Эхо-класс подводная лодка
![]() Ядерная подводная лодка с ядерным двигателем проекта 675 (Echo II)
| |
Обзор класса | |
---|---|
Строители |
|
Операторы | |
Предшествует | Whiskey Long Class |
Преуспевает | |
В комиссии | 19 ноября 1960–15 июля 1994 г. |
Завершенный |
|
Общие характеристики | |
Тип | Ядерная подводная лодка |
Смещение |
|
Длина |
|
Луч |
|
Черновик |
|
Движитель |
|
Скорость |
|
Диапазон | 18 000–30 000 миль (29 000–48 000 км) |
Выносливость | 50 дней |
Глубина испытания | 300 м (984 фута) |
Дополнение | 104-109 человек (в том числе 29 офицеров) |
Вооружение |
|
Класс Echo были подводными лодками ядерного круиза Советского флота, построенных в 1960 -х годах. Их советское обозначение было Project 659 для первых пяти судов и Project 675 для следующих двадцати девять. Их имена отчетов НАТО были Echo I и Echo II. Все были выведены из эксплуатации к 1994 году. [ 1 ] [ 2 ]
Echo I Class
[ редактировать ]Советский класс Echo I (класс Project 659) был завершен в Комсомольске на Советском Дальнем Востоке в 1960-163 годах. Класс Echo I был классифицирован как SSGN, вооруженные шестью пусковыми установками для P-5 Pyatyorka (SS-N-3C, »,« земли Shaddock ") Круитная ракета . Класс Echo I должен был работать в стратегической, а не анти-поставкой роли из-за отсутствия контроля пожара и радаров руководства.


По мере того, как нарастала принудительная сила SSBN , необходимость в этих лодках уменьшилась, поэтому они были преобразованы в Project 659T SSN в период между 1969 и 1974 годами. Преобразование включало удаление круизных ракет, покрытие и оптимизирование корпуса, чтобы уменьшить под водой. Шум пусковых установок и модификация Sonar Systems по стандарту ноябрьского класса SSN.
Все эхо было развернуто в тихоокеанском флоте . Последние две лодки были отменены в начале 1990 -х годов.
Корабли
[ редактировать ]# | Верфи | Заложено | Запущен | Введено в эксплуатацию | Флот | Статус |
---|---|---|---|---|---|---|
K-45 | Leninskiy Komsomol Shipyard, Komsomolsk-na-Amure | 20 декабря 1958 года | 12 мая 1960 года | 28 июня 1961 года [ 3 ] | Тихоокеанский | Вырвался из эксплуатации в 1989 году для отказа |
K-59 | Leninskiy Komsomol Shipyard, Komsomolsk-na-Amure | 30 сентября 1959 года | 25 сентября 1960 года | 16 декабря 1961 года [ 3 ] | Тихоокеанский | Вырвался из эксплуатации в 1989 году для отказа |
K-66 | Leninskiy Komsomol Shipyard, Komsomolsk-na-Amure | 26 марта 1960 года | 30 июля 1961 года | 28 декабря 1961 года [ 3 ] | Тихоокеанский | Вывод из эксплуатации в 1985 году для отказа |
K-122 | Leninskiy Komsomol Shipyard, Komsomolsk-na-Amure | 21 января 1961 года | 17 сентября 1961 года | 6 июля 1962 года [ 3 ] | Тихоокеанский | Вывод из эксплуатации в 1985 году для отказа |
K-151 | Leninskiy Komsomol Shipyard, Komsomolsk-na-Amure | 21 апреля 1962 года | 30 сентября 1962 года | 28 июля 1963 года [ 3 ] | Тихоокеанский | Вырвался из эксплуатации в 1989 году для отказа |
Эхо II класс
[ редактировать ]Класс Echo II (класс Project 675) был построен в Северодвинском (18 сосудах) и Комсомольске (11 судов) в период с 1962 по 1967 год в качестве подводных лодок с противовоздушной ракет . Класс Echo II несет восемь P-6 (SS-N-3A "Shaddock") анти-корабльными круизными ракетами, установленными парами над корпусом давления .


