Jump to content

Михаил Цехановский

Михаил Цехановский
Рожденный
Михаил Михайлович Техановский

( 1889-06-07 ) 7 июня 1889 г.
Умер 22 июня 1965 г. ) ( 1965-06-22 ) ( 76 лет
Род занятий Аниматор, художник, книжный иллюстратор

Михаил Михайлович Цехановский ( русский : Михаил Михайлович Цехановский ; 7 июня [ OS 26 мая] 1889 — 22 июня 1965) — российский и советский художник, режиссёр-аниматор , книжный иллюстратор, сценарист, скульптор и педагог. Он был одним из основателей и бесспорных лидеров ленинградской школы советской анимации . Заслуженный артист РСФСР ( 1964 ). [ 1 ] [ 2 ]

Ранние годы

[ редактировать ]

Михаил Цехановский родился в Проскурове (современный Хмельницкий, Украина ) в русской дворянской семье. Его отец Михаил Юрьевич Цехановский ( польск . Ciechanowski ) (1859—1928/29) — действительный статский советник и сахарозаводчик, официальный представитель Всероссийского общества сахарозаводчиков, эмигрировавший в Париж после Октябрьской революции . Его мать Зинаида Григорьевна Цехановская умерла в 1899 году в возрасте 32 лет. [ 3 ] [ 4 ]

Цехановский вырос в Санкт-Петербурге и учился в Первой петербургской гимназии , самой престижной школе своего времени, куда принимались только дети дворян. [ 5 ] Рисовать начал еще в гимназии, а по ее окончании уехал в Париж, где в 1908–1910 годах обучался на скульптора в частных мастерских. По возвращении Цехановский поступил в Императорскую Академию художеств и на юридический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета , но покинул их обоих с началом Первой мировой войны и переехал в Москву. Затем он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества , которое окончил в 1918 году. [ 1 ] [ 6 ]

В том же году он был зачислен в 16-ю армию советскими властями , где его таланты были использованы в агитпропе . Цехановский рисовал плакаты, проектировал агитпоезда, расписывал кинотеатры и клубы, вырезал скульптуры и делал декорации для парадного театра. С 1920 по 1922 год он также возглавлял художественную студию при Смоленском университете Красной Армии. Среди его учеников был Михаил Вольпин , который впоследствии написал сценарии для многих своих анимационных проектов. [ 6 ]

Ленинградский период

[ редактировать ]

От книги к фильму

[ редактировать ]
Продолжительность: 49 секунд.
Отрывок из Post (немая версия)

В 1923 году Цехановский демобилизовался и вернулся в Санкт-Петербург (тогда Петроград, через год переименованный в Ленинград ), где продолжил художественную карьеру. Среди его проектов были киноплакаты, рекламирующие зарубежные фильмы. Также преподавал искусство в Таврическом художественном училище . В 1926 году он присоединился к группе книжных иллюстраторов Владимира Лебедева , специализировавшейся на детской литературе. Областью Цехановского была научно-популярная . Его отличительный «индустриальный» художественный стиль под влиянием Лебедева и эстетика конструктивизма принесли ему известность. [ 6 ] [ 7 ]

В 1927 году он проиллюстрировал в «Пост» стихотворение Самуила Маршака о письме, сопровождавшем его друга Бориса Житкова в его приключениях по всему миру. Книга неоднократно переиздавалась и с тех пор считается вершиной мастерства Цехановского. Биографы сошлись во мнении, что сама книга оформлена по правилам киномонтажа и «полна движения». Художник также выпустил ряд флипбуков , поэтому его обращение к анимации было лишь вопросом времени. [ 1 ] [ 6 ]

В 1928 году «Совкино» подписала с ним контракт на создание мультипликационного фильма по мотивам «Поста» . Цехановский, незнакомый со средствами массовой информации, сотрудничал с Иваном Дружининым и его собственной женой Верой Цехановской , оба профессионально подготовленные начинающие аниматоры. Им пришлось импровизировать на своем пути, и они закончились смесью традиционной анимации и анимации (в то время называемой «плоскими марионетками»), которая воплотила в жизнь уникальное видение Цехановского. [ 6 ] Немая версия « Поста» году была добавлена ​​партитура Михаила Дешевова, закадровый голос и некоторый текст Даниила Хармса , а позитив раскрашен вышла в 1929 году, а в 1930 вручную. Он стал первым советским анимационным цветным и звуковым фильмом , а также первым, получившим отечественное и международное признание. [ 1 ] [ 3 ] Фрэнк Ллойд Райт показал его Уолту Диснею как пример анимации, заставляющей задуматься. [ 8 ]

