Михаил Цехановский
Михаил Цехановский | |
---|---|
Рожденный | Михаил Михайлович Техановский 7 июня 1889 г. |
Умер | 22 июня 1965 г. | ( 76 лет
Род занятий | Аниматор, художник, книжный иллюстратор |
Михаил Михайлович Цехановский ( русский : Михаил Михайлович Цехановский ; 7 июня [ OS 26 мая] 1889 — 22 июня 1965) — российский и советский художник, режиссёр-аниматор , книжный иллюстратор, сценарист, скульптор и педагог. Он был одним из основателей и бесспорных лидеров ленинградской школы советской анимации . Заслуженный артист РСФСР ( 1964 ). [ 1 ] [ 2 ]
Ранние годы
[ редактировать ]Михаил Цехановский родился в Проскурове (современный Хмельницкий, Украина ) в русской дворянской семье. Его отец Михаил Юрьевич Цехановский ( польск . Ciechanowski ) (1859—1928/29) — действительный статский советник и сахарозаводчик, официальный представитель Всероссийского общества сахарозаводчиков, эмигрировавший в Париж после Октябрьской революции . Его мать Зинаида Григорьевна Цехановская умерла в 1899 году в возрасте 32 лет. [ 3 ] [ 4 ]
Цехановский вырос в Санкт-Петербурге и учился в Первой петербургской гимназии , самой престижной школе своего времени, куда принимались только дети дворян. [ 5 ] Рисовать начал еще в гимназии, а по ее окончании уехал в Париж, где в 1908–1910 годах обучался на скульптора в частных мастерских. По возвращении Цехановский поступил в Императорскую Академию художеств и на юридический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета , но покинул их обоих с началом Первой мировой войны и переехал в Москву. Затем он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества , которое окончил в 1918 году. [ 1 ] [ 6 ]
В том же году он был зачислен в 16-ю армию советскими властями , где его таланты были использованы в агитпропе . Цехановский рисовал плакаты, проектировал агитпоезда, расписывал кинотеатры и клубы, вырезал скульптуры и делал декорации для парадного театра. С 1920 по 1922 год он также возглавлял художественную студию при Смоленском университете Красной Армии. Среди его учеников был Михаил Вольпин , который впоследствии написал сценарии для многих своих анимационных проектов. [ 6 ]
Ленинградский период
[ редактировать ]От книги к фильму
[ редактировать ]В 1923 году Цехановский демобилизовался и вернулся в Санкт-Петербург (тогда Петроград, через год переименованный в Ленинград ), где продолжил художественную карьеру. Среди его проектов были киноплакаты, рекламирующие зарубежные фильмы. Также преподавал искусство в Таврическом художественном училище . В 1926 году он присоединился к группе книжных иллюстраторов Владимира Лебедева , специализировавшейся на детской литературе. Областью Цехановского была научно-популярная . Его отличительный «индустриальный» художественный стиль под влиянием Лебедева и эстетика конструктивизма принесли ему известность. [ 6 ] [ 7 ]
В 1927 году он проиллюстрировал в «Пост» стихотворение Самуила Маршака о письме, сопровождавшем его друга Бориса Житкова в его приключениях по всему миру. Книга неоднократно переиздавалась и с тех пор считается вершиной мастерства Цехановского. Биографы сошлись во мнении, что сама книга оформлена по правилам киномонтажа и «полна движения». Художник также выпустил ряд флипбуков , поэтому его обращение к анимации было лишь вопросом времени. [ 1 ] [ 6 ]
В 1928 году «Совкино» подписала с ним контракт на создание мультипликационного фильма по мотивам «Поста» . Цехановский, незнакомый со средствами массовой информации, сотрудничал с Иваном Дружининым и его собственной женой Верой Цехановской , оба профессионально подготовленные начинающие аниматоры. Им пришлось импровизировать на своем пути, и они закончились смесью традиционной анимации и анимации (в то время называемой «плоскими марионетками»), которая воплотила в жизнь уникальное видение Цехановского. [ 6 ] Немая версия « Поста» году была добавлена партитура Михаила Дешевова, закадровый голос и некоторый текст Даниила Хармса , а позитив раскрашен вышла в 1929 году, а в 1930 вручную. Он стал первым советским анимационным цветным и звуковым фильмом , а также первым, получившим отечественное и международное признание. [ 1 ] [ 3 ] Фрэнк Ллойд Райт показал его Уолту Диснею как пример анимации, заставляющей задуматься. [ 8 ]
Изображение и звук
