Jump to content

Шотландское Просвещение

(Перенаправлено с «Просвещения в Шотландии »)
Дэвид Хьюм и Адам Смит в Шотландской национальной портретной галерее

Шотландское Просвещение ( шотландцы : Scots Enlichtenment , шотландский гэльский : Soillseachadh na h-Alba ) — период в Шотландии 18-го и начала 19-го веков, характеризующийся излиянием интеллектуальных и научных достижений. К восемнадцатому веку в Шотландии существовала сеть приходских школ в Шотландской низменности и пять университетов. Культура Просвещения основывалась на внимательном чтении новых книг и интенсивных дискуссиях, которые ежедневно происходили в таких интеллектуальных местах Эдинбурга, как «Избранное общество» , а позднее – «Покерный клуб» , а также в древних университетах Шотландии ( Сент-Эндрюс , Глазго). , Эдинбург , Королевский колледж и колледж Маришаль ). [ 1 ] [ 2 ]

Разделяя гуманистические и рациональные взгляды западного Просвещения того же периода, мыслители шотландского Просвещения утверждали важность человеческого разума в сочетании с отказом от любого авторитета, который не мог быть оправдан разумом. В Шотландии эпоха Просвещения характеризовалась радикальным эмпиризмом и практичностью, где главными ценностями были совершенствование, добродетель и практическая польза для человека и общества в целом.

Среди областей, которые быстро развивались, были философия, политическая экономия, инженерия, архитектура, медицина, геология, археология, ботаника и зоология, право, сельское хозяйство, химия и социология. Среди шотландских мыслителей и ученых того периода были Джозеф Блэк , Джеймс Босуэлл , Роберт Бернс , Уильям Каллен , Адам Фергюсон , Дэвид Хьюм , Фрэнсис Хатчесон , Джеймс Хаттон , лорд Монбоддо , Джон Плейфэр , Томас Рид , Адам Смит и Дугалд Стюарт .

Шотландское Просвещение имело последствия далеко за пределами Шотландии, не только из-за уважения, с которым шотландские достижения пользовались за пределами Шотландии, но и потому, что его идеи и взгляды распространялись по всей Великобритании и всему западному миру как часть шотландской диаспоры . иностранными студентами, обучавшимися в Шотландии.

Союз с Англией в 1707 году означал конец шотландского парламента. Парламентарии, политики, аристократы и чиновники переехали в Лондон. Шотландское право оставалось полностью отделенным от английского права, поэтому суды по гражданскому праву, адвокаты и юристы остались в Эдинбурге. Штаб-квартира и руководство Шотландской церкви также остались, как и университеты и медицинские учреждения. Юристы и богословы вместе с профессорами, интеллектуалами, медиками, учеными и архитекторами сформировали новую элиту среднего класса , которая доминировала в городах Шотландии и способствовала шотландскому Просвещению. [ 3 ] [ 4 ]

Экономический рост

[ редактировать ]

В унии 1707 года население Англии было примерно в пять раз больше, чем Шотландия, и примерно в 36 раз больше богатства, но было пять шотландских университетов ( Сент-Эндрюс , Глазго , Эдинбург , Абердина Королевский колледж и колледж Маришаль ) против двух в Англии. . Шотландия пережила начало экономического роста, который позволил ей сократить этот разрыв. [ 5 ] Контакты с Англией привели к сознательной попытке улучшить сельское хозяйство среди шляхты и дворянства. Хотя некоторые владельцы поместий улучшили качество жизни своих уволенных рабочих, огораживания привели к безработице и вынужденной миграции в города или за границу. [ 6 ] Главным изменением в международной торговле стало быстрое расширение Америки как рынка. [ 7 ] Глазго особенно выиграл от этой новой сделки; Первоначально снабжая колонии промышленными товарами, он стал центром торговли табаком, реэкспортируя его, в частности, во Францию. Купцы, занимавшиеся этим прибыльным бизнесом, стали богатыми табачными лордами , которые доминировали в городе на протяжении большей части восемнадцатого века. [ 8 ] В этот период также развивалось банковское дело. Банк Шотландии , основанный в 1695 году, подозревали в симпатиях к якобитам , и поэтому в 1727 году был основан конкурирующий Королевский банк Шотландии. Местные банки начали открываться в таких городах, как Глазго и Эйр. Это сделало капитал доступным для бизнеса, а также для улучшения дорог и торговли. [ 9 ]

Система образования

[ редактировать ]

Гуманистический акцент на образовании в Шотландии завершился принятием Закона об образовании 1496 года , который постановил, что все сыновья баронов и землевладельцев должны посещать гимназии. [ 10 ] Цели создания сети приходских школ были реализованы в рамках протестантской программы в 16 веке, а ряд актов Тайного совета и парламента в 1616 , 1633 , 1646 и 1696 годах пытались поддержать ее развитие и финансирование. [ 11 ] К концу 17 века в Лоулендах существовала практически полная сеть приходских школ, но в Хайленде во многих областях все еще отсутствовало базовое образование. [ 12 ] Одним из последствий этой обширной сети школ стал рост «демократического мифа», который в XIX веке породил широко распространенное убеждение, что многие «парные парни» смогли подняться по системе и занять высокие посты. и что грамотность была гораздо более распространена в Шотландии, чем в соседних штатах, особенно в Англии. [ 12 ] Историки теперь разделились во мнениях относительно того, отличались ли способности мальчиков, которые шли по этому пути к социальному продвижению, от способностей в других сопоставимых странах, поскольку образование в некоторых приходских школах было базовым и коротким, а посещение не было обязательным. [ 13 ] Независимо от того, каким был на самом деле уровень грамотности, очевидно, что многие шотландские студенты освоили полезную форму визуальной грамотности, которая позволяла им лучше организовывать и запоминать информацию. [ 14 ] [ 15 ]

К 17 веку в Шотландии было пять университетов по сравнению с двумя в Англии. После прекращения гражданских войн ( Войны трех королевств ), Содружества и чисток во время Реставрации они восстановились с помощью лекционной учебной программы, которая могла охватывать экономику и науку, предлагая высококачественное гуманитарное образование сыновьям Реставрации. дворянство и дворянство. [ 12 ] Все видели создание или восстановление кафедр математики. Обсерватории были построены в Сент-Эндрюсе, а также в колледжах Кингс и Маришаль в Абердине. Роберт Сиббальд (1641–1722) был назначен первым профессором медицины в Эдинбурге и стал соучредителем Королевского колледжа врачей Эдинбурга в 1681 году. [ 16 ] Эти события помогли университетам стать крупными центрами медицинского образования и выдвинули Шотландию на передний план нового мышления. [ 12 ] К концу века Медицинская школа Эдинбургского университета, возможно, стала одним из ведущих научных центров в Европе, гордясь такими именами, как анатом Александр Монро (secundus) , химики Уильям Каллен и Джозеф Блэк, [ 17 ] и естествоиспытатель Джон Уокер . [ 18 ] К 18 веку доступ к шотландским университетам, вероятно, был более открытым, чем в современной Англии, Германии или Франции. Посещение было менее дорогим, а студенческий состав более социально представительным. [ 19 ] В восемнадцатом веке Шотландия воспользовалась интеллектуальными преимуществами этой системы. [ 20 ]

