Aleksandr Ptushko
Aleksandr Ptushko | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Aleksandr Lukich Ptushkin 19 апреля [ OS 6 апреля] 1900 г. |
Умер | 6 марта 1973 г. | ( 72 года
Род занятий | Режиссер кино и анимации, аниматор, сценарист, педагог |
Годы активности | 1927–1972 |
Александр Лукич Птушко ( русский : Александр Лукич Птушко , 19 апреля [ OS 6 апреля] 1900 — 6 марта 1973) — советский режиссёр анимационных и фантастических фильмов , народный артист СССР (1969). [1] Птушко часто (и несколько ошибочно) называют «советским Уолтом Диснеем » из-за его выдающейся ранней роли в анимации в Советском Союзе, хотя более точным сравнением было бы с Уиллисом Х. О'Брайеном или Рэем Гаррихаузеном . Некоторые критики, такие как Тим Лукас и Алан Апчерч, также сравнили Птушко с итальянским режиссером Марио Бава , который снимал фильмы в жанре фэнтези и ужасы, похожие на работы Птушко, и столь же новаторски использовал цветную кинематографию и спецэффекты. [2] [3] [4] Свою карьеру в кино начал как режиссёр и аниматор короткометражных фильмов, а затем стал режиссёром полнометражных фильмов, сочетающих живое действие , покадровую анимацию, креативные спецэффекты и русскую мифологию . Попутно ему предстоит создать ряд новинок в истории российского кино (в том числе первый полнометражный анимационный фильм и первый цветной фильм), а также снять несколько чрезвычайно популярных и получивших международное признание фильмов, полных визуального таланта и зрелищности. .
Карьера в кино
[ редактировать ]Эпоха кукольной анимации
[ редактировать ]Born as Aleksandr Lukich Ptushkin into a peasant family of Luka Artemyevich Ptushkin and Natalya Semyonovna Ptushkina. [5] Учился в реальном училище , затем работал актером и декоратором в местном театре. В 1923 году он поступил в Российский экономический университет имени Плеханова, который окончил в 1926 году.
Александр Птушко начал свою карьеру в кино в 1927 году, устроившись на работу на московскую киностудию «Мосфильм» . Он начинал как создатель кукол для короткометражных анимационных фильмов других режиссеров, а затем быстро стал режиссером собственной серии немых кукольных фильмов с участием персонажа по имени Братишкин. С 1928 по 1932 год Птушко спроектировал и поставил несколько таких «Братишкинских короткометражек». В эти годы Птушко экспериментировал с различными техниками анимации, в том числе с сочетанием кукол и живого действия в одном кадре, и стал широко известен своими навыками работы с кинематографическими эффектами. Практически все эти короткометражки сейчас утеряны.
В 1933 году Птушко вместе с собранной им за эти годы анимационной командой приступил к работе над своим первым полнометражным фильмом под названием « Новый Гулливер» . , сценарий и режиссер Птушко, «Новый Гулливер» стал одним из первых в мире полнометражных анимационных фильмов, а также одним из первых полнометражных фильмов, в которых покадровая анимация сочеталась с кадрами живых выступлений . (Многие утверждают, что он был первым , кто сделал это, но Уиллис Х. О'Брайен создал «Затерянный мир» в 1925 году и «Кинг-Конг» в 1933 году. Однако «Новый Гулливер» был гораздо более сложным, поскольку в нем участвовало 3000 разных марионеток. ) Эта история, коммунистический пересказ « Путешествий Гулливера» , рассказывает о маленьком мальчике, который мечтает о себе как о версии Гулливера, приземлившегося в Лилипутии, страдающего от капиталистического неравенства и эксплуатации. «Новый Гулливер» вышел на экраны в 1935 году и получил широкое признание и принес Птушко специальный приз на Международном кинофестивале в Милане.
После успеха «Нового Гулливера » Мосфильм разрешил Птушко создать собственный отдел, получивший название «Коллектив Птушко», для создания покадровых анимационных фильмов. Эта группа кинематографистов с 1936 по 1938 год снимет еще четырнадцать короткометражных мультфильмов. Птушко редко занимался режиссурой этих короткометражных фильмов, хотя он всегда выступал в качестве художественного руководителя группы. Эти короткометражки также часто основывались на народных сказках и сказках - жанре, который стал источником наибольшего успеха Птушко. Два из них он лично поставил: экранизацию о рыбаке и рыбке» сказок «Сказка трехцветного метода (1937) и «Веселые музыканты» (1938). Оба фильма были сняты в цвете с использованием недавно изобретенного российским оператором Павлом Мершиным . [6]
В 1938 году Птушко приступил к работе над «Золотым ключиком» — еще одним полнометражным фильмом, сочетающим покадровую анимацию с живым действием. Экранизация «Золотой ключик, или Приключения Буратино» сказки Алексея Николаевича Толстого , которая, одновременно, являлась пересказом сказки «Пиноккио» , опередила диснеевскую версию на два года. Фильм также имел большой успех в Советском Союзе и был выпущен ограниченным тиражом за пределами страны. Несмотря на успех, «Золотой ключик» стал последней попыткой Птушко в анимации.
