Ираида Юсупова
Ираида Юсупова (родилась 20 февраля 1962 года) — туркменский композитор наполовину русской, наполовину татарской национальности, живущий в Москве , Россия.
Ираида Юсупова родилась в Туркменской Ашхабаде ССР , в 1987 году окончила Московскую консерваторию по специальности «композиция». Она написала и сочинила 3 оперы, 2 симфонии, 6 кантат, 3 инструментальных концерта, а также большое количество камерной музыки, электронной музыки. -акустическая музыка и музыка для кино и театра с конца восьмидесятых годов до наших дней. Ее различные стили включают минимализм , сериализм и несколько прогрессивных стилей нью-эйдж . Ее музыка исполнялась в Германии, Австрии, Франции, Италии, Швеции, Бельгии, США, Швейцарии, Турции и Венгрии.
Участие в фестивале
[ редактировать ]Г-жа Юсупова является постоянной участницей многочисленных музыкальных фестивалей, таких как «Альтернатива», «Московская осень», «Московский форум», а также участвовала в музыкальных фестивалях «Бах-2000», «Звезды белой ночи», «Гент-Москва-Гент», «Кланг оч Рубель», «Дельфийские игры», Австрийский культурный форум, фестиваль Давида Ойстраха и фестиваль Wean Hean.
Работает
[ редактировать ]- Соната для гобоя и фортепиано (1987)
- Концерт для арфы с оркестром «Арпа-амплификата» (1987)
- Октет памяти Игоря Стравинского (1989)
- «Заклинание стихий» для симфонического оркестра и кассеты (1989)
- "Музыка снов", версия для виолончели соло (1990)
- "Музыка снов", версия для скрипки соло (1990)
- "Перед зеркалом", салонный триптих (1990). По текстам Веры Павловой .
- «Откровения Эмили», кантата для меццо-сопрано и симфонического оркестра (1990). По мотивам текста Эмили Дикинсон .
- Духовой квинтет (1990)
- «Sound's Traveling» для ударных и сопрано-саксофона (1990)
- «Этюды Стейница» для двух духовых инструментов и органа (1991)
- «Гинекеум», электронная композиция (1991)
- «Отплытие» для квартета саксофонов (1992)
- «Цветение ив III», камерная кантата (1992)
- «Могила Моисея», электронная композиция (1992)
- «Великая ночная музыка», камерная симфония (1993).
- Концерт для гобоя и камерного оркестра (1993)
- «Роза ветров» для камерного оркестра и фортепиано памяти Николая Сидельникова (1993)
- «Тайна Вавилонии», симфония (1994).
- «Два малых канона на тексты английских поэтов», камерная кантата (1994)
- «Астролатрея», дивертисмент для ансамбля солистов в двух вариантах (1994).
- «Арлечината», дивертисмент для ансамбля солистов (1994).
- «Ожидание», небольшой концерт для гобоя-соло и кассеты (1994)
- «Рождение Венеры» для духового квинтета и одного или нескольких роялей (1994)
- «Соната без первой части» для фортепиано (1994)
- «Канон-Элегия» для фортепиано (1994). Посвящается Ивану Соколову .
- «Воспоминания ушедших лет» для одного или нескольких фортепиано (1994)
- "Никола Вешний", сочинение для домры, флейты и фортепиано (1994). Памяти Николая Сидельникова.
- "Композиция памяти Игоря Северярнина" для домры-соло (1994). Соавтор: Сергей Невраев .
- «Постлюдия-посвящение, или Вариация на баскскую народную тему», сочинение для домры, двух фортепиано и компьютера (1994)
- «Рождение Венеры» для симфонического оркестра и кассеты (1995). Посвящается Анастасии Браудо-младшей.
- «Опера-Криптофония», опера (1995). В соавторстве с Сергеем Невраевым и Иваном Соколовым .
- "Ex Voto" для ансамбля солистов (1995). Посвящается Александру Долгину .
- «Цветение ив IV, или Почти этрусский текст» (1995) Несколько версий.
- «Критика чистого разума», для ансамбля солистов или камерного оркестра (1995). Посвящается Александру Бабулевичу .
