MV Принцесса звезд
![]() Теплоход «Принцесса звезд» пришвартовался в порту Себу.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Паром Сирень |
Владелец | Паром Шин Нихонкай |
Оператор | Паром Шин Нихонкай |
Порт приписки | Отару , Япония |
Маршрут | Майдзуру – Отару |
Строитель | Корпорация IHI , Айой, Хёго , Япония |
Номер двора | 2904 |
Заложен | 3 февраля 1984 г. |
Запущен | 27 марта 1984 г. |
Первое путешествие | 10 июля 1984 г. |
В эксплуатации | 1984–2004 |
Не работает | июль 2004 г. |
Идентификация | Номер ИМО : 8323161 |
Судьба | Продан компании Sulpicio Lines. |
![]() | |
Имя | MV Принцесса звезд |
Владелец | Линии Сульпичио |
Оператор | Линии Сульпичио |
Порт приписки | Себу , Филиппины |
Маршрут | Манила – Себу (2008) |
Первое путешествие | 2004 |
В эксплуатации | 2004–2008 |
Не работает | 21 июня 2008 г. |
Судьба | Перевернулся во время тайфуна Фэншэнь 21 июня 2008 г.; утилизирован и списан в 2011 году |
Общие характеристики | |
Класс и тип | РОПАКС Паром |
Тоннаж | |
Длина | 193 м (633 фута 2 дюйма) |
Луч | 28 м (91 фут 10 дюймов) |
Высота | 43 м (141 фут 1 дюйм) |
колоды | 8 |
Установленная мощность | SEMT Pielstick 8PC4-2L (два двигателя) |
Движение | Гребные винты регулируемого шага 4×4 (двойные гребные винты) |
Скорость | 21,8 узла (40,37 км/ч) |
Емкость |
|
MV Princess of the Stars (или просто Princess of the Stars ) — пассажирский паром, принадлежавший филиппинской судоходной компании Sulpicio Lines , который перевернулся и затонул 21 июня 2008 года у берегов Сан-Фернандо , Ромблон, в разгар тайфуна Фэншен , назвали которого местные жители Фрэнком. Шторм прошел прямо над Ромблоном как тайфун категории 2 , что привело к опрокидыванию судна; В результате катастрофы погибло 814 человек.
Фон
[ редактировать ]MV Princess of the Stars был построен в 1984 году компанией Ishikawajima-Harima Heavy Industries Co., Ltd. в Аиой, Хёго , Япония , как Ferry Lilac ( по-японски : Ferry Lilac ) компании Shin Nihonkai Ferry ( по-японски : Shin Nihonkai Ferry Co., Ltd. ). Это второй корабль, носящий в своем названии слово «Сирень» . Оригинальный «Ферри Сирень» вступил в строй в 1970-х годах, паром третьего поколения под названием «Сирень» вошел в строй в 2002 году. стал крупнейшим паромом Ropax в Японии, хотя он не был спроектирован так, чтобы быть таким быстрым, как его предшественники.
Свой первый рейс он начал 10 июля 1984 года. Ему был назначен маршрут Майдзуру — Отару через Японское море . Он имел первоначальную пассажировместимость 554 человека. Ее длина составляла 193 метра, а ширина - 29 метров. Ее валовая вместимость составляла 23 824 человека. Будучи большим паромом ROPAX , он мог перевозить легковые и грузовые автомобили и был спроектирован так, чтобы выдерживать бурное море.
Она была переоборудована компанией Shin Nihonkai Ferry в феврале 1990 года в ходе капитального ремонта, направленного на копирование ее объектов с оборудованием ее преемников. Общие помещения были расширены и модернизированы, добавлены коридоры с видом на море, а также 23 новые каюты 1-го класса, солярий и открытый бассейн в задней части. Ее мощность увеличилась.
