Jump to content

Российская подводная лодка Курск (К-141)

К-141 Курск
История
Россия
Имя К-141 Курск
Тезка Курская битва
Заложен 1990
Запущен 1994
Введен в эксплуатацию 30 декабря 1994 г.
пораженный 12 августа 2000 г.
Судьба Все 118 рук погибли на глубине 100 м (330 футов) в Баренцевом море 12 августа 2000 г.
Статус Поднят со дна моря (кроме носовой части), отбуксирован на верфь и разобран.
Общие характеристики
Класс и тип класса Оскар II Подводная лодка
Смещение От 13 400 до 16 400 тонн (от 13 200 до 16 100 длинных тонн; от 14 800 до 18 100 коротких тонн) [ нужны разъяснения ]
Длина 154,0 м (505,2 футов)
Луч 18,2 м (60 футов)
Черновик 9,0 м (29,5 футов)
Движение 2 ядерных реактора ОК-650б ( ВОУ <= 45% [1] ), 2 паровые турбины, два 7-лопастных гребных винта
Скорость 32 узла (59 км/ч; 37 миль в час) под водой, 16 узлов (30 км/ч; 18 миль в час) над водой.
Глубина испытания По разным оценкам, от 300 до 500 м (от 980 до 1640 футов)
Дополнение 44 офицера, 68 рядовых
Вооружение 24 × SS-N-19/P-700 «Гранит» , 4 × 533-мм (21 дюйм) и 2 × 650-мм (26 дюймов) торпедных аппарата (носовые); 24 торпеды
Примечания Порт приписки: Видяево , Россия.

К-141 Курск ( русский : Атомная Подводная Лодка «Курск» (АПЛ «Курск») , пер . Атомная Подводная Лодка «Курск» (АПЛ «Курск») , что означает «Атомная подводная лодка Курск ») была Оскаром II -класса. Атомная подводная лодка с крылатыми ракетами России ВМФ . 12 августа 2000 года К-141 «Курск» затонула , в в Баренцевом море результате чего погибли все находившиеся на борту 118 человек.

Строительство

[ редактировать ]
Силуэт подводной лодки класса Оскар-II

К-141 «Курск» — подводная лодка проекта 949А класса «Антей» ( по-русски : «Антей», что означает «Антей» ) класса «Оскар» , известная как «Оскар II» по отчетному названию НАТО , и была предпоследней подводной лодкой класса «Оскар II», спроектированной и одобренной в Советский Союз . Строительство началось в 1990 году на военных верфях ВМФ СССР в Северодвинске , недалеко от Архангельска , на севере Российской СФСР . Во время строительства К-141 Советский Союз распался ; работы продолжались, и он стал одним из первых военных кораблей, построенных после крушения. В 1993 году К-141 получила название «Курск» в честь Курской битвы. [2] в 50-летнюю годовщину этой битвы. К-141 была унаследована Россией и спущена на воду в 1994 году, а 30 декабря введена в состав ВМФ России в составе Северного флота России . [3]

Курск был приписан к приписки Видяево области порту Мурманской .

Возможности

[ редактировать ]

Проект «Антей» представлял собой высшее достижение советской атомной подводной техники. Это вторые по величине подводные лодки с крылатыми ракетами, когда-либо построенные, после некоторых подводных лодок с баллистическими ракетами класса «Огайо» , которые были переоборудованы для перевозки крылатых ракет в 2007 году. [4] : 22–23  Он был построен для поражения целой авианосной группы США. Одна торпеда Тип 65 несла боеголовку массой 450 кг (990 фунтов), достаточно мощную, чтобы потопить авианосец. [5] И ракеты, и торпеды могли быть оснащены ядерными боеголовками. Она была на 9,1 м (30 футов) длиннее предыдущей подводной лодки класса «Оскар I». У старших офицеров были отдельные каюты, а весь экипаж имел доступ к спортивному залу. [6] [7]

