Александр Мосолов

Alexander Vasilyevich Mosolov [ н 1 ] (Русский: Александр Васильевич Мосолов , латинизированный : Александр Васильевич Мосолов ; 11 августа [ OS 29 июля] 1900 — 11 июля 1973) — композитор ранней советской эпохи, наиболее известный своими ранними футуристическими фортепианными сонатами и оркестровыми эпизодами. и вокальная музыка.
Мосолов учился в Московской консерватории и наибольшую известность в Советском Союзе и во всем мире добился благодаря композиции 1926 года « Железнолитейный завод» . Более поздние конфликты с советскими властями привели к его исключению из Союза композиторов в 1936 году и заключению в ГУЛАГ в 1937 году. После досрочного освобождения, на котором настаивали его преподаватели консерватории, Мосолов сосредоточил свое внимание на создании туркменских и киргизских народных мелодий. для оркестра. Его более поздняя музыка в гораздо большей степени соответствовала советской эстетике, но ему так и не удалось вернуть успех своей ранней карьеры.
Среди сочинений Мосолова — пять фортепианных сонат (из которых сохранились только четыре), два фортепианных концерта (из второго фортепианного концерта существует только одна часть), два концерта для виолончели, концерт для арфы, четыре струнных квартета, двенадцать оркестровых сюит, восемь симфоний и значительное количество хоровых и вокальных произведений.
Биография
[ редактировать ]Мосолов родился в семье представителей высшего среднего класса в Киеве, в Российской империи. Его мать, Нина Александровна, была профессиональной певицей Большого театра и выпускницей Киевского музыкального училища, именно она дала Мосолову первые музыкальные уроки. Семья переехала в Москву в 1904 году. Отец Мосолова, Василий Александрович, умер через год, когда Мосолову было пять лет. После смерти отца мать Мосолова вышла замуж за успешного художника и педагога Михаила Леблана. [ 1 ] На молодого Мосолова большое влияние оказал космополитический образ жизни, в котором он был воспитан; Дома говорили на немецком и французском языках, и семья ездила в Берлин, Париж и Лондон.
Мосолов учился в средней школе до 1916 года, а в 1917 году работал в аппарате народного комиссара государственного контроля . Благодаря этому он лично доставлял почту Владимиру Ленину , что оказало глубокое влияние на молодого Мосолова. трижды [ 2 ] В начале большевистской революции Мосолов пошел добровольцем в Красной Армии и Первый кавалерийский полк воевал на Польском и Украинском фронтах. награжден орденом Красного Знамени . Дважды [ 3 ] он страдал посттравматическим стрессовым расстройством и был выписан по состоянию здоровья в июле 1921 года. Из-за войны [ 4 ] Мосолов поступил в Московскую консерваторию , где учился у Рейнгольда Глиера до 1925 года; в этом же году он начал заниматься композицией у Николая Мясковского . [ 5 ] He also studied piano under Grigoriy Prokofiev and Konstantin Igmunov . [ 3 ] Он окончил Консерваторию в 1925 году, представив дипломную пьесу, кантату «Сфинкс» , основанную на Оскара Уайльда одноименном стихотворении . В том же году ему было предоставлено членство в Ассоциации современной музыки (ACM).