В 2004 году она вышла на пенсию после 20 лет службы в Японии. Его продали компании Sulpicio Lines , где он стал новым флагманом компании, вытеснив MV Princess of the Universe , бывший New Yamato . Ей был назначен главный маршрут Манила – Себу , маршрут, используемый флагманами конкурирующих компаний и маршрут, где конкуренция среди судоходных компаний в то время была острой. Ее снова переоборудовали дополнительной нижней пассажирской палубой. На кормовом левом борту была установлена грузовая аппарель. В результате переоборудования его вместимость была значительно увеличена до 1992 пассажиров. Это было ниже по сравнению с паромами предыдущего поколения Sulpicio Lines, такими как MV Princess of the Orient , который на момент затопления имел вместимость более 3000 человек. [ 1 ]
После ввода в эксплуатацию Sulpicio Lines судно длиной 193 м (633 фута) стало крупнейшим пассажирским паромом, когда-либо выходившим на Филиппины. Ее размеры привлекли внимание публики, пассажиров и экипажа, даже конкурирующих компаний, из-за ее размеров по сравнению с другими паромами того времени. Ее рекорд размера оставался неоспоримым в течение нескольких лет, пока в 2021 году не прибыли два однотипных корабля длиной 195 м (640 футов) , названные MV 2GO Maligaya (бывший Yamato/Stena Nova ) и MV 2GO Masagana (бывший Tsukushi ) из 2GO . Находясь на вооружении Sulpicio Lines, до июня 2008 года она совершила 4 года плаваний без происшествий.
Катастрофа
[ редактировать ]

«Принцесса Звезд» покинула порт Манилы 20 июня 2008 года по пути в город Себу . Хотя тайфун «Фэншен» , местный известный как «Тайфун Франк», обрушился на остров Самар ранее в тот же день , «Принцессе звезд» разрешили отплыть, поскольку судно было достаточно большим, чтобы оставаться на плаву на периферии тайфуна. Однако позже в тот же день Фэншэнь неожиданно изменил курс, в результате чего паром оказался под серьезной опасностью быть захваченным штормом. [ 2 ]
В полдень 21 июня паром подал сигнал бедствия; Радиосвязь была потеряна в 12:30 по тихоокеанскому времени (04:30 по Гринвичу). [ 3 ] Мэр Сан-Фернандо Нанетт Тансингко прислала катер и подтвердила, что у парома есть дыра в корпусе и он частично затоплен, а также что поблизости было обнаружено несколько тел. [ 4 ] корабля Позже выяснилось, что дыра в корпусе на самом деле была носовым подруливающим устройством . [ 5 ]

Первоначально сообщалось, что общее количество людей на борту составляло 747 – 626 пассажиров и 121 член экипажа (575 взрослых, 20 детей, 31 младенец и 121 офицер и член экипажа). [ 6 ] [ 7 ] Однако Sulpicio Lines сообщила, что зарегистрировано 755 пассажиров и 111 членов экипажа, что в общей сложности составляет 866 человек. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] Возможно, было больше пассажиров, не записанных в манифесте. [ 11 ]
Согласно последним официальным данным (окончательное число), на борту судна находились 814 погибших и пропавших без вести и 56 выживших, всего на борту находилось 870 человек. [ 12 ]
Согласно рассказу четырех выживших, которым удалось доплыть до близлежащего острова Сибуян , «Принцесса звезд» не вышла из строя (как сообщалось ранее), а попала в бурное море у побережья Ромблона. В 11:30 пассажирам приказали надеть спасательные жилеты. [ 3 ] а через пятнадцать минут капитан отдал приказ покинуть корабль. [ 13 ] Около полудня корабль начал крениться. [ 3 ] Выжившие стали свидетелями того, как многие люди прыгнули в воду, а некоторые добрались до спасательных плотов. На многих из них не было спасательных жилетов, и, по словам четырех выживших, экипаж больше заботился о своем спасении, чем о помощи пассажирам. [ 13 ] Паром перевернулся в 13:00. [ 14 ]
По словам представителя ВМС Филиппин, после того, как ближайшему к этому району судну ВМФ пришлось прервать спасательную операцию из-за «гигантских волн, проливного дождя и порывистого ветра», [ 15 ] другой спасательный корабль достиг Принцессы Звезд более чем через 24 часа после потери радиосвязи. Представитель филиппинской береговой охраны Арман Балило заявил: «Они никого не видели. Они прочесывают местность. Они изучают направление волн, чтобы определить, куда могли занести выживших». [ 6 ]
К 23 июня четыре тела были обнаружены с места происшествия береговой охраной и ВМС Филиппин . [ 16 ] Еще 35 трупов и 40 выживших выбросило на берег острова Буриас в Масбате в тот же день. Вполне вероятно, что тела принадлежали не только « Принцессе звезд», но и другим судам, перевернувшимся во время тайфуна. Некоторые из 40 выживших сказали, что они прибыли с судна MV Lake Paway , которое отплыло от Минданао, но позже затонуло в море. [ 17 ]
24 июня 2008 года береговая охрана Филиппин сообщила, что на ее долю приходится 115 (48 выживших, 67 погибших, 747 пропавших без вести) из 862 пассажиров и экипажа «Принцессы звезд» . Военно-морские водолазы, войдя в перевернутый корпус парома, не обнаружили выживших внутри затонувшего корабля. Они нашли 15 тел в обеденной зоне корабля и еще два на мостике. [ 18 ] Внутри парома было так темно, что невозможно было сказать, сколько еще трупов находилось внутри. [ 19 ] Вертолет американского военного корабля USNS Stockham обнаружил 12 тел, плавающих возле острова Масбате, однако неясно, принадлежали ли они « Принцессе звезд» .
