Соната для виолончели (Бриттен)
Соната для виолончели , соч. 65) — произведение английского композитора Бенджамина Бриттена . Премьера состоялась в июле 1961 года на Олдебургском фестивале в Саффолке . Произведение состоит из пяти частей:
- Диалог. Жизнерадостный
- Скерцо-Пиццикато. Аллегретто
- Элегия. Медленный
- Механизм. Энергичный
- Вечное движение. Скоро
История
[ редактировать ]21 сентября 1960 года концерт в Королевском фестивальном зале в Лондоне познакомил Бриттена с виолончелистом Мстиславом Ростроповичем . Программа включала британскую премьеру Дмитрия Шостаковича в Первого концерта для виолончели Бриттена исполнении Ростроповича, а также «Путеводитель по оркестру для молодежи» . Два композитора делили церемониальную ложу для аудиенций. Позже Шостакович признался Ростроповичу:
Слава, ты знаешь, что у меня болит бок от такого количества синяков. - Что случилось, Дмитрий Дмитриевич, ты упал? - Нет, но на сегодняшнем концерте каждый раз, когда Бриттен чем-то восхищался в твоей игре, он ткни меня под ребра и скажи: «Разве это не просто чудесно!» Поскольку на протяжении всего концерта ему очень многое нравилось, я теперь страдаю! [ 1 ]
После спектакля Ростропович, уже зарекомендовавший себя как одержимый заказчик новых произведений, умолял Бриттена написать ему пьесу для виолончели. Композитор согласился и год спустя выпустил Сонату для виолончели, соч. 65. Это стало первым из пяти крупных произведений Бриттена, написанных для Ростроповича в течение следующего десятилетия (остальные - Симфония для виолончели и три сюиты для виолончели соло) . Переписка Бриттена с Ростроповичем раскрывает смирение композитора перед репутацией Ростроповича: он признается: «Возможно, я допустил некоторые ошибки» и шутит, что «движение пиццикато вас развлечет; я надеюсь, что это возможно!» [ 2 ] В скерцо-пиццикато сразу можно обнаружить связь его тембра и контрапункта с балийской традицией гамелана . [ 3 ] В финальном механизме Moto perpetuo используется мотив DSCH (музыкальная трансформация имени Шостаковича) как дань уважения композитору, вдохновившему Бриттена писать для виолончели. [ 4 ] Первое выступление состоялось на Олдебургском фестивале 7 июля 1961 года. [ 5 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Филип Рид и Мервин Кук, редакторы, «Письма из жизни: Избранные письма Бенджамина Бриттена» , Том 5, 1913–1976 (Вудбридж, Великобритания: Boydell Press, 2010), 277.
- ^ Рид, 278.
- ^ Мервин Кук, изд., Кембриджский компаньон Бенджамина Бриттена (Кембридж, Великобритания: Cambridge University Press, 1999), 250.
- ^ Джулиан Ллойд Уэббер, «Третья сюита для виолончели Бриттена», Strad 91 (март 1981): 796.
- ^ Мервин Кук. Примечания к компакт-диску Hyperion A67941/2 , (2013 г.)
Ссылки
[ редактировать ]- Рид, Филип и Мервин Кук, ред. Письма из жизни: Избранные письма Бенджамина Бриттена, том 5, 1913–1976 гг . Вудбридж, Великобритания: Boydell Press, 2010.
- Кук, Мервин, изд. Кембриджский компаньон Бенджамина Бриттена . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1999.
- Ллойд Уэббер, Джулиан. «Третья сюита для виолончели Бриттена». Страд 91 (март 1981 г.), 796–797.