Шотландское Просвещение

История Шотландии |
---|
![]() ![]() |
![]() |
Шотландское Просвещение ( шотландцы : Scots Enlichtenment , шотландский гэльский : Soillseachadh na h-Alba ) — период в Шотландии 18-го и начала 19-го веков, характеризующийся излиянием интеллектуальных и научных достижений. К восемнадцатому веку в Шотландии существовала сеть приходских школ в Шотландской низменности и пять университетов. Культура Просвещения основывалась на внимательном чтении новых книг и интенсивных дискуссиях, которые ежедневно происходили в таких интеллектуальных местах Эдинбурга, как «Избранное общество» , а позднее – «Покерный клуб» , а также в древних университетах Шотландии ( Сент-Эндрюс , Глазго). , Эдинбург , Королевский колледж и колледж Маришаль ). [ 1 ] [ 2 ]
Разделяя гуманистические и рациональные взгляды западного Просвещения того же периода, мыслители шотландского Просвещения утверждали важность человеческого разума в сочетании с отказом от любого авторитета, который не мог быть оправдан разумом. В Шотландии эпоха Просвещения характеризовалась радикальным эмпиризмом и практичностью, где главными ценностями были совершенствование, добродетель и практическая польза для человека и общества в целом.
Среди областей, которые быстро развивались, были философия, политическая экономия, инженерия, архитектура, медицина, геология, археология, ботаника и зоология, право, сельское хозяйство, химия и социология. Среди шотландских мыслителей и ученых того периода были Джозеф Блэк , Джеймс Босуэлл , Роберт Бернс , Уильям Каллен , Адам Фергюсон , Дэвид Хьюм , Фрэнсис Хатчесон , Джеймс Хаттон , лорд Монбоддо , Джон Плейфэр , Томас Рид , Адам Смит и Дугалд Стюарт .
Шотландское Просвещение имело последствия далеко за пределами Шотландии, не только из-за уважения, с которым шотландские достижения пользовались за пределами Шотландии, но и потому, что его идеи и взгляды распространялись по всей Великобритании и всему западному миру как часть шотландской диаспоры . иностранными студентами, обучавшимися в Шотландии.
Фон
[ редактировать ]Союз с Англией в 1707 году означал конец шотландского парламента. Парламентарии, политики, аристократы и чиновники переехали в Лондон. Шотландское право оставалось полностью отделенным от английского права, поэтому суды по гражданскому праву, адвокаты и юристы остались в Эдинбурге. Штаб-квартира и руководство Шотландской церкви также остались, как и университеты и медицинские учреждения. Юристы и богословы вместе с профессорами, интеллектуалами, медиками, учеными и архитекторами сформировали новую элиту среднего класса , которая доминировала в городах Шотландии и способствовала шотландскому Просвещению. [ 3 ] [ 4 ]
Экономический рост
[ редактировать ]В унии 1707 года население Англии было примерно в пять раз больше, чем Шотландия, и примерно в 36 раз больше богатства, но было пять шотландских университетов ( Сент-Эндрюс , Глазго , Эдинбург , Абердина Королевский колледж и колледж Маришаль ) против двух в Англии. . Шотландия пережила начало экономического роста, который позволил ей сократить этот разрыв. [ 5 ] Контакты с Англией привели к сознательной попытке улучшить сельское хозяйство среди шляхты и дворянства. Хотя некоторые владельцы поместий улучшили качество жизни своих уволенных рабочих, огораживания привели к безработице и вынужденной миграции в города или за границу. [ 6 ] Главным изменением в международной торговле стало быстрое расширение Америки как рынка. [ 7 ] Глазго особенно выиграл от этой новой сделки; Первоначально снабжая колонии промышленными товарами, он стал центром торговли табаком, реэкспортируя его, в частности, во Францию. Купцы, занимавшиеся этим прибыльным бизнесом, стали богатыми табачными лордами , которые доминировали в городе на протяжении большей части восемнадцатого века. [ 8 ] В этот период также развивалось банковское дело. Банк Шотландии , основанный в 1695 году, подозревали в симпатиях к якобитам , и поэтому в 1727 году был основан конкурирующий Королевский банк Шотландии. Местные банки начали открываться в таких городах, как Глазго и Эйр. Это сделало капитал доступным для бизнеса, а также для улучшения дорог и торговли. [ 9 ]
Система образования
[ редактировать ]Гуманистический акцент на образовании в Шотландии завершился принятием Закона об образовании 1496 года , который постановил, что все сыновья баронов и землевладельцев должны посещать гимназии. [ 10 ] Цели создания сети приходских школ были реализованы в рамках протестантской программы в 16 веке, а ряд актов Тайного совета и парламента в 1616 , 1633 , 1646 и 1696 годах пытались поддержать ее развитие и финансирование. [ 11 ] К концу 17 века в Лоулендах существовала практически полная сеть приходских школ, но в Хайленде во многих областях все еще отсутствовало базовое образование. [ 12 ] Одним из последствий этой обширной сети школ стал рост «демократического мифа», который в XIX веке породил широко распространенное убеждение, что многие «парные парни» смогли подняться по системе и занять высокие посты. и что грамотность была гораздо более распространена в Шотландии, чем в соседних штатах, особенно в Англии. [ 12 ] Историки теперь разделились во мнениях относительно того, отличались ли способности мальчиков, которые шли по этому пути к социальному продвижению, от способностей в других сопоставимых странах, поскольку образование в некоторых приходских школах было базовым и коротким, а посещение не было обязательным. [ 13 ] Независимо от того, каким был на самом деле уровень грамотности, очевидно, что многие шотландские студенты освоили полезную форму визуальной грамотности, которая позволяла им лучше организовывать и запоминать информацию. [ 14 ] [ 15 ]
К 17 веку в Шотландии было пять университетов по сравнению с двумя в Англии. После прекращения гражданских войн ( Войны трех королевств ), Содружества и чисток во время Реставрации они восстановились с помощью лекционной учебной программы, которая могла охватывать экономику и науку, предлагая высококачественное гуманитарное образование сыновьям Реставрации. дворянство и дворянство. [ 12 ] Все видели создание или восстановление кафедр математики. Обсерватории были построены в Сент-Эндрюсе, а также в колледжах Кингс и Маришаль в Абердине. Роберт Сиббальд (1641–1722) был назначен первым профессором медицины в Эдинбурге и стал соучредителем Королевского колледжа врачей Эдинбурга в 1681 году. [ 16 ] Эти события помогли университетам стать крупными центрами медицинского образования и выдвинули Шотландию на передний план нового мышления. [ 12 ] К концу века Медицинская школа Эдинбургского университета, возможно, стала одним из ведущих научных центров в Европе, гордясь такими именами, как анатом Александр Монро (secundus) , химики Уильям Каллен и Джозеф Блэк, [ 17 ] и естествоиспытатель Джон Уокер . [ 18 ] К 18 веку доступ к шотландским университетам, вероятно, был более открытым, чем в современной Англии, Германии или Франции. Посещение было менее дорогим, а студенческий состав более социально представительным. [ 19 ] В восемнадцатом веке Шотландия воспользовалась интеллектуальными преимуществами этой системы. [ 20 ]
Интеллектуальный климат
[ редактировать ]Во Франции Просвещение базировалось в салонах и достигло кульминации в великой Энциклопедии (1751–1772) под редакцией Дени Дидро и (до 1759 года) Жана ле Рона д'Аламбера (1713–1784) с участием сотен ведущих интеллектуалов, таких как Вольтер (1694–1778), Руссо (1712–1778). [ 21 ] и Монтескье (1689–1755). Было продано около 25 000 экземпляров 35-томного набора, половина из них за пределами Франции. В интеллектуальной жизни Шотландии культура была ориентирована на книги. [ нужны разъяснения ] [ 22 ] В 1763 г. в Эдинбурге было шесть типографий и три бумажных фабрики; к 1783 г. действовало 16 типографий и 12 бумажных фабрик. [ 23 ]
Интеллектуальная жизнь вращалась вокруг ряда клубов, начиная с Эдинбурга в 1710-х годах. Одним из первых был Easy Club, соучредителем которого в Эдинбурге был якобитский печатник Томас Раддиман . Клубы появились в Глазго только в 1740-х годах. Одним из первых и важнейших в городе был Клуб политической экономии, целью которого было создание связей между учеными и торговцами. [ 24 ] которой был известный экономист Адам Смит . одним из первых членов [ 25 ] Другие клубы в Эдинбурге включали «Избранное общество» , основанное младшим Алланом Рамзи , выдающимся художником, и философами Дэвидом Юмом и Адамом Смитом. [ 26 ] и, позже, Покерный клуб , основанный в 1762 году и названный Адамом Фергюсоном с целью «высказать» мнение по вопросу ополчения. [ 27 ]
Историк Джонатан Израэль утверждает, что к 1750 году в крупных городах Шотландии была создана интеллектуальная инфраструктура взаимоподдерживающих учреждений, таких как университеты, читальные общества, библиотеки, периодические издания, музеи и масонские ложи. Шотландская сеть была «преимущественно либеральной кальвинистской, ньютоновской и «дизайнерской» по своему характеру, что сыграло важную роль в дальнейшем развитии трансатлантического Просвещения». [ 20 ] [ 28 ] Брюс Ленман говорит, что их «главным достижением стала новая способность распознавать и интерпретировать социальные модели». [ 29 ]
Шотландское Просвещение во многом обязано высокограмотной культуре шотландского пресвитерианства. Пресвитериане, основанные как Церковь Шотландии после революции 1688 года, поддержали Акт об унии 1707 года и протестантскую Ганноверскую монархию. В восемнадцатом веке наблюдались разногласия и споры между жесткими традиционными кальвинистами, Просвещением, оказавшим влияние на умеренных, и все более популярными евангелистами. В университетах преобладало умеренное духовенство, с его упором на разум, терпимость, мораль и вежливые манеры. Одними из ведущих интеллектуальных светил шотландского Просвещения были пресвитерианские священники, такие как Уильям Робертсон (1721–1793), историк и ректор Эдинбургского университета. Карьера скептиков, таких как Адам Смит и Дэвид Юм, во многом была обязана терпимости, поддержке и дружбе умеренного духовенства.
