Jump to content

СЛ-1

Координаты : 43 ° 31'06 "с.ш. 112 ° 49'25" з.д.  /  43,5182 ° с.ш. 112,8237 ° з.д.  / 43,5182; -112,8237
Ядерный кризис SL-1
29 ноября 1961 г.: Корпус реактора вынимают из здания реактора, которое по сути напоминало здание защитной оболочки, используемое на современных ядерных установках. 60-тонный кран Manitowoc Model 3900 имел стальной щит толщиной 5,25 дюйма (13,3 см) и окно из свинцового стекла толщиной 9 дюймов (23 см) для защиты оператора.
Дата 3 января 1961 г.
Расположение Национальная реакторная испытательная станция ,
к западу от Айдахо-Фолс, Айдахо , США
Координаты 43 ° 31'06 "с.ш. 112 ° 49'25" з.д.  /  43,5182 ° с.ш. 112,8237 ° з.д.  / 43,5182; -112,8237
Исход Уровень INES 4 (авария с локальными последствиями)
Летальные исходы 3
SL-1 находится в США.
СЛ-1
СЛ-1
Расположение в США

Стационарный реактор малой мощности номер один , также известный как SL-1 , первоначально Аргоннский реактор малой мощности ( ALPR ), был армии США экспериментальным ядерным реактором на западе США на Национальной испытательной станции реакторов (NRTS) в Айдахо . в сорока милях (65 км) к западу от Айдахо-Фолс , ныне Национальная лаборатория Айдахо . 3 января 1961 года в 21:01 по московскому времени оператор полностью вытащил центральный стержень управления реактором, в результате чего реактор перешел из состояния полной остановки в критическое состояние . Сильное тепло от ядерной реакции привело к расширению воды внутри активной зоны реактора, что вызвало сильнейший гидроудар и привело к выходу воды, пара, компонентов реактора, обломков и топлива из верхней части реактора, где работали три оператора. Когда вода попала в верхнюю часть корпуса реактора, она отбросила весь корпус реактора к потолку реакторного зала, где ударилась о мостовой кран. Руководитель, находившийся на крышке реактора, был проткнут выброшенной заглушкой щита стержня управления и прижат к потолку. Выброс материалов поразил двух других операторов, смертельно ранив их. Затем корпус реактора упал в исходное положение. [1]

Первоначальные сообщения прессы указывали, что вероятной причиной аварии, в результате которой погибли все трое молодых военных операторов, был химический взрыв. [2] [3] [4] [5] К 9 января 1961 года в прессе появились сообщения о том, что перед выносом тела в 2:37 ночи 9 января в верхней части здания реактора «поселился оператор». [6] [7] Это остается единственной аварией на реакторе в США, которая привела к немедленной гибели людей. [8]

В рамках армейской ядерно-энергетической программы SL-1 был прототипом реакторов, предназначенных для обеспечения электроэнергией и теплом небольших, удаленных военных объектов, таких как радиолокационные станции вблизи Полярного круга и объекты на линии росы . [9] Проектная мощность составила 3 ​​МВт ( тепловая ), [10] но за несколько месяцев до аварии было проведено несколько испытаний мощностью 4,7 МВт. Полезная выходная мощность составляла 200 кВт электрическая и 400 кВт для отопления помещений. [10]

Во время аварии уровень мощности активной зоны достиг почти 20 ГВт всего за четыре миллисекунды, что привело к взрыву. [11] [12] [13] [14] Непосредственной причиной стало чрезмерное вытягивание центрального стержня управления , поглощавшего нейтроны реактора в активной зоне . В результате аварии произошло выброс около 80 кюри (3,0 ТБк ) йода-131 . [15] который не считался значимым из-за его расположения в отдаленной высокогорной пустыне Восточного Айдахо . около 1100 кюри (41 ТБк) продуктов деления . В атмосферу было выброшено [16]

Проектирование и эксплуатация

[ редактировать ]

С 1954 по 1955 год армия США оценивала свою потребность в атомных реакторных установках, которые могли бы работать в отдаленных регионах Арктики . Реакторы должны были заменить дизель-генераторы и котлы, которые обеспечивали электричеством и отоплением армейские радиолокационные станции. Отделение армейских реакторов написало руководство по проекту и наняло Аргоннскую национальную лабораторию (ANL) для проектирования, строительства и испытаний прототипа реакторной установки, которая будет называться Аргоннским реактором малой мощности (ALPR). [17] Среди наиболее важных критериев можно назвать:

  • Все компоненты можно транспортировать по воздуху. [10]
  • Все компоненты ограничены упаковками размером 7,5 на 9 на 20 футов (2,3 м × 2,7 м × 6,1 м) и весом 20 000 фунтов (9 100 кг). [10]
  • Использование стандартных компонентов
  • Минимальное строительство на месте [10]
  • Простота и надежность [10]
  • Адаптируется к арктическому вечной мерзлоты. региону [10]
  • Срок службы топлива 3 года на активной зоны одну загрузку [17] [10]

Прототип был построен на Национальной испытательной станции реакторов к западу от Айдахо-Фолс с июля 1957 по июль 1958 года. Критический уровень произошел 11 августа 1958 года. [17] вступил в строй 24 октября и был официально открыт 2 декабря 1958 года. [17] (BWR) мощностью 3 МВт (тепловом) В реакторе с кипящей водой использовалось высокообогащенное урановое топливо с содержанием 93,20%. [18] Он работал с естественной циркуляцией , используя легкую воду в качестве теплоносителя (по сравнению с тяжелой водой ) и замедлителя. [19] ANL использовала свой опыт экспериментов BORAX для проектирования реактора. Система оборотной воды работала при давлении 300 фунтов на квадратный дюйм (2100 кПа) и текла через топливные пластины из уран-алюминиевого сплава. Завод был передан армии для обучения и опыта эксплуатации в декабре 1958 года после обширных испытаний, а с 5 февраля 1959 года компания Combustion Engineering Incorporated (CEI) выступала в качестве ведущего подрядчика. [20]

CEI отвечал за фактическую эксплуатацию реактора SL-1, за регулярное обучение военного персонала и за программы экспериментальных исследований.

Подрядчик предоставил на объект менеджера проекта, руководителя эксплуатации, руководителя испытаний и технический персонал численностью примерно шесть человек. В последние месяцы руководитель проекта примерно половину времени проводил на объекте, а половину — в офисе подрядчика в Коннектикуте. В его отсутствие руководителем проекта был назначен либо руководитель эксплуатации, либо руководитель испытаний.

... Предполагалось, как указано в показаниях Комиссии, что CEI будет осуществлять надзор за любыми сменами, когда выполняются нестандартные работы.

... Офис AEC в Айдахо и Управление армейских реакторов явно полагали, что добавление ночных наблюдателей, когда речь идет только о рутинной работе, подорвет часть цели эксплуатации реактора в соответствии с существующей договоренностью, т.е. опыт работы только с военными.

