Воздухонезависимая двигательная установка
Воздухонезависимая двигательная установка ( АИП ), или воздухонезависимая энергетическая установка , — это любая морская двигательная технология, позволяющая неатомной подводной лодке работать без доступа к атмосферному кислороду (путем всплытия или использования трубки ). АИП может дополнить или заменить дизель-электрическую двигательную установку неатомных судов.
Современные неатомные подводные лодки потенциально более скрытны, чем атомные подводные лодки ; Хотя некоторые современные подводные реакторы спроектированы так, чтобы полагаться на естественную циркуляцию, большинство морских ядерных реакторов используют насосы для постоянной циркуляции теплоносителя реактора, создавая определенное количество обнаруживаемого шума . [1] [2] С другой стороны, неатомные подводные лодки, работающие от аккумуляторов или АИП, могут практически бесшумно работать. Хотя атомные подводные лодки по-прежнему доминируют по времени погружения, скорости, дальности и характеристикам в глубоководном океане, небольшие высокотехнологичные неатомные ударные подводные лодки могут быть высокоэффективными в прибрежных операциях и представлять значительную угрозу для менее скрытных и менее маневренных подводных лодок. атомные подводные лодки. [3]
АИП обычно реализуется как вспомогательный источник вместе с традиционным дизельным двигателем, обеспечивающим надводную тягу. Большинство таких систем вырабатывают электроэнергию, которая, в свою очередь, приводит в движение электродвигатель или заряжает аккумуляторы лодки . Электрическая система подводной лодки также используется для предоставления «гостиничных услуг» — вентиляции, освещения, отопления и т. д. — хотя это потребляет небольшое количество энергии по сравнению с энергией, необходимой для движения.
АИП может быть модернизирован в существующие корпуса подводных лодок путем установки дополнительной секции корпуса. AIP обычно не обеспечивает выносливости или мощности, которые могли бы заменить атмосферную двигательную установку, но обеспечивает большую автономность под водой, чем подводная лодка с традиционным двигателем. Типичная традиционная электростанция обеспечивает максимум 3 мегаватта , а источник AIP — около 10% от этой суммы. [ нужна ссылка ] Мощность силовой установки атомной подводной лодки обычно намного превышает 20 мегаватт.
ВМС США используют классификационный индекс корпуса «SSP» для обозначения лодок с двигателем AIP, сохраняя при этом «SSK» для классических дизель-электрических ударных подводных лодок . [а]
История
[ редактировать ]При разработке подводной лодки постоянно сохранялась проблема поиска удовлетворительных форм движения под водой. Самые ранние подводные лодки были оснащены гребными винтами с ручным приводом, которые быстро расходовали воздух внутри; этим судам приходилось большую часть времени перемещаться по поверхности с открытыми люками или использовать какую-либо дыхательную трубку, что по своей сути опасно и приводило к ряду ранних аварий. Позже на судах с механическим приводом стали использовать сжатый воздух, пар или электричество, которые приходилось заряжать с берега или от бортового аэробного двигателя.
Самая ранняя попытка создания топлива, которое могло бы гореть анаэробно, была предпринята в 1867 году, когда испанский инженер Нарцисо Монтуриоль успешно разработал анаэробный или воздухонезависимый паровой двигатель с химическим приводом. [4] [5]
В 1908 году Императорский флот России спустил на воду подводную лодку «Почтовый» с бензиновым двигателем, питаемым сжатым воздухом и выхлопным газом под водой.
Эти два подхода: использование топлива, которое обеспечивает энергию для системы открытого цикла, и подача кислорода в аэробный двигатель в замкнутом цикле, характеризуют AIP сегодня.
Типы
[ редактировать ]Воздухонезависимая двигательная установка (неядерная) может принимать различные формы. Всем действующим в настоящее время подводным лодкам AIP для AIP требуется кислород. [ нужны разъяснения ] который обычно хранится в виде жидкости (LOX). Дальность действия подводной лодки AIP в первую очередь ограничена количеством LOX, которое она может нести. [6]
Системы открытого цикла
[ редактировать ]Во время Второй мировой войны немецкая фирма Walter экспериментировала с подводными лодками, которые использовали концентрированную перекись водорода в качестве источника кислорода под водой. В них использовались паровые турбины , использующие пар, нагретый при сжигании дизельного топлива в атмосфере пара/кислорода, создаваемой разложением перекиси водорода катализатором из калия перманганата .
