Военный корабль США «Нарвал» (SS-167)
Военный корабль США «Нарвал» (SS-167) в море, 1931 год. | |
История | |
---|---|
Соединенные Штаты | |
Имя | Военный корабль США « Нарвал» |
Строитель | Портсмутская военно-морская верфь , Киттери, штат Мэн [1] : 285–304 |
Заложен | 10 мая 1927 г. [1] : 285–304 |
Запущен | 17 декабря 1928 г. [1] : 285–304 |
Введен в эксплуатацию | 15 мая 1930 г. [1] : 285–304 |
Выведен из эксплуатации | 23 апреля 1945 г. [1] : 285–304 |
пораженный | 19 мая 1945 г. [1] : 285–304 |
Судьба | Продан на расформирование, 16 ноября 1945 г. [1] : 285–304 |
Общие характеристики | |
Класс и тип | В-5 ( «Нарвал» ). с прямым приводом типа Комбинированная дизель - электрическая подводная лодка [4] |
Смещение | 2730 длинных тонн (2770 т) надводная, стандартная, [1] : 305–11 3900 длинных тонн (4000 т) (под водой) [1] : 305–11 |
Длина | 349 футов (106 м) (ватерлиния), 371 фут (4450 дюймов) (в целом) [5] |
Луч | 33 фута 3 + 1 ⁄ дюйма (10,141 м) [1] : 305–11 |
Черновик | 16 футов 11 + 1 ⁄ дюйма (5,163 м) [1] : 305–11 |
Движение |
|
Скорость | 17,4 узлов (20,0 миль в час; 32,2 км / ч) на поверхности, пробная, [4] 14 узлов (16 миль в час; 26 км / ч) на поверхности, сервис; [4] 8 узлов (9,2 миль в час; 15 км / ч) под водой, [1] : 305–11 6,5 узлов (7,5 миль в час; 12,0 км / ч) под водой, в эксплуатации, 1939 г. [1] : 305–11 |
Диапазон | 9380 миль (10790 миль; 17370 км) при 10 узлах (12 миль в час; 19 км/ч), [1] : 305–11 25 000 миль (29 000 миль; 46 000 км) при 5,7 узлов (6,6 миль в час; 10,6 км / ч) с топливом в главных балластных цистернах [1] : 305–11 |
Выносливость | |
Глубина испытания | 300 футов (90 м) [1] : 305–11 |
Дополнить | |
Вооружение |
|
USS Narwhal (SS-167) , головной корабль своего класса и подводных лодок одна из « V-лодок », был вторым кораблем названным ВМС США, в честь нарвала . Он получил название V-5 (SC-1), когда его киль был заложен 10 мая 1927 года на Портсмутской военно-морской верфи в Киттери, штат Мэн .
Дизайн
[ редактировать ]Фау-5 в целом был похож на предыдущий подводный минный заградитель Фау-4 , хотя и немного меньше по размеру и не имел системы минных постановок. Конфигурация V-4 , V-5 и V-6 стала результатом развития стратегической концепции, которая все больше подчеркивала возможность морской войны с Японией в дальней западной части Тихого океана. Этот фактор, а также последствия Вашингтонского военно-морского договора 1922 года предполагали необходимость в подводных «крейсерах» дальнего действия или «стратегических разведчиках», а также в минных заградителях дальнего действия, для которых наиболее важна долговечность, а не высокая скорость. важный. На конструкцию, возможно, повлияли немецкие «U-крейсеры» типа U-139 и типа U-151 классов подводных лодок , хотя все V-4 , V-5 и V-6 были крупнее этих. Вокруг боевой рубки была предусмотрена приподнятая орудийная платформа, а под платформой и в надстройке предусмотрели палубное хранилище для запасных торпед. Фау-5 и ее близкие родственники Фау-4 ( «Аргонавт» ) и Фау-6 ( «Наутилус» ) изначально проектировались с более крупными и мощными двигателями, разработанными MAN. дизельные двигатели, чем двигатели Busch-Sulzer , которые приводили в движение более ранние V-образные лодки, но они потерпели неудачу. К сожалению, специально построенные двигатели не смогли развить проектную мощность, а у некоторых случился опасный взрыв картера. Машиностроительный завод был заменен в 1942 году. [3] : 210
Исходные характеристики двигателя: два BuEng двигателя , построенные MAN. и разработанные [2] : 57 с прямым приводом 10 -цилиндровые 4-тактные главные дизельные двигатели мощностью 2350 л.с. (1750 кВт) каждый, с двумя BuEng MAN [3] : 210 4-тактные 6-цилиндровые вспомогательные дизельные двигатели мощностью 450 л.с. (340 кВт) каждый, мощностью 300 кВт (400 л.с.) [3] : 211 электрические генераторы . [1] : 259 Вспомогательные двигатели предназначались для зарядки аккумуляторов или для увеличения надводной скорости с помощью дизель-электрической системы, обеспечивающей питание основных электродвигателей .
