МВ Донья Пас
![]() Донья Пас пришвартовалась в Таклобан в 1984 году. порту
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Химэюри Мару |
Владелец | РКК Лайн |
Порт приписки | Кагосима |
Строитель | Верфь Ономити |
Номер двора | 118 |
Запущен | 25 апреля 1963 г. |
Не работает | Октябрь 1975 г. |
Судьба | Продан компании Sulpicio Lines. |
![]() | |
Имя | Дон Сульпичио |
Владелец | Линии Сульпичио |
Порт приписки | Манила |
Маршрут | Таклобан – Катбалоган – Манила |
Приобретенный | Октябрь 1975 г. |
Первое путешествие | 20 января 1976 г. |
Не работает | 20 декабря 1987 г. |
Переименован | Донья Пас в 1981 году |
Ремонт | После пожара на борту 5 июня 1979 г. |
Идентификация | Номер ИМО : 5415822 |
Судьба | Загорелся и затонул после столкновения с МТ Вектор 20 декабря 1987 г. |
Примечания | Самая смертоносная морская катастрофа мирного времени в истории |
Общие характеристики | |
Тип | Пассажирский паром |
Тоннаж | |
Длина | 93,1 м (305 футов) |
Луч | 13,6 м (45 футов) |
Глубина | 8,05 м (26,4 фута) |
Установленная мощность |
|
Движение | 4-лопастной одиночный винт |
Скорость | Сервис: 18 узлов (33 км/ч; 21 миля в час). Макс: 20,2 узла (37 км/ч; 23 мили в час) |
Емкость | 1518 пассажиров |
Экипаж | 66 |
MV Doña Paz — построенный в Японии и зарегистрированный на Филиппинах пассажирский паром, , который затонул после столкновения с нефтяным танкером « Вектор» 20 декабря 1987 года. Построенный Ономичи Дзосеном из Хиросимы , Япония, корабль был спущен на воду 25 апреля 1963 года как Химэюри Мару вместимостью 608 пассажиров. В октябре 1975 года Химэюри Мару купила Сульпичио. Lines и переименован в Don Sulpicio . После пожара на борту в июне 1979 года корабль был отремонтирован и переименован в Doña Paz .
направлявшееся с острова Лейте в столицу Филиппин Манилу Судно, , было серьезно переполнено: по меньшей мере 2000 пассажиров не были указаны в манифесте . Также утверждалось, что на корабле не было радио и что спасательные жилеты были заперты. Однако официальная вина была возложена на танкер «Вектор» , который столкнулся с « Донья Пас» , был признан непригодным для плавания и эксплуатировался без лицензии, наблюдателя или квалифицированного капитана. По оценкам, число погибших составило 4385 человек и только 26 человек выжили, и это остается самой смертоносной морской катастрофой мирного времени в истории. [ 1 ] [ 2 ]
История обслуживания
[ редактировать ]Донья Пас была построена в 1963 году Ономичи Дзосеном из Ономичи, Хиросима , Япония. Первоначально он назывался Химэюри Мару . [ 3 ] Во время плавания по японским водам его пассажировместимость составляла 608 человек. [ 4 ] В октябре 1975 года он был продан Sulpicio Lines , филиппинскому оператору парка пассажирских паромов, и был переименован в Don Sulpicio . он служил сектором Манила - Себу В качестве основного маршрута . [ 4 ] Судно стало одним из двух флагманских судов компании, вторым было Doña Ana (позже переименованное в Doña Marilyn ).
5 июня 1979 года судно сгорело во время обычного рейса Манила-Себу. Все 1164 человека, находившиеся на борту, были спасены, но судно было выброшено на берег и объявлено о полной гибели . Обломок был выкуплен у страховщиков компанией Sulpicio Lines и отремонтирован. Были внесены структурные изменения, и он вернулся в строй под новым названием Doña Paz . [ 5 ]
Поскольку судно Philippine Princess уже стало флагманом Sulpicio Lines, обслуживающим сектор Манила-Себу, судно Doña Paz было переведено на обслуживание маршрута Манила - Таклобан , а на обратном пути была остановка в Катбалогане . Sulpicio Lines управляла судном Doña Paz по этому маршруту, совершая рейсы два раза в неделю, вплоть до его затопления. [ 6 ] [ 7 ]
Столкновение с МТ Вектор в 1987 году.
