Jump to content

К-152 Нерпа Авария

Авария К-152 Нерпа
класса Акула» « Подводная лодка , аналогичная К-152 «Нерпа».
Дата 8 ноября 2008 г.
Время 20:30 по местному времени
Расположение Залив Петра Великого , Японское море , у побережья Приморского края.
Потери
20 убитых
41 ранен
На борту российской подводной лодки К-152 "Нерпа" произошла авария.

- 152 «Нерпа» произошла катастрофа К 8 ноября 2008 года на борту российской подводной лодки К-152 « Нерпа» , в результате которой 20 человек погибли и еще 41 получили ранения. В аварии возложили ответственность на члена экипажа, который якобы играл с системой пожаротушения , которая, по его мнению, не работала.

Газ галон судна был выпущен в два отсека затопленной подводной лодки во время ходовых испытаний в Японском море , что привело к удушью пострадавших или вызвало обморожение их легких. Большое количество жертв отчасти объясняется большим количеством гражданских лиц на борту, которые помогали в испытаниях перед вводом в эксплуатацию . Трое погибших были российскими военнослужащими, остальные - гражданскими служащими "Восток", "Звезда" , "Эра" и Амур судостроительных заводов . [ 1 ] Этот инцидент стал крупнейшей катастрофой российской подводной лодки со времени затопления «Курска» в 2000 году. [ 2 ]

Последовательность событий

[ редактировать ]

На момент катастрофы « Нерпа» проходила ходовые испытания на Тихоокеанского флота полигоне России в заливе Петра Великого — заливе Японского моря, примыкающем к побережью Приморского края России . Судно еще не вступило в состав ВМФ России и проходило заводские испытания под руководством бригады Амурского судостроительного завода. [ 3 ] По этой причине на ее борту находился гораздо больший, чем обычно, состав экипажа: 208 человек, 81 военнослужащий и 127 гражданских инженеров с верфей, ответственных за постройку и оснащение подводной лодки. [ 4 ]

Авария произошла в 20:30 по местному времени 8 ноября 2008 года. [ 5 ] во время первого подводного испытания подводной лодки. [ 3 ] Сработала система пожаротушения подводной лодки, герметизировав два носовых отсека и заполнив их газом Р-114Б2 ( дибромтетрафторэтан , по -русски «хладон» ). [ 6 ] Газ — галоалкановый хладагент ВМФ России ЛОХ — используется в системе пожаротушения . В каждом отсеке российской подводной лодки имеется станция ЛОХ, из которой газ может подаваться в этот или соседние отсеки. [ 7 ] Газ вытесняет кислород и химически препятствует горению, что позволяет быстро тушить пожары в закрытых помещениях. В высоких концентрациях он может вызвать наркоз , который поэтапно прогрессирует до возбуждения, спутанности сознания, летаргии и, в конечном итоге, до удушья . [ 4 ]

В результате аварии от удушья погибли двадцать человек. Первоначально число раненых оценивалось в 21. [ 8 ] но позже было изменено на 41 Амурской судостроительной компанией, некоторые сотрудники которой оказались среди раненых. Сообщается, что многие из раненых получили обморожения , вызванные охлаждающим действием газа. [ 9 ]

После инцидента "Удалой" класса эсминец "Адмирал Трибуц" и спасательное судно "Саяны" для оказания помощи пострадавшей подлодке из Владивостока были отправлены . Пострадавших перевели на эсминец и отправили на лечение в военные госпитали, а подлодка своим ходом вернулась в Приморский край. [ 4 ] По словам представителя ВМФ Игоря Дигайло, судно в результате инцидента не пострадало, уровень радиации остался в норме. [ 10 ]

Военно-морские эксперты и средства массовой информации выдвинули два основных объяснения катастрофы: отказ оборудования или человеческая ошибка.