Репутация шотландского духовенства за его ценности Просвещения была такова, что друг в Англии спросил преподобного Джеймса Водроу, священника в Эйршире, действительно ли две трети шотландского духовенства являются деистами. Водроу отклонил это предложение и заметил, что «я не могу себе представить, чтобы число деистов среди нас имело хоть какое-то соотношение с остальными. Некоторые об Эдинбурге в восточном Лотиане и в Мерсе, читая книги Дэвида Юма, их разговоры и связи. с ним и его друзьями, к которым вы можете добавить одного-двух разрозненных священнослужителей здесь и там в других частях страны, которым довелось получить образование среди этой группы людей, - это все, на что вы можете рассчитывать, и это не так; трудно объяснить, почему они оставили веру… и полюбили нынешний мир и модный в нем образ мышления». (Джеймс Водроу Сэмюэлю Кенрику, 25 января 1769 г.). [ 30 ]
Основные интеллектуальные направления
[ редактировать ]Эмпиризм и индуктивное рассуждение
[ редактировать ]![]() | Этот раздел может потребовать очистки Википедии , чтобы соответствовать стандартам качества . Конкретная проблема заключается в следующем: несмотря на заголовок, в этом разделе не хватает содержания, посвященного индуктивным рассуждениям. ( сентябрь 2018 г. ) |
Первым крупным философом шотландского Просвещения был Фрэнсис Хатчесон (1694–1746), который был профессором моральной философии в Глазго с 1729 по 1746 год. Он был важным связующим звеном между идеями Шефтсбери и более поздней школой шотландского реализма здравого смысла , развитие утилитаризма и консеквенциалистского мышления. [ 31 ] Также под влиянием Шефтсбери находился Джордж Тернбулл (1698–1748), который был регентом Маришаль-колледжа в Абердине и опубликовал новаторские работы в области христианской этики, искусства и образования. [ 32 ]
Дэвид Юм (1711–76), чьи «Трактат о человеческой природе» (1738) и «Очерки, моральные и политические» (1741) помогли очертить параметры философского эмпиризма и скептицизма . [ 31 ] Он окажет большое влияние на более поздних деятелей Просвещения, включая Адама Смита , Иммануила Канта и Джереми Бентама . [ 33 ] Аргумент Юма о том, что в природе не существует эффективных причин, скрытых в природе, был поддержан и развит Томасом Брауном (1778–1820), который был преемником Дугалда Стюарта (1753–1828) в Эдинбурге и который окажет большое влияние на более поздних философов, включая Джона Стюарт Милль . [ 34 ]
В отличие от Юма, Томас Рид (1710–96), ученик Тернбулла, вместе с министром Джорджем Кэмпбеллом (1719–96) и писателем и моралистом Джеймсом Битти (1735–1803) сформулировали реализм здравого смысла . [ 35 ] Рид изложил свои теории в книге «Исследование человеческого разума на основе принципов здравого смысла» (1764). [ 36 ] Этот подход утверждал, что существуют определенные концепции, такие как человеческое существование, существование твердых объектов и некоторые основные моральные «первопринципы», которые присущи природе человека и из которых должны быть выведены все последующие аргументы и системы морали. . Его можно рассматривать как попытку примирить новые научные разработки эпохи Просвещения с религиозными верованиями. [ 37 ]
Литература
[ редактировать ]Среди крупных литературных деятелей, родившихся в Шотландии в этот период, были Джеймс Босуэлл (1740–95), чьи «Описание Корсики» (1768) и «Журнал путешествия на Гебриды» (1785) основаны на его обширных путешествиях и чья жизнь Сэмюэля Джонсона ( 1791) является основным источником информации об одном из крупнейших литераторов английского Просвещения и его круге. [ 38 ] Аллан Рамзи (1686–1758) заложил основы пробуждения интереса к старой шотландской литературе, а также возглавил тенденцию к пасторальной поэзии, помогая развивать строфу Хабби как поэтическую форму . [ 39 ] Юрист Генри Хоум, лорд Кеймс (1696–1782) внес большой вклад в изучение литературы в книге «Элементы критики» (1762), ставшей стандартным учебником по риторике и стилю. [ 40 ]
Хью Блэр (1718–1800) был священником Шотландской церкви и возглавлял кафедру риторики и изящной словесности в Эдинбургском университете. Он выпустил издание произведений Шекспира и наиболее известен своими «Проповедями» (1777–1801), пятитомным изданием, подтверждающим практическую христианскую мораль, и «Лекциями по риторике и изящной словесности» (1783). Первые соединили ораторское искусство гуманизма со сложной теорией взаимосвязи между познанием и происхождением языка. [ 41 ] Это повлияло на многих ведущих мыслителей шотландского Просвещения, включая Адама Смита и Дугалда Стюарта.