[ редактировать ]20 декабря 1987 года в 06:30 по филиппинскому стандартному времени Донья Пас вылетела из Таклобана, Лейте , в Манилу. [ 6 ] [ 8 ] с остановкой в Катбалогане , Самар . [ 9 ] Под командованием капитана Эусебио Назарено. [ 10 ] Судно должно было прийти в Манилу в 04:00 следующего дня. Сообщается, что последний раз он выходил на радиосвязь около 20:00. [ 8 ] Однако последующие сообщения показали, что у Донья Пас не было радио. [ 11 ] [ 12 ]
Около 22:30 паром находился у мыса Думали, вдоль пролива Таблас , недалеко от Мариндуке . [ 8 ] Выживший позже рассказал, что погода на море в ту ночь была ясной, но море было неспокойным. [ 9 ] Пока большинство пассажиров спали, Донья Пас столкнулся с MT Vector принадлежащим Филиппинам, , нефтяным танкером, следовавшим из Батаана в Масбате . Вектор перевозил 1,05 миллиона л (8800 баррелей США) или 1041 тонну (1148 коротких тонн) бензина и других нефтепродуктов, принадлежащих Caltex Philippines . [ 6 ]
При столкновении груз «Вектора » загорелся и вызвал пожар на корабле, который распространился на Донья-Пас . Выжившие вспоминают, что почувствовали крушение и взрыв, вызвавшие панику на судне. [ 8 ] Один из них, Пакито Осабель, рассказал, что пламя быстро распространилось по всему кораблю и что море вокруг корабля само горело. [ 8 ] [ 9 ]
Другой выживший, капрал полиции Филиппин Лутгардо Ньедо, заявил, что свет на борту погас через несколько минут после столкновения, что на Донья Пас не было обнаружено никаких спасательных жилетов и что члены экипажа в панике бегали вокруг вместе с другими пассажирами. и никто из экипажа не отдавал никаких приказов и не пытался организовать пассажиров. [ 9 ] Позже выяснилось, что шкафчики со спасательными жилетами были заперты. [ 12 ]
Выжившие были вынуждены спрыгнуть с корабля и плавать среди обугленных тел в пылающих водах вокруг корабля, причем некоторые использовали чемоданы в качестве импровизированных плавсредств. [ 13 ] Донья Пас затонула через два часа после столкновения. Вектор затонул в течение четырех часов. [ 12 ] Оба корабля затонули на глубине около 545 метров (1788 футов) в кишащем акулами Табласском проливе . [ 14 ]
Спасать
[ редактировать ]Офицеры и капитан проходящего межостровного корабля MV Don Claudio стали свидетелями взрыва двух кораблей и через час нашли выживших на «Донья Пас» . Офицеры «Дона Клаудио» бросили сеть, чтобы выжившие могли забраться на нее. Из воды удалось поднять только 26 выживших: 24 из них были пассажирами «Донья Пас» , а двое других — членами экипажа «Вектора » из 13 человек. [ 9 ] [ 15 ]
Валериана Дума, 25-я выжившая из Донья-Паса , официально не числилась. Позже она раскрыла себя в сети GMA программе Wish Ko Lang! в 2012 году. В 14 лет она была вторым из самых молодых пассажиров Доньи Пас . выживших [ 16 ] Часто забывают, что одним из первых известных выживших в Донья Пас был четырехлетний мальчик, имя которого так и не было названо. Он был самым молодым выжившим. [ 17 ]
Никто из экипажа «Донья Пас» не выжил. Большинство выживших получили ожоги, прыгнув в пылающую воду. [ 8 ] Врачи и медсестры на борту спасательного судна оказали помощь пострадавшим. Сообщается, что потребовалось восемь часов, прежде чем морские власти Филиппин узнали о происшествии, и еще восемь часов, чтобы начать поисково-спасательные операции. [ 12 ]
Расследование причин инцидента
