Jump to content

Война и мир (опера)

(Перенаправлено из «Войны и мира (Прокофьев)) »
Война и мир
Опера Сергея Прокофьева
Черно-белое фото Прокофьева, стоящего у камина, положив руку на каминную полку.
Композитор ок. 1918 год
Родное название
Война и мир , Voyna i mir
Либреттист
Язык Русский
На основе Война и мир
Льва Толстого
Премьера
12 июня 1946 г. ( 12.06.1946 )
Maly Theatre , Leningrad

Война и мир ( соч. 91 ) ( русский : Война и мир , Война и мир ) — 230-минутная опера 1946 года в 13 сценах, плюс увертюра и эпиграф, Сергея Прокофьева . На основе романа Война и мир» « Льва Толстого 1869 года русское либретто подготовили композитор и Мира Мендельсон . Первые семь сцен посвящены миру, последние шесть, после эпиграфа, — войне.

Хотя произведение Толстого классифицируется как роман, вторжение французов в Россию в 1812 году было историческим событием, и некоторые реальные люди появляются как персонажи как в романе, так и в опере, например, князь Михаил Кутузов и Наполеон Бонапарт .

История состава

[ редактировать ]

Первоначальная схема либретто оперы Мендельсона и Прокофьева предусматривала 11 сцен, и Прокофьев начал сочинять музыку летом 1941 года, чему способствовало вторжение Германии в Советский Союз , начавшееся 22 июня 1941 года. [ 1 ] Описание «лирико-драматических сцен» в либретто точно предполагает как дань уважения « Чайковского » Евгению Онегину , так и акцент на отдельных людях и их эмоциях, а не на более широкую картину страны, находящейся в состоянии войны.

К лету 1942 года фортепианная партитура была закончена (две сцены изменены по сравнению с оригинальной версией) и передана в Советского Союза Комитет по делам искусств . Комитет потребовал, чтобы сцены Части 2 (Война) нуждались в более патриотическом и героическом акценте. Прокофьев, желавший как можно скорее увидеть постановку своего шедевра, добавил во вторую часть марши, хоры и другие материалы, чтобы удовлетворить комиссию. Кроме того, он сочинил хоровой «Эпиграф», в котором подчеркивается неповиновение русского народа перед лицом врага.

История выступлений

[ редактировать ]

Были составлены планы премьеры 1943 года в Большом театре в Москве под постановкой Сергея Эйзенштейна и дирижером Самуилом Самосудом . состоялось частное исполнение восьми сцен с сопровождением фортепиано Из этого проекта ничего не вышло, хотя 16 октября 1944 года в Московском актерском центре , а в Большом зале театра - публичное концертное исполнение девяти сцен под управлением Самосуда. Московской консерватории 7 июня 1945 года.

Первое постановочное представление представляло собой недавно расширенную семисценную версию Части 1 (то, что сейчас является Сценой 2, было добавлено по предложению Самосуда), вместе со Сценой 8, первой сценой Части 2. Это произошло 12 июня 1946 года. в Малом театре (до революции — Михайловском театре) в Ленинграде , снова под управлением Самосуда. Вторая часть, также с дополнительной сценой (сцена 10), должна была быть исполнена там в июле 1947 года, но после генеральной репетиции публичных выступлений не было, «по причинам, не зависящим от театра и композитора».

По указу Жданова от февраля 1948 года Прокофьев приступил к работе над сокращенной одновечерней версией оперы, внося при этом различные изменения в первоначальную схему, хотя тринадцатисценный каркас остался. Эта версия была впервые исполнена 26 мая 1953 года в Театре Комунале под во Флоренции управлением Артура Родзинского , через два месяца после смерти композитора. Однако сцены 2 и 9 были опущены. Российская премьера этой версии состоялась в Малом театре в Ленинграде 1 апреля 1955 года под управлением Эдуарда Грикурова , в данном случае с пропуском сцен 7 и 11. Все тринадцать сцен (но с сокращениями) в конечном итоге были впервые исполнены. вместе 8 ноября 1957 года в Театре Станиславского-Немировича-Данченко в Москве под управлением помощника Самосуда Александра Шавердова . 15 декабря 1959 года 13 сцен и «Эпиграф» наконец были поставлены в неразрезанном виде (под управлением Александра Мелик-Пашаева ) в Большом театре в Москве, хотя в США этому предшествовала Телепередача NBC, проведенная Питером Германом Адлером 13 января 1957 года.