- Отчет об инциденте SL-1, 3 января 1961 г., стр. 6–7. [21]

В число стажеров Армейской программы обучения реакторов входили военнослужащие, называемые кадрами , которые были основными операторами станции. Многие морские граждане также прошли обучение вместе с небольшим количеством военнослужащих ВВС и ВМФ . [20] В то время как эксплуатация станции обычно осуществлялась бригадами из двух человек, разработка реактора контролировалась непосредственно сотрудниками CEI. CEI решила провести опытно-конструкторские работы над реактором не позднее второй половины 1960 года, когда реактор должен был работать на тепловой мощности 4,7 МВт для «испытаний конденсатора PL-1». [22] По подсчетам CEI, по мере того, как активная зона реактора старела, а полосы бор- нейтронного яда корродировали и отслаивались, около 18% бора в активной зоне было потеряно. 11 ноября 1960 года компания CEI установила листы кадмия (тоже яд) «в несколько тройниковых пазов, чтобы увеличить запас прочности реактора». [23]

АЛПР до аварии. В большом цилиндрическом здании внизу находится ядерный реактор, засыпанный гравием, основная операционная зона или операционный этаж посередине и помещение с вентиляторами конденсатора вверху. Его окружают различные вспомогательные и административные здания.

Большая часть оборудования завода располагалась в цилиндрическом стальном реакторном здании, известном как АРА-602. Его диаметр составлял 38,5 футов (11,7 м), а общая высота - 48 футов (15 м). [10] и был изготовлен из листовой стали, большая часть которой имела толщину 1 дюйма (6,4 мм). Доступ в здание обеспечивался через обычную дверь через закрытую внешнюю лестницу из ARA-603, Здания вспомогательных сооружений. Дверь аварийного выхода вела на внешнюю лестницу, ведущую на уровень земли. [10] герметичного типа Здание реактора не представляло собой защитную оболочку , которая использовалась бы для реакторов, расположенных в населенных пунктах. Тем не менее, здание смогло удержать большую часть радиоактивных частиц, выпущенных в результате возможного взрыва.

Конструкция активной зоны реактора была рассчитана на размещение 59 тепловыделяющих сборок, одной сборки пускового источника нейтронов и девяти управляющих стержней . Реальная активная зона имела 40 твэлов и управлялась пятью крестообразными стержнями. [10] Пять активных стержней имели в поперечном сечении форму знака плюс (+): один в центре (Стержень № 9) и четыре на периферии активного ядра (Стержни 1, 3, 5 и 7). [10] Стержни управления были изготовлены из кадмия толщиной 60 мил (1,5 мм) и плакированы алюминием толщиной 80 мил (2,0 мм). Они имели общий размах 14 дюймов (36 см) и эффективную длину 32 дюйма (81 см). [10] 40 топливных сборок состояли из девяти топливных пластин каждая. [10] Пластины имели толщину 120 мил (3,0 мм) и состояли из 50 мил (1,3 мм) «мяса» из уран-алюминиевого сплава, покрытого 35 мил (0,89 мм) алюминиевой оболочкой X-8001 . [10] Мясо было 25,8 дюйма (66 см) в длину и 3,5 дюйма (8,9 см) в ширину. Водяной зазор между топливными пластинами составлял 310 мил (7,9 мм). [10] Водяные каналы внутри кожухов регулирующих стержней составляли 0,5 дюйма (13 мм). Первоначальная загрузка активной зоны из 40 сборок была высокообогащена 93,2% урана-235 и содержала 31 фунт (14 кг) U-235. [10]

Сознательный выбор использования меньшего количества ТВС сделал регион вблизи центра более активным, чем это было бы при наличии 59 ТВС. Четыре внешних стержня управления даже не использовались в меньшей активной зоне после того, как испытания показали, что в них нет необходимости. [10] [21] В работающей активной зоне СЛ-1 стержни 2, 4, 6 и 8 представляли собой макеты, имели вновь установленные кадмиевые прокладки или были заполнены тестовыми датчиками и имели форму заглавной буквы Т. [22] Попытка минимизировать размер активной зоны обеспечила аномально большую реактивность Стержня 9, центрального стержня управления.

Авария и реакция

[ редактировать ]

Во вторник, 3 января 1961 года, SL-1 готовился к перезапуску после 11-дневного простоя в праздничные дни. Процедуры технического обслуживания требовали, чтобы стержни вручную выдвигались на несколько дюймов, чтобы снова соединить каждый из них с приводным механизмом. В 21:01 по московскому времени Стержень 9 внезапно был отведен слишком далеко, в результате чего SL-1 мгновенно перешел в критическое состояние . За четыре миллисекунды тепло, возникшее в результате огромного скачка мощности, привело к плавлению топлива внутри активной зоны и взрывному испарению. Расширяющиеся топливные пластины создали волну чрезвычайного давления, которая выбросила воду вверх, ударив о верхнюю часть корпуса реактора с максимальным давлением 10 000 фунтов на квадратный дюйм (69 000 кПа). Поток воды двигался со скоростью 160 футов в секунду (49 м/с) при среднем давлении около 500 фунтов на квадратный дюйм (3400 кПа). [18] Этот сильный гидроудар поднял весь корпус реактора вверх со скоростью 27 футов в секунду (8,2 м/с), а защитные пробки вылетели со скоростью 85 футов в секунду (26 м/с). [18] Через шесть отверстий в верхней части корпуса реактора вода и пар под высоким давлением забрызгали всю комнату радиоактивными обломками поврежденной активной зоны. Более позднее расследование пришло к выводу, что судно массой 26 000 фунтов (12 000 кг) (или тринадцать коротких тонн) подпрыгнуло на 9 футов 1 дюйм (2,77 м), его части ударились о потолок реакторного здания, прежде чем вернуться на исходное место. [12] [24] [18] и нанесение изоляции и гравия на операционный пол. [18] Если бы корпус уплотнения №5 судна не задел мостовой кран, он бы поднялся примерно на десять футов (3 м). [18] Экскурсия, паровой взрыв и движение судна заняли две-четыре секунды. [18]

Струя воды и пара повалила двух операторов на пол, один погиб, а другой серьезно ранен. Защитная пробка № 7, установленная в верхней части корпуса реактора, пронзила третьего человека через пах и вышла из плеча, прижав его к потолку. [12] Жертвами стали армейские специалисты Ричард Лерой МакКинли (27 лет) и Джон А. Бирнс (22 года), а также (CE1) ВМС США электрик первого класса Ричард К. Легг (26 лет). [25] [26] Позже автор Тодд Такер установил, что Бирнс (оператор реактора) поднял стержень и вызвал отклонение; Легг (начальник смены) стоял на крыше реактора, был пронзен и прижат к потолку; и МакКинли (стажер) стоял рядом. нашли живым, без сознания и в глубоком шоке только МакКинли. Спасатели [12] Это соответствовало анализу Комиссии по расследованию SL-1. [27] и с результатами вскрытия , которые показали, что Бирнс и Легг умерли мгновенно, в то время как у Мак-Кинли были обнаружены признаки диффузного кровотечения на черепе, что указывает на то, что он выжил примерно за два часа, прежде чем скончался от ран. [28] Все трое мужчин умерли от физических травм. [12] [28]

Принципы и события реактора

[ редактировать ]

В первых сообщениях прессы говорилось, что взрыв мог быть вызван химической реакцией, но вскоре это было исключено. Активация быстрыми нейтронами произошла с различными материалами в комнате, что указывало на скачок ядерной мощности в отличие от правильно работающего реактора.

