Роберт Маклеллан
Роберт Маклеллан | |
---|---|
Рожденный | Роберт Маклеллан 28 января 1907 г. Ферма Линмилл, Киркфилдбанк , Ланаркшир , Шотландия |
Умер | 27 января 1985 г. Хай Корри , остров Арран , Шотландия | (77 лет)
Занятие |
|
Язык | Шотландцы и английский |
Национальность | шотландский |
Альма-матер | Университет Глазго (1925–1928) |
Жанр |
|
Предмет |
|
Литературное движение | Шотландский ренессанс |
Известные работы |
|
Заметные награды |
|
Супруг | Кэтлин Хейс |
Родственники |
|
Роберт Маклеллан ОБЕ (1907–1985) был шотландским драматургом, писателем и поэтом эпохи Возрождения , а также ведущей фигурой в движении двадцатого века за восстановление самобытных театральных традиций Шотландии. Он добился популярного успеха благодаря пьесам и рассказам, написанным на его родном шотландском языке , и считается, наряду с Уильямом Лоримером , одним из самых важных современных представителей прекрасной прозы на этом языке. [1]
В дополнение к своей литературной карьере, Маклеллан принимал активное участие в военной службе во время Второй мировой войны , был избранным советником острова Арран , своего приемного дома после женитьбы, а также принимал активное участие в Лиге драматургов , Обществе авторов и Лалланах. Общество . В начале 1960-х годов он некоторое время был избранным президентом Ассоциации окружных советов Шотландии . Он также был частым участником кампании в защиту местного наследия и преданным пчеловодом .
Маклеллана сегодня в литературе, вероятно, лучше всего помнят по историческим комедиям «Джейми Сакст» и «Цветы Эдинбурга» , а также по циклу рассказов «Истории Линмилла» , но его карьера сценариста была долгой и экспериментальной, охватывающей более тридцати лет решающих событий. развитие шотландского театрального самовыражения. В своей более поздней карьере он также писал для радио и телевидения. В 1968 году он был награжден пенсией по гражданскому списку за «заслуги перед литературой Шотландии» и получил Орден Британской империи в 1978 году.
Ранняя карьера
[ редактировать ]Роберт Маклеллан начал свою карьеру как драматург в начале 1930-х годов. Большая часть его ранних работ была впервые поставлена недолговечным Театром «Занавес» в Глазго . [2] динамичная и амбициозная подписная компания, основанная в 1933 году и расположенная в университетском районе города.
Этот ранний период был для драматурга плодотворным и экспериментальным. На протяжении десятилетия он фактически был «домашним драматургом Curtain», пробуя различные жанры и стили как на шотландском, так и на английском языках для выступлений перед преданной и громкой « студийной » аудиторией. Некоторые из этих ранних работ в краткой форме, такие как «Джеддарт Джастис» и «Подмена» , также были подхвачены другими непрофессиональными компаниями по всей стране и участвовали в ежегодных конкурсах Шотландской общественной драматической ассоциации того времени.
Первый заметный успех Маклеллана пришелся на 1936 год, когда Кертен поставил его полнометражную трехактную комедию « Тум Байрс» , действие которой происходит среди пограничных рейверов в первые дни правления Якова VI . За этим в 1937 году вскоре последовал « Джейми Сакст» , действие которого происходит в тот же период, но на этот раз в городской среде, действие которого происходит внутри и вокруг двора в Эдинбурге и изображает самого короля в расцвете сил. Эта последняя постановка, в которой молодой Дункан Макрэ, как известно, произвел сенсацию в главной роли, обычно считается той, которая подтвердила репутацию Маклеллана как серьезного комического драматурга в Шотландии.
Известно, что примерно в это же время Маклеллан некоторое время проживал в Англии в качестве сценариста , но по какой-то причине вскоре вернулся в Шотландию, женился в 1938 году и поселился на острове Арран. Он продолжал работать с «Занавесом», но его последняя постановка с компанией «Портрет художника» , на этот раз написанная на английском языке в современной обстановке, встретила меньшее признание критиков. В своих следующих произведениях «Контрабандист» и «Богл» , действие которых происходит в восемнадцатом веке, драматург вернулся к исторической шотландской комедии.