Внешний корпус, изготовленный из с высоким содержанием никеля и хрома нержавеющей стали толщиной 8,5 мм (0,33 дюйма), обладал исключительно хорошей устойчивостью к коррозии и слабой магнитной сигнатурой, что помогало предотвратить обнаружение американскими системами обнаружения магнитных аномалий (MAD). толщиной 50,8 мм (2,00 дюйма) был зазор 200 мм (7,9 дюйма) Между стальным прочным корпусом . [8] Она была рассчитана на то, чтобы оставаться под водой до 120 дней. Парусная надстройка была усилена, чтобы позволить ему преодолевать арктические льды. [3] Подводная лодка была вооружена 24 крылатыми ракетами СС-Н-19/П-700 «Гранит» и восемью торпедными аппаратами в носовой части: четырьмя 533-мм (21 дюйм) и четырьмя 650-мм (26 дюймов). Ракеты «Гранит» с дальностью полета 550 км (340 миль) были способны совершать сверхзвуковой полет на высоте более 20 км (12 миль). Они были предназначены для нападения на корабли противника и интеллектуального выбора отдельных целей, что заканчивалось пикированием на цель. [6] Торпедные аппараты могли использоваться для запуска торпед или противокорабельных ракет на дальность действия 50 км (31 миль). В ее вооружение входили 18 SS-N-16 «Жеребец» . противолодочных ракет [3]

Курск входил в состав Северного флота России, финансирование которого в 1990-е годы сокращалось. Многие из ее подводных лодок стояли на якоре и ржавели на военно-морской базе Западная Лица , в 100 км (62 мили) от Мурманска . [9] Работы по обслуживанию всего, кроме самого необходимого передового оборудования, включая поисково-спасательное оборудование, было проведено мало. Моряки Северного флота остались без зарплаты в середине 1990-х годов. [3]

Развертывания

[ редактировать ]

За пять лет службы «Курск» выполнил только одну миссию: шестимесячное развертывание в Средиземном море летом 1999 года для наблюдения за Шестым флотом США, реагирующим на кризис в Косово . [10] : 215  В результате многие из ее команды мало времени проводили в море и были неопытны. [4]

[ редактировать ]

Курск присоединился к учениям «Лето-Х» — первым за более чем десятилетие масштабным военно-морским учениям, запланированным ВМФ России. [11] 10 августа 2000 г. В его состав входили 30 кораблей, в том числе флагман флота «Петр Великий» , четыре ударные подводные лодки, [3] и флотилия меньших кораблей. Недавно за отличную работу экипаж был отмечен грамотой и признан лучшим экипажем подводной лодки Северного флота . [12] На учениях «Курск» загрузил полный комплект боевого вооружения. Это было одно из немногих судов, которым разрешено постоянно нести боевую нагрузку.

В первый день учений «Курск» успешно запустил ракету «Гранит», вооруженную макетной боеголовкой. [3] Двумя днями позже, утром 12 августа, «Курск» приготовился обстрелять макетами торпед линейный «Киров» типа крейсер «Пётр Великий» . Эти учебные торпеды не имели взрывных боеголовок и были изготовлены и испытаны по гораздо более низким стандартам качества. [13] 12 августа 2000 года в 11:28 по местному времени (07:28 UTC ) при подготовке к стрельбе произошел взрыв. [14] В окончательном отчете ВМФ России о катастрофе сделан вывод, что взрыв произошел из-за выхода из строя одной из Курска торпед " работавших на перекиси водорода " Тип 65, . [15] Последующее расследование пришло к выводу, что высококонцентрированная перекись водорода (HTP), форма высококонцентрированной перекиси водорода , используемая в качестве топлива для торпеды, просочилась через дефектный сварной шов в корпусе торпеды. [16] Когда HTP вступает в контакт с катализатором, он быстро расширяется в 5000 раз, выделяя огромное количество пара и кислорода. Давление, создаваемое расширяющимся ПВТ, привело к разрыву керосинового топливного бака в торпеде и вызвало взрыв, равный 100–250 килограммам (220–550 фунтов) тротила . Подводная лодка затонула на относительно мелкой воде, опустившись на глубину 108 метров (354 фута) примерно в 135 км (84 мили) от Североморска . 69 ° 40' с.ш. 37 ° 35' в.д.  /  69,667 ° с.ш. 37,583 ° в.д.  / 69,667; 37.583 . Второй взрыв через 135 секунд после первого события был эквивалентен 3–7 тоннам тротила. [17] В результате взрывов в корпусе образовалась большая дыра, и первые три отсека подводной лодки обрушились, в результате чего погибли или были выведены из строя все, кроме 23 из 118 человек, находившихся на борту. [10] : 208 