Изображение и звук

[ редактировать ]
Продолжительность: 7 минут 0 секунд.
Pacific 231: Симфоническая поэма о паровозе

Впервые в советской прессе заговорили об анимации как о новом виде искусства, что, собственно, и было первоначальным замыслом режиссера. Как он писал в своем критическом очерке « От Мурзилки к большому искусству », кинематографисты того времени воспринимали анимацию как «второстепенное, творчески незначительное ответвление большого искусства кино, а не как отрасль графики и живописи, не говоря уже об отдельном виде». искусства... Технические, профессиональные и художественные процессы создания графического фильма совершенно отличны от процесса кинопроизводства... Анимация - это не снятая марионетка, не кукольный театр , не театр, не кино... Это новое пространственно-временной тип изобразительного искусства ». [ 9 ]

В том же эссе Цехановский поднял тему единства анимации и звука, а также концепцию графического звука , изобретение которой ему приписывают еще в 1929 году. [ 10 ] Пока Арсений Авраамов и другие активно развивали эту идею, Цехановский пошел своим путем. В версии « Поста» 1930 года уже была ритмичная картинка, синхронизированная с заранее записанным звуком, что делало ее отдельным, самостоятельным элементом фильма. [ 6 ] В 1931 году он снял два экспериментальных «натурофотографических» короткометражных фильма «Гопак» и «Пасифик 231», сделанных как попытка проиллюстрировать национальный танец и Артура Онеггера путем оркестровую работу синхронизации визуальных образов с музыкой. [ 10 ] [ 11 ]

Сказка о Балде

[ редактировать ]

Все это вдохновило Михаила и Веру Цехановских на запуск самого амбициозного проекта — анимационной оперы «Сказка о попе и работнике его Балде» по мотивам сказки в стихах Александра Пушкина с сильным влиянием плакатов Роста . Он был задуман в 1932 году как первый традиционно анимационный советский художественный фильм , в котором использовался «альбомный метод» анимации, с персонажами, нарисованными на бумаге, а не на целлулоиде. [ 6 ] В 1933 году Цехановский пригласил Дмитрия Шостаковича для создания партитуры и Александра Введенского для написания текстов.

Продолжительность: 2 минуты 26 секунд.
Сцена на базаре из "Сказки о попе и работнике его Балде"

Шостаковичу понравилась возможность сочинить новаторскую сатирическую оперу с абстрактными персонажами, руководимую своей музыкой, а не кем-то другим. Он назвал ее «сказкой, полной задора, легкости и радости, и писать к ней музыку так же легко и радостно». Как писал Цехановский в сентябре 1934 года, «...он работает невероятно быстро, не теряя качества. Настоящий художник. Настоящий мастер. Теперь дело за мной. Я должен создать что-то достойное его музыки. Я должен. Балда — единственный проект, где я могу показать, на что я способен». К ноябрю они записали 15 сцен. [ 12 ]

Однако проблемы начались на ранних этапах производства. Цехановский, еще неопытный, всегда стоял за композитором, сталкиваясь с организационными и финансовыми проблемами. Первые попытки закрыть «Балду» на «Ленфильме» относятся к 1933 году. В марте 1936 года руководство студии убедило композитора переоркестровать партитуру с симфонической на камерную. Примерно в то же время в прессе была опубликована печально известная статья «Сумрак вместо музыки» , осуждающая оперу Шостаковича. Все это парализовало работу, и проект был официально закрыт. [ 12 ] [ 13 ]

Тем не менее Цехановский собрал четыре готовые части и остальной материал в полноценный фильм. Его не выпустили, а отложили на полку «до лучших времен», чего так и не произошло, поскольку он был уничтожен во время пожара, вызванного бомбардировками Ленинграда в 1941 году , поразившими Ленфильм. Вере Цехановской удалось сохранить лишь небольшой сегмент Базара . Шостакович считал музыку к фильму одной из своих лучших когда-либо созданных работ: «Есть ряд произведений, которыми я доволен. Особенно Балда - от начала до конца». [ 12 ] В 2005 году один из его учеников восстановил 50-минутную партитуру и опубликовал ее. [ 14 ]

Вторая мировая война

[ редактировать ]

Чувства Цехановского были глубоко задеты. Свой следующий давно запланированный короткометражный фильм он выпустил лишь в 1940 году. «Сказка о глупом мышонке» превратилась в традиционный детский фильм, хотя и еще свободный от клише своего времени . [ 15 ] Вновь он сотрудничал с Самуилом Маршаком и Дмитрием Шостаковичем, чья партитура сегодня самостоятельно исполняется в оперных театрах. [ 13 ] [ 16 ]