В любом случае, «Боглу» (позже переименованному в «Торватлети ») пришлось ждать своего дебютного производства до 1946 года. К тому времени, когда Маклеллан закончил пьесу, в начале 1940 года, театра «Курсин» уже не было, он распался после объявления войны в 1939 году . повлекли Годы войны за собой существенный перерыв в развитии карьеры Маклеллана как драматурга.
Военные годы
[ редактировать ]Маклеллан, впервые ставший отцом, поступил на службу в Королевскую артиллерию в 1940 году. Следующие пять лет он служил зенитчиком в обороне Британских островов (за пределами Шотландии) и на Фарерских островах . Отложив драму, он вместо этого обратился к поэзии и рассказам - способам письма, которые, по его мнению, более подходили в контексте военной жизни. Также во время службы, примерно в 1943 году, находясь на Фарерских островах, он встретил поэта Ганса Джурхууса . Маклеллан как шотландский писатель позже публично признал, что вдохновение он черпал из встреч с Джурхуусом, писателем, который параллельно пытался найти новое литературное применение для своего родного фарерского языка .
Но за это время драматург ни разу не упустил из виду свою основную карьеру. Как только военные действия закончились в мае 1945 года , еще в форме, но освобожденный от своих обязанностей, Маклеллан сразу же сочинил стихотворную драму «Мотылек Карлин» в течение двух недель после Дня Победы , по его собственным словам, на «горячем чердаке» особняка недалеко от Саутволд на побережье Саффолка , где в то время дислоцировалось его подразделение. Объединив поэзию с драмой, это возобновление его сценической работы также добавило новый стиль его творчеству.
Послевоенные годы
[ редактировать ]После демобилизации в 1946 году Маклеллан вернулся в Арран. Во время его отсутствия в годы войны на шотландской театральной сцене произошли такие события, как создание Unity Players в 1941 году и Джеймсом Брайди основание организации Glasgow Citizens в 1943 году, поэтому Маклеллан, возможно, вернулся с большими надеждами на более профессиональную институциональную организацию. культура для новых шотландских работ. В любом случае он сразу же взялся за дело. новая композиция «Карлин Мотыль» В том же году по радио прозвучала ; дебютная постановка « Торватлети» , завершенная пятью годами ранее, но оставленная на льду до его возвращения с войны, была поставлена Unity (впоследствии она была показана в 1947 году в первом « Edinburgh Fringe », а затем в лондонском «Embassy Theater» в 1948 году); а сам Маклеллан уже приступил к сочинению своей следующей крупной пьесы «Цветы Эдинбурга» . К этому времени у него также был за плечами «Каиллах» — короткая шотландская пьеса с более мрачным тоном.
Маклеллан задумал Flouers o Edinburgh в первую очередь как профессиональное средство для недавно основанной Брайди Citizens, но в конце 1940-х годов между этими двумя мужчинами начались разногласия. Маклеллан отказался разрешить поездку Джейми Сакста в Лондон после того, как Брайди настояла на лицензии на переписывание песен. Затем, в 1948 году, «Граждане Брайди» отвергли предложение Флуэрса . Хотя Unity снова поставила дебютную постановку, они не добились такого же успеха, как с Torwatletie , и, возможно, именно радиопостановка в 1951 году, через несколько месяцев после смерти Брайди, в которой пьеса была наконец «открыта». В любом случае, несмотря на первоначальное сопротивление со стороны «Граждан», «Флуэрс о Эдинбурге» стал одним из самых популярных и часто возрождаемых произведений Маклеллана.
1950-е годы
[ редактировать ]Граждане, наконец, поставили два дебюта Маклеллана: историческое исследование «Мэри Стюарт» в 1950 году и «Дорога на острова» , современную сатиру на земельный активизм в Хайленде , в 1954 году. Эти новые пьесы не имели такого же популярного успеха, как предыдущие. пьесы, но признанные произведения Маклеллана продолжали оставаться популярным продуктом среди процветающих любительских драматических клубов и ассоциаций страны в годы, когда еще не было телевидения . С другой стороны, Маклеллан все больше разочаровывался в более формальных театральных учреждениях Шотландии 1950-х годов - разочарование, которое он публично выразил, - видя, что они часто сопротивляются шотландским театральным ценностям и неправильно их понимают, особенно в вопросах языка. [3]
В течение десятилетия Маклеллан все чаще обращался к радиовещанию , установив хорошие рабочие отношения с продюсером шотландской службы домашнего хозяйства Джеймсом Крампси. Крампси больше соответствовал потребностям и стремлениям Маклеллана. Помимо создания радиоадаптаций своих произведений, он заказал новые тексты, в том числе произведения для трансляции в ночь Бернса , а также три существенные серии инсценировок эпизодов из истории Шотландии для школьных передач.
