Мотет-песня
Мотет -шансон был специализированной музыкальной формой эпохи Возрождения , разработанной в Милане в 1470-х и 1480-х годах и сочетавшей в себе аспекты современного мотета и шансона .
Многие состояли из трех голосовых партий, причем самый низкий голос, тенор или контра , исполнял священный текст на латыни, взятый из песнопений , в то время как два верхних голоса исполняли светский текст на французском языке. Некоторые были написаны для четырех-пяти голосов, при этом бас . латинскую партию играл [ 1 ] Как правило, французский текст был либо комментарием к латинскому тексту, либо имел к нему какое-то символическое отношение. [ 2 ] Самый низкий голос служил cantusfirmus и обычно пел длинными нотами, с фразами, разделенными длинными паузами, в то время как верхние голоса, поющие более быстро, следовали жесткой формальной структуре современных фиксов форм , особенно рондо и бержеретты .
Тремя наиболее выдающимися композиторами мотет-шансона были Жокен де Пре , Лойсе Компер и Александр Агрикола , все они жили в Милане, Италия, в конце 15 века как часть прогрессивного и богатого музыкального истеблишмента семьи Сфорца . Среди других композиторов, написавших мотет-шансон, были Йоханнес Приорис и Йоханнес Мартини . Из них только Приорис, как известно, не был в Милане, но о его жизни известно относительно мало.
Жоскен написал три мотета-шансона: «Que vous madame/In темп», «A la mort/Monstra te esse matrem» и «Fortune destrange Plummaige/Pauper sum ego». «Que vous madame» широко распространилось к 1490 году; это была одна из первых подобных композиций Жоскена. [ 3 ] Два мотета-шансона Агриколы, «L'eure est location/Circundederunt» и «Revenez tous Sorryz/Quis det ut veniat», сохранились в рукописях альбомов шансона Маргариты Австрийской, герцогини Савойской , как и два мотета Компера. , «Plaine d'ennuy/Anima mea» и «O devotz cocurs/O vos omnes». [ 1 ]
Был сделан вывод, что репертуар мотета-шансона когда-то мог быть намного больше, чем известно сейчас, поскольку многие из сохранившихся источников дают только латинский текст трехголосных композиций, в остальном схожих по фактуре. Возможно, в некоторых из них когда-то преобладали светские французские слова, которые теперь утеряны. [ 4 ]
Ссылки и дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ричард Шерр , редактор, The Josquin Companion . Оксфорд, Оксфордский университет. Пресс, 2000. ISBN 0-19-816335-5
- Гюстав Риз , Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1954 год. ISBN 0-393-09530-4
- Гюстав Риз (биография) и Джереми Ноубл (произведения), «Жоскен Деспре», Говард Майер Браун, «Шансон», в Словаре музыки и музыкантов New Grove , изд. Стэнли Сэди. 20 том. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN 1-56159-174-2
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Пикер, Мартин (1965). Шансонные альбомы Маргариты Австрийской: МСС. 228 и 11239 Королевской библиотеки Бельгии, Брюссель . Издательство Калифорнийского университета. п. 83-87. ОСЛК 381868 . Проверено 9 июня 2017 г.
- ^ Шерр, с. 336
- ^ Шерр, с. 337
- ^ Дэвид Фэллоуз, Гроув, «Шансон-мотет».