[ редактировать ]Впервые в советской прессе заговорили об анимации как о новом виде искусства, что, собственно, и было первоначальным замыслом режиссера. Как он писал в своем критическом очерке « От Мурзилки к большому искусству », кинематографисты того времени воспринимали анимацию как «второстепенное, творчески незначительное ответвление большого искусства кино, а не как отрасль графики и живописи, не говоря уже об отдельном виде». искусства... Технические, профессиональные и художественные процессы создания графического фильма совершенно отличны от процесса кинопроизводства... Анимация - это не снятая марионетка, не кукольный театр , не театр, не кино... Это новое пространственно-временной тип изобразительного искусства ». [ 9 ]
В том же эссе Цехановский поднял тему единства анимации и звука, а также концепцию графического звука , изобретение которой ему приписывают еще в 1929 году. [ 10 ] Пока Арсений Авраамов и другие активно развивали эту идею, Цехановский пошел своим путем. В версии « Поста» 1930 года уже была ритмичная картинка, синхронизированная с заранее записанным звуком, что делало ее отдельным, самостоятельным элементом фильма. [ 6 ] В 1931 году он снял два экспериментальных «натурофотографических» короткометражных фильма «Гопак» и «Пасифик 231», сделанных как попытка проиллюстрировать национальный танец и Артура Онеггера путем оркестровую работу синхронизации визуальных образов с музыкой. [ 10 ] [ 11 ]
Сказка о Балде
[ редактировать ]Все это вдохновило Михаила и Веру Цехановских на запуск самого амбициозного проекта — анимационной оперы «Сказка о попе и работнике его Балде» по мотивам сказки в стихах Александра Пушкина с сильным влиянием плакатов Роста . Он был задуман в 1932 году как первый традиционно анимационный советский художественный фильм , в котором использовался «альбомный метод» анимации, с персонажами, нарисованными на бумаге, а не на целлулоиде. [ 6 ] В 1933 году Цехановский пригласил Дмитрия Шостаковича для создания партитуры и Александра Введенского для написания текстов.
Шостаковичу понравилась возможность сочинить новаторскую сатирическую оперу с абстрактными персонажами, руководимую своей музыкой, а не кем-то другим. Он назвал ее «сказкой, полной задора, легкости и радости, и писать к ней музыку так же легко и радостно». Как писал Цехановский в сентябре 1934 года, «...он работает невероятно быстро, не теряя качества. Настоящий художник. Настоящий мастер. Теперь дело за мной. Я должен создать что-то достойное его музыки. Я должен. Балда — единственный проект, где я могу показать, на что я способен». К ноябрю они записали 15 сцен. [ 12 ]
Однако проблемы начались на ранних этапах производства. Цехановский, еще неопытный, всегда стоял за композитором, сталкиваясь с организационными и финансовыми проблемами. Первые попытки закрыть «Балду» на «Ленфильме» относятся к 1933 году. В марте 1936 года руководство студии убедило композитора переоркестровать партитуру с симфонической на камерную. Примерно в то же время в прессе была опубликована печально известная статья «Сумрак вместо музыки» , осуждающая оперу Шостаковича. Все это парализовало работу, и проект был официально закрыт. [ 12 ] [ 13 ]
Тем не менее Цехановский собрал четыре готовые части и остальной материал в полноценный фильм. Его не выпустили, а отложили на полку «до лучших времен», чего так и не произошло, поскольку он был уничтожен во время пожара, вызванного бомбардировками Ленинграда в 1941 году , поразившими Ленфильм. Вере Цехановской удалось сохранить лишь небольшой сегмент Базара . Шостакович считал музыку к фильму одной из своих лучших когда-либо созданных работ: «Есть ряд произведений, которыми я доволен. Особенно Балда - от начала до конца». [ 12 ] В 2005 году один из его учеников восстановил 50-минутную партитуру и опубликовал ее. [ 14 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Чувства Цехановского были глубоко задеты. Свой следующий давно запланированный короткометражный фильм он выпустил лишь в 1940 году. «Сказка о глупом мышонке» превратилась в традиционный детский фильм, хотя и еще свободный от клише своего времени . [ 15 ] Вновь он сотрудничал с Самуилом Маршаком и Дмитрием Шостаковичем, чья партитура сегодня самостоятельно исполняется в оперных театрах. [ 13 ] [ 16 ]
