французскую масонскую организацию, породившую континентальное масонство ), полагая, что первоначальные значения ее символов и ритуалов были утеряны. «Я сразу же перестал быть масоном, потому что масоны, отлученные Папой от церкви, не верили в терпимость к католицизму… [и] суть масонства — это терпимость ко всем верованиям». [4]

На политическое, оккультное и литературное развитие Леви повлияли многие авторы, такие как французский монархист Жозеф де Местр (которого он цитирует во многих частях своей «Догмы и ритуала высокой магии» ), Парацельс , Роберт Фладд , Сведенборг , Фабр д'Оливе , Розенкрейцеры , Платон , Раймунд Луллий и другие эзотерики. [5]

Ранний период

[ редактировать ]

Родившийся Альфонс Луи Констан, он был сыном сапожника в Париже. В 1832 году он поступил в семинарию Сен - Сюльпис , чтобы учиться для принятия римско-католического священства , в качестве иподиакона отвечал за катехизис , позже был рукоположен в диакона , оставаясь клириком до конца жизни. За неделю до рукоположения в сан священника он решил оставить священнический путь, однако дух милосердия и жизнь, которую он провел в семинарии, остались с ним на всю оставшуюся жизнь, позже он писал, что приобрел понимание вера и наука без конфликтов. [6]

В 1836 году, оставив священническую стезю, он вызвал гнев начальства. Он дал постоянный обет целомудрия и послушания в качестве иподьякона и диакона, поэтому возвращение к гражданской жизни было для него особенно болезненным; он продолжал носить церковную одежду, рясу , до 1844 года.

Возможные причины ухода Леви из семинарии Сен-Сюльпис в 1836 году выражены в следующей цитате А. Е. Уэйта : «Он [Леви], однако, по-видимому, имел странные взгляды на доктринальные вопросы, хотя никаких подробностей не приводится. Такова, по крайней мере, одна история, но альтернатива говорит проще, что он отказался от священнической карьеры в. следствие сомнений и сомнений». [7]

Ему пришлось избежать крайней бедности, работая репетитором в Париже. Около 1838 года он познакомился и находился под влиянием взглядов мистика Симона Ганно , и, возможно, именно благодаря встречам Ганно он также встретил Флору Тристан . [8] [9] [10] В 1839 году он вступил в монашескую жизнь в аббатстве Солем , но не смог поддерживать дисциплину и покинул монастырь.

По возвращении в Париж он написал «La Bible de la liberté» («Библия свободы»), за что в августе 1841 года его заключили в тюрьму.

Круг Элифаса Леви («(Закон об ассоциации 1901 года был создан 1 апреля 1975 года») дает следующее описание брака и отцовства Леви: «В возрасте 32 лет он познакомился с двумя молодыми девушками, которые были друзьями, Эжени С. и Ноэми Кадио. Несмотря на свое предпочтение Эжени, он также попал под чары Ноэми, на которой ему пришлось жениться в 1846 году, чтобы избежать конфронтации с отцом девушки. Семь лет спустя Ноэми сбежала из семейного дома, чтобы присоединиться к маркизу Монферрие. в 1865 году брак был аннулирован. От этого брака родилось несколько детей, в частности близнецы, умершие вскоре после рождения. C, родился 29 сентября 1846 года, но ребенок никогда не носил имя Леви. Однако он знал своего отца, который видел, что он получил образование. Из надежных источников мы знаем, что потомки этого сына сегодня живут среди нас во Франции». [11]

В начале 20 века А. Е. Уэйт описывает брак Леви, погибшее потомство и (возможное) нарушение правил семинарии Сен-Сюльпис следующим образом:

Мне не удалось установить, в какой период он женился на мадемуазель. Ноэми, шестнадцатилетняя девушка, которая впоследствии стала известной как скульптор, но это был побег, и в конце концов она ушла от него. Говорят даже, что она добилась успеха в иске о недействительности — не на обычных основаниях, поскольку она родила ему двоих детей, которые умерли в ранние годы, если не в младенчестве, а на том основании, что она была несовершеннолетней, в то время как он принял безвозвратные обеты. Сен-Сюльпис, однако, является семинарией для светских священников, не дающих обета безбрачия, хотя правила Латинской церкви запрещают им вступать в брак. [12]

Неожиданно в 1850 году, в возрасте 40 лет, Леви пережил период обострения финансового и духовного кризиса, который привел его, в более глубоком смысле, к поиску убежища в среде эзотеризма и оккультизма середины XIX века. [11]

Десятый ключ Таро в «Ключе Тайн».