Чтобы выстрелить ракеты, корабль должен был появиться, а ракета была повышена до 15 градусов. [ 3 ] У класса Echo II также был радар управления огнем и руководство. Класс Echo II может выпустить все восемь ракет за 30 минут, но ему придется ждать на поверхности до тех пор, пока не будет отправлено искательство ракеты в середине курса и окончательный выбор цели, если бы не было передано руководство третьей стороне.
С середины 1970-х годов четырнадцать из 29 классов Echo II были преобразованы во время капитальных ремонтов для переноски круизной ракета P-500 базальта (SS-N-12 «песочница») с диапазоном 550 километров (340 миль) Полем Конверсии (проект 675M) можно различить по подходящим выпуклам по обе стороны от паруса .
Три из этих модифицированных подразделений были дополнительно обновлены в рамках проекта 675MKV к концу холодной войны . P -1000 Vulkan (Grau 3M70) вылетел быстрее (Mach 2,3–2,5) [ 4 ] чем P-500 и его диапазон были расширены до 700 километров (430 миль). [ 4 ] Он заменил стальные компоненты титаном, чтобы уменьшить вес, и имел улучшенную двигательную систему. Похоже, он использовал аналогичную систему контроля пожара для P-500, Radar Argon-KV и аргументации. [ 5 ] P-1000 был установлен на трех единицах северного флота в период с 1987 по 1993 год. Преобразование двух лодок тихоокеанского флота, K-10 и K-34 было заброшено из-за отсутствия средств. [ 5 ]
Класс Echo II был равномерно разделен между тихоокеанским и северным флотом . Лодки устарели к середине 1980-х годов и были удалены в 1989 и 1995 годах.
Корабли
[ редактировать ]# | Верфи | Заложено | Запущен | Введено в эксплуатацию | Флот | Статус |
---|---|---|---|---|---|---|
K-166 | Севмаш, Северодвинск | 30 мая 1961 года | 6 сентября 1962 года | 31 октября 1963 года [ 3 ] | Северный | Вырвался из эксплуатации в 1989 году для отказа |
K-104 | Севмаш, Северодвинск | 11 января 1962 года | 16 июня 1963 года | 15 декабря 1963 года [ 3 ] | Северный | Вывод из эксплуатации в 1990 году для отказа |
K-170 ( K-86 , KS-86 ) | Севмаш, Северодвинск | 16 мая 1962 года | 4 августа 1963 | 26 декабря 1963 года [ 3 ] | Северный | Выведенный из эксплуатации в 1991 году для отказа |
K-175 | Leninskiy Komsomol Shipyard, Komsomolsk-na-Amure | 17 марта 1962 года | 30 сентября 1962 года | 30 декабря 1963 года [ 3 ] | Тихоокеанский | Вывод из эксплуатации в 1990 году для отказа |
K-184 | Leninskiy Komsomol Shipyard, Komsomolsk-na-Amure | 2 февраля 1963 года | 25 августа 1963 года | 31 марта 1964 года [ 3 ] | Тихоокеанский | Вывод из эксплуатации в 1990 году для отказа |
K-172 | Севмаш, Северодвинск | 8 августа 1962 | 25 декабря 1963 года | 30 июля 1964 года [ 3 ] | Северный | Вывод из эксплуатации в 1990 году для отказа |
K-47 ( B-47 ) | Севмаш, Северодвинск | 7 августа 1962 | 10 февраля 1964 года | 31 августа 1964 [ 3 ] | Северный | Вывод из эксплуатации 1994–95 |