[ редактировать ]Согласно первоначальному расследованию, проведенному филиппинской береговой охраной , только один ученик экипажа «Донья Пас» корабля, наблюдал за мостиком когда произошла авария. [ 18 ] Остальные офицеры либо пили пиво, либо смотрели телевизор в каютах для отдыха экипажа. [ 19 ] Капитан корабля смотрел фильм на своем аппарате Betamax в своей каюте. [ 20 ] Аналогичные показания дал один из выживших, Лутгардо Ньедо, в котором он заявил, что его коллега-солдат полиции сообщил ему о «продолжающейся вечеринке со смехом и громкой музыкой» на мостике корабля, в которой капитан был одним из участников. [ 21 ] Морской совет по расследованию филиппинской береговой охраны под председательством капитана Дарио Фахардо выполнил миссию по установлению фактов затопления и представил свой отчет Конгрессу 29 февраля 1988 года. [ 22 ]
Коалиция организаций Самара и Лейте (CSLO) сформировала следственную группу, состоящую из профессионалов и сотрудников полиции из провинций Лейте и Самар. Их волонтеры намеревались собрать информацию о путешествии корабля и пассажирах. Среди документов, которые они запросили, оказались дубликаты билетов, выданные пассажирам. [ 23 ] Правительство Филиппин официально признало CLSO способной оказывать помощь родственникам жертв MV Doña Paz. [ 24 ]
Выжившие утверждали, что Донья Пас могла перевозить до 4000 пассажиров. [ 4 ] [ 13 ] Признаками, которые они усмотрели, было то, что они видели пассажиров, спящих в коридорах, на шлюпочных палубах и на койках с тремя или четырьмя людьми на них. [ 13 ]
Потери
[ редактировать ]В первоначальном заявлении Sulpicio Lines в официальном пассажирском манифесте Doña Paz было указано, что на борту находились 1493 пассажира и 59 членов экипажа. [ 4 ] [ 13 ] По данным Sulpicio Lines, паром смог перевезти 1424 пассажира. [ 8 ] Пересмотренный манифест, опубликованный 23 декабря 1987 года, показал, что на Донья-Пас находились 1583 пассажира и 58 членов экипажа , из них 675 человек сели на паром в Таклобане и 908 человек поднялись на борт в Катбалогане. [ 14 ] Однако анонимный представитель Sulpicio Lines сообщил UPI , что, поскольку это был рождественский сезон, билеты обычно приобретались на борту корабля нелегально по более низкой цене, и эти пассажиры не были указаны в манифесте. [ 4 ] Тот же чиновник добавил, что в манифесте не указаны обладатели бесплатных билетов и неоплачивающие дети в возрасте до четырех лет. [ 4 ] [ 25 ]
Из 21 тела, которое было обнаружено и идентифицировано как пассажиры на корабле через пять дней после аварии, только один погибший был указан в официальном манифесте. Из 26 выживших пассажиров в списке значились только пятеро. [ 26 ]
28 декабря 1987 года представитель Рауль Даса Северного Самара заявил, что по крайней мере 2000 пассажиров на борту «Донья Пас» не указаны в судовом манифесте. [ 27 ] Он основывал это число на списке имен, предоставленном родственниками и друзьями пропавших без вести людей, предположительно находившихся на пароме; имена были составлены радио- и телевизионными станциями в Таклобане. [ 27 ] Имена этих более чем 2000 пропавших без вести пассажиров были опубликованы на страницах 29–31 газеты Philippine Daily Inquirer от 29 декабря 1987 года . В результате столкновения погибли по меньшей мере 79 учителей государственных школ. [ 28 ]