В-5 построен по частично сварной/частично клепаной конструкции. Сварка использовалась для соединения пластин вертикального киля, а также в других некритических местах, таких как надстройка, кронштейны трубопроводов и опорный каркас. Внутренний и внешний корпуса все еще были полностью склепаны. [6]
Строительство и ввод в эксплуатацию
[ редактировать ]Фау-5 был запущен 17 декабря 1929 года при финансовой поддержке г-жи Фрэнсис Адамс ( урожденная Ловеринг), жены Чарльза Ф. Адамса , министра военно-морского флота , и введен в эксплуатацию 15 мая 1930 года лейтенант-коммандера Джона Х. Брауна-младшего. под командованием .
Межвоенный период
[ редактировать ]V-5 вылетел из Аннаполиса, штат Мэриленд, 11 августа 1930 года в круиз в Вест-Индию и вернулся в Портсмут 11 сентября. Она тренировалась в водах Новой Англии до 31 января 1931 года, когда отплыла к западному побережью через Панамский канал и прибыла в Сан-Диего 4 апреля. 19 февраля Фау-5 был переименован в «Нарвал» , а 1 июля получил новый бортовой номер SS-167 . После капитального ремонта на -Айленда военно-морской верфи Мэр «Нарвал» 2 февраля 1932 года отправился на учения флота у Гавайских островов . Она вернулась в Сан-Диего 17 марта. После патрулирования вдоль Западного побережья, [7] Подводная лодка отправилась в поход 12 июля 1934 года в составе 12-й дивизии подводных лодок ( SubDiv 12) до прибытия в Сан-Диего 18 сентября. В течение следующих трех лет она действовала на севере до Сиэтла , Вашингтона и на западе до Перл-Харбора , который стал ее базой для операций до 1941 года. В 30-дневном предвоенном учебном круизе в 1941 году Нарвал потерял 20 000 галлонов воды. мазут из-за утечки из приклепанных к ней топливных баков. [8]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Нарвал был одним из четырех [9] подводные лодки, находящиеся на капитальном ремонте, застигнуты японской атакой на Перл-Харбор ранним утром 7 декабря 1941 года. Через несколько минут после первых взрывов вражеской бомбы на острове Форд артиллеристы «Нарвала » начали действовать, помогая уничтожить два самолета-торпедоносца .
1–3-й патрули и капитальный ремонт, февраль 1942 г. - апрель 1943 г.
[ редактировать ]Во время своего первого военного патруля - со 2 февраля по 28 марта 1942 года - Нарвал под командованием лейтенант-коммандера Чарльза В. «Усталого» Уилкинса покинула Перл-Харбор для разведки острова Уэйк 15–16 февраля, а затем продолжила свой путь к островам Рюкю . 28 февраля он совершил свою первую торпедную атаку за всю войну, сильно повредив Маджу Мару . Шесть дней спустя подводная лодка потопила «Таки Мару» в Восточно-Китайском море .
Свой второй военный патруль — с 28 мая по 13 июня — она провела, защищая атолл Мидуэй . Пока 16-е оперативное соединение с авианосцами «Энтерпрайз» , «Хорнет» и «Йорктаун » готовилось отразить атаку японцев, Нарвал присоединился к «Плунжеру» и «Триггеру» в разведке к востоку от Мидуэя; во время битвы за Мидуэй 3–6 июня эти подводные лодки, как и еще 15 других, ничего не добились, поскольку японцы не двинулись к востоку от Мидуэя. [2] : 236–40
Нарвала » Третий патруль « – с 7 июля по 26 августа – взял его недалеко от Хоккайдо , чтобы преследовать японские корабли у Курильских островов . курсирующих между островами она забрала два небольших грузовых судна, 24 и 28 июля . В одном упоминании говорится, что 3 Нарвал затонул 24 июля. [10] Однако вполне вероятно, что упомянутая канонерская лодка была слишком маленькой, чтобы ее можно было учитывать в официальных подсчетах, а два других затопления произошли примерно в этот же день. 1 августа Нарвал включил Мейву Мару в свой список, несмотря на авиационные бомбы и ответные удары глубинных бомб . В одном упоминании говорится, что 1 августа «Нарвал» совершил еще одно затопление ( танкер «Коан Мару» ). [10] Через семь дней она потопила Бифуку Мару . Утром 14 августа подводная лодка подняла перископ и обнаружила три вражеских эсминца, пересекающих ее корму колонной. Она ждала, пока эсминцы «бегают по всему океану», сбрасывая глубинные бомбы. Лишь слегка поврежденный, Нарвал на следующий день покинул зону патрулирования.