Во время Второй мировой войны большая часть киносообщества Москвы, включая Александра Птушко, была эвакуирована в Алма-Ату в Казахстане . Он продолжал работать над спецэффектами, но не стал снимать еще один фильм до конца войны.
Мифологическая эпическая эпоха
[ редактировать ]В конце Великой Отечественной войны Птушко вернулся в Москву и создал свою первую полнометражную сказку « Каменный цветок» трехцветной пленке Agfa на конфискованной в Германии . Это был более прогрессивный и менее сложный метод съемки цветного фильма, чем у Павла Мершина, и фильм, судя по всему, получил «специальный приз за использование цвета» на первом Каннском кинофестивале в 1946 году. Сосредоточившись на персонажах, а не на эффектах, и использовании мифологии в качестве первоисточника, «Каменный цветок» задал тон на следующие двенадцать лет карьеры Птушко.
Он последовал за «Каменным цветком» с «Садко» (фильм, который был сильно переработан и переименован в «Волшебное путешествие Синдбада» для американского выпуска, представляет собой адаптацию русской былины [эпической сказки], не имеющей никакого отношения к Синдбаду ), Ильей Муромцем (переименованным в «Меч» ). и «Дракон» для американского выпуска) и «Сампо» (адаптация финского национального эпоса «Калевала» с новым названием «День, когда Земля замерзла» для американского выпуска). Каждый фильм в этой серии представлял собой театральный пересказ эпической мифологии, и каждый был чрезвычайно амбициозен в визуальном плане. «Садко» получил награду «Серебряного льва» на Венецианском кинофестивале в 1953 году. «Илья Муромец» стал еще одним известным «новичком» Птушко в советском кино, первым советским фильмом, снятым с использованием широкоэкранной фотографии и стереозвука. Также широко распространено мнение, что Илья Муромец является рекордсменом по количеству людей и лошадей, когда-либо использованных в фильме (в IMDB указан слоган фильма: «106 000 актеров! 11 000 лошадей!»).
Поздняя карьера
[ редактировать ]После «Сампо» Птушко ненадолго отказался от эпического фэнтези в пользу более реалистичных сценариев. Его первой работой в этом ключе были «Алые паруса» , романтическая приключенческая история, действие которой происходит в конце 19 века. Он сохранил большую часть визуальной силы предыдущих фильмов Птушко, но значительно сократил фантастические элементы и количество спецэффектов, одновременно сосредоточив внимание на взаимодействии и развитии персонажей до такой степени, невиданной со времен «Каменного цветка» . Вслед за «Алыми парусами » Птушко снял «Повесть о потерянном времени» — историю о детях, у которых молодость украли пожилые маги, вновь введя фантастический элемент. Уникально для Птушко то, что в фильме показана современная, реальная московская обстановка.
В 1966 году Птушко вернулся к жанру эпического фэнтези, создав «Сказку о царе Салтане» . В 1968 году он приступил к работе над крупнейшим кинопроектом своей карьеры «Руслан и Людмила» , который также оказался для него последним. , продолжавшийся 149 минут (разделенный на два полнометражных фрагмента), Фильм «Руслан и Людмила» представлял собой экранизацию поэмы Александра Пушкина эпической одноименной и был наполнен роскошными визуальными эффектами и техническим волшебством, благодаря которым стал известен Птушко. На создание фильма ушло четыре года, и он был выпущен в 1972 году.
Александр Птушко умер через несколько месяцев после выхода фильма в возрасте 72 лет. Последние месяцы своей жизни он провел за написанием сценария экранизации «Слова о полку Игореве» , которую собирался ставить, несмотря на то, что уже был тяжело болен. У него осталась дочь от первого брака Наталья Птушко, работавшая помощником режиссера на «Мосфильме» . [7]
Американские ремонтажи фильмов Птушко
[ редактировать ]Когда фильмы Птушко вышли в прокат в США, их дублировали и перемонтировали, а имена большинства актеров и членов съемочной группы заменили псевдонимами. Хотя в то время такая практика была распространена при выпуске иностранных фильмов в США, ориентированных на широкую аудиторию, эти модификации также служили для сокрытия российского происхождения этих фильмов для улучшения их коммерческих перспектив во время холодной войны .
- Valiant Pictures распространила версию Ильи Муромца в 1960 году под названием «Меч и дракон» . В этой версии общее время звучания было сокращено с 95 до 83 минут, а стереосаундтрек был удален во время дубляжа на английском языке. Имена персонажей также стали менее «русскими»: «Святогор» был изменен на «Инвинкор», а «Владимир» на «Ванда». Однако имя «Илья Муромец» осталось неизменным.
