Нападения на судоходство в Лох-Фойле (1981–82)
Нападения на судоходство в Лох-Фойле | |
---|---|
Часть проблем | |
![]() Каботажное судно Нелли М после взрыва | |
Расположение | Лох-Фойл |
Дата | 6 февраля 1981 г. 23 февраля 1982 г. |
Цель | 2 грузовых корабля 2000 брт. |
Тип атаки | Угон корабля, бомбардировка |
Оружие | 2 лоцманских катера 4 заряда взрывчатки |
Летальные исходы | никто |
Раненый | никто |
Преступник | Временная Ирландская республиканская армия |
Нападавшие | 24 |
Мотив | Чтобы воспрепятствовать британскому судоходству вокруг порта Дерри. |
Временная Ирландская республиканская армия (ИРА) осуществила две бомбовые атаки на британские угольные суда в феврале 1981 и феврале 1982 года в Лох-Фойле , большом заливе между графством Лондондерри в Северной Ирландии и графством Донегол в Ирландской Республике . ИРА использовала угнанные лоцманские лодки для посадки на корабли. Оба судна были затоплены, но их экипажи благополучно добрались до береговой линии на спасательных шлюпках .
Ранние атаки на судоходство
[ редактировать ]До 1981 года ИРА совершила ряд нападений на малые суда со стороны ИРА. В апреле 1971 года Королевского военно-морского флота был взорван исследовательский катер в порту Балтимора в Ирландской Республике . Моторную лодку «Сторк » отбуксировали в море и уничтожили взрывным устройством еще до рассвета, пока экипаж находился на берегу. [ 1 ] Другая британская лодка, Puffin , получила незначительные повреждения в том же бою. [ 2 ] Оба моторных катера были прикреплены к HMS Hecate . [ 3 ]
В период с февраля по октябрь 1972 года Временная ИРА осуществила два взрыва песчаных барж в Лох-Ней . Два члена ИРА погибли в результате преждевременного взрыва одного из устройств, а две баржи были затоплены во время второго инцидента с потерями в 80 000 фунтов стерлингов. [ 4 ] [ 5 ] Вероятно, этими баржами были « Лох-Ней» и «Баллигиннифф» . [ 6 ]
16 марта 1977 года снайпер ИРА, спрятавшийся на территории церкви в Омите , графство Лаут , республика, произвел два выстрела по патрульному кораблю Королевского флота HMS Vigilant в Карлингфорд-Лох. Находившиеся на борту королевские морские пехотинцы открыли ответный огонь. Ни одна из сторон не забила ни одного удара. [ 7 ]
Убийство лорда Маунтбеттена и еще троих человек в Маллахморе , графство Слайго , произошло, когда они находились на борту рыболовного судна Маунтбеттена « Шэдоу V » 27 августа 1979 года. [ 8 ]
Фон
[ редактировать ]Заявленной целью ИРА было нарушение морского сообщения в порт Лондондерри и обратно , расположенный на восточном берегу озера. Они также намеревались заставить британские и ирландские власти разместить охрану на борту торговых судов. [ 9 ] ИРА заявила, что рассматривает корабли как «коммерческие цели». [ 10 ]
С британской стороны Bird патрульные катера класса HMS Cygnet и HMS Kingfisher уже были назначены Королевским флотом для защиты водных путей провинции. Их задачей было предотвратить контрабанду оружия из Республики. [ 11 ] Эти военные корабли часто подвергались обстрелу со стороны ИРА, особенно из Карлингфорд-Лох . [ 11 ]
Затопление Нелли М.