Было построено несколько экспериментальных лодок, но в жизнеспособные боевые корабли работа так и не превратилась. Одним из недостатков была нестабильность и нехватка используемого топлива. Во-вторых, хотя система обеспечивала высокую подводную скорость, она была расточительна с топливом; первой лодке, V-80 , требовалось 28 тонн топлива, чтобы пройти 50 морских миль (93 километра), и окончательные проекты были немногим лучше.
После войны одна лодка Типа XVII, U-1407 , затопленная , в конце Второй мировой войны была спасена и вновь введена в строй Королевского флота как HMS Meteorite . В конце 1950-х годов британцы построили две улучшенные модели: HMS Explorer и HMS Excalibur . Метеорит не пользовался популярностью среди экипажей, которые считали его опасным и нестабильным; она была официально описана как безопасная на 75%. [7] Репутация Экскалибура и Эксплорера была немногим лучше; лодки получили прозвища Excruciater и Exploder. [8]
Советский Союз также экспериментировал с этой технологией, и была построена одна экспериментальная лодка использовалась перекись водорода , на которой в двигателе Вальтера .
Соединенные Штаты также получили лодку типа XVII U-1406 и приступили к реализации двух проектов подводных лодок AIP. Проект SCB 66 разработал экспериментальную сверхмалую подводную лодку , которая X-1 была спущена на воду в сентябре 1955 года. Первоначально она была оснащена перекисью водорода/дизельным двигателем и аккумуляторной системой до взрыва ее запаса перекиси водорода 20 мая 1957 года. X-1 позже был переоборудован в дизель-электрический. [9] [10]
Вторым проектом ВМС США была полноразмерная подводная лодка AIP под номером SCB 67 в 1950 году, позже SCB 67A. Эта подводная лодка, получившая обозначение SSX, будет иметь одну из трех разрабатываемых двигательных установок: установку перекиси водорода открытого цикла Walther (названную Alton ), паровую установку с жидким кислородом ( «Ellis» ) и газовую турбину AIP ( «Wolverine» ). К концу 1951 года военно-морской флот осознал, что, хотя конкурирующие ядерные конструкции были тяжелее из-за защиты, они были более компактными, чем три установки AIP: SSX будет длиннее, чем SSN, почти на 40 футов. SSN, вероятно, будет тише и проще, чем технология AIP того времени. К 1952 году ядерные реакторы уже были в разработке, и казалось, что подводная лодка SSX не понадобится в качестве временного решения. Проект был отменен 26 октября 1953 года. [11]
СССР и Великобритания, единственные страны, которые, как известно, экспериментировали с этой технологией в то время, также отказались от нее, когда США разработали ядерный реактор, достаточно маленький для движения подводных лодок. Другие страны, в том числе Германия и Швеция, позже возобновят разработку AIP.
Он был сохранен для запуска торпед Великобританией и Советским Союзом, хотя первые поспешно отказались от него после трагедии HMS Sidon . И это, и гибель российской подводной лодки «Курск» произошли из-за аварий с торпедами, работающими на перекиси водорода.
Дизельные двигатели замкнутого цикла
[ редактировать ]В этой технологии используется подводный дизельный двигатель , который может работать обычным способом на поверхности, но при погружении в него также можно снабжать окислителем , обычно хранящимся в виде жидкого кислорода . Поскольку металл двигателя горит в чистом кислороде, кислород обычно разбавляют переработанными выхлопными газами . Аргон заменяет выхлопные газы при запуске двигателя.
было построено несколько небольших класса М судов В конце 1930-х годов Советский Союз экспериментировал с двигателями замкнутого цикла, и с использованием системы REDO , но ни одно из них не было построено до немецкого вторжения в 1941 году.
Во время Второй мировой войны немецкая Кригсмарине экспериментировала с такой системой в качестве альтернативы пероксидной системе Вальтера, разрабатывая варианты своей подводной лодки Типа XVII и малолитражной подводной лодки типа XXVIIB Seehund , Типа XVIIK и Типа XXVIIK соответственно, хотя ни одна из них не была завершена. до окончания войны.
После войны СССР разработал небольшую 650-тонную подводную лодку класса «Квебек» , тридцать из которых были построены в период с 1953 по 1956 год. Они имели три дизельных двигателя: два обычных и один замкнутого цикла, работающий на жидком кислороде.