Продолжительность: 14 минут 24 секунды.
Сказка о глупом мышонке

В отличие от Шостаковича, которому нравилось работать с Цехановским, Маршак был раздражен изменениями, внесенными в его сценарий (в том числе более детской концовкой), и попросил смонтировать фильм, что привело к конфликту между «Ленфильмом» и руководством «Мосфильма» . В конце концов он согласился отозвать большинство претензий в обмен на удаление его имени из титров (сделано в окончательной редакции, утерянной во время войны). [ 13 ] [ 15 ] Фильм был снят в цвете с использованием трехцветной пленки оператором Павлом Мершиным и имел умеренный успех. [ 17 ]

Тем временем Цехановский обучал студентов, желающих работать в его студии на «Ленфильме». , он подготовил целое поколение аниматоров К 1941 году, когда началась Великая Отечественная война . Последствия были поистине катастрофическими: многие погибли на фронтах, другие умерли от голода во время блокады Ленинграда . [ 18 ] Сам Цехановский едва пережил блокаду. Он сильно похудел, стал свидетелем пожара, уничтожившего «Ленфильм» и все его архивы, гибели своих коллег, в том числе Ивана Дружинина , погибшего во время Зимней войны . эвакуировался в Самарканд В 1942 году вместе с женой и поступил на работу на «Союзмультфильм», где проработал до самой смерти. [ 2 ] [ 19 ]

Московский период

[ редактировать ]

После войны Цехановский стал известен как один из главных сторонников и пропагандистов ротоскопирования ( российские аниматоры называли его «Эклер» в честь «Эклер» ). видеопроектора [ 9 ] Между 1948 и 1960 годами он создал ряд экранизаций сказок, в которых эта технология использовалась настолько чрезмерно, что актеров, позировавших персонажам, можно было легко обнаружить. Он заявил, что использование реалистичных персонажей в сказке только подчеркнет элемент фэнтези. [ 6 ]

Его фильмы того времени получили множество наград на международных кинофестивалях, в том числе на Чешском кинофестивале 1949 года в Марианских Лазнях («Лучший детский фильм за фильм «Радуга-цветок» )», на Карловарском международном кинофестивале 1951 года («Лучший анимационный фильм за фильм «Сказка о рыбаке»). и Рыба ) и Международный кинофестиваль в Мар-дель-Плата 1960 года («Серебряный дубовый лист для Царевны-лягушки» ). [ 2 ] [ 20 ]

В фильме «Фокс, Бобер и остальные » (1960) Михаил и Вера Цехановские начали возвращаться к своему экспериментальному прошлому. Две сатирические басни Сергея Михалкова представил сам автор, держа в руках два листка бумаги с оживающими нарисованными персонажами. Через два года пара выпустила фильм «Дикие лебеди» по сказке Х. К. Андерсена , ставший первым советским широкоэкранным анимационным фильмом. Он выполнен в оригинальной «формалистической» манере с сильным готическим влиянием. [ 2 ] [ 21 ]

Последний фильм Цехановского — «Пост» (1964) — был ремейком его первой анимационной работы. Также созданный как традиционно анимационный широкоэкранный короткометражный фильм, он был воспринят критиками как дань традициям конструктивизма и включал в себя множество сцен, заимствованных непосредственно из версии 1929 года, а также часть оригинальной музыки. [ 11 ]

Михаил Цехановский умер 22 июня 1965 года и был похоронен в Москве. У него осталась жена Вера Цехановская (25 декабря 1902 — 25 апреля 1977), сохранившая дневники мужа, которые велись с 1920-х годов. [ 3 ] В 2014 году компания «МастерФильм» выпустила документальный фильм «В поисках утраченной почты» , в котором два специалиста Московского НИИ кино — Николай Изволов и Сергей Каптерев — путешествовали по миру, пытаясь найти фрагменты версии « Поста» 1930 года , которые считались потеряться. [ 11 ]

