Jump to content

Военный корабль США «Нарвал» (SS-167)

Военный корабль США «Нарвал» (SS-167) в море, 1931 год.
История
Соединенные Штаты
Имя Военный корабль США « Нарвал»
Строитель Портсмутская военно-морская верфь , Киттери, штат Мэн [1] : 285–304 
Заложен 10 мая 1927 г. [1] : 285–304 
Запущен 17 декабря 1928 г. [1] : 285–304 
Введен в эксплуатацию 15 мая 1930 г. [1] : 285–304 
Выведен из эксплуатации 23 апреля 1945 г. [1] : 285–304 
пораженный 19 мая 1945 г. [1] : 285–304 
Судьба Продан на расформирование, 16 ноября 1945 г. [1] : 285–304 
Общие характеристики
Класс и тип В-5 ( «Нарвал» ). с прямым приводом типа Комбинированная дизель - электрическая подводная лодка [4]
Смещение 2730 длинных тонн (2770 т) надводная, стандартная, [1] : 305–11  3900 длинных тонн (4000 т) (под водой) [1] : 305–11 
Длина 349 футов (106 м) (ватерлиния), 371 фут (4450 дюймов) (в целом) [5]
Луч 33 фута 3 + 1 дюйма (10,141 м) [1] : 305–11 
Черновик 16 футов 11 + 1 дюйма (5,163 м) [1] : 305–11 
Движение
Скорость 17,4 узлов (20,0 миль в час; 32,2 км / ч) на поверхности, пробная, [4] 14 узлов (16 миль в час; 26 км / ч) на поверхности, сервис; [4] 8 узлов (9,2 миль в час; 15 км / ч) под водой, [1] : 305–11  6,5 узлов (7,5 миль в час; 12,0 км / ч) под водой, в эксплуатации, 1939 г. [1] : 305–11 
Диапазон 9380 миль (10790 миль; 17370 км) при 10 узлах (12 миль в час; 19 км/ч), [1] : 305–11  25 000 миль (29 000 миль; 46 000 км) при 5,7 узлов (6,6 миль в час; 10,6 км / ч) с топливом в главных балластных цистернах [1] : 305–11 
Выносливость
  • 10 часов на скорости 5 узлов (5,8 миль в час; 9,3 км / ч) [1] : 305–11 
  • (бункеровка) 178 460–182 778 галлонов США (675 540–691 890 л) [3] : 31 
Глубина испытания 300 футов (90 м) [1] : 305–11 
Дополнить
  • Исходное состояние: 9 офицеров, 10 старшин , 70 рядовых. [1] : 305–11 
  • 1942: 9 офицеров, 88 зачисленных. [3] : 31 
  • 1943: 8 офицеров, 80 рядовых. [3] : 31 
Вооружение

USS Narwhal (SS-167) , головной корабль своего класса и подводных лодок одна из « V-лодок », был вторым кораблем названным ВМС США, в честь нарвала . Он получил название V-5 (SC-1), когда его киль был заложен 10 мая 1927 года на Портсмутской военно-морской верфи в Киттери, штат Мэн .

Фау-5, он же USS Narwhal, строится на Портсмутской военно-морской верфи, 1927 год.

Фау-5 в целом был похож на предыдущий подводный минный заградитель Фау-4 , хотя и немного меньше по размеру и не имел системы минных постановок. Конфигурация V-4 , V-5 и V-6 стала результатом развития стратегической концепции, которая все больше подчеркивала возможность морской войны с Японией в дальней западной части Тихого океана. Этот фактор, а также последствия Вашингтонского военно-морского договора 1922 года предполагали необходимость в подводных «крейсерах» дальнего действия или «стратегических разведчиках», а также в минных заградителях дальнего действия, для которых наиболее важна долговечность, а не высокая скорость. важный. На конструкцию, возможно, повлияли немецкие «U-крейсеры» типа U-139 и типа U-151 классов подводных лодок , хотя все V-4 , V-5 и V-6 были крупнее этих. Вокруг боевой рубки была предусмотрена приподнятая орудийная платформа, а под платформой и в надстройке предусмотрели палубное хранилище для запасных торпед. Фау-5 и ее близкие родственники Фау-4 ( «Аргонавт» ) и Фау-6 ( «Наутилус» ) изначально проектировались с более крупными и мощными двигателями, разработанными MAN. дизельные двигатели, чем двигатели Busch-Sulzer , которые приводили в движение более ранние V-образные лодки, но они потерпели неудачу. К сожалению, специально построенные двигатели не смогли развить проектную мощность, а у некоторых случился опасный взрыв картера. Машиностроительный завод был заменен в 1942 году. [3] : 210 

