Эстер Фрумкин
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Октябрь 2019 г. ) |
Эстер Фрумкин | |
---|---|
Эстер Фрумкин | |
![]() Фрумкин в 1926 году | |
Рожденный | Хайе Малхе Лифшиц 1880 |
Умер |
Часть серии о |
бундизм |
---|
![]() |
1890-е годы до Первой мировой войны |
|
Межвоенные годы и Вторая мировая война |
После 1945 г. |
|
Люди |
Нажимать |
Песни |
Ассоциированные организации |
Отколовшиеся группы |
|
Категории |
Эстер Фрумкин [ а ] ( Идиш : Эстер Фромкин ; 1880 – 8 июня 1943), урожденная Малхе Хайе Лифшиц. [ б ] а также известна как Мария Яковлевна Фрумкина [ с ] , был белорусским бундовским революционером, публицистом и советским политиком, который был лидером Всеобщего еврейского Трудового Бунда в Литве, Польше и России , а затем Евсекции в Советском Союзе . Будучи ярой сторонницей языка идиш, ее политическая позиция по вопросу еврейской ассимиляции не удовлетворяла ни традиционных евреев, ни советских лидеров.
Образование и семейное происхождение
[ редактировать ]Хайе Малке Лифшиц родился в 1880 году в городе Минске , входившем тогда в состав Российской империи . [ 1 ] Дедушка был раввином, как и ее первый муж. После второго брака она стала известна как Эстер Вихманн.
Отец Фрумкина, Мейер Янкев Лифшиц, имел хорошее образование как в светской, так и в классической иудаике. Он писал и стихи, и прозу. [ 2 ] Бася, ее мать, имела семейные связи, в которые входили Каценелленбогены и Роммы из Вильнюса . Оба были важными семьями, известными своим образованием, своим положением в официальной еврейской общине Вильнюса и успешными деловыми начинаниями. Среди прочего, Цви-Гирш Каценелленбоген (1795–1868) поддерживал еврейскую общественную жизнь и художественный талант через салон, который он держал в своем доме. Одним из наиболее важных гостей был Авром Дов-Бер Лебенсон (1794–1878), чьи стихи, написанные на иврите, сыграли роль в возрождении иврита как современного языка. Издательство Роммов печатало книги всех жанров, как на идише, так и на иврите, не делая различий между различными религиозными группировками того времени.
Эстер получала домашнее образование до 11 лет, изучая иврит, Талмуд и тексты, связанные как с маскалимами , так и с сионистскими движениями ее времени. [ 2 ] Затем она училась в гимназии в Минске, а затем изучала филологию и русскую литературу в Педагогическом университете в Санкт-Петербурге . [ 1 ] Там она познакомилась с революционными кругами и познакомилась с марксистской теорией. [ 1 ]
Профессиональная карьера
[ редактировать ]Фрумкина начала публиковаться в 1900 году, когда ей было двадцать. До вступления в Бунд она была социал-демократом . Для Бунда она редактировала различные периодические издания. В 1910 году она опубликовала «Вопросы идишской народной школы» — обсуждение педагогических вопросов, особенно связанных с обучением языку. Частично аргументом в поддержку требования Бунда о национально-культурной автономии оно выступало за создание светских начальных школ для детей еврейского рабочего класса с преподаванием на идиш.
В 1920-х годах, живя в Москве, она редактировала идишскую газету «Евсекции» «Дер Эмес» ( «Правда» ), посвященную культуре и образованию. год она была ректором КУНМЗ В период с 1921 по 1936 (Коммунистического университета национальных меньшинств Запада), также расположенного в Москве , где вела продвинутый семинар по ленинизму . Она опубликовала биографию Владимира Ленина на идише , а также восьмитомную антологию его сочинений.
В 2018 году Сюзанна Сара Фейган завершила аннотированную библиографию из 357 статей в рамках требований к докторской степени. Она каталогизирует разнообразные материалы, такие как переводы, мемуары, дидактическая партийная журналистика, теория, поэзия и материалы для юных читателей; она характеризует тон Фрумкина в этих произведениях как варьирующийся от моралистического, юмористического, насмешливого до эмоционального, делая вывод, что работа всегда ясна и хорошо продумана, с личным качеством, которое сделало сочинения Фрумкина популярными. Выбор Фейган, по ее признанию, является скорее репрезентативным, чем полным.
Фрумкин был исключительно успешным оратором, убедив тысячи людей присоединиться к Бунду, поверить в ценность идиша и принять идею демократии, а также права меньшинств.
В период с 1905 по 1917 год неоднократно заключалась в тюрьму царской полицией за свою политическую деятельность, в 1908 году она отправилась в изгнание в Австрию и Швейцарию. Позже ее отправили в Сибирь , но ей удалось бежать, и Первую мировую войну она провела в подполье. Жертва чисток 1936–1938 годов, она умерла в лагере для задержанных в Казахстане, и, хотя Советский Союз «реабилитировал» ее в 1956 году, Бунд не упомянул о ней в своем трехтомном сборнике воспоминаний активистов, начатом в 1956 году. и завершился в 1968 году.