Попытки спасения

[ редактировать ]

Британский норвежский и военно - морские силы предложили помощь, но Россия сначала отказалась от любой помощи. [18] Все 118 матросов и офицеров, находившихся на борту «Курска», погибли. Российское Адмиралтейство первоначально сообщило общественности, что большая часть экипажа погибла в течение нескольких минут после взрыва. 21 августа норвежские и российские водолазы обнаружили 24 тела в девятом отсеке машинного отделения на корме лодки. Капитан-лейтенант Дмитрий Колесников написал записку, в которой перечислил имена 23 моряков, оставшихся в живых в отсеке после затопления лодки.

«Курск» вез с супероксидом калия картридж химического генератора кислорода ; они используются для поглощения углекислого газа и химического выделения кислорода во время чрезвычайной ситуации. Однако картридж был загрязнен морской водой, и возникшая в результате химическая реакция вызвала вспышку пожара, поглотившую доступный кислород. Расследование показало, что некоторые мужчины временно выжили при пожаре, нырнув под воду, поскольку следы огня на переборках указывали на то, что вода в тот момент находилась на уровне пояса. В конечном итоге оставшийся экипаж сгорел заживо или задохнулся. [19]

Продолжительность: 7 минут 20 секунд. Доступны субтитры.
Интервью Путина о трагедии (с субтитрами)

Президенту России Владимиру Путину , хотя он был немедленно проинформирован о трагедии, военно-морской флот сообщил, что ситуация находится под контролем и что спасение неизбежно. Он ждал пять дней, прежде чем завершить свой отпуск на президентском курорте в Сочи на Черном море. Путин находился на посту президента всего четыре месяца, и общественность и средства массовой информации крайне критически отнеслись к его решению остаться на морском курорте. Его весьма благоприятные рейтинги резко упали. [20] Реакция президента оказалась бессердечной, а действия правительства – некомпетентными. [21] Год спустя он сказал: «Наверное, мне следовало вернуться в Москву, но ничего бы не изменилось. И в Сочи, и в Москве у меня был одинаковый уровень общения, но с точки зрения пиара я мог бы проявить какое-то особое рвение к возвращаться." [22]

Восстановление подводных лодок

[ редактировать ]
Крушение подводной лодки после катастрофы

Консорциум, образованный голландскими компаниями Mammoet и Smit International. [23] получил от России контракт на подъем судна, за исключением носовой части. Они модифицировали баржу «Гигант-4» , поднявшую «Курск» и доставившую останки моряков. [24]

Во время спасательных операций в 2001 году команда сначала отрезала носовую часть корпуса, используя трос с шипами из карбида вольфрама . Поскольку этот инструмент мог вызвать искры, которые могли воспламенить оставшиеся карманы химически активных газов, таких как водород, операция выполнялась с осторожностью. Большую часть носовой части судна оставили, а остальную часть судна отбуксировали в Североморск и поместили в плавучий сухой док для анализа.

Остатки реакторного отсека " Курска " были отбуксированы в губу Сайда на севере России, Кольский полуостров , где более 50 реакторных отсеков находились на плаву у пристаней после того, как в начале 2003 года верфь удалила все топливо из лодки. [25]

Некоторые фрагменты торпед и торпедных аппаратов из носовой части были обнаружены, а остальные были уничтожены взрывчаткой в ​​2002 году.