- Роджера Кормана Киногруппа выпустила фильм «Садко» в 1962 году под названием «Волшебное путешествие Синдбада» . Версия Filmgroup сократила общую продолжительность с 89 до 79 минут, передублировала ее на английский язык, а имя персонажа «Садко» было заменено на «Синдбад». Примечательно, что «адаптером сценария» этой версии фильма выступил молодой Фрэнсис Форд Коппола . Во вступительных титрах этой версии режиссером фильма считается «Альфред Поско».
- компания American International Pictures выпустила радикально сокращенную версию «Сампо», В 1964 году переименованную в «День, когда Земля замерзла» . Продолжительность самого сильно измененного из трех фильмов « День, когда замерзла земля» составила всего 67 минут, что на 24 минуты меньше, чем 91 минута советского оригинала. Его также передублировали на английский язык. В этом фильме, хотя имена персонажей не были изменены, титры все же были сильно «дерусифицированы»: Птушко значился как «Грегг Себелиус», Андрис Ошин значился в пресс-книге как «Джон Пауэрс» (и был описан как финно-финский человек). - швейцарский подъемник), а Ева Киви значилась как «Нина Андерсон» (наполовину финка, наполовину американка, королева красоты, фигуристка и коллекционер марок).
Наследие
[ редактировать ]Таинственный научный театр 3000
[ редактировать ]Работы Александра Птушко сейчас, пожалуй, наиболее известны носителям английского языка благодаря их включению в телесериал Mystery Science Theater 3000 . [8] Три отредактированных фильма из эпического фэнтезийного периода Птушко: «Волшебное путешествие Синдбада» , «Меч и дракон» и «День, когда замерзла земля» были использованы в качестве основы для юмористических острот шоу в четвертом, пятом и шестом сезонах (эпизоды). 422, 505 и 617).
Хотя выход фильма в эфир в рамках сериала «Таинственный научный театр 3000» можно считать сомнительным отличием , стоит отметить, что использованные версии фильмов Птушко представляли собой сильно отредактированные и дублированные версии, созданные специально для американского кино. релиз, кардинально отличающийся от оригиналов Птушко во всем, кроме визуального оформления.
Также стоит отметить, что он также получил редкую похвалу от команды; Кевин Мерфи, одна из звезд программы, признавался в любви к «захватывающему дух» визуальному стилю, «потрясающим фотографиям и спецэффектам» Сампо и Садко в многочисленных интервью Александра Роу (хотя он ошибочно приписывал Джека Фроста Птушко.) [9] [10] Пол Чаплин, еще один сценарист шоу, также выразил восхищение.
С тех пор Садко и Илья Муромец были полностью отреставрированы и выпущены на DVD в оригинальной русской версии компанией RusCiCo (с английскими субтитрами).
Фильмография
[ редактировать ]По возможности указаны оригинальные русские названия. См. страницу обсуждения для получения исходной информации.
Режиссер художественных фильмов
[ редактировать ]- Новый Гулливер (1935) – режиссер, сценарист.
- Золотой ключик (1939) – режиссер, продюсер
- Каменный цветок (1946) – режиссер, художник-постановщик.
- Садко (1952) – режиссёр.
- Илья Муромец (1956) – режиссер
- Сампо (1959) – режиссер
- Алые паруса (1961) – режиссёр
- Повесть о потерянном времени (1964) – режиссёр
- Сказка о царе Салтане (1966) – режиссёр, сценарист.
- Руслан и Людмила (1972) – режиссер, сценарист.
Другие художественные киноработы
[ редактировать ]- Аэроград (1935) – постановщик комбинационных планов.
- Дети капитана Гранта (1936) - оператор и режиссер комбинаций кадров.
- Батыри Степей ( «Батыри Степные» , 1942) — постановщик спецэффектов.
- Paren iz nashego goroda ( A Lad From Our Town , 1942) – special effects production director
- Sekretar raykoma ( Regional Party Secretary , 1942) – special effects production director
- Фронт (1943) – спецэффекты
- Небо Москвы ( «Небо Москвы» , 1944) — постановщик комбинационных планов.
- Зоя (1944) – спецэффекты
- Nashe Serdtse ( Our Heart , 1946) – special effects
- Три встречи (1948) - сорежиссер
- Мой друг, Колька! (1961) – художественный руководитель
- Бей, барабан! (1962) – художественный руководитель
- Предохранитель №3 (1962) - сценарист
- Вий (1967) – сценарист, художественный руководитель, постановщик комбинаций кадров.