8 сентября «Нарвал» отплыл из Перл-Харбора на западное побережье и 15 сентября прибыл на военно-морскую верфь Мэр-Айленд для капитального ремонта. Ее устаревшие двигатели BuEng MAN были заменены на четыре GM-Winton 16-278A и другую модернизированную технику, включая более мощные электродвигатели и новые аккумуляторы. [1] : 180 Он также получил четыре внешних торпедных аппарата, два в носовой части и два наверху кормового корпуса, а также, возможно, получил увеличенное место для размещения торпедной палубы. Она отправилась в Сан-Диего 4 апреля 1943 года, прибыв через два дня, чтобы погрузить роту 7-й пехотной дивизии временного разведывательного батальона из числа коренных жителей Аляски (включая разведчиков из Территориальной гвардии Аляски ) для вторжения на остров Атту . [ нужна ссылка ] 18 апреля он взял курс на Аляску и прибыл в Датч-Харбор 27 апреля.
4–8 патрули, апрель 1943 г. - декабрь 1943 г.
[ редактировать ]Подводная лодка начала свое четвертое военное патрулирование – с 30 апреля по 25 мая – из Датч-Харбора на западные Алеутские острова . Он встретился с однотипным кораблем «Наутилус» 11 мая у северной стороны острова Атту, и два корабля высадили армейских разведчиков на резиновых лодках для предварительной высадки при возвращении острова, и это предприятие было успешно завершено 29 мая. Нарвал вернулся в Перл-Харбор с остановкой в Датч-Харборе 14 и 18 мая.
Под командованием командира Фрэнка Д. Латты он снова отправился на Курильские острова в свой пятый военный патруль с 26 июня по 7 августа. Ее задача, начавшаяся 11 июля, заключалась в том, чтобы отвлечь внимание путем бомбардировки авиабазы на Мацуве . Лапон , Пермит и Плунжер собирались попытаться выйти из ранее непроницаемого Японского моря, в которое они так дерзко вторглись. В ночь на 15 июля «Нарвал» привлекла к себе столько внимания противника, что была вынуждена нырнуть от снарядов, но свою задачу выполнила: остальные подводные лодки проскользнули через пролив Итуруп незаметно .
Нарвал совершила свой шестой военный патруль – с 31 августа по 2 октября – у Маршалловых островов . Утром 11 сентября он торпедировал и потопил «Хокушо Мару», прежде чем ее догнал японский эскорт. После серьезной глубинной атаки она отправилась в район атолла Кваджалейн . К концу сентября подводная лодка уже направлялась в Брисбен.
По прибытии Нарвал готовился участвовать в кампании по оказанию помощи партизанскому движению на Филиппинах, начавшейся в январе 1943 года, когда Гаджен шестерых филиппинцев и тонну техники высадил на острове Негрос . В конечном итоге «Нарвал» стала ведущей подводной лодкой, поддерживающей филиппинское партизанское движение, выполнив на своем счету девять секретных транспортных миссий.
Нарвал была загружена 92 короткими тоннами (83 т) боеприпасов и припасов, а также группой из десяти человек для ее седьмого патруля с 23 октября по 22 ноября, поддерживающего филиппинских партизан . он находился в море Сулу , недалеко от Минданао В ночь на 10 ноября , по пути в залив Пулуан, когда два японских корабля за кормой открыли огонь. Ночью 13 ноября он тайно вошел в залив Птилуан, чтобы высадить пассажиров и половину груза, лежа у правого борта Дона Джитана Мару . К полуночи Нарвал благополучно направилась в Насипит на Минданао, куда она пришвартовалась 15 ноября, чтобы разгрузить остатки своих запасов под мелодию «Anchors Aweigh» в исполнении благодарной филиппинской группы. [11] : 173 Затем она отправила 32 эвакуированных, в том числе восемь женщин, двоих детей и младенца, в Дарвин , Австралия, и завершила свой патруль.
