Альфред Лефебюр-Вели

Луи-Жемс Альфред Лефебюр-Вели (13 ноября 1817 — 31 декабря 1869) — французский органист и композитор. Он сыграл важную роль в развитии французского стиля симфонического органа и был тесно связан с органным мастером Аристидом Кавай-Коллем , открыв множество новых органов Кавай-Колля.
Его игра была виртуозной, а как исполнитель он оценивался выше выдающихся современников, в том числе Сезара Франка . Его сочинения, менее существенные, чем произведения Франка и других, не занимают такого заметного места в репертуаре.
Биография
[ редактировать ]Лефебюр-Вели родился в Париже в семье органиста. [ 1 ] Он учился у своего отца, Исаака-Франсуа-Антуана Лефевра (1756–1831), который сменил имя на Антуан Лефебюр-Вели после того, как был назначен органистом модной церкви Сен-Рош в 1-м округе . [ 2 ] Мальчик был музыкально развит не по годам. В рукописи неопубликованной мессы его отца есть примечание:
Эту мессу сыграл в пасхальный вторник 1826 года мой маленький мальчик Альфред, восьми лет и четырех месяцев, на органе Сен-Роша к удовольствию всех присутствующих. На протяжении всей мессы он сохранял необычайную внешность, удивлявшую людей, находившихся рядом с ним за органом. [ 2 ]
Через два года после этого случая Антуан Лефебюр-Вели перенес инсульт, парализовавший его левую сторону. Следующие пять лет его замещал сын. Когда Альфреду было четырнадцать, Антуан умер, и сын сменил отца на посту официального органиста Сен-Роша. [ 2 ] Занимая этот пост, он поступил в Парижскую консерваторию в 1832 году, обучаясь у Франсуа Бенуа . В 1835 году он получил первую премию за орган. После этого он изучал композицию у Бертона и Галеви . [ 1 ] В 1838 году он начал долгое сотрудничество с органостроителем Аристидом Кавайе-Коллем , выступая перед огромной аудиторией на новом инструменте в Нотр-Дам-де-Лоретт . [ 3 ] Рецензент мюзикла «Ла Франс» похвалил технические навыки Лефебюра-Вели, но посоветовал ему играть музыку более серьезного стиля, чем тот, который он разработал. Однако Лефебюр-Вели знал, чего хочет публика, и продолжал исполнять музыку популярного оперного типа. [ 4 ] [ 5 ] Когда в 1842 году в Сен-Роше был установлен новый орган Кавай-Колля, Лефебюр-Вели вызвал неодобрение критиков за исполнение фантазии на темы из Мейербера популярной оперы «Роберт-дьявол» . [ 6 ] Он является автором пособия по технике игры на гармошке. [ 4 ] Он был тем, кто познакомил Марка Берти с фисгармонией .

Веб-сайт французского правительства, посвященный Кавайе-Коллю, называет Лефебюра-Вели «исключительно талантливым денди, который лучше, чем кто-либо, уловил музыкальный потенциал новых тонов и комбинаций для создания музыки, которая была захватывающей, обновляющей, впечатляющей и временами душераздирающей». На сайте о композиторе говорится: «протеже аристократии, он часто посещал буржуазные салоны, где часто выступал со своей женой-певицей… и двумя дочерьми-пианистками. Он был воплощением органа Второй империи . " [ 7 ] Даже Джоаккино Россини , не известный торжественностью большей части своей музыки, однажды сказал Лефебюр-Вели: «Вами восхищаются больше за ваши недостатки, чем за ваши достоинства». [ 2 ]
В 1847 году Лефебюр-Вели переехал в церковь Мадлен , поменявшись постами с предыдущим органистом Шарлем-Александром Фесси . [ 8 ] В 1849 году он отвечал за музыку на похоронах Фредерика Шопена , когда он переписал некоторые фортепианные произведения Шопена для органа, получив похвалу критиков. [ 9 ]
Лефебюр-Вели был награжден Орденом Почетного легиона в 1850 году. Его современник Сезар Франк стал более известен как композитор, но не пользовался таким большим уважением, как органист. Адольф Адам прокомментировал: «Лефебюр-Вели - самый искусный художник, которого я знаю»; Камиль Сен-Санс , преемник Лефебюр-Вели в Мадлен, заметил: «Лефебюр-Вели был прекрасным импровизатором… но он оставил лишь несколько незначительных композиций для органа». [ 10 ] Он был посвящен «12 этюдам pour les pieds seulement» (12 этюдов только для органных педалей) Шарля-Валентена Алкана и «Final en si bémol» для органа, соч. 21, Франк. [ 1 ]
Лефебюр-Вели оставил свой пост в «Мадлен» в 1858 году, чтобы посвятить себя сочинению трехактной комической оперы « Les Recruteurs » . Премьера состоялась в Комической опере 11 декабря 1861 года, но большого успеха не имела. [ 2 ] С 1863 года и до своей смерти он был органистом в Сен-Сюльпис , где инструмент Кавай-Колля был самым большим во Франции. [ 2 ] Он умер в Париже в возрасте 52 лет. Многие музыканты и другие ведущие деятели присутствовали на его Реквиеме. Амбруаз Тома произнес панегирик, в котором сказал: «Лефебюр-Вели занял свое место среди самых выдающихся органистов – не только среди его времени, но всех периодов и всех школ!» Лефебюр-Вели был похоронен на кладбище Пер-Лашез ; его могила была спроектирована архитектором Виктором Балтардом . [ 2 ]
