Песня
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2011 г. ) |
Песня | |
---|---|
Стилистическое происхождение | Поэзия |
Культурное происхождение | Эпоха позднего средневековья , Франция. |
Производные формы |
Песня ( Великобритания : / ˈʃɒ̃sɒ̃ ɒ̃sɒ̃ / , [ 1 ] США : / ʃ ɑː n ˈ s ɔː n / ; [ 2 ] Французский: французская песня [ʃɑ̃sɔ̃ fʁɑ̃šeːz] , букв. « Французская песня » ) — это, как правило, любая французская песня, основанная на лирике . Этот термин чаще всего используется в английском языке для обозначения либо светских полифонических французских песен музыки позднего средневековья и эпохи Возрождения , либо особого стиля французской поп-музыки , возникшего в 1950-х и 1960-х годах. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Жанр , хотя единственными зародился в монофонических песнях трубадуров и труверов полифоническими прецедентами были 16 произведений Адама де ла Галля и одно Жана де Лескуреля . [ 6 ] Лишь после ars nova композитора Гийома де Машо кто-либо из композиторов написал значительное количество полифонических шансонов. [ 6 ]
В широком смысле слово шансон буквально означает « песня » на французском языке и, таким образом, реже может относиться к различным (обычно светским ) французским жанрам на протяжении всей истории. Сюда входят песни шансонье , шансон де жест и грандиозное пение ; придворные песни эпохи позднего Возрождения и раннего барокко , air de cour ; популярные песни 17-19 веков, «бержеретта» , «брюнетка» , шансон для бура , пастурель и водевиль ; авторская песня эпохи романтизма , мелодия ; и народная музыка, популярный шансон . [ 4 ] С 1990-х годов этот термин может использоваться для обозначения «Нового шансона» , французской песни, которая часто содержит поэтическое или политическое содержание. [ 3 ]
Высокие средневековые прецеденты
[ редактировать ]Песня жеста
[ редактировать ]Самыми ранними шансонами были эпические поэмы, исполняемые на простые монофонические мелодии профессиональными жонглерами или менестрелями . Обычно в них рассказывались знаменитые деяния ( geste ) героев прошлого, легендарные и полуисторические. «Песнь о Роланде» — самая известная из них, но в целом « chanson de geste» изучаются как литература, поскольку из их музыки сохранилось очень мало.
Вежливая песня
[ редактировать ], Куртуазный шанс или большое пение, — ранняя форма одноголосного шансона , главного лирико-поэтического жанра труверов . Это была адаптация старофранцузскому языку окситанского к кансо . Это практиковалось в XII и XIII веках. Тематически, как следует из названия, это была песня о куртуазной любви , обычно написанная мужчиной своей благородной возлюбленной. Некоторые более поздние шансоны были полифоническими, а некоторые имели припевы и назывались шансонами с припевами .
Позднее средневековье и раннее Возрождение
[ редактировать ]Фиксированные формы
[ редактировать ]В типичном специализированном использовании слово «шансон» относится к полифонической французской песне позднего средневековья и эпохи Возрождения. [ 4 ] Ранний шансон, как правило, имел одну из фиксированных форм — балладу , рондо или вирелай (ранее шансон баладе ), хотя некоторые композиторы позже придавали популярной поэзии различные формы. Самые ранние шансоны были для двух, трех или четырех голосов, причем первые три стали нормой, а к 16 веку расширились до четырех голосов. Иногда певцам аккомпанировали инструменты .
Первым крупным композитором шансона был Гийом де Машо трехголосные произведения в фиксированных формах . , сочинивший в XIV веке [ 6 ]
Бургундский шансон
[ редактировать ]Два композитора из Бургундии , Гийом Дю Фэ и Жиль Биншуа , написавшие так называемые бургундские шансоны , [ 7 ] доминировал в последующем поколении композиторов шансона ( ок. 1420–1470 ). [ 8 ] Их шансоны, хотя и несколько просты по стилю, но, как правило, трехголосные со структурным тенором. Эти произведения, как правило, по-прежнему трехголосные, с активным верхним голосом (дискантусом), расположенным над двумя нижними голосами (тенором и альтом), обычно имеющими один и тот же диапазон. [ 8 ] Музыковед Дэвид Фэллоуз включает бургундский репертуар в «Каталог полифонических песен 1415–1480 годов».
середины позднего Возрождения Шансон
[ редактировать ]Среди представителей этого жанра в более поздних 15 и начале 16 века были Иоганнес Окегем и Жоскин де Пре , чьи работы перестают быть ограничены исправлениями форм и начинают проявлять всепроникающую имитацию (все голоса разделяют материал и движутся с одинаковой скоростью), подобно которые можно найти в современных мотетах и литургической музыке. Первым нотным сборником, напечатанным с помощью подвижного шрифта, был Harmonice Musices Odhecaton , сборник из девяноста шести шансонов многих композиторов, изданный в Венеции в 1501 году Оттавиано Петруччи .
Парижский шансон
[ редактировать ]Начиная с конца 1520-х годов до середины века, Клоден де Сермизи , Пьер Сертон , Клеман Жанекен и Филипп Вердело были композиторами так называемого парижского шансона , который также отказался от исправлений форм . [ нужны разъяснения ] часто содержал четыре голоса и был выполнен в более простом и гомофонном стиле. В этом жанре иногда использовалась музыка, которая должна была напоминать определенные образы, такие как птицы или рынок. Многие из этих парижских работ были опубликованы Пьером Аттеньяном . Композиторы своего поколения, а также более поздние композиторы, такие как Орландо де Лассус , [ нужны разъяснения ] находились под влиянием итальянского мадригала .