Исходные характеристики двигателя: два BuEng двигателя , построенные MAN. и разработанные [2] : 57  с прямым приводом 10 -цилиндровые 4-тактные главные дизельные двигатели мощностью 2350 л.с. (1750 кВт) каждый, с двумя BuEng MAN [3] : 210  4-тактные 6-цилиндровые вспомогательные дизельные двигатели мощностью 450 л.с. (340 кВт) каждый, мощностью 300 кВт (400 л.с.) [3] : 211  электрические генераторы . [1] : 259  Вспомогательные двигатели предназначались для зарядки аккумуляторов или для увеличения надводной скорости с помощью дизель-электрической системы, обеспечивающей питание основных электродвигателей .

В-5 построен по частично сварной/частично клепаной конструкции. Сварка использовалась для соединения пластин вертикального киля, а также в других некритических местах, таких как надстройка, кронштейны трубопроводов и опорный каркас. Внутренний и внешний корпуса все еще были полностью склепаны. [6]

Строительство и ввод в эксплуатацию

[ редактировать ]

Фау-5 был запущен 17 декабря 1929 года при финансовой поддержке г-жи Фрэнсис Адамс ( урожденная Ловеринг), жены Чарльза Ф. Адамса , министра военно-морского флота , и введен в эксплуатацию 15 мая 1930 года лейтенант-коммандера Джона Х. Брауна-младшего. под командованием .

Межвоенный период

[ редактировать ]
Легкое Момсена используется во время тренировки - член экипажа авианосца USS V-5 (SC 1) А.Л. Розенкотер выходит из аварийного люка подводной лодки с аварийным дыхательным устройством "Momsen Lung" во время ходовых испытаний подводной лодки в июле 1930 года. Аварийное дыхательное устройство было названо в честь его изобретатель, пионер спасения подводных лодок ВМС США коммандер. Чарльз «Швед» Момсен. Подводная лодка Фау-5 позже была переименована в USS Narwhal (SS 167).

V-5 вылетел из Аннаполиса, штат Мэриленд, 11 августа 1930 года в круиз в Вест-Индию и вернулся в Портсмут 11 сентября. Она тренировалась в водах Новой Англии до 31 января 1931 года, когда отплыла к западному побережью через Панамский канал и прибыла в Сан-Диего 4 апреля. 19 февраля Фау-5 был переименован в «Нарвал» , а 1 июля получил новый бортовой номер SS-167 . После капитального ремонта на -Айленда военно-морской верфи Мэр «Нарвал» 2 февраля 1932 года отправился на учения флота у Гавайских островов . Она вернулась в Сан-Диего 17 марта. После патрулирования вдоль Западного побережья, [7] Подводная лодка отправилась в поход 12 июля 1934 года в составе 12-й дивизии подводных лодок ( SubDiv 12) до прибытия в Сан-Диего 18 сентября. В течение следующих трех лет она действовала на севере до Сиэтла , Вашингтона и на западе до Перл-Харбора , который стал ее базой для операций до 1941 года. В 30-дневном предвоенном учебном круизе в 1941 году Нарвал потерял 20 000 галлонов воды. мазут из-за утечки из приклепанных к ней топливных баков. [8]

Вторая мировая война

[ редактировать ]

Нарвал был одним из четырех [9] подводные лодки, находящиеся на капитальном ремонте, застигнуты японской атакой на Перл-Харбор ранним утром 7 декабря 1941 года. Через несколько минут после первых взрывов вражеской бомбы на острове Форд артиллеристы «Нарвала » начали действовать, помогая уничтожить два самолета-торпедоносца .

1–3-й патрули и капитальный ремонт, февраль 1942 г. - апрель 1943 г.