Блер был одним из тех, кто первым привлек внимание Оссиана к циклу Джеймса Макферсона . общественности [ 42 ] Макферсон (1736–96) был первым шотландским поэтом, получившим международную репутацию. Утверждая, что нашел стихи, написанные древним бардом Оссианом, он опубликовал «переводы», которые были провозглашены кельтским эквивалентом классического эпоса . «Фингал» , написанный в 1762 году, был быстро переведен на многие европейские языки, и его оценка природной красоты и трактовка древней легенды больше, чем какое-либо отдельное произведение, приписали начало романтическому движению в европейской, и особенно в немецкой литературе, через его влияние на Иоганна Готфрида фон Гердера и Иоганна Вольфганга фон Гете . [ 43 ] В конце концов стало ясно, что стихи были не прямыми переводами с гэльского языка, а цветочными адаптациями, сделанными с учетом эстетических ожиданий его аудитории. [ 44 ]
До Роберта Бернса (1759–1796) самым выдающимся шотландским поэтом был Роберт Фергюссон (1750–1774), который также работал на английском языке. Его работы часто прославляли его родной Эдинбург и веселье эпохи Просвещения, как в его самом известном стихотворении «Старый вонючий» (1773). [ 45 ] Бернс, эйрширский поэт и автор текстов, в настоящее время широко известен как национальный поэт Шотландии и стал важной фигурой романтического движения. Помимо создания оригинальных композиций, Бернс также собирал народные песни со всей Шотландии, часто пересматривая или адаптируя их. [ 46 ] Поэзия Бернса основывалась на глубоком знакомстве и знании классической , библейской и английской литературы , а также шотландской традиции Макара . [ 47 ]
Экономика
[ редактировать ]Адам Смит разработал и опубликовал «Богатство народов» , отправную точку современной экономики. [ 48 ] Это исследование, которое оказало непосредственное влияние на британскую экономическую политику , до сих пор служит основой для дискуссий о глобализации и тарифах . [ 49 ] В книге земля, труд и капитал определены как три фактора производства и основные факторы, вносящие вклад в богатство нации, в отличие от физиократической идеи, согласно которой только сельское хозяйство является продуктивным. Смит обсудил потенциальные преимущества специализации путем разделения труда , включая повышение производительности труда и выгоды от торговли , будь то между городом и деревней или между странами. [ 50 ] Его «теорема» о том, что «разделение труда ограничено размерами рынка», была описана как «ядро теории функций фирмы и промышленности » и «фундаментальный принцип экономической организации». [ 51 ] В аргументе, который включает «один из самых известных отрывков во всей экономике», [ 52 ] Смит представляет, что каждый человек пытается использовать любой капитал, которым он может распоряжаться, для собственной выгоды, а не для пользы общества. [ 53 ] и ради прибыли, которая необходима на определенном уровне для применения капитала в отечественной промышленности и положительно связана со стоимостью продукта. [ 54 ] Экономисты связали концепцию невидимой руки Смита с его заботой об обычных мужчинах и женщинах посредством экономического роста и развития . [ 55 ] обеспечение более высокого уровня потребления, которое Смит описывает как «единственную цель и цель всего производства». [ 56 ] [ 57 ]
Социология и антропология
[ редактировать ]Шотландские мыслители эпохи Просвещения разработали то, что такие ведущие мыслители, как Джеймс Бернетт, лорд Монбоддо (1714–1799) и лорд Кеймс, называли наукой о человеке . [ 58 ] который исторически был выражен в работах таких мыслителей, как Джеймс Бернетт , Адам Фергюсон , Джон Миллар , Уильям Робертсон и Джон Уокер , все из которых объединили научное исследование того, как люди ведут себя в древних и примитивных культурах, с осознанием определяющих сил. современности . Современные представления о визуальной антропологии пронизывали лекции ведущих шотландских ученых, таких как Хью Блер , [ 59 ] а Алан Свинджвуд утверждает, что современная социология в значительной степени зародилась в Шотландии. [ 60 ] Джеймс Бернетт сегодня наиболее известен как основатель современной сравнительной исторической лингвистики . Он был первым крупным деятелем, который утверждал, что человечество развило языковые навыки в ответ на меняющуюся окружающую среду и социальные структуры. [ 61 ] Он был одним из многих ученых, участвовавших в разработке ранних концепций эволюции , и ему приписывают принципиальный предвосхищение идеи естественного отбора , которая была развита в научную теорию Чарльзом Дарвином и Альфредом Расселом Уоллесом. [ 62 ]
Математика, наука и медицина
[ редактировать ]Одним из центральных столпов шотландского Просвещения были научные и медицинские знания. Многие из ключевых мыслителей имели медицинское образование или изучали науку и медицину в университете или самостоятельно на каком-то этапе своей карьеры. Кроме того, было заметно присутствие профессионалов с университетским медицинским образованием, особенно врачей, аптекарей, хирургов и даже министров, которые жили в провинциальных условиях. [ 63 ] В отличие от Англии или других европейских стран, таких как Франция или Австрия, интеллигенция Шотландии не была обязана могущественным аристократическим покровителям, и это заставило их смотреть на науку глазами пользы, улучшения и реформ. [ 64 ]
Колин Маклорен (1698–1746) был назначен заведующим кафедрой математики в возрасте 19 лет в Маришаль-колледже и был ведущим британским математиком своей эпохи. [ 31 ] Математик и физик сэр Джон Лесли (1766–1832) известен главным образом своими экспериментами с теплом и был первым человеком, искусственно создавшим лед. [ 65 ]
Среди других крупных деятелей науки были Уильям Каллен (1710–90), врач и химик, Джеймс Андерсон (1739–1808), агроном. Джозеф Блэк (1728–1799), физик и химик, открыл углекислый газ (фиксированный воздух) и скрытую теплоту . [ 66 ] и разработал то, что многие считают первыми химическими формулами. [ 67 ]
Джеймс Хаттон (1726–1797) был первым современным геологом , его «Теория Земли» (1795) бросила вызов существовавшим представлениям о возрасте Земли . [ 68 ] [ 69 ] Его идеи популяризировал ученый и математик Джон Плейфэр (1748–1819). [ 70 ] До Джеймса Хаттона преподобный Дэвид Юр , тогдашний священник прихода Ист-Килбрайд, был первым, кто изобразил «энтрохи» раковин на иллюстрациях и сделал отчеты о геологии южной Шотландии. Открытия Дэвида Юра оказали достаточное влияние, чтобы вдохновить шотландцев на попытку записи и интерпретации естественной истории и окаменелостей , что является важной частью шотландского Просвещения. [ 71 ] [ 72 ]
Эдинбург стал крупным центром медицинского обучения и исследований. [ 73 ]
Значение
[ редактировать ]Олицетворением далеко идущего влияния шотландского Просвещения стала новая Британская энциклопедия , разработанная в Эдинбурге Колином Макфаркуаром , Эндрю Беллом и другими. Впервые он был опубликован в трех томах между 1768 и 1771 годами, с 2659 страницами и 160 гравюрами, и быстро стал стандартным справочным изданием в англоязычном мире. Четвертое издание (1810 г.) насчитывало 16 000 страниц в 20 томах. Энциклопедия . продолжала издаваться в Эдинбурге до 1898 года, когда она была продана американскому издателю [ 74 ]
Культурное влияние
[ редактировать ]Шотландское Просвещение имело многочисленные аспекты, влияя на культуру нации в нескольких областях, включая архитектуру, искусство и музыку. [ 75 ]
В Шотландии родились одни из самых значительных архитекторов того периода, которые были вовлечены в интеллектуальную культуру Просвещения. Роберт Адам (1728–1792) был дизайнером интерьеров, а также архитектором, а его братья разработали стиль Адама . [ 76 ] Он повлиял на развитие архитектуры в Великобритании, Западной Европе, Северной Америке и в России. [ 77 ] [ 78 ] Главным соперником Адама был Уильям Чемберс , еще один шотландец, но родившийся в Швеции. [ 79 ] Чемберс был назначен наставником по архитектуре принца Уэльского, позже Георга III , а в 1766 году вместе с Робертом Адамом — архитектором короля. [ 80 ] [ 81 ]
Среди художников были Джон Александр и его младший современник Уильям Моссман (1700–71). Они нарисовали многие фигуры Эдинбурга раннего Просвещения. [ 82 ] Ведущий шотландский художник конца восемнадцатого века Аллан Рамзи учился в Швеции, Лондоне и Италии, прежде чем обосноваться в Эдинбурге, где он зарекомендовал себя как ведущий портретист шотландской знати и написал портреты многих крупных деятелей шотландской знати. представители шотландского Просвещения, в том числе его друг философ Дэвид Юм и приехавший в гости Жан-Жак Руссо . [ 83 ] Гэвин Гамильтон (1723–1798) провел почти всю свою карьеру в Италии и стал новатором неоклассического художника исторических и мифических тем, в том числе изображал сцены из «Илиады » Гомера , а также выступал в качестве неофициального наставника британских художников и художников. как ранний археолог и антиквар. [ 84 ] Многие из его работ можно рассматривать как размышления эпохи Просвещения о происхождении общества и политики, включая смерть Лукреции (1768 г.), событие, которое считалось решающим для рождения Римской республики . Его классицизм оказал большое влияние на французского художника Жака-Луи Давида (1748–1825). [ 85 ]
Рост музыкальной культуры в столице ознаменовался созданием в 1728 году Музыкального общества Эдинбурга. [ 86 ] Среди шотландских композиторов, которые, как известно, действовали в этот период: Александр Манро (ок. 1732 г.), Джеймс Фулис (1710–73) и Чарльз Маклин (ок. 1737 г.). [ 87 ] Томас Эрскин, шестой граф Келли (1732–1781), был одним из самых выдающихся британских композиторов своей эпохи и первым шотландцем, сочинившим симфонию . [ 88 ] В середине восемнадцатого века группа шотландских композиторов начала откликаться на призыв Аллана Рэмси «владеть и совершенствовать» свою собственную музыкальную традицию, создав то, что Джеймс Джонсон охарактеризовал как «стиль шотландской гостиной», взяв в основном шотландские мелодии равнинной местности. и добавление простых фигурных басовых партий и других особенностей итальянской музыки, которые сделали их приемлемыми для аудитории среднего класса. Он набрал обороты, когда такие крупные шотландские композиторы, как Джеймс Освальд (1710–1769) и Уильям Макгиббон примерно в 1740 году к нему присоединились (1690–1756). «Любопытный сборник шотландских песен» Освальда (1740) был одним из первых, включивших гэльские мелодии наряду с мелодиями Лоуленда, задавая моду, распространенную в середине века, и помогая создать единую шотландскую музыкальную идентичность. Однако с изменением моды количество публикаций специфически шотландских сборников мелодий сократилось в пользу их включения в британские сборники. [ 89 ]
Более широкое воздействие
[ редактировать ]Традиционно считается, что эпоха Просвещения в Шотландии завершилась к концу XVIII века. [ 58 ] непропорционально большой вклад Шотландии в британскую науку и литературу продолжался еще 50 или более лет благодаря таким деятелям, как Томас Карлайл , Джеймс Уотт , Уильям Мердок , Джеймс Клерк Максвелл , лорд Кельвин и сэр Вальтер Скотт . [ 90 ] Влияние движения распространилось за пределы Шотландии, через Британскую империю и на континент. Политические идеи оказали важное влияние на отцов-основателей Соединенных Штатов , которые отделились от империи в 1775 году. [ 91 ] [ 92 ] [ 93 ] Философия реализма здравого смысла оказала особое влияние на американскую мысль и религию XIX века. [ 94 ]
В традиционной историографии шотландское Просвещение долгое время отождествлялось с аболиционизмом из-за сочинений некоторых его членов и редкости порабощенных людей в Шотландии. Однако академик Джон Стюарт утверждает, что из-за того, что многие представители шотландского Просвещения были вовлечены в поддержку рабства и научного расизма (следствие, как он утверждает, непропорционального участия Шотландии в атлантической работорговле ), «развитие восемнадцатого века- века химия и более широкое интеллектуальное [шотландское] Просвещение были неразрывно связаны с Движением за экономические улучшения и колониальной экономикой британской работорговли». [ 95 ]
Культурные представления
[ редактировать ]Шотландский драматург Роберт Маклеллан (1907–1985) написал ряд полнометражных комедий, которые дают застенчивое изображение Эдинбурга в разгар шотландского просвещения, в первую очередь «Цветы Эдинбурга» (1957). Эти пьесы включают ссылки на многих фигур, исторически связанных с движением, и высмеивают различные социальные противоречия, особенно в области разговорного языка, между традиционным обществом и англизированными шотландцами, которые представляли себя представителями так называемых «новых манер». Другие более поздние примеры включают «Молодой Окинлек» (1962), сценический портрет молодого Джеймса Босуэлла , и «Лицемер» (1967), который привлекает внимание к консервативной религиозной реакции в стране, которая угрожала сдержать тенденции просвещения. Представленная Маклелланом картина этой напряженности в национальном плане сложна, беспристрастна и многогранна. [ 96 ]
Ключевые цифры
[ редактировать ]- Уильям Адам (1689–1748) архитектор
- Джон Адам (1721–1792) архитектор
- Роберт Адам (1728–1792) архитектор и художник.
