Игорь Спасский
![]() |

Игорь Дмитриевич Спасский ( русский : Игорь Дмитриевич Спасский , родился 2 августа 1926 года) — российский (и бывший советский ) учёный, инженер и предприниматель, генеральный конструктор почти 200 советских и российских атомных подводных лодок и руководитель Центрального конструкторского бюро по атомной подводной лодке. Морское машиностроение Рубин .
Спасский родился в городе Ногинске Московской области 2 августа 1926 года. В 1949 году окончил инженерное отделение (паросиловой факультет) Высшего военно-морского инженерного училища имени Дзержинского , после чего некоторое время служил лейтенантом -инженером на крейсере «Фрунзе». .
Герой Социалистического Труда
[ редактировать ]В 1950 году начал работать конструктором подводных лодок сначала в КБ-143 (ныне КБ «Малахит» ). С 1953 года работал в КБ-18 (ныне КБ «Рубин»). В 1956 году он стал заместителем главного инженера «Рубина»; в 1968 году стал главным инженером; - руководитель этого бюро в должности главного конструктора ( после 1983 генеральный года конструктор . а с 1974 года )
В качестве генерального конструктора он был главным проектировщиком всех проектов Рубина с 1974 года, в которые, согласно сайту Рубина, входят:
- стратегического назначения с баллистическими ракетами Подводные лодки :
- Подводная лодка класса Дельта III (или 667БДР Кальмар с 1974 г.)
- Подводная лодка класса «Тайфун» (или проект 941 «Акула» постройки 1980-х годов).
- Подводные лодки класса Дельта IV (или Дельфин с 1981 г.)
- Подводные лодки с крылатыми ракетами :
- и другие подводные лодки как надводные корабли.
Всего в проекты Спасского вошли 187 подводных лодок (91 дизель-электрическая и 96 атомных ), составивших основу советского и российского ВМФ.
Спасский также опубликовал научные работы по теории проектирования и строительства подводных лодок. Действительный член АН СССР с 1987 г. (член-корреспондент с 1983 г.). Он является председателем Комиссии по гидродинамике Российской академии наук . Лауреат Ленинской премии (1965), Герой Социалистического Труда (1978), Государственной премии СССР (1983), награжден двумя орденами Ленина , Орденом Октябрьской Революции и двумя орденами Трудового Красного Знамени .
«Герой капиталистического труда».
[ редактировать ]Со времен перестройки и распада Советского Союза государственные заказы на новые атомные подводные лодки резко сократились. Тем не менее Спасский продолжал работать над атомными подводными лодками, в том числе над новой баллистической ракетой четвертого поколения класса «Юрий Долгорукий» (строительство началось в 1996 году), но расширял свое бюро на новые направления, чтобы обеспечить средства к существованию своим сотрудникам.
Одним из таких направлений стало проектирование и строительство нефтяных платформ (совместно с компанией Halliburton ), которые сейчас используются для бурения нефти вокруг острова Сахалин , в Охотском море и у берегов Южной Кореи .

Еще одним важным проектом стал «Морской старт» — уникальная служба запуска космических кораблей используется специально модифицированная плавучая нефтяная буровая платформа, расположенная в экваториальной части Тихого океана , в которой в качестве стартовой платформы . Спасский был главным конструктором морской части проекта. «Морской старт» обеспечивает экономичный способ отправки спутников в космос, почти в десять раз дешевле, чем у НАСА . [ нужна ссылка ]
«Неатомные подводные лодки» Спасский также стал генеральным директором консорциума (в который входят «Рубин», «Адмиралтейские верфи » и другие судостроительные компании). Компания поставляет неатомные военные подводные лодки для ВМФ России (в том числе ДЭПЛ класса « Петербург ») и на экспорт в Индию , Польшу и др., в том числе подводные лодки класса «Амур» и класса «Садко » («туристическая подводная лодка»). ). Два из последних были построены и сейчас работают на Кипре .
Спасский также предлагал такие экзотические проекты, как грузовая подводная лодка для круглогодичной работы в Северном Ледовитом океане для трансокеанских газопроводов и атомная подводная газоперекачивающая станция , а также более скромные проекты, такие как модификации городских трамваев .
