Ратуша Лидса
Ратуша Лидса | |
---|---|
![]() Ратуша Лидса в 2018 году | |
![]() | |
Общая информация | |
Архитектурный стиль | Неоклассицизм / Возрождение барокко |
Город или город | Лидс |
Страна | Англия |
Координаты | 53 ° 48'01 ″ с.ш. 1 ° 32'59 ″ з.д. / 53,8003 ° с.ш. 1,5497 ° з.д. |
Строительство началось | 17 августа 1853 г. |
Открыто | 7 сентября 1858 г. |
Отремонтированный | 2019–2023 |
Расходы | £125,000 |
Клиент | Корпорация Лидса |
Высота | 225 футов (69 м) |
Технические детали | |
Площадь пола | 5600 кв. ярдов (4700 м 2 ) |
Проектирование и строительство | |
Архитектор(ы) | Катберт Бродрик |
Другие дизайнеры | Кэтрин Мауэр , Джон Томас , Джон Крэйс |
Генеральный подрядчик | Сэмюэл Атк |
Команда ремонта | |
Архитектор(ы) | Страница\Парк |
Другая информация | |
Количество мест | 1550 |
Внесенное в список памятников архитектуры - уровень I | |
Назначен | 19 октября 1951 г. |
Справочный номер. | 1255772 |
Веб-сайт | |
www |
Ратуша Лидса — муниципальное здание 19-го века на улице Хедроу (ранее Парк-лейн), Лидс , Западный Йоркшир , Англия. Планируемый, чтобы включать суды, палату совета, офисы, общественный зал и ряд церемониальных помещений, он был построен между 1853 и 1858 годами по проекту архитектора Катберта Бродрика . Со строительством Муниципального здания в 1933 году некоторые из этих функций были перенесены, а после строительства Объединенного судебного центра Лидса в 1993 году Ратуша теперь служит в основном местом проведения концертов, конференций и свадеб, ее офисы до сих пор используются некоторые департаменты совета. I степени В 1951 году ему был присвоен статус памятника архитектуры .
Задуманный как муниципальный дворец, демонстрирующий мощь и успех викторианского Лидса, и открытый королевой Викторией на пышной церемонии в 1858 году, это одна из крупнейших ратуш в Соединенном Королевстве. Имея высоту 225 футов (68,6 м), это было самое высокое здание в Лидсе в течение 108 лет, с 1858 по 1966 год, когда оно уступило этот титул отелю Park Plaza , который на 26 футов (8 м) выше и имеет высоту 253 фута (77 футов). м). Характерная башня с часами в стиле барокко, которая служит достопримечательностью и символом Лидса, не была частью первоначального проекта, но была добавлена Бродриком в 1856 году, когда гражданские лидеры стремились заявить о себе еще более грандиозно.
Проект строительства ратуши возник в период быстрого роста и индустриализации Лидса в 19 веке, чему способствовало желание конкурировать с Брэдфордом и символизировать доминирование Лидса в регионе. Разбирательства начались в июле 1850 года и проводились специальным комитетом городского совета, который провел конкурс по отбору относительно неизвестного Бродрика для подготовки проекта, а к июлю 1853 года строительство началось. цены и постоянные дополнения к его конструкции на протяжении всего строительства.
Форма ратуши Лидса использовалась в качестве модели для гражданских зданий по всей Великобритании и Британской империи, будучи одной из крупнейших и первых. Будучи ключевым историческим объектом города, его история как суда и тюрьмы демонстрируется в ходе экскурсий для публики. Несколько повторяющихся культурных мероприятий используют Ратушу в качестве места для выступлений, например, Международный конкурс пианистов в Лидсе .
Описание
[ редактировать ]

Ратуша выполнена в классическом стиле, но наводит на мысль о силе и драме. Он стоит на вершине лестничного марша на холме, специально созданном для увеличения его заметного положения. Южный, главный фасад Хедроу имеет глубоко утопленный портик из десяти коринфских колонн. [1] фриз , а затем высота 225 футов (68,6 м). [2] башня с часами, имеющая вогнутый купол и отсутствовавшая в первоначальном проекте. [3]
Три другие стороны здания аналогичны южному фасаду, за исключением того, что окружающие их колонны и пилястры расположены близко к стенам, а в пространствах между ними есть два яруса окон с круглыми головками. [2] Главный вход представляет собой арку высотой 32 фута (9,8 м) под южным портиком, в которой находятся три богато украшенные двери из кованого железа. [4] Меньший повседневный вход находится на востоке, со стороны Калверли-стрит. [2]
Зал Виктория - первоначально Большой зал - возвышается на 92 фута 6 дюймов (28,19 м) внутри параллелограмма окружающих комнат и коридоров и окружающих колоннад. Он облицован колоннами с эффектом мрамора с позолоченными капителями и основаниями, а по стенам нарисованы девизы, в том числе «Добрая воля к людям», «Суд присяжных» и «Вперед». [5] Украшение было выполнено Джоном Крейсом . [6] и, в сочетании с люстрами из хрусталя и самым большим органом в Европе в открытом состоянии, один писатель сказал, что это «лучшее место в Британии, чтобы увидеть, как это выглядит внутри свадебного торта». [7] Богато украшенный Виктория-холл, являющийся основным местом выступлений, до сих пор остается местом проведения оркестровых концертов. [8] Фрески, украшавшие купольный потолок вестибюля (фойе), были первой попыткой украсить провинциальное здание высоким искусством. [9] В центре вестибюля стоит белая мраморная статуя королевы Виктории высотой 8 футов (2,4 м) работы Мэтью Нобла , подаренная Совету при открытии зала в качестве подарка мэра сэра Питера Фэйрберна . [4]
Ратуша предоставила помещения для муниципальных ведомств, зал суда, полицейский участок и место для проведения концертов и общественных мероприятий. Он по-прежнему выполняет функцию офиса совета, хотя многие департаменты с тех пор переехали — большинство из них сейчас находятся в Меррион Хаус , открытом в 2018 году. [10] и другие, в том числе зал для заседаний совета, находятся в Общественном зале 1933 года . [11]
Скульптура
[ редактировать ]Здание построено из жерновов Роуден Хилл . [2] Будучи мастерами-архитектурными скульпторами, группа Mawer произвела большую часть декоративной резьбы. Это не включало рустованное и вермикулированное основание, «гигантские» колонны и рифленые пилястры, парапет с вазами или основные детали башни и вентиляционных башен , которые были работой каменщиков, в том числе Томаса Уайтли, который был связан с Робертом. Мауэр. [12] При подготовке к скульптурным работам каменщики обработали участки резьбы на строительных блоках, прежде чем блоки были подняты на место. Архитектурные скульпторы поднимались по лестницам и лесам, чтобы вырезать произведения искусства на всеобщее обозрение. [13]
Скульптором, ответственным за общую резьбу по зданию, является Кэтрин Мовер . [12] чьи каменные дворы находились на Оксфорд-плейс на западной стороне здания и на Джордж-стрит (ныне Грейт-Джордж-стрит) на северной стороне. [14] Ее племянник Уильям Ингл , управлявший каменными складами, [15] На всех овечьих головах вырезаны рельефы , изображающие руно . Он также отвечал за команду, создавшую общую архитектурную скульптуру . [16]
