Графический звук
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2008 г. ) |
Графический звук или нарисованный звук (фр. son dessiné , нем. grische Tonerzeugung ,; ит. suono disegnato ) — звукозапись, созданная из изображений, нарисованных непосредственно на пленке или бумаге, которые затем воспроизводились с помощью звуковой системы. Существует несколько различных техник в зависимости от используемой технологии, но все они являются следствием технологии «звук на пленке» и основаны на создании искусственных оптических полифонических звуковых дорожек на прозрачной пленке.
История
[ редактировать ]Первые практические кинозвуковые системы были созданы почти одновременно в СССР, США и Германии. В Советской России Павел Тагер первые разработки инициировал в 1926 году в Москве.
В 1927 году, всего через несколько месяцев, Александр Шорин начал свои исследования в Ленинграде. Популярная версия его «Шоринофона», широко использовавшаяся для полевой и студийной звукозаписи, была основана на механическом воспроизведении граммофоноподобных продольных канавок вдоль диафильма. Другая версия системы Шорина – «Кинап», используемая в основном для кинопроизводства звука, была основана на оптической записи переменной площади на пленке – «поперечной» записи, как ее называли в России.
Еще в 1916 году в статье «Грядущая наука о музыке и новая эра в истории музыки» Арсений Авраамов изложил свой взгляд на будущее музыкального искусства: «Зная способ записи сложнейшего звука текстур с помощью фонографа, проанализировав кривую структуру звуковой канавки, направляя иглу резонирующей мембраны, можно создать синтетически любой, даже самый фантастический звук, сделав канавку с правильной структурой формы и глубины».
В октябре 1929 года вышел первый кинопрокат «Пятилетки». . Разработан фильм А.Рома «План великих работ» В группу, работавшую над этим фильмом, вошли художник, книжный иллюстратор и аниматор Михаил Цехановский, а также талантливый изобретатель и инженер Евгений Шолпо. Но самым ярким участником проекта стал Арсений Авраамов - композитор, журналист, теоретик музыки, изобретатель, один из самых авантюрных людей своего времени, исполнительский зачинщик, непримиримый противник классической двенадцатитоновой системы (основанной на хорошо темперированной гамме). , пропагандист ультрахроматической «системы Weltton», разработчик экспериментальных музыкальных инструментов и инструментов, а также автор легендарной «Симфонии заводских сирен » .
Члены экипажа были поражены видом первой увиденной ими звуковой дорожки, и Михаил Цехановский высказал мысль: «А что, если мы возьмем в качестве фонограммы какой-нибудь египетский или древнегреческий орнамент, возможно, мы услышим какую-нибудь неизвестную архаичную музыку?» . Каждый член съемочной группы сразу увидел в новом оптическом пленочном звуковом процессе средство эффективной реализации своих давних идей: Арсений Авраамов - для дальнейшего развития своей концепции ультрахроматической «системы Вельттона» и исследования звуковых качеств нового декоративного звука; Евгений Шолпо – для развития своего «безисполнительного» музыкального инструментария. На следующий день они уже яростно работали над экспериментами с тем, что они называли по-разному: «декоративным», «рисованным», «бумажным», «графическим», «искусственным» или «синтетическим» звуком.
20 февраля 1930 года, всего несколько месяцев спустя, Арсений Авраамов упомянул о новом направлении в своей лекции для звукорежиссерской группы АРРК (Авраамов 1930). В октябре 1930 г. новая методика была описана в статье Э. Вейзенберга «Мультипликация звука» (Вейзенберг, 1930).
Точно в то же время аналогичные усилия предпринимались в Германии Рудольфом Пфеннингером в Мюнхене и, ок. 1931-32, Оскар Фишингер в Берлине. Согласно утверждениям Оскара Фишингера из его статьи «Звучащие орнаменты», впервые опубликованной на немецком языке в 1932 году и распространенной по всему миру, «Между орнаментом и музыкой сохраняются прямые связи, а это значит, что Орнаменты — это Музыка. Если вы посмотрите на полоску пленки из моих экспериментов с синтетическим звуком, то увидите по одному краю тонкую полоску неровных орнаментальных узоров. Эти орнаменты — нарисованная музыка — они являются звуком: пропущенные через проектор эти графические звуки транслируют тона неслыханной доселе чистоты, и таким образом, совершенно очевидно, открываются фантастические возможности для создания музыки в будущем». [1]
Согласно статье, опубликованной в 1931 году, подход Авраамова был аналогичным: «Композитор Арсений Авраамов в НИИ проводит интересные эксперименты по созданию рисованной музыки. Вместо обычной записи звука на пленку с помощью микрофона и фотоэлемента он просто рисует на бумаге геометрические фигуры, затем фотографируя их на звуковую дорожку диафильма. Далее эта диафильм воспроизводится как обычный фильм с помощью кинопроектора. Будучи прочитанной фотоэлементом, усиленной и прослушиваемой через громкоговоритель, эта диафильм содержит хорошо известную музыкальную запись, а ее тембр невозможно соотнести ни с одним существующим музыкальным инструментом.