Более поздний период

[ редактировать ]

В декабре 1851 года Наполеон III организовал переворот, который положил конец Второй республике и положил начало Второй Империи. Леви видел в императоре защитника народа и восстановителя общественного порядка. В «Moniteur parisien» 1852 года Леви похвалил действия нового правительства, но вскоре разочаровался в жесткой диктатуре и в конце концов был заключен в тюрьму в 1855 году за публикацию полемического шансона против императора. Однако изменилось отношение Леви к «народу». Еще в «Празднике Дье» и «Книге лармов» 1845 года он скептически относился к способности необразованных людей освободиться. Подобно сен-симонианцам , он перенял теократические идеи Жозефа де Местра, чтобы призвать к созданию «духовной власти», возглавляемой элитным классом священников. После катастрофы 1849 года он был полностью убежден, что «массы» не способны установить стройный порядок и нуждаются в обучении. [13]

Деятельность Леви отражает борьбу за примирение как с провалом 1848 года, так и с жесткими репрессиями со стороны нового правительства. Он участвовал в «Revue philosophique et religieuse» , основанном его старым другом Фовети, где он пропагандировал свои «каббалистические» идеи, впервые публично, в 1855–1856 годах (в частности, используя свое гражданское имя). [14]

Леви начал писать «Историю магии» в 1860 году. В следующем, 1861 году, он опубликовал продолжение «Догмы и ритуала» , La clef des grands mystères («Ключ к великим тайнам»). В 1861 году Леви снова посетил Лондон. Среди других магических работ Леви - Fables etsymoles («Истории и образы»), 1862 г., Le sorcier de Meudon («Волшебник Медона», расширенное издание двух романов, первоначально опубликованных в 1847 г.) 1861 г. и La science des esprits ( «Наука о духах»), 1865. В 1868 году он написал Le grand arcane, ou l'occultisme Dévoilé («Великая тайна, или раскрытый оккультизм»); однако это было опубликовано только посмертно в 1898 году. [ нужна ссылка ]

Тезис о магии, пропагандируемый Элифасом Леви, имел значительную известность, особенно после его смерти. Этому успеху способствовало то, что спиритуализм был популярен по обе стороны Атлантики с 1850-х годов. Однако Леви отклонялся от спиритуализма и критиковал его, поскольку он считал, что после смерти человека сохраняются только мысленные образы и «астральные силы», которыми могут свободно манипулировать опытные маги, в отличие от автономных духов, которые постулировал спиритуализм. [15]

В отношении предполагаемых сверхъестественных явлений, о которых сообщали практикующие спиритуализм, Леви был явно доверчив. Он объяснил: «Явления, которые совсем недавно встревожили Америку и Европу, явления столоверчения и флюидических проявлений, являются просто магнитными токами в начале их формирования, призывами со стороны Природы, приглашающими нас на благо человечества. восстановить великие симпатические и религиозные цепи». [16]

Его магические учения были свободны от явного фанатизма, хотя и оставались довольно неясными; и ему нечего было продавать (несмотря на его публикации). Он действительно заявлял о себе: «Бедный и малоизвестный ученый, [который] нашел рычаг Архимеда, и он предлагает его вам только ради блага человечества, ничего не прося взамен». [16] Он не притворялся посвященным какого-то древнего или вымышленного тайного общества . Он включил карты Таро в свою магическую систему, и в результате Таро стало важной частью атрибутов западных магов. [17]

Он оказал глубокое влияние на магию Герметического Ордена Золотой Зари , а затем и бывшего члена Золотой Зари Алистера Кроули . Он также был первым, кто заявил, что пентаграмма или пятиконечная звезда с одной вершиной вниз и двумя вершинами вверх символизирует зло, а пентаграмма с одной вершиной вверх и двумя вершинами вниз представляет добро. [ нужна ссылка ] Идеи Леви также повлияли на Елену Блаватскую и Теософское общество . [18]

Как церемониальный маг

[ редактировать ]