Тимпан Джона над южным входом работы скульптора Томаса (1813–1862). Фигуры представляют прогресс, искусство и торговлю. [2] Центральной фигурой является Афина , у которой есть лавровый венок , прялка , судейское кресло и совы, взятые из герба Лидса и из ее собственного набора атрибутов животных. Остальные четыре основные фигуры слева направо: Промышленность с наковальней и тюком ткани, Поэзия и Музыка с головой фавна цветов и гирляндой , Изящное искусство с коринфской капителью и бюстом Минервы и Наука с компас , глобус и инструменты. [17]
На западном и северном фасадах здания четырнадцать голов из краеугольного камня были вылеплены мужем Кэтрин Мовер Робертом между 1853 и 1854 годами, когда он умер. [2] [18] Кэтрин Мавер выполнила маски , а также путти на боковых панелях главного входа и на башне с часами. [12] Четыре портлендских каменных льва на постаментах вдоль фасада, добавление 1867 года скульптора Уильяма Дэй Кейворта-младшего. [17] контрастируют с песчаником самого здания и были смоделированы в Лондонском зоопарке . [19] Первые два льва были открыты 15 февраля 1867 года, мягкий портлендский камень впоследствии разрушился под воздействием непогоды. [20]
История
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]
До 1813 года резиденцией Корпорации Лидса был Учебный зал 1618 года на Бриггите , который также использовался в судебных целях. Лидс пережил период быстрого роста в первой половине 19 века, и к середине 19 века стало очевидно, что здание суда уже недостаточно велико для выполнения функций, которые оно выполняло; он был снесен в 1825 году и заменен новым зданием суда на Парк-Роу . [21]
Соседний город Брэдфорд , «шерстяная столица мира», взял на себя инициативу в попытках возвысить промышленные города Йоркшира с величественной величественной архитектурой, построив Георгиевский зал . в 1851–1853 годах [22] Это был новый символ статуса, и, поскольку между Лидсом и Брэдфордом существовала постоянная конкуренция, в Лидсе росли призывы к созданию собственной ратуши. [23] Врач и социальный реформатор доктор Джон Дикин Хитон стал крупным защитником и борцом за ратушу, побывав в Европе и с завистью отметив «знаменитые старые города, ратуши которых являются постоянной славой жителей и постоянным изумлением и восторгом посетителей». на расстоянии». [24] Он и другие его сторонники считали, что «если бы благородный муниципальный дворец, который мог бы иметь вид с некоторыми из лучших ратуш континента, был бы построен посреди их до сих пор убожеского и некрасивого города, он стал бы практичным наставление населению о ценности красоты и искусства, и с течением времени люди научатся соответствовать этому». [25] [24]
В июле 1850 года городской совет Лидса провел общественное собрание, на котором было принято решение построить «большой общественный зал». Подражая Георгиевскому залу, совет предложил продать акции здания по цене 10 фунтов стерлингов (что эквивалентно 1351 фунту стерлингов в 2023 году), но это не вызвало большого общественного интереса. [25] В октябре член совета предложил ввести специальную ставку для финансирования строительства вместо использования акционерного общества. Решение было отложено до муниципальных выборов в ноябре 1850 года, чтобы дать налогоплательщикам возможность высказать свое мнение. Ратуша была одобрена в январе 1851 года, когда предложение было внесено в совет и принято двадцатью четырьмя голосами против двенадцати. [26] В резолюции говорилось: «Поскольку попытка собрать средства по общественной подписке провалилась, Совет считает желательным построить ратушу, включая подходящие корпоративные здания». [27] Сумма голосования составила 22 000 фунтов стерлингов за здание и 9 500 фунтов стерлингов за землю. [28] Он был призван продемонстрировать превращение Лидса в важный промышленный центр во время промышленной революции и символизировать гражданскую гордость и уверенность. [29]
Комитет совета был создан для оценки мнения жителей Лидса. Он направил делегации в другие крупные города, включая Манчестер и Ливерпуль, чтобы изучить их планы по строительству общественных залов. В июле 1851 года он представил отчет, среди консультантов которого был Джозеф Пакстон , проектировщик Хрустального дворца . В рекомендации отчета указано место для зала на территории, которая тогда называлась Парк-лейн (после того как она была преобразована в Хедроу), где располагался Парк-Хаус и его сады. [30] Этот участок находился на окраине центра города того времени, но для проекта требовался большой участок земли, которого не было на перегруженных центральных улицах. Он был куплен у богатого торговца по имени Джон Блейдс за сумму 9500 фунтов стерлингов. [31] (эквивалент 1 313 856 фунтов стерлингов в 2023 году).
Эта схема не сразу получила всеобщую поддержку; В предложении совета в феврале 1852 года было предложено «неразумно и нецелесообразно продолжать работу с Залом». [32] Это и другие предложения по ограничению расходов были отклонены небольшим большинством голосов, но они продемонстрировали, что финансовая осмотрительность была сильным принуждением для некоторых местных политиков Виктории, которые не любили нести гражданские расходы без подлинных доказательств общественной выгоды. В Лидсе они оказались в меньшинстве, и в том же году он поддержал другие крупные проекты, такие как прокладка городской канализации. Поддержка со стороны общественности и заинтересованных групп также помогла: Философское и литературное общество Лидса решительно поддержало зал, как и недавно созданное Общество улучшения Лидса (несмотря на его сомнения в компетентности совета обеспечить его). [32] Хитон, его секретарь, на протяжении всего десятилетия напоминал недовольным налогоплательщикам, что Ратуша важна, если город хочет отказаться от своего имиджа архитектурного захолустья с небольшим количеством достойных зданий. [23]
Никто не хотел бы недооценивать важность мегаполиса, но, в конце концов, не в Лондоне мы находим лучшие образцы нашей английской архитектуры... Именно в тех местах, которые когда-то были провинциальными городами или деревнями, мы обнаруживаем больше всего почтенные и самые яркие памятники вкуса и самопожертвования наших предков. И может наступить время, когда археолог будущего будет искать лучшие образцы построек нынешнего правления не в судах или палатах парламента, а в некоторых провинциальных городах, где, возможно, спешка и спешка жизнь не была такой большой, как в столице.
- Планы и документация
- Парк-лейн в 1847 году; На месте Ратуши расположен небольшой парк.
- Карта 1852 года с изображением Парк-хауса, где сейчас находится ратуша.
- Первый рисунок предлагаемой ратуши (ок. 1852 г.)