В реакторе на тепловых нейтронах, таком как SL-1, нейтроны замедляются (замедляются), чтобы контролировать процесс ядерного деления и повысить вероятность деления с топливом из урана-235 . Без достаточного количества замедлителя такие ядра, как SL-1, не смогут поддерживать цепную ядерную реакцию. При удалении замедлителя из активной зоны цепная реакция уменьшается. Вода, используемая в качестве замедлителя, поддерживается под высоким давлением, чтобы оставаться жидкой. Образование пара в каналах вокруг ядерного топлива подавляет цепную реакцию.

Еще одним контролем является влияние запаздывающих нейтронов на цепную реакцию в активной зоне. Большинство нейтронов ( мгновенные нейтроны) производятся почти мгновенно при делении U-235. Но некоторые из них — примерно 0,7 процента в реакторе, работающем на топливе из урана-235, работающем в стационарном режиме — производятся в результате относительно медленного радиоактивного распада некоторых продуктов деления. (Эти продукты деления задерживаются внутри топливных пластин в непосредственной близости от топлива из урана-235.) Задержка производства части нейтронов позволяет контролировать изменения мощности реактора в масштабе времени, подходящем для людей и техники. [29]

В случае выброшенного блока управления или поглотителя реактор может стать критическим за счет мгновенных нейтронов только (т.е. мгновенный критический ). Когда реактор находится в критическом состоянии, время удвоения мощности составляет порядка 10 микросекунд. Время, необходимое для того, чтобы температура соответствовала уровню мощности, зависит от конструкции активной зоны реактора. Обычно температура теплоносителя отстает от мощности на 3-5 секунд в обычном LWR . В конструкции SL-1 до начала образования пара прошло около 6 миллисекунд. [18]

SL-1 был построен с главным центральным стержнем управления, который мог бы производить очень большую избыточную реактивность, если бы его полностью удалили. [30] Дополнительная стоимость стержня отчасти была связана с решением загрузить ядерным топливом только 40 из 59 тепловыделяющих сборок, что сделало активную зону прототипа реактора более активной в центре. При нормальной работе стержни управления выдвигаются лишь настолько, чтобы обеспечить достаточную реактивность для устойчивой ядерной реакции и выработки электроэнергии. Однако в этой аварии дополнительной реактивности было достаточно, чтобы перевести реактор в критическое состояние примерно за 4 миллисекунды. [31] Это было слишком быстро, чтобы тепло топлива проникло в алюминиевую оболочку и вскипятило достаточно воды, чтобы полностью остановить рост мощности во всех частях активной зоны за счет отрицательной температуры замедлителя и обратной связи по пустоте. [18] [31]

Послеаварийный анализ пришел к выводу, что окончательный метод контроля (т. е. прекращение мгновенного критического состояния и завершение устойчивой цепной ядерной реакции) произошел посредством катастрофической разборки активной зоны: разрушительного плавления, испарения и последующего обычного взрывного расширения частей. активной зоны реактора, где наибольшее количество тепла вырабатывалось быстрее всего. Было подсчитано, что этот процесс нагрева и испарения активной зоны произошел примерно за 7,5 миллисекунд, прежде чем образовалось достаточно пара, чтобы остановить реакцию, что на несколько миллисекунд опережает отключение пара. Ключевая статистика проясняет, почему взорвалась активная зона: реактор, рассчитанный на выходную мощность 3 МВт, на мгновение работал на пике около 20 ГВт, а плотность мощности более чем в 6000 раз превышала его безопасный рабочий предел. [14] По оценкам, в результате этой аварии, связанной с критичностью, произошло 4,4 × 10 18 деление, [14] или около 133 мегаджоулей (32 килограмма тротила). [31]

События после энергетического экскурса

[ редактировать ]
Проверка радиоактивного загрязнения на близлежащем шоссе 20.

Тепловые датчики над реактором подали сигнал тревоги на объекте безопасности НРТС в 21:01 по московскому времени, во время аварии. Ложные тревоги произошли утром и днем ​​того же дня. Группа реагирования из шести пожарных (Кен Дирден, помощник начальника; Мел Хесс, лейтенант; Боб Арчер; Карл Джонсон; Эгон Лампрехт; Джеральд Стюарт; Верн Конлон) прибыла девять минут спустя, ожидая еще одной ложной тревоги. [32] Поначалу они не заметили ничего необычного: из здания поднимался лишь небольшой пар, что нормально для холодной ночи с температурой 6 ° F (-14 ° C). Пожарные, не имея возможности кого-либо остановить внутри объекта SL-1, попросили охранника открыть им ворота. Они надели свои рюкзаки Scott Air-Paks и прибыли в здание вспомогательных объектов для расследования.

Здание выглядело обычным, но было пустым. В комнате отдыха стояли три чашки теплого кофе, а рядом висели три куртки. [12] Они вошли в комнату управления реактором и заметили сигнальную лампу радиации. Их ручной детектор радиации резко превысил максимальный диапазон, когда они поднимались по лестнице на уровень рабочего этажа реактора SL-1. Это побудило отказаться от установки второго детектора радиации. [12] Когда они снова поднялись, второй детектор радиации также достиг максимума в 200 рентген в час (Р/ч). [30] Прежде чем уйти, они заглянули в реакторный зал. [32]

В 21:17 физик-медик прибыл ; он и помощник начальника Мошбергер, оба в баллонах с воздухом и масках с положительным давлением в маске, чтобы вытеснить любые потенциальные загрязнители, подошли к лестнице здания реактора. [12] Их детекторы показали 25 рентген в час (Р/ч), когда они начали подниматься по лестнице и ушли. [33] более высокого уровня Обнаружив детектор ионной камеры , пара достигла вершины лестницы, чтобы заглянуть в реакторную комнату в поисках трех пропавших без вести мужчин. [34] Их метр Jordan Radector AG-500 на подъеме достигал 500 р/ч. [34] [24] Они увидели тусклый, влажный, мокрый операционный пол, усеянный камнями и стальными штампами, искореженным металлом и разбросанным мусором.

Устройство для носилок. Армейские добровольцы из специального химико-радиологического подразделения на полигоне Дагуэй тренировались перед тем, как кран вставил установку в здание реактора SL-1, чтобы поднять тело человека (Легга), прижатого к потолку прямо над корпусом реактора.