Интеллектуальный климат

[ редактировать ]

Во Франции Просвещение базировалось в салонах и достигло кульминации в великой Энциклопедии (1751–1772) под редакцией Дени Дидро и (до 1759 года) Жана ле Рона д'Аламбера (1713–1784) с участием сотен ведущих интеллектуалов, таких как Вольтер (1694–1778), Руссо (1712–1778). [ 21 ] и Монтескье (1689–1755). Было продано около 25 000 экземпляров 35-томного набора, половина из них за пределами Франции. В интеллектуальной жизни Шотландии культура была ориентирована на книги. [ нужны разъяснения ] [ 22 ] В 1763 г. в Эдинбурге было шесть типографий и три бумажных фабрики; к 1783 г. действовало 16 типографий и 12 бумажных фабрик. [ 23 ]

Интеллектуальная жизнь вращалась вокруг ряда клубов, начиная с Эдинбурга в 1710-х годах. Одним из первых был Easy Club, соучредителем которого в Эдинбурге был якобитский печатник Томас Раддиман . Клубы появились в Глазго только в 1740-х годах. Одним из первых и важнейших в городе был Клуб политической экономии, целью которого было создание связей между учеными и торговцами. [ 24 ] которой был известный экономист Адам Смит . одним из первых членов [ 25 ] Другие клубы в Эдинбурге включали «Избранное общество» , основанное младшим Алланом Рамзи , выдающимся художником, и философами Дэвидом Юмом и Адамом Смитом. [ 26 ] и, позже, Покерный клуб , основанный в 1762 году и названный Адамом Фергюсоном с целью «высказать» мнение по вопросу ополчения. [ 27 ]

Историк Джонатан Израэль утверждает, что к 1750 году в крупных городах Шотландии была создана интеллектуальная инфраструктура взаимоподдерживающих учреждений, таких как университеты, читальные общества, библиотеки, периодические издания, музеи и масонские ложи. Шотландская сеть была «преимущественно либеральной кальвинистской, ньютоновской и «дизайнерской» по своему характеру, что сыграло важную роль в дальнейшем развитии трансатлантического Просвещения». [ 20 ] [ 28 ] Брюс Ленман говорит, что их «главным достижением стала новая способность распознавать и интерпретировать социальные модели». [ 29 ]

Шотландское Просвещение во многом обязано высокограмотной культуре шотландского пресвитерианства. Пресвитериане, основанные как Церковь Шотландии после революции 1688 года, поддержали Акт об унии 1707 года и протестантскую Ганноверскую монархию. В восемнадцатом веке наблюдались разногласия и споры между жесткими традиционными кальвинистами, Просвещением, оказавшим влияние на умеренных, и все более популярными евангелистами. В университетах преобладало умеренное духовенство, с его упором на разум, терпимость, мораль и вежливые манеры. Одними из ведущих интеллектуальных светил шотландского Просвещения были пресвитерианские священники, такие как Уильям Робертсон (1721–1793), историк и ректор Эдинбургского университета. Карьера скептиков, таких как Адам Смит и Дэвид Юм, во многом была обязана терпимости, поддержке и дружбе умеренного духовенства.

Репутация шотландского духовенства за его ценности Просвещения была такова, что друг в Англии спросил преподобного Джеймса Водроу, священника в Эйршире, действительно ли две трети шотландского духовенства являются деистами. Водроу отклонил это предложение и заметил, что «я не могу себе представить, чтобы число деистов среди нас имело хоть какое-то соотношение с остальными. Некоторые об Эдинбурге в восточном Лотиане и в Мерсе, читая книги Дэвида Юма, их разговоры и связи. с ним и его друзьями, к которым вы можете добавить одного-двух разрозненных священнослужителей здесь и там в других частях страны, которым довелось получить образование среди этой группы людей, - это все, на что вы можете рассчитывать, и это не так; трудно объяснить, почему они оставили веру… и полюбили нынешний мир и модный в нем образ мышления». (Джеймс Водроу Сэмюэлю Кенрику, 25 января 1769 г.). [ 30 ]

Основные интеллектуальные направления

[ редактировать ]

Эмпиризм и индуктивное рассуждение

[ редактировать ]

Первым крупным философом шотландского Просвещения был Фрэнсис Хатчесон (1694–1746), который был профессором моральной философии в Глазго с 1729 по 1746 год. Он был важным связующим звеном между идеями Шефтсбери и более поздней школой шотландского реализма здравого смысла , развитие утилитаризма и консеквенциалистского мышления. [ 31 ] Также под влиянием Шефтсбери находился Джордж Тернбулл (1698–1748), который был регентом Маришаль-колледжа в Абердине и опубликовал новаторские работы в области христианской этики, искусства и образования. [ 32 ]

Дэвид Юм (1711–76), чьи «Трактат о человеческой природе» (1738) и «Очерки, моральные и политические» (1741) помогли очертить параметры философского эмпиризма и скептицизма . [ 31 ] Он окажет большое влияние на более поздних деятелей Просвещения, включая Адама Смита , Иммануила Канта и Джереми Бентама . [ 33 ] Аргумент Юма о том, что в природе не существует эффективных причин, скрытых в природе, был поддержан и развит Томасом Брауном (1778–1820), который был преемником Дугалда Стюарта (1753–1828) в Эдинбурге и который окажет большое влияние на более поздних философов, включая Джона Стюарт Милль . [ 34 ]

В отличие от Юма, Томас Рид (1710–96), ученик Тернбулла, вместе с министром Джорджем Кэмпбеллом (1719–96) и писателем и моралистом Джеймсом Битти (1735–1803) сформулировали реализм здравого смысла . [ 35 ] Рид изложил свои теории в книге «Исследование человеческого разума на основе принципов здравого смысла» (1764). [ 36 ] Этот подход утверждал, что существуют определенные концепции, такие как человеческое существование, существование твердых объектов и некоторые основные моральные «первопринципы», которые присущи природе человека и из которых должны быть выведены все последующие аргументы и системы морали. . Его можно рассматривать как попытку примирить новые научные разработки эпохи Просвещения с религиозными верованиями. [ 37 ]