В советской системе, называемой «единой двигательной установкой», кислород добавлялся после фильтрации выхлопных газов через химический поглотитель на основе извести. Подводная лодка также могла запускать дизельный двигатель с помощью шноркеля. У «Квебека» было три приводных вала : дизель 32D мощностью 900 л.с. (670 кВт) на центральном валу и два дизеля М-50П мощностью 700 л.с. (520 кВт) на внешних валах. Кроме того, к центральному валу был соединен «ползучий» двигатель мощностью 100 л.с. (75 кВт). Лодку можно было развивать на малой скорости, используя только центральный дизель. [12]
Поскольку жидкий кислород не может храниться бесконечно, эти лодки не могли работать далеко от базы. Это было опасно; по меньшей мере семь подводных лодок пострадали от взрывов, а одна из них, М-256 , затонула в результате взрыва и пожара. Иногда их прозвали зажигалками. [13] [ нужна полная цитата ] Последняя подводная лодка, использовавшая эту технологию, была утилизирована в начале 1970-х годов.
ВМС Германии Бывшая типа 205 подводная лодка U-1 (спущена на воду в 1967 году) была оснащена экспериментальной установкой мощностью 3000 л.с. (2200 кВт).
Паровые турбины замкнутого цикла
[ редактировать ]Французскую систему MESMA ( Module d'Energie Sous-Marin Autonome ) предлагает французская верфь DCNS. MESMA доступна для подводных лодок класса Agosta 90B и Scorpène . По сути, это модифицированная версия их ядерной двигательной установки, в которой тепло вырабатывается за счет этанола и кислорода. В частности, обычная паротурбинная электростанция приводится в действие паром, образующимся при сгорании этанола и запасенного кислорода под давлением 60 атмосфер . Такое сжигание под давлением позволяет выхлопной углекислый газ выбрасывать за борт на любой глубине без использования выхлопного компрессора.
Каждая система MESMA стоит около 50–60 миллионов долларов. Установленный на Scorpènes, он требует добавления к подводной лодке секции корпуса длиной 8,3 метра (27 футов) и массой 305 тонн, в результате чего подводная лодка может работать под водой более 21 дня, в зависимости от таких переменных, как скорость. [14] [15] На Agosta 90B система AIP позволяет подводной лодке работать 16 дней под водой и обеспечивает дальность действия 1400 морских миль (2600 км; 1600 миль). [6]
В статье в журнале Undersea Warfare Magazine отмечается: «Хотя MESMA может обеспечить более высокую выходную мощность, чем другие альтернативы, его собственная эффективность является самой низкой из четырех кандидатов AIP, и скорость потребления кислорода у него соответственно выше». [15]
Двигатели цикла Стирлинга
[ редактировать ]Шведская кораблестроительная компания Kockums построила Gotland три подводные лодки класса для ВМС Швеции , оснащенные вспомогательным двигателем Стирлинга , который сжигает дизельное топливо с жидким кислородом и приводит в действие электрические генераторы мощностью 75 кВт для движения или зарядки аккумуляторов. лодок Подводная автономность водоизмещением 1500 тонн составляет около 14 дней на скорости 5 узлов (5,8 миль в час; 9,3 км / ч) с приблизительным запасом хода 1700 морских миль. [6]
Kockums отремонтировал и модернизировал шведские Västergötland подводные лодки класса с помощью плагина Stirling AIP. Два ( Södermanland и Östergötland ) находятся на вооружении в Швеции как Södermanland класс , а два других находятся на вооружении в Сингапуре как Archer класс ( Archer и Swordsman ). [ нужна ссылка ]
Kockums также поставляла двигатели Стирлинга в Японию. Десять японских подводных лодок были оснащены двигателями Стирлинга. Первая подводная лодка этого класса, Sōryū , была спущена на воду 5 декабря 2007 года и передана ВМФ в марте 2009 года. Одиннадцатая подводная лодка этого класса является первой подводной лодкой, оснащенной литий-ионными батареями без двигателя Стирлинга. [16] Эта подводная лодка может иметь дальность полета от AIP до 6500 морских миль и оставаться под водой в течение 40 дней. [6]