- План здания ратуши
Дизайн
[ редактировать ]
Городской совет Лидса в 1852 году объявил тендер на проекты архитекторов на открытом конкурсе - распространенный метод выбора архитекторов для строительства важных зданий в 19 веке. [33] В проекте речь шла о здании, которого еще не существовало в Англии, сочетающем под одной крышей функции учебных залов, концертных залов и зданий суда, а также муниципальные офисы и приемные для мэра. Даже монументальное здание Георгиевского зала в Ливерпуле содержало только общественный зал, небольшой концертный зал и суды присяжных. В амбициозном задании также требовалось место для 8000 человек, но относительно скромный бюджет вызвал насмешки, а затраты действительно росли на протяжении всего проекта. В «Инструкциях для архитекторов» не было предписаний о том, какой стиль следует использовать в проекте, поскольку использование преобладающего неоклассического стиля было неписаным предположением. [34]
Сэра Чарльза Барри , который в то время все еще занимался восстановлением Вестминстерского дворца , убедили дать совет комитету ратуши при вынесении решения: [35] что придало соревнованию значительный статус. [36] Премии в размере 200, 100 и 50 фунтов стерлингов были присуждены участникам, занявшим первое, второе и третье места. [37] Было получено только шестнадцать заявок, что меньше, чем ожидалось, возможно, из-за небольших сумм призов и нежелания Совета нанимать архитектора-победителя. [34]
Записи были анонимизированы и под псевдонимами для обеспечения беспристрастности. Проект, представленный под названием « Honor alit Artes », был рекомендован Чарльзом Барри, и выяснилось, что контракт выиграл Катберт Бродрик , молодой архитектор из Халла , который был неизвестен за пределами его родного города. Он много путешествовал по Европе в 1844–1845 годах и полюбил ее классическую архитектуру. Ему было всего двадцать девять, когда он выиграл конкурс на должность мэра. [38] но позже спроектировал некоторые из известных достопримечательностей викторианского Лидса - Кукурузную биржу , Механический институт и плавательные бани на Кукридж-стрит. [8]
Второе место в соревновании досталось партнёрам Генри Фрэнсису Локвуду (под руководством которого Бродрик тренировался). [39] ) и Уильям Моусон , который спроектировал Зал Святого Георгия в Брэдфорде в 1849 году, а затем с 1869 года продолжил строительство мэрии Брэдфорда . [40]
В основных элементах дизайна Бродрика использовался отчетливо римский стиль, сильно отличающийся от любого из других представленных проектов, в которых использовалась мощная входная колоннада и прямоугольный план, и он черпал вдохновение из французских зданий последних десятилетий. Барри, возможно, привлекли его рациональность, порядок и логика. [41] Его первый проект включал углубления на восточной и западной сторонах, но вскоре он был дополнен дополнительными офисами, в результате чего получилась внушительная прямоугольная масса. [36] У комитета ратуши изначально были сомнения после выбора Бродрика, в основном связанные с его молодостью, и он попросил Барри подтвердить способности Бродрика в строительстве такого большого здания; Барри ответил высокой похвалой: он «полностью удовлетворен тем, что Совет может доверить [Бродрику] самую полную безопасность», [42] и что «здание, построенное по этим планам, будет самой совершенной жемчужиной Лондона». [35] В отличие от большинства экспертов, Барри продолжал проявлять интерес к Бродрику и ходу строительства ратуши. [43] Затем комитет предпринял необычный шаг, настояв на включении в контракт Бродрика пункта, в котором говорилось, что он не получит никакой оплаты сверх принятой сметы в 39 000 фунтов стерлингов, если затраты на работу превысят ее. Бродрик согласился с этим пунктом с оговоркой, что он не будет применяться, если затраты возрастут по причинам, не зависящим от него, и был сформирован подкомитет для «контроля за ходом работ». [44]
Столь большого общественного здания в городе раньше не строилось. Его площадь почти такая же, как у льняной фабрики Temple Works в Холбеке (1840 г.). [36] Бродрик также интересовался новыми смелыми методами. В крыше Victoria Hall используется инновационная система ламинированных деревянных балок, удерживаемых коваными болтами, с пролетом 72 фута (22 м). Считается, что это первый образец деревянной конструкции, взятый из конструкций крыш Хрустального дворца Пакстона и Кубитта Льюиса навеса для поездов Кингс-Кросс , которые также были построены в 1850-х годах. [2]
Строительство
[ редактировать ]Строительные работы
[ редактировать ]
25 июля 1853 года контракт на строительство был заключен с Сэмюэлем Атаком, строителем и каменщиком из Лидса. [45] и Бенджамин Масгрейв, красильщик. [46] Его стоимость составила 41 835 фунтов стерлингов, а срок завершения - 1 января 1856 года; оба элемента в конечном итоге оказались сильно недооцененными. Здание построено в основном из местного йоркширского камня, но проблемы с поиском достаточно больших блоков достаточного качества подразумевали использование жерновов из 17 различных карьеров, что привело к беспокойству о том, подойдет ли цвет. [47] Камень Родон-Хилл предпочитался для тех частей здания, на которых должна была быть резьба; Многие колонны были образованы песчаником Дербишира. [48] Первый камень в фундамент был заложен 17 августа 1853 года мэром Джоном Хоупом Шоу. [49] На церемонии присутствовало большое количество людей, на которой мэр поместил в полость камня некоторые предметы той эпохи, чтобы сформировать капсулу времени , в том числе монеты и газеты, и нанес на камень раствор серебряным мастерком ( выставлен на всеобщее обозрение в Лидс-Сити) . музей). За последующими речами следовала длинная процессия, состоящая из духовых оркестров , Бродрика, мировых судей, членов совета и других. Торжества продолжились гражданским банкетом, гуляниями на Вудхаус-Мур и фейерверками. [50]
Сообщается, что во время работ Бродрик был «полон решимости довести эту схему до конца, «любой ценой»». [2] Выдержки из журнала учета работ Джеймса Дональдсона, сохранившегося в Архивной службе Западного Йоркшира , показывают, что Бродрик настаивал на высочайшем качестве работы. [51] Повторяющиеся жалобы включают медленный прогресс, плохое качество обработки, плохое качество камня и недостаточную проходимость камней ; Атак и Масгрейв больше привыкли строить мельницы, чем красивые, крупные общественные здания. В записке из дневника от января 1854 года записано, что Масгрейв «возражал против отделки такой большой части обломочной стены в целом и против дорогостоящего способа, которым [от него] требовалось возвести стену». [51] [52] В марте 1855 года «мистер Бродрик был настолько недоволен использованием камня Родон-Хилл, что взял молоток и разрушил карнизный камень, чтобы предотвратить его использование». [51] [52]
Различные другие проблемы преследовали проект, который столкнулся с давлением сроков, связанным с согласием королевы Виктории открыть здание. Атак поссорился с Бродриком на ранних этапах строительства из-за постоянного перепроектирования Бродриком деталей и споров о том, что работа не соответствует его спецификациям. Набор армии для Крымской войны , начавшейся в октябре 1853 года, вызвал нехватку рабочих рук и рост заработной платы. Из-за этого, а также из-за того, что это был период полной занятости, рабочая сила колебалась на протяжении всего строительства ратуши, что замедляло его, к большому разочарованию архитектора и комитета ратуши. Эти проблемы в конечном итоге привели к банкротству Атака в марте 1857 года; для завершения проекта было назначено несколько других местных подрядчиков. [53]