- «Ты душа моя» для дисканта, виолончели и фортепиано (1996). По тексту из канона святителя Андрея Критского .
- «Колодец в Гарольдсбахе», фантазия и хорал для клавесина (1996)
- Этюд для флейты соло (1996)
- "Sailing Off" для квартета саксофонов и кассеты (1996)
- «Sailing Off» для квартета саксофонов и двух кассет (1996)
- «Отплытие» для квартета саксофонов и сопрано (1996)
- «Sailing Off» для квартета саксофонов, кассеты и сопрано (1996)
- "The Last Sound's Traveling" для виолончели и ударных (1996)
- «Алла Менте» для фортепиано (1996)
- "Странные берега", сюита для арфы-соло (1997)
- «Пение девственниц на Сён-горе», композиция для Ансамбля Дмитрия Покровского для скрипки, двух виолончелей, клавишных инструментов и кассеты (1997)Обновленная версия компьютерного сведения 2000 года.
- «Опера-Марина» (1995-1998). Отдельные ее части существуют как самостоятельные произведения под названиями «Рождение Венеры», «Отплытие» и «Ожидание».
- «Рождение Венеры» для духового квинтета, одного или нескольких роялей и кассеты (1998)
- «Ex voto II» для ансамбля солистов (1998).
- "Ex voto III" для Ансамбля Дмитрия Покровского (1998). По мотивам текста Геннадия Айгы .
- «Нет больше моря, или путешествия нового звука» (1998). Две версии для кассеты и несколько версий для Ансамбля Дмитрия Покровского и кассеты.
- «Ретро-сюита», мультимедийный проект для Ансамбля Дмитрия Покровского (1998).
- «Каденция и кода для виолончели с оркестром», композиция для виолончели-конверта с симфоническим оркестром и кассетой (1998)
- «Фрагменты Фауста», мистика (1999)
- "Pushkin-Triptych" for Dmitry Pokrovsky Ensemble (1999)
- «Секвенции», композиция для фортепиано и виолончели (1999)
- "Мефисто-Сад. Времена года", мультимедийный проект из четырех частей (1995-2000). Несколько версий каждой части.
- «Детская кантата» для детского хора, фортепиано и кассеты (2000). По тексту Геннадия Айгы.
- «Тупые песни земли», камерная кантата (2000). По тексту Михаила Лермонтова .
- «Юг», композиция из мультимедийного проекта Татьяны Михеевой, Ираиды Юсуповой, Сергея Загния и Дмитрия Чеглакова «Несколько разных направлений» (2000).
- «Рождественская мистерия для театра силуэта» (2000). Сценарий Инны Колосовой.
- «Молитва» для мужского хора, виолончели и контрабаса (2000). По текстам Великой Княгини Ольги Российской .
- «Три размышления о баптистском сценарии» из «Страстей 2000» (2000). По текстам Леонида Белого , Веры Павловой, Вячеслава Куризина . С Дмитрия Чеглакова . расставанием
- «В стране слепых», перформанс-инсталляция (2000)
- «Безымянный», композиция для сопрано и виолончели с камерным оркестром и кассетой (2000). Обновленная версия для сопрано и виолончели с камерным оркестром 2003 года.
- «Птицы», мультимедийный проект (1999-2001). Несколько версий.
- Фрагменты коллективной оперы «Царь Демьян» (2001). В соавторстве Леонид Десятников, Владимир Николаев, Вячеслав Гайворонский, творческая группа «Композитор».
- «В стране слепых II», композиция для камерного оркестра и компьютера (2001).
- «В стране слепых III», сочинение для фортепиано и компьютера (2001)
- «ПолиКордия», композиция для ирландской арфы, виолончели, фортепиано и кассеты (2001). Посвящается Петру Кондрашину .
- «Dies Irae» для контртенора, баса и ансамбля солистов (2001)
- «Музыка чужого», сочинение для ансамбля солистов (2001). В нескольких версиях.