[ редактировать ]
Нелли М — каботажное судно водоизмещением 782 брт , спущенное на воду в 1972 году в Йоркшире . оно принадлежало компании S. William Coe & Co. Ltd. из Ливерпуля. На момент нападения, которое произошло 6 февраля 1981 года, Судно стояло на якоре всего в 300 ярдах (270 м) от берега Республики, ожидая продолжения процесса. вверх по реке. Угольный корабль отправился из Ливерпуля с грузом на сумму 1 миллион фунтов стерлингов. [ 12 ]
Тем временем группа из 12 бойцов ИРА угнала лоцманский катер у причала в Мовилле , на северо-западном берегу бухты. Пятеро из группы остались наблюдать на берегу, а еще семь членов ASU , имея при себе два фугасных заряда, заставили шкипера доставить их на британское угольное судно. Оказавшись на борту, ячейка сообщила своему капитану: [ 13 ] Ян Ивс, [ 14 ] об их намерениях и приказал ему собрать команду и посадить своих людей в спасательную шлюпку. Эвакуацией руководили четыре члена ИРА. В то же время трое других заложили заряды в машинном отделении. Затем угнанный моторный катер отбуксировал спасательную шлюпку, оставив ее дрейфовать недалеко от восточного берега, и направился обратно в Мовилл. Когда спасательная шлюпка достигла пляжа, Нелли М. потряс первый взрыв . Огромное пламя, видимое на расстоянии нескольких миль, охватило ее мост . Второй взрыв, произошедший несколько часов спустя, взорвал переборки, и корабль начал тонуть. На следующее утро ее корма была затоплена. Корпус поднят в 1982 году. [ 13 ]
Затопление Святого Бедана
[ редактировать ]В следующем году ИРА смогла повторить ту же операцию против другого британского угольного корабля « Сент-Бедан» , следовавшего из Глазго в Дерри. мощностью 1250 BRT Судно Bedan , построенное в Клайде и также спущенное на воду в 1972 году, принадлежало компании J&A Gardner & Co. Ltd. из Глазго. [ 15 ] 23 февраля 1982 года корабль стоял на якоре в пяти морских милях к северо-востоку от Дерри, ожидая прилива вверх по течению. [ 16 ] [ 17 ]
И снова вооруженный абордажный отряд ИРА состоял из 12 добровольцев. Атака была снова начата с лоцманского катера, базирующегося в Мовилле. [ 16 ] а морское подразделение ИРА воспользовалось темнотой и туманом. [ 17 ] Оказавшись на палубе, бойцы ИРА приказали второму на борту Дэвиду Хинсону и капитану Родерику Блэку собрать команду на мостик. По словам Хинсона, добровольцы ИРА сделали «несколько наших фотографий для американской пропаганды». [ 18 ] Спасательная шлюпка каботажного судна с членами экипажа была отбуксирована к береговой линии так же, как и в случае с «Нелли М» . [ 16 ] После взрывов грузовое судно затонуло по правому борту на глубине около 15 метров (49 футов). [ 19 ] К ноябрю 1982 года ее подняли и сдали на слом. [ 15 ]
Последствия и более поздние инциденты
[ редактировать ]
Одним из неожиданных последствий взрывов стали дебаты в парламенте по поводу спора с Соединенным Королевством о юридической юрисдикции над водными путями Северной Ирландии. Спасение «Нелли М» провела республиканская компания, а ее обломки были проданы судовладельцу этого штата, который отремонтировал корабль под именем « Элли» . Впоследствии угольное судно купили несколько компаний. Ее удлинили на 7 метров (23 фута) и переименовали в Trimix . В 2000-е годы ею управляла колумбийская компания, переименованная в Dove . [ 12 ] Вместо этого «Сент-Бедан» был объявлен конструктивным полным поражением и отправлен на слом в «Ливерпуле». [ 15 ]
Королевский флот и Королевские военно-воздушные силы усилили патрулирование в водах Северной Ирландии. После атак [ 20 ]
Более крупная военно-морская цель была поражена ИРА несколько лет спустя, в 1990 году, когда неизвестному числу ее членов удалось подняться на борт RFA Fort Victoria, стоящего на якоре недалеко от Белфаста , вскоре после спуска на воду. Они заложили две большие бомбы в ее машинное отделение. Одно из устройств взорвалось, причинив ей серьезные повреждения; второй был успешно обезврежен. [ 21 ]

Одна из снайперских групп ИРА, действовавшая в Южной Арме в последние годы конфликта, произвела два выстрела из винтовки Баррета калибра .50 по патрульному кораблю класса Bird HMS Cygnet в Карлингфорд-Лох в декабре 1993 года. Попаданий не было. [ 22 ] [ 23 ]
Лох-Фойл снова стал сценарием водного нападения Временной ИРА 23 мая 1994 года, когда действующее подразделение украло моторную лодку у поисково-спасательной службы Фойла, чтобы заложить взрывное устройство на пристани базы британской армии Форт-Джордж в Дерри. Двое солдат были ранены, а один из них навсегда ослеп в результате взрыва. [ 24 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ The Sydney Morning Herald - 22 апреля 1971 г.
