Jump to content

Blatnaya pesnya

Blatnaya pesnya (Russian: блатная песня , IPA: [blɐtˈnajə ˈpʲesʲnʲə] , "criminals' song") or blatnyak (Russian: блатняк , IPA: [blɐtʲˈnʲak] ) — жанр русской песни, характеризующийся изображениями криминальной субкультуры и городского преступного мира, которые часто романтизированы и имеют криминально-извращенный юмор по своей природе.

Терминология

[ редактировать ]

В постсоветскую эпоху блатная песня продавалась в основном под более общим названием « Русский шансон » (русский: русский шансон , латинизированный: русский шансон ). Придуманный в 1990-х годах «русский шансон» стал маркетинговым неологизмом, родственным мировой музыке . [ 1 ] Эти песни иногда называют блатной музыкой («криминальной музыкой»), что также является названием справочника по криминальному сленгу, используемому агентами НКВД , предшественниками КГБ . [ 2 ] В некоторых сборниках эти песни идентифицируются как уличные песни или «уличные песни» (русский: уличные песни , латинизированные: уличные песни ), что позволяет включать в них отрывки, которые не содержат явных упоминаний о преступном поведении. По словам Роберта А. Ротштейна, эта терминологическая изменчивость «отражает тот факт, что то, что делает песню блатной, - это скорее вопрос стиля и тона, чем буквального содержания». [ 3 ]

Характеристики

[ редактировать ]

Тематически «блатная песня» посвящена несправедливости и угнетению в рамках политической системы, изображению тюремной жизни, восхвалению преступной жизни и воровскому кодексу чести. Эти темы иногда сочетаются с сексуальным подтекстом, а также элементами иронии и юмора. использование фени характерно Для текстов блатной песни , жаргона преступного мира . Также известный как блатной язык (русский: блатной язык , латинизированный: блатной язык ), феня следует грамматической структуре русского языка, но заимствует лексику из украинского и идиша , а также других языков, включая французский и греческий . [ 4 ] По структуре блатная песня обычно не содержит припевов и состоит из длинных повествований, составленных строго из стихов.

Блатная песня имеет простые мелодии, а тонические, доминантные и субдоминантные аккорды в основном составляют гармонический аккомпанемент. [ 5 ] Последовательное колебание между тоническими и доминантными аккордами обычно характеризует гармоническое движение в этих песнях. Инструментарий различается, хотя в современных песнях используются звуки синтезатора и вспомогательные вокальные аранжировки. [ 2 ] Блатная песня (под общим термином шансон) также ассоциировалась с клезмером , взаимодействием жанров, начавшимся в Одессе девятнадцатого века. «Клезмер-блатные гибриды» продолжают исполняться и сегодня, например, идишская сатира «Мейн Ихус» («Мой старший брат — карточный акула, моя мать — проститутка»). [ 6 ] Инструментальные сходства связывают жанры, включая преобладание быстрых кларнетов, валторн и аккордеона. [ 6 ]

Одесса и еврейская идентичность

[ редактировать ]

В советское время многонациональный портовый город Одесса служил центром блатной песни , как в прямом, так и в переносном смысле. Одесса часто упоминается в «Блатной песне» , а город взял на себя мифическую роль колыбели еврейской гангстерской культуры. [ 7 ] «Блатная песня» пропитана мифологией Старой Одессы, города излишеств и воровского рая, где выдающаяся русско-еврейская культура ассоциировалась как с богатством, так и с грехом. [ 8 ] Несмотря на то, что Одесса была окутана преступностью и развратом, она также была «страной остроумия и иронии», в которой идишский юмор, привезенный из штетлов Восточной Европы, стал основной линзой, через которую изображалась Старая Одесса. [ 8 ] Русский писатель Исаак Бабель популяризировал образ «города отважных еврейских мошенников и грешников», а еврейский гангстер стал олицетворением Одессы в советской культуре , в отличие от преследуемого, ориентированного на традиции стереотипа местечкового еврея . [ 8 ] «Одесса-мама», популярное словосочетание на идиш и русском языке в литературе и песне, можно понимать как отсылку к гостеприимству города к преступникам. [ 9 ]