Одним из следующих ярких событий в карьере Маклеллана стала трансляция его отмеченной наградами стихотворной драмы для радио в 1957 году « Сладкая бухта Ларджи » с ее прекрасным и элегичным воспоминанием о смене поколений и упадке островной жизни. В конце десятилетия «Раб Моссгил» , созданный по заказу Крампси в ознаменование двухсотлетия Бернса в 1959 году, стал первым произведением драматурга, которое транслировалось по шотландскому телевидению .
1960-е годы и позже
[ редактировать ]![]() | Этот раздел пуст. Вы можете помочь, добавив к нему . ( февраль 2021 г. ) |
Наследие
[ редактировать ]![]() | Этот раздел пуст. Вы можете помочь, добавив к нему . ( февраль 2021 г. ) |
Биография
[ редактировать ]Роберт Маклеллан родился в 1907 году в доме своих бабушки и дедушки по материнской линии в Линмилле , фруктовой ферме недалеко от Киркфилдбанка в процветающем фруктовом Клайд-Вэлли регионе в Ланаркшире . Его отцом был Джон Маклеллан, печатник по профессии, который примерно в 1912 году основал, а затем руководил издательством Allander Press в Милнгэви , в то время еще отдельно стоящем городке к северу от Глазго . Хотя молодой Маклеллан вырос в Милнгэви, летние каникулы он обычно проводил на ферме своих бабушки и дедушки в Ланаркшире, и именно те времена, непосредственно предшествовавшие Первой мировой войне, позже стали источником вдохновения для его « Историй Линмилла» .
После посещения Академии Бирсдена в Глазго Маклеллан поступил в Университет Глазго на факультет моральной философии в 1925 году. Он не получил ученую степень, возможно, бросив учебу после смерти своей матери от туберкулеза в 1928 году.
Маклеллан познакомился со своей будущей женой Кэтлин Хейс из Гриндлтона , Ланкашир , где-то до 1933 года, когда бродил по Озерному краю . Они поженились в 1938 году, поселившись в Арране, где скромно жили на доходы Маклеллана как драматурга, которые в послевоенные годы пополнялись продуктами его пчеловодства Кэтлин и ручными поделками .
Маклеллан внезапно скончался дома в Хай-Корри за день до своего 78-летия в январе 1985 года. Он похоронен на Арране.
Список работ Роберта Маклеллана
[ редактировать ]Спектакли
[ редактировать ]Даты первых постановок:
- 1934 - Джеддарт Джастис, пограничная комедия в одном действии (Театр «Занавес», Глазго)
- 1934 — Тарфессок, Трагедия в трёх действиях , действие происходит на холмах Килсит ; пьеса, которую Маклеллан впоследствии отверг (Театр «Куртин», Глазго)
- 1934 - Полет Грейдна, кельтская народная сказка в одном действии , драма, действие которой происходит в Ирландии III века в Таре (первые детали постановки не прослежены)
- 1935 - Подменыш, пограничная комедия в одном действии (Маленький театр Клайдбанка)
- 1935 — Кайан и Этлин, пьеса в пяти сценах , «аллегория друидов» (Театр «Куртин», Глазго)
- 1936 — Тум Байрс, «Комедия шотландских границ» , первая успешная полнометражная пьеса Маклеллана (Театр «Куртин», Глазго)
- 1937 — Джейми Сакст , или английский Силлер, Историческая комедия в четырёх действиях (Театр «Куртин», Глазго; с Дунканом Макрэем в главной роли)
- 1939 — «Портрет художника» , современная драма о богемной жизни, действие которой происходит в Глазго (Театр «Куртин», Глазго).