Какими бы ни были сомнения совета в первые дни, теперь он, похоже, решил, что для их ратуши нет ничего слишком хорошего. Они предоставили финансирование в беспрецедентных масштабах: для приемных мэра, которые историк Дерек Линструм описал как «великолепно обставленные». [54] портреты Уильяма Уилберфорса и Чарльза Джеймса Фокса , а также мраморный медальон Наполеона III и Евгении . [54] Бродрик участвовал во всех деталях оформления общественных помещений, каждое из которых имело свой характер, хотя самые богатые эффекты были сохранены для Зала Совета в юго-восточном углу (ныне известного как Зал Альберта), который, помимо спаренных рифленые пилястры и орнаментированный фриз, изысканный потолок с изящно расписанными стеклянными панелями. Хотя красная сафьяновая мебель Бродрика и оригинальная галерея были убраны в 1930-х годах, комната представляет собой характерный пример классической формы декора, которая явно понравилась Бродрику. Уникальные вариации декоративных капителей интерьера были разработаны Бродриком, чтобы выразить историю города, включая такие мотивы герба Лидса , как пары сов и голова барана, символизирующие золотое руно, на котором было процветание Лидса. основанный на. [55]
Преобладающей критикой во время строительства зала была его стоимость: первоначально совет выделил на строительство 39 000 фунтов стерлингов (увеличение по сравнению с грантом 1851 года в размере 22 000 фунтов стерлингов), но контракт Атака был на сумму 41 835 фунтов стерлингов, что является увеличением стоимости, вызванным ростом цен на рабочую силу. и материалы. [46] Общая стоимость после всех контрактов на строительство и отделку оценивается примерно в 125 000 фунтов стерлингов. [56] (около 16 миллионов фунтов стерлингов в 2023 году) – и совету пришлось найти дополнительное финансирование в то время, когда среди рабочего класса Лидса царила большая бедность . [57]
Изменения дизайна
[ редактировать ]Во время строительства было много изменений в дизайне, например, добавлен орган, который стал считаться венцом; Ратуши в других местах последовали этому примеру. Другой пример - вентиляционные башенки (теперь считающиеся частью его характера, но вызвавшие тревогу при первом появлении) и вазы на парапете крыши, на которые Бродрик запросил дополнительные деньги у совета только после того, как были заказаны пробные украшения. Бродрик никогда не уклонялся от просьб о дополнительных суммах на усовершенствование своего здания, поэтому ему повезло, что в совете было большинство, поддерживающее строительство по самым высоким стандартам. [3]
Самой спорной модификацией стало включение башни. Для них существовал прецедент в общественных зданиях в ратуше Ливерпуля и Королевской бирже в Лондоне. Проект башни Бродрика стоимостью 6000 фунтов стерлингов был отклонен в феврале 1853 года, но он долго обсуждался, и предложение вновь появилось в сентябре 1854 года с ограничением стоимости в 7000 фунтов стерлингов, но оно снова было отклонено Советом. Противники башни использовали аргумент, что «башня будет стоить денег и на нее будет приятно смотреть, а не использовать». [58] Сторонники, снова во главе с доктором Джоном Дикином Хитоном, писали о континентальных ассоциациях большой и впечатляющей ратуши. Он надеялся, что посетители приедут в Лидс, чтобы увидеть ратушу, и что башня стоимостью в несколько дополнительных тысяч фунтов придаст зданию красоту, выходящую за рамки «простого утилитаризма». [58]
В феврале следующего года был достигнут компромисс, когда Совет проголосовал за разрешение «такой формы конструкции крыши, которая могла бы в конечном итоге позволить возвести башню, если в любой момент это будет сочтено желательным». [59] Лишь в марте 1856 года строительство башни (за 5500 фунтов стерлингов) было официально одобрено большинством в девятнадцать человек. [59] [60] Он будет иметь форму купола, опирающегося на колонны, подобные коринфским колоннам южного фасада. Вполне вероятно, что Бродрик спроектировал башню еще до начала строительства, о чем свидетельствуют такие факты, как ее поддержка со стороны влиятельных лоббистов с самого начала и преждевременное расширение фундаментных стен, чтобы можно было добавить еще одну. Чарльз Барри на ранних этапах тоже предлагал купол или небольшую башню, чтобы отвлечь внимание от арочной застекленной крыши, выступающей над парапетом. [41]
Подрядчиком строительства башни и внутренних работ была назначена фирма Addy and Nicholls. [2] Башня была завершена только после официального открытия ратуши, где колокол весом 4 длинных тонны и весом 1 центнер (9100 фунтов или 4,1 т), отлитый компанией John Warner & Sons . в 1860 году повесили [48] [61] за ним следует часовой механизм, установленный Dent of London (циферблаты, разработанные Эдмундом Беккетом Денисоном , установленные Поттсом ) на один этаж над колоколом. [62] Первоначально предполагалось, что от большого вестибюля с колоннами, ведущими в большой зал, пришлось отказаться в пользу тесного вестибюля, поддерживающего башню наверху, но это считалось достойной ценой за дополнительный драматизм и мощь, которую могла бы дать башня. предоставлять. [3]
Кинорежиссер Джонатан Мидс отмечал, что «символическая, репрезентативная функция ратуши Лидса возрастала в период ее зарождения и строительства. летающая башня в центре Великолепно угрюмое, пассивное здание по воле промоутеров зала превратилось в великолепно угрюмое и агрессивное». [63]
Более поздние изменения
[ редактировать ]
Дальнейшие модификации ратуши продолжали вноситься после ее открытия, начиная с того, что в 1860-х годах входные ступени были частично изменены на полукруглые. [64] В 1867 году Бродрик предложил поставить в каждом дворе световое окно большего размера. [2] а затем, позже в том же году, размещение четырех скульптурных львов вдоль южного фасада. Последние штрихи Бродрика к ратуше — львы — работа Уильяма Дэя Кейворта-младшего из Халла, и каждый из них сделан из двух кусков портлендского камня с зигзагообразными соединениями. [17] Свидетельства раннего интереса Бродрика к скульптурам львов задокументированы в путевых зарисовках из его европейского турне, в соборе Сан-Лоренцо и Палаццо дель'Университа в Генуе, а также памятнике Клименту XIII в соборе Святого Петра в Риме. [5]
Внутри Виктория-холла в 1874 году была добавлена галерея. [5] а затем заменен в 1890 году нынешним дизайном Уильяма Генри Торпа (1852–1944); отремонтировал зал Виктория в 1894 году Джон Диббли Крейс в желтовато-белой цветовой гамме, заменив зеленые цвета его отца Дж. Г. Крейса 1857 года. [5] В 1905 году на площади Виктории на южном фронте был открыт памятник королеве Виктории работы Джорджа Фрэмптона , заменивший фонтан, а количество окон на углу Калверли-стрит и площади Виктория было увеличено с трех до пяти. В 1907 году в подвал была построена новая парадная лестница. В 1930-х годах оригинальное оборудование, в том числе галерея, спроектированная Бродриком, было потеряно при расширении классического Зала Совета. Площадь Виктории была снова изменена в 1937 году, когда три статуи Виктории, Роберта Пиля и герцога Веллингтона были перенесены в Вудхаус-Мур в одной миле от центра города. При этом изогнутые входные ступени были заменены обратно на прямые. [64]
Открытие
[ редактировать ]
Чтобы увидеть тысячи зрителей,
Вокруг Новой Ратуши,
Мясники, пекари, гостиничные официанты,
Лудильщики, портные, снобы и все такое,
Дети дуются, женщины кричат,
Чтобы увидеть зрелище, они все бегут,
Некоторые заняты обшариванием карманов,
Некоторые принимают их такими, какие они есть.
