Война и мир (опера)
Война и мир | |
---|---|
Опера Сергея Прокофьева | |
Родное название | Война и мир , Voyna i mir |
Либреттист |
|
Язык | Русский |
На основе | Война и мир Льва Толстого |
Премьера | 12 июня 1946 г. Maly Theatre , Leningrad |
Война и мир ( соч. 91 ) ( русский : Война и мир , Война и мир ) — 230-минутная опера 1946 года в 13 сценах, плюс увертюра и эпиграф, Сергея Прокофьева . На основе романа Война и мир» « Льва Толстого 1869 года русское либретто подготовили композитор и Мира Мендельсон . Первые семь сцен посвящены миру, последние шесть, после эпиграфа, — войне.
Хотя произведение Толстого классифицируется как роман, вторжение французов в Россию в 1812 году было историческим событием, и некоторые реальные люди появляются как персонажи как в романе, так и в опере, например, князь Михаил Кутузов и Наполеон Бонапарт .
История состава
[ редактировать ]Первоначальная схема либретто оперы Мендельсона и Прокофьева предусматривала 11 сцен, и Прокофьев начал сочинять музыку летом 1941 года, чему способствовало вторжение Германии в Советский Союз , начавшееся 22 июня 1941 года. [ 1 ] Описание «лирико-драматических сцен» в либретто точно предполагает как дань уважения « Чайковского » Евгению Онегину , так и акцент на отдельных людях и их эмоциях, а не на более широкую картину страны, находящейся в состоянии войны.
К лету 1942 года фортепианная партитура была закончена (две сцены изменены по сравнению с оригинальной версией) и передана в Советского Союза Комитет по делам искусств . Комитет потребовал, чтобы сцены Части 2 (Война) нуждались в более патриотическом и героическом акценте. Прокофьев, желавший как можно скорее увидеть постановку своего шедевра, добавил во вторую часть марши, хоры и другие материалы, чтобы удовлетворить комиссию. Кроме того, он сочинил хоровой «Эпиграф», в котором подчеркивается неповиновение русского народа перед лицом врага.
История выступлений
[ редактировать ]Были составлены планы премьеры 1943 года в Большом театре в Москве под постановкой Сергея Эйзенштейна и дирижером Самуилом Самосудом . состоялось частное исполнение восьми сцен с сопровождением фортепиано Из этого проекта ничего не вышло, хотя 16 октября 1944 года в Московском актерском центре , а в Большом зале театра - публичное концертное исполнение девяти сцен под управлением Самосуда. Московской консерватории 7 июня 1945 года.
Первое постановочное представление представляло собой недавно расширенную семисценную версию Части 1 (то, что сейчас является Сценой 2, было добавлено по предложению Самосуда), вместе со Сценой 8, первой сценой Части 2. Это произошло 12 июня 1946 года. в Малом театре (до революции — Михайловском театре) в Ленинграде , снова под управлением Самосуда. Вторая часть, также с дополнительной сценой (сцена 10), должна была быть исполнена там в июле 1947 года, но после генеральной репетиции публичных выступлений не было, «по причинам, не зависящим от театра и композитора».
По указу Жданова от февраля 1948 года Прокофьев приступил к работе над сокращенной одновечерней версией оперы, внося при этом различные изменения в первоначальную схему, хотя тринадцатисценный каркас остался. Эта версия была впервые исполнена 26 мая 1953 года в Театре Комунале под во Флоренции управлением Артура Родзинского , через два месяца после смерти композитора. Однако сцены 2 и 9 были опущены. Российская премьера этой версии состоялась в Малом театре в Ленинграде 1 апреля 1955 года под управлением Эдуарда Грикурова , в данном случае с пропуском сцен 7 и 11. Все тринадцать сцен (но с сокращениями) в конечном итоге были впервые исполнены. вместе 8 ноября 1957 года в Театре Станиславского-Немировича-Данченко в Москве под управлением помощника Самосуда Александра Шавердова . 15 декабря 1959 года 13 сцен и «Эпиграф» наконец были поставлены в неразрезанном виде (под управлением Александра Мелик-Пашаева ) в Большом театре в Москве, хотя в США этому предшествовала Телепередача NBC, проведенная Питером Германом Адлером 13 января 1957 года.