Литература

[ редактировать ]

Среди крупных литературных деятелей, родившихся в Шотландии в этот период, были Джеймс Босуэлл (1740–95), чьи «Описание Корсики» (1768) и «Журнал путешествия на Гебриды» (1785) основаны на его обширных путешествиях и чья жизнь Сэмюэля Джонсона ( 1791) является основным источником информации об одном из крупнейших литераторов английского Просвещения и его круге. [ 38 ] Аллан Рамзи (1686–1758) заложил основы пробуждения интереса к старой шотландской литературе, а также возглавил тенденцию к пасторальной поэзии, помогая развивать строфу Хабби как поэтическую форму . [ 39 ] Юрист Генри Хоум, лорд Кеймс (1696–1782) внес большой вклад в изучение литературы в книге «Элементы критики» (1762), ставшей стандартным учебником по риторике и стилю. [ 40 ]

Хью Блэр (1718–1800) был священником Шотландской церкви и возглавлял кафедру риторики и изящной словесности в Эдинбургском университете. Он выпустил издание произведений Шекспира и наиболее известен своими «Проповедями» (1777–1801), пятитомным изданием, подтверждающим практическую христианскую мораль, и «Лекциями по риторике и изящной словесности» (1783). Первые соединили ораторское искусство гуманизма со сложной теорией взаимосвязи между познанием и происхождением языка. [ 41 ] Это повлияло на многих ведущих мыслителей шотландского Просвещения, включая Адама Смита и Дугалда Стюарта.

Блер был одним из тех, кто первым привлек внимание Оссиана к циклу Джеймса Макферсона . общественности [ 42 ] Макферсон (1736–96) был первым шотландским поэтом, получившим международную репутацию. Утверждая, что нашел стихи, написанные древним бардом Оссианом, он опубликовал «переводы», которые были провозглашены кельтским эквивалентом классического эпоса . «Фингал» , написанный в 1762 году, был быстро переведен на многие европейские языки, и его оценка природной красоты и трактовка древней легенды больше, чем какое-либо отдельное произведение, приписали начало романтическому движению в европейской, и особенно в немецкой литературе, через его влияние на Иоганна Готфрида фон Гердера и Иоганна Вольфганга фон Гете . [ 43 ] В конце концов стало ясно, что стихи были не прямыми переводами с гэльского языка, а цветочными адаптациями, сделанными с учетом эстетических ожиданий его аудитории. [ 44 ]

До Роберта Бернса (1759–1796) самым выдающимся шотландским поэтом был Роберт Фергюссон (1750–1774), который также работал на английском языке. Его работы часто прославляли его родной Эдинбург и веселье эпохи Просвещения, как в его самом известном стихотворении «Старый вонючий» (1773). [ 45 ] Бернс, эйрширский поэт и автор текстов, в настоящее время широко известен как национальный поэт Шотландии и стал важной фигурой романтического движения. Помимо создания оригинальных композиций, Бернс также собирал народные песни со всей Шотландии, часто пересматривая или адаптируя их. [ 46 ] Поэзия Бернса основывалась на глубоком знакомстве и знании классической , библейской и английской литературы , а также шотландской традиции Макара . [ 47 ]

Экономика

[ редактировать ]

Адам Смит разработал и опубликовал «Богатство народов» , отправную точку современной экономики. [ 48 ] Это исследование, которое оказало непосредственное влияние на британскую экономическую политику , до сих пор служит основой для дискуссий о глобализации и тарифах . [ 49 ] В книге земля, труд и капитал определены как три фактора производства и основные факторы, вносящие вклад в богатство нации, в отличие от физиократической идеи, согласно которой только сельское хозяйство является продуктивным. Смит обсудил потенциальные преимущества специализации путем разделения труда , включая повышение производительности труда и выгоды от торговли , будь то между городом и деревней или между странами. [ 50 ] Его «теорема» о том, что «разделение труда ограничено размерами рынка», была описана как «ядро теории функций фирмы и промышленности » и «фундаментальный принцип экономической организации». [ 51 ] В аргументе, который включает «один из самых известных отрывков во всей экономике», [ 52 ] Смит представляет, что каждый человек пытается использовать любой капитал, которым он может распоряжаться, для собственной выгоды, а не для пользы общества. [ 53 ] и ради прибыли, которая необходима на определенном уровне для применения капитала в отечественной промышленности и положительно связана со стоимостью продукта. [ 54 ] Экономисты связали концепцию невидимой руки Смита с его заботой об обычных мужчинах и женщинах посредством экономического роста и развития . [ 55 ] обеспечение более высокого уровня потребления, которое Смит описывает как «единственную цель и цель всего производства». [ 56 ] [ 57 ]

Социология и антропология

[ редактировать ]

Шотландские мыслители эпохи Просвещения разработали то, что такие ведущие мыслители, как Джеймс Бернетт, лорд Монбоддо (1714–1799) и лорд Кеймс, называли наукой о человеке . [ 58 ] который исторически был выражен в работах таких мыслителей, как Джеймс Бернетт , Адам Фергюсон , Джон Миллар , Уильям Робертсон и Джон Уокер , все из которых объединили научное исследование того, как люди ведут себя в древних и примитивных культурах, с осознанием определяющих сил. современности . Современные представления о визуальной антропологии пронизывали лекции ведущих шотландских ученых, таких как Хью Блер , [ 59 ] а Алан Свинджвуд утверждает, что современная социология в значительной степени зародилась в Шотландии. [ 60 ] Джеймс Бернетт сегодня наиболее известен как основатель современной сравнительной исторической лингвистики . Он был первым крупным деятелем, который утверждал, что человечество развило языковые навыки в ответ на меняющуюся окружающую среду и социальные структуры. [ 61 ] Он был одним из многих ученых, участвовавших в разработке ранних концепций эволюции , и ему приписывают принципиальный предвосхищение идеи естественного отбора , которая была развита в научную теорию Чарльзом Дарвином и Альфредом Расселом Уоллесом. [ 62 ]

Математика, наука и медицина

[ редактировать ]

Одним из центральных столпов шотландского Просвещения были научные и медицинские знания. Многие из ключевых мыслителей имели медицинское образование или изучали науку и медицину в университете или самостоятельно на каком-то этапе своей карьеры. Кроме того, было заметно присутствие профессионалов с университетским медицинским образованием, особенно врачей, аптекарей, хирургов и даже министров, которые жили в провинциальных условиях. [ 63 ] В отличие от Англии или других европейских стран, таких как Франция или Австрия, интеллигенция Шотландии не была обязана могущественным аристократическим покровителям, и это заставило их смотреть на науку глазами пользы, улучшения и реформ. [ 64 ]