- 1939 — Контрабандист, народная пьеса в одном действии , действие которой происходит на Арране (Драматический клуб Уайтинг-Бэй)
- 1946 — «Торватлети», или «Аптекарь», комедия в трёх действиях , первоначально законченная в 1940 году под названием «Богл» ; Действие происходит на шотландском побережье Солуэй (Unity Players в Королевском театре, Глазго, с Родди Макмилланом в главной роли; впоследствии его взяли в первый « Эдинбургский край » в 1947 году и в лондонский театр «Эмбасси» в 1948 году)
- около 1946 г. - «Кайлих, трагедия в одном действии» , действие которого происходит на Арране, находящемся под оккупацией Кромвеля (первые детали постановки неизвестны)
- 1948 — «Цветы Эдинбурга» , комедия восемнадцатого века в трёх действиях (Unity Players в Королевском театре, Эдинбург, в рамках мероприятий «Fringe» в рамках второго Эдинбургского международного фестиваля )
- 1950 — Мэри Стюарт , Историческая драма в пяти действиях (Citizens Theater, Глазго; Леннокс Милн в главной роли)
- 1950 - Тахарский перевод «Подменыша» на гэльский язык (брошюра).
- 1950 - A' Cailleach , перевод The Cailleach на гэльский язык (брошюра)
- 1954 — Дорога на острова, современная комедия в трёх действиях , действие которой происходит в современном Шотландском Хайленде (Citizens Theater, Глазго; в актёрский состав вошли актёры Родди Макмиллан и Фултон Маккей ).
- 1962 — Молодой Окинлек, Комедия в трёх действиях , Эдинбургского международного фестиваля постановка ; биографическая драма молодого Джеймса Босуэлла ( Gateway Theatre, Эдинбург )
- 1964 - Театрализованное представление в городе Киркинтиллох (общественное производство установлено в Киркинтиллохе )
- 1967 — «Лицемер» , историческая драма (Эдинбургский лицей; в актёрский состав вошли актёры Уолтер Карр , Леонард Магуайр , Том Конти , Ричард Уилсон )
- 1972 - Театрализованное представление в Дамбартоне (общественное производство, смонтированное в Дамбартоне , адаптировано на основе заказа, завершенного Маклелланом в 1970 году)
Работа на радио
[ редактировать ]- 1944 — Перри становится капитаном , рассказ (BBC Home Service)
- 1946 - Мотылек Карлин, Островная сказка в четырех сценах , стихотворная драма, первоначально задуманная для сцены, но впервые поставленная на радио (Scottish Home Service).
- 1951 — первая радиоадаптация « Цветов Эдинбурга» (Шотландская домашняя служба).
- 1954 — «Как нас видят» , документальная драма о Джеймсе Карри , первом биографе Роберта Бёрнса («Шотландская домашняя служба», продюсер Джеймс Крэмпси )
- 1954 — «Это моя страна» , первая из серии исторических инсценировок, которые Маклеллан написал для школьного радио в течение следующих десяти лет (Scottish Home Service).
- 1956 - «Сладкий Ларджи Бэй», драматическая поэма , стихотворная драма для радио, удостоена премии Совета искусств Великобритании 1956 года за поэзию (Шотландская домашняя служба).
- 1959 — Раб Моссгил, «Пьеса в трёх действиях» , биографическая драма, созданная по заказу BBC к двухсотлетию Бернса (Scottish Home Service).
- 1960 — первая серия «Историй Линмилла» , рассказанная Джеймсом Гибсоном, запись передачи по радио (Scottish Home Service). [4]
- 1962 - «Воздушный шар Титлера» Биографическая радиодрама на шотландском языке о шотландском эрудите Джеймсе Титлере (Scottish Home Service, продюсер Джеймс Крэмпси)
- 1964 — Галерея Уэверли , серия рассказов Скотта , инсценированная для радио (Scottish Home Service).
- 1965 — Старый коровник в Клэшморе , действие которого происходит в Шотландском нагорье (Scottish Home Service, продюсер Стюарт Конн )
Работа на телевидении
[ редактировать ]- 1959 — телеадаптация Раба Моссгила , спектакля, впервые транслировавшегося по радио ранее в том же году (BBC TV).
- 1965 — телеадаптация пьесы «Молодой Окинлек» , впервые поставленной на Эдинбургском международном фестивале 1962 года (BBC TV).
- 1965 — Арран Берн, «Поэма для телевидения» , прочитанная Иэном Катбертсоном (BBC TV)
- 1978 - снято дома интервью Александра Скотта из Маклеллана для Spectrum (BBC TV).