Эти проекты обеспечили достаточно плавный переход тысяч сотрудников «Рубина» к рыночной экономике, а также некоторую помощь городу Санкт-Петербургу и благотворительности. Спасский и его предприятия профинансировали реконструкцию Николо-Богоявленского собора в Санкт-Петербурге, церкви Иоанна Предтечи (Иоанна Претечи) в Старой Ладоге , памятника 300-летию Российского Военно-Морского Флота, празднования 100-летия Русского музея , и многие другие проекты. За благотворительность Русская Православная Церковь наградила Спасского орденом Святого князя Даниила Московского . Анатолий Собчак упомянул об успехах Спасского в переходе к рыночной экономике, назвав его «Героем капиталистического труда».
Спасский также был удостоен Государственной премии Российской Федерации (2006). [1]
«Курск» подводная лодка
[ редактировать ]Спасский был создателем проекта К-141 «Курск» , последней из подводных лодок класса «Оскар II», построенных для российского ВМФ. 12 августа 2000 года макет торпеды на борту подводной лодки случайно взорвался , и субмарина затонула. Большая часть экипажа погибла во время взрыва, но 28 членов экипажа оставались живы в течение как минимум шести часов после этого. К сожалению, работе спасателей помешала медленная и скрытная реакция военных и правительства. Прошла неделя, прежде чем они смогли добраться до места расположения подводной лодки, а затем плохая погода еще больше замедлила восстановление. К тому времени уцелевший экипаж погиб.
Спасский был консультантом в спасательных операциях, и некоторые считали, что он несет ответственность за неэффективные действия военных в первые дни после взрыва. Были также обвинения в том, что ошибка в конструкции подводной лодки могла стать причиной трудностей в спасательной операции. Некоторые журналисты, например Елена Милашина из «Новой газеты» , [2] спросил, почему большинство аварий с российскими атомными подводными лодками в предыдущие годы произошло с подводными лодками конструкции Спасского. В открытом письме в «Новую газету» на обвинения ответили вице-президент «Рубина» Александр Завалишин и генеральный конструктор подводных лодок с крылатыми ракетами (типа «Курск»), сотрудник «Рубина» Игорь Баранов. пережить одновременные взрывы торпед, как «Курск», когда каждая торпеда была предназначена для вывода из строя или уничтожения боевых кораблей. Они также отметили, что более трех четвертей российских атомных подводных лодок относятся к конструкции Спасского, поэтому процентные значения значительно уменьшают аргументы в пользу ошибочной конструкции и не указывают на недостатки в общей конструкции подводной лодки или ее целостности. Следователи сошлись во мнении, что разработанная конструкторами Спасского автоматическая система остановки ядерного реактора подлодки сработала безупречно и спасла Баренцево море от ядерной катастрофы.
Поднятие пострадавшей подводной лодки и ее транспортировка на аварийно-спасательный завод стали еще одним титаническим усилием. По возвращению «Курска» было подано более пятисот предложений. В собственные планы бюро «Рубин» входило отделение разрушенного отсека подлодки, подъем неповрежденной части и транспортировка ее на судоремонтный завод в Росляково под Североморском. В проекте использовалось оборудование голландских фирм Mammoet и Smit International . В течение пяти месяцев российское правительство заключило контракт с голландскими фирмами на подъем «Курска» в рамках чрезвычайно сложной, масштабной и эмоционально напряженной операции, координируемой Игорем Спасским. Транспортировку и стыковку выполнила другая многонациональная проектная группа.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Президент России Archived 2008-05-28 at the Wayback Machine
- ^ «Тишина» (на русском языке). Архивировано из оригинала 31 октября 2005 г. Проверено 27 сентября 2005 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Сайт Рубина - на английском и русском языках.
- Игорь Спасский Пять цветов времени - книга Игоря Спасского на английском языке (PDF).
- Биография - на русском языке
- Еще одна биография Спасского - на русском языке
- Интервью Спасского на Радио Свобода - на русском языке
- Интервью Спасского радиостанции "Эхо Москвы"
- Восстановление Курска
- 1926 рождений
- Живые люди
- Российские военно-морские архитекторы
- Советские инженеры
- Русские инженеры 20 века
- личный состав ВМФ СССР
- российские морские инженеры
- российские изобретатели
- Герои Социалистического Труда
- Лауреаты Государственной премии Российской Федерации
- Действительные члены Академии наук СССР.
- Действительные члены Российской академии наук
- Люди из Ногинска
- Российские учёные