- «Пастыри и ангелы», мистерия-лубок (2002) Расширенная версия – Кибер-мюзикл. По текстам Веры Павловой. Обновленная версия для Ансамбля Дмитрия Покровского в 2003 году.
- «Маленькая утренняя музыка», сочинение памяти моего отца для фортепиано соло (2002)
- «Херувимка» для хора а капелла (2002)Инструментальная версия также 2002 года. Электроакустическая версия также 2002 года.
- «Еще», электроакустическая композиция (2002)
- «Пастораль», фантазия на тему Адольфа Венцеля, темы для виолончели и фортепиано (2003)
- «Молитва», версия для большого хора и фортепиано (2003)
- «НОСФЕРАТУ-симфония» для камерного ансамбля и видеопроекции (2003). Живая звуковая дорожка к Ф. В. Мурнау фильму «Носферату» (1924).
- «По дороге в Дамаск» для камерного ансамбля (2003)
- «Китеж–11» для органа и кассеты (2003)
- «Китеж–14» для скрипки, овала и ленты (2003)
- «Оловянный солдатик», композиция для оркестра салона Bosze (2003)
- «Dies irae – 2», композиция для Ансамбля Дмитрия Покровского и кассета (2003)
- «Аэлита», опера-караоке – мультимедийный проект (2003). На основе авторского ремикса Якова Протазанова фильма «Аэлита» (1924) и фотодигидродрома Александра Долгина . Либретто Веры Павловой. Создан специально к открытию выставки Александра Долгина.
- «Пастыри и ангелы», обновленная версия для Ансамбля Дмитрия Покровского (2003)
- «Безымянный», обновленная версия для сопрано и виолончели с камерным оркестром (2003).
- «Аве Мария» Адольфа Венцеля в разных камерных обработках (2003)
- «Почему я так сильно люблю тебя?» (Адольф Венцель) для полного или женского хора и фортепиано со струнным квинтетом (или без него) (2003) Фрагмент из воображаемого мюзикла «Ее первый бал».
- «Воспоминание о прерванной песне» памяти Луиджи Ноно , электроакустический перформанс (2003)
- «Китеж–19» для голоса терменвокса (или 2-х голосов терменвокса) и кассеты (2004)
- «Китеж–22» на кассете (2004)
- «Молитва», версия для мужского хора и камерного оркестра (2004). По текстам Великой Княгини Ольги Романовой.
- «Херувимка» для мужского хора и виолончели (2004)
- «Эйнштейн и Маргарита», опера в четырех действиях с предисловием и эпилогом (2004). Либретто Веры Павловой и Ираиды Юсуповой в сотрудничестве со Стивеном Сеймуром.
- «Бергантин», сочинение для смешанного хора с контрабасом и фортепиано (2005). На основе текста Хосе де Эспронседы .
- Версия «Молитвы» для мужского хора и органа (2005). По текстам Великой Княгини Ольги Романовой.
- «Баллада» – композиция для поэта, певца, арфы и блокфлейты с кассетой (2005). По тексту Дмитрия Пригова .
- «Роза ветров – 2», звуковая инсталляция для струнного оркестра и фортепиано (2005)
- «Сакс-н-ролл», электроакустическая композиция (2005)
- «Танец русалок», электроакустическая композиция (2005)
- «Композиция с органом», электроакустическая композиция (2005)
- «Готическая кантата» для смешанного хора, гобоя, виолончели, органа и арфы (2006). По тексту Дмитрия Пригова.
- «Воспоминания ушедшего века», шесть припевов на канонические и неканонические тексты для смешанного хора (и кассет/кассет) (2006)
- «Реальное и невозможное», медиа-опера (2006)
- «Добро пожаловать в рай», медиа-балет (2006). По мотивам Данте Алигьери » «Божественной комедии .
- «Цветение верб V», камерная кантата для сопрано, фортепиано и кассеты (2006) на стихи Веры Павловой.
Записи
[ редактировать ]Ее композиция «Китеж–19» появляется в альбоме «Прикасайся! Не трогай!» сборник современной музыки для терменвокса ; однако ее произведений было сделано мало записей, и на самом деле о них мало что известно.