Jump to content

Этика (Абелард)

Этика
Автор Питер Абеляр
Язык латинский
Жанр Философия
Дата публикации
в. 1138–1139 гг.
Место публикации Франция

« Этика» ( «Этика» ), также известная как Scito te ipsum ( «Познай себя XII века ») — философский трактат Питера Абеляра . В ней Абеляр утверждает, что грех или «презрение к Богу» — это, по сути, вопрос согласия, а не дел.

Предыстория и история публикаций

[ редактировать ]

Абеляр и другие средневековые философы боролись с проблемой греха . Основные покаяния времен Абеляра подразумевали, что и мысли, и действия представляют собой грех, а Декрет Бурхарда из Вормса зашел так далеко, что предположил, что планирование совершения противоправных действий неотличимо от их совершения. [ 1 ] Однако эти покаянные люди не учитывали роль намерений или мотивов. [ 2 ]

Абеляр отходит от этих преобладающих в «Этике» представлений о грехе . [ 1 ] [ 2 ] который он завершил в 1138 году [ 3 ] или 1139, [ 4 ] вскоре после окончания комментария к Посланию к Римлянам . Подзаголовок произведения Scito te ipsum . [ а ] был «популярным девизом среди монашеских писателей того времени». [ 6 ] Трактат Абеляра изначально планировался как двухтомный труд, но он отложил вторую половину (которая была бы посвящена тому, что значит жить добродетельно), написав всего одну страницу. [ 7 ]

Большинство сохранившихся копий текста были созданы в четырнадцатом и пятнадцатом веках; две из самых ранних известных рукописей « Этики» , датируемые двенадцатым веком, хранятся в Баварской государственной библиотеке . [ 8 ]

Содержание

[ редактировать ]

Абеляр определяет peccatum или грех как то, что достойно Божьего проклятия и в чем необходимо покаяться. [ 1 ] Однако он также утверждает, что содержание peccatum proprie (собственного греха) является субъективным: человек виновен в «презрении к Богу», если он не делает того, что, по его искреннему мнению, требует от него Бог, даже если его убеждения ошибочны. [ 9 ] [ 10 ] Абеляр находит настоящий грех в согласии (согласии) совершить действие, [ б ] [ 12 ] не voluntas (желание или воля) совершить это и, в меньшей степени, фактическое Operationem Peccati или выполнение действия. [ 13 ] Он уточняет, что «мы соглашаемся на то, что не разрешено, когда нисколько не отказываемся от его осуществления и вполне готовы сделать это, если представится такая возможность». [ 11 ]

Волунтас не является необходимой предпосылкой греха, [ 14 ] так как можно и невольно согласиться на грех: «Иногда мы грешим вообще без всякой злой воли». [ 15 ] Он приводит гипотетический пример слуги, который в принуждении убивает своего «кровожадного хозяина» в целях самообороны. [ с ] Абеляр утверждает, что слуга не добровольно соглашался на убийство своего хозяина, хотя его согласие проистекало из определенного желания жить. [ 18 ] Соответственно, Абеляр утверждает, что готовность сделать что-то ради достижения чего-то другого (например, «готовность убить, чтобы жить») фундаментально отличается от готовности что-то сделать (просто «готовность убить»), и первое не подразумевает последний. [ 19 ] Чтобы избежать этой путаницы, Абеляр впоследствии предлагает точнее описать то, что называется «желанным», как в случае со слугой, как «перенесенное». [ 20 ]

Затем Абеляр вводит деонтологическую [ 21 ] понятие quod non convenit , или «непригодных» поступков, запрещенных Богом. [ 22 ] Вспоминая свою более раннюю точку зрения о том, что настоящий грех возникает в результате сознательного согласия на то, что человек просто считает неуместным, Абеляр предполагает, что человек может совершать действительно неподобающие поступки, не согрешая, в зависимости от своего намерения или причин согласия. [ 22 ] Поэтому он заключает, что, «собственно говоря», неверующие, которые искренне верят, что чтят Бога, не могут быть виновны в грехе, даже если их действия (и намерения) на самом деле нехороши: «Какое презрение к Богу они испытывают в что они делают для Бога и на основании чего считают себя добрыми?» [ 23 ] Тем не менее, они также подлежат божественному наказанию, поэтому Иисус воскликнул на кресте: « Отче, прости им, ибо они не знают, что делают » . [ 24 ]