Фильмография

[ редактировать ]
  • 1929 — Пост (тоже художественный руководитель)
  • 1929 — Флаг нации (мультсериал, также художник)
  • 1931 — Гопак
  • 1931 — Pacific 231 (также сценарист)
  • 1933–1936 — «Сказка о попе и работнике его Балде» (совместно с Верой Цехановской , также художественным руководителем, незаконченная)
  • 1940 — «Сказка о глупом мышонке» (также художник-постановщик и сценарист)
  • 1941 — Киноконцерт «1941» , также известный как Ленинградский концертный зал и «Русский салат» (сюжет «Вальс цветов», также сценарист).
  • 1942 — Новогодняя ёлка (совместно с Петром Носовым )
  • 1944 — Телефон (тоже художественный руководитель)
  • 1948 — Цветок-радуга , также известный как Цветок семи цветов.
  • 1950 — «Сказка о рыбаке и рыбке»
  • 1952 — Каштанка
  • 1954 — Царевна-лягушка
  • 1956 — Девушка в джунглях (совместно с Верой Цехановской)
  • 1958 — A Tale of Chapayev (with Vera Tsekhanovskaya)
  • 1959 — Легенда о мавританском наследии (совместно с Верой Цехановской)
  • 1960 — Лиса, бобер и остальные (с Верой Цехановской)
  • 1962 — Дикие лебеди (совместно с Верой Цехановской)
  • 1964 — Пост (с Верой Цехановской, также художником-постановщиком и сценаристом)
  • 1966 — Ivan Ivanych Got Sick (sketches only)

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д Питер Роллберг (2016) . Исторический словарь российского и советского кино . - Роуман и Литтлфилд, с. 751—752 ISBN   978-1-4422-6842-5
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Сергей Капков (2006) . Энциклопедия отечественной анимации . — Москва: Алгоритм, с. 699—700, 244
  3. ^ Перейти обратно: а б с Дыхание свободы. Дневники Михаила Цехановского из журнала «Записки киноисторика» № 54, 2001 г., с. 172, 208—211 ISSN   0235-8212 (на русском языке)
  4. ^ Лев Мнухин, Мария Авриль, Вероника Лосская (2010) . Русская эмиграция во Франции 1919—2000 гг. Том 3. — М.: Наука, с. 462 ISBN   978-5-02-036267-3
  5. История Первой петербургской гимназии (1830—1917) // Знаменитые выпускники на официальном сайте школы № 321 (на русском языке).
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Vera Kuznetsova, Erast Kuznetsov (1973) . Tsekhanovsky Archived 2024-05-26 at archive.today . — Leningrad: Khudozhnik RSFSR, 116 pages
  7. Некоторые детские книги с иллюстрациями Михаила Цехановского в галерее Рарус (на русском языке)
  8. ^ Джанналберто Бендацци (2015) . Анимация: Всемирная история: Том I: Основы - Золотой век . — CRC Press , с. 81 ISBN   9781138854529
  9. ^ Перейти обратно: а б Сергей Асенин (1983) . Мудрость художественной литературы: мастера анимации о себе и своем искусстве . — Москва: Искусство, с. 201—205, 97
  10. ^ Перейти обратно: а б Звук, речь, музыка в советском и постсоветском кино , 2014, издательство Indiana University Press , с. 22, 33 ISBN   978-0-253-01110-7
  11. ^ Перейти обратно: а б с Документальный фильм «В поисках утраченной почты» на YouTube- канале «МастерФильм» (на русском языке)
  12. ^ Перейти обратно: а б с София Хентова (1981) . Шостаковича в Петрограде-Ленинграде. — Ленинград: Лениздат, с. 110—115
  13. ^ Перейти обратно: а б с Джон Райли (2005) . Дмитрий Шостакович: Жизнь в кино . - Нью-Йорк: IBTauris, с. 23-25, 47 ISBN   1 85043 709 2
  14. ^ Шостакович: Сказка о священнике и его работнике Балде / Сандерлинг в ArkivMusic
  15. ^ Перейти обратно: а б Георгий Бородин. История неизвестной картины. Статья М.М. Цехановского "Сказка о глупом мышонке в документах" из журнала "Записки киноисторика" № 73, 2005 г. ISSN   0235-8212 (на русском языке)
  16. ^ Глупый мышонок. Опера для самых маленьких на Мариинского театра сайте
  17. Восстановление цвета «Сказки о глупом мышонке» Николая Майорова и Владимира Котовского, официальный блог Николая Майорова (на русском языке)
  18. ^ Элеонора Гайлан, Петр Багров. Жили-были... Воспоминания о ленинградской довоенной мультипликации в журнале "Записки киноисторика" , № 73, 2005 г. ISSN   0235-8212 (на русском языке)
  19. ^ Ivan Ivanov-Vano (1980) . Frame by Frame. — Moscow: Iskusstvo, p. 129
  20. ^ Международный кинофестиваль Мар-дель-Плата 1960 в MUBI
  21. Макс Жеребчевский: «Я творю всякие чудеса из страха», интервью с арт-директором, 30 августа 2012 г. (на русском языке)
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 16fd2a1145caf79e781b537a3815f018__1721563140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/16/18/16fd2a1145caf79e781b537a3815f018.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mikhail Tsekhanovsky - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)