VA-111 Shkval
VA-111 Shkval | |
---|---|
Тип | Суперкавитационная торпеда |
Место происхождения | Советский Союз |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1977 – настоящее время |
Используется | ВМФ России и ВМС Ирана |
История производства | |
Дизайнер | НИИ-24 научно-исследовательский институт |
Разработанный | 1960–70-е годы |
Производитель | Корпорация тактического ракетного вооружения |
Произведено | 1977 – настоящее время |
Варианты | Shkval 2, Shkval-E |
Технические характеристики | |
Масса | 2700 кг (6000 фунтов) |
Длина | 8200 мм (26 футов 11 дюймов) |
Диаметр | 533 мм (21 дюйм) |
Эффективная дальность стрельбы | Shkval : 7 km (4.3 mi) Shkval 2 : From 11–15 km (6.8–9.3 mi) |
Боеголовка | Обычное взрывное или ядерное оружие |
Вес боеголовки | 210 кг (460 фунтов) |
Двигатель | Твердотопливная ракета |
Порох | Твердотопливный |
Максимальная скорость | Скорость запуска: 50 узлов (93 км/ч; 58 миль в час) Максимальная скорость: более 200 узлов (370 км/ч; 230 миль в час) |
Руководство система | ГОЛИС автономного инерциального наведения |
Запуск платформа | 533-мм (21 дюйм) торпедные аппараты |
ВА -111 «Шквал» (от русского : шквал , шквал ) Торпеда и ее потомки представляют собой суперкавитационные торпеды, первоначально разработанные Советским Союзом . Они способны развивать скорость более 200 узлов (370 км/ч или 230 миль/ч). [1]
Дизайн и возможности
[ редактировать ]Проектирование началось в 1960-е годы, когда научно-исследовательскому институту НИИ-24 было поручено создать новое оружие, способное поражать атомные подводные лодки . В результате объединения института и ГСКБ-47 был создан Научно-исследовательский институт прикладной гидромеханики, который продолжил проектирование и производство «Шквала». [2]
Ранее введенная в эксплуатацию еще в 1977 году, о применении торпеды было объявлено в 1990-х годах. [2] « Шквал» предназначен для противодействия торпедам, выпущенным незамеченными подводными лодками противника. [2]
ВА-111 запускается из торпедных аппаратов диаметром 533 мм (21 дюйм) на скорости 50 узлов (93 км/ч; 58 миль в час). [3] разгоняет Твердотопливная ракета его до кавитационной скорости, а парогазовая турбина в носовой части создает необходимый газовый пузырь. После ускорения скорость поддерживается подводным прямоточным воздушно-реактивным двигателем, питаемым гидрореактивными металлами, использующими морскую воду как реагент и источник окислителя; торпеда движется со скоростью около 200 узлов (370 км / ч; 230 миль в час). [4] [5] Опубликованная информация об этом типе ПВРД показывает специальный паровой контур для генераторной головки суперкавитации. [6]
В некоторых отчетах указывается, что VA-111, возможно, превышает скорость 250 узлов (460 км/ч; 290 миль в час), и что работа над версией со скоростью 300 узлов (560 км/ч; 350 миль в час) ведется. [7] [8]
Высокая скорость стала возможной благодаря суперкавитации , при которой газовый пузырь, окружающий торпеду, создается за счет отклонения воды наружу ее носовым обтекателем особой формы и расширения газов из ее двигателя и газогенератора в носовой части. Это сводит к минимуму контакт воды с торпедой, значительно снижая лобовое сопротивление . [2]
Ранние конструкции, возможно, полагались исключительно на инерциальную систему наведения . [9] [10] Первоначальная конструкция предназначалась для доставки ядерных боеголовок . Сообщается, что более поздние разработки включают в себя терминальное наведение и обычные боеголовки . [7]
Торпеда управляется с помощью четырех ребер, которые скользят по внутренней поверхности суперкавитационного газового пузыря. Чтобы изменить направление, плавники на внутренней стороне желаемого поворота выдвигаются, а противоположные плавники убираются. [2]
В 2016 году КТРВ проводил модернизацию «Шквала». [11]
Производство
[ редактировать ]Торпеда производится в Киргизии на государственном заводе "Дастан". В 2012 году российское правительство запросило 75% акций завода в обмен на списание долга Кыргызстана перед Россией в размере 180 миллионов долларов. [12]
Шпионаж
[ редактировать ]В 2000 году бывший офицер военно-морской разведки США и предполагаемый шпион Разведывательного управления Министерства обороны (DIA) Эдмонд Поуп (капитан ВМС США, в отставке) был задержан, предан суду и осужден в России за шпионаж, связанный с полученной им информацией о системе вооружения «Шквал». Президент России Владимир Путин помиловал Поупа в декабре 2000 года по гуманитарным соображениям, поскольку у него был рак костей . [13] [14]
Операторы
[ редактировать ]- Россия
- Иран (возможно)
- ВМС Исламской Республики Иран (возможно)
- Вьетнам (возможно)
- ВМС Вьетнама (возможно, оснащены подводными лодками класса «Кило» , есть подозрение, что Вьетнам имеет на своем вооружении торпеды этого типа из-за изображения, показывающего часть ВА-111 и вьетнамских этикеток) [15] [16]
Варианты
[ редактировать ]Есть как минимум три варианта:
- ВА-111 Шквал — оригинальный вариант; ГОЛИС автономного инерциального наведения.