Новая шведская Blekinge подводная лодка класса имеет систему Stirling AIP в качестве основного источника энергии. Автономность подводного плавания составит более 18 суток на скорости 5 узлов с использованием AIP. [ нужна ссылка ]
Топливные элементы
[ редактировать ]Компания Siemens разработала топливный элемент мощностью 30–50 киловатт — устройство, которое преобразует химическую энергию топлива и окислителя в электричество. Топливные элементы отличаются от батарей тем, что для поддержания химической реакции им требуется постоянный источник топлива (например, водорода) и кислорода, которые транспортируются в резервуарах под давлением. Девять из этих единиц включены в состав компании Howaldtswerke Deutsche Werft AG водоизмещением 1830 тонн подводной лодки U-31 , головного корабля типа 212A Германии ВМС . Другие лодки этого класса и экспортные подводные лодки HDW, оснащенные AIP, Dolphin класса , Type 209 mod и Type 214 , используют два модуля мощностью 120 кВт (160 л.с.), также от Siemens. [17] Тип 212 может оставаться под водой в течение 21 дня; одна такая подводная лодка в 2016 году прошла путь длиной 1600 морских миль исключительно по AIP. [6]
После успеха Howaldtswerke Deutsche Werft AG в экспортной деятельности несколько строителей разработали вспомогательные установки на топливных элементах для подводных лодок, но по состоянию на 2008 год ни одна другая верфь не имеет контракта на постройку подводных лодок с таким оснащением. [ нужна ссылка ]
AIP, реализованный на классе S-80 ВМС Испании , основан на процессоре биоэтанола (предоставленного Hynergreen из Абенгоа ), состоящем из реакционной камеры и нескольких промежуточных реакторов Coprox, которые преобразуют BioEtOH в водород высокой чистоты. Выходная мощность питает серию топливных элементов компании Collins Aerospace (которая также поставляла топливные элементы для космического корабля "Шаттл" ).
В риформер подается биоэтанол в качестве топлива и кислород (хранящийся в виде жидкости в криогенном резервуаре высокого давления), в результате чего в качестве побочного продукта образуется водород. Произведенный водород и дополнительное количество кислорода подаются в топливные элементы . [18]
Китай исследует двигатели на топливных элементах для подводных лодок AIP. Сообщается, что Даляньский институт химической физики разработал двигатели на топливных элементах мощностью 100 кВт и 1 МВт. [19]
Лаборатория исследования военно-морских материалов Индийской организации оборонных исследований и разработок в сотрудничестве с Larsen & Toubro и Thermax разработала топливный элемент на основе фосфорной кислоты (PAFC) мощностью 270 киловатт для питания «Кальвари» подводных лодок класса , основанных на конструкции Scorpène . Все шесть подводных лодок класса «Кальвари» будут оснащены AIP во время первой модернизации. Он производит электричество путем реакции с водородом, образующимся из борогидрида натрия , и запасенным кислородом с фосфорной кислотой, действующей в качестве электролита. [20] [21] [22]
ВМС Португалии Tridente Подводные лодки класса также оснащены топливными элементами.
Атомная энергетика
[ редактировать ]Воздухонезависимая двигательная установка — это термин, обычно используемый в контексте улучшения характеристик подводных лодок с традиционными двигателями. Однако, как вспомогательный источник энергии, ядерная энергия подпадает под техническое определение AIP. Например, предложение использовать небольшой 200-киловаттный реактор для вспомогательной энергетики, названный AECL « ядерной батареей », могло бы улучшить подводные возможности канадских подводных лодок. [23] [24]
Ядерные реакторы используются с 1950-х годов для питания подводных лодок. Первой такой подводной лодкой стал военный корабль США « Наутилус» , введенный в эксплуатацию в 1954 году. Сегодня Китай , Франция , Индия , Россия , Великобритания и США являются единственными странами, которые успешно построили и успешно эксплуатируют атомные подводные лодки.