Первым британским выступлением стало Фестивале Лидса концертное выступление на в ратуше Лидса 19 апреля 1967 года (дирижер Эдвард Даунс ). Первая британская постановка была поставлена оперой Сэдлерса Уэллса 11 октября 1972 года, а первая американская постановка Бостонской оперной труппы 8 мая 1974 года. В других странах тринадцатисценная версия оперы была впервые исполнена в Германия ( Бонн ) и Болгария ( София ) в 1957 году, Сербия ( Белград ) в 1958 году, Хорватия ( Загреб ) в 1961 году, Чехия ( Либерец ) в 1962 году, Франция ( Театр Елисейских полей , Париж , концерт) и Канада ( Монреаль ) в 1967 году, Австрия ( Венская государственная опера , дирижер Мстислав Ростропович ) в 1971 году, Австралия (открытие в Сиднейском оперном театре ) и Аргентина ( Театро Колон , Буэнос-Айрес ) в 1973 году, Испания ( Лисеу , Барселона ) в 1973 году. 1977 г. и Нидерланды ( Амстердам , под управлением Эдо де Ваарта ) в 1991 г. Канадская оперная труппа исполнила оперу в рамках сезона 2008–09 гг. [ 2 ]
Оригинальная версия
[ редактировать ]оригинальной версии оперы Прокофьева под редакцией Риты Макаллистер состоялась премьера В 2010 году в Глазго в сотрудничестве между Шотландской оперой и Королевской консерваторией Шотландии (ранее RSAMD ). Эта более краткая версия представляет мысли Прокофьева в 1941 году, до различных дополнений и поправок, которые он собирал на протяжении многих лет. Он длится примерно на 90 минут короче, чем более поздняя версия. [ 3 ]
Роли
[ редактировать ]Роль | Тип голоса | Премьерный состав Москва 1945 |
Премьерный состав Ленинград 1946 |
Премьерный состав Флоренция 1953 [ 4 ] |
Премьерный состав Ленинград 1955 |
Премьерный состав Эн-Би-Си ТВ 1957 |
Премьерный состав Москва 1957 |
Премьерный состав Москва 1959 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Версия | ||||||||
9 сцен Концертное выступление |
8 сцен Первая стажировка |
11 сцен |
11 сцен |
13 сцен [ 5 ] |
13 сцен (резать) |
13 сцен | ||
Natalya (Natasha) Rostova | сопрано | М. Надион | Tatiana Lavrova | Розанна Картери | Tatiana Lavrova | Хелена Скотт | Valentina Kayevchenko | Galina Vishnevskaya |
Count Pyotr (Pierre) Bezukhov | тенор | F. Fedotov | Oles Chishko | Франко Корелли | Glebov | Дэвид Ллойд | Vladimir Petrov | |
Князь Андрей Болконский | баритон | Андрей Иванов | Sergei Shaposhnikov | Этторе Бастианини | Sergei Shaposhnikov | Морли Мередит | Щабинский | Yevgeny Kibkalo |
Field-Marshal Prince Mikhail Kutuzov | бас | Alexander Pirogov | Бутягин | Итало Тежу | Бутягин | Кеннет Смит | Alexander Pirogov | Алексей Кривченя |
Наполеон Бонапарт | баритон | Modestov | Leon Lishner | Павел Лисициан | ||||
Граф Илья Ростов, отец Наташи. | бас | Итало Тежу | Честер Уотсон | |||||
Элен Безухова , жена Пьера | контральто | А. Васильева | Сеси Броджини | Баскова | Глория Лейн | Irina Arkhipova | ||
Князь Анатоль Курагин , ее брат | тенор | Ф. Оганян | Андрукович | Мирто Пикки | Андрукович | Дэвис Каннингем | Aleksei Maslennikov |
Другие роли
[ редактировать ]В либретто перечислено более семидесяти персонажей, и многие певцы обычно играют несколько ролей.