Несмотря на попытки заняться композицией, Мосолов в то время уделял основное внимание исполнению, поскольку он был опытным пианистом. После того, как выступление его Первого струнного квартета на Франкфуртском фестивале Международного общества современной музыки (ISCM) 30 июня 1927 года было встречено одобрением критиков, Мосолов переключил свое внимание на композицию. [ 6 ] Он был назначен секретарем русской секции ISCM в 1927 и 1928 годах. В 1928 и 1929 годах Большой театр поручил Мосолову составить футуристическое представление о том, какой Москва будет в 2117 году, для спекулятивного балета под названием «Четыре Москвы» . Леонид Половинкин , Анатолий Александров и Дмитрий Шостакович также участвовали в создании Москвы в 1568, 1818 и 1918 годах соответственно, но из проекта так и не вышло ничего. [ 6 ]
После того, как в 1932 году социалистический реализм стал официальной эстетикой Советского Союза , Мосолов отправился в Среднюю Азию, где исследовал и собирал образцы туркменских , таджикских , армянских и киргизских песен. Мосолов стал первым композитором, создавшим симфоническую сюиту на тему туркменской народной песни. [ 7 ] Его постановки народных песен были встречены критикой со стороны советских арбитров. Вместо того, чтобы просто поместить мелодии в оркестровую обстановку, Мосолов использовал плотную текстуру и политональность, игнорируя стиль соцреализма. [ 8 ] В 1932 году в отчаянии он написал письмо Иосифу Сталину, умоляя его оказать влияние. [ 9 ] [ 10 ] В своем письме Мосолов писал: «С 1926 года я являюсь объектом постоянных травли. Теперь это стало невыносимо. Я должен сочинять, и мои произведения должны исполняться! Я должен проверять свои произведения на массах; если я приду к горе, я буду знать, куда мне идти». Он пошел дальше и попросил Сталина «оказать влияние на пролетарских музыкантов и их приспешников, которые изводили меня в течение всего прошлого года, и позволить мне работать в СССР» или «разрешить мой выезд за границу, где я со своей музыкой , мог бы быть более полезным для СССР, чем здесь, где меня притесняют и травят, где мне не разрешают проявлять свои силы, проверять себя». [ 11 ] [ 12 ] [ н 2 ]
4 февраля 1936 года Мосолов был исключен из Союза композиторов за плохое обращение с официантами и участие в пьяной драке в местном ресторане «Дом печати». [ 13 ] После этого Мосолов добровольно отправился в Туркменскую и Узбекскую республики для сбора народных песен в качестве формы реабилитации. Его попытки не увенчались успехом, и 4 ноября 1937 года он был арестован по подозрению в контрреволюционной деятельности по статье 58 , пункт 10 УК СССР и приговорен к восьми годам заключения в ГУЛАГе . [ 9 ] [ 14 ] Он служил в тюрьме с 23 декабря 1937 года по 25 августа 1938 года. Глиер и Мясковский направили письмо Михаилу Калинину председателю ЦИК РСФСР , в котором выступали за освобождение Мосолова, ссылаясь на его очередь. к реализму, его «выдающимся творческим способностям» и тому, что ни один педагог не увидел в Мосолове каких-либо антисоветских настроений. 15 июля 1938 года приговор Мосолову заменили пятилетней ссылкой — он не мог жить в Москве, Ленинграде и Киеве до 1942 года. [ 15 ] Его быстрое освобождение, отсидевшее всего восемь месяцев из восьмилетнего срока, стало возможным потому, что он был заключен в тюрьму не по политическим обвинениям, а по преувеличенному обвинению в «хулиганстве», выдвинутому врагами Мосолова в Союзе композиторов. [ 16 ]
Когда Вторая мировая война разразилась , Мосолов написал оперу «Сигнал» , посвященную войне. Однако произведения более поздней жизни Мосолова были настолько нехарактерны для его прежнего стиля, что один ученый заметил, что «невозможно различить бывшего авангардиста в произведениях, написанных с конца тридцатых годов». [ 17 ] Мосолов жил в Москве и продолжал сочинять до своей смерти в 1973 году.
Музыкальный стиль
[ редактировать ]Самая ранняя музыка Мосолова предполагает, что Мосолов находился под влиянием немецкого романтизма. [ 15 ] но это влияние ослабло, когда он начал учиться у Мясковского и Глиера. В раннем произведении «Четыре песни», соч. 1 Мосолов исследовал использование остинато . Широкое использование остинато стало определяющей чертой музыки Мосолова: [ 18 ] Iron Foundry построена из множества остинати, работающих в тандеме для создания заводского звука, она используется во Второй и Пятой фортепианных сонатах и т. д.