из близлежащего Айдахо-Фолс Ведущий медицинский физик SL-1 Эд Валларио и Пол Дакворт, руководитель операций SL-1, прибыли около 22:30. Двое надели воздушные ранцы и быстро прошли в административное здание, через вспомогательное здание и вверх по лестнице на этаж реактора. На полпути вверх по лестнице Валларио услышал стон Мак-Кинли. Обнаружив на полу его и второго оператора, который выглядел мертвым, они решили вернуться на контрольно-пропускной пункт и оказать помощь истекающему кровью МакКинли. [34]

К ним присоединились трое физиков-медиков, которые надели воздушные пакеты и пошли с ними обратно на этаж реактора. Маски на их воздушных рюкзаках запотевали, ограничивая видимость. МакКинли двигался незначительно, но его тело было частично завалено металлическими обломками, которые спасателям пришлось убрать, чтобы перенести его на носилках. Валларио также убрал обломки, пытаясь найти пропавшего члена экипажа. Бирнс был частично покрыт стальными дробинками и кровью. [35] Другой мужчина проверил пульс Бирнса и объявил, что он мертв. [35]

Трое мужчин попытались вытащить Мак-Кинли по внешней лестнице, отправив одного человека на улицу, чтобы встретить их на грузовике. [35] Но пронеся МакКинли через операционную к выходу, они обнаружили оборудование, блокирующее дверь запасного выхода. Это заставило спасателей изменить курс и воспользоваться главной лестницей. [35]

Во время движения Мак-Кинли у двоих мужчин их Scott Air-Paks замерзли и перестали работать. Дакворт эвакуировался из-за неисправности, а Валларио снял маску и вдохнул зараженный воздух, чтобы завершить эвакуацию Мак-Кинли. [36] [34] Спасение заняло около трех минут. [35]

Эвакуация Мак-Кинли быстро превратилась в серьезную радиологическую проблему. МакКинли сначала поместили в грузовик, а затем в кузов машины скорой помощи. [19] [34] Дежурная медсестра Хелен Лейзен, ухаживавшая за пациентом в машине скорой помощи, услышала по крайней мере слабое дыхание, возможно, его последнее. Но прежде чем машина доехала до близлежащего шоссе 20, врач AEC приказал эвакуировать медсестру и, войдя в машину скорой помощи, не обнаружил пульса. Он констатировал смерть мужчины в 23:14. Загрязненную машину скорой помощи с телом МакКинли вывезли в пустыню и оставили на несколько часов. [34]

Четверо мужчин вошли в здание реактора в 22:38 и нашли третьего мужчину. [19] : 105  Легг был обнаружен последним, потому что он был прижат к потолку над реактором защитной пробкой и его было трудно узнать. [12]

Той ночью была проведена масштабная дезактивация. Около 30 человек, прибывших первыми, приняли душ, протерли руки марганцовкой и переоделись. [19] [34] Тело в машине скорой помощи позже раздели и вернули в машину скорой помощи, которая доставила его в ближайшее учреждение для хранения и вскрытия. [19]

Ночью 4 января команда из шести добровольцев работала парами, чтобы забрать тело Бирнса из операционной SL-1. Его также доставили на машине скорой помощи в то же учреждение. [19]

После четырех дней планирования было обнаружено третье тело, наиболее загрязненное. Модификацию реакторного помещения должен был выполнять сварщик внутри свинцового экранированного ящика, прикрепленного к крану. [33] 9 января в эстафете по два человека команда из десяти человек с продолжительностью воздействия не более 65 секунд каждый использовала острые крюки на концах длинных шестов, чтобы вытащить тело Легга из защитной пробки № 7, упав. его положили на носилки размером 5 на 20 футов (1,5 на 6,1 м), прикрепленные к крану снаружи здания. [12] [24] [33]

Радиоактивная медь 64 Медь от винта прикуривателя Мак-Кинли и латунная пряжка ремешка для часов от Бирнса доказали, что реактор действительно перешел в критическое состояние. [19] Это было подтверждено несколькими другими показаниями, в том числе по золоту. 198 Ау из обручального кольца Легга. Доказательствами экскурсии также стали дозиметры ядерной аварии внутри реакторной установки и частицы урана с одежды жертв. До обнаружения нейтронно-активируемых элементов в мужских вещах ученые сомневались в том, что произошел ядерный взрыв, полагая, что реактор по своей природе безопасен. Стронций-91 , основной продукт деления, также был обнаружен вместе с частицами урана. [19] Эти результаты исключили ранние предположения о том, что причиной аварии стал химический взрыв. [24]

Некоторые источники и свидетельства очевидцев путают имена и должности каждой жертвы. [12] В Айдахо-Фолс: нерассказанная история первой ядерной аварии в Америке . [34] автор указывает, что спасательные команды опознали Бирнса как человека, найденного еще живым, полагая, что тело Легга было тем, которое было найдено рядом с реакторным щитом и найдено в ночь после аварии, и что Мак-Кинли был пронзен управляющим стержнем прямо к потолку. над реактором. Неправильная идентификация, вызванная тяжелыми травмами жертв от взрыва, была исправлена ​​в ходе вскрытий, проведенных Кларенсом Лашбо , но на некоторое время это вызвало путаницу. [34] [37]

Семью спасателями, которые перенесли Мак-Кинли и получили награды Героя Карнеги от Фонда Героев Карнеги в 1962 году, были: Эдвард Валларио, медицинский физик SL-1; Пол Дакворт, руководитель операций SL-1; Сидни Коэн, руководитель испытаний SL-1; Уильям Рауш, помощник руководителя операций SL-1; Уильям Гэммилл, дежурный руководитель обследования объектов AEC; Ловелл Каллистер, физик здравоохранения, и Делос Ричардс, техник медицинской физики. [38] [39]

Одна из необходимых процедур технического обслуживания предусматривала вытягивание Стержня 9 вручную примерно на четыре дюйма (10 см), чтобы прикрепить его к механизму автоматического управления, от которого он был отсоединен. Послеаварийные расчеты, а также исследование царапин на Стержне 9 показывают, что на самом деле он был выдвинут примерно на двадцать дюймов (51 см), что привело к быстрому переходу реактора в критическое состояние и вызвало паровой взрыв. Наиболее распространенными теориями извлечения стержня являются (1) саботаж или самоубийство одного из операторов, (2) убийство-самоубийство, связанное с романом с женой одного из других операторов, (3) непреднамеренное извлечение стержня. основной стержень управления или (4) намеренная попытка «тренировать» стержень (чтобы заставить его двигаться более плавно внутри ножен). [40] [41] [12] [34] В журналах технического обслуживания не указано, что пытались сделать технические специалисты, поэтому истинная причина аварии никогда не будет известна. Однако маловероятно, что это было самоубийство. [42] [ нужен лучший источник ]

Послеаварийные эксперименты были проведены с использованием макета стержня управления идентичного веса, чтобы определить, было ли возможно или осуществимо, чтобы один или два человека вытащили стержень 9 на 20 дюймов. Эксперименты включали моделирование возможности того, что 48-фунтовый (22 кг) [10] Центральный стержень застрял, и один человек освободил его сам, воспроизведя сценарий, который следователи сочли лучшим объяснением: Бирнс вырвал стержень управления и случайно вытащил его, убив всех троих мужчин. [12] При проверке теории о том, что Стержень 9 был быстро извлечен вручную, трое мужчин приняли участие в испытаниях на время, и их усилия сравнивались с энергией произошедшего ядерного выброса. [19]

Для макета использовался запасной узел привода регулирующего стержня SL-1, на котором у нескольких испытуемых измерялась скорость ручного извлечения стержня. Оборудование такое же, как и на SL-1, за исключением стержня управления, который моделируется грузом, что дает общую подвижную нагрузку 84 фунта, чистый вес подвижного узла SL-1 в воде. ... Тест проводился, когда испытуемому предлагалось поднять стержень как можно быстрее, в то время как электрический таймер измерял время, прошедшее от начала движения стержня до некоторого заранее определенного расстояния отвода. Измерялись расстояния до 30 дюймов.