В феврале 1988 года Национальное бюро расследований Филиппин на основе бесед с родственниками заявило, что на борту находилось по меньшей мере 3099 пассажиров и 59 членов экипажа, в результате чего погибло 3134 человека на борту. [ 29 ] В январе 1999 года в докладе президентской рабочей группы, основанном на протоколах судебных заседаний и более чем 4100 исках об урегулировании споров, насчитывалось 4342 пассажира. [ 30 ] Если вычесть 26 выживших пассажиров и добавить 58 членов экипажа, получится 4374 погибших на борту, что почти в три раза превышает расчетную нагрузку ; Если добавить 11 погибших из экипажа «Вектора» , то общее число составит 4385 человек. [ 5 ]
Реакции и последствия
[ редактировать ]Президент Корасон Акино охарактеризовал аварию как «национальную трагедию душераздирающих масштабов... Печаль [ филиппинского народа ] тем более болезненна, что трагедия произошла с приближением Рождества ». [ 31 ] Папа Иоанн Павел II , министр Японии Нобору Такэсита и Елизавета II королева Великобритании премьер - передали официальные послания соболезнования. [ 32 ] Учитывая приблизительное число погибших, журнал Time и другие назвали затопление Донья Пас «самой смертоносной морской катастрофой 20-го века в мирное время». [ 5 ] [ 33 ]
Через три дня после аварии компания Sulpicio Lines объявила, что Doña Paz застрахована на 25 000 000 фунтов стерлингов (751 977 долларов США в долларах 2023 года) и готова возместить выжившим сумму в размере 20 000 фунтов стерлингов (646 долларов США в долларах 2023 года) за каждую жертву. [ 34 ] Спустя несколько дней сотни родственников погибших устроили массовый митинг в парке Ризал , требуя от судовладельцев также возместить ущерб семьям тех, кто не указан в манифесте, а также дать полный отчет о пропавших без вести. [ 25 ]
Тем не менее, Комиссия по морскому расследованию в конечном итоге оправдала Сульпичио Линиса вину в аварии. [ 15 ] Последующие расследования показали, что «Вектор» действовал без лицензии, наблюдателя или должным образом квалифицированного мастера. [ 12 ] В 1999 году Верховный суд Филиппин постановил, что именно владельцы Vector обязаны возместить ущерб жертвам столкновения. [ 6 ] [ 15 ]
Некоторые из исков, предъявленных либо Sulpicio Lines, либо владельцам Vector , например, иски, поданные семьей Каньесаль (которая потеряла двух членов) и семьей Макасас (которая потеряла трех членов), были рассмотрены Верховным судом, который установил, что даже семьи жертв, имена которых не были указаны в официальном списке, имели право на возмещение ущерба. [ 6 ] [ 15 ] Caltex Philippines, которая зафрахтовала Vector , также была освобождена от финансовой ответственности. [ 6 ]
Выжившие
[ редактировать ]- МВ Донья Пас
- Морис Апура, 37 лет, Боронган , Восточный Самар. [ 35 ]
- Ренато Асистурга, 19 лет
- Аллюде Баксал , 18 лет, из Кан-Авида , Восточный Самар. [ 36 ] [ 37 ]
- Сальвадор Баксал , 44 года, Кан-Авид, Восточный Самар. [ 36 ] [ 37 ]
- Альмарио Баланай, 44 года, из Боронгана, Восточный Самар. [ 38 ]
- Дженеросо Батола, 29 лет, Боронган, Восточный Самар. [ 35 ]
- Хосе Кабрието, 29 лет, Катбалоган / Кальбига , Западный Самар [ 35 ] [ 39 ]
- Сэмюэл Карилло, 27 лет
- Северино Каррион, 25 лет
- Зосимо де ла Рама, 21 год [ 40 ]
- Доминадор Депайо, 23 года
- Валериана Дума, 14 лет (вторая самая молодая выжившая), Катубиг , Северный Самар. [ 16 ]
- Алехандро Эстуита, 21 год
- Арнел Галанг, 18 лет
- Марио Леганда, 25 лет
- Армандо Ломунге/Ломинуке, 28 лет
- Констансио Мабаг, 21 год