Диссонанс «в крайнем случае» [ 19 ] и хроматизм также являются отличительными чертами Мосолова, хотя он и не дотягивает до структурированной двенадцатитоновой техники Шёнберга. Вместо тональных рядов Мосолов использует густые, сильно хроматические аккорды, чтобы донести свою точку зрения. Народная музыка также использовалась Мосоловым. Будучи первым автором симфонической сюиты на основе туркменской народной песни, Мосолов начал использовать народную музыку еще до того, как это было предписано социалистическим реализмом. Его Вторая соната для фортепиано включала в себя кыргызские мелодии, а в «Трех детских сценах» — городскую уличную песню. Однако вместо того, чтобы тщательно настраивать музыку для оркестра, Мосолов обращался с музыкой «как с тематической крупой на своей композиционной мельнице». [ 18 ] Такое использование народных мелодий продолжилось и после его сталинской «реабилитации». Однако ранние произведения Мосолова отличались плотной фактурой и политональностью, утраченными после его изгнания и гонений.
Работает
[ редактировать ]Среди наиболее заметных произведений Мосолова — « Четыре газетных объявления» и «Три детские сцены» , написанные в 1926 году. В «Четырех газетных объявлениях » Мосолов положил на музыку четыре кратких объявления в газете «Известия» . Темы четырех коротких материалов варьируются от пропавшей собаки до объявления о смене имени. [ 20 ] Напротив, текст « Трех детских сцен» написан самим Мосоловым и гораздо мрачнее. Первый назывался «Мама, дай мне иголку, пожалуйста!» — короткая песня, в которой главный герой мучает кошку; певец даже имитирует крики кота, а песня заканчивается криком «Злая тварь!» [ 12 ]
Самая известная композиция Мосолова « Литейный цех » изначально была заключительной частью балетной сюиты « Сталь» . Премьера произведения состоялась в Москве 4 декабря 1927 года на концерте АКМ, посвященном десятилетию Революции . Его западный дебют состоялся на фестивале ISCM в Льеже 6 сентября 1930 года, а в Америке он появился два месяца спустя, когда Кливлендский симфонический оркестр . выступил [ 21 ] Хотя первоначально его хвалили как «могучий гимн машинному труду» и как произведение, прославляющее индустриализацию и «рабочего», с течением времени произведение начало подвергаться критике со стороны все более консервативных советских властей. Некоторые критики утверждали, что рабочие, по иронии судьбы, не получали удовольствия от такой музыки. [ 22 ] в то время как другие утверждали, что рабочие, «для которых машинное масло — материнское молоко», были пробуждены и вдохновлены музыкой своего времени. [ 23 ] Один критик не нашел в музыке «никакой организованной воли к победе, фактически очень мало, кроме мелкобуржуазной анархии», признав при этом, что она «стремилась найти индивидуальную идиому»; [ 24 ] другой назвал это «грубым формалистическим извращением современной темы». [ 25 ] Сегодня остался только Чугунолитейный от Стали : рукописи были утеряны в 1929 году, в том же году, когда Мосолов подвергся усиленной критике со стороны советских властей.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Имя Мосолова в разных источниках транслитерируется по-разному и непоследовательно. Альтернативные варианты написания Александра включают Александр, Александр, Александр и Александр; вариации Мосолова включают Мосолова и Мосолова (как в немецком языке).
- ^ "Я терплю травлю с 1926 года. Сейчас я больше ждать не хочу. Я должен сочинять и исполняться! Я должен проверять свои сочинения на массе; пусть это будут провалы, но я увижу, куда мне идти и как мне перестраиваться."
(С 1926 года я являюсь объектом постоянных издевательств. Теперь это стало невыносимо. Я должен сочинять, и мои произведения должны быть исполнены! Я должен проверять свои произведения на массах; если я потерплю неудачу, я буду знать, где Я должен идти.)
"1. Либо воздействовать на ВАПМ и подвапмовцев в смысле прекращения моей травли, тянущейся уже целый год, и дать мне возможность работать в СССР. 2. Либо дать мне возможность уехать за границу, где я своей музыкой принесу гораздо больше пользы СССР. Чем здесь у нас, где меня гонят, травят, не дают возможность выявлять свои силы и проверять себя."