Влияние на статус языка идиш
[ редактировать ]До конца 19 века среди восточноевропейских евреев (также известных как евреи-ашкенази ) иврит был языком изучения Талмуда , а идиш использовался для бытовых целей. Когда в 19 веке начало развиваться сионистское движение, сторонники возрождения иврита как разговорного языка начали добиваться прогресса. Между тем идиш считался недостойным уважения в образовательных и других высоких целях.
В этом контексте Фрумкин предпринял в 1908 году исключительный шаг, предложив Черновицкой языковой конференции провозгласить идиш « национальным еврейским языком». При этом, следуя позиции Бунда о классовых различиях, она выступила против Я. Л. Переца , выступавшего за создание единой международной еврейской организации. Конференция предпочла только принять резолюцию, включающую идиш в качестве еврейского языка (вторым был иврит). Тем не менее резолюция повысила статус идиша до статуса других национальных языков . В последующие годы такие педагоги, как Двейре Куперштейн и София Гуревич, были среди еврейских педагогов, которые открыли начальные и средние школы с обучением исключительно на идиш, хотя и не обязательно исключительно для учащихся из рабочего класса.
Споры
[ редактировать ]Несмотря на то, что Фрумкин пропагандировал идиш, он является противоречивой фигурой в еврейской истории. В книге «Цена ниже рубинов: еврейские женщины как бунтовщики и радикалы » Наоми Шепард пишет, что «ни одна женщина не вызывала большего восхищения и ненависти со стороны евреев на первом этапе советского правления; ни одна женщина в Восточной Европе не достигла такого положения в еврейской политике». Осенью 2019 года « Рабочий кружок» предложил онлайн-курс о еврейских радикалах, в котором участвовал Фрумкин. [ 3 ] Тем не менее, ее ассоциировали с антисемитизмом такие разные писатели, как крайне правый деятель Фрэнк Л. Бриттон, чья книга «Мистификация советского «антисемитизма»: евреи, сионизм, коммунизм, Израиль и Советский Союз 1918–1991» (Ostara Publications) ) включает «Обращение о «национальных меньшинствах» ко Второму конгрессу Коммунистического Интернационала» Фрумкина (1920) и Дару Хорн , чье эссе «Крутые ребята: членовредительство как еврейская культурная стратегия и печальная история Евсекции». появляется в Таблице: Новое прочтение еврейской жизни .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Иногда известна просто как Эстер .
- ^ Идиш : Малка Хая Липшиц
Белорусский : Малка Янкелевна Люшиц , латинизированный : Малка Янкелевна Люшиц - ^ Russian : Мария Яковлевна Фрумкина
Белорусский : Мария Якавлевна Фрувкина , латинизированный : Мария Якалевна Фрумкина
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Гехтман, Рони (25 августа 2010 г.). « Лифшиц, Хайе Малке ». YIVO Энциклопедия евреев Восточной Европы . Проверено 9 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Аппель, Тамер Каплан (27 февраля 2009 г.). « Эстер Фрумкин ». Еврейские женщины: Комплексная историческая энциклопедия . Еврейский женский архив. jwa.org. Проверено 9 мая 2020 г.
- ^ «Осенний семестр идиш 2019 – Продвинутый идиш с Геннадием Эстраихом: еврейские радикалы» . Рабочий кружок. Архивировано из оригинала 9 октября 2019 года . Проверено 9 октября 2019 г.
- Аппель, Тамер Каплан (27 февраля 2009 г.). « Эстер Фрумкин ». Еврейские женщины: Комплексная историческая энциклопедия . Еврейский женский архив . jwa.org
- де Хаан, Франциска; Лутфи, Анна, ред. (2006). Биографический словарь женских движений и феминизмов: Центральная, Восточная и Юго-Восточная Европа, 19 и 20 века . Издательство Центральноевропейского университета. стр. 140–143.
- « Эстер: радикальный лидер ». Yiddishkayt.org . По состоянию на 7 октября 2019 г.
- Фейган, Сюзанна Сара (2018). Аннотированная библиография Марии Яковлевны Фрумкиной (Эстер) . доктор философии дисс. Австралийский национальный университет, 2018. iv , 4. По состоянию на 9 октября 2019 г.
- Гехтман, Рони (25 августа 2010 г.). « Лифшиц, Хайе Малке ». YIVO Энциклопедия евреев Восточной Европы .
- Хорн, Дара (6 сентября 2019 г.). « Крутые ребята: членовредительство как еврейская культурная стратегия и печальная история Евсекции ». Таблетка .
- Кац, Дэвид (2004). Литовская еврейская культура . Вильнюс, Литва: Балтос Ланка. стр. 227, 309, 316. ISBN 9955-584-41-6 .
- Шеперд, Наоми (1993). Цена ниже рубинов: еврейские женщины как бунтовщики и радикалы . Издательство Гарвардского университета. п. 139.