[ редактировать ]

Во время своего первого военного патруля - со 2 февраля по 28 марта 1942 года - Нарвал под командованием лейтенант-коммандера Чарльза В. «Усталого» Уилкинса покинула Перл-Харбор для разведки острова Уэйк 15–16 февраля, а затем продолжила свой путь к островам Рюкю . 28 февраля он совершил свою первую торпедную атаку за всю войну, сильно повредив Маджу Мару . Шесть дней спустя подводная лодка потопила «Таки Мару» в Восточно-Китайском море .

Свой второй военный патруль — с 28 мая по 13 июня — она провела, защищая атолл Мидуэй . Пока 16-е оперативное соединение с авианосцами «Энтерпрайз» , «Хорнет» и «Йорктаун » готовилось отразить атаку японцев, Нарвал присоединился к «Плунжеру» и «Триггеру» в разведке к востоку от Мидуэя; во время битвы за Мидуэй 3–6 июня эти подводные лодки, как и еще 15 других, ничего не добились, поскольку японцы не двинулись к востоку от Мидуэя. [2] : 236–40 

Нарвала » Третий патруль « – с 7 июля по 26 августа – взял его недалеко от Хоккайдо , чтобы преследовать японские корабли у Курильских островов . курсирующих между островами она забрала два небольших грузовых судна, 24 и 28 июля . В одном упоминании говорится, что 3 Нарвал затонул 24 июля. [10] Однако вполне вероятно, что упомянутая канонерская лодка была слишком маленькой, чтобы ее можно было учитывать в официальных подсчетах, а два других затопления произошли примерно в этот же день. 1 августа Нарвал включил Мейву Мару в свой список, несмотря на авиационные бомбы и ответные удары глубинных бомб . В одном упоминании говорится, что 1 августа «Нарвал» совершил еще одно затопление ( танкер «Коан Мару» ). [10] Через семь дней она потопила Бифуку Мару . Утром 14 августа подводная лодка подняла перископ и обнаружила три вражеских эсминца, пересекающих ее корму колонной. Она ждала, пока эсминцы «бегают по всему океану», сбрасывая глубинные бомбы. Лишь слегка поврежденный, Нарвал на следующий день покинул зону патрулирования.

8 сентября «Нарвал» отплыл из Перл-Харбора на западное побережье и 15 сентября прибыл на военно-морскую верфь Мэр-Айленд для капитального ремонта. Ее устаревшие двигатели BuEng MAN были заменены на четыре GM-Winton 16-278A и другую модернизированную технику, включая более мощные электродвигатели и новые аккумуляторы. [1] : 180  Он также получил четыре внешних торпедных аппарата, два в носовой части и два наверху кормового корпуса, а также, возможно, получил увеличенное место для размещения торпедной палубы. Она отправилась в Сан-Диего 4 апреля 1943 года, прибыв через два дня, чтобы погрузить роту 7-й пехотной дивизии временного разведывательного батальона из числа коренных жителей Аляски (включая разведчиков из Территориальной гвардии Аляски ) для вторжения на остров Атту . [ нужна ссылка ] 18 апреля он взял курс на Аляску и прибыл в Датч-Харбор 27 апреля.

4–8 патрули, апрель 1943 г. - декабрь 1943 г.

[ редактировать ]

Подводная лодка начала свое четвертое военное патрулирование – с 30 апреля по 25 мая – из Датч-Харбора на западные Алеутские острова . Он встретился с однотипным кораблем «Наутилус» 11 мая у северной стороны острова Атту, и два корабля высадили армейских разведчиков на резиновых лодках для предварительной высадки при возвращении острова, и это предприятие было успешно завершено 29 мая. Нарвал вернулся в Перл-Харбор с остановкой в ​​Датч-Харборе 14 и 18 мая.

Под командованием командира Фрэнка Д. Латты он снова отправился на Курильские острова в свой пятый военный патруль с 26 июня по 7 августа. Ее задача, начавшаяся 11 июля, заключалась в том, чтобы отвлечь внимание путем бомбардировки авиабазы ​​на Мацуве . Лапон , Пермит и Плунжер собирались попытаться выйти из ранее непроницаемого Японского моря, в которое они так дерзко вторглись. В ночь на 15 июля «Нарвал» привлекла к себе столько внимания противника, что была вынуждена нырнуть от снарядов, но свою задачу выполнила: остальные подводные лодки проскользнули через пролив Итуруп незаметно .

