Этика (Абелард)
Автор | Питер Абеляр |
---|---|
Язык | латинский |
Жанр | Философия |
Дата публикации | в. 1138–1139 гг. |
Место публикации | Франция |
« Этика» ( «Этика» ), также известная как Scito te ipsum ( «Познай себя XII века ») — философский трактат Питера Абеляра . В ней Абеляр утверждает, что грех или «презрение к Богу» — это, по сути, вопрос согласия, а не дел.
Предыстория и история публикаций
[ редактировать ]Абеляр и другие средневековые философы боролись с проблемой греха . Основные покаяния времен Абеляра подразумевали, что и мысли, и действия представляют собой грех, а Декрет Бурхарда из Вормса зашел так далеко, что предположил, что планирование совершения противоправных действий неотличимо от их совершения. [ 1 ] Однако эти покаянные люди не учитывали роль намерений или мотивов. [ 2 ]
Абеляр отходит от этих преобладающих в «Этике» представлений о грехе . [ 1 ] [ 2 ] который он завершил в 1138 году [ 3 ] или 1139, [ 4 ] вскоре после окончания комментария к Посланию к Римлянам . Подзаголовок произведения Scito te ipsum . [ а ] был «популярным девизом среди монашеских писателей того времени». [ 6 ] Трактат Абеляра изначально планировался как двухтомный труд, но он отложил вторую половину (которая была бы посвящена тому, что значит жить добродетельно), написав всего одну страницу. [ 7 ]
Большинство сохранившихся копий текста были созданы в четырнадцатом и пятнадцатом веках; две из самых ранних известных рукописей « Этики» , датируемые двенадцатым веком, хранятся в Баварской государственной библиотеке . [ 8 ]
Содержание
[ редактировать ]Абеляр определяет peccatum или грех как то, что достойно Божьего проклятия и в чем необходимо покаяться. [ 1 ] Однако он также утверждает, что содержание peccatum proprie (собственного греха) является субъективным: человек виновен в «презрении к Богу», если он не делает того, что, по его искреннему мнению, требует от него Бог, даже если его убеждения ошибочны. [ 9 ] [ 10 ] Абеляр находит настоящий грех в согласии (согласии) совершить действие, [ б ] [ 12 ] не voluntas (желание или воля) совершить это и, в меньшей степени, фактическое Operationem Peccati или выполнение действия. [ 13 ] Он уточняет, что «мы соглашаемся на то, что не разрешено, когда нисколько не отказываемся от его осуществления и вполне готовы сделать это, если представится такая возможность». [ 11 ]
Волунтас не является необходимой предпосылкой греха, [ 14 ] так как можно и невольно согласиться на грех: «Иногда мы грешим вообще без всякой злой воли». [ 15 ] Он приводит гипотетический пример слуги, который в принуждении убивает своего «кровожадного хозяина» в целях самообороны. [ с ] Абеляр утверждает, что слуга не добровольно соглашался на убийство своего хозяина, хотя его согласие проистекало из определенного желания жить. [ 18 ] Соответственно, Абеляр утверждает, что готовность сделать что-то ради достижения чего-то другого (например, «готовность убить, чтобы жить») фундаментально отличается от готовности что-то сделать (просто «готовность убить»), и первое не подразумевает последний. [ 19 ] Чтобы избежать этой путаницы, Абеляр впоследствии предлагает точнее описать то, что называется «желанным», как в случае со слугой, как «перенесенное». [ 20 ]
Затем Абеляр вводит деонтологическую [ 21 ] понятие quod non convenit , или «непригодных» поступков, запрещенных Богом. [ 22 ] Вспоминая свою более раннюю точку зрения о том, что настоящий грех возникает в результате сознательного согласия на то, что человек просто считает неуместным, Абеляр предполагает, что человек может совершать действительно неподобающие поступки, не согрешая, в зависимости от своего намерения или причин согласия. [ 22 ] Поэтому он заключает, что, «собственно говоря», неверующие, которые искренне верят, что чтят Бога, не могут быть виновны в грехе, даже если их действия (и намерения) на самом деле нехороши: «Какое презрение к Богу они испытывают в что они делают для Бога и на основании чего считают себя добрыми?» [ 23 ] Тем не менее, они также подлежат божественному наказанию, поэтому Иисус воскликнул на кресте: « Отче, прости им, ибо они не знают, что делают » . [ 24 ]