Официальные результаты расследования

[ редактировать ]

Несмотря на часто заявляемую позицию ВМФ о том, что спровоцировало это столкновение с иностранным судном, [26] В отчете, опубликованном правительством, катастрофа объясняется взрывом торпеды, вызванным утечкой высококонцентрированной (HTP) перекиси водорода из неисправного сварного шва в корпусе торпеды. [5] [12] [27] В отчете указано, что первоначальный взрыв разрушил отсек торпедного отсека и убил всех, кто находился в первом отсеке. [28] [29] Взрывная волна попала во второй и, возможно, в третий и четвертый отсеки через вентиляционное отверстие системы кондиционирования. Все 36 человек на командном пункте, расположенном во втором отсеке, были сразу же выведены из строя взрывной волной и, возможно, погибли. [30] Первый взрыв вызвал пожар, в результате которого температура отсека выросла более чем до 2700 °C (4890 °F). [31] Из-за жары взорвались боеголовки от пяти до семи дополнительных торпед, что привело к взрыву, эквивалентному 2–3 тоннам тротила. [32] магнитуда на сейсмографах по всей Европе составила 4,2 по шкале Рихтера. [33] и был обнаружен даже на Аляске . [34]

Альтернативное объяснение

[ редактировать ]

Вице-адмирал Валерий Рязанцев не согласился с официальным выводом правительства. Он сослался на недостаточную подготовку, плохое техническое обслуживание и неполные проверки, из-за которых экипаж неправильно обращался с оружием. [35] В ходе осмотра потерпевшей крушение субмарины следователи обнаружили частично сгоревшую копию инструкций по технике безопасности при загрузке торпед ПВТ, но инструкции были для торпед существенно другого типа и не включали важные этапы проверки воздушного клапана. В 7-м дивизионе 1-й флотилии подводных лодок ни разу не проверяли Курска " и готовность к стрельбе торпедами ПВТ. " квалификацию экипажа [29] Экипаж « Курска » не имел опыта обращения с торпедами с ПВТ и не был обучен обращению с торпедами с ПВТ и их стрельбе. Рязанцев считает, что из-за своей неопытности и недостаточной подготовки, а также из-за неполных проверок и надзора, а также из-за того, что экипаж " Курска " следовал ошибочным инструкциям при загрузке учебной торпеды, они запустили цепочку событий, которые привели к взрыву. [4] [36]

Памятник над Курском.
  • Траскотт, Питер (2002), Курск: утраченная гордость России . Саймон и Шустер, Великобритания. ISBN   0-7432-3072-8
  • Данмор, Спенсер (2002), Потерянные подводные лодки: от «Ханли» до «Курска», величайшие подводные лодки, когда-либо потерянные и найденные . Кембридж, Массачусетс: Да Капо. ISBN   0-306-81140-5
  • Мур, Роберт (2002), Время умирать: нерассказанная история Курской трагедии . Краун Паблишерс Нью-Йорк, Нью-Йорк. ISBN   978-0609610008
  • Вейр, Гэри Э. и Бойн, Уолтер Дж. (2003), « Прилив: нерассказанная история российских подводных лодок, сражавшихся в холодной войне» . Основные книги, Нью-Йорк, Нью-Йорк. ISBN   978-0465091126
  • Флинн, Рэмси (2004), Крик из глубины: Гибель «Курска», подводная катастрофа, которая потрясла мир и подвергла новую Россию решающему испытанию . Харпер Коллинз. ISBN   978-0060936419
  • Контр-адмирал Миан Захир Шах (2005) Морской Феникс: Правдивая история подводной лодки . ISBN   978-9698318048
  • Курск [37] – пьеса о выживших, оказавшихся в ловушке, Саша Янович.
  • Курск – пьеса драматурга Брайони Лавери с британской точки зрения.
  • Курск [38] (также известный как «Команда» и «Курск: Последняя миссия»). - Фильм 2018 года рассказывает о катастрофе подводной лодки К-141 «Курск» в 2000 году и последовавшей за этим халатности правительства. Томас Винтерберг .