- Джеймс Адам (1732–1794) архитектор и дизайнер.
- Арчибальд Элисон (1757–1839) эссеист
- Дэвид Аллан (1744–1796) художник и иллюстратор.
- Джеймс Андерсон (1662–1728) юрист, антиквар и историк.
- Джеймс Андерсон (1739–1808) агроном, юрист.
- Джон Арбутнот (1667–1735) врач, сатирик и эрудит.
- Джон Армстронг (1709–1779) врач, поэт и сатирик.
- Джоанна Бэйли (1762–1851) поэт и драматург.
- Джордж Хасбэнд Бэрд (1761–1840) министр, реформатор образования и лингвист.
- Джеймс Битти (1735–1803) философ и поэт.
- Эндрю Белл (1753–1832) священник и педагог.
- Сэр Чарльз Белл (1774–1842) хирург, физиолог и невролог.
- Генри Белл (1767–1830) инженер
- Джон Белл из Антермони (1691–1780) врач и путешественник.
- Джозеф Блэк (1728–1799) физик и химик, первым выделивший углекислый газ.
- Томас Блэквелл (1701–1757) ученый-классик и историк.
- Уильям Блэквуд (1776–1834) издатель, основатель журнала Blackwood's Edinburgh Magazine.
- Хью Блэр (1718–1800) министр, автор
- Сэр Гилберт Блейн из Блейнфилда, первый баронет (1749–1834) врач
- Джеймс Босуэлл (1740–1795) юрист, автор книги «Жизнь Джонсона».
- Джон Бродвуд (1732–1812) производитель фортепиано.
- Генри Питер Брум, первый барон Брум и Во (1778–1868), англичанин, родившийся, получивший образование и работавший в Эдинбурге, адвокат, журналист и государственный деятель.
- Роберт Браун (1773–1858) ботаник
- Томас Браун (1778–1820) философ
- Джеймс Брюс из Киннэрда (1730–1794) исследователь Африки.
- Джеймс Дэниел (Яков) Брюс (1669–1735) уроженец Москвы шотландец, граф Российской империи, государственный деятель, генерал, дипломат и ученый.
- Патрик Брайдон (1736–1818) путешественник и писатель.
- Дэвид Стюарт Эрскин, 11-й граф Бьюкен (1742–1829), основатель Общества антикваров Шотландии.
- Роберт Бернс [ 97 ] (1759–1796) поэт
- Джон Стюарт, третий граф Бьют (1713–1792) политик, ботаник, покровитель литературы и искусства, первый президент Общества антикваров Шотландии.
- Чарльз Кэмерон (1746–1812) архитектор, работавший в России.
- Джордж Кэмпбелл (1719–1796) философ
- Томас Кэмпбелл (1777–1844) поэт
- Александр Карлайл (1722–1805) церковный деятель и автобиограф.
- Томас Карлайл (1795–1881) историк и философ.
- Томас Чалмерс (1780–1847) министр и политэконом.
- Сэр Уильям Чемберс (1723–1796) архитектор
- Джон Клеланд (1709–1789) писатель, автор книги «Фанни Хилл».
- Сэр Джон Клерк из Пеникуика, второй баронет (1676–1755), политик, юрист, судья и антиквар.
- Сэр Джон Клерк из Элдина (1728–1812) художник, мореход.
- Джон Клерк, лорд Элдин (1757–1832) адвокат, судья и коллекционер.
- Арчибальд Дэвид Констебль (1774–1827) издатель
- Уильям Круикшанк (ок. 1740-1810/1) химик
- Джеймс Крейг (1739–1795) архитектор, дизайнер Нового города Эдинбурга.
- Уильям Каллен (1710–1790) врач, химик, медицинский исследователь.
- Дэвид Дейл (1739–1806) промышленник, торговец и филантроп.
- Александр Дэлримпл (1737–1808) географ
- Джеймс Дэлримпл, первый виконт Лестничный (1619–1695) юрист и государственный деятель
- Сэр Александр Дик, третий баронет Престонфилда (1703–1785), врач, президент Королевского колледжа врачей Эдинбурга.
- Сэр Роберт Дуглас из Гленберви, шестой баронет (1694–1770) специалист по генеалогии
- Александр Доу (1735/6 – 1779) писатель и востоковед.
- Джордж Драммонд (1688–1766) главный бухгалтер и политик, лорд-мэр Эдинбурга
- Джеймс Эльфинстон (1721–1809) педагог и лингвист.
- Роберт Эрскин (врач) (1677–1718) врач и натуралист, руководитель и реформатор русской медицины, составил первый в России гербарий и открыл минеральные воды.
- Генри Эрскин (1746–1817) защитник и политик
- Генри Фаркухарсон (ок. 1675–1739), математик, работавший в России, где он ввел арабские цифры и логарифмы.
- Адам Фергюсон (1723–1816) считается основателем социологии.
- Джеймс Фергюсон (1710–1776) астроном и производитель инструментов.
- Роберт Фергюссон (1750–1774) поэт
- Эндрю Флетчер из Салтуна (1653–1716), предшественник шотландского Просвещения, [ 98 ] писатель, патриот, комиссар парламента Шотландии
- Джордж Фордайс (1736–1802) врач и химик.
- Эндрю Фулис (1712–1775) печатник
- Роберт Фулис (1707–1776) печатник и издатель.
- Джон Галт (1779–1839) писатель
- Александр Жерар (1728–1795) министр, академический и писатель-философ.
- Джеймс Гиллрей (1756–1815) карикатурист и гравер.
- Уолтер Гудолл (1706?–1766) писатель-историк.
- Александр Гордон Ошинтульский (1669/70–1752) генерал и мемуарист.
- Александр Гордон (1692?–1755) антиквар и певец.
- Томас Гордон (писатель) (около 1691–1750) писатель и переводчик с латыни.
- Томас Гордон (1714–1797) философ, математик и антиквар.
- Джон Грегори (1724–1773) врач, писатель-медик и моралист.
- Джон Грив (1753–1805) врач
- Мэтью Гатри (1743–1807) врач, минералог и путешественник.
- Сэр Дэвид Дэлримпл, лорд Хейлз (1726–1792) адвокат, судья и историк.
- Сэр Джеймс Холл, четвертый баронет (1761–1832) геолог, геофизик
- Александр Гамильтон (1739–1802) врач
- Гэвин Гамильтон (1723–1798) художник и археолог.
- Сэр Уильям Гамильтон (1730–1803) дипломат, антиквар, археолог и вулканолог.
- Мэтью Харди (1755–1826), скрипичный мастер, которого называли «Шотландским Страдивари».
- Джеймса Хогга Писатель (1770–1835), автор книги «Частные мемуары и исповедь оправданного грешника».
- Фрэнсис Хоум (1719–1813) врач
- Джон Хоум (1722–1808) министр и писатель, автор книги «Дуглас».