Товарищ Авраамов проводит сейчас исследование по записи более сложных геометрических фигур. Например, записать графические изображения простейших алгебраических уравнений, нарисовать молекулярные орбиты некоторых химических элементов. В этих исследованиях композитору помогает группа молодых сотрудников НИИ кино и фотографии. К концу декабря Авраамов завершит свою новую работу и покажет ее киносообществу. Вполне возможно, что прослушивание отрывков «Рукописной музыки» будет организовано в радиопередаче» (Кино, 1931).
Национальный совет по кинематографии Канады
[ редактировать ]В 1950-х годах Национального совета по кинематографии Канады аниматоры Норман Макларен и Эвелин Ламбарт , а также кинокомпозитор Морис Блэкберн начали собственные эксперименты с графическим звуком, адаптируя приёмы Пфеннингера и русского художника Николая Войнова . [2] Макларен в 1951 году создал короткометражный фильм «Pen Point Percussion» , демонстрирующий свою работу. [3] В следующем году Макларен завершил свою самую известную работу, получивший премию Оскар антивоенный фильм « Соседи» , в котором покадровая пикселизация сочеталась с графическим саундтреком. Blinkity Blank — это короткометражный анимационный фильм Нормана Макларена 1955 года, выгравированный прямо на чернокожем герое фильма, сочетающий в себе импровизационный джаз и графические звуки. В 1971 году Макларен создал свой последний графический звуковой фильм «Синхромия» . [4]
См. также
[ редактировать ]- Вариофон
- синтезатор АНС
- Дафна Орам
- Пленочная анимация , ее аналог в анимации.
- Орамика
- Воспроизведение паттерна
Примечания
[ редактировать ]- ^ Фишингер, Оскар. «Звучащие украшения». Немецкая генеральная газета Kraft und Stoff. Нет. 30, 28 июля 1932 г.
- ^ Хоббс, Грэм. « Каждый фильм — это своего рода танец: искусство Нормана Макларена» . КиноПочта . Архивировано из оригинала 28 сентября 2011 года . Проверено 16 марта 2011 г.
- ^ Макларен, Норман. «Ударные перкуссии» . Короткометражный документальный фильм . Национальный совет по кинематографии Канады . Проверено 21 ноября 2011 г.
- ^ Кларк, Кен (лето 1987 г.). «Дань Норману Макларену» . Аниматор (19): 2 . Проверено 20 марта 2011 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Изволов Николай. Из истории живописного звука в СССР . Киноведческие записки, №53, 2001, с. 292 (на русском языке)
- Смирнов Андрей. Звук из бумаги . Москва, ноябрь 2007 г.
- Смирнов Андрей. Борис Янковский: Жизнь в звуковом спектре. Рисованный звук и синтез звука в Советском Союзе в 1930-е годы . стр. 97–120; Тим Бойкетт/Андрей Смирнов. Нотная запись и визуальная музыка . стр. 121–126. Звуковые машины между экспериментом и медиатехнологиями. (C) Стенограмма Верлага, Билефельд, 2010 г. От: Дэниел Гетманн (редактор) [1]
- Смирнов Андрей. Его производят свет и бумага . Статья в каталоге выставки «Смотри, что я слышу» в Центре искусств Ангиен-ле-Бен, Франция. стр. 16–27, ISBN 978-2-916639-17-8
- Андрей Смирнов и Любовь Пчелкина. Российские пионеры ИСКУССТВА ЗВУКА. Музыкальные эксперименты . Статья в каталоге выставки «ЛЕНИН, СТАЛИН и Музыка», стр. 96–105. Музей музыки, 12 октября 2010 г. – 16 января 2011 г. Cite de la musique, Париж. ISBN 978-2-213-65566-6
- Андрей Смирнов (2013). «6. Звук против изображений» и «7. Графический звук» (PDF) . Sound in Z - Эксперименты в области звука и электронной музыки в России начала 20 века (PDF) . Лондон: Звук и музыка / Koenig Books. стр. 155–174, 175–236. ISBN 978-3-86560-706-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Медиа-группа Umatic, Краткая история оптического синтеза
- Посмотрите графические звуковые фильмы «Синхромия» и «Перкуссия кончиком пера» в Национальном совете по кинематографии Канады.
- Виброэкспонатор Борис Янковский и Виброэкспонатор на тему "120 лет электронной музыки"