...

Приведенные выше рассуждения показывают, что требуемая скорость вытягивания стержня для получения периода длительностью всего 5,3 миллисекунды находилась в пределах человеческих возможностей.

- IDO-19300, Авария на реакторе SL-1 3 января 1961 г., промежуточный отчет, 15 мая 1961 г. [19]

На СЛ-1 стержни управления иногда застревали в канале стержней управления. Были проведены многочисленные процедуры для проверки стержней управления и обеспечения их правильной работы. Были проведены испытания штанги на падение и аварийный пуск каждой штанги, а также периодические тренировки штанги и ее изъятие для нормальной работы. С февраля 1959 г. по 18 ноября 1960 г. было зарегистрировано 40 случаев застревания стержня управления при испытаниях на аварийный останов и падение стержня, а процент отказов составил около 2,5%. С 18 ноября по 23 декабря 1960 года наблюдалось резкое увеличение количества застрявших стержней: за этот период их было 23, а процент отказов составил 13,0%. Помимо этих неудачных испытаний, с февраля 1959 по декабрь 1960 года произошел еще 21 инцидент с застреванием стержня; четыре из них произошли в последний месяц работы во время планового извлечения стержня. У штанги 9 были лучшие эксплуатационные характеристики, хотя она эксплуатировалась чаще, чем любая другая штанга.

Заклинивание штока связано с несоосностью, накоплением продуктов коррозии, износом подшипников, износом сцепления и износом уплотнений приводного механизма. Многие виды отказов, которые привели к застреванию стержня во время испытаний (например, износ подшипников и сцепления), применимы только к движению, выполняемому механизмом привода стержня управления. Поскольку стержень № 9 расположен в центре, его выравнивание могло быть лучше, чем у стержней № 1, 3, 5 и 7, которые были более склонны к залипанию. После аварии были проведены консультации с бортовыми журналами и бывшими операторами завода, чтобы определить, не застряли ли какие-либо стержни во время операции по сборке, которую выполнял Бирнс. Один человек проделал это около 300 раз, а другой 250 раз; ни один из них никогда не чувствовал заедания стержня управления при подъеме вручную во время этой процедуры. [19] Более того, никто никогда не сообщал о застревании стержня во время повторного подключения вручную.

Во время слушаний в Конгрессе в июне 1961 года руководитель проекта SL-1 У. Б. Оллред признал, что отсутствие контроля со стороны CEI за работой установки SL-1 на «круглосуточной основе» произошло потому, что Комиссия по атомной энергии (AEC) отверг эту идею «по бюджетным соображениям». [22] Оллреда также допрашивали по поводу увеличения прихвата штанг в период с 16 ноября 1960 года до окончательного отключения 23 декабря. По поводу увеличения Оллред заявил: «Я не был полностью осведомлен о значительном увеличении» и «Я не знал, что произошло такое резкое увеличение». [22] Когда его спросили, кто был ответственным за то, что сообщил ему о проблеме с залипанием, Оллред ответил, что Пол Дакворт, руководитель операций SL-1, должен был сообщить ему об этом, но не сделал этого. В ответ на это Оллред сказал, что если бы он знал об увеличении заедания регулирующего стержня, он «остановил бы станцию ​​для более детального изучения». [22]

Механические и материальные доказательства в сочетании с ядерными и химическими доказательствами заставили их поверить в то, что центральный стержень управления был извлечен очень быстро. ... Ученые задали вопрос [бывшим операторам СЛ-1]: «Знаете ли вы, что реактор перейдет в критическое состояние, если убрать центральный стержень управления?» Ответ: "Конечно! Мы часто говорили о том, что бы мы сделали, если бы оказались на радиолокационной станции и пришли русские. Мы бы ее выдернули".

- Сьюзан М. Стейси, Доказательство принципа, 2000 г. [24]

Последствия

[ редактировать ]

Авария привела к отказу от конструкции SL-1 и проектированию будущих реакторов таким образом, чтобы одно удаление регулирующего стержня не могло привести к очень большой избыточной реактивности. Сегодня это известно как критерий «одного застрявшего стержня» и требует возможности полного отключения даже в том случае, если наиболее реактивный стержень застрял в полностью выдвинутом положении. Документация и процедуры, необходимые для эксплуатации ядерных реакторов, существенно расширились и стали гораздо более формальными; процедуры, которые раньше занимали две страницы, расширились до сотен. Измерители радиации были изменены, чтобы обеспечить более высокий диапазон измерения при реагировании на чрезвычайные ситуации.

Хотя части центра ядра SL-1 на короткое время испарились, кориума удалось восстановить очень мало. Топливные пластины имели признаки катастрофического разрушения, оставив пустоты, но «никакого заметного количества глазурованного расплавленного материала обнаружено и не обнаружено». Кроме того, «нет никаких свидетельств того, что расплавленный материал вытек между пластинами». Считается, что быстрое охлаждение активной зоны стало причиной небольшого количества расплавленного материала. Выделяемого тепла было недостаточно для того, чтобы какой-либо кориум мог достичь дна корпуса реактора или проникнуть в него.

В здании реактора СЛ-1 содержалась большая часть радиоактивности, но уровень йода-131 в зданиях станции с подветренной стороны за несколько дней мониторинга превысил фоновый уровень в 50 раз. Например, радиационное обследование здания вспомогательных сооружений показало высокое загрязнение в коридорах и легкое загрязнение в офисах. До аварии пределы радиационного воздействия составляли 100 рентген для спасения жизни и 25 для спасения ценного имущества. В ходе ликвидации аварии 22 человека получили дозы от 3 до 27 рентген на все тело. [43] Удаление радиоактивных отходов и утилизация трех тел в конечном итоге подвергли вредному уровню радиации 790 человек. [44] В марте 1962 года АЭК вручил грамоты за героизм 32 участникам ответных действий.

После паузы для оценки процедур армия продолжила использование реакторов, эксплуатируя мобильный реактор малой мощности ( МЛ-1 ), который начал работу на полную мощность 28 февраля 1963 года, став самой маленькой атомной электростанцией в истории. сделай это. В конечном итоге от этой конструкции отказались из-за проблем с коррозией . Хотя испытания показали, что общая стоимость ядерной энергетики, вероятно, будет ниже, финансовое давление войны во Вьетнаме заставило армию отдать предпочтение более низким первоначальным затратам, и она остановила разработку своей программы реакторов в 1965 году, хотя существующие реакторы продолжали работать ( MH-1A до 1977 года).

