Соловей и роза (опера)

— опера « Оскара » камерная Соловей и роза в одном действии (пяти картинах) российского композитора Елены Фирсовой (соч. 46, 1990–1991), написанная на ее собственное английское либретто по мотивам Уайльда. одноименный рассказ на стихи Кристины Россетти .
История создания и производительности
[ редактировать ]Опера была написана по заказу Пауля Эстерхази, директора Ульмского театра в Германии . Фирсова создала либретто, соединив текст Оскара Уайльда сказки , взятый из сборника «Счастливый принц и другие истории» (1888), с четырьмя стихотворениями Кристины Россетти . Это было последнее произведение, законченное композитором в Советском Союзе перед переездом в Англию в 1991 году. Однако от идеи постановки в Германии пришлось отказаться, когда Пауль Эстерхази внезапно покинул Ульмский театр.
Опера была поставлена в Лондоне. Премьера состоялась 8 июля 1994 года (с последующими выступлениями 9, 16, 18 и 20 июля) в Театре Алмейда оперой Алмейды с певцами Рэйчел Холлауэлл (меццо-сопрано), Филипом Шеффилдом (тенор) и Кэрол Смит. (сопрано), дизайнер Джулиан Макгоуэн, режиссер Кэролайн Гоун и дирижер Дэвид Пэрри .
Издатели
[ редактировать ]Права на публикацию:
- Boosey & Hawkes , Лондон для Великобритании, Британского Содружества (исключая Канаду Республики ) и Ирландской .
- Internationale Musikverlage Hans Sikorski, Гамбург , для Германии, Дании , Швейцарии , Испании , Греции , Исландии , Израиля , Нидерландов , Португалии , Скандинавии , Турции .
Роли
[ редактировать ]- Соловей – ( сопрано )
- Студент – ( тенор )
- Девушка – ( меццо-сопрано )
- Зеленая Ящерица – меццо-сопрано (из хора)
- Баттерфляй – тенор (из припева)
- Дейзи — бас (из припева)
- Белая роза - хор (2 сопрано, 2 альта)
- Желтая роза – припев (2 тенора, 2 баса)
- Red Rose Tree — хор (2 сопрано, 2 альта, 2 тенора, 2 баса)
- Дуб — бас с микрофоном (из припева)
Счет
[ редактировать ]Флейта (= пикколо), гобой , кларнет , фагот , валторна , труба , тромбон , 3 перкуссиониста ( треугольник , индийские джинглы , кнут , маракасы , бамбуковые трубы, пагоды джинглы , большой барабан , подвесные тарелки , колокольчики , китайский гонг , яванский гонг , тамтам , глокеншпиль , ксилофон , вибрафон ), арфа , челеста , струны (1/1/1/1/1)
Краткое содержание
[ редактировать ]- Сцена 1. Сад студента. Девушка, которую он любит, говорит студенту, что она будет танцевать с ним всю ночь, если только он принесет ей красную розу. Но он не может найти красную розу в саду. Соловей слышит его жалобы и так тронут, что решает сама найти для него красную розу.
- Сцена 2. К сожалению, первые два розовых дерева, которые она просит, дают белые и желтые розы. Лишь третье дерево, растущее под окном студента, дает красные розы. Но это дерево продрогло от зимних морозов, и соловей узнает, что свою красную розу она получит только в том случае, если будет петь ему всю ночь, прижимая сердце к одному из его шипов и проливая теплую кровь на его холодные ветви. Она должна отдать свою жизнь за эту красную розу.
- Сцена 3. Студент ничего в этом не понимает. Услышав в саду песню соловья, он думает, что это что-то бессмысленное и бесполезное.
- Сцена 4. Так соловей, насаженный на шип розового дерева, всю ночь поет под окном студента. А на рассвете она умирает, и ее тело падает в высокую траву.
- Сцена 5. Студент выглядывает и к своему восторгу видит красную розу, которую тут же срывает и несет любимой девушке. Но девушку это совершенно не впечатляет, потому что она совсем слепая корова, заявляющая, что роза не пойдет к ее платью и в любом случае она предпочитает драгоценности, подаренные ей племянником Чемберлена. Итак, разочарованный и нетерпеливый студент швыряет красную розу под колеса проезжающего экипажа и возвращается к своим книгам. Хор – как эхо голоса мертвого Соловья – поет из-за сцены: «Помни меня…»
Обзор
[ редактировать ]Музыка оперы была описана одним критиком следующим образом: «...ее замысловатая камерная партитура настолько деликатна, восторженно, угасающе романтична, что мы слушали ее без жалоб». (Дэвид Мюррей, Financial Times , 11 июля 1994 г.).
Музыка и звуковые образцы
[ редактировать ]Кульминацией оперы являются четыре песни «Соловья», составляющие четыре сонета Кристины Россетти (1830–1894):
- 1. Вспомни меня, когда я уйду… прочитай стихотворение (см. пример музыки ниже)
- 2. Спи, печаль незабытая, поспи немного…
- 3. Я так устал, так устал от сегодняшнего дня…
- 4. Время летит, надежда гаснет, жизнь складывает усталое крыло… см. Сонет №10.
Библиография
[ редактировать ]- Русские в Англии , в Юрия Холопова «Ex oriente...: Десять композиторов из бывшего СССР», Берлин: Verlag Ernst Kuhn, 2002, стр. 207–266. ISBN 3-928864-84-Х
- Фирсова, Елена Олеговна Стивена Джонсона, в « Оперном словаре Нью-Гроув », изд. Стэнли Сэди (Лондон, 1992) ISBN 0-333-73432-7