Первым британским выступлением стало Фестивале Лидса концертное выступление на в ратуше Лидса 19 апреля 1967 года (дирижер Эдвард Даунс ). Первая британская постановка была поставлена ​​оперой Сэдлерса Уэллса 11 октября 1972 года, а первая американская постановка Бостонской оперной труппы 8 мая 1974 года. В других странах тринадцатисценная версия оперы была впервые исполнена в Германия ( Бонн ) и Болгария ( София ) в 1957 году, Сербия ( Белград ) в 1958 году, Хорватия ( Загреб ) в 1961 году, Чехия ( Либерец ) в 1962 году, Франция ( Театр Елисейских полей , Париж , концерт) и Канада ( Монреаль ) в 1967 году, Австрия ( Венская государственная опера , дирижер Мстислав Ростропович ) в 1971 году, Австралия (открытие в Сиднейском оперном театре ) и Аргентина ( Театро Колон , Буэнос-Айрес ) в 1973 году, Испания ( Лисеу , Барселона ) в 1973 году. 1977 г. и Нидерланды ( Амстердам , под управлением Эдо де Ваарта ) в 1991 г. Канадская оперная труппа исполнила оперу в рамках сезона 2008–09 гг. [ 2 ]

Оригинальная версия

[ редактировать ]

оригинальной версии оперы Прокофьева под редакцией Риты Макаллистер состоялась премьера В 2010 году в Глазго в сотрудничестве между Шотландской оперой и Королевской консерваторией Шотландии (ранее RSAMD ). Эта более краткая версия представляет мысли Прокофьева в 1941 году, до различных дополнений и поправок, которые он собирал на протяжении многих лет. Он длится примерно на 90 минут короче, чем более поздняя версия. [ 3 ]

Роль Тип голоса Премьерный состав
Москва
1945
Премьерный состав
Ленинград
1946
Премьерный состав
Флоренция
1953 [ 4 ]
Премьерный состав
Ленинград
1955
Премьерный состав
Эн-Би-Си ТВ
1957
Премьерный состав
Москва
1957
Премьерный состав
Москва
1959
Версия
9 сцен
Концертное выступление
8 сцен
Первая стажировка
11 сцен
11 сцен
13 сцен
[ 5 ]
13 сцен
(резать)
13 сцен
Natalya (Natasha) Rostova сопрано М. Надион Tatiana Lavrova Розанна Картери Tatiana Lavrova Хелена Скотт Valentina Kayevchenko Galina Vishnevskaya
Count Pyotr (Pierre) Bezukhov тенор F. Fedotov Oles Chishko Франко Корелли Glebov Дэвид Ллойд Vladimir Petrov
Князь Андрей Болконский баритон Андрей Иванов Sergei Shaposhnikov Этторе Бастианини Sergei Shaposhnikov Морли Мередит Щабинский Yevgeny Kibkalo
Field-Marshal Prince Mikhail Kutuzov бас Alexander Pirogov Бутягин Итало Тежу Бутягин Кеннет Смит Alexander Pirogov Алексей Кривченя
Наполеон Бонапарт баритон Modestov Leon Lishner Павел Лисициан
Граф Илья Ростов, отец Наташи. бас Итало Тежу Честер Уотсон
Элен Безухова , жена Пьера контральто А. Васильева Сеси Броджини Баскова Глория Лейн Irina Arkhipova
Князь Анатоль Курагин , ее брат тенор Ф. Оганян Андрукович Мирто Пикки Андрукович Дэвис Каннингем Aleksei Maslennikov

Другие роли

[ редактировать ]

В либретто перечислено более семидесяти персонажей, и многие певцы обычно играют несколько ролей.

Другие важные персонажи:

Другие названные персонажи:

Безымянные персонажи:
Хозяин на балу и его майор-домо (теноры), слуги князя Николая Болконского - его майор-домо и старый слуга (баритоны) и горничная (сопрано), французский аббат (тенор), два прусских генерала (говорящие роли) ), два штаб-офицера (тенор и бас), денщик князя Андрея (тенор), адъютанты генерал-компаньона и князя Евгения (теноры) и маршала Мюрата (скрипичный), адъютанты Наполеона (бас) и Кутузов ( тенор), закулисный санитар (тенор), молодой рабочий (тенор), лавочник (сопрано), французский офицер (баритон), три сумасшедших (тенор, баритон, немая роль), две французские актрисы (сопрано), эскорт (немая роль).

Краткое содержание

[ редактировать ]

Часть 1 (Мир)

[ редактировать ]

Увертюра . или эпиграф обычно предшествуют действию

Сцена 1: После наступления темноты, в саду усадьбы графа Ростова, май 1806 года.

Андрей, который там в гостях, подавлен потерей жены. Наташа, которая тоже не может заснуть, выглядывает из окна и рассказывает Соне, как красиво выглядит сад при луне, и Андрей приходит в себя.

Сцена 2: Канун Нового года, 1810 год.