Семьи погибших обвинили Sulpicio Lines и филиппинскую береговую охрану в халатности, позволившей кораблю тронуться с места, несмотря на плохую погоду. Они также обвинили Сульпичио в том, что он не сообщил им лично о трагедии, деталях аварии и состоянии корабля и пассажиров. Адвокат Sulpicio Lines заявил, что береговая охрана никогда не сообщала кораблю о том, что плавать по нему небезопасно. [ 1 ]
Президент Глория Макапагал Арройо потребовала объяснений от портовых властей: «Почему вы позволили ему отплыть и почему не было достаточного предупреждения? Я хочу ответов». [ 3 ] Управление морской индустрии (Марина) распорядилось остановить все суда Sulpicio Lines до завершения расследования. [ 20 ] Вице-президент Ноли де Кастро председательствовал на первом заседании недавно созданной «Оперативной группы принцессы звезд». [ 21 ] Sulpicio Lines предложила выплатить семьям погибших по 200 000 песо (4500 долларов США) каждой в качестве компенсации. [ 22 ]
Вывоз опасного груза
[ редактировать ]27 июня 2008 года работы по восстановлению были прекращены из-за обнаружения 10 000 килограммов опасного пестицида эндосульфана на борту . Поставка была заключена по контракту с компанией Del Monte Philippines Inc. и должна была быть погружена на другое судно Sulpicio, MV Princess of Paradise . [ 23 ] Правительство Филиппин объявило, что рассматривает возможность предъявления обвинений, поскольку перевозка опасных грузов на борту пассажирских судов в стране является незаконной. [ 24 ]
Владельцы заключили с Titan Salvage контракт на удаление эндосульфана вместе с некоторым дополнительным опасным грузом во втором контейнере. Оба груза находились в контейнерах на палубе «D» перевернувшегося судна. Titan Salvage собрала спасательную команду, состоящую из следующих компаний: Harbour Star, филиппинской буксирно-спасательной компании; Global Diving & Salvage, американская дайвинг-компания, специализирующаяся на опасных дайвинг-операциях; и South Pacific Environmental, базирующаяся на Гуаме компания, специализирующаяся на уменьшении выбросов опасных химических веществ. Спасательная команда начала операции по извлечению эндосульфана 24 сентября 2008 года. [ 25 ]
К 5 октября [ 26 ] все 402 из 25-килограммовых бочек были благополучно извлечены из первого 40-футового контейнера, расположенного у кормовой части палубы «D», на глубине примерно 85 футов. Затем спасательная команда извлекла другой опасный груз из 20-футового контейнера, расположенного в центре палубы «D» на глубине примерно 35 футов. 11 октября было установлено, что весь опасный груз, находившийся во втором контейнере, благополучно обнаружен. Спасательная команда просверлила корпус корабля, чтобы удалить из него топливо. Этот этап был завершен к 17 октября. Было извлечено около 200 000 литров.