Отказ оборудования

[ редактировать ]

Сообщается, что система пожаротушения ЛОХ на «Нерпе» была нового типа, который ранее не использовался ни на одной российской подводной лодке. Более ранние версии системы ЛОХ работают только при ручном управлении с пульта дежурной смены. Новая система, установленная на «Нерпе», также могла работать в автоматическом режиме, реагируя на задымление и повышение температуры отсека и активируясь индивидуально в каждом отсеке. По свидетельству инженера завода «Звезда», это выходило из строя и раньше, когда подводную лодку готовили к ходовым испытаниям. Некоторые комментаторы предположили, что система могла быть активирована случайно. [ 11 ]

Человеческая ошибка

[ редактировать ]

10 ноября 2008 года в заявлении ВМФ России возложили ответственность за катастрофу на «несанкционированную эксплуатацию» системы пожаротушения на борту « Нерпы» . [ 4 ] Три дня спустя военно-морские следователи заявили, что член экипажа, неофициально названный Дмитрием Гробовым, включил систему «без разрешения и каких-либо особых оснований». По сообщениям российских СМИ , Гробов считал, что местный блок управления не подключен. От скуки он начал с ним играть. Локальные блоки управления подводной лодки защищены пятизначными номерами доступа, но во время ходовых испытаний коды доступа были написаны на блоках карандашом. Моряк увеличил показания с первоначального значения 30°C до 78°C, в результате чего система управления предположила, что на борту произошел пожар. Блок управления запросил разрешение на запуск системы пожаротушения. Гробов дал разрешение, возможно, даже не осознавая, что делает. [ 12 ] [ 13 ] Ему было предъявлено обвинение, и в случае признания виновным ему грозит до семи лет тюремного заключения.

В апреле 2013 года Гробов был оправдан судом присяжных. Этот судебный процесс последовал за более ранним оправдательным приговором, вынесенным 14 сентября 2011 года. Приговор 2011 года был отменен военной коллегией Верховного суда в мае 2012 года, что привело к повторному судебному разбирательству в апреле. [ 14 ]

Коллеги отнеслись к этому обвинению скептически, охарактеризовав обвиняемого члена экипажа как опытного и квалифицированного специалиста. [ 15 ] Ряд отставных морских офицеров заявили деловой газете "Коммерсант" , что сомневаются в том, что виноват только Гробов, поскольку один человек не смог активировать систему, поскольку для ее активации требуется несколько уровней подтверждения. [ нужна ссылка ]

Усугубляющие факторы

[ редактировать ]

По словам выживших, пострадавшие от выброса газа были застигнуты врасплох и, возможно, не были предупреждены вовремя из-за предупреждающих сирен, прозвучавших только после того, как газ уже начал поступать. Сообщалось, что некоторые из жертв не могли дышать. комплекты, прежде чем они задохнулись. [ 16 ]

Игорь Курдин, бывший командир подводной лодки типа «Тайфун» , нынешний руководитель Клуба подводников Санкт-Петербурга, объяснил большое количество жертв присутствием на подлодке в момент аварии большого количества гражданских специалистов. Семнадцать из 20 человек, погибших в результате катастрофы, были гражданскими лицами. Он отметил, что гражданские наблюдатели не будут обучены правильно реагировать на выброс пожарного газа с лодки, чему будет предшествовать специальный световой и звуковой сигнал, после чего все находящиеся на борту должны надеть кислородные маски, чтобы позволить им выжить. в течение 30-минутного периода, необходимого для вентиляции отсеков перед их повторным открытием. Кроме того, поскольку авария произошла в 20:30, многие гражданские специалисты и члены экипажа, вероятно, спали и не смогли вовремя надеть кислородные маски. [ 17 ] Эта авария является крупнейшей в стране со времени скандальной катастрофы 12 августа 2000 года, когда затонула российская атомная подводная лодка "Курск" .

Михаил Барабанов, главный редактор журнала «Moscow Defence Brief» , заявил, что возможность случайного срабатывания системы пожаротушения на российских подводных лодках не является чем-то неслыханным, но инциденты такого типа обычно не приводят к человеческим жертвам. Однако на борту «Нерпы» было то, что он назвал «толпой мирных жителей». Присутствие гражданских подрядчиков судостроения, помимо военных членов экипажа, привело к тому, что судно стало «переполненным». По его оценке событий, которые усугубили гибель людей, «пожарная сигнализация не сработала, поэтому пассажиры не осознавали, что газ начал вытеснять кислород в пострадавших отсеках». [ 18 ] Некоторые предположили, что на борту было недостаточно дыхательных комплектов для большего, чем обычно, числа людей или что гражданские лица не были должным образом обучены их использованию. [ 1 ] Выжившие заявили, что некоторые дыхательные аппараты не сработали или вышли из строя всего через несколько минут; Сообщается, что некоторые из погибших все еще носили дыхательные комплекты. [ 15 ]