Колин Маклорен (1698–1746) был назначен заведующим кафедрой математики в возрасте 19 лет в Маришаль-колледже и был ведущим британским математиком своей эпохи. [ 31 ] Математик и физик сэр Джон Лесли (1766–1832) известен главным образом своими экспериментами с теплом и был первым человеком, искусственно создавшим лед. [ 65 ]

Среди других крупных деятелей науки были Уильям Каллен (1710–90), врач и химик, Джеймс Андерсон (1739–1808), агроном. Джозеф Блэк (1728–1799), физик и химик, открыл углекислый газ (фиксированный воздух) и скрытую теплоту . [ 66 ] и разработал то, что многие считают первыми химическими формулами. [ 67 ]

Джеймс Хаттон (1726–1797) был первым современным геологом , его «Теория Земли» (1795) бросила вызов существовавшим представлениям о возрасте Земли . [ 68 ] [ 69 ] Его идеи популяризировал ученый и математик Джон Плейфэр (1748–1819). [ 70 ] До Джеймса Хаттона преподобный Дэвид Юр , тогдашний священник прихода Ист-Килбрайд, был первым, кто изобразил «энтрохи» раковин на иллюстрациях и сделал отчеты о геологии южной Шотландии. Открытия Дэвида Юра оказали достаточное влияние, чтобы вдохновить шотландцев на попытку записи и интерпретации естественной истории и окаменелостей , что является важной частью шотландского Просвещения. [ 71 ] [ 72 ]

Эдинбург стал крупным центром медицинского обучения и исследований. [ 73 ]

Значение

[ редактировать ]

Олицетворением далеко идущего влияния шотландского Просвещения стала новая Британская энциклопедия , разработанная в Эдинбурге Колином Макфаркуаром , Эндрю Беллом и другими. Впервые он был опубликован в трех томах между 1768 и 1771 годами, с 2659 страницами и 160 гравюрами, и быстро стал стандартным справочным изданием в англоязычном мире. Четвертое издание (1810 г.) насчитывало 16 000 страниц в 20 томах. Энциклопедия . продолжала издаваться в Эдинбурге до 1898 года, когда она была продана американскому издателю [ 74 ]

Культурное влияние

[ редактировать ]

Шотландское Просвещение имело многочисленные аспекты, влияя на культуру нации в нескольких областях, включая архитектуру, искусство и музыку. [ 75 ]

В Шотландии родились одни из самых значительных архитекторов того периода, которые были вовлечены в интеллектуальную культуру Просвещения. Роберт Адам (1728–1792) был дизайнером интерьеров, а также архитектором, а его братья разработали стиль Адама . [ 76 ] Он повлиял на развитие архитектуры в Великобритании, Западной Европе, Северной Америке и в России. [ 77 ] [ 78 ] Главным соперником Адама был Уильям Чемберс , еще один шотландец, но родившийся в Швеции. [ 79 ] Чемберс был назначен наставником по архитектуре принца Уэльского, позже Георга III , а в 1766 году вместе с Робертом Адамом — архитектором короля. [ 80 ] [ 81 ]

Среди художников были Джон Александр и его младший современник Уильям Моссман (1700–71). Они нарисовали многие фигуры Эдинбурга раннего Просвещения. [ 82 ] Ведущий шотландский художник конца восемнадцатого века Аллан Рамзи учился в Швеции, Лондоне и Италии, прежде чем обосноваться в Эдинбурге, где он зарекомендовал себя как ведущий портретист шотландской знати и написал портреты многих крупных деятелей шотландской знати. представители шотландского Просвещения, в том числе его друг философ Дэвид Юм и приехавший в гости Жан-Жак Руссо . [ 83 ] Гэвин Гамильтон (1723–1798) провел почти всю свою карьеру в Италии и стал новатором неоклассического художника исторических и мифических тем, в том числе изображал сцены из «Илиады » Гомера , а также выступал в качестве неофициального наставника британских художников и художников. как ранний археолог и антиквар. [ 84 ] Многие из его работ можно рассматривать как размышления эпохи Просвещения о происхождении общества и политики, включая смерть Лукреции (1768 г.), событие, которое считалось решающим для рождения Римской республики . Его классицизм оказал большое влияние на французского художника Жака-Луи Давида (1748–1825). [ 85 ]

Рост музыкальной культуры в столице ознаменовался созданием в 1728 году Музыкального общества Эдинбурга. [ 86 ] Среди шотландских композиторов, которые, как известно, действовали в этот период: Александр Манро (ок. 1732 г.), Джеймс Фулис (1710–73) и Чарльз Маклин (ок. 1737 г.). [ 87 ] Томас Эрскин, шестой граф Келли (1732–1781), был одним из самых выдающихся британских композиторов своей эпохи и первым шотландцем, сочинившим симфонию . [ 88 ] В середине восемнадцатого века группа шотландских композиторов начала откликаться на призыв Аллана Рэмси «владеть и совершенствовать» свою собственную музыкальную традицию, создав то, что Джеймс Джонсон охарактеризовал как «стиль шотландской гостиной», взяв в основном шотландские мелодии равнинной местности. и добавление простых фигурных басовых партий и других особенностей итальянской музыки, которые сделали их приемлемыми для аудитории среднего класса. Он набрал обороты, когда такие крупные шотландские композиторы, как Джеймс Освальд (1710–1769) и Уильям Макгиббон примерно в 1740 году к нему присоединились ​​(1690–1756). «Любопытный сборник шотландских песен» Освальда (1740) был одним из первых, включивших гэльские мелодии наряду с мелодиями Лоуленда, задавая моду, распространенную в середине века, и помогая создать единую шотландскую музыкальную идентичность. Однако с изменением моды количество публикаций специфически шотландских сборников мелодий сократилось в пользу их включения в британские сборники. [ 89 ]

Более широкое воздействие

[ редактировать ]

Традиционно считается, что эпоха Просвещения в Шотландии завершилась к концу XVIII века. [ 58 ] непропорционально большой вклад Шотландии в британскую науку и литературу продолжался еще 50 или более лет благодаря таким деятелям, как Томас Карлайл , Джеймс Уотт , Уильям Мердок , Джеймс Клерк Максвелл , лорд Кельвин и сэр Вальтер Скотт . [ 90 ] Влияние движения распространилось за пределы Шотландии, через Британскую империю и на континент. Политические идеи оказали важное влияние на отцов-основателей Соединенных Штатов , которые отделились от империи в 1775 году. [ 91 ] [ 92 ] [ 93 ] Философия реализма здравого смысла оказала особое влияние на американскую мысль и религию XIX века. [ 94 ]