Продолжение усилий по восстановлению организма
[ редактировать ]После того как опасный груз был вывезен, работы по извлечению тел продолжились. С 27 октября по 10 ноября водолазы Harbour Star и береговой охраны извлекли 199 тел с палуб «C», «B» и «A». Комендант PCG вице-адмирал Вильфредо Тамайо заявил: «Мы не ожидаем увидеть 500 тел. Нам повезет, если мы получим половину из них». [ 27 ] Однако водолазам не удалось попасть в машинное отделение и некоторые другие помещения из-за труднодоступности и опасности. Тела хранились на борту MV Tacloban Princess . Судебно-медицинские эксперты Национального бюро расследований (НБР) и Интерпола ждали в городе Себу, чтобы попытаться установить личность. [ 28 ]
Доктор Баутиста из НБР заявил после этого, что сопоставление ДНК при содействии и финансировании Интерпола будет проводиться в лаборатории Международной комиссии по пропавшим без вести лицам в Сараево , Босния. [ 28 ] У большинства первоначальных тел, обнаруженных после более чем четырех месяцев под водой, были оторванные конечности или головы и разложившаяся плоть. Береговая охрана Филиппин сообщила, что известно, что в результате морской трагедии выжили только 56 человек. Было обнаружено около 350 тел, остальные предположительно оказались запертыми внутри перевернувшегося судна. [ 28 ]
К маю 2010 года затонувший корабль был продольно разрезан пополам и отбуксирован на мелководье, где дайверы могли более безопасно исследовать внутреннюю часть. [ 29 ] Еще 47 комплектов человеческих останков были обнаружены и переданы Национальному бюро расследований и прокуратуре для судебно-медицинской экспертизы. [ 30 ]
Расследование
[ редактировать ]Итоговый отчет ИМТ
[ редактировать ]Совет по морскому расследованию Филиппин, состоящий из пяти членов, в своем 65-страничном отчете от 25 августа 2008 года, представленном Управлению морской индустрии или Марине, признал Sulpicio Lines и ее капитана ответственными за трагедию. BMI рекомендовало Марине «рассмотреть возможность приостановления действия Сертификата общественного блага (CPC) Sulpicio Lines в соответствии с существующими законами, правилами и положениями (и уголовной ответственности за затопление)». В окончательном отчете обвиняется человеческая ошибка и постановляется, что пропавший и предположительно погибший капитан корабля Флоренсио Маримон «просчитался» с риском продолжения путешествия на Себу, несмотря на штормовую погоду. [ 31 ]
Согласно отчету: «Непосредственной причиной опрокидывания MV Princess of the Stars стала неспособность капитана проявить необычайное усердие и хорошее морское мастерство, тем самым допустив ошибку в суждении, в результате которой MV Princess of the Stars попала в глаза. тайфуна Фрэнк... Судоходная фирма признана халатной из-за невыполнения своих обязанностей по обеспечению безопасной перевозки пассажиров и грузов к (их) месту назначения». [ 32 ] Впоследствии Sulpicio Lines объявила о намерении обжаловать это решение. [ 33 ]
Sulpicio Lines, второй по величине грузовой перевозчик на Филиппинах, обеспечивает 40% всех грузоперевозок по стране. Некоторые комментаторы, такие как Роберт Го, бывший президент Торгово-промышленной палаты Себу, утверждали, что приостановка деятельности Сульпичио вызовет значительный сбой в экономике страны в рождественский сезон. [ 32 ]
Решение
[ редактировать ]в Апелляционный суд 237-страничном знаковом решении от 28 июня 2024 года, написанном судьей Вильгельминой Хорхе-Ваган, постановил, что филиппинская корпорация Span Asia Carrier Corporation (ранее Sulpicio Lines, Inc.) виновна в грубой халатности и, следовательно, несет ответственность за гибель людей. MV Princess of the Stars в 2008 году из 814 пассажиров и 500 пропавших без вести в результате кораблекрушения . Поддержав решение 49 отделения регионального суда первой инстанции Манилы , CA обязал владельцев PSACC Энрике Го, Эусебио Го, Карлоса Го, Викториано Го, Доминадора Го, Рикардо Го, Эдварда Го и Эдгара Го выплатить в общей сложности 129 854 502,57 песо в качестве компенсации за ущерб. наследники, оставшиеся в живых, семьи и родственники жертв, которых представляет адвокат Персида Акоста . [ 34 ]
Международный ответ
[ редактировать ]Соединенные Штаты
[ редактировать ]Соединенные Штаты пожертвовали 100 000 долларов США жертвам через Филиппинский Красный Крест и направили USNS GYSGT Фреда В. Стокхэма и самолет морского наблюдения P-3 Orion для оказания помощи. [ 35 ] Во время встречи один на один между президентом США Джорджем Бушем и президентом Филиппин Глорией Макапагал-Аройо , Соединенные Штаты выразили свои соболезнования народу Филиппин и пообещали, что будет оказана дополнительная помощь, включая размещение американских военных сил. Группа военно-морских авианосцев USS Ronald Reagan для помощи в любых спасательных операциях. [ 36 ]
См. также
[ редактировать ]- Список морских катастроф с участием филиппинской корпорации Span Asia Carrier Corporation
- Список морских катастроф на Филиппинах
- Список кораблекрушений 2008 года
- Сезон тихоокеанских тайфунов 2008 г.