Нарвал совершила свой шестой военный патруль – с 31 августа по 2 октября – у Маршалловых островов . Утром 11 сентября он торпедировал и потопил «Хокушо Мару», прежде чем ее догнал японский эскорт. После серьезной глубинной атаки она отправилась в район атолла Кваджалейн . К концу сентября подводная лодка уже направлялась в Брисбен.

По прибытии Нарвал готовился участвовать в кампании по оказанию помощи партизанскому движению на Филиппинах, начавшейся в январе 1943 года, когда Гаджен шестерых филиппинцев и тонну техники высадил на острове Негрос . В конечном итоге «Нарвал» стала ведущей подводной лодкой, поддерживающей филиппинское партизанское движение, выполнив на своем счету девять секретных транспортных миссий.

Нарвал была загружена 92 короткими тоннами (83 т) боеприпасов и припасов, а также группой из десяти человек для ее седьмого патруля с 23 октября по 22 ноября, поддерживающего филиппинских партизан . он находился в море Сулу , недалеко от Минданао В ночь на 10 ноября , по пути в залив Пулуан, когда два японских корабля за кормой открыли огонь. Ночью 13 ноября он тайно вошел в залив Птилуан, чтобы высадить пассажиров и половину груза, лежа у правого борта Дона Джитана Мару . К полуночи Нарвал благополучно направилась в Насипит на Минданао, куда она пришвартовалась 15 ноября, чтобы разгрузить остатки своих запасов под мелодию «Anchors Aweigh» в исполнении благодарной филиппинской группы. [11] : 173  Затем она отправила 32 эвакуированных, в том числе восемь женщин, двоих детей и младенца, в Дарвин , Австралия, и завершила свой патруль.

Сбор столь странного состава пассажиров и секретных грузов вскоре стал для Нарвала обычным делом . Она отправилась в свой восьмой военный патруль - с 25 ноября по 18 декабря - с обычным грузом и 11 армейскими оперативниками, направляясь в Кабадбаран на Минданао, прибыв в залив Бутуан 2 декабря для высадки. С семью эвакуированными на борту «Нарвал» отплыл в залив Махакалар и прибыл к острову Негрос 3 декабря. Взяв с собой еще девять человек, она вышла из залива Алахакалар 5 декабря. Около восхода солнца того же дня подводная лодка потопила Хинтено Мару под огнем артиллерийского огня. 11 декабря он высадил пассажиров в Порт-Дарвине, а затем продолжил путь во Фримантл , Западная Австралия .

9–12 патрули, январь 1944 г. - июль 1944 г.

[ редактировать ]

Во время своего девятого военного патрулирования - с 18 января по 15 февраля 1944 года - подводная лодка вернулась в Дарвин, чтобы погрузить на борт командира-наблюдателя Ф. Кента Лумиса и другие припасы. После ночного перехода через пролив Суригао « Нарвал» проскользнул на запад и север, совершил подводное патрулирование у мыса Насо, Панай , а затем направился в залив Пандан, чтобы перегрузить груз на парусные суда. С шестью новыми пассажирами он отошел от острова Негрос 7 февраля, чтобы сдать на хранение 45 тонн припасов. Затем Нарвал принял еще 28 эвакуированных для поездки в Дарвин, включая профессора Роя Белла и его семью. [12] : 155–160 

Во время своего десятого военного патруля - с 16 февраля по 20 марта - Нарвал 2 марта доставила дополнительные боеприпасы в залив Бутуан. С 28 новыми людьми на борту она отправилась 3 марта в Тави-Тави . В тот вечер она повредила Карацу (захваченный военный корабль США Лусон подверглась сильной бомбардировке глубинными бомбами (PR-7)) и за ее беспокойство со стороны вражеского эскорта. В ночь на 5 марта две небольшие лодки с помощью резиновых лодок из Нарвала отплыли к берегу с грузом. три японских эсминца Позже подошли перевезла своих пассажиров, которых сейчас в общей сложности 38 человек, в Чинампу ; она ускользнула от них и 11 марта , а затем пришвартовалась во Фримантле.

Военный корабль США « Лусон» , поврежденный во время службы под японским командованием авианосцем « Нарвал».