Неатомные подводные лодки АИП
[ редактировать ]По состоянию на 2017 год около 10 стран строят подводные лодки AIP, и почти 20 стран эксплуатируют подводные лодки на базе AIP:
Страна | Тип АИП | Строители | Подводные лодки с АИП | Операторы | Числа с AIP и примечания |
---|---|---|---|---|---|
Франция | ТАКОЙ ЖЕ | Военно-морская группа | август 90Б | Пакистан | 3 модуля в эксплуатации. [25] |
Германия | Топливный элемент | Сименс - ТиссенКрупп | дельфинов класс | Израиль | В настоящее время на вооружении подводных лодок «Дельфин -II» находятся 3 модуля. [26] [27] Еще три планировалось принять на вооружение «Дакар» подлодок класса , начиная с 2031 года. [28] |
Тип 209-1400мод | Южная Корея | 1 подтвержденная модернизация с помощью AIP, [29] возможна модернизация до 9 дополнительных Chang Bogo классов . [30] [31] [32] [33] | |||
Тип 212 | Германия Италия Норвегия (планируется) | 10 активных / еще 8 запланировано [34] [35] Норвегия планирует закупить четыре подводные лодки на базе Типа 212 к 2025 году. [36] | |||
Тип 214 | Южная Корея Греция Португалия Турция | 13 действующих / 2 в стадии строительства / еще 8 запланировано [37] [38] Три турецких заказа строятся на военно-морской верфи Gölcük . Планируется еще 3. | |||
Тип 218СГ | Сингапур | Запланировано четыре модуля, два из которых планируется ввести в эксплуатацию к 2023 году. [39] | |||
Индия | Топливный элемент | Организация оборонных исследований и разработок | Кальвари класс | Индия | Шесть модулей планируется интегрировать во время ремонта каждой подводной лодки в середине срока службы, который начнется с 2024 года. [40] |
Япония | Стирлинг АИП | Кавасаки - Кокумс | Харушио Класс | Япония | 1 модернизация: Асасио. [41] |
Сорю Класс | Япония | 12 активных | |||
Китайская Народная Республика | Стирлинг АИП | 711 НИИ-ЦШГК | Тип 039А/041 Юань -класс | Китайская Народная Республика | 15 завершенных и 5 в стадии строительства |
Тип 032 Цин -класс | Китайская Народная Республика | Экспериментальная подводная лодка | |||
ангара Класс | Пакистан | Запланировано 8 модулей, первые четыре из которых будут интегрированы Китаем , а последние четыре — Пакистаном . [42] Предполагается, что первый модуль будет введен в эксплуатацию к 2023 году. [42] | |||
Россия | Топливный элемент | КБ Рубин NIISET Krylov | Project 677 Лада (Lada) | Россия | В настоящее время ни один из них не находится в рабочем состоянии, и есть указания на отсутствие планов по их установке на подводные лодки по состоянию на 2019 год. [43] |
Республика Корея | Топливный элемент | Ханва Оушен HD Hyundai Хэви Индастриз | Досан Ан Чанхо Класс | Республика Корея | 2 модуля в рабочем состоянии, 1 на стадии испытаний. [44] Запланировано еще три модуля, первый из которых будет введен в эксплуатацию к 2028 году. [45] |
Испания | Топливный элемент | Навантия | Класс С-80 | Испания | Планируется интегрировать четыре модуля: первый модуль планируется установить на Cosme García (S-83) во время его строительства, а модернизация AIP запланирована на Isaac Peral (S-81) и Narciso Monturiol (S-82) во время его строительства. соответствующий текущий ремонт. [46] |
Швеция | Стирлинг АИП | Кокума | Готланд класс | Швеция | 3 активных [47] |
лучника Класс | Сингапур | 2 активных (модернизация Вестергётланд класса ) [48] | |||
Сёдерманланд класс | Швеция | 2 активных (модернизация Вестергётланд класса ) | |||
«Блекинге » Подводная лодка класса | Швеция | 2 запланировано |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «С8Г» . GlobalSecurity.org . Александрия, Вирджиния . Проверено 20 сентября 2021 г.
- ^ Полмар, Норман (2004). «10: Атомные подводные лодки второго поколения». Подводные лодки холодной войны: проектирование и строительство подводных лодок США и СССР (1-е изд.). Вашингтон, округ Колумбия: Потомакские книги. ISBN 1574885308 .
- ^ «Подводные лодки завтрашнего дня: неядерный вариант» . DefenseWatch. Архивировано из оригинала 7 июля 2012 года . Проверено 2 июля 2012 года .
- ^ Каргилл Холл, Р. (1986). История ракетной техники и космонавтики: материалы третьего-шестого исторических симпозиумов Международной академии астронавтики, Том 1 . Публикация конференции НАСА. Американское астронавтическое общество Univelt, стр. 85. ISBN 0-87703-260-2
- ^ Подводная лодка с паровым двигателем: журнал Ictíneo Low-tech Magazine, 24 августа 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Мередит, Иэн (2017–2018). «Подледные варианты Канады: воздухонезависимая двигательная установка подводных лодок» (PDF) . Канадский военный колледж .