- Популярная песня того времени, олицетворяющая эту сцену. [65]
Несмотря на превышение затрат более чем в три раза, городской совет Лидса посчитал ратушу отличной инвестицией и отметил ее новое центральное место. Подготовка к открытию ратуши была сделана заранее. 6 сентября 1858 года королева прибыла на центральный железнодорожный вокзал Лидса , где ее встретила толпа людей численностью от 400 000 до 600 000 человек. [66] Совет даже учредил подкомитет по уличному украшению – улицы города были украшены флагами, транспарантами и транспарантами. Она остановилась на ночь в Вудсли-Хаусе на Кларендон-Роуд, доме мэра Питера Фэйрберна, с усиленной военной охраной. День совместили с выставкой местных изделий, проходившей в Суконных рядах , и музыкальным фестивалем. Уильям Стерндейл Беннетт был назначен дирижером и ему было поручено написать пастораль «Королева мая» по этому случаю . Фестиваль открылся Мендельсона » « Илией и завершился Генделя » «Мессией . Городская полиция Лидса была усилена офицерами из Вест-Райдинга, Брэдфорда, Лондона и Бирмингема. [38] Местные репортеры с восторгом заявили, что в тот день, когда глава Империи находилась в Лидсе, город на короткое время стал ее столицей. [5]
Здание было официально открыто 7 сентября королевой Викторией и принцем Альбертом , хотя башня все еще была незавершенной. [56] Посмотреть на королевскую процессию пришли огромные толпы людей, в том числе 32 000 школьников, собравшихся на Вудхаус-Мур. Она проследовала от дома мэра по Вудхаус-лейн до центра города и обратно на вершину Ист-Парейд, где была построена временная триумфальная арка, обрамляющая здание. Маршрут был тщательно спланирован так, чтобы Виктория и Альберт могли увидеть большую часть города, не заглядывая в новую ратушу. [65] С красной ковровой дорожкой и военным оркестром на ступенях они вошли в здание, она посвятила мэра в рыцари, а затем от ее имени премьер-министр граф Дерби объявил зал открытым . Позже королеву сопроводили на станцию Веллингтон, чтобы отправиться на север, в Балморал . [65]
22 сентября 1858 года, всего через две недели после открытия ратуши, Британская ассоциация развития науки провела свое ежегодное собрание в Лидсе. В течение многих лет Лидс хотел провести собрание Британской ассоциации, и строительство большого зала сделало это возможным. С тех пор в Ратуше состоялось множество встреч, конференций и выставок. [67] [68] В 19 веке здесь проходило несколько крупных судебных процессов, в том числе над Чарльзом Писом в 1879 году, [69] и Кейт Довер в 1882 году. [70]
Ратуша и совершенно новая площадь Виктории, построенная на месте единственного дома и сада и которая после завершения строительства была совершенно несоразмерна жилому району, эффективно изменили баланс всего города и привели к значительному развитию на север и к западу от Городской площади , бывшего центра. [71]
20 век
[ редактировать ]
Общественный зал Лидса , расположенный на соседнем участке дальше по Калверли-стрит, был сдан в эксплуатацию в 1929 году в рамках кейнсианского проекта, призванного обеспечить работой местных безработных. Общественный зал открылся в 1933 году как резиденция городского совета Лидса; Советская палата ратуши была преобразована в зал суда. [72]
14 и 15 марта 1941 года Лидс бомбардировке Люфтваффе подвергся . Дома были разрушены в городских районах, а бомбы упали на центр города, попав в восточную сторону ратуши, причинив значительный ущерб ее крыше и стенам на Калверли-стрит. [73] Вскоре после этого ущерб был устранен, но доказательства все еще остались в Виктория Гарденс. Во время Второй мировой войны в склепе ратуши располагался пост ARP , а с 1942 года — британский ресторан , где люди могли насладиться дешевой горячей едой, которая оказалась популярной после войны, была отремонтирована в 1960 году и закрыта в 1966 году. [74]
В 1951 году ратуша была внесена в список памятников архитектуры I степени . Этот статус применяется к сооружениям, представляющим исключительный архитектурный и исторический интерес, и который обеспечивает установленную законом защиту от несанкционированного сноса или модификации. [2]
В 1991 году пожар повредил зал суда. [2] В 1993 году на Вестгейте открылся Объединенный судебный центр Лидса , положив конец роли ратуши как здания суда; [69] его полицейский участок и камеры (Брайдвелл) были закрыты одновременно. Во время своего пребывания в качестве присяжных Лидса, а затем и Королевского суда, ратуша рассматривала различные примечательные дела, в том числе осуждение и пожизненное заключение Стефана Кишко за убийство Лесли Молсида в 1976 году (позже отмененное) и осуждение Жиги Панкотии за убийство Джека Эли Майерса в 1961 году. Панкотия стал последним человеком, которого повесили в тюрьме Армли . [75]
На протяжении большей части 20-го века Ратуша оставалась черной от сажи и дыма окружающего ее промышленного города. Весной 1972 года в здании прошла первая официальная уборка (в предыдущих случаях его поливала пожарная команда), в ходе которой была обнаружена большая часть детальной каменной кладки. [48] Против этого решительно выступил Гражданский фонд Лидса , который предпочел, чтобы его чернота «стала символом промышленного прошлого города и напоминанием будущим поколениям о загрязнении воздуха, с которым город так успешно борется». [76]
21 век
[ редактировать ]В 2019 году начался масштабный проект реконструкции всего здания, финансируемый капитальным фондом городского совета Лидса, при этом общественная кампания профинансировала некоторые расходы на внутреннюю реконструкцию. В ходе трехлетних работ будут предусмотрены новые сиденья и звукоизоляция, новые бары и места для общественных мероприятий в ранее заблокированных залах, комплексный внутренний ремонт, модификация двух люстр с использованием регулируемых светодиодов, перенос кассы на первый этаж. шотландская фирма Page\Park Architects . За все проектные решения отвечает [77] Также ведутся работы на башне с часами и крыше, включая замену всей черепицы на валлийский сланец; проект крыши разрабатывается и реализуется компанией NPS Group. [78] В рамках кровельных работ подрядчики обнаружили на куполе высотой 225 футов (69 м) мемориальную доску 1861 года, установленную последними людьми, работавшими над ним. На мемориальной доске написано: «Герберт Уэсткомб и Джозеф Нетт после этого сняли этот купол и установили старый свинец». [79] Здание планируется вновь открыть в 2022 году, к городскому культурному фестивалю Лидс 2023. [77]
Закрытие ратуши Лидса в ноябре 2021 года на реконструкцию и консервацию дало возможность провести обширную работу над органом ратуши Лидса . Привычный корпус и некоторые трубы сохраняются и ремонтируются, но весь механизм органа, консоль и около трети из 6500 труб делаются новыми. [80]
В 2019 году в башне с часами была установлена капсула времени, собранная группой молодых людей, работающих с музеями и галереями Лидса . В капсуле содержатся такие предметы, как меню Нандо , девять минифигурок Lego , мобильный телефон, изображение совы Лидса и кулинарная книга Службы консультирования по обучению и обучению беженцев, подаренная женщиной, переехавшей из Сирии в Лидс в 2018 году. [81]
Текущее использование
[ редактировать ]
Несмотря на то, что первоначальное назначение Ратуши в качестве резиденции местного правительства в Лидсе было передано последующим муниципальным зданиям, она сохраняет активную роль в гражданской и культурной жизни города. Конференции, свадьбы и гражданские партнерства проходят в зале Альберта и люксе Бродрика, которые были преобразованы из бывшего зала суда и зала Совета и являются домом для ЗАГСа . [82] Роскошный зал Виктория является местом проведения многих выступлений – его орган на 6600 труб до сих пор остается самым большим образцом с тремя мануалами в Европе – регулярные органные концерты во время обеда дают городской органист Саймон Линдли и другие, [8] [83] в то время как полная программа музыки, комедии и выставок использует это главное пространство круглый год. [8] Ратуша используется для проведения нескольких повторяющихся культурных мероприятий, таких как Международный концертный сезон в Лидсе, проводимый раз в три года Международный конкурс пианистов в Лидсе , [84] и Международный кинофестиваль в Лидсе . [85] Другие мероприятия включают Международный фестиваль пива в Лидсе, четырехдневный ежегодный фестиваль, посвященный и популяризации крафтового пива. [86]