- Джон Хоуп (1725–1786) врач и ботаник.
- Фрэнсис Хорнер (1778–1817) политик, юрист и политэконом.
- Джон Хантер (1728–1793) хирург
- Уильям Хантер (1718–1783) анатом, врач
- Дэвид Юм (1711–1776) философ, историк и эссеист.
- Фрэнсис Хатчесон (1694–1746) философ
- Джеймс Хаттон [ 69 ] [ 97 ] (1726–1797) основоположник современной геологии.
- Джон Джеймисон (1759–1838) министр, филолог и антиквар.
- Роберт Джеймсон (1774–1854) шотландский натуралист и минералог.
- Фрэнсис Джеффри, адвокат лорда Джеффри (1773–1850), журналист и литературный критик, основатель Edinburgh Review.
- Генри Хоум, лорд Кеймс (1696–1782) философ, судья, историк и улучшитель сельского хозяйства.
- Джон Кей (1742–1826) карикатурист и гравер.
- Джеймс Кейр (1735–1820) химик, геолог, промышленник и изобретатель.
- Томас Александр Эрскин, шестой граф Келли (1732–1781) композитор и скрипач-виртуоз
- Джон Лоу Лористон (1671–1729) экономист, банкир, работавший во Франции.
- Сэр Джон Лесли (1766–1832) математик, физик.
- Джеймс Линд (1716–1794) врач, пионер военно-морской гигиены.
- Джеймс Линд (1736–1812) натуралист и врач.
- Чарльз Лайель (ботаник) (1767–1849) ботаник и переводчик Данте
- Джон Лаудон Макадам (1756–1836) инженер и дорожный строитель.
- Закари Маколей (1768–1838) статистик, аболиционист
- Колин Макфаркуар (1745?–1793) печатник, соучредитель Британской энциклопедии.
- Сэр Александр Маккензи (1764–1820) исследователь Северной Америки.
- Генри Маккензи (1745–1831) юрист и писатель.
- Чарльз Маки (1688–1770) первый профессор истории Эдинбургского университета и Британских островов.
- Сэр Джеймс Макинтош (1765–1832) юрист, политик и историк.
- Чарльз Макинтош (1766–1843) химик, изобретатель водонепроницаемых тканей.
- Колин Маклорен (1698–1746) математик
- Джеймс Макферсон (1736–1796) писатель, автор Оссиана
- Дэвид Маллет (Маллох) (около 1705–1765) писатель
- Фрэнсис Массон (1741–1805) ботаник
- Уильям Мюррей, 1-й граф Мэнсфилд (1705–1793) юрист, судья и политик
- Генри Дандас, первый виконт Мелвилл (1742–1811) защитник и государственный деятель
- Эндрю Мейкле (1719–1811) инженер и изобретатель.
- Адам Менелас (1749/56–1831) архитектор, работавший в России.
- Джеймс Милль (1773–1836) философ
- Эндрю Миллар (1705–1768) издатель
- Джон Миллар (1735–1801) философ, историк
- Джеймс Бернетт, судья лорд Монбоддо (1714–1799), основатель современной сравнительной исторической лингвистики.
- Александр Монро I (1697–1767) врач, основатель Эдинбургской медицинской школы.
- Александр Монро II из Крейглохарта и Кокберна (1733–1817) анатом, врач
- Джон Монро из Окинбоуи (1725–1789) защитник
- Джейкоб Мор (1740–1793) художник
- Джеймс Дуглас, 14-й граф Мортон (1702–1768) астроном, покровитель науки, президент Философского общества Эдинбурга и Королевского общества.
- Джеймс Маунси (1709/10–1773) врач и натуралист.
- Томас Мьюир из Хантерсхилла (1765–1799) политический реформатор
- Уильям Мердок (1754–1839) инженер и изобретатель.
- Александр Мюррей (1775–1813) министр и филолог.
- Джон Мюррей (1778–1843) издатель
- Каролина Нэрн Леди Нэрн, урожденная Олифант (1766–1845), писательница и коллекционер песен.
- Уильям Нэпьер (около 1741–1812) музыкант и музыкальный издатель.
- Уильям Николсон (1782–1849) поэт
- Александр Нисбет (1657–1725) юрист, антиквар и геральдист.
- Уильям Огилви из Питтенсира (1736–1819), классик, нумизмат и земельный реформатор.
- Джеймс Освальд (1710–1769) композитор, виолончелист и музыкальный издатель.
- Мунго Парк (1771–1806) исследователь Западной Африки.
- Томас Пеннант валлийский натуралист, путешественник, писатель и антиквар (1726–1798), чьи путевые заметки и собрание иллюстрированных изображений Шотландии вдохновили на «маленькое» большое турне, подпитывающее философское и художественное переосмысление понимания ландшафта в Шотландии.
- Джон Пинкертон (1758–1826) антиквар, картограф и историк.
- Арчибальд Питкэрн (1652–1713) врач и библиофил.
- Джон Плейфэр (1748–1819) математик, геолог
- Джеймс Плейфэр (1755–1794) архитектор
- Уильям Плейфэр (1759–1823) инженер, политэкономист, основатель графических методов статистики.
- Джейн Портер (1776–1850) исторический романист
- Сэр Роберт Кер Портер (1777–1842) художник, писатель, дипломат и путешественник.
- Сэр Джон Прингл, первый баронет (1707–1782) врач
- Аллан Рамзи [ 99 ] (1686–1758) поэт
- Аллан Рамзи (1713–1784) художник-портретист
- Эндрю Майкл Рамзи (1686–1743) писатель, живший во Франции.
- Генри Реберн [ 58 ] (1756–1823) художник-портретист.
- Томас Рид (1710–1796) философ, основатель шотландской школы здравого смысла.
- Джон Ренни (1761–1821) инженер-строитель
- Уильям Ричардсон (1743–1814) писатель и литературовед.
- Уильям Робертсон (1721–1793) историк, министр и ректор Эдинбургского университета.
- Джон Робисон (1739–1805) физик, математик и философ, первый генеральный секретарь Эдинбургского королевского общества.
- Сэр Джон Росс (1777–1856) исследователь Арктики.
- Уильям Роксбург (1751–1815) хирург и ботаник, отец-основатель индийской ботаники.
- Томас Раддиман (1674–1757) ученый-классик
- Александр Рансиман (1736–1785) художник
- Джон Рансимен (1744–1768/9) художник
- Джон Резерфорд (1695–1779) врач
- Дэниел Резерфорд (1749–1819) врач, химик и ботаник.
- Пол Сэндби (1731–1809), английский художник-топографист и пейзажист, один из первых, кто изобразил Шотландию как место любования пейзажами в их естественном состоянии, оказав влияние на Роберта Адама и Джона Клерка из Элдина.
- Сэр Вальтер Скотт (1771–1832) писатель, поэт.
- Сэр Роберт Сиббальд (1641–1722) врач и антиквар.
- Сэр Джон Синклер из Ульбстера (1754–1835), писатель, статистик
- Джордж Синклер (1630–1696), математик, инженер, демонолог и профессор.
- Уильям Скирвинг (около 1745–1796) политический реформатор.
- Уильям Смелли (1740–1795) редактор первого издания Британской энциклопедии.
- Адам Смит (1723–1790) философ и политэконом.
- Сидней Смит (1771–1845) английский писатель, соучредитель Edinburgh Review.
- Тобиас Смоллетт (1721–1771) писатель
- Мэри Сомервилл (1780–1872) научный писатель, астроном, эрудит.
- Дугалд Стюарт (1753–1828) философ
- Джеймс Стирлинг (1692–1770) математик
- Сэр Роберт Стрэндж (1721–1792) гравер.
- Гилберт Стюарт (1742–1786) журналист и историк.
- Уильям Симингтон (1764–1831) инженер, изобретатель, строитель первого практического парохода.
- Роберт Таннахилл (1774–1810) поэт
- Джеймс Тэсси (1735–1799) гравер и моделист по драгоценным камням.
- Томас Телфорд (1757–1834) инженер-строитель и архитектор.
- Джеймс Томсон (1700–1748) поэт, автор книги «Времена года».
- Джордж Томсон (1757–1851) коллекционер и издатель музыки Шотландии.
- Томас Троттер (1760–1832) врач
- Джордж Тернбулл (1698–1748) теолог, философ и писатель по вопросам образования.
- Уильям Титлер (1711–1792) юрист и историк.
- Александр Фрейзер Титлер, лорд Вудхаусли (1747–1813) адвокат, судья, писатель и историк
- Дэвид Юр (1750–1798) Преподобный, Естественная история и история, 1-й статистический отчет. Впервые представил энтроки Шотландии и подробно оценил естественную историю Шотландии в «Истории Рутерглена и Ист-Килбрайда», 1793 год.