- MV Doña Paz затонул в 1987 году, погиб не менее 4341 человек.
- Судно Doña Marilyn затонуло в 1988 году, погибло 254 человека.
- Теплоход St. Thomas Aquinas затонул в 2013 году после столкновения с грузовым судном MV Sulpicio Express Siete , в результате чего 137 человек погибли и пропали без вести.
- SS El Faro затонул в 2015 году во время урагана Хоакин.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Родственники пассажиров перевернувшегося корабля сомневаются в отсутствии информации об их родственниках» . АБС-ЦБН. 22 июня 2008 г. Архивировано из оригинала 16 января 2013 г. Проверено 18 декабря 2012 г.
- ^ «Найдено 28 выживших на филиппинском пароме: отчет» . Yahoo! Новости. 22 июня 2008 г. Архивировано из оригинала 26 июня 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Сотни пропали без вести из-за опрокидывания корабля» . Новости Би-би-си. 22 июня 2008 года. Архивировано из оригинала 29 октября 2008 года . Проверено 22 июня 2008 г.
- ^ «700 человек на борту дрейфующего парома на Филиппинах» . Радио Австралии. 22 июня 2008 г. Архивировано из оригинала 14 августа 2014 г.
- ^ Ортис, Марго; Салаверрия, Лейла (24 июня 2008 г.). «Злополучный корабль-гордость Сульпичио» . Филиппинский Daily Inquirer . Архивировано из оригинала 15 июля 2015 г. Проверено 18 декабря 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «Тайфун Фэншен унес жизни 80 человек на Филиппинах» . Финансовый экспресс . 22 июня 2008 г. Архивировано из оригинала 4 февраля 2013 г.
- ^ «Представитель Сульпичио говорит, что береговая охрана не виновата» . Филиппинская звезда . Архивировано из оригинала 01 февраля 2018 г. Проверено 1 февраля 2018 г.
- ^ GMANews.TV, АМИТА ЛЕГАСПИ. «Оперативная группа рассматривает 4 варианта перевернувшегося судна» . Новости GMA онлайн . Архивировано из оригинала 20 сентября 2016 г. Проверено 6 января 2022 г.
- ^ «Совместный подход помогает выжившим после тайфуна Фэншэнь» . Новая гуманитарная помощь . 4 июля 2008 г. Архивировано из оригинала 6 января 2022 г. Проверено 6 января 2022 г.
- ^ Новости, GMA : «Сульпичио еще не решил, спустить ли «Принцессу» на воду » . Новости GMA онлайн . Архивировано из оригинала 20 сентября 2016 г. Проверено 6 января 2022 г.
{{cite web}}
:|last=
имеет общее имя ( справка ) - ^ «На борту перевернувшегося филиппинского парома находилось более 860 человек» . Информационное агентство Синьхуа. 23 июня 2008 года. Архивировано из оригинала 28 июня 2008 года . Проверено 18 декабря 2012 г.
- ^ https://www.ferrysafety.org/Филиппины [ постоянная мертвая ссылка ] Отчет [6].docx
- ^ Jump up to: а б «Затонувший паром заброшен в полдень субботы, говорят выжившие филиппинцы» . Информационное агентство Синьхуа. 22 июня 2008 года. Архивировано из оригинала 26 июня 2008 года . Проверено 22 июня 2008 г.
- ^ Гинто, Джоэл; Уй, Вероника (22 июня 2008 г.). « По меньшей мере 86 человек погибли из-за «Фрэнка», 700 пропали без вести» . Филиппинский Daily Inquirer . Архивировано из оригинала 25 июня 2008 года . Проверено 22 июня 2008 г.
- ^ Гвинто, Джоэл (22 июня 2008 г.). «Паром с более чем 800 людьми затонул во время шторма — официальные лица» . Филиппинский Daily Inquirer . Архивировано из оригинала 21 февраля 2013 года.
- ^ «Паром с 700 пассажирами, экипаж затонул во время шторма, четверо погибших – сообщается» . Филиппинская звезда . 22 июня 2008 года . Проверено 22 июня 2008 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Меруэньяс, Марк (23 июня 2008 г.). «Обнаружено 35 тел, 40 спасено у Бариаса, мэр Масбате» . Новости ГМА . Архивировано из оригинала 24 января 2016 года.
- ^ «Береговая охрана: на данный момент подтверждено 48 выживших, 67 погибших в результате морского происшествия» . Новости ГМА . 24 июня 2008 г. Архивировано из оригинала 24 января 2016 г.
