Leon Lishner
Леон Лишнер (4 июля 1913 — 21 ноября 1995) — американский оперный бас-баритон . Он был особенно связан с творчеством Джан Карло Менотти , создав партии в мировых премьерах четырех его опер. Он выступал во многих постановках Нью-Йоркской городской оперы и Оперного театра NBC в 1950-х и начале 1960-х годов.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Лишнер родился в Нью-Йорке и был сыном русских еврейских иммигрантов в США. Он получил дипломы по музыке в Городском колледже Нью-Йорка и Джульярдской школе . [ 1 ] В 1942–1943 годах он работал в Сильвана Левина Филадельфийской оперной труппе ; исполнил партии Аркеля в «Пеллеасе и Мелизанде» , Коллина в «Богеме» , доктора Слепого в «Летучая мышь» , доктора Бартоло в «Женитьбе Фигаро» . [ 2 ] После появления второстепенных ролей в нескольких операх с различными труппами, его первой заметной сценической ролью стала роль главного полицейского агента на мировой премьере оперы Джана Карло Менотти « Консул» в Филадельфии в 1950 году. [ 3 ] Он продолжил постановку, когда позже в том же году она переехала на Бродвей . Он также исполнил эту партию в 1953 году на концерте с Филадельфийским оркестром и в 1957 году в Public Garden в Бостоне. [ 4 ]
После критического успеха «Консула » Менотти был приглашен NBC написать оперу для телевидения, которую должен был показать недавно созданный Оперный театр NBC (NBCOT). Результатом стала весьма успешная рождественская опера «Амал и ночные посетители» , премьера которой состоялась в канун Рождества 1951 года и транслировалась по всей стране для миллионов людей. [ 5 ] Для этой постановки Менотти задействовал многих певцов из «Консула» ; включая Лишнера, который получил роль короля Бальтазара. [ 6 ] Он продолжал исполнять эту роль вместе с другими первоначальными взрослыми актерами в ежегодных прямых телетрансляциях вплоть до 1964 года. [ 7 ] Они также давали ежегодные национальные туры Амала , выступая с симфоническими оркестрами на концертах по всей территории Соединенных Штатов. [ 8 ]
Лишнер исполнил роли еще в двух операх Менотти. Он сыграл Дона Марко в пьесе Менотти « Святой с Бликер-стрит» , которая дебютировала на Бродвее в 1954 году. В 1963 году он исполнил «Клерка/Смерть в лабиринте Менотти» , который также был заказан NBCOT. Он пел еще в нескольких постановках для NBC Opera, включая Джона Клэггарта в Бенджамина Бриттена » «Билли Бадде (1952), [ 9 ] Осмин в опере Вольфганга Амадея Моцарта « Похищение из сераля» (1954), [ 10 ] и Наполеон Бонапарт в Сергея Прокофьева ( «Войне и мире» 1957). [ 11 ] Он также исполнил говорящую партию Степана на мировой премьере фильма Богуслава Мартину « Женитьба » (1953) для NBC. [ 12 ]
В августе 1953 года Лишнер дебютировал в Центральной городской опере в партии герра Райха в опере Отто Николаи « Виндзорские веселые жены» . [ 13 ] Вскоре после этого он присоединился к артистам Нью-Йоркской городской оперы (NYCO); дебютировал в труппе в октябре 1953 года в роли Дотторе Гренвиля в опере Джузеппе Верди « Травиата» . [ 14 ] В составе NYCO он, в частности, пел партии в американских премьерах Готфрида фон Эйнема и «Процесса» « Марка Блицштейна ( Регины» Бен Хаббард, 1953). [ 15 ] Особый триумф он имел в NYCO в 1958 году в роли сэра Морозуса в опере Рихарда Штрауса « Швейгсаме фрау» . [ 16 ] Среди других ролей, которые он исполнял с труппой, были Альсиндоро в «Богеме» (1955), [ 17 ] Карлино в «Доне Паскуале» (1955), [ 18 ] г-н Райх (1955 г.), [ 19 ] и Осмин (1958). [ 20 ]
В 1955 году Лишнер исполнил партию Водолея в опере Антонина Дворжака « Русалка» в Ратуше под управлением Петера Германа Адлера . [ 21 ] В 1956 году он спел роль Дэниела Вебстера в пьесе Вирджила Томсона « Мать всех нас» вместе с Ширли Эммонс в ее получившем премию Оби, спектакле Сьюзен Б. Энтони, в театре Феникс. [ 15 ] В 1966 году он исполнил партию доктора Коленати на американской премьере оперы Леоша Яначека « Дело Макропулоса » в Опере Сан-Франциско . [ 22 ] В 1972 году он исполнил роль Рамбальдо Фернандеса в «Рондине» для Филадельфийской лирической оперной труппы с Анной Моффо в роли Магды де Сиври.