- Гилберт Баттер, 15 лет
- Франциско Мингготе
- Лутгардо Ниедо , 26 лет [ 36 ]
- Панфило Олалия, 34 года
- Эухенио Орот, 27 лет
- Пакито Озабель, 42 года
- Софронио «Пуйок» Сабуко, 44 года, из Кальбиги, Западный Самар. [ 35 ]
- Педро Сорема, 17 лет
- МТ Вектор
- Интендант Франклин/Франсиско Борнильо, 26 лет. [ 41 ] [ 42 ]
- Второй помощник Рейнальдо Тарифе, 41 год. [ 41 ]
Мемориал
[ редактировать ]Мемориал в честь жертв Донья Пас находится в парке Пьета в Катбалогане . Расположенный рядом с церковью Св. Варфоломея и колледжем Святой Марии в Катбалогане , парк теперь служит общественным местом для семей и друзей жертв. [ 43 ]
Крушение
[ редактировать ]Обломки судна «Донья Пас» были обнаружены в апреле 2019 года судном «Буревестник» , а видеозапись была позже опубликована 19 декабря. Он лежит вертикально на глубине 500 метров (1600 футов). Обломки «Вектора » были найдены на расстоянии 2200 метров (7200 футов) в том же штате. Оба крушения находятся в хорошем состоянии. [ 44 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]- Канал National Geographic - Азия представила премьеру документального фильма о теплоходе «Донья Пас» под названием «Азиатский Титаник» . 25 августа 2009 года [ 45 ] [ 46 ]
- В GMA Network документальном сериале «Дело не закрыто» этот инцидент был показан в эпоху Арнольда Клавио.
- В 2018 году вышел фильм ужасов «Аврора» , вдохновленный событиями трагедии.
См. также
[ редактировать ]- Список морских катастроф с участием филиппинской корпорации Span Asia Carrier Corporation
- Список морских катастроф на Филиппинах
- Список кораблекрушений 1987 года
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Под Манилой паром столкнулся с нефтяным танкером – ИСТОРИЯ» . 1 апреля 2019 года. Архивировано из оригинала 1 апреля 2019 года . Проверено 7 августа 2020 г.
- ^ «7 самых смертоносных кораблекрушений в мире» . Британская энциклопедия . Проверено 7 августа 2020 г.
- ^ РБХаворт (2006). "Результаты поиска для "5415822" " . Индекс кораблей Мирамара . Веллингтон, Новая Зеландия. Архивировано из оригинала 8 апреля 2012 года . Проверено 13 декабря 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Акоста, Омар; Веридиано, Дэйв и Ронкильо, Марлен (23 декабря 1987 г.). «Донья Пас перегружена; набор запросов». Филиппинский Daily Inquirer .
- ^ Jump up to: а б с Гук, Норман. Морские аварии, 1963–1996 гг . Ллойд лондонской прессы, 1997 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Caltex Philippines v. Sulpicio Lines , 374 Phil. 325 ( Верховный суд Филиппин , 30 сентября 1999 г.).
- ^ «MSNBC World News/Азиатско-Тихоокеанский регион» . Новости Эн-Би-Си . Проверено 8 августа 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Ассошиэйтед Пресс (21 декабря 1987 г.). «Опасаются, что 1500 человек потерялись из-за того, что два корабля столкнулись и затонули возле Филиппин» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 26 января 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Танкер Рэмс Ферри, 1500 человек боятся погибнуть». Филиппинский Daily Inquirer . 22 декабря 1987 года.
- ^ «Бывший «Донья Пас» капитан дает показания в ходе расследования» . Манильский стандарт . Standard Publications, Inc., 28 января 1988 г., с. 8 . Проверено 17 ноября 2021 г.
- ^ Джон Ланкастер, Инженерные катастрофы: причины и последствия крупных аварий . Издательство Вудхед, 2005, 3-е место. ред., с. 71.