Другие важные персонажи:
|
Другие названные персонажи:
|
|
|
Безымянные персонажи:
Хозяин на балу и его майор-домо (теноры), слуги князя Николая Болконского - его майор-домо и старый слуга (баритоны) и горничная (сопрано), французский аббат (тенор), два прусских генерала (говорящие роли) ), два штаб-офицера (тенор и бас), денщик князя Андрея (тенор), адъютанты генерал-компаньона и князя Евгения (теноры) и маршала Мюрата (скрипичный), адъютанты Наполеона (бас) и Кутузов ( тенор), закулисный санитар (тенор), молодой рабочий (тенор), лавочник (сопрано), французский офицер (баритон), три сумасшедших (тенор, баритон, немая роль), две французские актрисы (сопрано), эскорт (немая роль).
Краткое содержание
[ редактировать ]Часть 1 (Мир)
[ редактировать ]Увертюра . или эпиграф обычно предшествуют действию
Сцена 1: После наступления темноты, в саду усадьбы графа Ростова, май 1806 года.
Андрей, который там в гостях, подавлен потерей жены. Наташа, которая тоже не может заснуть, выглядывает из окна и рассказывает Соне, как красиво выглядит сад при луне, и Андрей приходит в себя.
Сцена 2: Канун Нового года, 1810 год.
На балу в Санкт-Петербурге, на котором присутствовал царь, Пьер предлагает Андрею, которого привлекает Наташа, пригласить ее на танец. Анатоль, которого она тоже привлекает, просит Элен устроить знакомство.
Сцена 3: Городской дом князя Николая, февраль 1812 года.
Граф Ростов и Наташа посещают дом князя Николая. Он отец Андрея, с которым она помолвлена. Андрей уже год находится за границей. Княжна Марья указывает, что отец их не увидит, и граф Ростов уезжает. Однако принц, эксцентрично одетый и ведущий себя хамски, все же появляется, и Наташа понимает, что он не одобряет брак.
Сцена 4: Московский дом Пьера, май 1812 года.
Элен говорит Наташе, что она нравится Анатолю, и после некоторых колебаний Наташа слышит его признание в любви и соглашается встретиться с ним.
Сцена 5: Квартира Долохова, 12 июня 1812 г.
Долохов организовал побег своего друга Анатоля с Наташей. Кучер Балага, Долохов и Анатоль выпивают за выходку и за любовницу последнего Матрешу.
Сцена 6: Позже той ночью
Наташа узнает, что Соня выдала свою тайну госпоже Ахросимовой, у которой они остановились. Анатоля и Долохова отсылает Гаврила, а Ахросимова доводит Наташу до слез. Приходит Пьер, сообщает, что Анатоль женат, и соглашается попросить Андрея простить Наташу. Он робко признается, что сам хотел бы на ней жениться, если бы был свободен. Наташа выносит яд со сцены и в сильном волнении мчится обратно на сцену, чтобы признаться в этом Соне.
Сцена 7: Еще позже
Элен развлекает Анатоля, Метивье и аббата. Пьер, вернувшись домой, упрекает Анатоля и требует, чтобы тот немедленно покинул Москву. Он соглашается, и Пьер остается один оплакивать свои обстоятельства. Приезжает Денисов с известием, что Наполеон и его армия переправляются в Россию. Война неизбежна.
Часть 2 (Война)
[ редактировать ]Здесь обычно исполняется эпиграф , если он не использовался в начале первой части.
Сцена 8: Под Бородино, 25 августа 1812 г.