- ^ «Королевский флот (запуск гидрографических исследований) (Хансард, 28 апреля 1971 г.)» . api.parliament.uk . Проверено 6 марта 2020 г.
- ^ «Республика Ирландия (Обследование порта RN) (Хансард, 26 апреля 1971 г.)» . api.parliament.uk . Проверено 6 марта 2020 г.
- ^ Проект памяти Ардойна: Ардойн: нерассказанная правда. За чертой черты, 2002, стр. 104. ISBN 1-900960-17-6
- ^ Дойч, Ричард и Магован, Вивиан: Северная Ирландия, 1968-73: 1968-74, Хронология событий. Blackstaff Press, 1973, стр. 231.
- ^ Ассоциация лодок наследия: Лох-Ней - Песчаные баржи - Разное
- ^ Уортон, Кен (19 июля 2013 г.). Потраченные годы, потраченные впустую жизни, том 1: Британская армия в Северной Ирландии, 1975-77 гг . Гелион и компания. п. 323. ИСБН 978-1-909384-55-2 .
- ^ Бомбы ИРА убили Маунтбеттена и 17 солдат The Guardian , 28 августа 1979 г.
- ^ Случайные болтовни республиканца
- ↑ ИРА предупреждает британские корабли Associated Press, 9 февраля 1981 г.
- ^ Jump up to: а б Рипли и Чаппел, с. 30
- ^ Jump up to: а б Нелли М. История и профиль
- ^ Jump up to: а б Сайорс, 32 , 02.06.2006 Из журнала Derry Journal , 3 февраля 2011 г.
- ^ «Топливый корабль ИРА» . ulib.iupuidigital.org . Ирландский народ. 14 февраля 1981 года . Проверено 28 марта 2021 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б с Святого Бедана История и профиль
- ^ Jump up to: а б с The Montreal Gazette, 24 февраля 1982 г. Из агентства Associated Press.
- ^ Jump up to: а б «ИРА потопила британский угольный грузовой корабль» . УПИ . Проверено 4 сентября 2022 г.
- ^ «Война на море — ИРА потопила британский корабль» . ulib.iupuidigital.org . Ирландский народ. 6 марта 1982 года . Проверено 28 марта 2021 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ↑ Партизаны ИРА уничтожают британский грузовой корабль, New York Times , 24 февраля 1982 г.
- ^ Военно-морской флот усилит патрулирование после того, как ИРА затонула каботажное судно , Дэвид Стил. «Глазго Геральд» , 24 февраля 1982 г.
- ↑ Интервью судостроителю сэру Джону Паркеру, опубликованное Sunday Times , 13 марта 2006 г.
- ^ Харнден, стр. 400.
- ^ Джонс, Крейг (2020). Борьба с гордостью: ЛГБТК в вооруженных силах . Перо и меч. ISBN 9781526765260 .
- ^ «Человек из Дерри приговорен к 10 годам тюремного заключения за террористические преступления ИРА - BelfastTelegraph.co.uk» . BelfastTelegraph.co.uk . Проверено 15 августа 2017 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Рипли, Тим и Чаппел, Майк: Силы безопасности в Северной Ирландии (1969–92) . Оспрей, 1993 год. ISBN 0-340-71737-8
- Харнден, Тоби: Страна бандитов: ИРА и Южная Арма . Книги Коронет, 1999. ISBN 1-85532-278-1
- Нелли М. История и профиль
- История и профиль Святого Бедана
- Дебаты Oireachtas , 31 марта 1981 г.
- 1981 год в Северной Ирландии.
- 1982 год в Северной Ирландии.
- Бои и конфликты без смертельных исходов
- Взрывы с использованием самодельных взрывных устройств в Северной Ирландии
- Морские инциденты 1981 года
- Морские инциденты в 1982 году
- Морские инциденты в Ирландии
- Действия Временной Ирландской республиканской армии
- Бомбардировки кораблей
- Проблемы в Дерри (город)
- Взрывы с использованием самодельных взрывных устройств в 1981 году.
- Взрывы с использованием самодельных взрывных устройств в 1982 году.
- События февраля 1981 года в Европе
- События февраля 1982 года в Европе
- Речная война