В отличие от Шостаковича, которому нравилось работать с Цехановским, Маршак был раздражен изменениями, внесенными в его сценарий (в том числе более детской концовкой), и попросил смонтировать фильм, что привело к конфликту между «Ленфильмом» и руководством «Мосфильма» . В конце концов он согласился отозвать большинство претензий в обмен на удаление его имени из титров (сделано в окончательной редакции, утерянной во время войны). [ 13 ] [ 15 ] Фильм был снят в цвете с использованием трехцветной пленки оператором Павлом Мершиным и имел умеренный успех. [ 17 ]
Тем временем Цехановский обучал студентов, желающих работать в его студии на «Ленфильме». , он подготовил целое поколение аниматоров К 1941 году, когда началась Великая Отечественная война . Последствия были поистине катастрофическими: многие погибли на фронтах, другие умерли от голода во время блокады Ленинграда . [ 18 ] Сам Цехановский едва пережил блокаду. Он сильно похудел, стал свидетелем пожара, уничтожившего «Ленфильм» и все его архивы, гибели своих коллег, в том числе Ивана Дружинина , погибшего во время Зимней войны . эвакуировался в Самарканд В 1942 году вместе с женой и поступил на работу на «Союзмультфильм», где проработал до самой смерти. [ 2 ] [ 19 ]
Московский период
[ редактировать ]После войны Цехановский стал известен как один из главных сторонников и пропагандистов ротоскопирования ( российские аниматоры называли его «Эклер» в честь «Эклер» ). видеопроектора [ 9 ] Между 1948 и 1960 годами он создал ряд экранизаций сказок, в которых эта технология использовалась настолько чрезмерно, что актеров, позировавших персонажам, можно было легко обнаружить. Он заявил, что использование реалистичных персонажей в сказке только подчеркнет элемент фэнтези. [ 6 ]
Его фильмы того времени получили множество наград на международных кинофестивалях, в том числе на Чешском кинофестивале 1949 года в Марианских Лазнях («Лучший детский фильм за фильм «Радуга-цветок» )», на Карловарском международном кинофестивале 1951 года («Лучший анимационный фильм за фильм «Сказка о рыбаке»). и Рыба ) и Международный кинофестиваль в Мар-дель-Плата 1960 года («Серебряный дубовый лист для Царевны-лягушки» ). [ 2 ] [ 20 ]
В фильме «Фокс, Бобер и остальные » (1960) Михаил и Вера Цехановские начали возвращаться к своему экспериментальному прошлому. Две сатирические басни Сергея Михалкова представил сам автор, держа в руках два листка бумаги с оживающими нарисованными персонажами. Через два года пара выпустила фильм «Дикие лебеди» по сказке Х. К. Андерсена , ставший первым советским широкоэкранным анимационным фильмом. Он выполнен в оригинальной «формалистической» манере с сильным готическим влиянием. [ 2 ] [ 21 ]
Последний фильм Цехановского — «Пост» (1964) — был ремейком его первой анимационной работы. Также созданный как традиционно анимационный широкоэкранный короткометражный фильм, он был воспринят критиками как дань традициям конструктивизма и включал в себя множество сцен, заимствованных непосредственно из версии 1929 года, а также часть оригинальной музыки. [ 11 ]
Михаил Цехановский умер 22 июня 1965 года и был похоронен в Москве. У него осталась жена Вера Цехановская (25 декабря 1902 — 25 апреля 1977), сохранившая дневники мужа, которые велись с 1920-х годов. [ 3 ] В 2014 году компания «МастерФильм» выпустила документальный фильм «В поисках утраченной почты» , в котором два специалиста Московского НИИ кино — Николай Изволов и Сергей Каптерев — путешествовали по миру, пытаясь найти фрагменты версии « Поста» 1930 года , которые считались потеряться. [ 11 ]
Фильмография
[ редактировать ]- 1929 — Пост (тоже художественный руководитель)
- 1929 — Флаг нации (мультсериал, также художник)
- 1931 — Гопак
- 1931 — Pacific 231 (также сценарист)
- 1933–1936 — «Сказка о попе и работнике его Балде» (совместно с Верой Цехановской , также художественным руководителем, незаконченная)
- 1940 — «Сказка о глупом мышонке» (также художник-постановщик и сценарист)
- 1941 — Киноконцерт «1941» , также известный как Ленинградский концертный зал и «Русский салат» (сюжет «Вальс цветов», также сценарист).
- 1942 — Новогодняя ёлка (совместно с Петром Носовым )
- 1944 — Телефон (тоже художественный руководитель)
- 1948 — Цветок-радуга , также известный как Цветок семи цветов.
