Жиль-Мари Оппенордт


Жиль-Мари Оппенорд (27 июля 1672 г. - 13 марта 1742 г.) [1] был знаменитым французским дизайнером Bâtiments du Roi , французским королевским домом, и одним из инициаторов стилей рокайль и рококо , по прозвищу «французский Борромини». [2] Он специализировался на внутренней архитектуре и декорировании, хотя был связан с мебелью Чарльза Крессента . [3] Его фамилия также пишется Оппенорд и Оппенорт .
Биография
[ редактировать ]Жиль-Мари Оппенорд родился в Париже . Его отец Александр-Жан Оппенорд (1639–1713) был эбенистом , урожденным Кандер-Йохан Оппен Ордт. [4] в Гельдерсе , одном из многочисленных краснодеревщиков из Нидерландов, которых привлекла в Париж возможность покровительства ; старший Оппенорд был натурализован в 1679 году, когда он работал менюзье en ebène («мебельщиком из черного дерева ») на Королевской мануфактуре гобеленов ; [5] в 1684 году старший Оппенорд был назначен ébéniste du Roi с официальным жильем в Галерее Лувра , которая была привилегией в королевском подарке выдающимся мастерам предметов роскоши со времен короля Генриха IV .

В детстве Жиль-Мари Оппенор обучался в студии Жюля Ардуэна-Мансара и в 1692 году был отправлен учиться королевским пенсионером в Рим на восемь лет, где он в основном игнорировал остатки классической античности и вместо этого проводил время, рисуя эскизы. Скульптурные орнаменты в стиле барокко предыдущих поколений, в основном выполненные при Бернини и Борромини , а в северной Италии орнамент маньеристов архитекторов- , таких как Пирро Лигорио . Сохранились три тетради с его юношескими рисунками. [6]
По возвращении во Францию в 1699 году ему не удалось получить пост в Bâtiments du Roi . Его единственные известные ранние заказы - главный алтарь (снесен) Сен-Жермен-де-Пре , Париж. [7] а строительство Сен-Сюльписа (1704 г.) принесло ему благосклонность герцога Орлеанского, который вскоре стал регентом : в год смерти его отца (1713 г.) он числился главным архитектором герцога. Он оставался аутсайдером, его никогда не брали в Академию, но он находил частные заказы, такие как гравюры из коллекции скульптора Франсуа Жирардона (1710 г.), одновременно добавляя в свои записные книжки детали самых передовых французских украшений последнего времени, приобретая свободное владение французским орнаментом. Французская идиома.


Оппенордт вместе с дизайнерами, официально работавшими на Роберта де Котта , разработали пышную окантовку рокайля и орнамент из ракушек, основанный на итальянском гротеске , разработанном Жаном Береном . Его самый ранний известный заказ на дизайн интерьеров был в отеле de Pomponne на площади Викторов в Париже (1714 г.). [10] Ему было поручено восстановление и украшение замка Виллер-Котре для приема короля после его помазания в Реймсе (1723 г.). В Пале-Рояле и Отеле дю Гран-Приер де Франс он проявил себя как элегантный декоратор. В 1721 году ему было передано продолжение работ над Сен-Сюльпис. Он уже построил (в 1710 г.) часовню Св. Иоанна Крестителя в Амьенском соборе , а ранее — доминиканскую церковь послушников в Париже.
Он также обладал необычайным талантом рисовальщика . [2] Были опубликованы две книги его гравированных рисунков, названные знатоками « Большой Оппенорд» и « Маленький Оппенорд» . В своих проектах, венцах и демпферах, подходящих для дверных потолков и т. д., Габриэль Юкье выгравировал многие рисунки Оппенордта.
Он умер в Париже в 1742 году.
Примечания
[ редактировать ]
- ^ Ди 1996.
- ^ Jump up to: а б Гитманн 1911.
- ^ Существуют модели корпусов часов, облицованные маркетри Буля из черепахового панциря и латуни; единственный подписанный рисунок предмета мебели, бюро в стиле Андре Шарля Буля , выполненный красным мелом, сохранился в Музее Купера-Хьюитта в Нью-Йорке; это проиллюстрировано в Dell 1992: рис. 2 стр.209; на основе рисунка дизайн знаменитой пары комодов, поставленных Булем для Большого Трианона в 1708 и 1709 годах (проиллюстрированный у Андре Шарля Буля ), был предварительно связан с Оппенордтом депутатом Эйдельбергом, «Ватто, Ланкре и фонтаны Оппенорта», Burlington Magazine 110 (август 1968: 448, рис. 23), отмечено Деллом 1992: 236, примечание 2.
- ^ Ланс 1873.
- ^ Dell 1992:208, примечание 4 (краткая биографическая справка).
- ^ Кимбалл 1943:91.
- ^ Делл 1992.
- ^ Бедар 2009, стр. 30–31, 36–38, рисунки 3.
- ^ Бедар 2009, стр. 30–31, 38–41, рисунки 2.
- ^ Делл 1992.
Библиография
[ редактировать ]- Бедар, Жан-Франсуа (2009). «Политическое обновление и архитектурное возрождение во время французского регентства: Пале-Рояль Оппенорда», Журнал Общества историков архитектуры , том. 68, нет. 1 (март), стр. 30–51. JSTOR 10.1525/jsah.2009.68.1.30 .
- Коннорс, Джозеф (1996). «Борромини в альбомах Оппенорда», в Ars naturam adiuvans. Festschrift для Матиаса Виннера . Майнц на Рейне: Филипп фон Заберн, стр. 598–612.
- Ди, Элейн Эванс (1996). «Оппенорд [Оппенордт], Жиль-Мари», т. 23, стр. 457–459, в «Словаре искусства» , 34 тома, под редакцией Джейн Тернер, переиздано с небольшими исправлениями в 1998 году. Нью-Йорк: Гроув. ISBN 9781884446009 . Также в Oxford Art Online (библиография обновлена 15 июля 2008 г.; требуется подписка).
- Делл, Теодор (1992). Коллекция Фрика: В. Мебель. Итальянский и французский . Нью-Йорк. ISBN 9780691038674 .
- Торговец Ипполит (1863). Коллекция принтов . Париж. Idem, Заметки о некоторых французских художниках Парижа. Копия в Интернет-архиве .
- Гитманн, Герхард (1911). «Оппенордт (Оппенорд), Жиль-Мари», т. 11, стр. 261–262 , в Католической энциклопедии . Нью-Йорк: Энциклопедия Пресс.
- Кимбалл, Фиске (1943). Создание рококо . Художественный музей Филадельфии. ОСЛК 2892380 . Переиздание Дувра 1980 года: ISBN 9780486239897 .
- Ланс, Адольф (1873). «Оппенордт или Оппен Оордт (Жиль-Мари)», т. 2., с. 173–174 , в Словаре французских архитекторов , 2 тома. Париж: Морель. Тома 1 и 2 в Интернет-архиве.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Книга архитектурных фрагментов, собранных и нарисованных в Риме... («Petit Oppenord») в Интернет-архиве.
- Произведения Жиля Мари Оппенорда... , вып. 1 («Гранд Оппенорд») и том. 2 («Petit et Moyen Oppenord») в INHA (Национальный институт истории искусств)
- Работает в Открытая библиотека