Крупнейшие фигуры современной сцены поддерживают связь с еврейской культурой. В мае 2006 года певец и автор песен-эмигрант Вилли Токарев (11 ноября 1934 г. - 4 августа 2019 г.) собрал значительную аудиторию в Московский еврейский общинный центр, центр, управляемый Любавичами и финансируемый олигархами . [ 2 ] В песнях Токарева также открыто говорится о еврейской идентичности и иммиграции (например, «Почему евреи уезжают?»), а в 2006 году он совершил поездку по России и Израилю в поддержку «Hello Israel», сборника песен на еврейскую тематику. [ 6 ] Михаил Шуфутинский (родился 13 апреля 1948 г.), еще одна международная знаменитость, проживающая в Лос-Анджелесе, поет песни на еврейские темы и мелодии, в том числе «Песню еврейского портного» (русский: «Еврейский портной»). [ 10 ]

Происхождение

[ редактировать ]

Истоки этого песенного жанра находятся в России XIX века. [ 5 ] и его прецеденты включают песни крепостных и царских политических заключенных , а также большевистские тюремные песни протеста. [ 2 ] Учитывая прославление преступности в этих песнях, блатную песню часто сравнивают с западным гангстерским рэпом . [ 2 ]

советская эпоха

[ редактировать ]

Жанр прижился в первые годы советской эпохи, но блатная песня после смерти Сталина получила распространение . Относительное ослабление цензуры и ослабление социального контроля в эпоху Хрущева и Брежнева привели к возникновению незаконной и подпольной второй культуры, блатные песни важной частью которой были . Эти песни пелись дома и на тайных концертах, тайно записывались и распространялись, чтобы избежать негативной реакции политических властей (практика, известная как магнитиздат ). [ 2 ] Репрессии при Сталине, а также опыт многих советских граждан в ГУЛАГе привели к появлению особой формы «блатной песни» , которая изображала ужасы этого периода и одновременно высмеивала их. [ 2 ] Блатная песня служила важной культурной альтернативой санкционированному социалистическому реализму в советскую эпоху. Русский писатель и диссидент Андрей Синявский (8 октября 1925 г. - 25 февраля 1997 г.) утверждал, что блатная песня представляет собой настоящую музыку советского народа, где криминализация и тюремное заключение служили единственной связью между гражданами. [ 7 ]

Современный российский контекст и коммерциализация

[ редактировать ]

больше не является тайной практикой и Санкт-Петербург теперь является неофициальной столицей жанра. [ 2 ] Популярен среди старшего поколения россиян, [ 5 ] эти песни занимают жизненно важное место на современной российской музыкальной сцене. Из-за тематики и непристойности «блатная песня» осуждается политиками и государственными чиновниками, но остается очень популярной среди граждан. [ 2 ] Некоторые современные радиостанции в России посвящены исключительно этой музыке, в том числе московский канал «Радио Шансон ». [ 11 ]

Американский контекст

[ редактировать ]

В 1970-е годы, когда советские иммигранты приехали в Нью-Йорк , Брайтон-Бич стал ведущим западным центром производства и распространения блатной песни . Эти песни, наряду с другими запрещенными продуктами культуры, вернулись в СССР через моряков и дипломатов, а несколько исполнителей из Нью-Йорка стали эмигрантскими звездами в России, в том числе Михаил Шуфутинский , Вилли Токарев. [ 2 ] and Lyubov' Uspenskaya .

Известные исполнители

[ редактировать ]

Some notable performers of blatnaya pesnya include: Leonid Utyosov (21 March 1895 – 9 March 1982), Mikhail Krug (7 April 1962 – 30 June 2002), Vladimir Vysotsky (25 January 1938 – 25 July 1980), Arkady Severny (12 March 1939 – 12 April 1980), Alexander Rosenbaum (born 13 September 1951), Willi Tokarev (11 November 1934 – 4 August 2019), and Mikhail Shufutinsky (born 13 April 1948).