На балу в Санкт-Петербурге, на котором присутствовал царь, Пьер предлагает Андрею, которого привлекает Наташа, пригласить ее на танец. Анатоль, которого она тоже привлекает, просит Элен устроить знакомство.

Сцена 3: Городской дом князя Николая, февраль 1812 года.

Граф Ростов и Наташа посещают дом князя Николая. Он отец Андрея, с которым она помолвлена. Андрей уже год находится за границей. Княжна Марья указывает, что отец их не увидит, и граф Ростов уезжает. Однако принц, эксцентрично одетый и ведущий себя хамски, все же появляется, и Наташа понимает, что он не одобряет брак.

Сцена 4: Московский дом Пьера, май 1812 года.

Элен говорит Наташе, что она нравится Анатолю, и после некоторых колебаний Наташа слышит его признание в любви и соглашается встретиться с ним.

Сцена 5: Квартира Долохова, 12 июня 1812 г.

Долохов организовал побег своего друга Анатоля с Наташей. Кучер Балага, Долохов и Анатоль выпивают за выходку и за любовницу последнего Матрешу.

Сцена 6: Позже той ночью

Наташа узнает, что Соня выдала свою тайну госпоже Ахросимовой, у которой они остановились. Анатоля и Долохова отсылает Гаврила, а Ахросимова доводит Наташу до слез. Приходит Пьер, сообщает, что Анатоль женат, и соглашается попросить Андрея простить Наташу. Он робко признается, что сам хотел бы на ней жениться, если бы был свободен. Наташа выносит яд со сцены и в сильном волнении мчится обратно на сцену, чтобы признаться в этом Соне.

Сцена 7: Еще позже

Элен развлекает Анатоля, Метивье и аббата. Пьер, вернувшись домой, упрекает Анатоля и требует, чтобы тот немедленно покинул Москву. Он соглашается, и Пьер остается один оплакивать свои обстоятельства. Приезжает Денисов с известием, что Наполеон и его армия переправляются в Россию. Война неизбежна.

Часть 2 (Война)

[ редактировать ]

Здесь обычно исполняется эпиграф , если он не использовался в начале первой части.

Сцена 8: Под Бородино, 25 августа 1812 г.

Во время подготовки к обороне Москвы Андрей и Денисов обсуждают использование партизан, чтобы усложнить жизнь армии Наполеона. Приходит Пьер, желая наблюдать сцену, и они с Андреем обнимаются, может быть, в последний раз. Фельдмаршал Кутузов предлагает Андрею место в своем штабе, но Андрей предпочитает идти в бой со своим полком. Битва начинается.

Сцена 9: Позже в тот же день

Наполеон обдумывает свою позицию, сначала отказываясь направить больше людей, затем соглашаясь. К его ногам приземляется неразорвавшееся пушечное ядро, и он отбрасывает его.

Сцена 10: Два дня спустя

Кутузов и его генералы проводят военный совет в Филях под Смоленском. Армия окажется под угрозой, если Москву придется защищать до последнего, но если армия отступит, Москва окажется во власти французов. Кутузов решает, что только отступив и потенциально пожертвовав Москвой, можно будет надеяться на победу.

Сцена 11: Москва горит.

Город горит, потому что его жители пытаются избежать капитуляции. Пьер оказывается среди некоторых москвичей, в том числе среди ветерана Платона Каратаева, которого французы обвиняют в поджоге. Пока горят приют и театр, сумасшедшие и актрисы бегут – но Наполеону приходится признать, что мужество народа расстроило его планы.

Сцена 12: В крестьянской избе в Мытищах.

Раненый князь Андрей в бреду эвакуирован вместе с Ростовыми из Москвы. Наташа, не знавшая, что он был среди ее товарищей-эвакуированных, навещает его. Она пытается извиниться за свое поведение, но он снова признается ей в любви, и они поют о своем счастье, а Наташа заверяет его, что он будет жить. Он засыпает, и его сердцебиение (передаваемое закулисным хором) останавливается навсегда.

Сцена 13: Ноябрь 1812 года.

По дороге на Смоленск отступающие французы провожают через снежную бурю группу пленных. Каратаев не успевает и его застреливают, но Пьера и остальных спасают партизаны. Денисов сообщает Пьеру, что Андрей умер, а Наташа жива и здорова. Кутузов и его люди радуются своей победе и празднуют несгибаемую волю русского народа.