Композиции
[ редактировать ]О первом опубликованном сочинении Лефебюра-Вели было объявлено в еженедельном журнале Bibliographie de la France в номере от 27 августа 1831 года: Rondo Composé pour le Piano-Forte от Альфреда-Лефебюра Вели, в возрасте 13 лет, œuv. 1. (Согласно следующей строке, оно было опубликовано/доступно как Лемуаном, так и семьей композитора.) [ 11 ]
Среди 200 сочинений Лефебюр-Вели написал произведения для хора, фортепиано, камерного ансамбля, симфонического оркестра и комической оперы « ( Рекрутеры» 1861, либретто Амеде де Жалле и Альфонса Вульпиана, 1795?-1829)). В « Словаре музыки и музыкантов Гроува » Дэвид Сэнгер пишет: «Его органные пьесы, многие из которых недавно стали доступны в современных изданиях, включают пасторали, куплеты, возвышения и причастия, которые представляли собой сентиментальные, лирические произведения, а также предложения, марши и причастия. вылазки, которые были громче и больше похожи на модные тогда хоры оперетты». [ 1 ]
На веб-сайте французского правительства о музыке Лефебюра-Вели говорится: «Его поклонники много раз призывали его принять «религиозный стиль»… Однако у него были свои привычки и предпочтения, и, прежде всего, его «клиентка». хотя его современники были единодушны в своем восхищении его импровизациями, он, кажется, часто выбирал более легкую альтернативу, немедленно доступный вариант - музыку, которая не задает никаких вопросов». [ 7 ]
Композиции Лефебюра-Вели включают:
- Концертное болеро , соч. 166. Ренье-Кано, sd (1865).
- Религиозные размышления op. 122. Ее Величеству Королеве Донье Елизавете II. (1858)
- Монастырские колокола , соч. 54. Ежемесячный отчет Хофмейстера (1853 г. или ранее)
- Католический офис . 120 пьес, разделенных на десять сюит, написанных для фисгармонии или органа, соч. 148. Посвящение монсеньору де ла Буйери, епископу Каркассонскому. Ренье-Кано, сд (1861 г.)
- Современный органист. Коллекция органных пьес всех жанров. В 12 родах. Дань уважения г-ну аббату Хамону, священнику прихода Сен-Сюльпис. Эти пьесы были написаны по мотивам, импровизированным в канцелярии Сен-Сюльпис. (1867–69)
- Шесть офферторий ор. 34. (ок. 1857 г.)
- Шесть великих предложений, соч. 35. (ок. 1857 г.)
- Шесть пьес для органа , содержащих 3 марша и 3 возвышения ор. 36. Графф (1863)
- Шесть больших приношений , составленных для сына
- Путеводитель органиста , соч. 187. Входы и выходы хора, стихи, прелюдии к амину, возвышения и причастия, предложения, блестящие марши для шествий, сочиненные для фисгармонии или органа (1869).
Избранные записи
[ редактировать ]- Винсент Женврен, Серафическая лира: Песнь и пьесы для органа, Мотет Пресвятой Богородице ( Éditions Hortus , HORT004).
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Сэнгер, Дэвид. «Лефебюр-Вели, Луи» , Grove Music Online. Оксфордская музыка онлайн. Oxford University Press, по состоянию на 27 января 2013 г. (требуется подписка) .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Смит, Роллин. «Лефебюр-Вели: «принц органистов», The American Organist , сентябрь 2012 г., стр. 62–70.
- ^ Оксе, стр. 32–33
- ^ Перейти обратно: а б Шостак, Михал (1 мая 2019 г.). «Луи-Джеймс-Альфред Лефебюр-Вели – оценка полуторавекового юбилея» . Орган . 388 . ООО «Музыкальное мнение»: 4–21. ISSN 0030-4883 – через ResearchGate.
- ^ Оксе, с. 33
- ^ Оксе, с. 37
- ^ Перейти обратно: а б «Аристид Кавайе-Колль, производитель органов» , Министерство культуры и коммуникаций, Управление архитектуры и наследия, по состоянию на 27 января 2013 г.
- ^ Оксе, с. 43
- ^ Оксе, с. 47
- ^ Оксе, стр. 49 и 51
- ^ Библиография Франции, 27 августа 1831 г. , с. 504, в Google Книгах.
Ссылки
[ редактировать ]- Оксе, Орфа (2001). Органисты и игра на органе во Франции и Бельгии XIX века . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. ISBN 0253214238 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Вылазка ми-бемоль мажор (mp3)
- Концертное Болеро соль минор (mp3)
- Луи Ж.А. Лефебюр-Вели. Анданте: хор человеческих голосов (1858). Эндрю Пинк (2022) Exordia ad Missam .
Бесплатные результаты
[ редактировать ]- Бесплатные партитуры Лефебюра-Вели в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Электронные разделы Многие недавно отредактированные и набранные партитуры органа.
- 1817 рождений
- 1869 смертей
- Композиторы-классики XIX века
- Французские композиторы XIX века.
- Французские музыканты-мужчины XIX века
- Композиторы для органа
- Французские композиторы-романтики
- Французские композиторы-классики мужского пола
- Французские классические органисты
- Музыканты из Парижа
- Похороны на кладбище Пер-Лашез
- Французские классические органисты мужского пола
- Органисты XIX века