Современный шансон
[ редактировать ]Французская сольная песня сложилась в конце 16 века, вероятно, на основе вышеупомянутых парижских произведений. В 17 веке процветали air de cour , шансон для бура и другие подобные жанры, обычно сопровождаемые лютней или клавишными, при участии таких композиторов, как Антуан Бессе , Дени Готье , Мишель Ламбер и Мишель-Ришар де Лаланд . Это до сих пор влияет на сегодняшний шансон, поскольку многие французские музыканты до сих пор используют арфу и клавишные.
В 18 веке в вокальной музыке во Франции доминировала опера , но сольная песня пережила ренессанс в 19 веке, сначала с салонными мелодиями , а затем к середине века с очень сложными произведениями под влиянием немецких песен , которые были введены в музыку. страна. Луи Нидермейер , находившийся под особым обаянием Шуберта , был ключевой фигурой в этом движении, за ним следовали Эдуард Лало , Фелисьен Давид и многие другие.
Другое ответвление шансона , называемое chanson réaliste (реалистическая песня), было популярным музыкальным жанром во Франции, в основном с 1880-х годов до конца Второй мировой войны. [ 9 ] [ 10 ] в кафе-концертах и кабаре парижского Монмартр района зародившийся и под влиянием литературного реализма и натуралистических движений в литературе и театре, Реалистичный шансон, представлял собой музыкальный стиль, который в основном исполнялся женщинами и касался жизни парижских бедняков и рабочих. сорт. [ 9 ] [ 11 ] [ 12 ] Среди наиболее известных исполнителей этого жанра — Дамиа , Фреэль и Эдит Пиаф .
Среди композиторов позднего 19-го века французских авторских песен , известных как мелодия , а не шансон, были Эрнест Шоссон , Эммануэль Шабрие , Габриэль Форе и Клод Дебюсси , в то время как многие французские композиторы 20-го века и нынешние продолжили эту сильную традицию.
Возрождение
[ редактировать ]В 20 веке французские композиторы возродили этот жанр. Клод Дебюсси сочинил «Три песни» для хора а капелла , завершенные в 1908 году. Морис Равель написал «Три песни» для хора а капелла после начала Первой мировой войны как возвращение к французской традиции, опубликованные в 1916 году. [ нужна ссылка ]
Новая песня
[ редактировать ]во Франции Сегодня шансон или шансон французский отличается от остальной французской «поп-музыки» тем, что следует ритмам французского языка, а не английского, а также более высоким стандартам текстов.
Музей
[ редактировать ]В Ла-Планше , Атлантическая Луара , Музей французского шансона был основан в 1992 году. Цель музея — вспомнить художников, создавших наследие шансона . [ 13 ]
См. также
[ редактировать ]- Канцоне — итальянская или провансальская песня или баллада.
- Русский шансон – Разнообразие жанров русской музыки.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «шансон» . Lexico Британский словарь английского языка . Издательство Оксфордского университета . Архивировано из оригинала 24 июня 2021 года.
- ^ «шансон» . Lexico UK English Dictionary Американский словарь английского языка . Издательство Оксфордского университета . Архивировано из оригинала 24 июня 2021 года.
- ^ Перейти обратно: а б "шансон, н." . Оксфордский словарь английского языка . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . Проверено 20 июня 2021 г. (требуется подписка)
- ^ Перейти обратно: а б с Уилкинс 2001 , Введение.
- ^ «Шансон | Биография, статьи и факты | Британника» . Британская энциклопедия . Чикаго: Британская энциклопедия, Inc., 18 декабря 2017 г. Архивировано из оригинала 12 апреля 2020 г. . Проверено 18 мая 2020 г. (требуется подписка)
- ^ Перейти обратно: а б с Уилкинс 2001 , 1. Происхождение примерно до 1430 года.
- ^ Стром 2005 , с. 181.
- ^ Перейти обратно: а б Стром 2005 , с. 182.
- ^ Перейти обратно: а б Суини, Регина М. (2001). Пение нашего пути к победе: французская культурная политика и музыка во время Великой войны , Издательство Уэслианского университета. п. 23. ISBN 0-8195-6473-7 .
- ^ Фагот, Сильвен и Узель, Жан-Филипп (2006). Художественное выражение и социальность: материалы международной конференции в Монреале 3 и 4 марта 2005 г. , L'Harmattan. стр. 200–203. ISBN 2-296-00176-9 . (текст на французском языке)
- ^ Уилсон, Элизабет (1992). Сфинкс в городе: городская жизнь, контроль над беспорядками и женщины , University of California Press. п. 62. ISBN 0-520-07864-0
- ^ Конвей, Келли (2004). Певица в городе: певица-реалистка во французском кино . Издательство Калифорнийского университета. п. 6. ISBN 0-520-24407-9
- ^ Даниэль Клермонтель и Жан-Клод Клермонтель, Научная, технологическая и экономическая хронология Франции], стр. 321 , ISBN 9782748346824
Источники
[ редактировать ]- Стром, Рейнхард (2005). Расцвет европейской музыки, 1380-1500 гг . Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-61934-9 .
- Уилкинс, Найджел (2001). «Шансон» . Гроув Музыка онлайн . Отредактировано Дэвидом Фэллоузом , Говардом Майером Брауном и Ричардом Фридманом. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.40032 . ISBN 978-1-56159-263-0 . Проверено 20 июня 2021 г. (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Доббинс, Фрэнк. «Шансон». В «Оксфордском справочнике по музыке » под редакцией Элисон Лэтэм. Оксфордская музыка онлайн .
- Михаил Щербаков. Русский Хансон. «Дежа».
- Беркхолдер, Дж. Питер ; Граут, Дональд Джей ; Палиска, Клод В. (2014). История западной музыки (9-е изд.). Нью-Йорк: WW Norton & Company . ISBN 978-0-393-91829-8 .