Представительный репертуар

[ редактировать ]

Несколько популярных блатных песен признаны одесским фольклором и были записаны многими артистами, включая Леонида Утесова и Аркадия Северного . играет музыка «На Молдаванке музыка играет» («На Молдаванке ») — отсылка к исторической части Одессы, также известна как «Песня о Кольке-Ширмаче» («Песня о Кольке-карманнике»). и датируется не ранее 1931 года. [ 12 ] В этой песне Костя, босс одесского преступного мира, отправляет Маню в трудовой лагерь на Беломорско-Балтийском канале, чтобы помочь Кольке сбежать. По прибытии Мания обнаруживает, что в лагере реабилитирован Колька. Песня заканчивается смертью Кольки по приказу Кости за нарушение уголовного кодекса чести. Другая песня под названием «С одесского кичмана» («Из Одесской тюрьмы») датируется 1920-ми годами и повествует о побеге двух заключенных, во время которого один из воров был ранен. Существуют варианты песни: в некоторых версиях раненый беглец просит товарища похоронить его, а в других он просит, чтобы друг передал матери, что он погиб в бою. [ 13 ]

Вилли Токарев прославился в Советском Союзе в 1980-е годы своими песнями, описывающими жизнь русского эмигранта в Нью-Йорке. Две его песни, выражающие сложность ассимиляции в американском обществе и борьбу за отказ от криминального образа жизни, включают «Нью-Йоркский Таксист» («Нью-Йоркский Таксист») из его альбома 1981 года «В шумном балагане » (« В шумном салоне »). и «Над Гудзоном» («Над Гудзоном») из его одноименного альбома 1983 года.

  1. ^ Беляев, Александр. «Русский шансон: вне закона музыка для ностальгирующих душ» . Россия за пределами новостей .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Кишковская Софья. «Записки из русского музыкального андеграунда: Звуки шансона» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 16 июля 2006 г.
  3. ^ Ротштейн, Роберт А. (2001). «Как пели в Одессе: на стыке русской и идишской народной культуры». Славянское обозрение . 60 (4): 791.
  4. ^ Ротштейн, Роберт А. (2001). «Как пели в Одессе: на стыке русской и идишской народной культуры». Славянское обозрение . 60 (4): 781–801. дои : 10.2307/2697495 . JSTOR   2697495 .
  5. ^ Перейти обратно: а б с Юэлл, Филип (2013). « Пой, Вася, пой!»: Рэп-трио Васи Обломова как политическая сатира в путинской России» . Музыка и политика . 7 (2): 5. дои : 10.3998/mp.9460447.0007.201 .
  6. ^ Перейти обратно: а б с Финкельштейн, Норман. «Электронное письмо из Виртуальной России: Музыка без границ» . Журнал Хадасса .
  7. ^ Перейти обратно: а б Пинкэм, Софи. «Мелодии ГУЛАГа» . Парижское обозрение . Проверено 30 ноября 2012 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б с Джаррод, Тэнни (2011). Город разбойников и шнорреров: российские евреи и миф о старой Одессе . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. стр. 2–3.
  9. ^ Ротштейн, Роберт А. (2001). «Как пели в Одессе: на стыке русской и идишской народной культуры». Славянское обозрение . 60 (4): 791.
  10. ^ "Михаил Шуфутинский Еврейский портной" . www.youtube.com . August 17, 2011.
  11. ^ "Радио Шансон – Официальный сайт" . radioshanson.ru .
  12. ^ Ротштейн, Роберт А. (2001). «Как пели в Одессе: на стыке русской и идишской народной культуры». Славянское обозрение . 60 (4): 793–794.
  13. ^ Ротштейн, Роберт А. (2001). «Как пели в Одессе: на стыке русской и идишской народной культуры». Славянское обозрение . 60 (4): 794.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a277e2ef99f6f3c72fb735303c36c09c__1714989900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a2/9c/a277e2ef99f6f3c72fb735303c36c09c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Blatnaya pesnya - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)