Сбор столь странного состава пассажиров и секретных грузов вскоре стал для Нарвала обычным делом . Она отправилась в свой восьмой военный патруль - с 25 ноября по 18 декабря - с обычным грузом и 11 армейскими оперативниками, направляясь в Кабадбаран на Минданао, прибыв в залив Бутуан 2 декабря для высадки. С семью эвакуированными на борту «Нарвал» отплыл в залив Махакалар и прибыл к острову Негрос 3 декабря. Взяв с собой еще девять человек, она вышла из залива Алахакалар 5 декабря. Около восхода солнца того же дня подводная лодка потопила Хинтено Мару под огнем артиллерийского огня. 11 декабря он высадил пассажиров в Порт-Дарвине, а затем продолжил путь во Фримантл , Западная Австралия .
9–12 патрули, январь 1944 г. - июль 1944 г.
[ редактировать ]Во время своего девятого военного патрулирования - с 18 января по 15 февраля 1944 года - подводная лодка вернулась в Дарвин, чтобы погрузить на борт командира-наблюдателя Ф. Кента Лумиса и другие припасы. После ночного перехода через пролив Суригао « Нарвал» проскользнул на запад и север, совершил подводное патрулирование у мыса Насо, Панай , а затем направился в залив Пандан, чтобы перегрузить груз на парусные суда. С шестью новыми пассажирами он отошел от острова Негрос 7 февраля, чтобы сдать на хранение 45 тонн припасов. Затем Нарвал принял еще 28 эвакуированных для поездки в Дарвин, включая профессора Роя Белла и его семью. [12] : 155–160
Во время своего десятого военного патруля - с 16 февраля по 20 марта - Нарвал 2 марта доставила дополнительные боеприпасы в залив Бутуан. С 28 новыми людьми на борту она отправилась 3 марта в Тави-Тави . В тот вечер она повредила Карацу (захваченный военный корабль США Лусон подверглась сильной бомбардировке глубинными бомбами (PR-7)) и за ее беспокойство со стороны вражеского эскорта. В ночь на 5 марта две небольшие лодки с помощью резиновых лодок из Нарвала отплыли к берегу с грузом. три японских эсминца Позже подошли перевезла своих пассажиров, которых сейчас в общей сложности 38 человек, в Чинампу ; она ускользнула от них и 11 марта , а затем пришвартовалась во Фримантле.
Нарвал коммандера Джека К. Титуса под командованием отправилась в свой 11-й военный патруль – с 7 мая по 9 июня – в залив Алусан в Самаре , где она высадила 22 человека и припасы, включая электрические лампы, радиодетали и муку для священники, ночь на 24 мая. К 1 июня подводная лодка выгружала 16 человек и припасы на юго-западном побережье Минданао . Она закончила этот патруль в Порт-Дарвине. [2] : 775 ) [13]
Двенадцатый военный патруль, проходивший с 10 июня по 7 июля, дал Нарвалу шанс предпринять какие-то действия. 13 июня он погрузился под воду для разведки Булы, острова Керам , вражеского склада топлива . Той ночью подводная лодка закрыла берег и произвела 56 выстрелов 6-дюймовыми (152-мм) снарядами, чтобы уничтожить несколько резервуаров для хранения бензина и поджечь территорию электростанции и насосной станции, прежде чем ей пришлось отступить от направленных на нее залпов. За три минуты до заката 20 июня она встретилась с местными лодками, чтобы отправить свой груз на берег в течение тревожных девяти с половиной часов. В течение 30 минут она завершила разгрузку и приняла 14 эвакуированных, но охотник за подводными лодками ее преследовал . Нарвал ускользнула от него, чтобы на следующий день застрелиться в японском моторном паруснике, а 22 июня — в танкере «Ицукусима Мару» . Высадив эвакуированных на берег в Порт-Дарвине 29–30 июня, она продолжила путь во Фримантл.
13–15-е патрули, вывод из эксплуатации и утилизация, август 1944 г. - май 1945 г.