(Либо повлиять на пролетарских музыкантов и их приспешников , изводивших меня весь последний год, и разрешить мне работать в СССР, либо санкционировать мой выезд за границу, где я со своей музыкой мог бы принести СССР больше пользы, чем здесь, где меня притесняют и травят, где мне не дают проявить свои силы, проверить себя.)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Rimsky , "Biograficheskiy ocherk," p. 9.
- ^ Хенк , «Фортепианные произведения», np.
- ^ Перейти обратно: а б Сицкий , «Человек из стали», с. 60.
- ^ Rimsky , "Biograficheskiy ocherk," p. 10.
- ^ Юэн , «Александр Мосолов, 1900–», с. 178.
- ^ Перейти обратно: а б Сицкий , «Человек из стали», с. 62.
- ^ Эдмундс , «Неоднозначное происхождение», np.
- ^ Ситски , «Человек из стали», с. 63.
- ^ Перейти обратно: а б Акопян , Музыка советской эпохи , с. 55н
- ^ Якуб , «Интервью с Эдиссоном Денисовым».
- ^ Мосолов Сталину, нп.
- ^ Перейти обратно: а б Кадлеты , аннотации к альбому, нп
- ^ Микконен , Государственные композиторы , стр. 253.
- ^ Брук , «Советские музыканты», с. 409.
- ^ Перейти обратно: а б Сицкий , «Человек из стали», с. 64.
- ^ Тарускин , Музыкальное определение России , с. 92н19.
- ^ Фролова-Уокер , «Национальное в форме», с. 336н8.
- ^ Перейти обратно: а б Сицкий , «Человек из стали», с. 69.
- ^ Lewis , "Alexander Vasil'yevich Mosolov," p. 882.
- ^ Акопян , Музыка советской эпохи , с. 51.
- ^ О'Коннелл , «Александр Мосолов», с. 337.
- ^ Roberts , "Aleksandr Vasil'yevich Mosolov," p. 315.
- ^ Ленинградское объединение современной музыки , Октябрь и новая музыка (1927). Цитируется по Слонимскому , «Советская музыка и музыканты», с. 3.
- ^ Юэн , «Александр Мосолов, 1900–», np.
- ^ Шварц , "Опера, балет и оркестровая музыка" np.
Источники
[ редактировать ]- Брук, Кэролайн (2002). Кларк, Роджер (ред.). «Советские музыканты и Большой террор». Европа-Азиатские исследования . 54 (3: май): 397–413. дои : 10.1080/09668130220129533 . ISSN 0966-8136 . JSTOR 826483 . OCLC 483537911 . S2CID 154018000 .
- Эдмундс, Нил (2004). «Неоднозначные истоки соцреализма и музыкальной жизни в Советском Союзе». В Микулаше Беке, Джеффри Чу и Петре Мацеке (ред.). Социалистический реализм и музыка . Коллоквиум Musicologica Brunensia. Том. 36. Прага: КЛП. стр. 115–130. ISBN 80-86791-18-1 . OCLC 442697779 .
- Юэн, Дэвид (1934). «Александр Мосолов, 1900–». Композиторы современности: всеобъемлющий биографический и критический путеводитель по современным композиторам всех наций . Нью-Йорк: Компания HW Wilson. стр. 178–179. OCLC 2385387 .
- Фролова-Уокер, Марина (1998). Хиггинс, Паула (ред.). « Национальный по форме, социалистический по содержанию: музыкальное нациестроительство в советских республиках». Журнал Американского музыковедческого общества . 51 (2): 331–371. дои : 10.1525/jams.1998.51.2.03a00040 . ISSN 0003-0139 . JSTOR 831980 . OCLC 477569929 .
- Акопян, Левон (1998). Музыка советской эпохи: 1917–1987 . Стокгольм: Музыкальная литература Мелоса. ISBN 978-91-972133-4-9 . OCLC 2385387 .