Короткометражные фильмы
[ редактировать ]- Propavshaya Gramota ( The Missing Certificate , 1927) – animator
- Случай на стадионе ( Происшествие на стадионе , 1928) – режиссёр, дизайнер.
- Шифрованный документ ( Закодированный документ , 1928) — режиссёр, сценарист, аниматор.
- Sto priklyucheni ( One Hundred Adventures , 1929) – director, script writer, animator
- Kino v derevnyu! ( Cinema to the Countryside! , 1930) – director, designer
- Крепи обороны ( Укрепите нашу оборону , 1930) - режиссер, сценарист, аниматор.
- Властелин быта ( Властелин семейной жизни , 1932) – режиссёр, сценарист, аниматор
- Репка ( «Репка» , 1936) — сценарист, художественный руководитель.
- Volk i Zhuravl (1936) – artistic supervisor
- Lisa i Vinograd (1936) – artistic supervisor
- Родина Зовет ( «Родина-мать зовёт» , 1936) — художественный руководитель
- ( 1937 Весёлые музыканты ) — режиссёр, сценарист.
- Сказка о рыбаке и рыбке ( 1937) — режиссёр, сценарист, аниматор.
- Zaveshchaniye ( The Testament , 1937) – script writer
- Лиза и Волк ( «Лиса и волк» , 1937) — сценарист, художественный руководитель.
- Маленький-Удаленький ( «Могучий клещ» , 1938) — сценарист
- Пёс и кот ( Собака и Кот , 1938) — сценарист
Награды и почести
[ редактировать ]- Заслуженный артист РСФСР (1935).
- Орден «Знак Почета» (1940).
- Два ордена Трудового Красного Знамени (один в 1944 г.)
- Сталинская премия I степени (1947) — за фильм «Каменный цветок» (1946).
- Народный артист РСФСР (1957).
- Народный артист СССР (1969).
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Питер Роллберг (2016). Исторический словарь российского и советского кино . США: Роуман и Литтлфилд. стр. 591–593. ISBN 978-1442268425 .
- ^ Тим Лукас, комментарий на DVD к «Черному воскресенью» (1960), Image Entertainment 2000
- ↑ Апчерч, Алан (ноябрь/декабрь 1991 г.). «Русская фантазия: Сказочные пейзажи Александра Птушко. Часть первая». Видео Сторожевой пес , с. 24-37.
- ^ Апчерч, Алан (январь/февраль 1992 г.). «Русская фантазия: Сказочные пейзажи Александра Птушко. Часть вторая». Видео Сторожевой пес , с. 32-46.
- ↑ Птушко Александр Лукич (настоящая фамилия Птушкин). Архивировано 6 октября 2016 г. в Wayback Machine из Большой российской энциклопедии (на русском языке).
- ^ Николай Майоров. Цвет советского кино из журнала «Записки киноэксперта» № 98, 2011 г. (на русском языке)
- ↑ Возвращение фильма А. Птушко «Илья Муромец» 1956 года на большие экраны ток-шоу на «Эхе Москвы» , 23 апреля 2001 г. (на русском языке)
- ^ Учебное пособие по «Калевале» Элиаса Лоннрота - Google Книги (стр. «Медиаадаптация»)
- ^ Обзор MST3K
- ^ ИНТЕРВЬЮ КЕВИНА МЕРФИ | PopMatters
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Aleksandr Ptushko at IMDb
- Страница Птушко Руссико - включает небольшую биографию и ссылки для покупки DVD.
- Веб-сайт Симпозиума российского кино Университета Питтсбурга 2002 года - включает биографию средней длины и ссылки на эссе о «Новом Гулливере» , «Каменном цветке» , «Садко » и «Вии» .
- Острова. Александр Птушко. Архивировано 26 октября 2020 г. в Wayback Machine документальном фильме телеканала Россия-К , 2010 г. (на русском языке).
- Могила Птушко
- «Александр Птушко» . Найдите могилу . Проверено 3 сентября 2010 г.
- 1900 рождений
- 1973 смерти
- Русские сценаристы XX века.
- Люди из Луганска
- Преподавательский состав Института кинематографии имени Герасимова
- Выпускники Российского экономического университета имени Плеханова
- Заслуженные артисты РСФСР.
- Народные артисты РСФСР.
- Народные артисты СССР.
- Кавалеры ордена «Знак Почета».
- Кавалеры ордена Трудового Красного Знамени.
- Лауреаты Сталинской премии
- Режиссеры фэнтези-фильмов
- Люди со спецэффектами
- Российские режиссёры анимационных фильмов
- Российские аниматоры
- Российские кинорежиссеры
- Российские сценаристы-мужчины.
- Советские режиссёры-мультипликаторы
- Советские аниматоры
- советские кинорежиссеры
- Советские сценаристы
- Советские сценаристы-мужчины
- Захоронения на Новодевичьем кладбище.