- ^ Маккиннон, Ян (24 июня 2008 г.). «На пострадавшем филиппинском пароме не обнаружено выживших» . Хранитель . Архивировано из оригинала 24 января 2016 года . Проверено 14 декабря 2012 г.
- ^ Легаспи, Амита (23 июня 2008 г.). «Sulpicio Lines публикует список пассажиров и список выживших» . Новости ГМА . Архивировано из оригинала 24 января 2016 года.
- ^ «Вице-президент Ноли председательствует на заседании оперативной группы «Принцесса Звезд»» . Новости ГМА . 24 июня 2008 года. Архивировано из оригинала 22 мая 2011 года . Проверено 18 декабря 2012 г.
- ^ Алькуас, Франциско (23 июня 2008 г.). «Филиппины расширяют поиск в связи с обнаружением выживших после крушения парома» . Блумберг. Архивировано из оригинала 18 января 2013 года.
- ^ Суарес, Крис Даниэль (30 июня 2008 г.). «Дель Монте: Сульпичио знал, что у «Принцессы» был токсичный груз» . Новости АБС-ЦБН . Архивировано из оригинала 10 марта 2022 года . Проверено 10 марта 2022 г.
- ^ «Смертельный пестицид на борту затонувшего филиппинского парома: официальный представитель» . Новости Си-Би-Си. 27 июня 2008 г. Архивировано из оригинала 13 ноября 2012 г.
- ^ «Токсичное химическое вещество в «MV Princess» не повреждено — DOTC» . АБС-ЦБН. 27 сентября 2008 года. Архивировано из оригинала 12 февраля 2011 года . Проверено 18 декабря 2012 г.
- ^ Салаверрия, Лейла (5 октября 2008 г.). «Извлечение эндосульфана с парома завершено» . Филиппинский Daily Inquirer . Архивировано из оригинала 21 февраля 2013 года.
- ^ Алаве, Кристина Л. (11 ноября 2008 г.). « Операции по восстановлению «Принцессы» завершены» . Филиппинский Daily Inquirer . Архивировано из оригинала 14 июня 2012 года . Проверено 18 декабря 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с «Тела извлечены с филиппинского корабля» . Аль Джазира. 27 октября 2008 г. Архивировано из оригинала 25 октября 2012 г.
- ^ «Операции по поиску на теплоходе Princess of the Stars, усиленные» . Филиппинская береговая охрана. 5 июня 2010 г. Архивировано из оригинала 16 апреля 2013 г. Проверено 18 декабря 2012 г.
- ^ Эспланада, Джерри Э. (2 июня 2010 г.). «Береговая охрана рассчитывает снять с мели MV Princess к 15 июня» . Филиппинский Daily Inquirer . Архивировано из оригинала 5 июня 2010 года . Проверено 18 декабря 2012 г.
- ^ «Зонд обвиняет капитана компании в катастрофе парома на Филиппинах» . АФП. 26 августа 2008 года. Архивировано из оригинала 16 декабря 2008 года . Проверено 18 декабря 2012 г.
- ^ Jump up to: а б « Лицензия на приостановление деятельности » . Филиппинский Daily Inquirer . 27 августа 2008. Архивировано из оригинала 16 февраля 2012 года . Проверено 18 декабря 2012 г.
- ^ Меруэньяс, Марк (27 августа 2008 г.). «Сульпичио не согласен с выводами BMI о трагедии «Принцессы»» . Новости ГМА . Архивировано из оригинала 18 марта 2014 года.
- ^ Калало, Арли (31 июля 2024 г.). «CA поддерживает приговор Сульпичио» . Манила Таймс . Проверено 4 августа 2024 г.
- ^ Лабог-Джавеллана, Джульетта (25 июня 2008 г.). «Арройо получает флаг США в знак сочувствия» . Филиппинский Daily Inquirer . Архивировано из оригинала 13 сентября 2009 года . Проверено 18 декабря 2012 г.
- ^ «Корабль США прибывает на помощь жертвам морской трагедии» . Новости ГМА . 25 июня 2008 г. Архивировано из оригинала 25 сентября 2015 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- « ЭКСПРЕСС ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ Перевернувшийся паром «MV Princess of the Stars» Республика Филиппины » ( Архив ). Европейская Комиссия / Организация Объединенных Наций . Июль 2008 года.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «В фотографиях: трагедия на филиппинском пароме» , BBC News
- Видеозапись парома на причале , GMA News