- 1978 — «Сумасшедший» , киноверсия Майкла Александера рассказа из цикла «Линмилл» (BBC TV)
- 1979 — Донегалы , киноверсия Майкла Александера рассказа из цикла «Линмилл» (BBC TV)
Художественная литература
[ редактировать ]- 1958 - Дело о настоящем шотландском театре , в Saltire Review № 16, осень 1958 г.
- 1960 — Рецензия на Сиднея Гудсира Смита пьесу «Уоллес » в Saltire Review № 22, осень 1960 года.
- 1970 — Остров Арран , полнометражный историко-географический обзор острова Арран.
- 1977 - Древние памятники Аррана , HMSO. путеводитель
Непроизведенная работа
[ редактировать ]- 1959 - Кирстан и Викар, Притча на шотландском языке , драма на шотландском языке, действие которой происходит на вымышленном острове, находящемся под немецкой оккупацией во время Второй мировой войны (завершено в сценической и радиоверсии)
- 1960 — «Килеллан» , серия законченных эпизодов телевизионного ситкома , действие которых происходит на Арране (предложено новой компании STV в Глазго, но так и не выпущено)
- 1964 — Лекарство от полковника , эпизод из «Сборника дел доктора Финли» (завершён, но не спродюсирован)
- 1965 — «Мама и Салли» , короткометражка для телевидения.
- 1967 — «Прогресс к вымиранию» , черновики телевизионного документального фильма о депопуляции островов.
- 1970 — Моя дорогая, дорогая сестра , набросок пьесы об Уильяме и Дороти Вордсворте.
Посмертные коллекции
[ редактировать ]Хотя отдельные пьесы и рассказы регулярно публиковались на протяжении всей жизни Маклеллана, сборники его произведений появились только посмертно:
- 1990 — «Рассказы Линмилла» , цикл рассказов Маклеллана на шотландском языке, ISBN 9-780862-412821
- 2014 — «История Шотландии: Собрание драматических сочинений» , главные пьесы Маклеллана
Отзывы
[ редактировать ]- Росс, Рэймонд Дж. (1983), Режиссерская ирония , которая включает обзор Собрания пьес , в Хирн, Шейла Г. (ред.), Cencrastus № 11, Новый год 1983, стр. 45-7-46, ISSN 0264-0856
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Скотт, Пол Хендерсон (1998). «Обзорное эссе: будущее шотландского языка» . Дела Шотландии (24): 84 . Проверено 22 февраля 2021 г. - через издательство Эдинбургского университета.
- ^ Скаллион, Адриенн (2015). «Радио BBC в Шотландии, 1923–1939: передача полномочий, регионализм и централизация» . Северная Шотландия . 15 (1):77 . Проверено 22 февраля 2021 г. - через издательство Эдинбургского университета.
- ^ Маклеллан, Роберт, «Дело в пользу настоящего шотландского театра», в Рид, Александр (редактор), Saltire Review Vol. 5, № 16, осень 1958 г., The Saltire Society , Эдинбург, стр. 26–31.
- ^ Старейшина, Майкл (2003), Что вы делаете в течение дня? , Элдон Продакшнс, с. 136, ISBN 9-780954-556808
- Дональд Кэмпбелл, Игра за Шотландию, История шотландской сцены, 1715–1965 (Mercat Press, 1996)
- Аластер Кординг, Драматическая жизнь: Роберт Маклеллан , в Линдси, Морис (редактор), The Scottish Review: Arts and Environment 9, ( Scottish Civic Trust , 1978), стр. 27–32, ISSN 0140-0894
- Колин Донати (редактор), Роберт Маклеллан, Играя историю Шотландии: собрание драматических сочинений (Luath Press, 2013)
- Джой Хендри (редактор), Чепмен , двойной выпуск 43-4, «Шотландский театр сегодня» (Чепмен, 1986)
- Дэвид Хатчисон, 1976: Современный шотландский театр (Молендинар, 1977)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1907 рождений
- 1985 смертей
- Люди, получившие образование в Bearsden Academy
- Выпускники Университета Глазго
- Шотландский ренессанс
- Шотландские драматурги и драматурги XX века.
- Писатели шотландского языка
- Шотландские поэты XX века
- Поэты шотландского языка
- Шотландские писатели рассказов XX века
- Шотландские писатели рассказов мужского пола
- Британские писатели-мужчины XX века
- Персонал британской армии времен Второй мировой войны
- Солдаты Королевской артиллерии
- Офицеры Ордена Британской Империи