- ^ Jump up to: а б с д и Дет Норске Веритас. «Приложение 1: Описания эвакуации пассажирских судов» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 30 сентября 2018 года . Проверено 13 декабря 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д Коронел, Шейла (22 декабря 1987 г.). «Поисковики не нашли следов 1500 человек с двух кораблей, затонувших на Филиппинах» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 26 января 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Акоста, Омар; Веридиано, Дэйв и Лирио, Джерри (24 декабря 1987 г.). «238 тел были выброшены на берег Миндоро». Филиппинский Daily Inquirer .
- ^ Jump up to: а б с д Vector Shipping Corp. против Макасы ( Верховный суд Филиппин , 21 июля 2008 г.), Текст .
- ^ Jump up to: а б «Выживший в MV Dona Paz воссоединяется с семьей после 25 лет работы над «Wish Ko Lang» » . Новости ГМА . Сеть ГМА. 12 мая 2012 года . Проверено 10 февраля 2020 г.
Валериана [Дума] выжила, воспользовавшись спасательным жилетом, предоставленным ее работодателем, но власти так и не зафиксировали ее выживание. Если бы это было так, она была бы самой молодой из немногих выживших.
- ↑ Nevada Daily Mail , «4-летний выживший найден плавающим в море»
- ^ «Береговая охрана говорит: офицеры Дона Пас не на своих постах» . Филиппинский Daily Inquirer . 25 декабря 1987 года.
- ^ Ассошиэйтед Пресс (25 декабря 1987 г.). «Офицеров не было на постах, говорит выживший после кораблекрушения» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 26 января 2023 г.
- ^ «Офицеров Дона Паса на постах не было» . Архивировано из оригинала 14 июля 2012 г. на сайте news.google.com.
- ^ Де Гусман, Никаи (20 декабря 2018 г.). «Ад на море: вспоминая трагедию MV Doña Paz» . Журнал Эсквайр . Проверено 11 февраля 2020 г.
- ^ «Отчет о столкновении в Донья-Пас должен быть представлен 29 февраля» . Манильский стандарт . Standard Publications, Inc., 7 февраля 1988 г., с. 8 . Проверено 16 января 2023 г.
- ^ «Группа по сбору собственных доказательств столкновения» . Манильский стандарт. 31 декабря 1987 года . Проверено 15 апреля 2023 г.
- ^ Вергара, Рики Б. (28 января 1988 г.). «Родственники Дона Пас нападают на правительство и судоходную фирму из-за помощи» . Манильский стандарт . Проверено 15 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Тела 133 человек найдены в результате крушения парома, отчет филиппинцев» . Нью-Йорк Таймс . Ассошиэйтед Пресс. 27 декабря 1987 года . Проверено 26 января 2023 г.
- ^ «Обнаружено еще 300 обгоревших жертв». Филиппинский Daily Inquirer . 26 декабря 1987 года.
- ^ Jump up to: а б Эд Перпена и Дэйв Веридиано (29 декабря 1987 г.). «2000 на корабле, а не в манифесте». Филиппинский Daily Inquirer .
- ^ Ордоньес, Линетт (10 января 1988 г.). «Пропавшие родственники репетиторов должны получить должное» . Манильский стандарт . Стандартные публикации, Inc. 1 . Проверено 12 февраля 2020 г.
- ^ «На «Дона Пас» было 3159 человек ». Список Ллойда. 24 февраля 1988 года.
- ^ «Официальное число погибших на «Дона Пас» превышает 4300 человек». Список Ллойда. 26 января 1989 года.
- ^ Крозетт, Барбара (23 декабря 1987 г.). «В Маниле мрак и блеск» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 26 января 2023 г.
- ^ Агентство Франс Пресс и Ассошиэйтед Пресс (24 декабря 1987 г.). «Папа, Такешита передайте соболезнования». Филиппинский Daily Inquirer .
- ^ Ховард Чуа Эо и Нелли Синдайен (4 января 1988 г.). «Филиппины у Миндоро, незабываемая ночь» . Время . Архивировано из оригинала 9 декабря 2007 года . Проверено 13 декабря 2008 г.
- ^ Agence France Presse (23 декабря 1987 г.). «Сульпичио готов платить жертвам». Филиппинский Daily Inquirer .