Из этого следует, по словам Абеляра, что божественные моральные заповеди, такие как Десять заповедей, по своей сути связаны с согласием человека на внешние действия, а не с действиями сами по себе. [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] На практике согласие, очевидно, является синонимом непреодолимого искушения. [ 28 ] таким образом, внешние действия находятся вне нашего контроля, а согласие есть: «Чем меньше что-то находится в нашей власти, тем менее уместно командовать этим». [ 27 ] Более того, Абеляр утверждает, что положение человека перед Богом фиксировано и не может быть изменено «после того, как человек дал согласие на действие», даже если можно было бы не совершать его впоследствии. [ 29 ] По мнению Абеляра, примирение грешника с Богом требует покаяния , исповеди и удовлетворения через покаяние . [ 30 ]

Последствия

[ редактировать ]

Сам Абеляр предвосхитил критику его теории греха: «Есть такие, кто немало расстраиваются, когда слышат, как мы говорим, что греховный поступок ничего не добавляет к вине или осуждению перед Богом». [ 31 ] Действительно, в 1140 году, по настоянию Бернара Клервоского , Сенский совет официально осудил Абеляра за то, что он предположил, что действия сами по себе «морально безразличны». [ 4 ] [ 32 ] Однако идеи Этики нашли отражение во многих последующих средневековых трактатах, в том числе Ричарда Сен-Викторского и Фомы Аквинского . [ 4 ] [ 33 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. По словам Виллемиена Оттена, «в контексте мысли двенадцатого века этот сократический девиз можно было бы описать как «познай себя» с более автобиографическим призывом или, альтернативно, как «человеку хорошо знать себя» в более общем смысле. антропологический смысл». [ 5 ]
  2. ^ Термин «консенсус» часто использовался в трудах, предшествовавших « Этике» , но не в смысле «согласия на выполнение действия». [ 11 ]
  3. ^ Этот пример заимствован у Августина из книги Гиппо « О свободе арбитража» . [ 16 ] [ 17 ]

Цитируемые работы

[ редактировать ]
  • Бейчи, Иштван (2003). «Дела без ценности: выявление слабых мест в этике Абеляра». Исследования в области средневековой теологии и философии . 70 (1): 1–21. дои : 10.2143/RTPM.70.1.978 . JSTOR   26170108 .
  • Декозимо, Дэвид (2018). Абеляра «Грех, согласие и кажущаяся путаница в этике ». Журнал религии . 98 (1): 29–58. дои : 10.1086/694691 . S2CID   171665321 .
  • Холопайнен, Тайна М. (2014). «Намерения и сознательный моральный выбор в произведении Питера Абеляра « Познай себя ». Переосмысление Абеляра: Сборник критических очерков . Брилл. стр. 213–229. ISBN  9789004262713 .
  • Ласкомб, Делавэр (1965). Питера Абеляра «К новому изданию «Этики» или Scito te ipsum : введение в рукописи». виварий 3 (1): 115–127. дои : 10.1163/156853465X00061 .
  • Манн, Уильям Э. (2016). Бог, вера и недоумение . Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780190459222 .
  • Маренбон, Джон (1997). Философия Питера Абеляра . Издательство Кембриджского университета. ISBN  9780511582714 .
  • Оттен, Виллемиен (2005). «На суде совести: этика Абеляра как наука о себе». Добродетель и этика в двенадцатом веке . Брилл. стр. 53–74. ISBN  9789004143272 .
  • Портер, Джин (2000). «Ответственность, страсть и грех: переоценка этики Абеляра ». Журнал религиозной этики . 28 (3): 367–394. дои : 10.1111/0384-9694.00054 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 385b1603f85a8f1ad4308e394853697c__1709655900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/38/7c/385b1603f85a8f1ad4308e394853697c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ethics (Abelard) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)