- ^ Патерсон, Лоуренс (2008). Последняя авантюра Дёница: прибрежная кампания подводных лодок, 1944–45 . Барнсли, Великобритания: Перо и меч . ISBN 9781844157143 .
- ^ Миллер, Дэвид (2002). «Проводник – класс». Иллюстрированный справочник подводных лодок мира . Сент-Пол, Миннесота: Издательство MBI. стр. 326–327. ISBN 0760313458 .
- ^ «СС Х-1» . Ассоциация исторических военно-морских кораблей. Архивировано из оригинала 18 августа 2013 года . Проверено 24 февраля 2014 г.
- ^ Фридман (1994) , стр. 217–222.
- ^ Фридман (1994) , стр. 47–48.
- ^ Престон, Энтони (1998). Подводная война . Коричневые книги. п. 100. ИСБН 1-897884-41-9 .
- ^ Норман Полмар, Кеннет Дж. Мур. Подводные лодки холодной войны: проектирование и строительство американских и советских подводных лодок . п. 44.
- ^ «Группа DCNS» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 15 ноября 2008 года . Проверено 26 июля 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Индия стремится модифицировать подводные лодки на скорпене с помощью двигателя MESMA AIP» . Ежедневник оборонной промышленности . 1 марта 2006 года . Проверено 26 июля 2015 г.
- ^ «Японские подводные лодки заменяют двигатели Стирлинга на литий-ионные аккумуляторы» . SWZ|Морской . 31 декабря 2019 года.
- ^ «Подводные лодки U212/U214» . Военно-морская техника . Проверено 26 июля 2015 г.
- ^ «ВМС Испании – Министерство обороны – Правительство Испании» . Armada.defensa.gob.es . [ мертвая ссылка ]
- ^ Фишер, Ричард Д. (2008). Военная модернизация Китая . Издательская группа Гринвуд . стр. 111, 150.
- ^ «Построенный в Индии Scorpene для перевозки критически важной системы DRDO» . Индус . 3 ноября 2014 года . Проверено 22 октября 2015 г.
- ^ «Ключевая отечественная технология для подводных лодок пересекает важную веху: DRDO» . Индус . 9 марта 2021 г. ISSN 0971-751X . Проверено 11 марта 2021 г.
- ^ «DRDO и Военно-морская группа Франции подписывают договор об установке местной системы AIP на подводные лодки класса «Калвари» . Индийский экспресс . 24 января 2023 г. Проверено 24 января 2023 г.
- ^ Джули Х. Фергюсон (10 марта 2014 г.). Через канадский перископ: история канадской подводной службы . Дандурн. п. 363. ИСБН 978-1-4597-1056-6 .
- ^ Козер, К.С.; Розингер, HE (1988). «Ядерная батарея: твердотельный реактор с пассивным охлаждением для производства электроэнергии и/или полноценного парового тепла» (PDF) . Пинава, Манитоба: Центр ядерных исследований Уайтшелл, Atomic Energy of Canada Limited.
- ^ «Пакистан получает преимущество в технологии AIP; может ли он сокрушить подводные лодки ВМС Индии в подводных конфликтах?» . www.eurasiantimes.com . 23 августа 2021 г.
- ^ «Знакомьтесь, израильская подводная лодка класса «Супер Дельфин» (вооруженная ядерным оружием?)» . Nationalinterest.org . 27 января 2019 г.
- ^ «Шестая подводная лодка: «Контракт продолжается» » . israeldefense.com. 31 октября 2011 г. Архивировано из оригинала 21 октября 2013 г. Проверено 25 декабря 2014 г.
- ^ «Первый взгляд на подводную лодку ВМС Израиля класса «Дакар»» . www.hisutton.com . 21 января 2022 г.
- ^ «Одиссея: Орден Греции на подводные лодки U-214» . Ежедневник оборонной промышленности . 8 октября 2014 года . Проверено 19 декабря 2014 г.
- ^ АРГ. «Патрульная подводная лодка класса Чанг Бого — Military-Today.com» . www.military-today.com .
- ^ «Разведка и анализ в области обороны и безопасности: IHS Jane's - IHS» . Articles.janes.com .
- ^ Ким, Дук-Ки (2000). Военно-морская стратегия в Северо-Восточной Азии: геостратегические цели, политика и перспективы . Рутледж. п. 30. ISBN 0-7146-4966-Х .