Нарвал коммандера Джека К. Титуса под командованием отправилась в свой 11-й военный патруль – с 7 мая по 9 июня – в залив Алусан в Самаре , где она высадила 22 человека и припасы, включая электрические лампы, радиодетали и муку для священники, ночь на 24 мая. К 1 июня подводная лодка выгружала 16 человек и припасы на юго-западном побережье Минданао . Она закончила этот патруль в Порт-Дарвине. [2] : 775  ) [13]

Двенадцатый военный патруль, проходивший с 10 июня по 7 июля, дал Нарвалу шанс предпринять какие-то действия. 13 июня он погрузился под воду для разведки Булы, острова Керам , вражеского склада топлива . Той ночью подводная лодка закрыла берег и произвела 56 выстрелов 6-дюймовыми (152-мм) снарядами, чтобы уничтожить несколько резервуаров для хранения бензина и поджечь территорию электростанции и насосной станции, прежде чем ей пришлось отступить от направленных на нее залпов. За три минуты до заката 20 июня она встретилась с местными лодками, чтобы отправить свой груз на берег в течение тревожных девяти с половиной часов. В течение 30 минут она завершила разгрузку и приняла 14 эвакуированных, но охотник за подводными лодками ее преследовал . Нарвал ускользнула от него, чтобы на следующий день застрелиться в японском моторном паруснике, а 22 июня — в танкере «Ицукусима Мару» . Высадив эвакуированных на берег в Порт-Дарвине 29–30 июня, она продолжила путь во Фримантл.

13–15-е патрули, вывод из эксплуатации и утилизация, август 1944 г. - май 1945 г.

[ редактировать ]

Ее 13-й военный патруль - с 12 августа по 10 сентября - стартовал во Фримантле и закончился в Порт-Дарвине. Ночью 30 августа «Нарвал» всплыл в заливе Дибут на восточном побережье Лусона для своей обычной процедуры высадки, на этот раз значительно ускоренной за счет использования бамбуковых плотов, построенных береговой группой под руководством майора Роберта Лэфэма и лейтенант-коммандера Чарльза. «Чик» Парсонс , человек связи в филиппинских миссиях по снабжению и эвакуации. Перед полуночью 2 сентября Нарвал отправил отряд и припасы на берег на пляж у устья реки Масанга и принял взамен четырех эвакуированных для завершения патрулирования.

В своем 14-м военном патруле - с 14 сентября по 5 октября - Нарвал 27 сентября высадила людей и припасы на острове Себу , затем вылетела в залив Сиари, где 29 сентября она приняла 31 освобожденного военнопленного (военнопленного), спасенного из море после того, как «Паддл» 7 сентября потопил два японских транспорта у мыса Синдаган. Однако, согласно рассказу выжившего военнопленного, Нарвал подобрал 82 военнопленных, выживших после с Синъё Мару инцидента , 31 из них в Сиари, Минданао. «Сорок один размещен в носовом торпедном отсеке и 41 в кормовом торпедном отсеке». [14] Нарвал оказалась в опасности во второй половине дня 30 сентября, когда она погрузилась под воду, чтобы избежать столкновения с японским противолодочным патрульным самолетом, ее кормовые самолеты оказались под углом 20 °. Вынужденная взорвать свой главный балласт, чтобы остановить крутое пикирование, Нарвал изменила направление и выскочила из воды кормой первой всего через две минуты после того, как затонула. К счастью, патрульный самолет не смог маневрировать достаточно быстро, чтобы вернуться, прежде чем снова нырнуть.

После непродолжительного ремонта в Миос-Воэнди , голландская Новая Гвинея , Нарвал провела свой 15-й и последний военный патруль с 11 октября по 2 ноября под командованием командира Уильяма Г. Холмана. чуть не атаковала В пятницу 13-го числа PBY Catalina . Как только подводная лодка была распознана, самолет подал сигнал «УДАЧИ, НАРУАЛ». Вечером 17 октября он отправился на пляж Тави-Тави, чтобы доставить 11 коротких тонн (10,0 т) груза. Двумя днями позже она выгрузила остаток своего груза и 37 человек на острове Негрос и взяла на себя последних пассажиров, всего 26 человек, для поездки в Брисбен , Квинсленд .