Компания General Electric была нанята для демонтажа корпуса реактора, демонтажа и очистки загрязненных зданий на площадке проекта SL-1. [18] Это место очищали с 1961 по 1962 год, убрав большую часть загрязненного мусора и захоронив его. [18] Массовая операция по очистке включала транспортировку корпуса реактора в ближайший «горячий цех» для тщательного анализа. [18] Остальные менее важные предметы были утилизированы или вывезены на дезактивационные площадки для проведения различных видов очистки. В уборке площадки SL-1 приняли участие около 475 человек, в том числе волонтеры армии США и Комиссии по атомной энергии. [18]

Операция по восстановлению включала очистку пола операционной от радиоактивного мусора. Чрезвычайно высокие радиационные зоны вокруг корпуса реактора и вентиляторного помещения непосредственно над ним усложнили восстановление корпуса реактора. Группе восстановления пришлось разработать и протестировать оборудование с дистанционным управлением, краны, стреловые тележки и меры безопасности. Радиационные исследования и фотографический анализ были использованы для определения того, какие предметы необходимо вывезти из здания в первую очередь. [18] Мощные пылесосы, которыми управляли вручную бригады мужчин, собирали огромное количество мусора. [18] Ручной мостовой кран над операционным залом использовался для перемещения многочисленных тяжелых предметов весом до 19 600 фунтов (8 900 кг) для их выбрасывания на землю снаружи. [18] Были обнаружены и удалены за пределы рабочей зоны горячие точки до 400 Р/ч.

Поскольку пол операционной был относительно чистым, а радиационные поля управляемыми, для пробного подъема корпуса реактора был использован ручной мостовой кран. [18] Кран был оснащен циферблатным индикатором нагрузки, и судно было поднято на несколько дюймов. Успешное испытание показало, что судно весом около 23 000 фунтов (10 000 кг) плюс неизвестное количество обломков весило около 26 000 фунтов (12 000 кг). После демонтажа большого количества строительных конструкций над корпусом реактора 60-тонный кран Manitowoc Model 3900 поднял судно из здания в ожидающий транспортный контейнер, прикрепленный к автопоезду с низкорамной платформой грузоподъемностью 60 тонн. трейлер. [18] После поднятия или удаления 45 линий электропередачи, телефонных линий и растяжек с предполагаемой дороги, тягач с прицепом в сопровождении многочисленных наблюдателей и контролеров проследовал со скоростью около 10 миль в час (16 км/ч) к горячему цеху АНП (первоначально связанному с с программой авиационных ядерных силовых установок ), расположенной в отдаленном районе NRTS, известном как Северный испытательный полигон , примерно в 35 милях (56 км) от него. [18]

Могильник был построен примерно в 1600 футах (500 м) к северо-востоку от первоначального места реактора. Открыт 21 мая 1961 года. [17] Захоронение отходов помогло свести к минимуму радиационное воздействие на население и работников объекта, которое могло бы возникнуть в результате транспортировки загрязненных обломков из SL-1 в Комплекс по обращению с радиоактивными отходами на расстояние более 16 миль (26 км) по дорогам общего пользования. Первоначальная очистка территории заняла около 24 месяцев. В могильник были захоронены все здание реактора, загрязненные материалы из близлежащих зданий, а также почва и гравий, загрязненные в ходе работ по очистке. Большую часть погребенного материала составляют почвы и гравий. [45] [46]

Захоронение SL-1 в 2003 году, покрыто камнем.

Извлеченные части активной зоны реактора, включая топливо и все другие части реактора, имеющие значение для расследования аварии, были доставлены в горячий цех АНП для изучения. После завершения расследования аварии реакторное топливо было отправлено на химико-перерабатывающий завод в Айдахо для переработки. Активная зона реактора без топлива вместе с другими компонентами, отправленными в Горячий цех для изучения, в конечном итоге была захоронена на Комплексе по обращению с радиоактивными отходами. [45]

Останки СЛ-1 были захоронены в 43 ° 31'18 "N 112 ° 49'05" W  /  43,52167 ° N 112,81806 ° W  / 43,52167; -112,81806 , примерно в 500 метрах (1600 футов) к северо-востоку от первоначального места (примерно в 5 милях к северу от Атомного городка и гоночной трассы Атомного мотора). [47] Захоронение состоит из трех раскопок, общий объем которых составляет 99 000 кубических футов (2800 м3). 3 ) загрязненного материала было осаждено. Раскопки были вырыты настолько близко к базальту , насколько позволяло используемое оборудование, и имели глубину от восьми до четырнадцати футов (от 2,4 до 4,3 м). Над каждым раскопом было уложено не менее двух футов (0,61 м) чистой засыпки. Неглубокие насыпи почвы над раскопками были добавлены после завершения работ по очистке в сентябре 1962 года. Это место и курган под общим названием известны как Агентства по охране окружающей среды США . Суперфонда Оперативный блок 5-05 [45] [48]

За годы, прошедшие после аварии на СЛ-1, были проведены многочисленные радиационные обследования и очистка поверхности могильника и прилегающей территории. Аэрофотосъемки проводились компанией EG&G в Лас-Вегасе в 1974, 1982, 1990 и 1993 годах. Лаборатория радиологии и наук об окружающей среде проводила исследования гамма-излучения каждые три-четыре года в период с 1973 по 1987 год и каждый год в период с 1987 по 1994 год. Сбор частиц на Работы проводились в 1985 и 1993 годах. Результаты исследований показали, что цезий-137 и его дочерние продукты (продукты распада) являются основными загрязнителями поверхности почвы. Во время обследования поверхности почвы в июне 1994 года в могильнике были обнаружены «горячие точки» — участки повышенной радиоактивности с активностью от 0,1 до 50 миллирентген (мР)/час. 17 ноября 1994 г. самое высокое значение радиации, измеренное на высоте 2,5 фута (0,76 м) над поверхностью могильника СЛ-1, составило 0,5 мР/час; местный радиационный фон составил 0,2 мР/час. По оценке Агентства по охране окружающей среды в 1995 году, рекомендуется накрывать курганы колпаками. Основным средством защиты от SL-1 должно было быть сдерживание путем установки инженерного барьера, построенного в основном из местных материалов. [45] Эти меры по исправлению положения были завершены в 2000 году и впервые рассмотрены Агентством по охране окружающей среды в 2003 году. [48]

Фильмы и книги

[ редактировать ]
Анимация фильма, созданного Комиссией по атомной энергии , доступна в Интернет-архиве .

В 1960-х годах правительство США сняло фильм об аварии для внутреннего использования. Видео было впоследствии выпущено и его можно посмотреть в Интернет-архиве. [49] и Ютуб . SL-1 — это название фильма 1983 года, написанного и снятого Дайаной Орр и К. Ларри Робертсом, о взрыве ядерного реактора. [44] В фильме использованы интервью с учёными, архивные и современные кадры, а также замедленные кадры. [50] [51] События аварии также являются предметом одной книги: «Айдахо-Фолс: нерассказанная история первой ядерной аварии в Америке» (2003). [34] и 2 главы в книге «Доказательство принципа – история Национальной инженерной и экологической лаборатории Айдахо, 1949–1999» (2000). [52]

В 1975 году была опубликована антиядерная книга «Мы почти потеряли Детройт » Джона Г. Фуллера , в которой в какой-то момент упоминалась авария на водопаде Айдахо. Prompt Critical — это название короткометражного фильма 2012 года, который можно посмотреть на YouTube . Автор сценария и режиссер Джеймс Лоуренс Сикард драматизирует события, связанные с аварией SL-1. [53] Документальный фильм об аварии был показан на канале «История» . [54]

Плакат по безопасности, предназначенный для инженерных бюро, показывающий искалеченную активную зону реактора SL-1. [55]

