Военный корабль США Аспро (SS-309)
![]() Аспро (SS-309) на ходу
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Строитель | Портсмутская военно-морская верфь , Киттери, штат Мэн [ 1 ] |
Заложен | 27 декабря 1942 г. [ 1 ] |
Запущен | 7 апреля 1943 г. [ 1 ] |
Введен в эксплуатацию | 31 июля 1943 г. [ 1 ] |
Выведен из эксплуатации | 30 января 1946 г. [ 1 ] |
повторно введен в эксплуатацию | 23 сентября 1951 г. [ 1 ] |
Выведен из эксплуатации | 30 апреля 1954 г. [ 1 ] |
повторно введен в эксплуатацию | 4 мая 1957 г. [ 5 ] |
Выведен из эксплуатации | 7 сентября 1962 г. [ 2 ] |
пораженный | 7 сентября 1962 г. [ 3 ] |
Судьба | Затоплен в качестве цели у берегов Сан-Диего , Калифорния, 16 ноября 1962 года. [ 4 ] |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Балао класса ДЭПЛ [ 4 ] |
Смещение | 1526 длинных тонн (1550 т ) на поверхности, [ 4 ] 2391 длинная тонна (2429 т) под водой [ 4 ] |
Длина | 311 футов 6 дюймов (94,95 м) [ 4 ] |
Луч | 27 футов 3 дюйма (8,31 м) [ 4 ] |
Черновик | Максимум 16 футов 10 дюймов (5,13 м) [ 4 ] |
Движение |
|
Скорость | 20,25 узлов (37,50 км / ч) с надводным покрытием, [ 6 ] 8,75 узлов (16,21 км / ч) под водой [ 6 ] |
Диапазон | 11 000 миль (20 000 км) на поверхности при скорости 10 узлов (19 км/ч) [ 6 ] |
Выносливость | 48 часов при скорости 2 узла (3,7 км/ч) под водой, [ 6 ] 75 дней в патруле |
Глубина испытания | 400 футов (120 м) [ 6 ] |
Дополнить | 10 офицеров, 70–71 зачислено [ 6 ] |
Вооружение |
|
USS Aspro (SS/AGSS-309) , Balao класса подводная лодка , была первым кораблем ВМС США , названным в честь аспро , рыбы, обитающей в изобилии в верховьях реки Роны . По легенде, аспро выходит на поверхность только в непогоду, когда у дна укрываются другие рыбы. Эта черта породила его прозвище «Колдун».
Строительство и ввод в эксплуатацию
[ редактировать ]Аспро был заложен 27 декабря 1942 года на Портсмутской военно-морской верфи в Киттери, штат Мэн ; спущен на воду 7 апреля 1943 г.; спонсируется г-жой Уильямом Л. Фреземаном; и вступил в строй 31 июля 1943 года.
Вторая мировая война
[ редактировать ]Аспро провела тренировку по выживанию в водах Портсмута, штат Нью-Гэмпшир ; Ньюпорт, Род-Айленд ; и Нью-Лондон, Коннектикут . После завершения испытаний и пробных запусков 17 сентября он отплыл в Перл-Харбор . Она прибыла в Перл-Харбор 18 октября и сразу же начала подготовку к своему первому военному патрулю, который должен был доставить ее в воды вокруг Формозы и Сакисима-Гунто .
Первый военный патруль, ноябрь 1943 г. - январь 1944 г.
[ редактировать ]Она покинула Гавайи 24 ноября и 28 ноября сделала короткую остановку для заправки на атолле Мидуэй, прежде чем отправиться в назначенный ей район. 15 декабря она заметила японский конвой, состоящий из одного танкера , двух грузовых судов и двух эскортов. Подводная лодка выпустила торпеды по танкеру и заявила о попадании, но серьезных повреждений, судя по всему, нанести не смогла.
Следующий шанс ей представился в ночь с 17 на 18 декабря, когда она заметила конвой из 15 японских кораблей. В 22:26 «Аспро» обстреляла кормовыми орудиями большой танкер и соседнее грузовое судно. Затем подводная лодка завершила разворот и снова атаковала. Она утверждала, что стала свидетельницей затопления трех судов, одного серьезно поврежденного корабля, взятого на буксир, а еще двух судов были повреждены. Аспро избежал контратаки японского эсминца «Сиокадзэ» . [ 10 ] Оставив только одну торпеду, он вернулся на Мидуэй 1 января 1944 года, прекратив патрулирование после 39 дней в море. Послевоенный анализ не смог подтвердить ни одного из затоплений, приписывая ему повреждение танкеров флота Саравак Мару и Теней Мару . [ 10 ]
Во время патрулирования Стивенсон заметил, что его зрение постепенно ухудшается. Поэтому по прибытии на Мидуэй он прошел проверку зрения и был дисквалифицирован на морскую службу. Затем он предложил своему брату, лейтенанту комдру. Уильям А. Стивенсон, смените его. Эта рекомендация была одобрена, и изменение произошло 15 января 1944 года.