- Ричард Уэйт (умер в 1732 г.) художник
- Джон Уокер (натуралист) (1731–1803) министр и естествоиспытатель.
- Джеймс Ватт (1736–1819) изобретатель более эффективной и практичной паровой машины.
- Джеймс Уилсон (1742–1798), отец-основатель Соединенных Штатов, подписавший Декларацию независимости Соединенных Штатов.
- Джон Уизерспун (1723–1794), отец-основатель Соединенных Штатов, подписавший Декларацию независимости США.
Плюс те, кто посещал шотландских ученых и переписывался с ними: [ 69 ]
- Александр Джеймс Даллас (1759–1817) американский государственный деятель
- Эразм Дарвин (1731–1802) английский врач, ботаник, философ, дедушка Чарльза Дарвина.
- Семен Ефимович Десницкий (ок. 1740–1789) уроженец Украины, выпускник университета Глазго, «отец русского правоведения».
- Бенджамин Франклин (1706–1790) эрудит, один из отцов-основателей Соединенных Штатов. [ 100 ]
- Княгиня Екатерина Романовна Воронцова-Дашкова (1743–1810) директор Императорской Академии наук в Санкт-Петербурге, первый президент Российской академии.
См. также
[ редактировать ]- Американское Просвещение
- Джон Эмиатт
- Книги из серии «Знаменитые шотландцы»
- Промышленная революция в Шотландии
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эдди, Мэтью Дэниел (2012). «Естественная история, естественная философия и читательская аудитория», в книге Стивена Брауна и Уоррена Макдугалла (ред.), «Эдинбургская история книги в Шотландии», Vol. II: Просвещение и расширение, 1707–1800 гг . Эдинбург: Эдинбургский университет. стр. 297–309.
- ^ Марк Р.М. Тауси (2010). Чтение шотландского Просвещения: книги и их читатели в провинциальной Шотландии, 1750–1820 гг .
- ^ Александр Броди, Шотландское Просвещение (1997), с. 10.
- ^ Майкл Линч, редактор, Oxford Companion to Scottish History (2001), стр. 133–37.
- ^ Р. Х. Кэмпбелл, «Англо-Шотландский союз 1707 года. II: Экономические последствия», Economic History Review , vol. 16 апреля 1964 года.
- ^ Дж. Д. Маки, Б. Ленман и Г. Паркер, История Шотландии (Лондон: Penguin, 1991), ISBN 0140136495 , стр. 288–91.
- ^ Дж. Д. Маки, Б. Ленман и Г. Паркер, История Шотландии (Лондон: Penguin, 1991), ISBN 0140136495 , с. 292.
- ^ Дж. Д. Маки, Б. Ленман и Г. Паркер, История Шотландии (Лондон: Penguin, 1991), ISBN 0140136495 , с. 296.
- ^ Дж. Д. Маки, Б. Ленман и Г. Паркер, История Шотландии (Лондон: Penguin, 1991), ISBN 0140136495 , с. 297.
- ^ П. Дж. Бокатт и Дж. Х. Уильямс, спутник средневековой шотландской поэзии (Вудбридж: Брюэр, 2006), ISBN 1-84384-096-0 , стр. 29–30.
- ^ «Школьное образование до 1873 года» . Шотландская сеть архивов . 2010. Архивировано из оригинала 28 сентября 2011 года.
- ^ Jump up to: а б с д Р. Андерсон, «История шотландского образования до 1980 года», в TGK Bryce и WM Humes, ред., « Шотландское образование: после передачи власти» (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2-е изд., 2003 г.), ISBN 0-7486-1625-X , стр. 219–28.
- ^ ТМ Девайн. Шотландская нация, 1700–2000 (Лондон: Penguin Books, 2001). ISBN 0-14-100234-4 , стр. 91–100.
- ^ Эдди, Мэтью Дэниел (2013). «Форма знаний: дети и визуальная культура грамотности и счета» . Наука в контексте . 26 (2): 215–45. дои : 10.1017/s0269889713000045 . S2CID 147123263 .
- ^ Эдди, Мэтью Дэниел (2016). «Детский писатель: графическая грамотность и шотландская система образования, 1700–1820» . История образования . 45 (6): 695–718. дои : 10.1080/0046760x.2016.1197971 . S2CID 151785513 .
- ^ ТМ Девайн. «Взлет и падение шотландского Просвещения», в Т. М. Дивайне и Дж. Вормальде, Оксфордском справочнике по современной истории Шотландии (Оксфорд: Oxford University Press, 2012), ISBN 0-19-162433-0 , с. 373.
- ^ Эдди, доктор медицины. «Полезные картинки: Джозеф Блэк и графическая культура экспериментирования» . В книге Роберта Г.В. Андерсона (ред.), «Колыбель химии: первые годы химии в Эдинбургском университете» (Эдинбург: Джон Дональд, 2015) : 99–118.
- ^ Эдди, Мэтью Дэниел (2008). Язык минералогии: Джон Уокер, химия и Эдинбургская медицинская школа, 1750–1800 гг . Эшгейт . Проверено 9 мая 2014 г.
- ^ Р. А. Хьюстон, Шотландская грамотность и шотландская идентичность: неграмотность и общество в Шотландии и Северной Англии, 1600–1800 (Кембридж: Cambridge University Press, 2002), ISBN 0-521-89088-8 , с. 245.
- ^ Jump up to: а б А. Герман, Как шотландцы изобрели современный мир (Лондон: Crown Publishing Group, 2001), ISBN 0-609-80999-7 .
- ^ Д. Валье, Руссо (Нью-Йорк: Корона, c1979).
- ^ Марк Р. М. Тауси, Чтение шотландского Просвещения: книги и их читатели в провинциальной Шотландии, 1750–1820 (2010).
- ^ Р.Б. Шер, «Преобразованная Шотландия: восемнадцатый век», в изд. Дж. Уормалда, Шотландия: История (Оксфорд: Oxford University Press, 2005), стр. 169.
- ^ М. Линч, Шотландия: Новая история (Лондон: Пимлико, 1992), ISBN 0712698930 , с. 346.
- ^ Вуд, Джон Каннингем, изд. (1993). Адам Смит: Критические оценки, том. 1 ([Отв.]. Ред.). Лондон: Рутледж. п. 95. ИСБН 9780415108942 .
- ^ М. Макдональд, Шотландское искусство (Лондон: Темза и Гудзон, 2000), ISBN 0500203334 , с. 57.
- ^ М. Линч, Шотландия: Новая история (Лондон: Пимлико, 1992), ISBN 0712698930 , с. 348.
- ^ Израиль, Джонатан (2011). Демократическое просвещение: философия, революция и права человека 1750–1790 гг . Оксфорд УП. п. 233. ИСБН 9780191620041 . Проверено 9 мая 2014 г.
- ^ Р.А. Хьюстон и WWJ Нокс, Новая история пингвинов Шотландии (Лондон: Penguin, 2001), стр. 342.
- ^ Фитцпатрик, Мартин; Маклауд, Эмма; Пейдж, Энтони (2020). Переписка Водроу-Кенрика 1750–1810 гг., Том I: 1750–1783 гг . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 291–92. ISBN 9780198809012 .
- ^ Jump up to: а б с Р. Митчисон, Светлость и покровительство, Шотландия, 1603–1745 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1983), ISBN 074860233X , с. 150.
- ^ А. Броди, История шотландской философии (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2009), ISBN 0748616276 , с. 120.
- ^ Б. Фрейдберг, Дэвид Хьюм: философ-платонист, континентальный предок (Suny Press, 2012), ISBN 1438442157 , с. 105.
- ^ Г. Грэм, Шотландская философия: Избранные чтения 1690–1960 (Imprint Academic, 2004), ISBN 0907845746 , с. 165.
- ^ Р. Эмерсон, «Контексты шотландского Просвещения» в книге А. Броуди, изд., « Кембриджский спутник шотландского Просвещения» (Кембридж: Cambridge University Press, 2003), ISBN 978-0-521-00323-0 , с. 21.
- ^ Э. Дж. Уилсон, П. Х. Рейл, Энциклопедия Просвещения (Infobase Publishing, 2-е изд., 2004 г.), ISBN 0816053359 , стр. 499–501.
- ^ Пол К. Гутьяр, Чарльз Ходж: Хранитель американского православия (Оксфорд: Oxford University Press, 2011), ISBN 0199740429 ), с. 39.
- ^ Э. Дж. Уилсон и П. Х. Рейл, Энциклопедия Просвещения (Информационная база, 2-е изд., 2004 г.), ISBN 0816053359 , с. 68.
- ^ Дж. Бьюкен, Переполненный гениями (Лондон: Harper Collins, 2003), ISBN 0-06-055888-1 , с. 311.