В традиционной историографии шотландское Просвещение долгое время отождествлялось с аболиционизмом из-за сочинений некоторых его членов и редкости порабощенных людей в Шотландии. Однако академик Джон Стюарт утверждает, что из-за того, что многие представители шотландского Просвещения были вовлечены в поддержку рабства и научного расизма (следствие, как он утверждает, непропорционального участия Шотландии в атлантической работорговле ), «развитие восемнадцатого века- века химия и более широкое интеллектуальное [шотландское] Просвещение были неразрывно связаны с Движением за экономические улучшения и колониальной экономикой британской работорговли». [ 95 ]

Культурные представления

[ редактировать ]

Шотландский драматург Роберт Маклеллан (1907–1985) написал ряд полнометражных комедий, которые дают застенчивое изображение Эдинбурга в разгар шотландского просвещения, в первую очередь «Цветы Эдинбурга» (1957). Эти пьесы включают ссылки на многих фигур, исторически связанных с движением, и высмеивают различные социальные противоречия, особенно в области разговорного языка, между традиционным обществом и англизированными шотландцами, которые представляли себя представителями так называемых «новых манер». Другие более поздние примеры включают «Молодой Окинлек» (1962), сценический портрет молодого Джеймса Босуэлла , и «Лицемер» (1967), который привлекает внимание к консервативной религиозной реакции в стране, которая угрожала сдержать тенденции просвещения. Представленная Маклелланом картина этой напряженности в национальном плане сложна, беспристрастна и многогранна. [ 96 ]

Ключевые цифры

[ редактировать ]