K-1 (1963) | Севмаш, Северодвинск | 11 января 1963 года | 30 апреля 1964 года | 30 сентября 1964 года [ 3 ] | Северный | Вывод из эксплуатации в 1992 году для отказа |
K-28 ( K-428 ) | Севмаш, Северодвинск | 26 апреля 1963 года | 30 июня 1964 года | 16 декабря 1964 года [ 3 ] | Северный | Вывод из эксплуатации в 1990 году для отказа |
K-35 | Севмаш, Северодвинск | 6 января 1964 года | 27 января 1965 года | 30 июня 1965 года [ 3 ] | Северный | Вывод из эксплуатации в 1993 году для отказа |
K-189 ( K-144 ) | Leninskiy Komsomol Shipyard, Komsomolsk-na-Amure | 6 апреля 1963 года | 9 мая 1964 года | 24 июля 1965 г. [ 3 ] | Тихоокеанский | Выведенный из эксплуатации в 1991 году для отказа |
K-74 | Севмаш, Северодвинск | 23 июля 1963 года | 30 сентября 1964 года | 30 июля 1965 года [ 3 ] | Северный | Вывод из эксплуатации в 1992 году для отказа |
K-22 | Севмаш, Северодвинск | 14 октября 1963 года | 29 ноября 1964 года | 7 августа 1965 [ 3 ] | Северный | Вывод из эксплуатации в 1995 году для отказа [ 5 ] |
K-90 ( K-111 ) | Севмаш, Северодвинск | 29 февраля 1964 года | 17 апреля 1965 года | 25 сентября 1965 года [ 3 ] | Северный | Вырвался из эксплуатации в 1989 году для отказа |
K-31 ( K-431 ) | Leninskiy Komsomol Shipyard, Komsomolsk-na-Amure | 11 января 1964 года | 8 сентября 1964 года | 30 сентября 1965 года [ 3 ] | Тихоокеанский | Вывод из эксплуатации в 1987 году для отказа |
K-116 | Севмаш, Северодвинск | 8 июня 1964 года | 19 июня 1965 года | 29 октября 1965 года [ 3 ] | Тихоокеанский | Вывод из эксплуатации в 1985 году для отказа |
K-57 ( K-557 ) | Leninskiy Komsomol Shipyard, Komsomolsk-na-Amure | 19 октября 1963 года | 26 сентября 1964 года | 31 октября 1965 года [ 3 ] | Тихоокеанский | Вывод из эксплуатации в 1992 году для отказа |
K-125 | Севмаш, Северодвинск | 1 сентября 1964 года | 11 сентября 1965 года | 18 декабря 1965 года [ 3 ] | Северный | Выведенный из эксплуатации в 1991 году для отказа |
K-48 | Leninskiy Komsomol Shipyard, Komsomolsk-na-Amure | 11 апреля 1964 года | 16 июня 1965 года | 31 декабря 1965 года [ 3 ] | Тихоокеанский | Вывод из эксплуатации в 1990 году для отказа |
K-128 ( K-62 ) | Севмаш, Северодвинск | 29 октября 1964 года | 30 декабря 1965 года | 25 августа 1966 г. [ 3 ] | Северный | Вывод из эксплуатации в 1990 году для отказа |
K-56 | Leninskiy Komsomol Shipyard, Komsomolsk-na-Amure | 30 мая 1964 года | 10 августа 1965 | 26 августа 1966 г. [ 3 ] | Тихоокеанский | Вывод из эксплуатации в 1992 году для отказа |
K-131 ( B-131 ) | Севмаш, Северодвинск | 31 декабря 1964 года | 6 июня 1966 года | 30 сентября 1966 года [ 3 ] | Северный | Вывод из эксплуатации в 1994 году для отказа |
K-10 | Leninskiy Komsomol Shipyard, Komsomolsk-na-Amure | 24 октября 1964 года | 29 сентября 1965 года | 15 октября 1966 г. [ 3 ] | Тихоокеанский | Вырвался из эксплуатации в 1989 году для отказа |
K-135 | Севмаш, Северодвинск | 27 февраля 1965 года | 27 июля 1967 года | 25 ноября 1966 г. [ 3 ] | Северный | Вырвался из эксплуатации в 1988 году для отказа |