Второй боевой патруль, январь – март 1944 г.
[ редактировать ]После ремонта Аспро покинула Мидуэй 15 января и направилась в Перл-Харбор для прохождения краткой подготовки, а затем 3 февраля отправилась обратно на Мидуэй по пути к своему второму патрулю. Это задание привело ее в район к северу от Трука в рамках операции «Град» . 15 февраля в 11:21 она заметила большую японскую подводную лодку, которую позже опознали как И-43 . После долгого преследования над поверхностью «Аспро» приблизился к И-43 и в 22:23 выпустил четыре торпеды. Ее экипаж увидел и услышал взрыв, за которым вскоре последовал еще один. Затем они увидели, как нос цели поднялся, а жертва затонула за кормой. 10 ° 23' с.ш., 150 ° 23' в.д. / 10,383 ° с.ш., 150,383 ° в.д. . [ 11 ] Это было Aspro . компании первое подтвержденное затопление [ 12 ]
17 февраля она подверглась атаке глубинной бомбой , но повреждений не получила. «Аспро» 4 марта торпедировал грузовое судно, и последующий взрыв сильно потряс подводную лодку. Однако японское судно было просто повреждено, а не затоплено. Остальная часть патруля прошла без происшествий, и Аспро 28 марта удалился в Перл-Харбор после 54 дней в море.
Третий военный патруль, апрель – июнь 1944 г.
[ редактировать ]Аспро провела свой третий патруль вблизи островов Палау . После переоборудования 22 апреля он отправился в путь и направился на запад. После короткой остановки в Мидуэе для припасов четыре дня спустя она продолжила путь в воды вокруг островов Палау. 14 мая подводная лодка столкнулась с конвоем из двух грузовых судов, охраняемых тремя эскортами. В 05:54 она выпустила торпеды по одному грузовому судну, а через полтора часа увидела поврежденный корабль, лежащий мертвым в воде и тонущий у кормы. По истечении двух часов прерывистого наблюдения этот корабль позже исчез из поля зрения. На следующий день Аспро напал на одного из конвоиров того же конвоя и услышал один взрыв. Экипаж подводной лодки наблюдал с мостика, как цель затонула. Аспро оставался в патруле еще месяц, прежде чем 16 июня достиг Фримантла , Западная Австралия . Там ей официально приписали потопление одного корабля и помощь в уничтожении другого, в результате чего японские суда потеряли 8650 тонн. {15 мая 1944 г. тонущий корабль «Джокуджа Мару» водоизмещением 6440 тонн затонул в точке 10.10 с.ш. 131.25 в.д.}
Четвертый боевой патруль, июль – август 1944 г.
[ редактировать ]Подводная лодка провела две недели на ремонте, прежде чем 9 июля начала свое четвертое патрулирование. После остановки в Дарвине , Северная территория , 16 июля для дозаправки топливных баков, он направился в Южно-Китайское море . Вскоре после этого, 19 июля, «Аспро» обнаружила конвой из четырех кораблей среднего размера в компании с пятью кораблями сопровождения у западного побережья Лусона , выпустила торпеды в 05:45 и услышала серию взрывов. В результате она заявила, что потопила один корабль и повредила второй. На следующий день подводная лодка выпустила торпеды по члену конвоя из трех кораблей, но, по всей видимости, все промахнулись.
28 июля Аспро заметил стоящий на якоре корабль под японским флагом и выпустил торпеды. Подводная лодка услышала три взрыва, ее цель испустила густой дым в середине корабля, начала крениться на правый борт и садиться на носовую часть. Судно превратилось в массу пламени, и пожары продолжали бушевать, пока Аспро покинул этот район. Неделю спустя она снова столкнулась с пришвартованным кораблем — севшим на мель, кренящимся на правый борт и полностью выпотрошенным огнем. Были видны две большие пробоины в корпусе по ватерлинии. {Это был транспорт «Пекин Мару» водоизмещением 2288 тонн на 17.33 с.ш. 120.21 в.д.}
6 августа подводная лодка заметила два японских грузовых корабля и в 10:16 открыла огонь. Позже было замечено, что один из этих кораблей кренился на 15 градусов влево, но все еще шел. На следующий день Аспро атаковал конвой из 12 кораблей. Ее торпеды попали в большой грузовой корабль, который просел посередине и начал оседать. После этого Аспро без происшествий продолжила патрулирование и 18 августа вернулась во Фримантл.