Ратуша является достопримечательностью и объектом культурного наследия; Время от времени проводятся экскурсии по зданию и местам, обычно закрытым для публики. Среди сохранившихся исторических особенностей - старый зал суда района с деревянными скамейками и лестницей, ведущей с пристани в подвал - сейчас складское помещение, но первоначально это был колодец (тюремные камеры), расположенный под крыльцом. [83] Также доступна только во время экскурсий башня с часами, вход в которую ведет по 203 спиральным ступеням и в которой находятся оригинальные Potts & Sons с четвертным боем. четырехциферблатные часы [8]
Ратуша Лидса использовалась в качестве места для съемок нескольких фильмов и телепрограмм при поддержке Screen Yorkshire . Он использовался в первых сценах фильма « Папина армия» 2016 года. [87] в то время как «Новый государственный деятель» , [8] Сериалы «Острые козырьки» , «Остаток» , «Сокровище нации» и «Убийства ABC» входят в число постановок, в которых использовались внутренние и внешние кадры. [88]
Оценка
[ редактировать ]Много было написано о важности здания как объекта культурного наследия для города Лидса и страны. Представляя собой эволюцию гражданского роста Лидса от торгового города до крупного города, Ратуша является наследием горожан и лидеров своего времени, которым удалось выразить растущее богатство и значение Лидса. [89] Его башня, часто используемая как символ Лидса, была описана академиком Колином Каннингемом как «удивительно уверенный и индивидуалистический дизайн, не имеющий очевидных прецедентов». [3] и является объектом защищенного обзора в местной политике планирования, гарантирующей, что никакие новые высотные здания не закроют вид на него вдалеке через западную часть центра города. [90]
Ратуша Лидса использовалась в качестве модели для гражданских зданий по всей Великобритании и Британской империи , будучи одной из крупнейших и первых. [8] В частности, ратуша Болтона в Большом Манчестере (1873 г.) и Ратуша Портсмута в Хэмпшире (1890 г.), обе работы архитектора Лидса и студента Бродрика Уильяма Хилла (1827–1889), во многом заимствованы из ратуши Лидса. [91] Еще одно важное заимствование его формы – квадратный план с неоклассическим дизайном и башней – это здание Парламента ( в Мельбурне пересмотренный проект 1879 года). [92] [93] такие как здание парламента как и другие колониальные примеры , в Аделаиде (1880-е годы), а в Южной Африке - мэрия Кейптауна (1893 год) и мэрия Дурбана (1885 год). [93] Кроме того, как сообщается, многие американцы ездили в Лидс специально, чтобы увидеть ратушу после ее открытия, которую некоторые почитали так же высоко, как средневековые соборы. Композиция здания с концевыми павильонами и доминирующей центральной башней была принята, например, в мэрии Филадельфии ( Джон Макартур-младший , 1871–1901), которая поразила историков архитектуры как окончательное развитие идеи Бродрика о куполообразной башне, увенчанной с великой статуей Уильяма Пенна , в то время как первый проект Капитолия штата Нью-Йорк имел аналогичную планировку и башню, которая очень напоминала ратушу Лидса. [93]
В 1857 году, перед открытием, на собрании Ливерпульского архитектурно-археологического общества два ливерпульских архитектора сделали следующие замечания о ратуше Лидса:
Г-н Дж. А. Пиктон заявил, что у него была возможность осмотреть новую ратушу. Внешне он не был таким внушительным, как Сент-Джордж-холл в Ливерпуле, но внутри это было произведение столь же большого достоинства. Его планировка была равна всему, что он когда-либо видел, и в этом отношении превосходила их собственный зал. Двумя недостатками Георгиевского зала были убогие входы и темнота коридоров, которых в здании в Лидсе не было. Здание во всех отношениях заслужило высокую оценку строителя.
Г-н Х. П. Хорнер подтвердил, что его пригодность для этой цели внешне превосходит Георгиевский зал, и преодолел возражения, выдвинутые против зданий классического характера относительно необходимости установки окон. Интерьер был бы во многих отношениях лучше, особенно в плане освещения. Во всех отношениях ратуша Лидса была самым успешным зданием, построенным в нынешнем столетии.- Лидс Интеллиджер , 21 ноября 1857 г. [94]
Примерно через столетие после его открытия историк архитектуры Николаус Певснер писал: «Лидс может гордиться своей ратушей, одним из самых убедительных зданий своего времени в стране, и классическими зданиями того времени, без сомнения, самыми успешными. " Певснер не решался похвалить башню, написав: «Архитектор еще не совсем решил, хочет ли он купол, подобный куполу Гринвичской больницы, или башню». [1]
В никогда не транслировавшемся фильме BBC 1960-х годов об меняющейся архитектуре Лидса поэт Джон Бетджеман , известный своей любовью к викторианской архитектуре , похвалил ратушу. [95]
Программа BBC 2007 года, представленная Джонатаном Мидсом, представила Катберта Бродрика и оценила архитектуру ратуши Лидса. Мидс сказал
Ратуша Лидса – незабываемое зрелище. Между нелогичной башней и корпусом здания существует примечательное напряжение. Это напряжение существует не только между вертикалью и горизонталью, существует также рассчитанное стилистическое изменение. Само здание использует устройство колонн и пилястр монотонно. [...] Купола не должны быть вогнутыми. Здесь есть какая-то ужасная ненормальность, это похоже на сатанинский фрик-шоу, придуманное Бердслеем или Виктором Гюго, который писал: «Уродство сродни возвышению». Действительно, весь внешний вид здания демонстрирует склонность к чудовищному извращению камня. Бродрик с самого начала эксплуатировал свойства [Millstone Grit]. С ним нельзя работать деликатно. Он поддается гигантизму, солидности и такой рустовке – червеобразной, то есть в виде червей. [...] Это говорит нам о том, что город-штат Лидс будет существовать еще долго после того, как нынешний урожай его граждан вымрет. Это здание ставит нас на свое место так же уверенно, как любой великий собор.
— [63]
В ноябре 2008 года ратуша Лидса и ратуши Галифакса , Пейсли , Берслема , Хорнси , Манчестера , Линтона , Данфермлина , Фордвича и Мач-Венлока в качестве «десяти ратуш, которые стоит посетить» были выбраны журналом Architecture Today . В нем говорилось: «Воплощение северной гражданской напыщенности, муниципальный дворец Лидса обладает величием, которое помогает поддерживать чувство собственной значимости города. Его архитектор Катберт Бродрик также внес свой вклад в создание кукурузной биржи и городского музея, прежде чем исчезнуть в безвестности». [96]
См. также
[ редактировать ]- Архитектура Лидса
- Список самых высоких зданий и построек в Лидсе
- Leeds Civic Hall , здание-преемник гражданских функций городского совета Лидса.
- Памятники I степени в Западном Йоркшире
- Внесенные в список зданий в Лидсе (Сити и Ханслет-Уорд - северная часть)
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Перейти обратно: а б Певснер 1959 , с. 314.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Историческая Англия . «РАТУША, Лидс (1255772)» . Список национального наследия Англии . Проверено 23 ноября 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Вебстер 2011 , с. 185.
- ^ Перейти обратно: а б «Описание ратуши». Лидс Меркьюри . № 6843. 7 сентября 1858 г. с. 8. ОСЛК 32428267 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Линструм 1978 , с. 343.
- ^ Ширан 1993 , с. 50.