Во время подготовки к обороне Москвы Андрей и Денисов обсуждают использование партизан, чтобы усложнить жизнь армии Наполеона. Приходит Пьер, желая наблюдать сцену, и они с Андреем обнимаются, может быть, в последний раз. Фельдмаршал Кутузов предлагает Андрею место в своем штабе, но Андрей предпочитает идти в бой со своим полком. Битва начинается.
Сцена 9: Позже в тот же день
Наполеон обдумывает свою позицию, сначала отказываясь направить больше людей, затем соглашаясь. К его ногам приземляется неразорвавшееся пушечное ядро, и он отбрасывает его.
Сцена 10: Два дня спустя
Кутузов и его генералы проводят военный совет в Филях под Смоленском. Армия окажется под угрозой, если Москву придется защищать до последнего, но если армия отступит, Москва окажется во власти французов. Кутузов решает, что только отступив и потенциально пожертвовав Москвой, можно будет надеяться на победу.
Сцена 11: Москва горит.
Город горит, потому что его жители пытаются избежать капитуляции. Пьер оказывается среди некоторых москвичей, в том числе среди ветерана Платона Каратаева, которого французы обвиняют в поджоге. Пока горят приют и театр, сумасшедшие и актрисы бегут – но Наполеону приходится признать, что мужество народа расстроило его планы.
Сцена 12: В крестьянской избе в Мытищах.
Раненый князь Андрей в бреду эвакуирован вместе с Ростовыми из Москвы. Наташа, не знавшая, что он был среди ее товарищей-эвакуированных, навещает его. Она пытается извиниться за свое поведение, но он снова признается ей в любви, и они поют о своем счастье, а Наташа заверяет его, что он будет жить. Он засыпает, и его сердцебиение (передаваемое закулисным хором) останавливается навсегда.
Сцена 13: Ноябрь 1812 года.
По дороге на Смоленск отступающие французы провожают через снежную бурю группу пленных. Каратаев не успевает и его застреливают, но Пьера и остальных спасают партизаны. Денисов сообщает Пьеру, что Андрей умер, а Наташа жива и здорова. Кутузов и его люди радуются своей победе и празднуют несгибаемую волю русского народа.
Музыка
[ редактировать ]Вообще говоря, музыка первой части лирична, а второй части – драматична. Существует ряд арий, хотя они редко бывают самостоятельными и обычно им предшествуют и/или следуют ариозо или короткие разговорные отрывки. Танцевальная музыка занимает видное место в первой части, военная музыка и хоры - во второй. Ряд тем, особенно связанных с Наташей, Андреем и Пьером, повторяются на протяжении всей оперы. Основные темы Наташи и Андрея Прокофьев заимствовал из музыки, написанной им для инсценировки пушкинского « Евгения Онегина» : тема Наташи была связана с Ленским, а тема Андрея — с Татьяной. В арии Кутузова в 10-й сцене (также исполненной хором в конце оперы) повторно использовалась музыка , написанная Прокофьевым для « фильма Эйзенштейна Иван Грозный» .