Искусство

[ редактировать ]
  • Курск, работа финского скульптора Маркуса Коппера, 2004 г. Работа состоит из восьми фигур дайверов в натуральную величину, подвешенных на стальной раме и медленно сбивающих стальную стену гаечными ключами. Действие запускается светящимся электронным блоком.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Морская атомная энергетика: 1939 – 2018» (PDF) . июль 2018 года . Проверено 30 декабря 2022 г.
  2. ^ " "Курск": 15 лет со дня гибели" . ТАСС (in Russian) . Retrieved 26 August 2017 .
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Поттс, младший (5 сентября 2013 г.). «Ударная подводная лодка К-141 «Курск» (1994 г.)» . www.militaryfactory.com. Архивировано из оригинала 20 февраля 2014 года . Проверено 3 февраля 2014 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с Барани, Золтан (2007). Распад демократии и упадок российской армии . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. п. 32. ISBN  9781400828043 .
  5. ^ Перейти обратно: а б "Оружие" . Сайт Weaponsystems.net . Проверено 6 февраля 2013 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б «Курская статистика» . 11 февраля 2014 года. Архивировано из оригинала 22 февраля 2014 года . Проверено 11 февраля 2014 г.
  7. ^ Мур, Роберт. «Время умирать 0» . Случайный дом . Проверено 5 февраля 2014 г.
  8. ^ NA «Пробит внутренний корпус Курска». Австралиец, (nd): Газета Source Plus. Веб. 7 декабря 2011 г.
  9. Губа Андреева — бомба замедленного действия, подтверждают документы «Беллоны» — Рашид Алимов, Фонд «Беллона» , Осло, 7 июня 2007 г. Проверено 8 августа 2007 г.
  10. ^ Перейти обратно: а б Андервуд, Ламар, изд. (2005). Величайшие когда-либо рассказанные истории о подводных лодках: ныряйте! Ныряй! Четырнадцать незабываемых историй из глубин . Гилфорд, Коннектикут: Lyons Press. ISBN  978-1592287338 .
  11. ^ «У российской подводной лодки ужасная дыра » . 18 августа 2000 года. Архивировано из оригинала 1 января 2011 года . Проверено 31 января 2014 г.
  12. ^ Перейти обратно: а б Брэннон, Роберт (13 апреля 2009 г.). Российские военно-гражданские отношения . Фарнхэм, Англия: Издательство Ashgate. п. 140. ИСБН  978-0754675914 .
  13. ^ Диккенберг, Джон (19 октября 2001 г.). «Поднятие Курска». Сидней Морнинг Геральд . Газета Источник Плюс.
  14. ^ Розенберг, Дебра и др . «Тайна в глубине». Newsweek 136.9 (2000): 34. Премьера академического поиска. Веб. 7 декабря 2011 г.
  15. ^ Святов, Георгий. «Потеря «Курска» преподает урок». Труды Военно-морского института США , 129.6 (2003): 71. Премьер академического поиска. Веб. 7 декабря 2011 г.
  16. ^ Маршалл, Джефф (июль 2008 г.), «Потеря HMS Siden» , Подробно , том. 28, нет. 4, Ассоциация подводных лодок Австралии, заархивировано из оригинала 16 февраля 2011 г. , получено 2 сентября 2010 г.
  17. ^ Роджерс, Дж. Дэвид; Копер, Кейт Д. «Некоторые практические применения судебной сейсмологии» (PDF) . Миссурийский университет науки и технологий . Проверено 5 сентября 2010 г.
  18. ^ Уильямс, Дэниел. « Ужасающая дыра» в российской субмарине . Машина обратного пути . Вашингтон Пост. Архивировано из оригинала 1 января 2011 года . Проверено 2 апреля 2016 г. {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  19. ^ Мур, Роберт (2003). Время умирать: нерассказанная история Курской трагедии . Нью-Йорк: Издательство Crown Publishers, Random House. стр. 65–66 . ISBN  0-609-61000-7 .