- ^ Jump up to: а б с д «Помощь выжившим» . Манильский стандарт . Standard Publications, Inc., 21 января 1988 г., с. 8 . Проверено 1 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Рамос, Рохелио (27 января 1988 г.). «Более 3000 человек поднялись на борт Донья Пас» . Манильский стандарт . Стандартные публикации, Inc. 8 . Проверено 17 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Рамос, Рохелио (29 января 1988 г.). «Выживший: 4000 человек на борту «Паза» » . Манильский стандарт . Стандартные публикации, Inc. 8 . Проверено 17 ноября 2021 г.
- ^ Рамос, Рохелио; Дель Росарио, Луз (30 января 1988 г.). «Другой свидетель обвиняет Донью Пас» . Манильский стандарт . Стандартные публикации, Inc. 6 . Проверено 17 ноября 2021 г.
- ^ Делос Сантос, Бонг (14 января 1988 г.). «Еще двое выживших в Пазе дают показания» . Манильский стандарт . Стандартные публикации, Inc. 8 . Проверено 5 июня 2021 г.
- ^ Габиета, Джоуи (20 декабря 2012 г.). «Жертвы Донья Пас ждут справедливости 25 лет спустя» . Филиппинский Daily Inquirer . Баруго , Лейте . Проверено 10 февраля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Родственники жертв боятся обеления» . Манильский стандарт . Standard Publications, Inc., 28 декабря 1987 г., с. 8 . Проверено 6 июня 2020 г.
Береговая охрана заявила, что, по их мнению, двое выживших на танкере, опознанные как второй помощник Рейнальдо Тарифе и квартирмейстер Франсиско Бурнильо [так в оригинале], могут быть ключом к разгадке обстоятельств...
- ^ Калло, Кэтлин (20 декабря 1988 г.). «Морское путешествие: Рискованное дело» . Манильский стандарт . Manila Standard News, Inc. с. 4 . Проверено 6 июня 2020 г.
- ^ «20 ДЕКАБРЯ БЫЛА ТРАГЕДИЯ MV DOÑA PAZ ПОСЛЕДНЕГО 1987 ГОДА» . Официальный сайт правительства города Катбалоган . Архивировано из оригинала 26 июля 2020 года . Проверено 27 июля 2020 г.
- ^ Шлоссер, Курт (19 декабря 2019 г.). «Исследовательское судно Пола Аллена обследует обломки «Азиатского Титаника» — в результате затопления парома в 1987 году погибло 4300 человек» . GeekWire . ГикВайр, ООО . Проверено 11 февраля 2020 г.
- ^ «Титаник Давао дебютирует сегодня» . Минданао Таймс . 25 августа 2009 года . Проверено 6 сентября 2009 г.
- ^ «Азиатский Титаник» . Канал National Geographic . Архивировано из оригинала 20 августа 2009 года.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фотография MV Doña Paz (с разрешения Филиппинского общества наблюдателей за судами)
- Приложение 1 DNV. Пассажирское судно. Описания эвакуации P36. Архивировано 30 сентября 2018 г. в Wayback Machine.
- Индекс кораблей Mimar - история владения судном. Архивировано 8 апреля 2012 г. в Wayback Machine.
- Новости - Эксперты отмечают опасности катящихся (Ro-Ro) паромов. Архивировано 30 сентября 2018 года на Wayback Machine.
- Суда Sulpicio Lines попали в крупную морскую аварию
- Карты опасностей: Донья Пас
- Крушение MV Doña Paz 20 декабря 1987 г.
- корабли 1963 года
- Катастрофы 1987 года на Филиппинах
- Паромы Филиппин
- Морские инциденты в 1987 году
- Морские инциденты на Филиппинах
- Корабельные пожары
- Корабли затонули в результате столкновений
- Кораблекрушения в Тихом океане
- Археологические открытия 2019 года
- События декабря 1987 года в Азии
- Взрывы 1987 года
- 1987 пожары
- Промышленные катастрофы 1987 года
- Взрывы на Филиппинах
- Пожары на Филиппинах