О своем первом опыте общения с британскими эзотеристами в 1854 году Леви писал: «Я предпринял поездку в Лондон, чтобы избавиться от внутреннего беспокойства и без перерыва посвятить себя науке. [...] Они немедленно попросили меня творил чудеса, как если бы я был шарлатаном, и я был несколько обескуражен, ибо, говоря откровенно, я был далек от того, чтобы посвящать других в тайны Церемониальной Магии, я все время сторонился ее иллюзий и утомления. церемонии требовали оборудования, которое было бы дорогим и трудным для сбора, поэтому я погрузился в изучение трансцендентной Каббалы и больше не беспокоился об английских адептах». [19]

Однако вскоре после его прибытия в Англию за его навыками известного мага стали серьезно ухаживать; и Леви обязан: пожилая британка, которая, согласно соглашению о строжайшей секретности, «строгая среди адептов», предоставила ему «полный магический кабинет», содержащий необходимые принадлежности для применения его теорий в практике магии в Англии. [20]

Теория магии

[ редактировать ]

В предисловии к «Истории магии» (переводчик А. Э. Уэйт) перечисляет (то, что он считал) девять ключевых принципов магии, систематизированных в более ранней работе Леви « Доктрина и ритуал трансцендентальной магии» .Они есть:

(1) Существует мощная и настоящая Магия, популярные преувеличения которой на самом деле ниже истины. (2) Существует грозная тайна, составляющая роковую науку о добре и зле. (3) Оно наделяет многими способностями, по-видимому, сверхчеловеческими. (4) Это традиционная наука о тайнах Природы, переданная нам от Магов. (5) Посвящение в нем дает мудрецу власть над душами и полную способность управлять человеческой волей. (6). По-видимому, из этой науки возникла одна непогрешимая, непогрешимая и истинно кафолическая религия, которая всегда существовала в мире, но она неприспособлена для масс. (7) По этой причине возникла экзотерическая религия апологетов [притч], басен и чудесных историй, которая является всем, что возможно для профана: она претерпела различные трансформации и представлена ​​​​в наши дни Латинское христианство под послушанием Рима. (8) Его покровы действительны в своей символике, и его можно назвать действительным для толпы, но учение посвященных равносильно отрицанию любой буквальной истины в нем. (9) Только Магия дает истинную науку. [21]

Тремя главными компонентами магической диссертации Леви были: астральный свет, воля и воображение. Леви не создавал ни одну из этих концепций как оккультные.

Относительно «Астрального света» Уэйт отмечал: «Астральный свет, который является ни чем иным, как одической силой барона Карла Райхенбаха , как по существу признает сам французский писатель [Леви], [...]» [22] и: «Эту силу он [Леви] обычно называет Астральным Светом, имя, заимствованное у Сен-Мартена и французских мистиков восемнадцатого века». [23]

Луи Клод де Сен-Мартен использовал термин «астрал» для обозначения «психической силы». [24]

«Астральный свет» также был обязан идеям протогипнотизера XVIII века Франца Месмера : «[Месмер] разработал теорию «животного магнетизма». Он считал, что это жидкость, которая пронизывает вселенную, но наиболее активна в нервной организации человека и позволяет одному человеку, заряженному этой жидкостью, оказывать мощное влияние на другого». [25]

Астрал — прилагательное, означающее: «Связанный со звездами, состоящий из них». [26] Леви использовал термин «Астрал» не только как синоним «психической силы», но и потому, что он верил в древнюю и средневековую астрологическую практику. Как писал сам Леви: «В Природе нет ничего безразличного, камешек, более или менее лежащий на дороге, может разрушить или глубоко изменить судьбы величайших людей и даже величайших империй, в гораздо большей степени, чем невозможно определить положение отдельной звезды». безразличен к судьбам существующего ребенка, вступающего фактом своего рождения во всеобщую гармонию сидерического [астрологического] мира». [27]

за три столетия до Левия «Воля» и «воображение» как магические агенты были утверждены Парацельсом :