Инструментарий
[ редактировать ]- Хор
- Оркестр
|
|
|
- Струнные (первая и вторая скрипки, альты, виолончели, контрабасы)
- Перкуссия (треугольник, деревянный барабан, бубен, малый барабан, большой барабан, тарелки, там-там, колокольчик, ксилофон)
Записи
[ редактировать ]Год | Бросать: Наташа, Пьер, Андрей Болконский, Prince Mikhail Kutuzov |
Дирижер, Оперный театр и оркестр |
Этикетка [ 6 ] |
---|---|---|---|
1953 | Розанна Картери , Франко Корелли , Этторе Бастианини , Итало Тежу |
Артур Родзинский , Maggio Musicale Fiorentino Оркестр и хор (Запись выступления в Maggio Musicale Fiorentino, май) |
Аудио компакт-диск: Андромеда/Мелодрама Кот: ANDRCD 5022 |
1958 | Радмила Васович-Бакочевич , Александр Маринкович, Душан Попович, Джордже Джурдеевич |
Вернер Янссен , Оркестр Белградской национальной оперы, Оркестр Венской государственной оперы и Венский камерный хор |
Аудио компакт-диск: Наксоса Архив классической музыки Кот: 9.81197-98 |
1961 | Galina Vishnevskaya, Vladimir Petrov , Yevgeny Kibkalo , Алексей Кривченя |
Alexander Melik-Pashayev , Большого театра Оркестр и хор |
Audio CD: BMG - Melodiya Кот: 74321 29 350–2 |
1982 | Galina Kalinina, Евгений Райков, Yury Masurok, Александр Ведерников |
Марк Эрмлер , Большого театра Оркестр и хор |
Audio CD: Melodiya Кот: MEL CD 10 01444 |
1986 | Galina Vishnevskaya, Веслав Охман , Лайош Миллер, Николай Гюселев |
Мстислав Ростропович , Национальный оркестр и хор ОРТФ |
Аудио компакт-диск: Эрато Кот: 2292-45331-2 |
1986 | Румяна Барева, Петко Маринов , Любомир Виденов, Стефан Еленков |
Руслан Райчев, Софийская национальная опера |
Аудио компакт-диск: Фиделио Кот: 8801/3 |
1991 | Yelena Prokina, Гегам Григорян, Александр Гергавов, Nikolai Okhotnikov |
Valery Gergiev , Кировского театра Оркестр и хор |
Аудио компакт-диск: Philips Кот: 434 097-2 DVD: Культура, Кат.: D 2903; Артхаус Музыка, Краска: 100 370 |
1999 | Ekaterina Morozova, Джастин Лаванда, Олег Балачев, Родерик Уильямс |
Ричард Хикокс , Фестивальный оркестр Сполето и Государственная симфоническая капелла России (Запись в Театро Нуово, Сполето, 4,6,8–10 июля) |
Аудио компакт-диск: Chandos Records Кот: ЧАН 9855 |
2000 | Olga Guryakova, Роберт Брубейкер , Нэйтан Ганн , Анатолий Кочерга |
Гэри Бертини , Парижской оперы Оркестр и хор (Видеозапись выступления в Опере Бастилии, Париж), много мелких и крупных сокращений, неполные. |
DVD: ТДК Кат.: DV-OPWP (Европа); ДВУС-ОПВП (США) |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эванс, Райан (16 сентября 2018 г.). «Рецензия на «Войну и мир» – жестокость и страсть в редкой опере Прокофьева» . Хранитель . Проверено 7 января 2021 г.
- ^ «Сайт Канадской оперной труппы» .
- ^ Шотландской оперы Информация о «Войне и мире» на rcs.ac.uk.
- ^ «Актёрский состав — первый пункт в этой дискографии Корелли» (PDF) .
- ^ «База данных телевизионных опер и музыкальных комедий» . webapp1.dlib.indiana.edu .
- ^ Записи «Войны и мира» на Operadis-opera-discography.org.uk.
Источники
[ редактировать ]- Браун, Малкольм Х. (июль 1977 г.). «Война и мир Прокофьева: Хроника». Музыкальный ежеквартальный журнал . 63 (3): 297–326. дои : 10.1093/mq/LXIII.3.297 .
- Фролова-Уокер, Марина (2005). «11. Русская опера; Возвращение большой оперы: Война и мир ». В Мервине Куке (ред.). Кембриджский компаньон оперы двадцатого века . Кембриджские спутники музыки . Лондон: Издательство Кембриджского университета. стр. 191–195. ISBN 0-521-78393-3 .
- Война и мир (L'Avant-Scène Opéra, 194) (2000) . Париж: Éditions Premières Loges. ISBN 2-84385-165-3 .
- Хэрвуд, граф (1987). Полный оперный сборник Коббе , 10-е издание . Лондон: Голова Бодли . ISBN 0-370-31017-9 .