- ^ Морган 2006 , с. 27.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Барнэм, Крис (ноябрь 2014 г.). «За кулисами ратуши Лидса» . Крытое (44 изд.). стр. 24–25 . Проверено 28 сентября 2019 г.
- ^ «Местная разведка». The Huddersfield Chronicle и рекламодатель Западного Йоркшира . № 266. 5 мая 1855 г. с. 5. ОКЛК 688641757 .
- ^ «Меррион Хаус официально открыт» . Ценные бумаги городского центра . июль 2018 года . Проверено 9 марта 2020 г.
- ^ Певснер 1959 , с. 315.
- ^ Перейти обратно: а б с «Визит королевы в Лидс и открытие ратуши» . Лидс Интеллиджер . Лидс. 7 сентября 1858 г. с. 1. Повтор статьи от 4 сентября. Томас Уайтли упоминается в титрах к работе.
- ^ «Новая биржа» . Лидс Таймс . Архив британской газеты. 29 сентября 1866 г. с. 5 столбец 6 . Проверено 9 марта 2020 г.
- ^ Справочник Уайта и топография районов Лидс и Брэдфорд . Лидс: Белый. 1861. с. 330.
- ^ «Дворянство, духовенство и шляхта» . Лидс Таймс . 31 марта 1855 г. с. 1 столбец1 . Проверено 13 марта 2019 г. - из Архива британской газеты.
- ^ «Визит королевы в Лидс и открытие ратуши» . Лидс Интеллиджер . Лидс. 4 сентября 1858 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Статуи и надписи: открытие ратуши Лидса» . Городской совет Лидса . Проверено 22 ноября 2017 г. .
- ^ «Указательная запись – Смерти 1854 г.» . Свободная БМД . ОНС . Проверено 25 октября 2016 г.
- ^ Морган 2006 , с. 25.
- ^ «В этот день» . Твиттер . Проверено 16 февраля 2021 г.
- ^ Кристалл 2016 , стр. 41–42.
- ^ Каннингем 1981 , с. 64.
- ^ Перейти обратно: а б Хант 2019 , с. 184.
- ^ Перейти обратно: а б Бриггс 1993 , стр. 154–162.
- ^ Перейти обратно: а б Линструм 1999 , с. 17.
- ^ «Происхождение: открытие ратуши Лидса» . Городской совет Лидса . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 22 ноября 2017 г. .
- ^ Бриггс 1993 , с. 158.
- ^ «Новая ратуша Лидса». Рекламодатель в Хэмпшире и Salisbury Guardian . № 1467. Саутгемптон. 4 октября 1851 г. с. 3.
- ^ Рэтмелл 2005 , с. 60.
- ^ Перейти обратно: а б Бриггс 1993 , стр. 158–159.
- ^ Ибботсон 2009 , стр. 9–21.
- ^ Перейти обратно: а б Бриггс 1993 , стр. 159–160.
- ^ Харпер 1983 , Введение.
- ^ Перейти обратно: а б Линструм 1999 , с. 18.
- ^ Перейти обратно: а б «Планы ратуши Лидса». Лидс Меркьюри . № 6213. 1 января 1853 г. с. 5. ОСЛК 32428267 .
- ^ Перейти обратно: а б с Вебстер 2011 , с. 183.
- ^ «Обсерватория». Брэдфордский обозреватель . № 984. 13 января 1853. с. 5. ОКЛК 608122220 .
- ^ Перейти обратно: а б Путтгенс 1979 , с. 32.
- ^ Вебстер 2011 , с. 182.
- ^ Историческая Англия . «БРЭДФОРДСКАЯ РАТУША, Брэдфорд (1133675)» . Список национального наследия Англии . Проверено 12 января 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Линструм 1999 , с. 20.
- ^ Линструм 1999 , с. 19.
- ^ Линструм 1999 , стр. 19–20.
- ^ Бриггс 1993 , с. 164.
- ^ «Новая ратуша Лидса». Лидс Меркьюри . № 6243. 30 июля 1853 г. с. 8. ОСЛК 32428267 .
- ^ Перейти обратно: а б Бриггс 1993 , с. 166.
- ^ Каннингем 1981 , с. 163.
- ^ Перейти обратно: а б с Митчелл 2000 , стр. 109–113.
- ^ «Закладка первого камня ратуши Лидса». Ежедневные новости . № 2260. 18 августа 1853. с. 2. ОКЛК 1007464762 .
- ^ «Закладка первого камня в фундамент: открытие ратуши Лидса» . Городской совет Лидса . Архивировано из оригинала 17 февраля 2007 года . Проверено 22 ноября 2017 г. .
- ^ Перейти обратно: а б с « Выписки из журнала приказчика » (27 сентября 1853 г. - 20 февраля 1857 г.). Контракты и документы, относящиеся к строительству ратуши, визиту Квинса и открытию ратуши, ID: LLD1/4/42/3/3[C]. Архивная служба Западного Йоркшира .
- ^ Перейти обратно: а б Вебстер 2011 , с. 184.
- ^ Бриггс 1993 , стр. 169–170.
- ^ Перейти обратно: а б Линструм 1999 , с. 29.
- ^ Линструм 1999 , с. 31.
- ^ Перейти обратно: а б Вебстер 2011 , с. 188.
- ^ Бриггс 1993 , стр. 141–143.
- ^ Перейти обратно: а б Бриггс 1993 , стр. 164–165.
- ^ Перейти обратно: а б Бриггс 1993 , с. 165.
- ^ «Ратушная башня». Лидс Меркьюри . № 6452. 8 марта 1856 г. с. 1. ОКЛК 32428267 .
- ^ «Колокол Виктории в ратуше Лидса». Ежедневные новости . № 4259. 6 января 1860 г. с. 2. ОКЛК 1007464762 .
- ^ «Часы ратуши Лидса». Лидс Меркьюри . № 7113. 26 мая 1860 г. с. 7. ОСЛК 32428267 .
- ^ Перейти обратно: а б Джонатан Мидс (май 2007 г.). Снова за границей: Дело об исчезнувшем архитекторе (Телепродукция). Би-би-си . Проверено 8 июня 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Группа НПС (июнь 2017 г.). Заявление о дизайне, доступе и наследии: Ратуша Лидса (отчет). Городской совет Лидса.
- ^ Перейти обратно: а б с Торнтон 2002 .
- ^ Таффри, Питер (18 ноября 2014 г.). «Поздравляем Викторию на открытии ратуши» . Йоркшир Пост . Проверено 22 ноября 2017 г. .
- ^ «Британская ассоциация содействия развитию науки». Ежедневные новости . № 3858. 25 сентября 1858 г. с. 2. ОКЛК 1007464762 .
- ^ «Встречи Британской ассоциации; их важные местные выгоды». Лидс Меркьюри . № 6850. 25 сентября 1858 г. с. 4. ОСЛК 32428267 .
- ^ Перейти обратно: а б «Брайдвелл: открытие ратуши Лидса» . Городской совет Лидса . Архивировано из оригинала 15 сентября 2015 года . Проверено 12 января 2020 г.
- ^ «Дело об отравлении Шеффилда, суд над Кейт Довер» . Приложение к газете Sheffield and Rotherham Independent . Шеффилд. 11 февраля 1882 г. с. 10 столбец1 . Проверено 13 июля 2019 г. - из Архива британской газеты.
- ^ Каннингем 1981 , стр. 174–175.