Магическое — это великая сокрытая мудрость, а разум — это великое открытое безумие. Никакая броня не защищает от магии, поскольку она поражает внутренний дух жизни. В этом мы можем быть уверены, что только посредством полного и сильного воображения мы можем воплотить в образ дух любого человека. Никакие заклинания, никакие обряды не нужны; Создание кругов и разбрасывание благовоний — это всего лишь обман и жонглирование. Человеческий дух настолько велик, что ни один человек не может его выразить; вечен и неизменен, как Сам Бог есть разум человека; и если бы мы правильно постигли разум человека, для нас не было бы ничего невозможного на земле. Через веру воображение оживляется и завершается, ибо действительно случается, что всякое сомнение портит его совершенство. Вера должна укреплять воображение, поскольку вера утверждает волю. Поскольку человек не вполне верил и воображал, в результате искусство оказывается неопределенным, тогда как оно могло бы быть полностью достоверным. [28]

Независимо от того, является ли объект вашей веры реальным или ложным, вы, тем не менее, получите одни и те же результаты. Таким образом, если я поверю в статую Святого Петра так, как я должен был верить в самого Святого Петра, я получу те же результаты, которые я должен был получить от Святого Петра. Но это суеверие. Однако вера творит чудеса; и истинная это вера или ложная, она всегда будет производить одни и те же чудеса. [29]

Элифас Леви предупреждал: «Операции [магической] науки не лишены опасности. Их результатом может быть безумие для тех, кто не утвердился на основе высшего, абсолютного и непогрешимого разума. Они могут чрезмерно возбудить нервную систему. , порождая ужасные и неизлечимые болезни». [30] «Пусть же те, кто ищет в магии средства удовлетворения своих страстей, остановятся на этом смертоносном пути, где они не найдут ничего, кроме смерти или безумия. В этом смысл вульгарной традиции, которую дьявол рано или поздно завершил, удушив колдуны». [31]

Социалистическое происхождение

[ редактировать ]

Долгое время считалось, что социалистическая Константа исчезла с кончиной Второй республики и уступила место оккультисту Элифасу Леви. Однако, по мнению историка религий Юлиана Штрубе , написавшего докторскую диссертацию о Константе, это повествование было построено в конце XIX века в оккультных кругах и было некритически принято более поздними учёными. Штрубе утверждает, что Констант не только развил свой оккультизм как прямое следствие своих социалистических и постцерковных идей, но и продолжал пропагандировать реализацию социализма на протяжении всей своей жизни. [32]

По мнению оккультиста Папюса ( Жерара Анкосса ) и биографа-оккультиста Поля Чакорнака, обращение Констана к оккультизму было результатом «посвящения» эксцентричного польского эмигранта Юзефа Марии Хёне-Вронского . Эти двое действительно знали друг друга, о чем свидетельствует письмо Константа Хёне-Вронскому от 6 января 1853 года, в котором он благодарил его за включение одной из статей Константа в работу Хёне-Вронского 1852 года « Историософия или наука об истории» . В письме Констан выражает восхищение «еще недооцененным гением» Хоне-Вронского и называет себя его «искренним поклонником и преданным учеником». [33] Тем не менее, Штрубе утверждает, что влияние Вронского было кратким, между 1852 и 1853 годами, и поверхностным. Он критикует исследования Папюса и его товарищей, основанные на попытках Папюса связаться с Константом 11 января 1886 года, через 11 лет после смерти Константа. [34]

Позднее создание специфически французской эзотерической традиции, в которой Констан должен был стать решающим звеном, увековечило идею явного разрыва между социалистом Константом и оккультистом Леви. Штрубе в 2016 году писал, что другой нарратив был независимо разработан Артуром Эдвардом Уэйтом , который был близким современником Леви. Штрубе полагал, что А. Е. Уэйт знал недостаточно подробностей жизни Константа. [35]

Более того, Штрубе предполагает, что Леви рассматривал «магию» как новый порядок — идеологию (потенциально политически полезное суеверие), с помощью которой будет сформулирована новая иерархия, как он интерпретирует заявление Леви: «Поэтому мы разъяснили это ясно, как мы считаем, что наша Магия противостоит гоэтическому и некромантическому видам. Это одновременно абсолютная наука и религия, которая не должна разрушать и поглощать все мнения и все формы поклонения, но должна возрождать и направлять их, воссоздавая круг. посвященных и, таким образом, снабжая слепые массы мудрыми и ясновидящими лидерами». [36] Штрубе утверждает, что «путешествие в Лондон, которое Леви совершил в мае 1854 года, не вызвало его озабоченности магией» и что «хотя Леви заявлял о своем участии в магических ритуалах. Вместо этого именно вышеупомянутая социалистически-магнетистическая диалектика охватила интерес Леви». в магии». [37] Несмотря на это, очевидно, что утверждение Леви ограничивается магией и ее видами, где Леви предлагает объединить науку и религию и продвигает свои собственные методы, заявляя, что применил научный подход в своих исследованиях, противопоставляя его гоэтическому и некромантическому подходу. методы.