- «Шквал 2» — текущий вариант; Считается, что он имеет дополнительные системы наведения, возможно, за счет использования векторной тяги и с гораздо большей дальностью действия.
- Менее боеспособная версия в настоящее время экспортируется в иностранные военно-морские силы. Экспортный вариант именуется «Шквал-Э».
- Иран заявил, что создал версию под названием Hoot .
Считается, что все нынешние версии оснащены только обычными взрывными боеголовками, хотя в первоначальной конструкции использовалась ядерная боеголовка.
Технические характеристики
[ редактировать ]- Длина: 8,2 м (26 футов 11 дюймов)
- Диаметр: 532 мм (21 дюйм)
- Вес: 2700 кг (6000 фунтов)
- Вес боеголовки: 210 кг (460 фунтов)
- Скорость
- Скорость запуска: 50 узлов (93 км/ч; 58 миль в час)
- Максимальная скорость: 200 узлов (370 км/ч; 230 миль в час) или выше.
- Диапазон: около 11–15 км (6,8–9,3 миль) (новая версия). Старые версии всего 7 км (4,3 мили) [17]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «ВА-111 Шквал Торпедо» . Военный перископ . Архивировано из оригинала 18 января 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «ВМС Ирана испытали новую самодельную торпеду» . Информационное агентство «Фарс» . 22 ноября 2014 года . Проверено 18 мая 2015 г.
- ^ «Предназначен для того, чтобы сбивать американские суперавианосцы, наблюдайте за русским морским монстром, который остается самой большой угрозой для ВМС США» . Евразийские Таймс . Проверено 30 мая 2021 г.
- ^ «Очарование суперкавитирующих торпед» . Военно-морская техника . 19 июня 2017 г. Проверено 31 декабря 2019 г.
- ^ «В России разрабатывается высокоскоростная торпеда «Хищник» на замену суперкавитационной торпеды ВА-111 «Шквал» . Признание ВМФ . 16 января 2017 года . Проверено 31 декабря 2019 г.
- ^ Гаранин 2009 , с. 216 .
- ^ Jump up to: а б Полмар 2004 , с. 304.
- ^ Бейкер 2000 , с. 581.
- ^ "КТРВ на МАКСе-2009 представит новую продукцию" . AviaPort.Ru (in Russian). 27 July 2009 . Retrieved 2019-12-31 .
- ^ Shakhidzhanov, Ye. S. "Подводные ракеты" . Flot.com (in Russian) . Retrieved 2019-12-31 .
- ^ «Российско-киргизские отношения стремительно ухудшаются» . ТАСС . 22 марта 2012 г. Проверено 30 июля 2023 г.
Новым яблоком раздора стал завод по производству торпед «Дастан», который Москва стремится контролировать. Газета отмечает, что Россия […] требует 75% активов вместо 48% в обмене на списание 180 миллионов долларов долга.
- ^ Таверниз, Сабрина (15 декабря 2000 г.). «Американец, заключенный в тюрьму как шпион в Москве, освобожден по приказу Путина; США приветствуют жест» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 31 декабря 2019 г.
- ^ Мерфи, Дин Э. (15 января 2001 г.). «Дело московского «шпиона» до сих пор остается загадкой» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 31 декабря 2019 г.
- ^ ВнЭкспресс. «Мощь 6-килограммовых подводных лодок Вьетнама — ВнЭкспресс» . Быстрые новости VnExpress (на вьетнамском языке) . Проверено 5 ноября 2021 г.
- ^ Acomm( http://www.acomm.com.vn ), Copyright(c) 2019. «Открытие 5-й Международной выставки и научной конференции по управлению и автоматизации | Журнал «Пропаганда»» . туен Гиао.вн (на вьетнамском языке) . Проверено 5 ноября 2021 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ «Торпеды России/СССР после Второй мировой войны» . NavWeaps . Проверено 31 декабря 2019 г.
Источники
[ редактировать ]- Полмар, Норман (2004). Подводные лодки холодной войны: проектирование и строительство американских и советских подводных лодок . Даллес: Потомакские книги. ISBN 978-1-57488-594-1 .
- Гаранин И.В. (2009). «Морские твердотопливные ракетные двигатели с гидрореакцией». В Фаворском, Олег Н. (ред.). Преобразование тепловой энергии в механическую: Двигатели и требования . Том. II. Оксфорд, Великобритания: Публикации EOLSS. стр. 201–238. ISBN 978-1-84826-022-1 .
- Бейкер, AD III, изд. (2000). Боевые флоты мира 2000–2001 гг.: их корабли, самолеты и системы . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- ВА-111 «Шквал» Страница ФАС о подводной ракете . Архивировано 28 августа 2016 г. на Wayback Machine.
- Эшли, Стивен (май 2001 г.). «Варп-двигатель под водой». Научный американец . 284 (5): 70–79. Бибкод : 2001SciAm.284e..70A . doi : 10.1038/scientificamerican0501-70 .
- Тайлер, Патрик Э. (1 декабря 2000 г.). «За шпионским процессом в Москве: сверхбыстрая торпеда» . Нью-Йорк Таймс .