Официальные реакции

[ редактировать ]

Президент России Дмитрий Медведев поручил министру обороны Анатолию Сердюкову немедленно провести расследование причин катастрофы. [ 4 ] генерал-полковник Александр Колмаков Для наблюдения за расследованием в Дальневосточный регион были направлены первый заместитель министра обороны адмирал Владимир Высоцкий и главком ВМФ . Президент также поручил генеральному прокурору Юрию Чайке провести уголовное расследование инцидента, а для расследования дела была направлена ​​группа сотрудников Главной военной прокуратуры. [ 3 ] ВМФ России и правительства Приморского края и Хабаровского края объявили о компенсационных пакетах для оказания помощи семьям погибших в результате катастрофы. [ 19 ]

Первоначально в российских и индийских СМИ появились сообщения о том, что в конце ноября 2008 года экипаж ВМС Индии направляется во Владивосток , где начнет «тренировки и подготовку» на борту «Нерпы » . [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] Эти сообщения появились на фоне слухов о том, что Россия может сдать в аренду Индии недавно построенную атомную подводную лодку. [ 23 ] Позже сообщения подтвердили, что пострадавшая от аварии подводная лодка действительно была той, которую планировалось сдать в аренду Индии. [ 24 ] [ 25 ]

Индийские военно-морские чиновники заявили: «Наши чиновники уже находятся в России, наблюдая за проектом подводной лодки; как на этапе ее строительства, так и сейчас на этапе ходовых испытаний. Мы внимательно следим за развитием событий».

Мнения аналитиков о влиянии аварии на военные отношения с Индией разделились. Российский военный аналитик отметил, что маловероятно, что инцидент "отпугнет Индию". [ 26 ] С другой стороны, Гольц заявил: "Я думаю, что это станет еще одним серьезным ударом по сотрудничеству с Индией. Индия будет еще больше обеспокоена качеством российского оружия". Он также заявил, что Индия хотела сохранить секретность, чтобы Соединенные Штаты не оказали давление с целью сорвать сделку, но, поскольку других поставщиков таких подводных лодок нет, Индия, вероятно, все равно согласится на сделку. [ 27 ] Сообщалось, что в 2008 году запланированная аренда подводной лодки Индии была отменена после инцидента. [ 28 ] Однако 4 апреля 2012 года подводная лодка была официально принята в состав ВМС Индии как INS Chakra . [ 29 ] [ 30 ]