- Хенк, Герберт (1996). «Фортепианные произведения Александра Мосолова». Александр Мосолов (буклет). Майкл Робинсон (пер.). Франкфурт-на-Майне, Германия: ECM Records. 1569.
- Кадлец, Муза (1996). Мосолов: Струнный квартет № 2, Скрипичный концерт, Другие произведения (буклет). Московский ансамбль современной музыки. Япония: Тритон. DMCC-26006 и 17004.
- Ленинградское объединение современной музыки, «Октябрь и новая музыка» (1927). Цитируется в Слонимский, Николай (декабрь 1944 г.). «Советская музыка и музыканты». Славянское и восточноевропейское обозрение . 22 (4): 1–18. дои : 10.2307/3020186 . ISSN 0037-6795 . JSTOR 3020186 . OCLC 479303053 .
- Льюис, Дэйв; Тирания, Джин (2005). «Александр Васильевич Мосолов». В Бреннане, Джеральд; Шротт, Аллен; Вудстра, Крис (ред.). Весь музыкальный путеводитель по классической музыке . Сан-Франциско: Книги Backbeat. стр. 881–882. ISBN 978-0-87930-865-0 . ОСЛК 456002195 .
- Микконен, Симо (2007). Государственные композиторы и красные придворные: музыка, идеология и политика в советские 1930-е годы (PDF) (кандидатская диссертация). Университет Ювяскюля. ISBN 978-951-39-3015-8 . OCLC 231196953 .
- Mosolov, Alexander (2004). "Alexander Mosolov to Joseph Stalin, May 1932". In Russkiy avangard i tvorchestvo Aleksandra Mosolova 1920–1930-kh godov , by Igor Vorobev. [ нужна страница ] St. Petersburg: Kompozitor.
- О'Коннелл, Чарльз (1941). «Александр Мосолов». Книга Виктора Симфонии . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. п. 337. OCLC 563596721 .
- Rimsky, L. (1986). "A. V. Mosolov: biograficheskiy ocherk" [A. V. Mosolov: Biographical Sketch]. A. V. Mosolov: Stati i vospominaniya [ A. V. Mosolov: Articles and Reminiscences ] (in Russian). comp. N. K. Meshko. Moscow: Sovetskii Kompozitor. pp. 8–43. OCLC 230838593 .
- Робертс, Питер Дин (2002). «Александр Васильевич Мосолов (1900–1973)». В Ситски, Ларри (ред.). Музыка авангарда двадцатого века: биокритический справочник . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. стр. 314–319. ISBN 978-0-313-29689-5 . OCLC 49226425 .
- Шварц, Борис (1983). «Опера, балет и оркестровая музыка 1920-х годов». Музыка и музыкальная жизнь в Советской России . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. стр. 61–87. ISBN 0-253-33956-1 . OCLC 8826499 .
- Сицкий, Ларри (1994). «Александр В. Мосолов: Человек из стали» . Музыка репрессированного русского авангарда, 1900–1929 . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. стр. 60–87 . ISBN 978-0-313-26709-3 . ОСЛК 28962473 .
- Тарускин, Ричард (2001). Определяя Россию в музыкальном плане: Историко-герменевтические очерки . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-07065-0 . OCLC 51313436 .
- Vorobev, Igor (2006). Russkiy avangard i tvorchestvo Aleksandra Mosolova 1920–1930-kh godov [ Russian avant-garde and the creativity of Alexander Mosolov in the 1920s-1930s ]. St. Petersburg: Kompozitor. ISBN 978-5-7379-0310-7 . OCLC 165065749 .
- Якуб, Роман (2001). «Интервью с Эдиссоном Денисовым» . Экс Временно . Проверено 28 апреля 2010 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1900 рождений
- 1973 смерти
- Композиторы-классики XX века
- Выпускники Московской консерватории.
- Музыканты из Киева
- Русские классические пианисты-мужчины
- Российские оперные композиторы-мужчины
- Композиторы для фортепиано
- Советские композиторы-классики
- Советские классические пианисты
- Советские композиторы-мужчины-классики
- советские оперные композиторы
- Музыканты-мужчины 20-го века