[ редактировать ]Ее 13-й военный патруль - с 12 августа по 10 сентября - стартовал во Фримантле и закончился в Порт-Дарвине. Ночью 30 августа «Нарвал» всплыл в заливе Дибут на восточном побережье Лусона для своей обычной процедуры высадки, на этот раз значительно ускоренной за счет использования бамбуковых плотов, построенных береговой группой под руководством майора Роберта Лэфэма и лейтенант-коммандера Чарльза. «Чик» Парсонс , человек связи в филиппинских миссиях по снабжению и эвакуации. Перед полуночью 2 сентября Нарвал отправил отряд и припасы на берег на пляж у устья реки Масанга и принял взамен четырех эвакуированных для завершения патрулирования.
В своем 14-м военном патруле - с 14 сентября по 5 октября - Нарвал 27 сентября высадила людей и припасы на острове Себу , затем вылетела в залив Сиари, где 29 сентября она приняла 31 освобожденного военнопленного (военнопленного), спасенного из море после того, как «Паддл» 7 сентября потопил два японских транспорта у мыса Синдаган. Однако, согласно рассказу выжившего военнопленного, Нарвал подобрал 82 военнопленных, выживших после с Синъё Мару инцидента , 31 из них в Сиари, Минданао. «Сорок один размещен в носовом торпедном отсеке и 41 в кормовом торпедном отсеке». [14] Нарвал оказалась в опасности во второй половине дня 30 сентября, когда она погрузилась под воду, чтобы избежать столкновения с японским противолодочным патрульным самолетом, ее кормовые самолеты оказались под углом 20 °. Вынужденная взорвать свой главный балласт, чтобы остановить крутое пикирование, Нарвал изменила направление и выскочила из воды кормой первой всего через две минуты после того, как затонула. К счастью, патрульный самолет не смог маневрировать достаточно быстро, чтобы вернуться, прежде чем снова нырнуть.
После непродолжительного ремонта в Миос-Воэнди , голландская Новая Гвинея , Нарвал провела свой 15-й и последний военный патруль с 11 октября по 2 ноября под командованием командира Уильяма Г. Холмана. чуть не атаковала В пятницу 13-го числа PBY Catalina . Как только подводная лодка была распознана, самолет подал сигнал «УДАЧИ, НАРУАЛ». Вечером 17 октября он отправился на пляж Тави-Тави, чтобы доставить 11 коротких тонн (10,0 т) груза. Двумя днями позже она выгрузила остаток своего груза и 37 человек на острове Негрос и взяла на себя последних пассажиров, всего 26 человек, для поездки в Брисбен , Квинсленд .
Нарвал покинул Брисбен 6 января 1945 года и направился к восточному побережью через Панамский канал , войдя на военно-морскую верфь Филадельфии 21 февраля, где он был выведен из эксплуатации 23 апреля. он был исключен из Регистра военно-морских судов 19 мая Нарвала и продан на металлолом. Две 6-дюймовые (152-мм) пушки постоянно хранятся на базе военно-морских подводных лодок Нью-Лондон , в Гротоне, штат Коннектикут . В подводных силах США существует устная традиция, что военный корабль США «Нарвал» (SSN-671) получил свой бортовой номер как преднамеренное изменение бортового номера более старого « Нарвала » SS-167.
Награды
[ редактировать ]- Медаль за службу обороны США с застежкой «ФЛОТ».
- Медаль за Азиатско-Тихоокеанскую кампанию с 15 боевыми звездами за во время Второй мировой войны . службу
- Медаль за победу во Второй мировой войне
Нарвала 15 боевых звезд за службу во Второй мировой войне связали ее с военным кораблем США « Трешер» (SS-200) по наибольшему количеству боевых звезд, полученных подводной лодкой, что поместило их в число самых титулованных кораблей США во Второй мировой войне .
