Гризельда (Джованни Бонончини)
«Гризельда» — музыкальная драма в трёх действиях, написанная Джованни Бонончини . В опере используется переработанная версия итальянского либретто Апостоло Дзено 1701 года , основанного на Джованни Боккаччо » «Декамероне ( X, 10 , «Терпеливая Гризельда»). [ 1 ] итальянский поэт Паоло Антонио Ролли Для редактирования текста был нанят Бонончини . Премьера оперы состоялась в Лондоне в Королевском театре 22 февраля 1722 года. Ария из оперы «Per la gloria d'adorarvi» в настоящее время является известным и популярным концертным произведением с такими оперными певцами, как Олег Рябец (исполнялась в 2001 году в Касальс-холле, Токио, и в 2005 году на фестивале Die Metamorfosen под руководством Жорж-Эммануэль Шнайдер, Интерлакен) или Рамон Варгас (запись 2002 года, Arie Antiche).
Брат Бонончини, Антонио Мария Бонончини , также написал свою собственную оперу на либретто Зенона четырьмя годами ранее. [ 2 ]
История
[ редактировать ]
Сюжет либретто Зенона по большей части сохранился в опере Бонончини, но текст почти полностью переписал Паоло Антонио Ролли. Персонаж Коррадо был полностью исключен, а три главных героя были переименованы: Оттоне стал Рамбальдо, Костанца стал Альмиреной, а Роберто стал Эрнесто. Произведение было хорошо встречено на премьере и в течение следующих четырех месяцев последовательно исполнялось несколько раз. Одной из главных причин этого успеха был потрясающий актерский и певческий талант Анастасии Робинсон , сыгравшей главную роль. Позднее опера была возрождена труппой Генделя и Хайдеггера 22 мая 1733 года по настоянию Франческо Бернарди по прозвищу Сенезино , который изобразил Гуальтьеро в оригинальной постановке. [ 2 ]
«Гризельда» — одна из двух лондонских опер, к которым Бонончини опубликовал увертюру и все арии. Чарльзу Берни принадлежала партитура « Гризельды» , но ни она, ни какая-либо другая партитура, включая речитативы, не сохранились. [ 1 ]
Музыка
[ редактировать ]Музыка Бонончини, хотя и хорошо написана, порой странным образом сочетается с сюжетом и текстом оперы. Опера наполнена приятными ариями, напоминающими скорее пасторальную оперу , чем историю о мстительном тиране. Тем не менее, музыка очаровательна и во многом определяет успех произведения. Ричард Стил писал в «Сознательных любовниках » (1722) о музыке оперы: «...что-то в этом сельском коттедже Гризельды, ее несчастном положении, ее бедности, ее одиночестве, ее отставке, ее невинных снах и этом убаюкивающем Дольче. Соньо, которое спели над ней; это произвело на меня такое впечатление, что — короче, меня никогда так хорошо не обманывали ни в одной [другой опере]». [ 2 ] Вероятно, самой известной песней из оперы является ария Эрнесто «Per la gloria d'adorarvi», которая и по сей день остается популярной песней для концертных и сольных выступлений. Другие известные произведения включают «Dolce sogno, deh le porta» и «Volgendo, a me lo sguardo» Гуальтьеро. Эти три арии пользовались большой популярностью и были переизданы, например, в Ричарда Нила » «Карманном компаньоне для джентльменов и дам (Лондон, 1724 г.) и в «Британском музыкальном сборнике» (Лондон, 1735 г.). [ 1 ]
Роли
[ редактировать ]Роль | Тип голоса | Премьерный состав, 22 февраля 1722 г. |
---|---|---|
Гризельда, жена Гуальтьеро | контральто | Анастасия Робинсон |
Гуальтьеро, король Фессалии | контральто (первоначально кастрат ) | сенезино |
Эрнесто, любовник Альмирены | сопрано (первоначально кастрат) | Бенедетто Бальдассари |
Альмирена, пропавшая дочь Гризельды и Гуальтьеро | сопрано | Маддалена Сальваи |
Рамбальдо, сицилийский дворянин | бас | Джузеппе Мария Боски |
Краткое содержание
[ редактировать ]Место: недалеко от Палермо на Сицилии .

Король Гуальтьеро женился на Гризельде, крестьянке и своей давней любовнице, и опасается, что ее не примут среди знати. Обеспокоенный тем, что может возникнуть восстание, король решает, что должен доказать, что Гризельда достойна быть их королевой и матерью их будущего короля. Он проверяет ее добродетель и стойкость серией жестоких испытаний, в том числе лжет ей о том, что их давно потерянная дочь была убита по его приказу. Гуальтьеро изгоняет Гризельду со двора и объявляет, что намерен взять в жены еще одну жену, молодую женщину Альмирену, которая, никому неизвестная, является их пропавшей дочерью. Альмирена очень расстроена предложением короля, поскольку любит Эрнесто. [ 3 ]
Тем временем Гризельда вернулась в скромный коттедж, где она когда-то жила. Красивая женщина, она привлекла внимание Рамбальдо, сицилийского дворянина, который пытается добиться ее расположения. Отказав ему, Рамбальдо угрожает убить ее маленького сына Эверардо, если она не согласится выйти за него замуж. Гризельда отказывается и убегает во дворец, где ей разрешают остаться служанкой Альмирены. Гуальтьеро в качестве последнего испытания приказывает Гризельде выйти замуж за Рамбальдо, но она, к его удовлетворению, отказывается. Король раскрывает свой истинный мотив мучить ее и снова принимает ее как свою королеву, к удовлетворению Альмирены и Эрнесто, которые теперь могут воссоединиться. Рамбальдо, который признается, что возбудил дворян в надежде завоевать Гризельду, прощен. [ 3 ]
Источники
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Оксфордский оперный словарь Джона Уоррака и Юэна Уэста (1992), 782 страницы, ISBN 0-19-869164-5
- ^ Jump up to: а б с Лоуэлл Линдгрен: «Гризельда (iii)», изд. Grove Music Online . Л. Мэйси (по состоянию на 22 ноября 2008 г.), (доступ по подписке). Архивировано 16 мая 2008 г. на Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б Малкольм Бойд, Лоуэлл Линдгрен: «Гризельда (i)», изд. Grove Music Online . Л. Мэйси (по состоянию на 21 ноября 2008 г.), (доступ по подписке). Архивировано 16 мая 2008 г. на Wayback Machine.