Другой автор, Тодд Такер, изучил аварию и опубликовал книгу, подробно описывающую исторические аспекты программ ядерных реакторов в вооруженных силах США. Такер использовал Закон о свободе информации для получения отчетов, включая результаты вскрытий жертв, в которых подробно описывалось, как умер каждый человек и как части его тел были отрезаны, проанализированы и захоронены как радиоактивные отходы . [12] Вскрытие проводил тот же патологоанатом, известный своей работой после аварии с критическим состоянием Сесила Келли . Такер объясняет причины вскрытий и отделения частей тела жертв, при контакте с одной из которых выделялось 1500 Р/час. Поскольку в результате аварии SL-1 погибли все трое военных операторов на объекте, Такер называет это «самым смертоносным инцидентом с ядерным реактором в истории США». [56]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Доказательство принципа» . Национальная лаборатория Айдахо . п. 142 . Проверено 17 декабря 2023 г.
  2. ^ «Трое погибли при взрыве реактора» . Спокан Дейли Кроникл . (Вашингтон). Ассошиэйтед Пресс. 4 января 1961 г. с. 1.
  3. ^ Хейл, Стив (4 января 1961 г.). «Три человека погибли в результате сильного взрыва на площадке реактора А в Айдахо» . Новости Дезерета . (Солт-Лейк-Сити, Юта). п. А1.
  4. ^ «Взрыв реактора убивает троих, выливает радиацию» . Льюистон Морнинг Трибьюн . (Айдахо). Ассошиэйтед Пресс. 5 января 1961 г. с. 1.
  5. ^ «Три техника погибли при взрыве реактора» . Пресс-секретарь-обзор . (Спокан, Вашингтон). Ассошиэйтед Пресс. 5 января 1961 г. с. 2.
  6. ^ «Экипажи AEC извлекают последнюю жертву взрыва» . Независимый . (Санкт-Петербург, Флорида). Ассошиэйтед Пресс. 9 января 1961 г. с. 1.
  7. ^ «Прирученный атом выходит из-под контроля (часть 2), радиация отравляет воздух, разгромляет спасателей: захватывающая почасовая история о трагедии в Айдахо» . Питтсбург Пресс . (Питтсбург, Пенсильвания). Ассошиэйтед Пресс. 9 января 1961 г. с. 12.
  8. ^ Стейси, Сьюзен М. (2000). «Глава 16: Последствия» (PDF) . Доказательство принципа: история Национальной инженерной и экологической лаборатории Айдахо, 1949–1999 гг . Министерство энергетики США , Операционный офис штата Айдахо. стр. 150–57. ISBN  0-16-059185-6 . Архивировано из оригинала (PDF) 29 декабря 2016 г. Проверено 08 сентября 2015 г.
  9. ^ «Айдахо: Бегущий реактор» . Время . 13 января 1961 года. Архивировано из оригинала 11 февраля 2010 года . Проверено 30 июля 2010 г.
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Грант, Северная Каролина; Хамер, Э.Э.; Хукер, Х.Х.; Йоргенсен, Г.Л.; Канн, WJ; Липински, WC; Милак, ГК; Россин, А.Д.; Шафтман, Д.Х.; Смаардык, А.; Трешоу, М. (май 1961 г.). Проект Аргоннского реактора малой мощности (АЛПР) (Технический отчет). Аргоннская национальная лаборатория. дои : 10.2172/4014868 . ОСТИ   4014868 .
  11. ^ Стив Вандер, изд. (февраль 2007 г.). «Сверхкритический» (PDF) . Практические примеры системных сбоев . 1 (4). НАСА. Архивировано из оригинала (PDF) 27 ноября 2007 г. Проверено 5 октября 2007 г.
  12. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Такер, Тодд (2009). Атомная Америка: как смертельный взрыв и устрашающий адмирал изменили ход ядерной истории . Нью-Йорк: Свободная пресса. ISBN  978-1-4165-4433-3 . См. резюме: [1]
  13. ^ LA-3611 Обзор аварий с критичностью , Уильям Р. Страттон, Научная лаборатория Лос-Аламоса , 1967 г.
  14. ^ Jump up to: а б с LA-13638 Обзор аварий с критичностью (редакция 2000 г.) , Томас П. Маклафлин и др., Национальная лаборатория Лос-Аламоса , 2000 г.
  15. ^ Таблица обмана ядерной энергетики 7: Некоторые аварии на реакторах
  16. ^ Хоран, младший и Дж. Б. Браун, 1993, История профессионального радиационного воздействия в полевых офисах в Айдахо в INEL , EGG-CS-11143, EG&G Idaho, Inc., октябрь, Айдахо-Фолс, Айдахо.
  17. ^ Jump up to: а б с д и SEC-00219, Отчет об оценке петиции, Национальная лаборатория Айдахо (INL), Редакция 2 , NIOSH/ORAU, Национальная лаборатория Айдахо, март 2017 г.
  18. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с IDO-19311 Итоговый отчет об операции по восстановлению SL-1 , испытательная станция Айдахо, General Electric Corporation, 27 июля 1962 года.
  19. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к «Авария на реакторе SL-1 3 января 1961 г., промежуточный отчет», 15 мая 1961 г., IDO-19300, CEND-128, Combustion Engineering, Inc., Nuclear Division, Виндзор, Коннектикут.
  20. ^ Jump up to: а б IDO-19012, CEND-82, Годовой отчет о работе SL-1, февраль 1959 г. – февраль 1960 г. , Кэнфилд, Валларио, Crudele, Янг, Рауш, Ядерное подразделение техники сжигания, 1 мая 1960 г.
  21. ^ Jump up to: а б Отчет об инциденте SL-1, 3 января 1961 г. , Комиссия по расследованию генерального директора, для публикации в газетах от воскресенья, Кертис А. Нельсон, Клиффорд Бек, Питер Моррис, Дональд Уокер, Форрест Вестерн, 11 июня 1961 г.
  22. ^ Jump up to: а б с д и Слушания по радиационной безопасности и регулированию, Объединенный комитет по атомной энергии, Конгресс США, 12–15 июня 1961 г. , включая отчет Комиссии по расследованию аварии SL-1 Комиссии по атомной энергии, Объединенный комитет по атомной энергии Конгресса США, первая сессия по радиационной безопасности и регулирование, Вашингтон, округ Колумбия.
  23. IDO-19024 SL-1 Годовой отчет о работе, февраль 1960 г. - 3 января 1961 г. Подразделение ядерной техники сжигания, CEND-1009, WB Allred, 15 июня 1961 г.
  24. ^ Jump up to: а б с д и Стейси, Сьюзен М. (2000). Доказательство принципа: история Национальной инженерной и экологической лаборатории Айдахо, 1949–1999 гг. (PDF) . Министерство энергетики США, Операционный офис штата Айдахо. ISBN  0-16-059185-6 . Архивировано из оригинала (PDF) 7 августа 2011 г. Глава 15.
  25. ^ «Эксперты-ядерщики расследуют смертельный взрыв реактора» . Таймс Дейли . 5 января 1961 года . Проверено 30 июля 2010 г.