Плюс те, кто посещал шотландских ученых и переписывался с ними: [ 69 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Эдди, Мэтью Дэниел (2012). «Естественная история, естественная философия и читательская аудитория», в книге Стивена Брауна и Уоррена Макдугалла (ред.), «Эдинбургская история книги в Шотландии», Vol. II: Просвещение и расширение, 1707–1800 гг . Эдинбург: Эдинбургский университет. стр. 297–309.
  2. ^ Марк Р.М. Тауси (2010). Чтение шотландского Просвещения: книги и их читатели в провинциальной Шотландии, 1750–1820 гг .
  3. ^ Александр Броди, Шотландское Просвещение (1997), с. 10.
  4. ^ Майкл Линч, редактор, Oxford Companion to Scottish History (2001), стр. 133–37.
  5. ^ Р. Х. Кэмпбелл, «Англо-Шотландский союз 1707 года. II: Экономические последствия», Economic History Review , vol. 16 апреля 1964 года.
  6. ^ Дж. Д. Маки, Б. Ленман и Г. Паркер, История Шотландии (Лондон: Penguin, 1991), ISBN   0140136495 , стр. 288–91.
  7. ^ Дж. Д. Маки, Б. Ленман и Г. Паркер, История Шотландии (Лондон: Penguin, 1991), ISBN   0140136495 , с. 292.
  8. ^ Дж. Д. Маки, Б. Ленман и Г. Паркер, История Шотландии (Лондон: Penguin, 1991), ISBN   0140136495 , с. 296.
  9. ^ Дж. Д. Маки, Б. Ленман и Г. Паркер, История Шотландии (Лондон: Penguin, 1991), ISBN   0140136495 , с. 297.
  10. ^ П. Дж. Бокатт и Дж. Х. Уильямс, спутник средневековой шотландской поэзии (Вудбридж: Брюэр, 2006), ISBN   1-84384-096-0 , стр. 29–30.
  11. ^ «Школьное образование до 1873 года» . Шотландская сеть архивов . 2010. Архивировано из оригинала 28 сентября 2011 года.
  12. ^ Jump up to: а б с д Р. Андерсон, «История шотландского образования до 1980 года», в TGK Bryce и WM Humes, ред., « Шотландское образование: после передачи власти» (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2-е изд., 2003 г.), ISBN   0-7486-1625-X , стр. 219–28.
  13. ^ ТМ Девайн. Шотландская нация, 1700–2000 (Лондон: Penguin Books, 2001). ISBN   0-14-100234-4 , стр. 91–100.
  14. ^ Эдди, Мэтью Дэниел (2013). «Форма знаний: дети и визуальная культура грамотности и счета» . Наука в контексте . 26 (2): 215–45. дои : 10.1017/s0269889713000045 . S2CID   147123263 .
  15. ^ Эдди, Мэтью Дэниел (2016). «Детский писатель: графическая грамотность и шотландская система образования, 1700–1820» . История образования . 45 (6): 695–718. дои : 10.1080/0046760x.2016.1197971 . S2CID   151785513 .
  16. ^ ТМ Девайн. «Взлет и падение шотландского Просвещения», в Т. М. Дивайне и Дж. Вормальде, Оксфордском справочнике по современной истории Шотландии (Оксфорд: Oxford University Press, 2012), ISBN   0-19-162433-0 , с. 373.
  17. ^ Эдди, доктор медицины. «Полезные картинки: Джозеф Блэк и графическая культура экспериментирования» . В книге Роберта Г.В. Андерсона (ред.), «Колыбель химии: первые годы химии в Эдинбургском университете» (Эдинбург: Джон Дональд, 2015) : 99–118.
  18. ^ Эдди, Мэтью Дэниел (2008). Язык минералогии: Джон Уокер, химия и Эдинбургская медицинская школа, 1750–1800 гг . Эшгейт . Проверено 9 мая 2014 г.
  19. ^ Р. А. Хьюстон, Шотландская грамотность и шотландская идентичность: неграмотность и общество в Шотландии и Северной Англии, 1600–1800 (Кембридж: Cambridge University Press, 2002), ISBN   0-521-89088-8 , с. 245.
  20. ^ Jump up to: а б А. Герман, Как шотландцы изобрели современный мир (Лондон: Crown Publishing Group, 2001), ISBN   0-609-80999-7 .
  21. ^ Д. Валье, Руссо (Нью-Йорк: Корона, c1979).
  22. ^ Марк Р. М. Тауси, Чтение шотландского Просвещения: книги и их читатели в провинциальной Шотландии, 1750–1820 (2010).
  23. ^ Р.Б. Шер, «Преобразованная Шотландия: восемнадцатый век», в изд. Дж. Уормалда, Шотландия: История (Оксфорд: Oxford University Press, 2005), стр. 169.
  24. ^ М. Линч, Шотландия: Новая история (Лондон: Пимлико, 1992), ISBN   0712698930 , с. 346.
  25. ^ Вуд, Джон Каннингем, изд. (1993). Адам Смит: Критические оценки, том. 1 ([Отв.]. Ред.). Лондон: Рутледж. п. 95. ИСБН  9780415108942 .
  26. ^ М. Макдональд, Шотландское искусство (Лондон: Темза и Гудзон, 2000), ISBN   0500203334 , с. 57.
  27. ^ М. Линч, Шотландия: Новая история (Лондон: Пимлико, 1992), ISBN   0712698930 , с. 348.
  28. ^ Израиль, Джонатан (2011). Демократическое просвещение: философия, революция и права человека 1750–1790 гг . Оксфорд УП. п. 233. ИСБН  9780191620041 . Проверено 9 мая 2014 г.
  29. ^ Р.А. Хьюстон и WWJ Нокс, Новая история пингвинов Шотландии (Лондон: Penguin, 2001), стр. 342.
  30. ^ Фитцпатрик, Мартин; Маклауд, Эмма; Пейдж, Энтони (2020). Переписка Водроу-Кенрика 1750–1810 гг., Том I: 1750–1783 гг . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 291–92. ISBN  9780198809012 .
  31. ^ Jump up to: а б с Р. Митчисон, Светлость и покровительство, Шотландия, 1603–1745 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1983), ISBN   074860233X , с. 150.
  32. ^ А. Броди, История шотландской философии (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2009), ISBN   0748616276 , с. 120.
  33. ^ Б. Фрейдберг, Дэвид Хьюм: философ-платонист, континентальный предок (Suny Press, 2012), ISBN   1438442157 , с. 105.
  34. ^ Г. Грэм, Шотландская философия: Избранные чтения 1690–1960 (Imprint Academic, 2004), ISBN   0907845746 , с. 165.
  35. ^ Р. Эмерсон, «Контексты шотландского Просвещения» в книге А. Броуди, изд., « Кембриджский спутник шотландского Просвещения» (Кембридж: Cambridge University Press, 2003), ISBN   978-0-521-00323-0 , с. 21.
  36. ^ Э. Дж. Уилсон, П. Х. Рейл, Энциклопедия Просвещения (Infobase Publishing, 2-е изд., 2004 г.), ISBN   0816053359 , стр. 499–501.
  37. ^ Пол К. Гутьяр, Чарльз Ходж: Хранитель американского православия (Оксфорд: Oxford University Press, 2011), ISBN   0199740429 ), с. 39.
  38. ^ Э. Дж. Уилсон и П. Х. Рейл, Энциклопедия Просвещения (Информационная база, 2-е изд., 2004 г.), ISBN   0816053359 , с. 68.
  39. ^ Дж. Бьюкен, Переполненный гениями (Лондон: Harper Collins, 2003), ISBN   0-06-055888-1 , с. 311.
  40. ^ Дж. Фрайдей, изд., Искусство и Просвещение: шотландская эстетика в восемнадцатом веке (Imprint Academic, 2004), ISBN   0907845762 , с. 124.
  41. ^ Эдди, Мэтью Дэниел (2011). «Линия разума: Хью Блэр, пространственность и прогрессивная структура языка» . Заметки и отчеты Лондонского королевского общества . 65 : 9–24. дои : 10.1098/rsnr.2010.0098 . S2CID   190700715 .
  42. ^ Г. А. Кеннеди, Классическая риторика и ее христианские и светские традиции от древней до современности (University of North Carolina Press, 1999), ISBN   0807861138 , с. 282.
  43. ^ Дж. Бьюкен, Переполненный гениями (Лондон: Harper Collins, 2003), ISBN   0-06-055888-1 , с. 163.
  44. ^ Д. Томсон, Гэльские источники «Оссиана» Макферсона (Абердин: Оливер и Бойд, 1952).
  45. ^ Г. Каррутерс, Шотландская литература (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2009), ISBN   074863309X , стр. 53–54.
  46. ^ Л. Макилванни (весна 2005 г.). «Хью Блэр, Роберт Бернс и изобретение шотландской литературы». Жизнь восемнадцатого века . 29 (2): 25–46. дои : 10.1215/00982601-29-2-25 . S2CID   144358210 .
  47. ^ Роберт Бернс: « Литературный стиль. Архивировано 16 октября 2013 г. в Wayback Machine ». Проверено 24 сентября 2010 г.
  48. ^ Самуэльсон, Пол (1976). Экономика . МакГроу-Хилл . ISBN  0-07-054590-1 .
  49. ^ Фрай, Майкл (1992). Наследие Адама Смита: его место в развитии современной экономики . Пол Самуэльсон , Лоуренс Кляйн , Франко Модильяни , Джеймс М. Бьюкенен , Морис Алле , Теодор Шульц , Ричард Стоун , Джеймс Тобин , Василий Леонтьев , Ян Тинберген . Рутледж . ISBN  978-0-415-06164-3 .
  50. ^ Дирдорф, Алан В. , 2006. Глоссарий международной экономики , Разделение труда .
  51. ^ Стиглер, Джордж Дж . (1951). «Разделение труда ограничено размерами рынка», Журнал политической экономии , 59 (3), стр. 185–93.
  52. ^ Самуэльсон, Пол А. и Уильям Д. Нордхаус (2004). Экономика . 18-е изд., МакГроу-Хилл, гл. 2, «Рынки и правительство в современной экономике», «Невидимая рука», с. 30.