- ^ Фрейзер 1980 , стр. 427–429.
- ^ Скилбек, Хелен (15 сентября 2017 г.). «Террор ратуши» . Секретная библиотека . Библиотеки и информационная служба Лидса . Проверено 16 сентября 2017 г.
- ^ «Военное время: открытие ратуши Лидса» . Городской совет Лидса . Архивировано из оригинала 15 сентября 2015 года . Проверено 22 ноября 2017 г. .
- ^ «Кого казнили последним в Лидсе?» . Йоркшир Ивнинг Пост . 21 марта 2018 года . Проверено 11 января 2020 г.
- ^ Стивен Берт, Кевин Грейди (2002). Иллюстрированная история Лидса (2-е изд.). Бридон. п. 237.
- ^ Перейти обратно: а б «Нет предела, поскольку ратуша Лидса готовится к капитальному ремонту» . Городской совет Лидса . 18 сентября 2019 года. Архивировано из оригинала 23 сентября 2019 года . Проверено 11 января 2020 г.
- ^ «Капсула времени на часах ратуши — яркое напоминание о современном Лидсе» . Городской совет Лидса . 18 ноября 2019 года . Проверено 15 мая 2020 г.
- ^ «Реконструкция ратуши Лидса открывает достопримечательности, невиданные почти столетие» . Новости Би-би-си . 18 сентября 2019 г. Проверено 11 января 2020 г.
- ^ «Проект обновления органов» . Ратуша Лидса . Проверено 12 февраля 2024 г.
- ^ «Меню Чики Нандо помещено в капсулу времени на часах ратуши Лидса» . Йоркшир Ивнинг Пост . Архивировано из оригинала 5 декабря 2019 года . Проверено 5 декабря 2019 г.
- ^ «Ваша церемония в Лидсе» (PDF) . Городской совет Лидса. п. 4.
- ^ Перейти обратно: а б «Настоящие дни: открытие ратуши Лидса» . Городской совет Лидса . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 22 ноября 2017 г. .
- ^ "О" . Международный конкурс пианистов в Лидсе . Проверено 12 января 2020 г.
- ^ Робинсон, Пол (5 октября 2012 г.). «Вступительные титры, готовые к показу на Международном кинофестивале в Лидсе 2012» . Йоркшир Ивнинг Пост . Архивировано из оригинала 17 сентября 2018 года . Проверено 15 октября 2012 г.
- ^ «Международный фестиваль пива в Лидсе возвращается в ратушу» . Лидс-Список . Архивировано из оригинала 12 сентября 2017 года . Проверено 23 ноября 2017 г.
- ^ «Папина армия» (PDF) . Ассоциация местного самоуправления. Архивировано из оригинала (PDF) 21 сентября 2018 года . Проверено 21 сентября 2018 г.
- ^ «Ратуша Лидса» . Экран Йоркшир . Архивировано из оригинала 29 сентября 2019 года . Проверено 29 сентября 2019 г.
- ^ Линструм 1999 , с. 41.
- ^ «Руководство по проектированию высотных зданий: Структура местного развития Лидса» (PDF) . Городской совет Лидса . 2007. с. 30 . Проверено 11 января 2020 г.
- ^ Каннингем 1981 , с. 43.
- ^ «Дом парламента Мельбурна» . Отели и курорты Риджес . Архивировано из оригинала 11 января 2020 года . Проверено 11 января 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Линструм 1978 , с. 339.
- ^ «Архитекторы Ливерпуля и ратуша Лидса» . Лидс Интеллиджер . 21 ноября 1857 г. с. 9 столбец 6 . Проверено 22 сентября 2023 г. - из архива британских газет.
- ^ «Гала-концерт открытия города короткометражных фильмов с сэром Джоном Бетджеманом в Лидсе» . Международный кинофестиваль в Лидсе . Архивировано из оригинала 14 октября 2008 года . Проверено 2 января 2015 г.
- ^ «Десять ратуш, которые стоит посетить» . Дейли Телеграф . 29 ноября 2008 г. Архивировано из оригинала 3 декабря 2017 г. . Проверено 11 декабря 2008 г.
- Библиография
- Бриггс, Аса (24 марта 1993 г.), Викторианские города , Калифорнийский университет Press , ISBN 978-0-520-07922-9
- Кристал, Пол (2016), Лидс в 50 зданиях , Эмберли, ISBN 978-1-4456-5455-3
- Каннингем, Колин (1981), ратуши викторианской и эдвардианской эпохи , Рутледж, ISBN 978-0-7100-0723-0
- Фрейзер, Дерек (1980), История современного Лидса , Manchester University Press , ISBN 978-0-7190-0781-1
- Харпер, Роджер Х. (1983), Викторианские архитектурные конкурсы: указатель британских и ирландских архитектурных конкурсов в The Builder, 1843–1900 , Mansell Publishing, ISBN 978-0-7201-1685-4
- Хант, Тристрам (2019), Строительство Иерусалима: взлет и падение викторианского города , Penguin Books , ISBN 978-0-14-199013-2
- Ибботсон, Найджел (2009), Leeds City Beautiful , Бридон, ISBN 978-1-85983-678-1
- Линструм, Дерек (1978), Architects and Architecture Западного Йоркшира , Лунд Хамфрис, ISBN 978-0-85331-410-3
- Линструм, Дерек (1999), Башни и колоннады: Архитектура Катберта Бродрика , Философское и литературное общество Лидса , ISBN 978-1-870737-11-1
- Митчелл, WR (2000), История Лидса , Phillimore & Co , ISBN 978-1-86077-130-9
- Морган, Джон (2006), Праздник Лидса , Great Northern, ISBN 978-1-905080-21-2
- Певснер, Николаус (1959), Йоркшир: Западная езда, Том 17 , Penguin Books
- Путтгенс, Патрик (1979), Лидс: Сзади вперед, Наизнанку, Перевернутый город , Stile Books, ISBN 978-0-906886-00-7
- Ширан, Джордж (1993), Лидс: Архитектурное наследие , Райберн, ISBN 978-1-85331-058-4
- Торнтон, Дэвид (2002), Лидс: История города , Fort Publishing Ltd, ISBN 978-0-9536576-6-7
- Вебстер, Кристофер (2011), Строительство великого викторианского города: архитекторы и архитектура Лидса 1790–1914 гг. , Публикации Северного наследия, ISBN 978-1-906600-64-8
- Рэтмелл, Сьюзен (2005), Лидс ( Pevsner Architectural Guides ) , Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета, стр. 60–67, ISBN 978-0-300-10736-4
Внешние ссылки
[ редактировать ]
СМИ, связанные с архитектурными элементами ратуши Лидса , на Викискладе?
- Историческая Англия . «Ратуша Лидса — класс I (1255772)» . Список национального наследия Англии .
- Полный виртуальный тур на 360 градусов по ратуше Лидса – Roundme
- Предлагается дополнительная информация о ратуше Лидса - Леодис.
- Спецификация органа
- Ратуша Лидса: «НПОР [N02796]» . Национальный реестр органов . Британский институт органных исследований .
- Правительственные здания, построенные в 1858 году
- Памятники I степени в Лидсе
- Здания и сооружения в Лидсе
- Концертные залы Англии
- Правительственные здания I степени
- Концертные залы I степени внесены в список
- Туристические достопримечательности Лидса
- Мэрии и ратуши в Западном Йоркшире
- Неоклассическая архитектура в Лидсе
- Здания Катберта Бродрика