  26. Spokane Daily Chronicle — 4 января 1961 г. Бирнс был «специалистом 5» из Ютики, штат Нью-Йорк , МакКинли был «специалистом 4» из Кентона, штат Огайо , Легг был «электриком ВМФ LC» из Роскоммона, штат Мичиган .
  27. ^ Основная деятельность в программах по атомной энергии, январь-декабрь 1962 г., Приложение 8: Заключительный отчет Совета по расследованию аварий SL-1 , Совет по расследованию SL-1, Кертис А. Нельсон, Комиссия по атомной энергии, Объединенный комитет по атомной энергии, сентябрь 5, 1962 г. (См. Годовой отчет Конгрессу – Комиссия по атомной энергии США, 1962 г. , Приложение 8, стр. 518–23)
  28. ^ Jump up to: а б Процедуры и результаты вскрытия реакторной аварии LAMS-2550 SL-1 , Кларенс Лашбо и др., Научная лаборатория Лос-Аламоса, 21 июня 1961 г.
  29. ^ Ламарш, Джон Р.; Баратта, Энтони Дж. (2001). Введение в ядерную энергетику . Река Аппер-Сэддл, Нью-Джерси: Прентис-Холл. п. 783. ИСБН  0-201-82498-1 .
  30. ^ Jump up to: а б Армейская ядерно-энергетическая программа: ЭВОЛЮЦИЯ АГЕНТСТВА ПОДДЕРЖКИ. Архивировано 3 октября 2021 г. в Wayback Machine , 1990 г., ВКЛАД В ВОЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, НОМЕР 98.
  31. ^ Jump up to: а б с IDO-19313: Дополнительный анализ экскурсии SL-1. Архивировано 27 сентября 2011 г. в итоговом отчете о ходе работы Wayback Machine с июля по октябрь 1962 г. , 21 ноября 1962 г., Отдел лаборатории двигательной установки, General Electric Company, Айдахо-Фолс, Айдахо, Комиссия по атомной энергии США, Отдел технической информации.
  32. ^ Jump up to: а б Берг, Свен (12 декабря 2009 г.). «Ядерная авария до сих пор остается загадкой для спасателей» . Аргус Обозреватель . Проверено 6 апреля 2015 г.
  33. ^ Jump up to: а б с IDO-19302 Отчет IDO о ядерной аварии на реакторе SL-1, 3 января 1961 года на Национальной испытательной станции реактора , TID-4500 (16-е изд.), Целевая группа по отчету SL-1, Комиссия по атомной энергии США, Оперативный офис Айдахо , январь 1962 года.
  34. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к МакКаун, Уильям (2003). Айдахо-Фолс: нерассказанная история первой ядерной аварии в Америке . Торонто: ECW Press. ISBN  978-1-55022-562-4 . , [2]
  35. ^ Jump up to: а б с д и Импульсный выпуск 64, зима 2021 г. , Комиссия Фонда героев Карнеги
  36. ^ «Комиссия Фонда героев Карнеги, премия Валларио» . Архивировано из оригинала 09.11.2020 . Проверено 9 ноября 2020 г.
  37. ^ Исследования радиации на человеке: Вспоминая ранние годы: устная история патологоанатома Кларенса Лашбо, доктора медицинских наук, проведена 5 октября 1994 года . Министерство энергетики США . 1995.
  38. ^ Премия Эдварда Дж. Валларио и из архивов: Взрыв в зале ядерного реактора
  39. ^ Герои Комиссии Фонда героев Карнеги: Премия Дакворта. Архивировано 14 ноября 2020 г. в Wayback Machine . Премия Коэна. Архивировано 16 ноября 2020 г. в Wayback Machine . Премия Рауша. Архивировано 16 ноября 2020 г. в Wayback Machine . Награда Валларио (с подробностями мероприятия). Архивировано 9 ноября 2020 г. в Wayback Machine . Награда Gammill (некоторые подробности). Архивировано 9 ноября 2020 г. в Wayback Machine . Награда Каллистера. Архивировано 9 ноября 2020 г. в Wayback Machine . Награда Ричардса. Архивировано 16 ноября 2020 г. в Wayback Machine .
  40. ^ АТОМИЧЕСКИЙ ГОРОД, Джастин Нобель. Архивировано 22 мая 2012 г. в журнале Wayback Machine Tin House Magazine, выпуск № 51, весна, 2012 г.
  41. Нуклеарная семья, Мод Ньютон, журнал New York Times, 1 апреля 2012 г.
  42. ^ Что вызвало первую ядерную катастрофу в Америке? , получено 24 мая 2022 г.
  43. ^ Джонстон, У.М. Роберт. «Экскурсия по реактору СЛ-1, 1961 год» . Архив Джонстона . Проверено 30 июля 2010 г.
  44. ^ Jump up to: а б Маслин, Джанет (21 марта 1984 г.). «Sl-1 (1983): Взгляд на опасность токсичности» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 30 июля 2010 г.
  45. ^ Jump up to: а б с д Агентство по охране окружающей среды (1 декабря 1995 г.). «Отчет о решениях Суперфонда EPA: Национальная инженерная лаборатория Айдахо» (PDF) . EPA.gov . Архивировано из оригинала (PDF) 16 ноября 2004 г.
  46. ^ Протокол решения, заархивированный 18 июля 2011 г. на Wayback Machine , могильниках стационарного реактора малой мощности-1 и эксперимента с кипящим водным реактором-I (действующие блоки 5-05 и 6-01) и 10 площадках без действий (действующие). Блоки 5-01, 5-03, 5-04 и 5-11), январь 1996 г.
  47. ^ «Итоги ежегодной проверки могильника стационарного реактора малой мощности-1 за 2003 г.» (PDF) . ИНЭЛ. Архивировано из оригинала (PDF) 1 сентября 2019 г. Проверено 29 января 2019 г.
  48. ^ Jump up to: а б «Отчеты о ежегодной инспекции могильника стационарных реакторов малой мощности, действующий блок 5-05 за 2003 год» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 18 июля 2011 г. Проверено 11 февраля 2011 г.
  49. ^ «SL-1 Авария: фазы I и II» .
  50. ^ SL-1 на IMDb
  51. ^ Элеонора Манникка (2011). «Кинообзоры» . Отдел кино и телевидения The New York Times . Архивировано из оригинала 8 мая 2011 г.
  52. ^ Стейси, Сьюзен М. (2000). Доказательство принципа: история Национальной инженерной и экологической лаборатории Айдахо, 1949–1999 гг . Министерство энергетики США , Операционный офис штата Айдахо. ISBN  0-16-059185-6 . [ постоянная мертвая ссылка ]
  53. ^ Prompt Critical на YouTube Джеймса Лоуренса Сикарда.
  54. ^ Ядерная авария SL-1 на YouTube историческом канале
  55. ^ Махаффи, Джеймс (2010). Атомное пробуждение . Книги Пегаса. ISBN  978-1605982038 .
  56. ^ Шульман, Сет (19 апреля 2009 г.). «Рецензии на книги: «День, когда мы потеряли водородную бомбу» – «Атомная Америка»; Барбара Моран – Тодд Такер» – через www.washingtonpost.com.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bbe1cf51b77531c14b8ac24d65b6e962__1720892040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bb/62/bbe1cf51b77531c14b8ac24d65b6e962.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
SL-1 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)