Избранные произведения

[ редактировать ]
  • Леви, Элифас (1841а). свободы Библия .
  • Леви, Элифас (1841b). социальные доктрины Религиозные и .
  • Леви, Элифас (1841c). женщины Успение .
  • Леви, Элифас (1844). Богородица .
  • Леви, Элифас (1845). слез Книга
  • Леви, Элифас (1848). свободы Завещание .
  • Леви, Элифас (1854–1856). Догма и ритуал высшей магии [ Доктрина и ритуал высшей магии ]. Включает материалы по алхимии. [38]
  • Леви, Элифас (1860). История магии [ История магии ].
  • Леви, Элифас (1861). Ключ Тайнам к Великим .
  • Леви, Элифас (1862). Басни и символы [ Истории и символы ].
  • Леви, Элифас (1865). Наука о духах . Париж: Жермер Байьер, книготорговец-издатель.
  • Леви, Элифас (1868). оккультизм раскрытый Великая тайна, или .
  • Леви, Элифас (1894). Книга великолепия
  • Леви, Элифас (1895). Мажорные и Соломона минорные тональности .
  • Леви, Элифас (1896). Магический ритуал Sanctum Regnum .

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Макинтош 1972 .
  2. ^ Июнь 1972 г. , с. 16.
  3. ^ Мерсье 1969 , с. 62.
  4. ^ Chacornac Frères 2001 .
  5. ^ Леви 1896a , с. 34.
  6. ^ Леви 1896a , с. 30.
  7. ^ Леви 1922 , с. viii.
  8. ^ Эндрюс 2006 , стр. 40–41, 95, 102.
  9. ^ Гроган 2002 , стр. 193–194.
  10. ^ Бертен 1995 , с. 53.
  11. ^ Jump up to: а б был бы Он
  12. ^ Леви 1922 , стр. viii–ix.
  13. ^ Strube 2016a , стр. 418–426.
  14. ^ Strube 2016a , стр. 470–488.
  15. ^ Джозефсон-Шторм 2017 , с. [ нужна страница ] .
  16. ^ Jump up to: а б Леви 1896а , с. 56.
  17. ^ Джозефсон 2013 .
  18. ^ Джозефсон-Шторм 2017 , с. 116.
  19. ^ Леви 1896a , стр. 64–65.
  20. ^ Леви 1896a , стр. 64–67.
  21. ^ Леви 1922 , с. х-кси.
  22. ^ Леви 1922 , с. xii.
  23. ^ Уэйт 1886 , с. xxxvi.
  24. ^ Уэйт 1922 , с. 18.
  25. ^ Хадсон 1893 , с. 84.
  26. ^ Оксфордский иллюстрированный словарь . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. 1986. с. 44.
  27. ^ Уэйт 1891 , с. 163.
  28. ^ Гордон 2001 , с. 958.
  29. ^ Хадсон 1893 , стр. 148–149.
  30. ^ Уэйт 1886 , с. 24.
  31. ^ Уэйт 1886 , с. 26.
  32. ^ Штрубе 2016b , стр. 21.
  33. ^ Принке 2013 , с. 133.
  34. ^ Strube 2016a , стр. 426–438.
  35. ^ Strube 2016a , стр. 590–618.
  36. ^ Леви 1896a , с. 16.
  37. ^ Strube 2016a , стр. 455–470.
  38. ^ Уэйт 2013 , с. 33 и след.