  53. ^ «Капитал» в использовании Смита включает основной капитал и оборотный капитал . Последний включает в себя заработную плату и содержание труда, деньги и ресурсы от земли, рудников и рыболовства, связанные с производством согласно «Богатству народов» , Bk. II: гл. 1, 2 и 5.
  54. ^ Смит, Адам (1776). Богатство народов , Кн. IV: О системах политической экономики, гл. II, «Об ограничениях на импорт из зарубежных стран таких товаров, которые могут быть произведены внутри страны», пар. 3–5 и 8–9.
  55. ^ Смит, Адам (1776). Богатство народов , Кн. I-IV и Бк. Я, гл. 1, абз. 10.
  56. ^ • Смит, Адам (1776). Богатство народов , Кн. IV, гл. 8, абз. 49.
  57. ^ • Самуэльсон, Пол А. и Уильям Д. Нордхаус (2004). Экономика . 18-е изд., МакГроу-Хилл, гл. 2, «Рынки и правительство в современной экономике», «Невидимая рука», с. 30.
    • Блауг, Марк (2008). «невидимая рука», Новый экономический словарь Пэлгрейва , 2-е изд., т. 4, стр. 564–66. Абстрактный .
  58. ^ Jump up to: а б с Магнус Магнуссон (10 ноября 2003 г.). «Северное сияние» . Новый государственный деятель . Обзор книги Джеймса Бьюкена «Столица разума: Эдинбург» (Наполненный гениями: момент разума в Эдинбурге в Соединенных Штатах ) Лондон : ISBN Джона Мюррея 0-7195-5446-2. Архивировано из оригинала 29 марта 2012 года.
  59. ^ Эдди, Мэтью Дэниел (2011). «Линия разума: Хью Блер, пространственность и прогрессивная структура языка». Заметки и отчеты Королевского общества . 65 : 9–24. дои : 10.1098/rsnr.2010.0098 . S2CID   190700715 .
  60. ^ Алан Свинджвуд, «Истоки социологии: случай шотландского Просвещения», Британский журнал социологии , Vol. 21, № 2 (июнь 1970 г.), стр. 164–80 в JSTOR.
  61. ^ К. Хоббс, Риторика на грани современности: Вико, Кондильяк, Монбоддо (SIU Press, 2002), ISBN   978-0-8093-2469-9 .
  62. ^ П. Дж. Боулер, Эволюция: история идеи (Беркли, Калифорния: University of California Press, 1989), ISBN   978-0-520-06386-0 , с. 51.
  63. ^ Эдди, Мэтью Дэниел (2010). «Игристый нектар курортов: медицинская и коммерческая значимость минеральной воды», в книге Урсулы Кляйн и Эммы Спэри (ред.), «Материалы и опыт в Европе раннего Нового времени: между рынком и лабораторией» . Чикаго: Издательство Чикагского университета. стр. 198–226.
  64. ^ Герман, Артур (2001). Как шотландцы изобрели современный мир: Правдивая история о том, как беднейшая нация Западной Европы создала наш мир и все, что в нем . Три Риверс Пресс. стр. 321–322 . ISBN  0-609-80999-7 .
  65. ^ Н. Чемберс, изд., Письма сэра Джозефа Бэнкса: Избранное, 1768–1820 (World Scientific, 2000), ISBN   1860942040 , с. 376.
  66. ^ Р. Митчелсон, История Шотландии (Лондон: Routledge, 2002), 0203412710, стр. 352.
  67. ^ Эдди, Мэтью Дэниел (2014). «Как увидеть диаграмму: визуальная антропология химического сродства» . Осирис . 29 : 178–96. дои : 10.1086/678093 . ПМИД   26103754 . S2CID   20432223 .
  68. ^ Дэвид Денби (11 октября 2004 г.). «Северное сияние: как современная жизнь возникла в Эдинбурге восемнадцатого века» . Житель Нью-Йорка . Обзор книги Джеймса Бьюкена «Crowd With Genius: Edinburgh's Moment of the Mind» (Столица разума: Эдинбург в Великобритании ) HarperCollins , 2003. Твердый переплет: ISBN 0-06-055888-1, ISBN 978-0-06-055888- 8.
  69. ^ Jump up to: а б с Репчек, Джек (2003). «Глава 7: Северные Афины» . Человек, который нашел время: Джеймс Хаттон и открытие древности Земли . Кембридж, Массачусетс : Basic Books , Perseus Books Group . стр. 117–43 . ISBN  0-7382-0692-Х .
  70. ^ https://archive.org/details/NHM104643 Плейфэр, Джон (1802). Иллюстрация теории Хаттона . Эдинбург: Каделл и Дэвис. на archive.org
  71. ^ Жизнь преподобного Дэвида Юра , 1865 г.
  72. История Рутерглена и Ист-Килбрайда , 1793, Дэвид Юр
  73. ^ Байнум, ВФ; Портер, Рой (2002). Уильям Хантер и медицинский мир восемнадцатого века . Издательство Кембриджского университета. стр. 142–43. ISBN  9780521525176 .
  74. ^ Ян Браун (2007). Эдинбургская история шотландской литературы: Просвещение, Британия и империя (1707–1918) . Эдинбургский UP, стр. 199–200. ISBN  9780748624812 .
  75. ^ Джун К. Оттенберг, «Музыкальные течения шотландского Просвещения», Международное обозрение эстетики и социологии музыки, том. 9, № 1 (июнь 1978 г.), стр. 99–109 в JSTOR.
  76. ^ Адам Сильвер (HMSO/Музей Виктории и Альберта, Лондон, 1953), с. 1.
  77. ^ Н. Певснер, Очерк европейской архитектуры (Harmondsworth: Penguin Books, 2-е изд., 1951), стр. 237.
  78. ^ М. Глендиннинг, Р. Макиннес и А. МакКечни, История шотландской архитектуры: от эпохи Возрождения до наших дней (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2002), ISBN   978-0-7486-0849-2 , с. 106.
  79. ^ Дж. Харрис и М. Снодин, архитектор сэра Уильяма Чемберса Георга III (Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета, 1996), ISBN   0-300-06940-5 , с. 11.
  80. ^ Д. Уоткин, Король-архитектор: Георг III и культура Просвещения (Royal Collection Publications, 2004), стр. 15.
  81. ^ П. Роджерс, Восемнадцатый век (Лондон: Тейлор и Фрэнсис, 1978), ISBN   0-416-56190-X , с. 217.
  82. ^ М. Макдональд, Шотландское искусство (Лондон: Темза и Гудзон, 2000), ISBN   0500203334 , с. 56.
  83. ^ «Аллан Рэмси» , Британская энциклопедия , получено 7 мая 2012 г.
  84. ^ «Гэвин Гамильтон» , Британская энциклопедия , получено 7 мая 2012 года.
  85. ^ М. Макдональд, Шотландское искусство (Лондон: Темза и Гудзон, 2000), ISBN   0500203334 , стр. 63–65.
  86. ^ Э. Г. Бреслав, доктор Александр Гамильтон и провинциальная Америка (Издательство государственного университета Луизианы, 2008), ISBN   0807132780 , с. 41.
  87. ^ Дж. Р. Бакстер, «Культура, Просвещение (1660–1843): музыка», в издании М. Линча, The Oxford Companion to Scottish History (Oxford: Oxford University Press, 2001), ISBN   0-19-211696-7 , стр. 140–41.
  88. ^ Н. Уилсон, Эдинбург (Lonely Planet, 3-е изд., 2004 г.), ISBN   1740593820 , с. 33.
  89. ^ М. Гелбарт, Изобретение «народной музыки» и «художественной музыки» (Кембридж: издательство Кембриджского университета), ISBN   1139466089 , с. 30.
  90. ^ Э. Уиллс, «Первые в Шотландии: праздник инноваций и достижений» (Эдинбург: Mainstream, 2002), ISBN   1-84018-611-9 .
  91. ^ Дэниел Уокер Хоу. «Почему шотландское Просвещение было полезно создателям американской конституции». Сравнительные исследования в обществе и истории . Том. 31, № 3 (июль 1989 г.), стр. 572–87 в JSTOR.
  92. ^ Роберт В. Гэлвин. Секрет основания Америки: чему шотландское Просвещение научило наших отцов-основателей (Rowman & Littlefield, 2002).
  93. ^ Майкл Фрай. Как шотландцы создали Америку (Thomas Dunne Books, 2004).
  94. ^ Сидней Э. Альстром, «Шотландская философия и американское богословие», История Церкви , Том. 24, № 3 (сентябрь 1955 г.), стр. 257–72 в JSTOR.
  95. ^ Стюарт, Джон (2020). «Химия и рабство в шотландском Просвещении». Анналы науки . 77 (2): 155–168. дои : 10.1080/00033790.2020.1738747 . ПМИД   32419638 .
  96. ^ Колин Донати (редактор), Роберт Маклеллан: Играя историю Шотландии, Собрание драматических произведений (Эдинбург, Luath Press, 2013), ISBN   9781906817534 . См. также различные эссе, включенные в том.
  97. ^ Jump up to: а б Филип Мэннинг (28 декабря 2003 г.). «Тост за прошедшие времена» . Чапел-Хилл Новости . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года.
  98. ^ Издательство Кембриджского университета . «Эндрю Флетчер: Политические произведения» .
  99. ^ Доктор Дэвид Аллан. «Рассадник гениев: культура и общество в эпоху шотландского Просвещения» . Университет Сент-Эндрюс . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года.
  100. ^ Атья, Майкл (2006). «Бенджамин Франклин и Эдинбургское Просвещение». Труды Американского философского общества . 150 (3): 591–606.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Аллан, Дэвид, Добродетель, обучение и шотландское просвещение: идеи науки в ранней современной истории , Edinburgh University Press , 1993, ISBN   978-0-7486-0438-8 .
  • Амрозович, Майкл К. «Истории социальной организации шотландского Просвещения».