K-94 ( K-204 ) | Leninskiy Komsomol Shipyard, Komsomolsk-na-Amure | 20 марта 1965 года | 20 мая 1966 года | 27 декабря 1966 года [ 3 ] | Тихоокеанский | Вывод из эксплуатации в 1992 году для отказа |
K-108 | Leninskiy Komsomol Shipyard, Komsomolsk-na-Amure | 24 июля 1965 г. | 26 августа 1966 г. | 31 марта 1967 года [ 3 ] | Тихоокеанский | Вывод из эксплуатации в 1990 году для отказа |
K-7 | Leninskiy Komsomol Shipyard, Komsomolsk-na-Amure | 6 ноября 1965 года | 25 сентября 1966 года | 30 сентября 1967 года [ 3 ] | Тихоокеанский | Вывод из эксплуатации в 1990 году для отказа |
K-23 | Leninskiy Komsomol Shipyard, Komsomolsk-na-Amure | 23 февраля 1966 года | 18 июня 1967 года | 30 декабря 1967 года [ 3 ] | Тихоокеанский | Вывод из эксплуатации в 1992 году для отказа |
K-34 ( K-134 ) | Leninskiy Komsomol Shipyard, Komsomolsk-na-Amure | 18 июня 1966 года | 23 сентября 1967 года | 30 декабря 1968 года [ 3 ] | Тихоокеанский | Вывод из эксплуатации в 1994 году для отказа |
Несчастные случаи
[ редактировать ]Подводные лодки класса Echo были вовлечены в несколько аварий:
- 20 июня 1970 года
- K-108 (Echo II) столкнулся с подводным USS туаутогом в море Охотса на глубине 45 метров (148 футов). Внешний корпус K-108 был поврежден в районе отсеков VIII и IX, а парус таутога был поврежден, а туловище доступа в него затопили. Там не было смертельных случаев.
- 14 июня 1973 года
- K-56 (Echo II) столкнулся с советским крупным охлаждающим траулером Akademik Berg . Подводная лодка была скрыта в носе, и 27 были убиты, когда отсеки I и II затоплены.
- 20 августа 1973 года
- K-1 (Ex II) ударил банк ( 21 ° 35′00 ″ с.ш. 80 ° 40'00 ″ в шт / 21,5833 ° С. 80,6667 ° С ) в Карибском море на глубине 120 метров (390 футов) при 16 узлах (30 км/ч). Лук был значительно поврежден.
- 28 августа 1976 года
- K-22 (Echo II) столкнулся с фрегатом USS Voge в Средиземном море ( 36 ° 02′00 ″ с.ш. 20 ° 36′00 ″ E / 36,0333 ° N 20,6000 ° E ), и оба корабля были серьезно повреждены. K-22 получил повреждение ракетного контейнера № 1, удлинительных устройств и структуры FIN, и отправился в Китиру в Эгейском море для ремонта. Американский фрегат был поврежден на корме и должен был быть отбуксирован на Крит . [ 6 ]
- 24 сентября 1976 года
- K-47 (Echo II), в то время как в Северной Атлантике вспыхнул пожар в отсеке VIII (жилые помещения) из-за короткого замыкания. Три были убиты отравлением окиси углерода .
- 2 июля 1979 года
- K-116 (Echo II) пострадал от аварии в реакторе (утечка основной охлаждающей жидкости из порта-реактора) в заливе Владимир , Море Японии. Некоторые из экипажа получили большую дозу радиации, но не было смертельных случаев.
- 21 августа 1980
- У K-122 (Echo I) был огонь в отсеке VII (турбоэлектрический), когда 85 миль (137 км) к востоку от Окинавы. Четырнадцать погибших из -за отравления угарным газом.