Цитируемые работы

[ редактировать ]
  • Эндрюс, Наоми Джудит (2006). Муза социализма: гендер в интеллектуальном ландшафте французского романтического социализма .
  • Бертен, Фрэнсис (1995). Эзотерика и социализм .
  • Чакорнак Фреры (2001) [1926]. «Элифас Леви был масоном – недолго» . Элифас Леви, обновитель оккультизма во Франции (1810–1875), Поль Шакорнак (1884–1964) (на французском языке). Перевод Тревора В. Маккеуна. Париж: Общая библиотека оккультных наук. Архивировано из оригинала 18 декабря 2001 года — Великой Ложей Британской Колумбии и Юкона.
  • Бюссе, Кристиана (н. д.). Элифас Леви: его жизнь, его творчество, его мысли [ Элифас Леви: Его жизнь, его работа, его мысли ]. де ла Мэнни, больше не издается.
  • Гордон, Мелтон Дж., изд. (2001). Энциклопедия оккультизма и парапсихологии . Том. 2 (5-е изд.). Мичиган: Гейл Групп.
  • Гроган, Сьюзен (2002). Флора Тристан: Истории из жизни .
  • Хадсон, Томсон (1893). Закон психических явлений . Чикаго: AC McClurg and Co.
  • Джозефсон, Джейсон Ананда (май 2013 г.). «Тень Бога: закрытые возможности в генеалогии религии» . История религий . 52 (4): 321. дои : 10.1086/669644 . JSTOR   10.1086/669644 . S2CID   170485577 .
  • Джозефсон-Сторм, Джейсон (2017). Миф о разочаровании: магия, современность и рождение гуманитарных наук . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN  978-0-226-40336-6 .
  • Июнь, Хьюберт (1972). Писатели предшествовавшего века (на французском языке). Париж: Зегерс.
  • Леви, Элифас (1896a). Dogme et Rituel de la Haute Magi. Часть I: Доктрина трансцендентальной магии . Перевод А.Э. Уэйта. Англия: Райдер и компания.
  • Леви, Элифас (1896b). Магический ритуал Sanctum Regnum . Перевод У. Винна Уэсткотта. Лондон: Джордж Редвей.
  • Леви, Элифас (1922). История магии . Перевод А.Э. Уэйта (2-е изд.). Лондон: William Rider & Son Ltd.
  • Макинтош, Кристофер (1972). Элифас Леви и французское оккультное возрождение .
  • Мерсье, Ален (1969). Эзотерические и оккультные источники символистской поэзии (1870-1914) (на французском языке). Полет. 1: Французский символизм. А.-Г. Низет.
  • Принке, Рафал Т. (2013). Высоцкая, Барбара (ред.). «Ученик Вронского – Элифас Леви в кругу польских мессианистов». Корника, книга 30 Дневник библиотеки (на польском языке).
  • Штрубе, Джулиан (2016a). Социализм, католицизм и оккультизм во Франции девятнадцатого века: генеалогия сочинений Элифаса Леви . Вальтер де Грюйтер. ISBN  978-3110478105 .
  • Штрубе, Джулиан (29 марта 2016b). «Социалистическая религия и возникновение оккультизма: генеалогический подход к социализму и секуляризации во Франции XIX века». Религия . 46 (3): 359–388. дои : 10.1080/0048721X.2016.1146926 . ISSN   0048-721X . S2CID   147626697 .
  • Уэйт, AE (1886). Тайны магии . Лондон: Джордж Редвей.
  • Уэйт, А.Э. (1891). Оккультные науки . Лондон: Киган Пол, Trench, Trubner & Co. Ltd.
  • Уэйт, А.Э. (1922). Сен-Мартен, Французский мистик . Лондон: William Rider & Son Ltd.
  • Уэйт, А.Э. (2013). Тайная традиция в алхимии: ее развитие и записи . Соединенное Королевство: Тейлор и Фрэнсис. ISBN  978-1136182921 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Боуман, Фрэнк Пол (1969). Элифас Леви, романтический мечтатель (на французском языке). Прессы Universitaires de France.
  • Чакорнак, Поль (1926). Элифас Леви: обновитель оккультизма во Франции (на французском языке). Братья Чакорнак.
  • Мерсье, Ален (1974). Элифас Леви и магическое мышление в XIX веке Ален Мерсье (на французском языке). Зегерс.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 87712f69dff18e8cdc80ad8dd1391ac5__1718365260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/87/c5/87712f69dff18e8cdc80ad8dd1391ac5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Éliphas Lévi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)