Вообще говоря, музыка первой части лирична, а второй части – драматична. Существует ряд арий, хотя они редко бывают самостоятельными и обычно им предшествуют и/или следуют ариозо или короткие разговорные отрывки. Танцевальная музыка занимает видное место в первой части, военная музыка и хоры - во второй. Ряд тем, особенно связанных с Наташей, Андреем и Пьером, повторяются на протяжении всей оперы. Основные темы Наташи и Андрея Прокофьев заимствовал из музыки, написанной им для инсценировки пушкинского « Евгения Онегина» : тема Наташи была связана с Ленским, а тема Андрея — с Татьяной. В арии Кутузова в 10-й сцене (также исполненной хором в конце оперы) повторно использовалась музыка , написанная Прокофьевым для « фильма Эйзенштейна Иван Грозный» .

Инструментарий

[ редактировать ]
Хор
Оркестр
Струнные (первая и вторая скрипки, альты, виолончели, контрабасы)
Перкуссия (треугольник, деревянный барабан, бубен, малый барабан, большой барабан, тарелки, там-там, колокольчик, ксилофон)
Год Бросать:
Наташа,
Пьер,
Андрей Болконский,
Prince Mikhail Kutuzov
Дирижер,
Оперный театр и оркестр
Этикетка [ 6 ]
1953 Розанна Картери ,
Франко Корелли ,
Этторе Бастианини ,
Итало Тежу
Артур Родзинский ,
Maggio Musicale Fiorentino Оркестр и хор
(Запись выступления в Maggio Musicale Fiorentino, май)
Аудио компакт-диск: Андромеда/Мелодрама
Кот: ANDRCD 5022
1958 Радмила Васович-Бакочевич ,
Александр Маринкович,
Душан Попович,
Джордже Джурдеевич
Вернер Янссен ,
Оркестр Белградской национальной оперы, Оркестр Венской государственной оперы и Венский камерный хор
Аудио компакт-диск: Наксоса Архив классической музыки
Кот: 9.81197-98
1961 Galina Vishnevskaya,
Vladimir Petrov ,
Yevgeny Kibkalo ,
Алексей Кривченя
Alexander Melik-Pashayev ,
Большого театра Оркестр и хор
Audio CD: BMG - Melodiya
Кот: 74321 29 350–2
1982 Galina Kalinina,
Евгений Райков,
Yury Masurok,
Александр Ведерников
Марк Эрмлер ,
Большого театра Оркестр и хор
Audio CD: Melodiya
Кот: MEL CD 10 01444
1986 Galina Vishnevskaya,
Веслав Охман ,
Лайош Миллер,
Николай Гюселев
Мстислав Ростропович ,
Национальный оркестр и хор ОРТФ
Аудио компакт-диск: Эрато
Кот: 2292-45331-2
1986 Румяна Барева,
Петко Маринов ,
Любомир Виденов,
Стефан Еленков
Руслан Райчев,
Софийская национальная опера
Аудио компакт-диск: Фиделио
Кот: 8801/3
1991 Yelena Prokina,
Гегам Григорян,
Александр Гергавов,
Nikolai Okhotnikov
Valery Gergiev ,
Кировского театра Оркестр и хор
Аудио компакт-диск: Philips
Кот: 434 097-2
DVD: Культура, Кат.: D 2903;
Артхаус Музыка, Краска: 100 370
1999 Ekaterina Morozova,
Джастин Лаванда,
Олег Балачев,
Родерик Уильямс
Ричард Хикокс ,
Фестивальный оркестр Сполето и Государственная симфоническая капелла России
(Запись в Театро Нуово, Сполето, 4,6,8–10 июля)
Аудио компакт-диск: Chandos Records
Кот: ЧАН 9855
2000 Olga Guryakova,
Роберт Брубейкер ,
Нэйтан Ганн ,
Анатолий Кочерга
Гэри Бертини ,
Парижской оперы Оркестр и хор
(Видеозапись выступления в Опере Бастилии, Париж), много мелких и крупных сокращений, неполные.
DVD: ТДК
Кат.: DV-OPWP (Европа); ДВУС-ОПВП (США)
  1. ^ Эванс, Райан (16 сентября 2018 г.). «Рецензия на «Войну и мир» – жестокость и страсть в редкой опере Прокофьева» . Хранитель . Проверено 7 января 2021 г.
  2. ^ «Сайт Канадской оперной труппы» .
  3. ^ Шотландской оперы Информация о «Войне и мире» на rcs.ac.uk.
  4. ^ «Актёрский состав — первый пункт в этой дискографии Корелли» (PDF) .
  5. ^ «База данных телевизионных опер и музыкальных комедий» . webapp1.dlib.indiana.edu .
  6. ^ Записи «Войны и мира» на Operadis-opera-discography.org.uk.

Источники

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cb8621a099086d642845527bcd7bec47__1719626040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cb/47/cb8621a099086d642845527bcd7bec47.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
War and Peace (opera) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)