« Исследования по культуре восемнадцатого века , том 48, 2019, стр. 161–186 10.1353 / sec.2019.0011

  • Берри, К.Дж., Социальная теория шотландского Просвещения , Издательство Эдинбургского университета, 1997 г., ISBN   0-7486-0864-8 .
  • Броди, Александр. Шотландское Просвещение: историческая эпоха исторической нации . Бирлинн, 2002. Мягкая обложка: ISBN   1-84158-151-8 , ISBN   978-1-84158-151-4 .
  • Броуди, Александр, изд. Кембриджский спутник шотландского Просвещения . (Кембриджские товарищи по философии) Издательство Кембриджского университета , 2003. ISBN   978-0-521-00323-0 .
  • Брюс, Дункан А. Знак шотландцев: их удивительный вклад в историю, науку, демократию, литературу и искусство . 1996. Твердый переплет: ISBN   1-55972-356-4 , ISBN   978-1-55972-356-5 . Цитадель, Kensington Books , 2000. Мягкая обложка: ISBN   0-8065-2060-4 , ISBN   978-0-8065-2060-5 .
  • Бьюкен, Джеймс, полный гениев: момент разума в Эдинбурге . (Харпер Многолетник, 2004). ISBN   978-0-06-055889-5 .
  • Кэмпбелл Р.Х. и Эндрю С. Скиннер, ред. Истоки и природа шотландского Просвещения (1982), 12 эссе ученых, особенно. по истории науки
  • Дайчес, Дэвид, Питер Джонс и Джин Джонс. Рассадник гениев: шотландское Просвещение, 1730–1790 (1986), 170 стр; хорошо иллюстрированное введение
  • Дерри, Дж. Ф. Дарвин в Шотландии: Эдинбург, эволюция и просвещение . Издательство Whittles Publishing, 2009. Мягкая обложка: ISBN   1-904445-57-8 .
  • Дайчес, Дэвид , Питер Джонс, Джин Джонс (редакторы). Рассадник гениев: шотландское Просвещение 1731–1790 гг . (Издательство Эдинбургского университета, 1986); ISBN   0-85411-069-0
  • Дуньяк, Жан-Франсуа и Энн Томсон, ред. Просвещение в Шотландии: национальные и международные перспективы (2015)
  • Эдди, Мэтью Дэниел. Язык минералогии: Джон Уокер, химия и Эдинбургская медицинская школа, 1750–1800 (2008).
  • Голди, Марк. «Шотландское католическое Просвещение», Журнал британских исследований, том. 30, № 1 (январь 1991 г.), стр. 20–62 в JSTOR.
  • Грэм, Гордон. «Мораль и чувства в эпоху шотландского Просвещения», Philosophy Vol. 76, № 296 (апрель 2001 г.), стр. 271–82 в JSTOR.
  • Герман, Артур . Как шотландцы изобрели современный мир: правдивая история о том, как самая бедная нация Западной Европы создала наш мир и все в нем (Crown Publishing Group, 2001), ISBN   0-609-80999-7 .
  • Хук, Эндрю (ред.) История шотландской литературы. Том. 2. 1660–1800 (Абердин, 1987).
  • Израиль, Джонатан «Шотландское Просвещение и «Прогресс» человечества», глава 9 в книге «Демократическое Просвещение: Философия, Революция и Права Человека», 1750–1790 (2011), стр. 233–69, отрывок и текстовый поиск.
  • Ленман, Брюс П. Просвещение и перемены: Шотландия 1746–1832 (2-е изд. Серия «Новая история Шотландии». Издательство Эдинбургского университета, 2009). 280 стр. ISBN   978-0-7486-2515-4 ; 1-е издание также опубликовано под названиями «Интеграция, Просвещение и индустриализация: Шотландия, 1746–1832 (1981)» и «Интеграция и просвещение: Шотландия, 1746–1832» (1992); общий опрос.
  • Скотт, Пол Х. (ред.) Шотландия. Краткая история культуры (Эдинбург, 1993).
  • Свинджвуд, Алан. «Истоки социологии: пример шотландского Просвещения», Британский журнал социологии , Vol. 21, № 2 (июнь 1970 г.), стр. 164–80 в JSTOR.
  • Тауси, Марк Р.М. Читая шотландское Просвещение: книги и их читатели в провинциальной Шотландии, 1750–1820 (2010)

Первоисточники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 962529af088a0fcbe9bdc061592032dc__1722274440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/96/dc/962529af088a0fcbe9bdc061592032dc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Scottish Enlightenment - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)