Из этого следует, по словам Абеляра, что божественные моральные заповеди, такие как Десять заповедей, по своей сути связаны с согласием человека на внешние действия, а не с действиями сами по себе. [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] На практике согласие, очевидно, является синонимом непреодолимого искушения. [ 28 ] таким образом, внешние действия находятся вне нашего контроля, а согласие есть: «Чем меньше что-то находится в нашей власти, тем менее уместно командовать этим». [ 27 ] Более того, Абеляр утверждает, что положение человека перед Богом фиксировано и не может быть изменено «после того, как человек дал согласие на действие», даже если можно было бы не совершать его впоследствии. [ 29 ] По мнению Абеляра, примирение грешника с Богом требует покаяния , исповеди и удовлетворения через покаяние . [ 30 ]
Последствия
[ редактировать ]Сам Абеляр предвосхитил критику его теории греха: «Есть такие, кто немало расстраиваются, когда слышат, как мы говорим, что греховный поступок ничего не добавляет к вине или осуждению перед Богом». [ 31 ] Действительно, в 1140 году, по настоянию Бернара Клервоского , Сенский совет официально осудил Абеляра за то, что он предположил, что действия сами по себе «морально безразличны». [ 4 ] [ 32 ] Однако идеи Этики нашли отражение во многих последующих средневековых трактатах, в том числе Ричарда Сен-Викторского и Фомы Аквинского . [ 4 ] [ 33 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ По словам Виллемиена Оттена, «в контексте мысли двенадцатого века этот сократический девиз можно было бы описать как «познай себя» с более автобиографическим призывом или, альтернативно, как «человеку хорошо знать себя» в более общем смысле. антропологический смысл». [ 5 ]
- ^ Термин «консенсус» часто использовался в трудах, предшествовавших « Этике» , но не в смысле «согласия на выполнение действия». [ 11 ]
- ^ Этот пример заимствован у Августина из книги Гиппо « О свободе арбитража» . [ 16 ] [ 17 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Декозимо 2018 , с. 32.
- ^ Jump up to: а б Портер 2000 , с. 370.
- ^ Холопайнен 2014 , стр. 213.
- ^ Jump up to: а б с Бейчи 2003 , стр. 2.
- ^ Оттен 2005 , с. 58.
- ^ Портер 2000 , с. 374.
- ^ Манн 2016 , с. 151.
- ^ Ласкомб 1965 , стр. 118–121.
- ^ Манн 2016 , с. 162.
- ^ Декосимо 2018 , стр. 32–33.
- ^ Jump up to: а б Маренбон 1997 , с. 260
- ^ Холопайнен 2014 , с. 215.
- ^ Декосимо 2018 , стр. 33–34.
- ^ Портер 2000 , с. 373.
- ^ Декозимо 2018 , с. 35.
- ^ Манн 2016 , с. 154.
- ^ Портер 2000 , с. 383.
- ^ Декозимо 2018 , с. 37.
- ^ Декосимо 2018 , стр. 37–38.
- ^ Декозимо 2018 , с. 39.
- ^ Холопайнен 2014 , стр. 227.
- ^ Jump up to: а б Декозимо 2018 , с. 48.
- ^ Декозимо 2018 , с. 50.
- ^ Манн 2016 , стр. 163.
- ^ Декозимо 2018 , с. 41.
- ^ Холопайнен 2014 , стр. 220.
- ^ Jump up to: а б Портер 2000 , с. 380.
- ^ Декозимо 2018 , с. 46.
- ^ Портер 2000 , с. 372.
- ^ Оттен 2005 , с. 63.
- ^ Портер 2000 , с. 390.
- ^ Маренбон 1997 , с. 256
- ^ Портер 2000 , с. 388.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Бейчи, Иштван (2003). «Дела без ценности: выявление слабых мест в этике Абеляра». Исследования в области средневековой теологии и философии . 70 (1): 1–21. дои : 10.2143/RTPM.70.1.978 . JSTOR 26170108 .
- Декозимо, Дэвид (2018). Абеляра «Грех, согласие и кажущаяся путаница в этике ». Журнал религии . 98 (1): 29–58. дои : 10.1086/694691 . S2CID 171665321 .
- Холопайнен, Тайна М. (2014). «Намерения и сознательный моральный выбор в произведении Питера Абеляра « Познай себя ». Переосмысление Абеляра: Сборник критических очерков . Брилл. стр. 213–229. ISBN 9789004262713 .
- Ласкомб, Делавэр (1965). Питера Абеляра «К новому изданию «Этики» или Scito te ipsum : введение в рукописи». виварий 3 (1): 115–127. дои : 10.1163/156853465X00061 .
- Манн, Уильям Э. (2016). Бог, вера и недоумение . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780190459222 .
- Маренбон, Джон (1997). Философия Питера Абеляра . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780511582714 .
- Оттен, Виллемиен (2005). «На суде совести: этика Абеляра как наука о себе». Добродетель и этика в двенадцатом веке . Брилл. стр. 53–74. ISBN 9789004143272 .
- Портер, Джин (2000). «Ответственность, страсть и грех: переоценка этики Абеляра ». Журнал религиозной этики . 28 (3): 367–394. дои : 10.1111/0384-9694.00054 .