Вариофон
![]() | Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( Март 2011 г. ) |

Вариофон Ленинграде был разработан Евгением Шолпо в 1930 году на киностудии «Ленфильм» в , Советский Союз , во время его экспериментов с графическими звуковыми техниками, также известными как орнаментальный , нарисованный , бумажный , искусственный или синтетический звук. В исследованиях Шолпо помогал композитор Георгий Римский-Корсаков. Вариофон представлял собой оптический синтезатор , который использовал звуковые волны, нарезанные на картонные диски, вращающиеся синхронно с движущейся 35-миллиметровой кинопленкой и фотографируемые на нее, для создания непрерывного звукового сопровождения. Далее эта диафильм воспроизводится как обычный фильм с помощью кинопроектора. Будучи считанным фотоэлементом, усиленным и контролируемым громкоговорителем, он действует как процесс музыкальной записи.
Хотя в первой версии вариофона полифонические саундтреки до 6 голосов можно было создавать путем съемки нескольких монофонических партий и их позднего объединения, к концу 1930-х и 1940-х годов некоторые саундтреки содержали до двенадцати голосов, записанных как крошечные параллельные дорожки. внутри обычной области звуковой дорожки.
В то же время в Советском Союзе с подобными идеями экспериментировали еще несколько художников. Первый когда-либо созданный искусственный саундтрек был нарисован в 1930 году композитором и теоретиком музыки Арсением Авраамовым , который работал с рисованной техникой создания звуковых эффектов. Николай Войнов, Тер-Гевондян и Константинов разрабатывали бумажного звука технику . Борис Янковский развивал свою технику спектрального анализа, разложения и повторного синтеза, напоминающую недавние методы компьютерной музыки перекрестного синтеза и фазового вокодера.
С помощью Вариофона создавались многие звуковые фильмы и искусственные саундтреки к фильмам и мультфильмам, в том числе популярные звуковые фильмы, часто транслировавшиеся в 1930-1940-е годы «Симфония пьесы» и «Торреодор» . В конце блокады Ленинграда 1941 года «Вариофон» был уничтожен в результате взрыва последней ракеты. После Второй мировой войны Евгений Шолпо стал директором новой научно-исследовательской лаборатории графического звука в Государственном научно-исследовательском институте звукозаписи в Ленинграде .
Четвертая и последняя версия Variophone не была закончена, несмотря на многообещающие эксперименты с музыкальной интонацией и временными характеристиками живого музыкального исполнения. Лабораторию перевели в Москву , а Шолпо сняли с должности директора. В 1951 году после продолжительной болезни Евгений Шолпо скончался и его лаборатория была закрыта.
Документация по вариофонам была передана в Акустическую лабораторию Московской государственной консерватории , а затем в Терменвокс-центр . В 2007 году несколько часов графических саундтреков, созданных с помощью «Вариофона», были обнаружены в московском киноархиве и ждут публикации.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Izvolov Nikolai. From the history of painted sound in USSR . Kinovedcheskie Zapiski, no.53, 2001, p. 292 (in Russian)
- Левин, Томас. 2003. Тоны из ниоткуда: Рудольф Пфеннингер и археология синтетического звука . Серая комната 12 (осень 2003 г.): с. 32-79
- Смирнов Андрей. Звук из бумаги . Москва, ноябрь 2007 г.
- Смирнов Андрей. Борис Янковский: Жизнь в звуковом спектре. Рисованный звук и синтез звука в Советском Союзе в 1930-е годы . стр. 97–120; Тим Бойкетт/Андрей Смирнов. Нотная запись и визуальная музыка . стр. 121–126. Звуковые машины между экспериментом и медиатехнологиями. (C) Стенограмма Верлага, Билефельд, 2010 г. От: Дэниел Гетманн (редактор) [1]
- Смирнов Андрей. Его производят свет и бумага . Статья в каталоге выставки «Смотри, что я слышу» в Центре искусств Ангиен-ле-Бен, Франция. стр. 16–27, ISBN 978-2-916639-17-8
- Андрей Смирнов и Любовь Пчелкина. Российские пионеры ИСКУССТВА ЗВУКА. Музыкальные эксперименты . Статья в каталоге выставки «ЛЕНИН, СТАЛИН и Музыка», стр. 96–105. Музей музыки, 12 октября 2010 г. – 16 января 2011 г. Город музыки, Париж. ISBN 978-2-213-65566-6
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Вариофон на сайте Терменвокса (на русском языке)
- Отрывок из «Карбюраторной сюиты» Г.Римского-Корсакова, созданной на вариофоне в 1935 году.
- Отрывок из прелюдии Шопена, созданной на вариофоне в 1935 году.
- Отрывок из «Рапсодии Листа», созданной с помощью Variophone в 1935 году.
- Отрывок из фонограммы «Стервятники» Э.Шолпо и И.Болдырева, созданной на Вариофоне в 1941 году.
- Ссылка с упоминанием изобретения
- «Послушайте раннюю советскую синтезаторную музыку, нарисованную от руки на пленке и сделанную из вырезанной бумаги» . Опасные умы . 02.04.2015.
- Русский рисованный звук 1930-х годов: «Вариофон» Евгения Шолпо (1932) на YouTube
- Восемь минут музыки вариофона (1932) на YouTube