- 10 сентября 1981 года
- K-45 (Echo I) столкнулся с советским рыбацким траулером Novokachalinsk ночью. Лук внешнего корпуса и сонарская система подводной лодки были серьезно повреждены. Траулер затонул.
- 18 июня 1984 года
- K-131 (Echo II) в отсеке VIII разразился пожар из-за нарушения методов безопасности электриком, в то время как в море Баренса. Четырнадцать мертвых [ 7 ]
- 10 августа 1985
- K-431 (ex- k-31 ) (Echo II) вызвал взрыв реактора во время заправки на верфи в заливе Чажма в Японии. Десять мертвых (300 человек от спасательных партий получили различные дозы радиации, некоторые погибли позже).
- Ноябрь 1986
- K-175 (Echo II), в то время как в его домашней базе (тихоокеанский флот) получил взрыв в компартменте реактора, вызывая сброс радиоактивности и загрязнение близлежащей территории. Нет смертельных случаев.
- 1989
- K-1 (Echo II MOD) реакторная авария. [ 5 ]
- 26 июня 1989 года
- K-192 (Ex- K-172 ) (Echo II) имел реакторную аварию (перерыв в первой петле правого реактора), в то время как у Медвежьего острова, Барент море. Экипаж получил дозу радиации, но не было смертельных случаев.
Смотрите также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Подводные лодки. Проект 659" .
- ^ "Подводные лодки. Проект 675" .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л м не а п Q. ведущий с Т в v В х и С аа Аб и объявление Но из в нравиться это Podvodnye Lodki Rossii, Atomnye Pervoye Pokoleniye, Tom IV, Chast 1, Defense Ministry Central Design Bureau No.1 & Central Marine Equipment Design Bureau Rubin, Sankt Peterburg, 1996
- ^ Jump up to: а беременный Фридман, Норман (1997). Руководство Военно-морского института по системам военно-морского военно-морского военно-морского оружия, 1997-1998 . Военно -морской институт Пресс. п. 789. ISBN 9781557502681 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Фридман, Норман (1997). Руководство Военно-морского института по системам военно-морского военно-морского военно-морского оружия, 1997-1998 . Военно -морской институт Пресс. п. 246. ISBN 9781557502681 .
- ^ «Столкновение с советской подводной лодкой» . Государственный департамент США . 1976-08-29 . Получено 2010-04-02 .
- ^ "Atomnaya Podvodnaya Ehpopeya"; L. Osipenko, L. Zhiltsov, N. Mormul; Moscow, 1994
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хэмпшир, Эдвард (2018). Советские круизные ракетные подводные лодки холодной войны . Лондон: Osprey Publishing. ISBN 978-1-47282-499-8 .
- Павлов, А.С. (1997). Военные корабля СССР и России 1945–1995 . Аннаполис, Мэриленд: Военно -морской институт Пресс. ISBN 1-55750-671-х .
- Polmar, Norman & Moore, Kenneth J. (2004). Подводные лодки холодной войны: дизайн и строительство нас и советских подводных лодок . Вашингтон, округ Колумбия: Потомак книги. ISBN 978-1-57488-594-1 .
- Polmar, Norman & Noot, Jurrien (1991). Подводные лодки русского и советского военно -морского флота, 1718–1990 . Аннаполис, Мэриленд: Военно -морской институт Пресс. ISBN 0-87021-570-1 .
- Vilches Alarcón, Alejandro A. (2022). От Джульетты до Ясенса: развитие и эксплуатационная история советских подводных лодок . Европа @ война (22). Warwick, UK: Helion & Co. ISBN 978-1-915070-68-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Энциклопедия корабля-Проект 659 Архивировал 2008-02-06 на машине Wayback (на русском языке)
- Энциклопедия корабля-Проект 675 Архивировал 2008-02-06 на машине Wayback (на русском языке)
- Федерация американских ученых