  1. ^ Jump up to: а б Рен ТВ, Москва, 2030 GMT 10 ноября 2008 г.
  2. ^ Сиал, Раджив (9 ноября 2008 г.). «Двадцать человек погибли в результате аварии на атомной подводной лодке» . Хранитель . Лондон . Проверено 9 ноября 2008 г.
  3. ^ Jump up to: а б с Poroskov, Nikolai (10 November 2008). "Accidents More Terrifying Than Fire". Vremya Novostei .
  4. ^ Jump up to: а б с д и «Двадцать человек погибли на борту подводной лодки из-за неисправной системы пожаротушения». Комсомольская правда . 9 ноября 2008 г.
  5. ^ Лойко, Сергей Л. (8 ноября 2008 г.). «В гибели российских подводных лодок виновата ложная пожарная тревога» . Сообщение «Колумбус» . Архивировано из оригинала 13 апреля 2011 года . Проверено 11 ноября 2008 г.
  6. ^ «В результате пожара на атомной подводной лодке ВМФ России «Акула II» погибли двадцать российских моряков» . Международный интернет-журнал по обороне. 11 ноября 2008 г. Архивировано из оригинала 23 января 2009 г. . Проверено 17 ноября 2008 г.
  7. ^ Романов, Д.А.; Мур, Кеннет Дж.; пер. Акус, Джонатан Э. Пожар на море: трагедия советской подводной лодки «Комсомолец» , с. 250. Брэсси, 2006. ISBN   1-57488-426-3
  8. ^ «Двадцать человек погибли на русской подводной лодке» . Би-би-си . 9 ноября 2008 г. Архивировано из оригинала 9 ноября 2008 г. Проверено 9 ноября 2008 г.
  9. ^ « Следователи «Нерпы» отстранены от должности» . Восток Медиа. 19 ноября 2008 г. Архивировано из оригинала 9 января 2009 г. Проверено 28 ноября 2008 г.
  10. ^ " Флаги Приморья приспущены в траур по погибшим в катастрофе подводной лодки. [ постоянная мертвая ссылка ] ". Информационное телеграфное агентство России , 11 ноября 2008 года.
  11. ^ Журман, Ольга; Гаврилов, Юрий (11 ноября 2008 г.). «Причал печали: Дальний Восток прощается с погибшими моряками и кораблестроителями». Российская газета .
  12. ^ Матрос запустил смертельный газ на глазах у своего командира? Komsomolskaya Pravda 15 November 2008 (in Russian)
  13. ^ Матрос включил систему пожаротушения на "Нерпе" от скуки Lenta.ru 15 November 2008
  14. ^ «Присяжные оправдали офицеров по делу о гибели подводной лодки «Нерпа»» . РАПСИ . 26 апреля 2013 года . Проверено 15 августа 2020 г.
  15. ^ Jump up to: а б Халпин, Тони (13 ноября 2008 г.). «Член экипажа виновен в катастрофе российской подводной лодки» . Таймс . Лондон . Проверено 27 ноября 2008 г.
  16. ^ «Выжившие русские подводные лодки: фреон погиб, пока экипаж спал» . Ассошиэйтед Пресс . 11 ноября 2008 года . Проверено 27 ноября 2008 г. [ мертвая ссылка ]
  17. ^ Лойко, Сергей Л. (10 ноября 2008 г.). «В гибели российских подводных лодок виновата ложная тревога» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 13 декабря 2008 года . Проверено 11 ноября 2008 г.
  18. ^ «Трагедия под водой» . Newsweek . 9 ноября 2008 г. Архивировано из оригинала 13 ноября 2008 г. Проверено 11 ноября 2008 г.
  19. ^ Центр ТВ, Москва. 11:30 по Гринвичу, 10 ноября 2008 г.
  20. ^ «Индусы берут в аренду нашу подводную лодку – Бизнес – Новости Владивостока» . Вн.vladnews.ru . Проверено 11 ноября 2008 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  21. ^ «Служба обновления индуистских новостей» . Ченнаи, Индия: Hindu.com. 2 ноября 2008 г. Архивировано из оригинала 8 декабря 2008 г. Проверено 11 ноября 2008 г.
  22. ^ Сандип Уннитан. «India Today – самый читаемый журнал Индии» . Indiatoday.digitaltoday.in . Проверено 11 ноября 2008 г.
  23. ^ "domain-b.com: Растет количество слухов об аренде Индией новой российской атомной подводной лодки" . Домен-b.com. Архивировано из оригинала 3 ноября 2008 года . Проверено 11 ноября 2008 г.
  24. ^ «Индия планировала арендовать российскую подводную лодку, на которой погибли люди, - говорится в сообщениях» . Канзассити.com . Проверено 11 ноября 2008 г. [ мертвая ссылка ]
  25. ^ Халпин, Тони (11 ноября 2008 г.). «Российская ядерная подводная лодка смерти «должна была быть доставлена ​​в Индию» » . Лондон: Таймсонлайн . Архивировано из оригинала 11 ноября 2008 года . Проверено 11 ноября 2008 г.
  26. ^ «Авария на атомной подводной лодке унесла жизни 20 человек» . Москва Таймс . 10 ноября 2008 г. Архивировано из оригинала 12 ноября 2008 г. Проверено 11 ноября 2008 г.
  27. ^ «За катастрофой российской подводной лодки» . Newsweek . 9 ноября 2008 г. Архивировано из оригинала 13 ноября 2008 г. Проверено 11 ноября 2008 г.
  28. ^ «Атомная подводная лодка «Нерпа» войдет в состав ВМФ России» . Ньюстрек Индия . Проверено 27 ноября 2008 г.
  29. ^ «INS Chakra: Правительство вводит в состав ВМФ российского происхождения «Акула II» класса «Нерпа» . Экономические времена . 4 апреля 2012 года . Проверено 3 марта 2015 г.
  30. ^ «INS Chakra официально принята в состав ВМС Индии» . Индия сегодня . 4 апреля 2012 года . Проверено 3 марта 2015 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7a1714332aac27c4933de63417681cd5__1714216140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7a/d5/7a1714332aac27c4933de63417681cd5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
K-152 Nerpa accident - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)