- ^ Дж. Фрайдей, изд., Искусство и Просвещение: шотландская эстетика в восемнадцатом веке (Imprint Academic, 2004), ISBN 0907845762 , с. 124.
- ^ Эдди, Мэтью Дэниел (2011). «Линия разума: Хью Блэр, пространственность и прогрессивная структура языка» . Заметки и отчеты Лондонского королевского общества . 65 : 9–24. дои : 10.1098/rsnr.2010.0098 . S2CID 190700715 .
- ^ Г. А. Кеннеди, Классическая риторика и ее христианские и светские традиции от древней до современности (University of North Carolina Press, 1999), ISBN 0807861138 , с. 282.
- ^ Дж. Бьюкен, Переполненный гениями (Лондон: Harper Collins, 2003), ISBN 0-06-055888-1 , с. 163.
- ^ Д. Томсон, Гэльские источники «Оссиана» Макферсона (Абердин: Оливер и Бойд, 1952).
- ^ Г. Каррутерс, Шотландская литература (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2009), ISBN 074863309X , стр. 53–54.
- ^ Л. Макилванни (весна 2005 г.). «Хью Блэр, Роберт Бернс и изобретение шотландской литературы». Жизнь восемнадцатого века . 29 (2): 25–46. дои : 10.1215/00982601-29-2-25 . S2CID 144358210 .
- ^ Роберт Бернс: « Литературный стиль. Архивировано 16 октября 2013 г. в Wayback Machine ». Проверено 24 сентября 2010 г.
- ^ Самуэльсон, Пол (1976). Экономика . МакГроу-Хилл . ISBN 0-07-054590-1 .
- ^ Фрай, Майкл (1992). Наследие Адама Смита: его место в развитии современной экономики . Пол Самуэльсон , Лоуренс Кляйн , Франко Модильяни , Джеймс М. Бьюкенен , Морис Алле , Теодор Шульц , Ричард Стоун , Джеймс Тобин , Василий Леонтьев , Ян Тинберген . Рутледж . ISBN 978-0-415-06164-3 .
- ^ Дирдорф, Алан В. , 2006. Глоссарий международной экономики , Разделение труда .
- ^ Стиглер, Джордж Дж . (1951). «Разделение труда ограничено размерами рынка», Журнал политической экономии , 59 (3), стр. 185–93.
- ^ Самуэльсон, Пол А. и Уильям Д. Нордхаус (2004). Экономика . 18-е изд., МакГроу-Хилл, гл. 2, «Рынки и правительство в современной экономике», «Невидимая рука», с. 30.
- ^ «Капитал» в использовании Смита включает основной капитал и оборотный капитал . Последний включает в себя заработную плату и содержание труда, деньги и ресурсы от земли, рудников и рыболовства, связанные с производством согласно «Богатству народов» , Bk. II: гл. 1, 2 и 5.
- ^ Смит, Адам (1776). Богатство народов , Кн. IV: О системах политической экономики, гл. II, «Об ограничениях на импорт из зарубежных стран таких товаров, которые могут быть произведены внутри страны», пар. 3–5 и 8–9.
- ^ Смит, Адам (1776). Богатство народов , Кн. I-IV и Бк. Я, гл. 1, абз. 10.
- ^ • Смит, Адам (1776). Богатство народов , Кн. IV, гл. 8, абз. 49.
- ^ • Самуэльсон, Пол А. и Уильям Д. Нордхаус (2004). Экономика . 18-е изд., МакГроу-Хилл, гл. 2, «Рынки и правительство в современной экономике», «Невидимая рука», с. 30.
• Блауг, Марк (2008). «невидимая рука», Новый экономический словарь Пэлгрейва , 2-е изд., т. 4, стр. 564–66. Абстрактный . - ^ Jump up to: а б с Магнус Магнуссон (10 ноября 2003 г.). «Северное сияние» . Новый государственный деятель . Обзор книги Джеймса Бьюкена «Столица разума: Эдинбург» (Наполненный гениями: момент разума в Эдинбурге в Соединенных Штатах ) Лондон : ISBN Джона Мюррея 0-7195-5446-2. Архивировано из оригинала 29 марта 2012 года.
- ^ Эдди, Мэтью Дэниел (2011). «Линия разума: Хью Блер, пространственность и прогрессивная структура языка». Заметки и отчеты Королевского общества . 65 : 9–24. дои : 10.1098/rsnr.2010.0098 . S2CID 190700715 .
- ^ Алан Свинджвуд, «Истоки социологии: случай шотландского Просвещения», Британский журнал социологии , Vol. 21, № 2 (июнь 1970 г.), стр. 164–80 в JSTOR.
- ^ К. Хоббс, Риторика на грани современности: Вико, Кондильяк, Монбоддо (SIU Press, 2002), ISBN 978-0-8093-2469-9 .
- ^ П. Дж. Боулер, Эволюция: история идеи (Беркли, Калифорния: University of California Press, 1989), ISBN 978-0-520-06386-0 , с. 51.
- ^ Эдди, Мэтью Дэниел (2010). «Игристый нектар курортов: медицинская и коммерческая значимость минеральной воды», в книге Урсулы Кляйн и Эммы Спэри (ред.), «Материалы и опыт в Европе раннего Нового времени: между рынком и лабораторией» . Чикаго: Издательство Чикагского университета. стр. 198–226.
- ^ Герман, Артур (2001). Как шотландцы изобрели современный мир: Правдивая история о том, как беднейшая нация Западной Европы создала наш мир и все, что в нем . Три Риверс Пресс. стр. 321–322 . ISBN 0-609-80999-7 .
- ^ Н. Чемберс, изд., Письма сэра Джозефа Бэнкса: Избранное, 1768–1820 (World Scientific, 2000), ISBN 1860942040 , с. 376.
- ^ Р. Митчелсон, История Шотландии (Лондон: Routledge, 2002), 0203412710, стр. 352.
- ^ Эдди, Мэтью Дэниел (2014). «Как увидеть диаграмму: визуальная антропология химического сродства» . Осирис . 29 : 178–96. дои : 10.1086/678093 . ПМИД 26103754 . S2CID 20432223 .
- ^ Дэвид Денби (11 октября 2004 г.). «Северное сияние: как современная жизнь возникла в Эдинбурге восемнадцатого века» . Житель Нью-Йорка . Обзор книги Джеймса Бьюкена «Crowd With Genius: Edinburgh's Moment of the Mind» (Столица разума: Эдинбург в Великобритании ) HarperCollins , 2003. Твердый переплет: ISBN 0-06-055888-1, ISBN 978-0-06-055888- 8.
- ^ Jump up to: а б с Репчек, Джек (2003). «Глава 7: Северные Афины» . Человек, который нашел время: Джеймс Хаттон и открытие древности Земли . Кембридж, Массачусетс : Basic Books , Perseus Books Group . стр. 117–43 . ISBN 0-7382-0692-Х .
- ^ https://archive.org/details/NHM104643 Плейфэр, Джон (1802). Иллюстрация теории Хаттона . Эдинбург: Каделл и Дэвис. на archive.org
- ^ Жизнь преподобного Дэвида Юра , 1865 г.
- ↑ История Рутерглена и Ист-Килбрайда , 1793, Дэвид Юр
- ^ Байнум, ВФ; Портер, Рой (2002). Уильям Хантер и медицинский мир восемнадцатого века . Издательство Кембриджского университета. стр. 142–43. ISBN 9780521525176 .
- ^ Ян Браун (2007). Эдинбургская история шотландской литературы: Просвещение, Британия и империя (1707–1918) . Эдинбургский UP, стр. 199–200. ISBN 9780748624812 .
- ^ Джун К. Оттенберг, «Музыкальные течения шотландского Просвещения», Международное обозрение эстетики и социологии музыки, том. 9, № 1 (июнь 1978 г.), стр. 99–109 в JSTOR.
- ^ Адам Сильвер (HMSO/Музей Виктории и Альберта, Лондон, 1953), с. 1.
- ^ Н. Певснер, Очерк европейской архитектуры (Harmondsworth: Penguin Books, 2-е изд., 1951), стр. 237.
- ^ М. Глендиннинг, Р. Макиннес и А. МакКечни, История шотландской архитектуры: от эпохи Возрождения до наших дней (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2002), ISBN 978-0-7486-0849-2 , с. 106.
- ^ Дж. Харрис и М. Снодин, архитектор сэра Уильяма Чемберса Георга III (Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета, 1996), ISBN 0-300-06940-5 , с. 11.
- ^ Д. Уоткин, Король-архитектор: Георг III и культура Просвещения (Royal Collection Publications, 2004), стр. 15.
- ^ П. Роджерс, Восемнадцатый век (Лондон: Тейлор и Фрэнсис, 1978), ISBN 0-416-56190-X , с. 217.
- ^ М. Макдональд, Шотландское искусство (Лондон: Темза и Гудзон, 2000), ISBN 0500203334 , с. 56.
