Да и Нет
![]() | Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( Август 2014 г. ) |
Sic et Non , ранний схоластический текст, название которого переводится со средневековой латыни как «Да и Нет» , был написан Пьером Абеляром . В своей работе Абеляр сопоставляет явно противоречивые цитаты отцов церкви по многим традиционным темам христианского богословия . В Прологе Абеляр излагает правила разрешения этих противоречий, важнейшее из которых — отметить множественность значений одного слова. Однако сам Абеляр не применяет эти правила в основной части « Sic et Non» , что привело ученых к выводу, что эта работа была задумана как тетрадь для студентов по применению диалектики (логики) к теологии.
Содержание
[ редактировать ]В книге «Sic et Non» Абеляр представляет 158 вопросов, которые представляют теологическое утверждение и допускают его отрицание.
Первые пять вопросов:
- Должна ли человеческая вера дополняться разумом или нет?
- Имеет ли вера дело только с невидимыми вещами или нет?
- Есть ли знание о вещах невидимых или нет?
- Можно ли верить только в одного Бога или нет?
- Является ли Бог единым унитарным существом или нет?
Пролог оформляет текст как руководство для профессора: « Аристотель , самый проницательный из всех философов, желал превыше всего остального пробудить этот вопрошающий дух…».
Рецензии и датировка Sic et non
[ редактировать ]Сохранилось одиннадцать полных и частичных рукописей Sic et Non . Это:
- Цюрих, Центральная библиотека, Вагон. С. 162, л. 23–38 В ( сигнал Z)
- Экскурсии, Городская библиотека, 85, л. 106рб–118в (сиглум Т)
- Монтекассино, Архив Аббадии, 174, стр. 277–451 (сиглум С)
- Эйнзидельн, Библиотека аббатства, 300, стр. 1–74 (siglum E)
- Брешиа, Квиринианская библиотека , AV 21, л. 14–64 В (сигнал B)
- Дуэ, Муниципальная библиотека, 357, л. 140–155 В (сигнал D)
- Лондон, Британская библиотека, Royal 11 A v, л. 73–98 В (сигнал L)
- Мюнхен, Баварская государственная библиотека, Клм. 18926, л. 14–105 В (сиглум М)
- Кембридж, Университетская библиотека, Kk 3.24, листы. 67в–159 (сиглум К)
- Авранш, Муниципальная библиотека, 12, л. 132–07 (сиглум А)
- Кембридж, Колледж Корпус-Кристи, 165 , стр. 1–355 (паруса к)
Существует также одна сохранившаяся рукопись, содержащая только q. 117:
- Турин, Национальная библиотека, MS E. v. 9 (749) (сиглум S).
Изучение этих рукописей показывает существование последовательных проектов Sic et Non .
- Z - самая ранняя известная редакция Sic et Non , которая, по словам Константа Мьюза, датируется 1121 годом. Параллели между Z и другими работами Абеляра этого периода показывают, что Z не является аббревиатурой редакции Sic et Non от TCEBS . как полагали Бойер и Маккеон.
- TCEB и S принадлежат к следующей ранней редакции Sic et Non , датируемой 1121–1126 гг.
- DL принадлежат к промежуточной редакции Sic et Non , которая также датируется периодом 1121–1126 гг.
- MKAk принадлежит к последней редакции Sic et Non , датируемой периодом 1127–1132 гг.
Библиография
[ редактировать ]- Питер Абеляр. Так и не так . Полный латинский текст предоставлен Питером Кингом.
- Питер Абеляр. Sic et non: Критическое издание . Эд. Бланш Б. Бойер и Ричард МакКеон . Чикаго: Издательство Чикагского университета, 1976.
- Труп, Присцилла, пер., ДА И НЕТ: SIC ET NON Питера Абеляра , Шарлотта, ВТ: MedievalMS, 2007.
- Барроу, Джулия. «Трактат Мастера Петра Абиеларди о таинстве алтаря». Традиция 40 (1985): 328–36.
- Буйтаерт, Э.М. Общее введение в теологическую оперу Петри Абаэларди . CCCM 11. Тёрнхаут, 1969. с. xiii.
- Мьюз, Констант. Общее введение в теологическую оперу Петри Абеларди . CCCM 13. Turnhout 1987. с. 21 и с. 51.