Лишнер работал на музыкальном факультете Вашингтонского университета с 1964 по 1979 год. Композитор Кэрол Сэмс назвала его Богом в своей опере «Небеса» . [ 1 ] Он умер в Сиэтле в возрасте 82 лет. [ 15 ] После его смерти его записанная версия « Тачанки » стала вступлением к Neutrale Kijkers , подкасту о чемпионате мира в России.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Мелинда Баргрин, Кэрол Бирс (22 ноября 1995 г.). «Басовый голос Леона Лишнера очаровал оперную публику - он пел как божества и дьяволы на протяжении десятилетий» . Сиэтл Таймс .
- ^ Бесплатная библиотека Филадельфии : Папка: Филадельфийская оперная труппа, 1938–1944 гг.
- ^ « Консул» приветствовался в Филадельфии; Мари Пауэрс и Патрисия Ньюэй остановили шоу в New Menotti Work» . Нью-Йорк Таймс . 2 марта 1950 года.
- ^ «Патриция Ньюэй в звездной роли оперы в общественном саду», The Christian Science Monitor , 15 июня 1957 г.
- ^ Олин Даунс (25 декабря 1951 г.). Премьера оперы Менотти, первой для телевидения . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Джон Ардоин. Этапы Менотти , Doubleday Press, 1985.
- ^ Пол Грубер (1993). Путеводитель Метрополитен-опера по записанным операм . WW Нортон и компания. п. 250 – через Интернет-архив .
- ^ Митчелл Хэдли. «Три короля за 50 минут» .
- ^ Олин Даунс (20 октября 1952 г.). «Музыка БИЛЛИ БАДДА НА ТЕЛЕВИДЕНИИ; Версия Чотцинова на NBC оказалась лучше, чем опера в оригинальной форме» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ «Сегодня откроется телевизионный оперный сезон на канале NBC», The Los Angeles Times , 31 октября 1954 г.
- ^ Говард Таубман (14 января 1957 г.). «Музыка: «Война и мир»; актерский состав» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Олин Даунс (8 февраля 1953 г.). «МАРТИНУ ОПЕРЫ НА TV BOW; «Женитьба» по пьесе Гоголя, представленная NBC в отличной постановке» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ «Кармен» и «Веселые жены» представлены в Центральном городе», The Christian Science Monitor , 8 августа 1953 г.
- ^ "Представлена Травиата", The New York Times , 19 октября 1953 г.
- ^ Jump up to: а б с Аллан Козинн (23 ноября 1995 г.). «Леон Лишнер, бас-баритон, умер в 82 года» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ « ДАННАЯ «МОЛЧАЯ ЖЕНЩИНА»; Леон Лишнер в «Работе Штрауса в центре города» . Нью-Йорк Таймс . 27 октября 1958 года.
- ^ «Музыка: Дебют в городской опере; Адель Аддисон поет Мими в «Богеме» » . Нью-Йорк Таймс . 28 марта 1955 года.
- ^ «ДВА СМЫЧКА В ЦЕНТРЕ; Рассел и Эйкен Херд в опере «Дон Паскуале» городской оперы » . Нью-Йорк Таймс . 13 апреля 1955 года.
- ^ «РАСПИСАНИЕ ГОРОДСКОЙ ОПЕРЫ; В четверг труппа впервые споет «Веселых жен»» . Нью-Йорк Таймс . 25 марта 1955 года.
- ^ Росс Парментер (13 октября 1958 г.). «Опера: звезды на замену; зрительский тенор поет в «Серале» » . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Олин Даунс (12 марта 1955 г.). «Музыка: «Русалка» Дворжака представлена в ратуше; Адлер дирижирует оперой в концертной форме» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Архивы Оперы Сан-Франциско.