Пятый боевой патруль, сентябрь – октябрь 1944 г.
[ редактировать ]10 сентября «Аспро» отправилась в свой пятый патруль, который вернул ее в Южно-Китайское море. Еще находясь в пути к району патрулирования, она обнаружила свои первые цели 30 сентября у северо-восточного побережья Лусона, где встретила конвой из семи или восьми судов, охраняемых четырьмя эскортами. Она торпедировала и серьезно повредила грузовое судно. Два дня спустя она напала на танкер и в течение 10–15 минут слышала грохот разбивающегося танкера. В перископ она увидела, как ее жертва кренилась на правый борт с высоко поднятым носом. Вскоре Аспро потерял корабль из виду и заявил, что потопил его. Примерно через час «Аспро» атаковал другое грузовое судно того же конвоя. Было замечено, что корабль затонул при вертикальном пикировании кормой вперед. {Зачетом 2 октября 1944 года был груз «Азучисан Мару» массой 6888 тонн на высоте 18,25 м 120,32 в.д.}
После этого действия Аспро встретился с Хоу и Кабрильей, чтобы сформировать волчью стаю . 7 октября Хо заметил большой конвой, состоящий примерно из дюжины кораблей. В 04:55 Аспро выпустил четыре торпеды по грузовому судну и стал свидетелем его затопления. {Это был грузопассажирский «Макассар Мару» водоизмещением 4026 тонн в точке 17,54 с.ш., 119,57 в.д.}. Вскоре после этого она прекратила патрулирование на Сайпане 14 октября, а затем направилась в Перл-Харбор, куда прибыла 25 октября.
Шестой военный патруль, ноябрь 1944 г. - февраль 1945 г.
[ редактировать ]Аспро покинул Перл-Харбор 21 ноября и направился на Сайпан. 28 ноября ее главный генератор № 1 сбросил обвязочную проволоку с ротора, что потребовало замены якоря. Такой ремонт потребовал ее возвращения в Перл-Харбор. После недели работы там «Аспро» 13 декабря отправилась в свой шестой военный патруль. Ей поручили обязанности спасателя к западу от Тайваня для поддержки ударов авианосцев в течение недели с 3 января 1945 года. Находясь на своей станции, она атаковала десантный корабль «Синцу Мару». Две торпеды поразили и потопили эту цель.
Ее единственная торпедная атака во время патрулирования произошла 6 января, когда она обстреляла два небольших грузовых корабля, но промахнулась. Ее самым важным достижением в патруле, который завершился в Перл-Харборе 11 февраля 1945 года, было спасение четырех сбитых американских авиаторов. Он находился под командованием Джеймса Х. Эшли-младшего (класс 1934 г., USNA), получившего за эту миссию Военно-морской крест.
Седьмой боевой патруль, июнь – август 1945 г.
[ редактировать ]После этого патруля Аспро покинул Гавайи и направился к побережью Калифорнии . Он вошёл на военно-морскую верфь Хантерс-Пойнт 20 февраля и провел следующие три месяца в капитальном ремонте. Эта работа закончилась 31 мая, и она отплыла в Перл-Харбор, чтобы возобновить свои боевые обязанности.
Ее седьмое и последнее патрулирование началось 25 июня и охватило воды к югу от родных японских островов. 8 июля ей поручили обязанности спасателя для поддержки самолетов, вылетевших с Иводзимы для нанесения ударов по военным объектам в Японии. Начиная с 20 июля, он сменил позицию, чтобы прикрыть авианосные удары по юго-востоку Хонсю . Пять дней спустя подводная лодка атаковала и заявила, что потопила японский буксир своим последним торпедным ударом в войне.