- 1950 — «Сказка о рыбаке и рыбке»
- 1952 — Каштанка
- 1954 — Царевна-лягушка
- 1956 — Девушка в джунглях (совместно с Верой Цехановской)
- 1958 — A Tale of Chapayev (with Vera Tsekhanovskaya)
- 1959 — Легенда о мавританском наследии (совместно с Верой Цехановской)
- 1960 — Лиса, бобер и остальные (с Верой Цехановской)
- 1962 — Дикие лебеди (совместно с Верой Цехановской)
- 1964 — Пост (с Верой Цехановской, также художником-постановщиком и сценаристом)
- 1966 — Ivan Ivanych Got Sick (sketches only)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Питер Роллберг (2016) . Исторический словарь российского и советского кино . - Роуман и Литтлфилд, с. 751—752 ISBN 978-1-4422-6842-5
- ^ Перейти обратно: а б с д Сергей Капков (2006) . Энциклопедия отечественной анимации . — Москва: Алгоритм, с. 699—700, 244
- ^ Перейти обратно: а б с Дыхание свободы. Дневники Михаила Цехановского из журнала «Записки киноисторика» № 54, 2001 г., с. 172, 208—211 ISSN 0235-8212 (на русском языке)
- ^ Лев Мнухин, Мария Авриль, Вероника Лосская (2010) . Русская эмиграция во Франции 1919—2000 гг. Том 3. — М.: Наука, с. 462 ISBN 978-5-02-036267-3
- ↑ История Первой петербургской гимназии (1830—1917) // Знаменитые выпускники на официальном сайте школы № 321 (на русском языке).
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Vera Kuznetsova, Erast Kuznetsov (1973) . Tsekhanovsky Archived 2024-05-26 at archive.today . — Leningrad: Khudozhnik RSFSR, 116 pages
- ↑ Некоторые детские книги с иллюстрациями Михаила Цехановского в галерее Рарус (на русском языке)
- ^ Джанналберто Бендацци (2015) . Анимация: Всемирная история: Том I: Основы - Золотой век . — CRC Press , с. 81 ISBN 9781138854529
- ^ Перейти обратно: а б Сергей Асенин (1983) . Мудрость художественной литературы: мастера анимации о себе и своем искусстве . — Москва: Искусство, с. 201—205, 97
- ^ Перейти обратно: а б Звук, речь, музыка в советском и постсоветском кино , 2014, издательство Indiana University Press , с. 22, 33 ISBN 978-0-253-01110-7
- ^ Перейти обратно: а б с Документальный фильм «В поисках утраченной почты» на YouTube- канале «МастерФильм» (на русском языке)
- ^ Перейти обратно: а б с София Хентова (1981) . Шостаковича в Петрограде-Ленинграде. — Ленинград: Лениздат, с. 110—115
- ^ Перейти обратно: а б с Джон Райли (2005) . Дмитрий Шостакович: Жизнь в кино . - Нью-Йорк: IBTauris, с. 23-25, 47 ISBN 1 85043 709 2
- ^ Шостакович: Сказка о священнике и его работнике Балде / Сандерлинг в ArkivMusic
- ^ Перейти обратно: а б Георгий Бородин. История неизвестной картины. Статья М.М. Цехановского "Сказка о глупом мышонке в документах" из журнала "Записки киноисторика" № 73, 2005 г. ISSN 0235-8212 (на русском языке)
- ^ Глупый мышонок. Опера для самых маленьких на Мариинского театра сайте
- ↑ Восстановление цвета «Сказки о глупом мышонке» Николая Майорова и Владимира Котовского, официальный блог Николая Майорова (на русском языке)
- ^ Элеонора Гайлан, Петр Багров. Жили-были... Воспоминания о ленинградской довоенной мультипликации в журнале "Записки киноисторика" , № 73, 2005 г. ISSN 0235-8212 (на русском языке)
- ^ Ivan Ivanov-Vano (1980) . Frame by Frame. — Moscow: Iskusstvo, p. 129
- ^ Международный кинофестиваль Мар-дель-Плата 1960 в MUBI
- ↑ Макс Жеребчевский: «Я творю всякие чудеса из страха», интервью с арт-директором, 30 августа 2012 г. (на русском языке)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1889 рождений
- 1965 смертей
- Русские художники 20 века.
- Российские режиссёры анимационных фильмов
- Художники из Москвы.
- Художники из Санкт-Петербурга.
- People from Khmelnytskyi, Украина
- Российские аниматоры
- Российские иллюстраторы детских книг.
- Русские дневниковые авторы ХХ века
- Российские кинорежиссеры
- Русские скульпторы-мужчины
- русские люди польского происхождения
- Советские режиссёры-мультипликаторы
- Советские аниматоры
- советские кинорежиссеры
- Советские сценаристы
- Советские сценаристы-мужчины
- Русские сценаристы XX века.
- Российские сценаристы-мужчины.
- Русские писатели-мужчины XX века.
- Дворянство Российской Империи
- Русские художники-мужчины ХХ века.
- Выпускники Московского училища живописи, ваяния и зодчества