- ^ Меконис, Чарльз; Уоллес (2000). Приобретение военно-морского оружия в Восточной Азии в 1990-е годы: причины, последствия и меры реагирования . Прегер. п. 229. ИСБН 0-275-96251-2 .
- ^ «Страница Classe Todaro на сайте Marina Militare» . Проверено 27 апреля 2010 г.
- ^ Хольгер Нааф: Топливный элемент на U 212 A (PDF, немецкий). Федеральный институт гидротехники, Техническое управление кораблей и военно-морского вооружения в Эккернфёрде, 23 сентября 2008 г.
- ^ «Немецкая TKMS будет строить норвежские подводные лодки» . navaltoday.com . 3 февраля 2017 года . Проверено 5 мая 2017 г.
- ^ Доктор Альберт Э. Хаммершмидт (Siemens AG, Эрланген), Двигательная установка подводных лодок на топливных элементах (PDF) , заархивировано из оригинала (PDF) 16 июля 2011 г.
- ^ Проект подводной лодки нового типа (AIP). Архивировано 22 июля 2011 года в Wayback Machine , Подсекретариат оборонной промышленности Турецкой Республики.
- ^ «ТКМС спустила на воду две подводные лодки типа 218СГ для Сингапура» . www.navalnews.com . 13 декабря 2022 г.
- ^ Пери, Динакар (2 февраля 2018 г.). «Программа подводных лодок «Скорпен» продвигается вперед» . Индус . Проверено 2 февраля 2018 г.
- ^ Саттон. «Мировое обследование подводных лодок АИП» . HISutton.com . Проверено 22 ноября 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Профиль: Новая пакистанская подводная лодка «Хангор»» . quwa.org . 11 ноября 2019 г.
- ^ Арх, Дориан (17 декабря 2019 г.). «Российские подводные лодки типа «Лада» не планируют оснащать АИП-конструктором» . Военно-морской пост . Архивировано из оригинала 23 сентября 2020 года . Проверено 21 июля 2022 г.
- ^ «Первый серийный хореографический корабль Jang Bogo-III Batch-I готов к отправке!» . Оборонное агентство по технологиям и качеству . 22 сентября 2023 года. Архивировано из оригинала 8 сентября 2023 года . Проверено 8 сентября 2023 г.
- ^ «Ударные подводные лодки класса KSS-III (Jangbogo-III), Южная Корея» . www.naval-technology.com .
- ^ «Первая испанская подводная лодка S-80 Plus выходит на ходовые испытания» . www.janes.com . 31 мая 2022 г.
- ^ «Подводная лодка класса «Готланд» находилась под водой несколько недель» . Кокумс . Архивировано из оригинала 25 апреля 2011 года . Проверено 6 апреля 2008 г.
- ^ «Kockums получает сингапурский заказ на две подводные лодки» . Кокумс . Архивировано из оригинала 6 июня 2011 года . Проверено 19 ноября 2005 г.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Глоссарий терминов военно-морских кораблей ВМС США (GNST). Иногда используется SSI, но USN объявил SSP предпочтительным термином. SSK (ASW Submarine) как обозначение классических дизель-электрических подводных лодок было выведено из эксплуатации USN в 1950-х годах, но продолжает использоваться в разговорной речи USN и формально военно-морскими силами Британского Содружества и такими корпорациями, как Jane's Information Group.
Источники
[ редактировать ]- Фридман, Норман (1994). Подводные лодки США с 1945 года: иллюстрированная история конструкции . Аннаполис, Мэриленд: Военно-морской институт США. ISBN 1-55750-260-9 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Торнтон, LCDR Грант Б. (1994). Инструмент проектирования для оценки независимой от атмосферы силовой установки подводных лодок (PDF) (диссертация магистра военно-морской архитектуры и морской техники и диссертация магистра машиностроения). Массачусетский технологический институт.
- Уитмен, Эдвард К. (осень 2001 г.), «Воздухонезависимая двигательная установка: технология AIP создает новую подводную угрозу» , Undersea Warfare , вып. 13, ВМС США, заархивировано из оригинала 8 декабря 2007 г.
- Рогоуэй, Тайлер (23 октября 2014 г.). «У Швеции есть настолько смертоносная подводная лодка, что ВМС США наняли ее, чтобы сыграть плохого парня» . Фокстрот Альфа . Проверено 17 января 2017 г.