  20. ^ «Закрытие Курска оставляет вопросы без ответа» . Новости Би-би-си . 31 июля 2002 года . Проверено 1 февраля 2014 г.
  21. ^ «Курские родственники требуют фактов и справедливости» . «Санкт-Петербург Таймс» . 23 февраля 2001 года . Проверено 21 февраля 2011 г.
  22. ^ Призрак Курска преследует Путина - BBC News, 12 августа 2001 г., дата обращения 8 августа 2007 г.
  23. Веб-сайт Smit, посвященный проекту спасения Курска. Архивировано 21 января 2012 г. на Wayback Machine , URL-адрес посещен 12 февраля 2012 г.
  24. ^ Шпиц, диджей (2006), Исследование тел в воде. В: Медико-правовое расследование смерти Шпитца и Фишера. Руководство по применению патологии в расследовании преступлений (4-е изд.), Спрингфилд, Иллинойс, стр. 846–881. {{citation}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  25. ^ Кудрик, Игорь (3 марта 2003 г.). «Выгруженный «Курск» станет кладбищем подводных лодок» . Осло: Фонд Беллона. Архивировано из оригинала 6 октября 2007 года . Проверено 8 августа 2007 г.
  26. ^ «Российский адмирал: Катастрофа «Курска» по вине натовской подводной лодки» . 22 ноября 2021 г.
  27. ^ Тони ДиДжулиан (19 ноября 2008 г.). «Торпеды России и СССР после Второй мировой войны» . Navweaps.com . Проверено 6 февраля 2013 г.
  28. ^ «В итоговом отчете в катастрофе Курска виновато топливо» . Новости Би-би-си . 1 июля 2002 года . Проверено 1 февраля 2014 г.
  29. ^ Перейти обратно: а б Милашина, Елена (15 июля 2010 г.). Как погиб Курск (на русском языке) . Проверено 14 февраля 2014 г.
  30. ^ Уайнс, Майкл (27 февраля 2001 г.). «Офицер российской подлодки написал о взрыве торпеды, пишут «Известия»» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 19 февраля 2014 г.
  31. ^ Фолконбридж, Гай (3 декабря 2004 г.). «Кошмар на море» . Москва Таймс . Проверено 22 февраля 2014 г.
  32. ^ Питер Дэвидсон; Хью Джонс; Джон Х. Лардж (октябрь 2003 г.). «Восстановление российской атомной подводной лодки «Курск»» (PDF) . Всемирная конференция морских технологий, Сан-Франциско . Общество военно-морских архитекторов и морских инженеров . Архивировано из оригинала (PDF) 6 февраля 2012 года . Проверено 3 июля 2009 г.
  33. ^ «Вызывают ли бомбы землетрясения?» . Архивировано из оригинала 18 октября 2006 года . Проверено 20 февраля 2014 г.
  34. ^ «Что на самом деле случилось с «непотопляемой» российской подлодкой» . Хранитель . 4 августа 2001 г. Проверено 1 февраля 2014 г.
  35. ^ Рязанцев Валерий. «Гибель «Курска» » . Архивировано из оригинала 13 июня 2011 года . Проверено 12 февраля 2014 г.
  36. ^ Рязанцев Валерий. «Гибель «Курска» » . Архивировано из оригинала 20 ноября 2011 года . Проверено 12 февраля 2014 г.
  37. ^ Янович, Саша. «КУРСК» . Архивировано из оригинала 3 марта 2014 года . Проверено 16 января 2017 г.
  38. ^ Винтерберг, Томас. «Курск» . IMDB . Проверено 20 января 2019 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d5ef0a36692df5c7946e65d51bd8ce77__1719175980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d5/77/d5ef0a36692df5c7946e65d51bd8ce77.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Russian submarine Kursk (K-141) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)