- ^ «Аллан Рэмси» , Британская энциклопедия , получено 7 мая 2012 г.
- ^ «Гэвин Гамильтон» , Британская энциклопедия , получено 7 мая 2012 года.
- ^ М. Макдональд, Шотландское искусство (Лондон: Темза и Гудзон, 2000), ISBN 0500203334 , стр. 63–65.
- ^ Э. Г. Бреслав, доктор Александр Гамильтон и провинциальная Америка (Издательство государственного университета Луизианы, 2008), ISBN 0807132780 , с. 41.
- ^ Дж. Р. Бакстер, «Культура, Просвещение (1660–1843): музыка», в издании М. Линча, The Oxford Companion to Scottish History (Oxford: Oxford University Press, 2001), ISBN 0-19-211696-7 , стр. 140–41.
- ^ Н. Уилсон, Эдинбург (Lonely Planet, 3-е изд., 2004 г.), ISBN 1740593820 , с. 33.
- ^ М. Гелбарт, Изобретение «народной музыки» и «художественной музыки» (Кембридж: издательство Кембриджского университета), ISBN 1139466089 , с. 30.
- ^ Э. Уиллс, «Первые в Шотландии: праздник инноваций и достижений» (Эдинбург: Mainstream, 2002), ISBN 1-84018-611-9 .
- ^ Дэниел Уокер Хоу. «Почему шотландское Просвещение было полезно создателям американской конституции». Сравнительные исследования в обществе и истории . Том. 31, № 3 (июль 1989 г.), стр. 572–87 в JSTOR.
- ^ Роберт В. Гэлвин. Секрет основания Америки: чему шотландское Просвещение научило наших отцов-основателей (Rowman & Littlefield, 2002).
- ^ Майкл Фрай. Как шотландцы создали Америку (Thomas Dunne Books, 2004).
- ^ Сидней Э. Альстром, «Шотландская философия и американское богословие», История Церкви , Том. 24, № 3 (сентябрь 1955 г.), стр. 257–72 в JSTOR.
- ^ Стюарт, Джон (2020). «Химия и рабство в шотландском Просвещении». Анналы науки . 77 (2): 155–168. дои : 10.1080/00033790.2020.1738747 . ПМИД 32419638 .
- ^ Колин Донати (редактор), Роберт Маклеллан: Играя историю Шотландии, Собрание драматических произведений (Эдинбург, Luath Press, 2013), ISBN 9781906817534 . См. также различные эссе, включенные в том.
- ^ Jump up to: а б Филип Мэннинг (28 декабря 2003 г.). «Тост за прошедшие времена» . Чапел-Хилл Новости . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года.
- ^ Издательство Кембриджского университета . «Эндрю Флетчер: Политические произведения» .
- ^ Доктор Дэвид Аллан. «Рассадник гениев: культура и общество в эпоху шотландского Просвещения» . Университет Сент-Эндрюс . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года.
- ^ Атья, Майкл (2006). «Бенджамин Франклин и Эдинбургское Просвещение». Труды Американского философского общества . 150 (3): 591–606.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Аллан, Дэвид, Добродетель, обучение и шотландское просвещение: идеи науки в ранней современной истории , Edinburgh University Press , 1993, ISBN 978-0-7486-0438-8 .
- Амрозович, Майкл К. «Истории социальной организации шотландского Просвещения».
« Исследования по культуре восемнадцатого века , том 48, 2019, стр. 161–186 10.1353 / sec.2019.0011
- Берри, К.Дж., Социальная теория шотландского Просвещения , Издательство Эдинбургского университета, 1997 г., ISBN 0-7486-0864-8 .
- Броди, Александр. Шотландское Просвещение: историческая эпоха исторической нации . Бирлинн, 2002. Мягкая обложка: ISBN 1-84158-151-8 , ISBN 978-1-84158-151-4 .
- Броуди, Александр, изд. Кембриджский спутник шотландского Просвещения . (Кембриджские товарищи по философии) Издательство Кембриджского университета , 2003. ISBN 978-0-521-00323-0 .
- Брюс, Дункан А. Знак шотландцев: их удивительный вклад в историю, науку, демократию, литературу и искусство . 1996. Твердый переплет: ISBN 1-55972-356-4 , ISBN 978-1-55972-356-5 . Цитадель, Kensington Books , 2000. Мягкая обложка: ISBN 0-8065-2060-4 , ISBN 978-0-8065-2060-5 .
- Бьюкен, Джеймс, полный гениев: момент разума в Эдинбурге . (Харпер Многолетник, 2004). ISBN 978-0-06-055889-5 .
- Кэмпбелл Р.Х. и Эндрю С. Скиннер, ред. Истоки и природа шотландского Просвещения (1982), 12 эссе ученых, особенно. по истории науки
- Дайчес, Дэвид, Питер Джонс и Джин Джонс. Рассадник гениев: шотландское Просвещение, 1730–1790 (1986), 170 стр; хорошо иллюстрированное введение
- Дерри, Дж. Ф. Дарвин в Шотландии: Эдинбург, эволюция и просвещение . Издательство Whittles Publishing, 2009. Мягкая обложка: ISBN 1-904445-57-8 .
- Дайчес, Дэвид , Питер Джонс, Джин Джонс (редакторы). Рассадник гениев: шотландское Просвещение 1731–1790 гг . (Издательство Эдинбургского университета, 1986); ISBN 0-85411-069-0
- Дуньяк, Жан-Франсуа и Энн Томсон, ред. Просвещение в Шотландии: национальные и международные перспективы (2015)
- Эдди, Мэтью Дэниел. Язык минералогии: Джон Уокер, химия и Эдинбургская медицинская школа, 1750–1800 (2008).
- Голди, Марк. «Шотландское католическое Просвещение», Журнал британских исследований, том. 30, № 1 (январь 1991 г.), стр. 20–62 в JSTOR.
- Грэм, Гордон. «Мораль и чувства в эпоху шотландского Просвещения», Philosophy Vol. 76, № 296 (апрель 2001 г.), стр. 271–82 в JSTOR.
- Герман, Артур . Как шотландцы изобрели современный мир: правдивая история о том, как самая бедная нация Западной Европы создала наш мир и все в нем (Crown Publishing Group, 2001), ISBN 0-609-80999-7 .
- Хук, Эндрю (ред.) История шотландской литературы. Том. 2. 1660–1800 (Абердин, 1987).
- Израиль, Джонатан «Шотландское Просвещение и «Прогресс» человечества», глава 9 в книге «Демократическое Просвещение: Философия, Революция и Права Человека», 1750–1790 (2011), стр. 233–69, отрывок и текстовый поиск.
- Ленман, Брюс П. Просвещение и перемены: Шотландия 1746–1832 (2-е изд. Серия «Новая история Шотландии». Издательство Эдинбургского университета, 2009). 280 стр. ISBN 978-0-7486-2515-4 ; 1-е издание также опубликовано под названиями «Интеграция, Просвещение и индустриализация: Шотландия, 1746–1832 (1981)» и «Интеграция и просвещение: Шотландия, 1746–1832» (1992); общий опрос.
- Скотт, Пол Х. (ред.) Шотландия. Краткая история культуры (Эдинбург, 1993).
- Свинджвуд, Алан. «Истоки социологии: пример шотландского Просвещения», Британский журнал социологии , Vol. 21, № 2 (июнь 1970 г.), стр. 164–80 в JSTOR.
- Тауси, Марк Р.М. Читая шотландское Просвещение: книги и их читатели в провинциальной Шотландии, 1750–1820 (2010)
Первоисточники
[ редактировать ]- Броуди, Александр, изд. Шотландское Просвещение: Антология (1998), первоисточники. отрывок и текстовый поиск
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Северное сияние: как современная жизнь возникла в Эдинбурге восемнадцатого века .
- Шотландское Просвещение - введение (архивировано 26 октября 2004 г.)
- Живая философия - Философские пьесы-чтения наследия Дэвида Юма, Адама Смита и Роберта Бернса.
- Ассоциация Старого города Эдинбурга - есть ссылки и ссылки.
- «Просвещение в Шотландии» , дискуссия на BBC Radio 4 с Томом Дивайном, Карен О'Брайен и Александром Броуди (« В наше время» , 5 декабря 2002 г.)
- Шотландское Просвещение
- 1750-е годы в Шотландии
- 1760-е годы в Шотландии
- 1770-е годы в Шотландии
- 1780-е годы в Шотландии
- Шотландская философия
- Философские школы и традиции
- Философия Просвещения
- Научная революция
- История Соединенного Королевства по периодам
- История Шотландии по периодам
- Эпоха Просвещения
- 18 век в Шотландии.
- 1790-е годы в Шотландии
- 1800-е годы в Шотландии