3 августа она осуществила смелое спасение сбитого авиатора. Аспро вошел в Сагами Ван и приблизился к материковой части Японии на расстояние пяти-шести миль, чтобы забрать пилота. Несмотря на неоднократные атаки японской авиации, ей удалось спасти американца. Генри «Хэнк» Фриман ВМС США (1922–2014) прыгнул в воду после того, как сбил один из японских бомбардировщиков, атаковавших «Аспро», понимая, что подводная лодка находилась в процессе погружения во время атак японских бомбардировщиков. Через 2 часа она всплыла и подобрала раненых пилота и матроса. За «выдающуюся храбрость» Фримен был награжден Серебряной звездой и Пурпурным сердцем за полученные ранения.
Ее патрулирование закончилось 13 августа, когда она пришвартовалась в Мидуэе, чтобы начать ремонт. Именно здесь Аспро получил известие о капитуляции Японии, положившей конец войне. 1 сентября Аспро покинул Мидуэй и направился к побережью Калифорнии. Он прибыл в Сан-Франциско 11 сентября для проведения консервационных работ, а затем был выведен из строя 30 января 1946 года и вошел в состав Тихоокеанского резервного флота в районе стоянки на острове Мэр.
Послевоенная служба
[ редактировать ]Аспро был повторно введен в эксплуатацию 6 июля 1951 года и в течение следующих двух лет работал из Сан-Диего , своего нового порта приписки, и выполнял рутинные работы вдоль западного побережья. 9 ноября 1953 года он был переведен в резерв и пришвартован к группе Мэр-Айленд Тихоокеанского резервного флота. Аспро был выведен из эксплуатации 30 апреля 1954 года.
Подводная лодка была снова введена в строй 4 мая 1957 года. [ 13 ] Она завершила обкатку и была принята в действующий флот 8 июня. Она возобновила свою службу в различных подразделениях, дислоцированных на западном побережье. Эта рутина была нарушена сначала фильмом 1959 года « Битва в Коралловом море в главной роли » с Клиффом Робертсоном , который частично снимался на борту «Аспро» , а затем отправкой в западную часть Тихого океана в середине 1959 года.
По возвращении в Сан-Диего 22 января 1960 года «Аспро» прошел капитальный ремонт. 1 июля 1960 года Аспро был переименован в AGSS-309 . Затем она возобновила свои услуги на западном побережье. 7 сентября 1962 года «Аспро» был выведен из эксплуатации. [ 14 ] и ее имя было исключено из списка ВМФ 9 октября 1962 года. Позже она была потоплена как цель Помодоном у берегов Сан-Диего , Калифорния, 16 ноября 1962 года.
Награды
[ редактировать ]Аспро получила семь боевых звезд за службу во время Второй мировой войны .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Фридман, Норман (1995). Подводные лодки США до 1945 года: иллюстрированная история конструкции . Аннаполис, Мэриленд : Военно-морской институт США . стр. 285–304. ISBN 1-55750-263-3 .
- ^ «Каталог NextGen Национального архива» .
- ^ «Каталог NextGen Национального архива» .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Бауэр, К. Джек ; Робертс, Стивен С. (1991). Реестр кораблей ВМС США, 1775–1990: Основные бойцы . Вестпорт, Коннектикут : Greenwood Press. стр. 275–280. ISBN 0-313-26202-0 .
- ^ «Каталог NextGen Национального архива» .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Подводные лодки США в 1945 году, стр. 305-311.
- ^ Jump up to: а б с д и Бауэр, К. Джек ; Робертс, Стивен С. (1991). Реестр кораблей ВМС США, 1775–1990: Основные бойцы . Вестпорт, Коннектикут : Greenwood Press. стр. 271–280. ISBN 978-0-313-26202-9 .
- ^ Подводные лодки США до 1945 года, стр. 261–263.
- ^ Jump up to: а б с Подводные лодки США в 1945 году, стр. 305–311.
- ^ Jump up to: а б Крессман, Роберт (2000). «Глава V: 1943 год» . Официальная хронология ВМС США во Второй мировой войне . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-149-3 . OCLC 41977179 . Проверено 18 декабря 2007 г.
- ^ Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер (2009). «Подводная лодка IJN I-43 : Табличная запись движения» . Сенсуикан! . Сайт Combinedfleet.com . Проверено 22 июля 2009 г.
- ^ Блэр, Клей-младший. Тихая победа (Bantam, 1976), стр.647.
- ^ «Каталог NextGen Национального архива» .
- ^ «Каталог NextGen Национального архива» .
В эту статью включен текст из общедоступного словаря американских боевых кораблей ВМС . Записи можно найти здесь и здесь .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фотогалерея Аспро на сайте NavSource Naval History
- Рекорд убийств: USS Aspro. Архивировано 6 января 2009 г. в Wayback Machine.