Мемориал
[ редактировать ]В городе Насипит в Агусан-дель-Норте создан мемориал в память об усилиях военного корабля США «Нарвал» во время Второй мировой войны. [15]
В популярной культуре
[ редактировать ]В эпизоде телесериала « Безмолвная служба» 1958 года под названием «Пассажир Нарвала с Минданао» подробно описана спасательная операция с участием Нарвала под командованием Титуса. [16] [17] [2] : 775
Начало фильма «Операция «Тихий океан» , возможно, было вдохновлено седьмым военным патрулем «Нарвала» , во время которого 32 мирных жителя, в том числе 8 детей и младенец, были эвакуированы в Австралию.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и Фридман, Норман (1995). Подводные лодки США до 1945 года: иллюстрированная история конструкции . Аннаполис, Мэриленд : Военно-морской институт США . ISBN 1-55750-263-3 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Блэр, Клэй младший (1975). Тихая победа: подводная война США против Японии . Липпинкотт. ISBN 978-0-397-00753-0 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Олден, Джон Д. (1979). Подводная лодка ВМС США . Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-187-4 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Бауэр, К. Джек; Робертс, Стивен С. (1991). Реестр кораблей ВМС США, 1775–1990: Основные бойцы . Вестпорт, Коннектикут : Greenwood Press. стр. 266–267. ISBN 0-313-26202-0 .
- ^ Лентон, HT American Submarines (Нью-Йорк: Doubleday, 1973), стр.33.
- ^ Джонстон, «Больше никаких орлов и решек», стр. 56-57.
- ^ Видео: Оператор рискует жизнью, чтобы снять «Подводную лодку» во время испытаний на скорость, 1933/10/18 (1933) . Универсальная кинохроника . 1933 год . Проверено 21 февраля 2012 г.
- ^ Стерн, стр. 20.
- ^ «Корабли в Перл-Харборе, 08:00, 7 декабря 1941 года, Исторический центр ВМС США» . History.navy.mil. Архивировано из оригинала 10 июля 2011 года . Проверено 11 мая 2012 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хронология HyperWar USN 1942 г.
- ^ Вулферт, И., 1945, Американский партизан на Филиппинах, Нью-Йорк: Саймон и Шустер
- ^ Миллс, Ю.А., 2009, Застрял на Филиппинах, Аннаполис: Издательство Военно-морского института, ISBN 978-1-59114-497-7
- ^ Словарь боевых кораблей американского военно-морского флота (Первое изд.). Канцелярия начальника военно-морских операций. 1970. с. 15 . Проверено 20 августа 2021 г.
- ^ Снеддон, с. 211
- ^ «Исторический туризм» . ppp.gov.ph. Центр ГЧП . Проверено 24 апреля 2024 г.
- ^ «Тихая служба S01 E24: Пассажир Нарвала с Минданао - YouTube» . youtube.com. Архивировано из оригинала 12 декабря 2021 года . Проверено 23 сентября 2016 г.
- ^ «Пассажир Нарвала с Минданао» . ИМДБ . Проверено 20 августа 2021 г.
Ссылки
[ редактировать ]- В эту статью включен текст из общедоступного словаря американских боевых кораблей ВМС . Запись можно найти здесь .
- Лентон, Американские подводные лодки HT (Военно-морские силы Второй мировой войны) (Doubleday, 1973), ISBN 0-38504-761-4
- Сильверстоун, Пол Х. Военные корабли США времен Второй мировой войны (Ян Аллан, 1965), ISBN 0-87021-773-9
- Кэмпбелл, Джон Военно-морское оружие Второй мировой войны (Naval Institute Press, 1985), ISBN 0-87021-459-4
- Уитмен, Эдвард К. «Разнообразный V-класс ВМФ: из одного, многих?» Undersea Warfare , осень 2003 г., выпуск 20
- https://web.archive.org/web/20140322093118/http://www.fleetsubmarine.com/sublist.html
- Гардинер, Роберт и Шено, « Все боевые корабли мира 1922–1946» Роджера Конвея , Conway Maritime Press, 1980. ISBN 0-83170-303-2 .
- Фридман, Норман «Подводные лодки США до 1945 года: иллюстрированная история дизайна», Naval Institute Press, Аннаполис, 1995, ISBN 1-55750-263-3 .
- Джонстон, Дэвид «Нет больше орла или решки: внедрение сварки на подводных лодках ВМС США», The Submarine Review , июнь 2020 г., стр. 46–64
- Снеддон, Мюррей М. «Нулевая палата: кошмар выживших», iUniverse, 2000. ISBN 1-89365-285-8
- Стерн, Роберт К. Эскадрилья «Американские подводные лодки в действии» / Signal Publications, 1979. ISBN 0-89747-085-0 .
- Страница с фотографиями Navsource.org USS Narwhal (SS-167)
- Страница Pigboats.com V-5 и V-6
- ДиДжулиан, Тони Navweaps.com Пистолет калибра 6 дюймов/53