Нарвал покинул Брисбен 6 января 1945 года и направился к восточному побережью через Панамский канал , войдя на военно-морскую верфь Филадельфии 21 февраля, где он был выведен из эксплуатации 23 апреля. он был исключен из Регистра военно-морских судов 19 мая Нарвала и продан на металлолом. Две 6-дюймовые (152-мм) пушки постоянно хранятся на базе военно-морских подводных лодок Нью-Лондон , в Гротоне, штат Коннектикут . В подводных силах США существует устная традиция, что военный корабль США «Нарвал» (SSN-671) получил свой бортовой номер как преднамеренное изменение бортового номера более старого « Нарвала » SS-167.

Нарвала 15 боевых звезд за службу во Второй мировой войне связали ее с военным кораблем США « Трешер» (SS-200) по наибольшему количеству боевых звезд, полученных подводной лодкой, что поместило их в число самых титулованных кораблей США во Второй мировой войне .

Мемориал

[ редактировать ]

В городе Насипит в Агусан-дель-Норте создан мемориал в память об усилиях военного корабля США «Нарвал» во время Второй мировой войны. [15]

[ редактировать ]

В эпизоде ​​​​телесериала « Безмолвная служба» 1958 года под названием «Пассажир Нарвала с Минданао» подробно описана спасательная операция с участием Нарвала под командованием Титуса. [16] [17] [2] : 775 

Начало фильма «Операция «Тихий океан» , возможно, было вдохновлено седьмым военным патрулем «Нарвала» , во время которого 32 мирных жителя, в том числе 8 детей и младенец, были эвакуированы в Австралию.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и Фридман, Норман (1995). Подводные лодки США до 1945 года: иллюстрированная история конструкции . Аннаполис, Мэриленд : Военно-морской институт США . ISBN  1-55750-263-3 .
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Блэр, Клэй младший (1975). Тихая победа: подводная война США против Японии . Липпинкотт. ISBN  978-0-397-00753-0 .
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Олден, Джон Д. (1979). Подводная лодка ВМС США . Издательство Военно-морского института. ISBN  978-0-87021-187-4 .
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Бауэр, К. Джек; Робертс, Стивен С. (1991). Реестр кораблей ВМС США, 1775–1990: Основные бойцы . Вестпорт, Коннектикут : Greenwood Press. стр. 266–267. ISBN  0-313-26202-0 .
  5. ^ Лентон, HT American Submarines (Нью-Йорк: Doubleday, 1973), стр.33.
  6. ^ Джонстон, «Больше никаких орлов и решек», стр. 56-57.
  7. ^ Видео: Оператор рискует жизнью, чтобы снять «Подводную лодку» во время испытаний на скорость, 1933/10/18 (1933) . Универсальная кинохроника . 1933 год . Проверено 21 февраля 2012 г.
  8. ^ Стерн, стр. 20.
  9. ^ «Корабли в Перл-Харборе, 08:00, 7 декабря 1941 года, Исторический центр ВМС США» . History.navy.mil. Архивировано из оригинала 10 июля 2011 года . Проверено 11 мая 2012 г.
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хронология HyperWar USN 1942 г.
  11. ^ Вулферт, И., 1945, Американский партизан на Филиппинах, Нью-Йорк: Саймон и Шустер
  12. ^ Миллс, Ю.А., 2009, Застрял на Филиппинах, Аннаполис: Издательство Военно-морского института, ISBN   978-1-59114-497-7
  13. ^ Словарь боевых кораблей американского военно-морского флота (Первое изд.). Канцелярия начальника военно-морских операций. 1970. с. 15 . Проверено 20 августа 2021 г.
  14. ^ Снеддон, с. 211
  15. ^ «Исторический туризм» . ppp.gov.ph. ​Центр ГЧП . Проверено 24 апреля 2024 г.
  16. ^ «Тихая служба S01 E24: Пассажир Нарвала с Минданао - YouTube» . youtube.com. Архивировано из оригинала 12 декабря 2021 года . Проверено 23 сентября 2016 г.
  17. ^ «Пассажир Нарвала с Минданао» . ИМДБ . Проверено 20 августа 2021 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 25a620a43954c13b611fd6deafa1d5c7__1713959580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/25/c7/25a620a43954c13b611fd6deafa1d5c7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
USS Narwhal (SS-167) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)